Без аварий – миллион километров. Начальное профессиональное образование

Машинист - ответственная профессия. Человек должен быть очень внимательным на этой работе. Уровень дохода у всех отличается, поскольку он зависит от различных нюансов. Но зарплата машиниста достойная, к тому же она постоянно повышается.

Условия на работе

Машинист постоянно несет ответственность за жизни людей. При работе его ничто не должно отвлекать. Водителю нужно иметь отличное здоровье. Женщины не могут претендовать на должность, поскольку они склонны к переменам настроения, а это в профессии недопустимо. Условия труда машиниста следующие:

  1. В кабине разрешено курить.
  2. Машинисты последних поездов ночью находятся в депо, где есть специальные комнаты. Ночевать можно и в квартирах, находящихся недалеко от станций.
  3. При работе водитель выполняет около 55 инструкций.
  4. В 55 лет можно выходить на пенсию.
  5. На открытых железных дорогах во время сильных снегопадов поезда находятся в пробках.
  6. Обедают сотрудники при движении по маршруту.
  7. Двери нужно закрывать после фразы «Осторожно, двери закрываются».
  8. Во время выезда из тоннеля бывают резкие вспышки, что негативно влияет на машиниста.
  9. На работу следует приходить в хорошем настроении, отдохнувшим.
  10. За рабочую смену (8-9 часов) перевозится около 9 тыс. людей.

Такие нормы действуют для всех машинистов. В этой работе важна внимательность, так как сотрудник является ответственным за многое. От него зависит безопасность перевозки людей.

От чего зависит зарплата?

На уровень дохода влияет:

  • количество часов;
  • переработка;
  • работа в ночные смены;
  • выслуга;
  • квалификация.

Регион

Чтобы узнать зарплату машиниста поезда, достаточно посетить сайт РЖД. В Москве такие сотрудники получают до 80 тыс. рублей. А оценивается на 20 тыс. меньше. Зарплата машиниста отличается в зависимости от региона:

  1. Уфа - 40 000.
  2. Улан-Удэ - 45 000.
  3. Махачкала - 38 000.
  4. Нальчик - 50 000.
  5. Волгоград - 30 000.
  6. Мурманск - 45 000.
  7. Пенза - 31 000.
  8. Пермь - 35 000.
  9. Саратов - 22 000.

Информация указана на 2016 год. Зарплата машиниста выше в тех городах, где постоянно большое количество поездов и много пассажиров. Во многих регионах доходы этих работников не изменяются в течение длительного периода. На основе данных средняя зарплата машиниста поезда равна около 35 000 рублей.

Машинист метро

Какова зарплата машиниста метро? Уровень доходов зависит от места работы. В Москве такие сотрудники получают около 50 000 рублей, а в небольших городах - от 20 тыс. Последний показатель и является минимальной оплатой труда, а максимальная составляет 100 тыс. Зарплата машиниста метрополитена в Санкт-Петербурге равна около 50 тыс. рублей, хотя условия труда там ничуть не легче, чем в московском.

Трудоустроиться машинистом метро сложно, поскольку претенденты проходят жесткий квалификационный отбор. К тому же условия труда на этой должности непростые. Работа связана с тяжелыми факторами труда, из-за которых человек рискует получить различные заболевания. Работа машиниста сложна по причине большой ответственности за перевозимых людей.

Стаж

Зарплата машиниста зависит от его стажа. Также она определяется видом управляемого поезда. Категории стажа следующие:

  1. Третий класс можно получить спустя 2 года после учебы. В течение этого времени необходимо водить локомотив или электричку. Обычно выпускникам вузов доверяют небольшие грузовые поезда на маленькие расстояния.
  2. Второй класс выдается спустя 2 года после присвоения третьего. Но для этого необходима постоянная практика. При наличии такой квалификации работник водит но не на дальние расстояния.
  3. Первый класс предоставляется через 2 года после работы со вторым. Тогда сотрудник будет водить пассажирские и остальные поезда на дальние расстояния.

Именно от квалификации зависит зарплата машиниста локомотива. Почти в каждом регионе РФ водитель любого железнодорожного транспорта может иметь доход до 100 тыс. рублей.

Машинист электрички

Такой машинист тоже является востребованной профессией. К тому же она такая же вредная и опасная, как водитель транспорта в метро. Люди данной профессии могут жаловаться на хроническую усталость, так как расстояние между пунктами часто превышает рабочую смену.

Обучиться на машиниста электрички можно в учебно-производственном учреждении. Это займет примерно 6,5 месяцев. Какая зарплата у машиниста электрички? Средний уровень дохода по стране составляет 45 000 рублей, а в Москве он достигает 80 тыс.

Как стать машинистом?

Для получения работы необходимо образование. Кандидаты проходят медкомиссию и сдают экзамен, после чего могут проходить стажировку. Она продолжается четыре месяца. По ее итогам будет составлена рекомендация, или человека могут принять на работу. Только тогда работнику будут присваиваться квалификации.

Перед управлением локомотивом нужно поработать помощником. Зарплата у такого сотрудника ниже, но и обязанностей меньше. Кроме высшего образования, есть и другие требования. Мужчинам обязательно нужно пройти службу в армии. А женщин редко берут на такие должности. На пенсию выходят в 55 лет.

Кто такой помощник?

Это сотрудник, который должен присутствовать в кабине. Он является полноправным членом локомотивной бригады. Помощник считается дублером машиниста, так как выполняется многие виды деятельности. В его обязанности входит:

  • контроль за исправностью тепловоза до отправления;
  • исправное сцепление;
  • контроль за световыми сигналами;
  • связь диспетчера с машинистом;
  • контроль скорости;
  • слежка за показаниями приборов.

Такая работа позволяет научиться самостоятельному управлению составом. Хоть зарплата сотрудника меньше, но это создает стремление к ее увеличению.

Какие качества нужны?

Для работы нужны знания, умения, навыки. Необходима дисциплина, которая требуется в разных ситуациях на дороге. Машинисту и помощнику нужна:

  • быстрая реакция;
  • внимательность, осторожность;
  • выносливость, осмотрительность;
  • отличная зрительная память, тонкий слух;
  • стрессоустойчивость.

Без этих качеств работу выполнять сложно, только при их наличии деятельность будет качественной и эффективной. Все полученные во время обучения знания регулярно перепроверяются. Это работа, где важна теория и практика.

Преимущества

Профессии машиниста и помощника всегда востребованы. Так как объем знаний велик, то перспективы почти неограниченны. Поезд остается надежным транспортом для перевозки людей и грузов.

Совершенствование навыков положительно влияет на эрудированность экипажа. Сотрудники, которые работают на локомотивах, разбираются в последних новинках технического прогресса. У работников обычно нет хронических недугов, поскольку их здоровье постоянно проверяют.

Минусы

Доход у работников достаточно высокий из-за того, что приходится трудиться в тяжелых условиях. Специалисты сталкиваются с постоянным стрессом и ответственностью за жизнь людей. Сотрудники много времени проводят вне дома.

Усталость появляется из-за:

  • замкнутого пространства;
  • напряженности зрения;
  • влияния шума;
  • вибрации локомотива;
  • дорожной пыли.

Зарплата помощника машиниста составляет около 50 тыс. рублей. Выше уровень доходов в Москве, там же и больше вакансий по этой специальности. Зарплата помощника машиниста в Петербурге равна 40-45 тыс. рублей. На Севере сотрудники получают надбавки из-за климата.

Зарплата в других странах

В других странах доходы машинистов намного выше по сравнению с Россией. Например, в Германии получают 3 тыс. евро, а это около 210 тыс. рублей. В США доход равен 3,5 тыс. долларов, что составляет 220 000 рублей. Но в ближайших странах машинисты зарабатывают меньше. Например, на Украине получают 10 тыс. гривен, а это составляет 24 тыс. рублей. В Беларуси показатель равен 10-15 млн белорусских рублей (32-46 тыс. рублей).

Где обучаться?

В метро и РЖД обучают в своих учебно-производственных учреждениях. Важно соответствие по возрасту, крепкое физическое и психологическое здоровье. Обучаться можно молодым людям до 35 лет, которые служили в вооруженных силах. Преимуществом считается наличие технической специальности.

В метро обучают 6,5 месяцев. Половина времени занимает изучение теории, а потом наступает практика. В конце проводятся экзамены. На протяжении обучения платится стипендия. Для учебы в РЖД приглашают людей, которые прошли подготовку в университетах путей сообщения. На основе полученных знаний можно продолжить обучение (2 года) в учебно-производственном учреждении.

Поступить на учебу можно после медосмотра. Также он регулярно проходится во время работы. Если есть какие-либо отклонения в здоровье, то к обучению не допустят. После прохождения подготовки есть возможность трудоустройства с дальнейшим повышением по службе. Со стажем и опытом будет увеличиваться и уровень доходов.

Нынешний год машинист маневрового тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Ружино Сергей­ Волынец считает успешным: за свой многолетний труд он получил заслуженную награду – знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км».

Наш герой никогда не думал, что станет железнодорожником: с детства мечтал быть офицером. Но когда подошло время определяться с профессией, подал документы в училище, готовившее помощников машиниста. Потому что однажды понял, что железнодорожники – особенные люди, а независимый и мощный локомотив, без усилий ведущий десятки вагонов, неизменно вызывал уважение и желание изучить его.

Быстро пролетела учеба. Практика лишь подтвердила правильность выбора. А во время службы в армии Сергей прочувствовал, как тянет его, словно магнитом, в кабину тепловоза. С тех пор минуло больше 30 лет, 27 из которых он – машинист локомотива.

– Что вы, никаких цифр не хватит, – засмеялся он в ответ.

– Помните свою первую поездку?

– Конечно! Главное, помню, что ощущения были совершенно не такие, какими их себе представлял раньше. С вождением автомобиля никакого сравнения! Кажется, что впереди прямой участок, а на самом деле там есть спуски и подъемы, и вести состав на каждом участке надо иначе...

Ну а если серьезно, то просто и романтично это только на первый взгляд. Старт, остановка, соблюдение скоростных режимов, переговоры по рации, повороты, подъемы, сигналы предупреждения, мгновенная реакция на опасность – все это знакомо каждому машинисту. Недаром профессия считается основной на железнодорожном транспорте.

– Ведь от того, как человек, избравший эту профессию, подготовлен теоретически и практически, как он осознает возложенную на него ответственность, зависит безопасность движения поездов, – считает Сергей Леонидович. – И сегодня, являясь наставником молодежи, пытаюсь донести это до них.

А опыта ему не занимать. В мае прошлого года, когда в районе станции Сунгач Владивостокского региона Дальневосточной дороги на подъездном пути воинской части произошли взрывы снарядов и начался пожар, Сергей Волынец был тем самым машинистом, который с риском для жизни вывел 10 вагонов с опасным грузом. В каждом из них находилось до 30 тонн боеприпасов, и если бы пожар охватил состав, то взрыв наделал бы много беды...

Он не любит рассказывать о том, что пришлось пережить в тот день.

– Страшно не было. Мы просто делали свое дело, – вспоминает Сергей Леонидович, – лишь потом, когда пожарные начали обдавать состав с двух сторон водой из брандспойтов – для охлаждения находившихся там боеприпасов, стало доходить, что могло произойти непоправимое. Поэтому уверен, что для людей нашей профессии главное – не только железное здоровье, но и характер, способность концентрироваться на важном, выдержка и внимательность.

По словам машиниста-инструктора колонны Игоря Яковченко, Сергей Волынец из тех, кто, несмотря на трудности, если полюбил свое дело, то навсегда.

Сын Сергея Леонидовича, окончив ДВГУПС, воплотил мечту отца: соединил две специальности, военного и железнодорожника. Андрей служит в ВОСО Дальневосточного военного округа.

– Так что железная дорога не отпускает. Любовь к ней проявляется и в детях, – подвел итог нашему разговору Сергей Леонидович. – И я рад этому!

Монополистом на рынке транспортировки различных грузов по территории России является РЖД. Расшифровка РЖД — Российские Железные Дороги. Сегодня в ОАО трудится до 820 000 человек . Зарплата машиниста локомотива РЖД зависит от множества различных нюансов.

Мастерство, целостность, обновление — такие корпоративные ценности пропагандирует РЖД

В 2019 году средняя зарплата машиниста поезда РЖД составляет 70 000 р./1 мес . На Сахалине труд машиниста РЖД оценивается в 100 000 р./2 мес. В Чеченской республике размер оклада представителей этой профессии составляет 50 000 р./1 мес.

Иные факторы, от которых зависит зарплата РЖД, представлены в табличке.

Как начисляется зарплата

Зарплаты сотрудников РЖД выплачиваются ежемесячно. Рассчитывается размер оклада, исходя из часов, которые отработал сотрудник ОАО. Месячная норма составляет 176 часов.

Средняя зарплата железнодорожников России в сравнении с доходами представителей данной профессии из других стран.

Нередко работники, трудящиеся на железной дороге, соглашаются работать внеурочно. Это учитывается при расчёте з/п. В конце месяца такие сотрудники ОАО получают большую сумму, нежели указано в договоре. Судя по отзывам, за хорошую работу РЖД выплачивает премии даже в условиях кризиса.

Также представители этой специальности имеют право на следующие бонусы:

  • обеспечение жильём иногородних;
  • получение оздоровительных путёвок для всех членов семьи;
  • бесплатный проезд по ж/д даже после выхода на пенсию.

Зависит от квалификации

Российские железнодорожники имеют право на получение максимальной з/п. Для этого они должны соответствовать следующим критериям:

  1. Наличие среднего специального образования.
  2. Хорошее здоровье.
  3. Успешное завершение стажировки.

Длительность стажировки для всех желающих получить работу в РЖД, варьируется от 90 до 120 дней.

Работа на электропоезде

Сегодня зарплата машиниста электропоезда РЖД выдаётся в соответствии с повременно-премиальной системой. Размер оклада складывается из следующих составляющих:

  • уровень квалификации;
  • количество отработанных лет;
  • работа в ночные часы;
  • выполнение сверхурочной работы;
  • сумма выработанных часов.

Помимо повышения оклада, сотрудник ОАО имеет право на бонусы. Ему полагается лечение за счёт компании в любом медицинском учреждении. Также машинист электропоезда имеет право на премиальные и квартальные. Размер дополнительных выплат составляет 30-40%.

Легко ли работать машинистом? Ответ в следующем видео.

Сколько получают москвичи

В Москве машинист зарабатывает больше, нежели в других российских городах. На уровень з/п влияет вид поезда и разряд сотрудника ОАО.

Средняя зарплата в РЖД у москвичей составляет 50,0 тыс. руб. Опытные железнодорожники получают до 70 000 р./1 мес.

Меньше всех зарабатывает помощник машиниста. Этот уровень считается начальным. Средняя з/п помощника машиниста составляет 45 000 р./1 мес. После окончания вуза молодые специалисты вынуждены работать на нижней планке от 12 до 24 месяцев.

Через 5 лет у специалиста, повысившего свою квалификацию, есть возможность увеличить свою зарплату до 100,0 тыс. руб.

Московские железнодорожники получают больше своих региональных коллег.

Оклады других сотрудников железной дороги

Информация об окладах других сотрудников РЖД представлена в табличке.

Должность Уровень месячной заработной платы
Путеец 18 000-19 000
Инженер 23 000-25 000
Диспетчер 20 000-21 000
Техник 22 000-24 000
Приёмосдатчик 17 000-19 000
Контролер 15 000-17 000
Электромонтёр 21 000-23 000
Дежурный по станции 22 000-24 000
Кассир на вокзале 17 000-19 000
Обходчик 22 000-23 000
Движенец 16 000-18 000
Электрик 22 500-24 600
Механик 24 000-26 000
Вагонник 23 000-25 500
Стрелок 22 500-24 000
Оператор- расшифровщик 21 000-23 500
Инспектор по досмотру 26 000-28 000

Сколько платят проводнику

Зарплата проводника в среднем составляет 46,8 тыс. руб. Размер оклада, который заработал представитель этой профессии, зависит от следующих факторов:

  • вид поезда;
  • управление;
  • дневные часы;
  • ночные часы;
  • сложность пути;
  • дальность пути;
  • время года.

Наибольшие оклады получают специалисты, работающие на новых, улучшенных составах.

В табличке представлена информация о заработных платах проводников по городам.

О тонкостях профессии проводника пассажирского вагона — следующий видеоматериал.


Минимальная ставка для представителей этой профессии составляет 17 000 р./1 мес.

Также для этих специалистов имеется специальный план продаж. Если он выполнен, то вся команда состава, в которую помимо проводника входят инженер, машинист, диспетчер и электромонтёр, получает дополнительные 15% премиальных. В ином случае сотрудникам ОАО приходится выплачивать собственные деньги.

Огромную роль в з/п проводника играет ревизор. Если ревизор находит ошибки в работе, то сотрудник РЖД лишается премиальных. Если проводник теряет имущество компании, то он также обязуется выплатить определённую сумму из собственного кармана.

Сколько платят охранникам

Услуги сотрудников ведомственной охраны оцениваются недостаточно высоко. Информация о вакансиях и зарплате охраны РЖД представлена в табличке.

Город Размер месячной з/п Нюансы
Москва 21000-25000 На собеседовании при себе обязательно иметь УЛЧО
и свидетельство о разряде.
Предполагаются подработки для сотрудников, а также полный социальный пакет. Оформление строго по трудовому кодексу РФ. З/п перечисляется на банковскую карту. Также полагаются разовые премии, мат.помощь. Оплачивается ж/д проезд и путёвка в дом отдыха сотруднику и ребенку, не достигшему четырнадцатилетнего возраста.
22000-24000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника, диплом об окончании школы охраны, медицинские справки формы № 002/0у; №003/0у, свидетельство о присвоении квалификации.

Оформление по ТК РФ. Полагается дополнительный социальный пакет, подработки, квартальные.

Тула 18000-20000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника нового образца, действующий квалификационный разряд, диплом или свидетельство об окончании негосударственной школы. Помимо з/п, сотрудникам положены премиальные, соцпакет и квартальные.
Пятигорск 11000-13000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника. К з/п полагаются премиальные, квартальные, обследование и лечение в НУЗ, полный социальный пакет.
Брянск 14000-16000 Оформление строго по ТК. Помимо заработной платы, сотруднику предоставляется полный социальный пакет, оплачиваемый отпуск, обследование и лечение в любом учреждении здравоохранения, бесплатный проезд на ж/д транспорте, больничный лист, квартальные премии. В будущем возможно повышение оклада.

Предполагается, что в будущем работа ВОХР будет оцениваться выше.

Сотрудники ВОХР делают обход

Машинист поезда (Машинист локомотива) - железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения.

Машинист поезда - железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Профессия подходит тем, кого интересует физика и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) - маршруты таких поездов ещё короче.

И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.

Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.

Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине - всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар - он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни - большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.

Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.

Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.

Рабочее место

Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.

Оплата труда

Зарплата на 30.04.2019

Россия 27000—90000 ₽

Москва 40000—70000 ₽

Важные качества

Уверенность в себе, высокое чувство ответственности, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение (в том числе цветовое зрение), острый слух. Болезни сердца, сосудов, центральной нервной системы, бронхиальная астма, нарушения вестибулярного аппарата, проблемы опорно-двигательного аппарата, ограничивающие движение, противопоказаны при такой работе.

Знания и навыки

Необходимо уметь управлять локомотивом, проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью. Знать устройство локомотива, правила движения на железной дороге.

Где учиться на Машиниста поезда (образование)

Начальное профессиональное образование (НПО)

В одном из железнодорожных колледжах можно получить профессии:

  • «Помощник машиниста локомотива»;
  • «Помощник машиниста тепловоза»;
  • «Помощник машиниста электровоза».

Среднее профессиональное образование (СПО)

В колледжах и техникумах можно получить специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Квалификация «Техник».

Обучение по месту работы

Для работы в метро можно устроиться в депо (на линию метро) и там пройти обучение профессии машиниста. Сначала проводится слесарная практика, затем будущий машинист изучает оборудование электропоезда и учится управлять поездом. В московском метрополитене для ускорения процесса используют тренажёры.

В Германии 800 ежегодно человек бросаются под поезд, превращая тем самым машинистов в непредумышленных убийц. Под колесами поезда Стивена Книста за все время его работы оказались четыре человека, и он опасается, что от пятого такого потрясения он не оправится.

Книст восстанавливает душевное равновесие в Роттердаме, где могучий Рейн впадает в Северное море. По словам машиниста из Германии, волны и шум прибоя помогают снять напряжение, накопившееся за последние два года. В море он топит стресс и то, что он называет «случаями». Первый из таковых произошел на прямом участке железной дороги. Ему был 21 год, и он проработал машинистом только несколько недель.

Наступили сумерки, Книст вел поезд на скорости 120 км/ч. На рельсах лежала молодая девушка. «Это было похоже на мусорный мешок, я сразу же нажал на тормоз», – вспоминает машинист.

Вес локомотива – 80 тонн, плюс вес вагонов, которые толкают локомотив сзади. На скорости 120 км/ч до полной остановки поезд проедет примерно 600 метров.

Шесть сотен метров превращаются в 18 бесконечных секунд – все это время машинист смотрит на человека перед собой. На курсах подготовки советуют отворачиваться и закрывать уши. «Но это не помогает, – объясняет Книст. – Времени, чтобы отвернуться просто не остается».

Некоторые, по его словам, надевают специальные повязки, чтобы не видеть ужасную сцену. Но Книст не думал о таком способе, вместо этого он просто стоял и смотрел.

Странно, но в эти 18 секунд в его голове прокручивались только пункты из инструкции для железнодорожников. Включить сигнал об опасности. Предупредить других инженеров. Полностью остановить поезд. Сообщить в контрольный центр диспетчеру.

Он помнит звук столкновения, тупой удар,

но не знает, лежала ли девушка лицом вниз или на спине. Он вышел из вагона и пошел к месту, где лежала девушка. Спустя некоторое время приехали люди из руководства железнодорожной компании, сотрудник прокуратуры и коллега-машинист, который должен был заменить Книста.

Домой он возвращался домой на такси. Товарищ навестил его, чтобы не оставлять наедине с воспоминаниями о мешке с мусором, который оказался вовсе не мешком.

Из города Вице, в котором живет Книст, до Роттердама два часа езды, вместе с друзьями они сидят на берегу, смотрят на море и выбирают идеальное освещение, чтобы сделать хороший снимок. Роттердам далеко от его родного города, а прибрежная полоса еще дальше от железных дорог, по которым Книст каждый день ведет свой локомотив. Но все же быть машинистом поезда – по-прежнему работа, о которой он всегда мечтал.

Цель для всего

Двоюродный брат его отца работал диспетчером, и однажды взял маленького Стивена с собой на работу. Этого хватило, чтобы оценить красоту мощной и точной машинерии, где каждая кнопка, каждый переключатель выполняет свою роль.

Железные дороги отличаются от автомобильных в первую очередь порядком: одни и те же процессы беспрерывно повторяются – отсюда точность графика. В понедельник, во вторник и любой другой день поезд, который отправляется из Гамбурга в 11:38, прибывает на берлинский вокзал ровно в 1:21 ночи.

На Рождество шестилетнему Стивену родители подарили модель поезда, а уже к 12 годам он знал, что станет машинистом. Он закончил школу, прошел курс подготовки и затем подал заявление в железнодорожную компанию Deutsche Bahn.

До подготовки кандидаты проходят тестирование. Будущий машинист должен уметь концентрироваться и работать в условиях стресса. Во время одного из тестов Книст сидел перед монитором в наушниках. На экране появлялись цвета и включались звуки. Нужно было нажимать соответствующие кнопки и две педали, в зависимости от определенного цвета или звука. Затем скорость увеличивали. Впоследствии студент должен был понять, что хаотично жать педали и кнопки не обязательно, что важна пауза между нажатиями, от этого последовательность звуков и цветов замедлялась.

На курсах подготовки инструкторы затрагивают и тему самоубийств. По статистике, за год на железных дорогах Германии счеты с жизнью сводят 800 человек. Для пассажиров «железнодорожное самоубийство» – это только опоздание и отставание от графика. Но немецкие железнодорожники называют это «личной травмой» и «чрезвычайной ситуацией на рельсах».

800 самоубийств в год – это больше двух в день. Каждый машинист за время своей работы может переехать одного или двух человек.

То, к чему нельзя подготовиться

В конце 2004 года коллега по работе посоветовал Книсту книгу «Страх всегда с тобой…» со множеством графиков и таблиц. Весь ужас железнодорожных аварий суммируется в статистической выкладке и диаграммах, именно поэтому ее рекомендуют читать машинистам. Книст хотел знать, что делать, когда это произойдет, что будет после и кто поможет. Он хотел подготовить себя. Но не мог знать, что в жизни случаются события, к которым подготовиться невозможно.

Спустя месяца после первого «случая» Книст решил вернуться на работу. «Как ты?» – спросил его шеф. Если бы он ответил, что произошедшее его беспокоит, пришлось бы беседовать со штатным психологом. Но он был уверен, что готов продолжить работу, а посещение психолога считал проявлением слабости. В то время Книст не знал никого из коллег, кто обращался бы за психологической помощью. Машинисты не говорят о «случаях».

Водить поезд – это профессия одиночек. Энтузиасты, которые восхищаются точностью процесса, умеют наслаждаться одиночеством. Если машинист и контактирует с людьми, так это потому что отлаженный процесс нарушился: либо беспорядки в вагонах, либо препятствие на рельсах. Хороший машинист должен уметь вообще забывать о людях, до определенной степени.

Идеальный мир машиниста – это пустыня: впереди рельсы, сзади сотни пассажиров, а под ногами 10 тыс лошадиных сил.

Обычная скорость товарного поезда – 100 км/ч, для пригородных поездов – 160 км/ч, поезда дальнего следования разгоняются до 300 км/ч. ICE 3, рассчитанный на 400 пассажиров, представляет собой 200-метровую цепь вагонов с собственным весом 400 тонн. Чтобы остановиться, этому поезду понадобится проехать три километра.

Второй «случай»

Второй «случай» Книста произошел почти через год после первого. В этот раз он только в последний момент увидел мужчину, который бросился под колеса локомотива.

Когда поезд Книста в первый раз сбил человека, он спустя какое-то время пришел на место трагедии. Во второй раз вернуться он уже не смог.

И снова в такси он ехал домой, снова взял отгул на месяц, после которого ему вновь хватило мужества вернуться к работе. «Я не думал, что инцидент как-то на меня повлиял».

Почти каждый машинист после нескольких лет работы умеет отличать звуки смерти. Чем сильнее удар, тем громче звук. Некоторые могут отличить лису от собаки, зайца от кролика или голубя от грифа. Если человек лежит на рельсах, звук от столкновения будет не таким, когда жертва стоит и ждет смерти. «Если он встанет, – объясняет Книст. – Звук тоже будет отличаться».

После второго «случая» Книст стал своего рода экспертом. Вместо того, чтобы просто вести поезд из пункта А в пункт Б, теперь он «читает» железную дорогу и распознает места, где быть находиться самоубийца.

Он знает, где люди могут незаконно переходить по путям, или же как мороз влияет на систему торможения. Пассажирский транспорт более опасен по сравнению с товарными поездами, а на открытой территории опаснее, чем в жилых районах. Мужчины с большей вероятностью бросятся под поезд, чем женщины, также и молодые люди делают это чаще.

Опасность в особенности высока, если неподалеку расположена психиатрическая лечебница. По наблюдениям Книста, фары локомотива не помогают обнаружить препятствие на рельсах. Свет настолько слабый, что машинисты называют их свечками.

Третий инцидент произошел в конце 2006 года. «Опять был темный сезон», – говорит Книст, добавляя, что пришлось испытать тошнотворное ощущение.

Он не знает, лежала или стояла жертва. Сейчас он ничего не хочет знать о самоубийцах; такое незнание его защищает. Лицо, имя, или, что еще хуже, история жертвы еще больше усложнят его жизнь.

Вновь он ехал в такси домой и думал: «Почему опять?». Тогда ему 24.

Сейчас он уже знает, что расписание поездов – это не более чем оптимистичный прогноз. На пути всегда может оказаться какая-нибудь преграда. Человек, который ищет смерть на рельсах, тем самым вносит изменения график. Книст и в этот раз справился без посторонней помощи. После трех травматических случаев он помнил все детали, звуки, запахи. «Помню все, – говорит он. – Все с очень точной фокусировкой».

«Из-за таких травм люди часто не могут об этом говорить, – объясняет Бруно Каль, завотделом больницы в городе Маленте, что в северной Германии. Двадцать лет назад это учреждение начало специализироваться в помощи машинистам, которые получили психологические травмы. От пережитого ужаса люди буквально теряют дар речи.

Самоубийцы, которые ищут смерть на рельсах, не только лишают жизни себя, но и травмируют других. Они превращают машинистов поездов в тех, кому по долгу службы приходится убивать.

Упомянутая клиника – это дочерняя организация немецкого оператора Deutsche Bahn. В 1996 году машинист поезда, которого в ней лечили, жаловался на боль в сердце. В ходе ультразвукового обследования доктора не нашли причины этих симптомов. В дальнейшем пациент рассказал, что его локомотив наехал на группу рабочих. Это обстоятельство позволило докторам предположить, что причина сердечных болей не носит физического характера.

Книст страдает от Посттравматического расстройства (ПТСР), как минимум после третьего самоубийства. Такое тяжелое психическое состояние встречается у 15% машинистов, которые сбивают людей. Другими словами, машинисты поездов находятся в той же группе риска, что и пожарники, парамедики или полицейские.

Стивен Книст пытается найти покой, фотографируя грузовые корабли. С каждый «случаем» фотографии становятся все более важными. Он старается как можно больше времени проводить у береговой линии в Роттердаме. За день он делает до 1.5 тыс фотографий. Уже дома он пересматривает снимки, отбирает, архивирует их, словно пытаясь так бороться с картинами ужасов в своем сознании.

Книст делает по две резервных копии лучших снимков, опасаясь, что из-за ошибки или технической поломки фотография исчезнет. Его коллекция снимков занимает до 9 терабайт. Он помнит каждый корабль, погоду, день, освещение и другие детали. Эти фотографии будто служат доказательством, что каждый отдельный день существовал, что был сделан определенный прогресс, что в жизни есть определенный порядок, последовательность.

Восемь лет все шло хорошо, по крайней мере так Книсту казалось. Но даже тогда друзья начали замечать в нем перемены. Он все больше уходил в себя, замыкался. Когда они устраивали вечеринки, Стивен чаще всего находил причины, чтобы не пойти.

В январе 2015 очередной самоубийца решил свести счеты с жизнью с помощью поезда Книста.

Четвертый «случай» отличался от трех предыдущих. Книст вспоминает, что это был чернокожий, который не лежал на рельсах, его нельзя было спутать с мешком мусора. Мужчина шел по рельсам навстречу поезду. Книст не может забыть его взгляд – самоубийца смотрел на него.

Машинист поезда должен выполнить три действия, чтобы остановить поезд как можно скорее: переместить тормозной рычаг из положения «ход» в положение «чрезвычайной ситуации», нажать сигнал с помощью педали, нажать кнопку, которая заставляет кварцевый песок сыпаться на рельсы, чтобы увеличить сцепление колес при торможении. Однако чаще всего бывает слишком поздно.

Книст вновь взял отгул. Но в этот раз он не вернулся. Воспоминания были слишком тягостными. Он плохо спал по ночам и практически не выходил на улицу. Любые повседневные явления – сирены, звук тормозов, звук поезда, сигнальные огни полицейском машины – могут вызвать в памяти страшные картины.

В мае 2015 Книст впервые встретился с доктором Калем в Маленте. По словам которого, зрительный контакт – мощный фактор. «Машинист думает, что самоубийца выбрал именно его». Книсту предложили рассказать о «событии», поездке и его ощущениях. Многие пациенты обращаются в это заведение с просьбой «избавить их от этого». «Как в фильме «Супер 8. Не могли бы вы прервать последовательность?» – говорит Каль. Обычно проходит некоторое время, прежде чем пациент с психологической травмой понимает, что воспоминания нельзя стереть. Можно говорить о последовательности событий, – объясняет Каль, – в надежде, что пациент начнет оценивать их по-другому. Если удастся, воспоминания станут менее ярким, но полностью они не исчезнут.

Пациент должен понять, что машинист не преступник, а жертва. Он вел локомотив, но никого не убивал, самоубийцы сами укоротили себе жизнь. Гнев – это хорошая эмоция, гнев по отношению к тому, из-за кого, пациент оказался в таком положении. Гнев помогает машинисту поезда не чувствовать свою вину.

Книст вернулся домой спустя 9 недель. Ему было лучше, но не так, как хотелось бы.

Когда он не мог спать по ночам, садился за стол, пересматривал фотографии кораблей, часами подбирал нужный цвет, контраст, оттенки.

Он не работал и через год мог потерять лицензию машиниста. Приближался крайний срок, ему становилось хуже.

В 2016 году он вновь обратился к врачам, в этот раз он пробыл в лечебнице 12 недель.

Книст научился определять свои психологические «триггеры»: звуки, запахи, которые сознание связывает с «событием». Он понял, что избегает прогулок в лесу только потому, что не выносит запах осенней листвы. Много лет назад ноябрьским вечером он шел вдоль вагонов к мертвой женщине.

Он научился быть терпеливым и даже почувствовал облегчение, когда срок действия лицензии истек. Еще он научился возвращаться на вокзалы и садиться в вагон. По его словам сейчас он чувствует себя маленьким ребенком, который учится ходить.

Прошлой весной Книст вновь решил пройти тестирование, чтобы возобновить лицензию. Он хотел бороться, сдал тест с первой попытки. Вначале водил локомотив 2 часа в день, потом четыре, и, наконец, восемь. Ему помогал коллега. Возможно, свою роль сыграл и тот факт, что напарник тоже сбил кого-то на рельсах. «Он знал, о чем я говорил».

По словам Книста, сейчас график работы более сложен, чем это было прежде. В первые недели Книст с опаской смотрел на каждую контрольную будку, ожидая, что там может прятаться самоубийца. Когда вел поезд ночью или в тумане, покрывается холодным потом. Иногда он берет отгул. Часами просиживает возле компьютера, просматривая фотографии кораблей, встречается с психологом. Он боится, что пятый «случай» полностью разрушит его жизнь.

Однажды он взял отпуск на неделю, а позже узнал, что за это время на его маршруте погибли три человека.

«Хороший день»

Книст пытается не думать о тех людях, которые превратили его жизнь в ад, потому что они и сами не могли справиться со своими проблемами. Он отвоевал себе место в кабине машиниста, это выдающееся достижение для него; он думает о машине, которой управляет, о графике; и также пришел к выводу, что счастье – это просто отсутствие невзгод.

Стивен Книст вместе с друзьями провел день у моря, они ловили удачные кадры, шутили или просто молча смотрели.

С помощью штатива Книст делает фотографии двух белых паромов, которые причаливают к берегу. Солнце освещают теплицы, где растут орхидеи. «Сегодня хороший день», – говорит он. Хорошее небо, много кораблей, хороший свет.

Вернувшись домой, он редактирует снимки, и через минут 20 выкладывает результат в Фейсбуке. Идеальное фото: две огромные машины причаливают к берегу друг за другом, высокое солнце, все в фокусе и корректно отображено. Нет никакого движения, и ни одного человека.

www.spiegel.de