Проектная работа позволяет. Проектная деятельность школьников, виды и цели проектов. Оценивание успешности обучающегося

План

1. Проектная деятельность.

1.1. Деятельность. Проектная деятельность.

1.2. Проект. Типология проектов.

2. Теоретические аспекты проектирования.

2.1. Принципы конструирования и проектирования индивидуальных образовательных программ (проектов).

2.2. Моделирование. Проектирование.

3. Организация проектной деятельности.

3.1. Трудности при проектировании.

3.2. Этапы работы над проектом.

3.3. Деятельность на различных этапах проектирования.

4. Темы проектов.

5. Тезаурус.

6. Практикум.

Проектная деятельность

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Деятельность. Проектная деятельность

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Проектная деятельность содержит:

    анализ проблемы;

    постановка цели;

    выбор средств ее достижения;

    поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

    оценка полученных результатов и выводов.

Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

    Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

    Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

    Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

    Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

    Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

  • Проект должен быть посильным для выполнения;

    Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

    Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

    Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

    В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

    Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

    повышение мотивации учащихся при решении задач;

    развитие творческих способностей;

    смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

    формирование чувства ответственности;

    создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.

Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Проект. Типология проектов

Проект (от лат. рrojectus, букв – брошенный вперед):

1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

2) Предварительный текст какого-либо документа.

3) Замысел, план.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка , для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления) .

Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.

Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом , оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность нарезультат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

    1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

    Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

    Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

    Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

    Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

    определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

    выдвижение гипотез их решения;

    обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

    обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

    сбор, систематизация и анализ полученных данных;

    подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

    выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

    Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

    Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

    Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

    Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

    Количество участников проекта.

    Продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта :

    Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

    Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

    Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

    Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

    Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

    Защита проектов, оппонирование.

    Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Проектная деятельность школьников

Что такое учебный проект для ученика и для учителя

Проектная деятельность школьников - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.
А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Проектно-исследовательская работа в школе - это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности для начальной школы - это то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.

Организация проектной деятельности

Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта - не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Виды проектов

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Выбор темы и постановка цели проекта

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Вид проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Деятельностная

Исследовательский проект

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный в виде презентаций, стенгазет, буклетов

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный проект

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, систематизации информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации

Информационная

Творческий проект

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или ролевой проект

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

Оценка этапов

Критерии оценки

Баллы

Оценка работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

Объём разработок и количество предлагаемых решений

Практическая ценность

Уровень самостоятельности участников

Качество оформления записки, плакатов и др.

Оценка рецензентом проекта

Оценка защиты

Качество доклада

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

Ответы на вопросы учителя

Ответы на вопросы учителя


180 – 140 баллов – «отлично»;
135 – 100 баллов – «хорошо»;
95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;
менее 65 баллов - «неудовлетворительно».

Общий вид и структура пояснительной записки проекта

Титульный лист.
Оглавление (содержание).
Введение.
Главы основной части.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.

Структурные элементы пояснительной записки.

Титульный лист

Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова "год").

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Главы основной части

Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.

В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Далее реклама проекта и маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Заключение

В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.

Список используемой литературы

После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.

Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки..

Инструкция

Проект может выполняться в индивидуальном порядке либо парой или группой школьников. Для его создания отводится определенное время, за которое надо решить конкретную проблему, выходящую за рамки учебной дисциплины. Результатом поисковой деятельности и анализа полученных данных может стенгазета, мультфильм, выставка, иллюстрированная , местности и так далее.

Подготовительный этап

Сначала выберите тему исследования и конкретизируйте ее. Важно выбирать те темы, которые интригуют и вызывают непроизвольный интерес у учащегося. Чем уже будет тема исследования – тем лучше. Так, тема «Народное творчество» будет слишком обширной – школьник не сможет объять необъятное даже при помощи родителей. Пусть это будет более конкретная тема, например, «Народные ремесла в Архангельске».

Ориентировочный этап

Определите цели и задачи исследования. Школьник должен четко знать, что он проектирует и для чего. В той же теме «Народные ремесла в Архангельске» целью может быть: показать, что в настоящее время ремесло не забыто. Соответственно, задачами исследования будут:
- изучить информацию о народных ремеслах в Архангельске;
- выявить характерные особенности архангельских ремесел.

Организационный этап

Оформление работы

Это продуктивный этап. Школьник вместе с товарищами и при помощи родителей оформляет работу, подготавливается к защите и к возможным вопросам. Оформление должно быть максимально наглядным – с иллюстрациями, презентациями и так далее. Безусловно, родительская помощь важна, но ученик сам должен проделать всю работу, чтобы успешно представить свой проект.

Обратите внимание

Приостановить эту активность невозможно, потому что всех она только радует. Выход нашёлся в том, чтобы организовать ряд «Проектов». Если сейчас ты учишься в школе, вероятнее всего тебе будут интересны проекты «для школьников». В этом разделе ты сможешь узнать о заочном обучении, фестивалях и конкурсах, где можно проявить свой талант и раскрыть новые способности.

Полезный совет

Учебно-исследовательские проекты как средство развития ноосферного мышления школьников. Опыт организации исследовательской деятельности учащихся в городе Арзамасе. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы; во-вторых, у них появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати; в-третьих, есть возможность представить свои работы для участия в городских и международных конференциях и семинарах; в-четвёртых...

Источники:

  • проекты для школьников

МБОУ СОШ №14

Г. Красногорска

Учитель английского языка

Масленникова В.В .

2015-2016 уч. год

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.

В последние годы в рамках проводящихся реформ в сфере образования большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков самостоятельной творческой деятельности – умение добывать и обрабатывать информацию, умение конструировать новое знание, и использовать его для решения образовательных, производственных и других задач. В связи с этим особую актуальность приобрела проектная деятельность школьников. Но, не только школьники теперь используют метод проектов в обучении. Что ни день, то мы слышим о самых различных проектах в разных сферах жизнедеятельности – коммерческих, экологических, научных, технических и т.п. С каждым годом все большее число учащихся вовлекаются в проектную деятельность, на разных уровнях проводятся конференции и конкурсы, на которых учащиеся представляют свои проекты, предлагают свои способы решения актуально значимых проблем. Самые интересные и хорошо разработанные проекты, как правило, находят поддержку и реализуются.

Учителя иностранных языков также организуют проектную деятельность учащихся на своих уроках, что помогает показать практическую ценность изучения языка, повышает уровень владения учащимися не только предметными, но, и оргдеятельностными навыками.

От эффективности образовательного процесса, внедрения инновационных методов и технологий зависит не только успеваемость учеников, но и главным образом их мотивация к изучению иностранного языка. Проектная деятельность, как мне кажется, на прямую способствует развитию мотивации и как следствие, повышению интереса учащихся к изучению иностранного языка. В своей практике я использую различные игровые формы деятельности, мультимедиа (в основном с младшими школьниками), презентации, видеофильмы. Это является эффективным методом активизации всех сторон обучаемого, его живой и неподдельный интерес к языку.

Проектная деятельность это один из методов обучения, который формирует огромное количество умений и навыков, это форма организации учебного процесса, который становится более увлекательным и в результате чего продуктивным. Умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность, создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, но в тоже время – задача каждого учителя.

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов).

К организации проекта предъявляются следующие требования:

1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.

2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.

3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации.

4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.

5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

Тематика образовательных проектов может быть разнообразна: экспериментальное изучение и использование природных явлений (дожди, изменение температуры, воздуха), исследование технических процессов (очистка выхлопных газов); сборка электрической конструкции с заданными параметрами (например, средства сигнализации); создание теоретических моделей, фантастических и социальных разработок; конструирование объектов с заданными свойствами; литературные, культурные, исторические и иные темы.

Образовательный проект имеет структурную основу , которая отражается в его положении или программе:

Название проекта

Цитата, лозунг или иная форма представления проекта

Общая характеристика проекта

Идея проекта

Цели и задачи проекта

Участники проекта

Условия регистрации в проекте

Сроки реализации проекта

Этапы проведения проекта

Условия участия в проекте (организационные, технические, другие)

Особенности проведения проекта, виды деятельности участников

Формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками и другими субъектами.

Критерии оценки работ отдельных участников, всего проекта.

Диагностическая и оценочная группа

Результаты проекта, их оценка. Призы и награды

Возможное продолжение и развитие проекта

Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач. Стиль положения о проекте может соответствовать основной идее проекта. Например, описание проекта, посвященного историческим событиям, может иметь форму верительной грамоты.

В связи с развитием средств компьютерных телекоммуникаций широкое распространение получают дистанционные образовательные проекты, в которых участвуют школьники из разных школ, городов, стран. Например, Центр дистанционного образования "Эйдос" проводит межшкольные проекты на темы "Феномен", "Мой виртуальный дом", "Мой Пушкин", "Моя Победа", "Виртуальная Рождественская открытка", "My Sweet Valentine", "Millennium Art Gallery".

1. Основные характеристики учебного проекта.

"Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз.

Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь"

Китайская мудрость

В этих строках, пожалуй, заключена идея метода проектов: ученики должны научиться решать проблему, применив необходимые знания, умения, разнообразные методы и средства, и получить конкретный и ощутимый результат. К примеру, если ученик решает некую теоретическую проблему, то результатом проекта должно стать конкретное решение этой проблемы, а если проект направлен на решение практической проблемы, то его результат должен быть готов к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Учитель в этом случае выступает только в роли консультанта, тьютора, который направляет учащихся в нужном направлении для самостоятельного поиска, решения проблемы. Ученик учится сам «добывать» знание в рамах определенного предмета, темы, что гарантирует то, что ученик не просто прослушает материал, но овладеет им, научится применять его практически. «Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом , оформленным тем или иным образом»

« Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации. Проектная деятельность обладает характерными для любого типа деятельности атрибутами – прежде всего культурой деятельности, определяемой традициями, ценностями, нормами, образцами. Главная ее ценность – свершение. Все средства подчинены достижению результата и их типология имеет второстепенное значение. Естественно, на разных этапах проектов необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным. Но исследование здесь выполняет чисто обслуживающие функции.

Метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности (в т. ч. и проектирования). Это метод, позволяющий эффективно спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом постольку, поскольку предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, при этом лишь организованным проектным методом.

Метод проектов возник во 2-й половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразовательную школу. Американский педагог У.Х.Килпатрик различал 4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский, проект решения проблемы, проект-упражнение. Основная задача проектов – вооружение ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях.

В 20-х годах 20 века метод проектов начал применяться в отечественных школах. Однако универсализация данного метода, отказ от систематического изучения учебных предметов привели к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей, и данный метод был исключен из школы вместе с его преимуществами.

Основная ценность метода проектов состоит в том, что он ориентирует учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта . Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача - решить научную, техническую или иную проблему или задачу.

Образовательный проект предусматривает комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.

Метод проектов в работах зарубежных ученых.

Одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве. Кроме того, положительная специфика данной технологии заключается в том, что она основывается на самостоятельной работе учащихся в школе и дома, побуждает их к поиску новой информации из любых доступных для них источников. У учителя естественным образом пропадает необходимость создавать отдельную самообразовательную программу учащегося, поскольку ему в ходе работы над проектом необходимо самому вместе с другими учащимися организовать и спланировать свою работу, чтобы добиться положительного результата. Учитель лишь выступает в роли консультанта, косвенного руководителя проекта.

Обратимся к основным подходам использования метода проектов при обучении иностранным языкам. Их можно разделить на две категории. К первой мы отнесем разработку проектов, не связанных с материалом учебника: учащиеся знакомятся с городом, местностью, в которой они живут, для того чтобы рассказать об этом своим зарубежным сверстникам, тем самым, включаясь в среду социальную, разрабатывая прагматические проекты. Вторая категория - это исследовательские проекты, разработка которых осуществляется параллельно с изучением определенной темы учебника.

К первой категории можно отнести проекты Дианы Фрид-Буд для изучающих иностранные языки. Ее проекты социально направлены. Автор разделяет проектную работу не подготовительные упражнения, которые служат как бы мостиком к выполнению проекта, и на работу над самими проектами.

Фрид-Буд дифференцирует работу учащихся над проектом исходя из уровня владения языком, собственных интересов учащихся и индивидуальных потребностей овладения теми или иными видами речевой деятельности. Она считает, что для некоторых из них нет никакой необходимости владеть чтением, аудированием, письмом и говорением одинаково хорошо. Отстающих в каком-либо умении, автор предлагает так называемые "мостики" или как мы их назвали выше - подготовительные упражнения. Они необходимы также, если учитель и ученики никогда до этого не работали над проектами и не определились до конца с этапами разработки проекта. Они могут помочь в том случае, если преподаватель не очень хорошо знает своих учеников и не представляет, как лучше разделить их на группы. Многие учителя пытаются создать в классе ситуации как можно больше приближенные к действительности и способствующие применению учениками знаний, полученных в процессе обучения.

Наиболее эффективным средством в данном случае являются игровые ситуации. Например, ученики получают задание узнать, какое количество карманных денег имеют их зарубежные сверстники, в роли которых выступает часть группы, где они зарабатывают и как тратят, составляют предварительно список расходов. Конечно, прежде чем проигрывать интервью, "корреспонденты" определяют предварительный список вопросов. Форму их предъявления и то, как они будут представлять ту информацию, которую они получили (диаграммы, таблицы, письменный отчет, стенная газета). Проектные задания такого типа предполагают большой объем работы для учителя. Он может сам предложить тему проекта, но чаще всего ее предлагают сами учащиеся. Несмотря на политику "невмешательства" в выполнение проектов, учитель должен интересоваться успехами и достижениями учеников: узнали ли они что-либо действительно новое, что они не знают, но хотят узнать, какие аспекты языка им необходимо повторить. Для этого учитель может попросить учеников по мере необходимости заполнять специально составленную анкету. Несомненным плюсом данного подхода является постоянное обсуждение работы над проектом в классе.

Испанские педагоги Рамон Рибе и Нурия Видал, являющиеся авторами иного подхода, считают что изучение иностранного языка с использованием метода проектов может проходить по трем параллелям, готовящих школьника к выполнению проекта. Под параллелями авторы подразумевают специально организованные упражнения, предваряющие разработку проекта, целью которых является не только знакомство учеников с лексическим материалом, но и постепенное их вхождение в социализацию, пошаговое знакомство с окружающим миром при поддержке учителя, а также развитие умений работы с информацией.

Первая параллель предполагает развитие коммуникативных способностей в пределах определенных лексических тем и включает выполнение конкретных заданий, например, учащиеся имеют при себе схемы автобусных маршрутов и метро одной из стран изучаемого языка. Используя иностранный язык, они обсуждают, как лучше добраться из одного пункта до другого, привлекая при этом полученную из учебников, книг для чтения, справочников дополнительную информацию, например такую, как: цена билетов, время в пути, условия путешествия, безопасность и т.д.

Вторая параллель включает в процесс обучения не только задания в пределах изученного лексического материала, но и навыки сбора и дальнейшего отбора информации, определения путей ее поиска, даты представления полученного материала. Тем самым учащиеся овладевают необходимыми интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.

Третья параллель предусматривает задания, аналогичные второй параллели, но в более широком аспекте. Они включают как знания в пределах изученных речевых тем, так и интегративные знания из других научных областей. Например, друзья по международному проекту, затрагивающему проблемы состояния окружающей среды в различных частях планеты, просят рассказать, как обстоят дела с экологией у нас в городе и прислать результаты измерений, различные зарисовки с натуры, иллюстрации. Учащиеся и преподаватель обсуждают состояние окружающей среды в своем городе (поселке), чтобы рассказать об этом друзьям по проекту. В ходе этой работы учащиеся объединяются в группы по интересам. Они определяют пути сбора информации, индивидуальные задания для каждого, а также форму изложения полученных результатов и предложений.

По мнению вышеупомянутых авторов, работа над проектом может длиться от нескольких недель до целого академического года. Их подход интересен тем, что работа над проектом по их технологии предполагает выполнение каждого шага как отдельного задания или даже как самостоятельный отдельный мини-проект. Согласно Рибе и Видал, выполнение проекта предполагает следующую схему работы:

Первый этап. Создание творческой атмосферы в группе. Предложение темы исследования. Выбор темы проекта. .

Второй этап. Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом.

Третий этап. Общий сбор полученных всеми результатов. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.

Итак, работа над проектом - это в первую очередь самостоятельная работа ученика по решению какой-либо проблемы, требующая умения поставить проблему, наметить способы ее решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т.д. Таким образом, в процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определенные учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.

Учебное исследование и научное исследование. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося)» .

В ходе работы над проектом учащийся получает возможность демонстрировать, проявлять и приобретать такие умения и навыки деятельности, как:

Выдвигать идеи, гипотезы; ставить цели и формулировать задачи; планировать свою деятельность; выбирать способы и методы работы; анализировать, оценивать свою деятельность и рефлексировать.

Готовить презентацию своего проекта, строить устный доклад, выбирать способы и формы наглядной презентации проекта; готовить письменный отчет о проделанной работе.

Слушать и понимать других, выражать свою точку зрения, взаимодействовать внутри группы, находить компромиссы; вести дискуссию, отвечать на вопросы при защите проекта; брать интервью, проводить опрос.

Запрашивать информацию, находить ее по каталогам, в Интернете, в других источниках; обрабатывать, анализировать, хранить, передавать полученную информацию.

Организовывать свое рабочее место, подбирать необходимые материалы, оборудование для проекта; организовывать свое время и ресурсы.

Для выполнения любого проекта, учащийся должен пройти следующие этапы:

Постановка проблемы, определение темы проекта, его актуальности;

Формулирование цели проекта и задач по ее достижению;

Выбор модели решения обозначенной проблемы;

Выбор способов и методов решения проблемы;

Составление плана по организации работы;

Выполнение плана, его корректировка в ходе проекта;

Проверка работы и разработка сопроводительной документации или отчета;

Презентация проекта, его защита;

Самоанализ, оценка проделанной работы.

Но, при этом каждый проект может иметь и свою специфику, которая определяется его целями, а также его организационными особенностями. К примеру, Е.С. Полат выделяет следующие типологические признаки классификации проектов:

1). Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.

Исследовательский проект по структуре схож с научным исследованием и направлен на решение исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте с целью представления более подробной информации о нем. Результатами такого проекта могут быть статьи, доклады, репортажи и т.п.

Творческий проект предполагает, что его «продуктом» может стать театрализованная постановка, фильм, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, и т.п.

Ролевой проект заключается в том, что участники проекта берут на себя определенные роли литературных, исторических и других персонажей с той целью, чтобы воспроизвести различные деловые и социальные отношения через ролевые ситуации. Например, «судебное заседание по рассмотрению дела Раскольникова», «Переговоры между президентами двух стран», и т.п. Как правило, итог такого проекта всегда остается открытым, потому что воссоздание ситуации происходит не по расписанному заранее сценарию, а развивается в ходе дискуссии, заседания и т.д.

Прикладной проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. При этом, важно, что результат ориентирован на социальные интересы самих учащихся. Например, результатом такого проекта могут быть словарь, пособие, презентация, и т.д.

2). Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

Монопроекты проводятся в рамках одного предмета, но, в то же время, такая работа предусматривает также применение знаний и из других областей для решения исследуемой проблемы. В рамках изучения иностранных языков учащимися выполняются обычно языковые (лингвистические) проекты, которые касаются проблемы изучения и использования иностранных языков. Целями обучения в языковых проектах могут выступать практическое овладение языком; лингвистическое и филологическое развитие школьников; ознакомление с культурологическими, страноведческими реалиями; формирование коммуникативной компетенции. Цели проектов лингвистической направленности заключаются в изучении языковых особенностей, языковых реалий (идиом, неологизмов, поговорок и т.п.), фольклора, этимологии слов, литературные исследования и т.п. В последнее время стали очень популярны телекоммуникационные проекты по иностранным языкам.

Итак, начало любого проекта – постановка проблемы, четкое представление того, что мы хотим создать в ходе нашей работы. Конечно, это может не вызвать трудности у более опытного учащегося, студента. Но, учителя часто задаются вопросом о том, как же учащийся, который чаще всего не имеет опыта проектной деятельности, может сформулировать тему своего проекта? Видимо, желая решить эту проблему, учителя порою просто предлагают учащимся уже готовые названия тем, в рамках которых дети начинают свою работу. И не велик процент тех учащихся, которые на самом деле проникают в суть предложенной проблемы, увлекаются ею, и выполняют настоящий поиск, проявляя качества юного проектировщика.

На мой взгляд, чтобы подобных ситуаций было меньше, необходимо учитывать такие моменты на этапе определения темы проекта, как:

Тема проекта должна быть в первую очередь интересна учащемуся.

Не важно, что учитель считает, что название темы работы, озвученной учеником не перспективное, не глубокое. Очень часто темы, которые сами формулируют дети (особенно младших классов) не несут в себе никакой проблемы (предлагают такие темы, как «Английский язык в мире», «Английские праздники», «Мода во Франции», «Множественное число существительных» и т.д.). Но, все должны с чего-то начинать. Пусть в начале своего исследовательского пути учащийся выполнит реферативную работу, научится находить, обрабатывать и представлять информацию.

Но, конечно, это также не значит, что стоит всегда принимать темы, предложенные самим учащимся как окончательный вариант, т.к. тем самым мы рискуем никогда не научить его сути проектной деятельности. Когда учащийся предлагает тему, он тем самым обозначает круг своих интересов, в плоскости которых педагог и может дальше работать с учеником. В зависимости от того, насколько хорошо ученик уже умеет анализировать, делать выводы, обобщать, учитель может пробовать работать с учеником в направлении проблематизации предложенной им темы, но ни в коем случае не следующим образом:

«Да, Миша, хорошо, что ты сам выбрал тему своей работы «Английские праздники», но, она слишком обширная, и поэтому не ясно, что именно ты хочешь исследовать, на какой вопрос ты хочешь найти ответ в своей работе. Поэтому я предлагаю несколько изменить тему и назвать твою работу «Английские праздники как отражение национального сознания», или же «Английские и русские праздники в сравнении: два мира, две культуры?» и т.д.».

Как мы видим, учитель сам решил, что будет исследовать ученик вместо того чтобы предоставить творческие раздумья ему самому путем постановки вопросов типа «Что именно ты хотел бы узнать об английских праздниках? Почему ты выбрал именно эту тему? Что тебя заинтересовало в ней? Что тебе показалось необычным? Что тебя удивило в этой теме? Какая информация об английских праздниках вызывает у тебя сомнение? удивление? и т.д.»

Итак, важно не «дать» готовое название темы, но помочь сформулировать ее, основываясь на интересах учащихся.

Обозначив глобальную проблематику, направление, учащемуся следует ознакомиться с литературой и материалами ранее проведенных исследований по интересуемой теме, что поможет узнать, в какой мере эта тема изучена, каковы полученные результаты, какие вопросы все еще требуют дальнейшего решения. Хорошее владение историей вопроса поможет школьнику определиться с проблемой исследования, яснее представить те аспекты, которые могут быть исследованы.

Тема проекта должна учитывать также особенности учащегося. Организуя учебное проектирование, педагог ставит своей целью помочь учащемуся раскрыть его творческие, интеллектуальные способности, развить определенные качества личности, т.е. в центре всей организуемой учителем работы стоит Ученик, и соответственно, тема его проекта, должна способствовать тому, чтобы он смог проявить, развить себя, научиться новым умениям, получить новые навыки. Это будет возможно в том случае, если в ходе определения с учащимся темы педагог будет учитывать возрастные особенности, личностные качества, уровень сформированности оргдеятельностных и предметных навыков.

В теме должна быть отражена проблема.

Любой проект – способ решения определенной проблемы (теоретической или практической), те. в теме проекта должно быть предусмотрено наличие значимой, в исследовательском плане проблемы/задачи, требующей исследовательского поиска для ее решения, например, исследование мотивации изучения иностранного языка учащимися школы; изучение культурных особенностей страны изучаемого языка, проблем современной молодежи; создание репортажей из разных стран по одной проблеме; создание клуба друзей по переписке и т.п.

Проблема для исследования не может взяться ниоткуда: сначала ученик узнает, наблюдает, анализирует отдельные факты и явления, размышляет над ними. Затем эти факты и размышления позволяют ему увидеть что-то необычное, непонятное, неясное для него – он обнаруживает некое несоответствие, что и будет проблемой исследования. При этом, кто-то обладает способностью обнаруживать нечто совершенно оригинальное, доселе неизвестное другим, и тогда, речь идет о больших открытиях, огромном многолетнем труде целых коллективов ученых. Но, для того, чтобы наши учащиеся тоже когда-нибудь в будущем смогли бы стать настоящими учеными, свой путь они могут начинать с того, чтобы учиться обнаруживать необычное в известном. Уже в школе необходимо учить детей по-разному смотреть на традиционные предметы и явления, учить их выдвигать необычные взгляды и мнения относительно разных вещей.

«На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Не всякое противоречие в практике может разрешаться средствами науки - оно может быть обусловлено материальными, кадровыми затруднениями, отсутствием необходимого оборудования и т. п. Более того, наука и не разрешает противоречий в практике, а только создает предпосылки для их разрешения, которые, кстати, могут впоследствии и не быть реализованы по разным причинам. Поэтому формулировки типа «проблема заключается в преодолении противоречия...» вряд ли можно считать корректными, и уж тем более: «Проблема исследования состоит в противоречии...».

Слово проблема используется в двух смыслах. В широком, общеупотребительном языке - как синоним слова «задача», «препятствие» и т. п. В исследовании не допустимо использовать общеупотребительный подход. Например, «проблема повышения социальной активности подрастающего поколения» - это лишь крупная практическая задача, но не проблема исследования.

В научном же смысле, проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов педагогической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям.

Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия, из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки».

Если над одним проектом работает группа учащихся, которые вместе решают одну проблему, то, это не значит, что каждый из участников этой группы (или каждая из подгрупп) должны работать над одной и той же проблемой. В групповых проектах, как правило, изначально определяется общая тема, идея, проблема проекта, далее отдельные части этой проблемы распределяются между отдельными участниками, подгруппами. Таким образом, в рамках одного общего проекта появляются еще и подпроекты. Проблема общего проекта будет решена только в том случае, когда решится каждая ее часть, когда каждая из подгрупп выполнит свою часть работы. В ходе такого группового проекта обязательно организуется не только работа внутри подгруппы, но и общие обсуждениия, внесения поправок или дополнений в каждый мини-проект и общее принятие решения о том, решена поставленная проблема или нет. Таким образом, мы видим, что успех группового проекта зависит от того, насколько качественно каждый сделал свою часть работы и, от успеха группы в целом. Главные условия таких проектов – сотрудничество, координация действий, умение договариваться, желание помочь другому.

Тема проекта должна учитывать имеющиеся ресурсы для его реализации.

Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов, которые потребуются в ходе создания и реализации проекта. Их отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, отсутствию конкретного результата, как итога проекта. Кроме того, учителю нужно предусмотреть ресурсы учебного времени, в рамках которого будет реализован проект для того, чтобы избежать перегрузки учащихся, обеспечить кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые специалисты), информационные ресурсы, организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием).

- Цель проекта должна давать представление о том, что будет создано в ходе работы.

На основе сформулированной проблемы устанавливается цель.

Цель – это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто (создано, выполнено) в ходе работы.

Цель должна быть одна, она формулируется кратко и точно, и конкретизируется и развивается в задачах проекта, которые отражают то, что требует решения в процессе проектной работы. Далее, учащийся должен подчинить всю свою работу цели проекта, постоянно иметь в виду тот конечный результат, к которому он желает прийти, тем самым отбрасывая то, что не связано с его достижением.

Задачи проекта отражают способ достижения цели проекта.

После определения цели проекта приступают к определению его задач.

Задача отражает способы достижения цели проекта, это то, что необходимо выполнить в ходе исследования для того, чтобы решить главную цель.

« Первая задача, как правило, связана с выявлением, обоснованием сущности, природы изучаемого объекта.

Вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.

Третья - со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

Четвертая - с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом».

Телекоммуникационный проект.

Особое место в образовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты. Особенно интересны международные проекты для иностранного языка, ибо с их помощью создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Кроме того, создаются реальные условия для межкультурного общения.

Появившись в начале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знания собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.

Международные проекты, которые проводятся на английском языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного класса, курса и соотносить его с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, выбранная тема для телекоммуникационного проекта будет органично вписываться в систему обучения, включая весь программный языковой материал. Если международный проект предусматривается по другим предметам школьной программы, который также должен выполняться на английском языке, но который не соответствует программному материалу по английскому языку, то такой проект выполняется во внеклассной работе, как правило, не всей группой, а отдельными учениками.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они не казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения: предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр;

предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы; предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.), или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.); предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

Педагогической целью организации проектной деятельности является получение учащимися именно внутренних продуктов. Однако работа над их созданием строится в процессе разработки учащимися внешних продуктов – того, что представляет интерес для учащегося, позволяет ему самоутвердиться в глазах учителей и сверстников, может служить реальным доказательством его достижений.

Только в процессе творческой работы над выполнением проекта происходит глубокая проработка материала, формируются и оттачиваются умения и навыки, развиваются личностные качества ребенка, которые и можно отнести к внутренним образовательным продуктам.

На мой взгляд, проектная деятельность это один из важнейших способов целеполагания, планирования и обучения. В ходе проектной деятельности происходит формирование навыков сбора и обработки информации, ее использование. Проектная деятельность способствует повышению мотивации учеников, проявление их творческих способностей, стимулированию речевой деятельности, мышления, расширению опыта общения. Она является интересной не только для учеников, но и для самого педагога, который получает удовольствие от данного процесса образования и преподавания.

Литература:

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - № 2. - 2003. - С. 58-64.

2. Совет Европы: Симпозиум по теме "Ключевые компетенции для Европы": Док. DECS / SC / Sec (96) 43. – Берн, 1996.

3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - С.288-289.

4. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения: [Электронный ресурс]. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2008.

5. Афонина Мария Владимировна , преподаватель кафедры английской филологии Глазовского государственного педагогического институт

6. Полат Е.С. «Метод проектов».

7. Хуторской А.В . Диагностика, контроль и оценка творческого обучения.


Проектная деятельность учащихся

В Москве реализуется программа работы с интеллектуально одаренными и заинтересованными учащимися по нескольким направлениям. Одно из направлений – предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны. Другое направление – исследовательская и проектная деятельность учащихся.

Проект – слово очень модное в наши дни. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латинского языка (projectus) – обозначающее «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: «проект – предварительный текст какого-либо документа; замысел, план». Уильям Килпатрик (американский педагог, основоположник метода проектов) так определил сущность данного подхода как метод «…целесообразной деятельности в связи с решением какого-нибудь школьного задания в реальной жизненной обстановке». Иными словами, проектный метод – это когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Для педагога проект – это одна из форм развития творческой деятельности учащихся. Поэтому в настоящее время проектная деятельность учащихся получает все большее признание и распространение. Мы воспитываем детей для общества, формируя новый тип личности, способный реализовать масштабные наукоемкие высокие технологии. Это находит отражение в Московском региональном базисном учебном плане, в котором часы школьного компонента рекомендовано использовать на организацию проектной деятельности.

Данная форма работы пришла из ВУЗов в средние школы. Поэтому освоение методики проектной деятельности началось в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы лицейского, гимназического, профильного образования, в школах с углубленным изучением отдельных предметов. Сейчас такая деятельность практикуется и в обычных школах Москвы.

Опыт работы моей школы показывает, что проектной деятельностью стали заниматься ученики те только старшей и средней школы, но и начальных классов. В любом возрасте необходимо выявлять детей расположенных к исследованию и развивать интеллектуальные способности на протяжении всего периода обучения в школе.

Существующая педагогическая практика дает основание для классификации проектов:

  • По количеству учащихся проект может быть индивидуальным или групповым;
  • По содержанию подразделяются на монопредметные и межпредметные;
  • По продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (1 – 2 занятия), среднесрочные (месяц), долгосрочные (от месяца до года);
  • По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, практико-ориентированные и телекоммуникационные проекты.

Методика организации работы над проектом включает в себя следующие этапы: подготовительный или планирование работы над проектом, аналитический, обобщение и систематизация информации, презентация полученных результатов.

Этап планирования работы над проектом (подготовительный этап) включает выдвижение первичных идей на основе имеющихся знаний; выявление склонностей, интересов, возможностей учащихся; формирование возможных тем проектов; формулирование положений гипотезы, цели, задач; разработка плана; формирование групп, работающих по одной теме; выбор руководителей проекта.

На этом этапе задача учителя сформулировать интересную тему (проблему); изложить учащимся условия, необходимые для реализации проекта, сроки; завести журнал проекта (дата, деятельность учащихся, трудности, примечания). Важным моментом является ресурсное обеспечение: использование компьютерного оборудования, ауди-, видео-, копировальная техники, библиотечное обслуживание.

В ходе аналитического этапа каждый ученик проводит поиск и сбор информации, изучая литературу, средства массовой информации, сеть Интернет. На этом этапе обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта. Но сначала учащийся совместно с учителем обозначает имеющиеся знания по выбранной теме. Затем определяются источники информации. Учитель подводит учащегося к таким способам сбора информации как наблюдение, анкетирование, социологический опрос, проведение экспериментов, работа с литературой. На первых этапах работы с литературой учитель учит конспектированию.

Учащийся получает навыки добывания информации, ее сравнения, классификации, анализа и синтеза; личного наблюдения и экспериментирования, общения с другими людьми.

Обработка полученной информации требует от учащегося понимания ее, умения интерпретировать факты, составление выводов.

Систематизация полученных данных следующий этап. Здесь обрабатываются данные экспериментов, социологического опроса, анкетирования. На этом этапе нужно предоставить учащимся максимальную самостоятельность в выборе форм представления проекта.

Учитель на этом этапе должен заранее продумать формы презентации итогов проекта для каждого учащегося, учитывая их способности.

Отчет о выполнении проектной работы (за исключением творческих проектов) должен состоять из введения, основной части, заключения, списка источников информации.

Во введении: обосновывается выбор темы работы, актуальность проблемы; определяются объект и предмет исследования (только для работ исследовательского типа); формулируются гипотеза, цель, задачи проектной работы; описываются методы исследования, которые были применены в ходе выполнения работы; анализируются источники информации.

В основной части: описываются основные этапы работы; описывается существо проблемы, проведенных исследований, обосновываются результаты исследований.

В заключении: формулируются выводы, характеризуются источники информации с точки зрения их полноты и достоверности; анализируется взаимодействие членов группы, возникшие трудности, каких личных целей достигли члены группы в ходе выполнения проекта.

Схемы, диаграммы, рисунки могут оформляться в виде приложений, либо входить в текст основной части отчета.

Отчет печатается на листах формата А4 через полтора интервала 12-14 кеглем.

На титульном листе указываются: полное название школы, класс, фамилии, имена отчества авторов, название темы, название формы работы (проектная работа), фамилия и должность руководителя темы, место и год написания отчета.

Этап представления итогов (презентация) включает в себя следующие элементы: подготовка презентации результатов; публичная презентация проектной работы; анализ работы, проделанной в течение проектного периода; оценка каждого участника проекта.

При подготовке презентации проектной работы желательно обратить внимание на следующие моменты:

1. презентация должна быть заранее четко спланирована, так как оценивание работы зависит, прежде всего, от ее качества.

2. презентация готовится в виде своеобразного «спектакля», основной целью которого является убеждение слушателей.

3. при проведении презентации очень важно использование изобразительных средств (плакаты, рисунки, видеофильмы, слайды).

Форма презентации должна согласовываться с целями проекта, с особенностями результатов, возрастом учащихся. Во время подготовки презентации проекта учитель объясняет учащимся основные правила ведения дискуссии, делового общения, стремится выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими учащимися. Для устного выступления подбирают минимум информации по каждому вопросу, необходимо выучить первую фразу каждого тезиса, определения, смысл выступления должен быть сформулирован в течение первых трех минут, по каждому вопросу привести пример из жизни, придумать эффектную концовку.

Хотелось бы заметить, что мультимедиа-выступления с опорой на мультимедиа-презентацию повышают эффективность выступления и улучшают контакт докладчика с аудиторией. В ходе такого выступления учащийся демонстрирует на экране предварительно подготовленные: наименования разделов, основные тезисы, неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликацию). Повышение эффективности выступления происходит за счет: выделения главных положений выступления на экране, сокращение времени на представление тезисов, возможность для слушателей по ходу выступления готовить конспекты в тетрадях. Учащемуся, которому трудно выступать перед аудиторией, позволяет лучше организовать речь и не потерять самообладание.

Учитель предусматривает финальное мероприятие, на котором происходит презентация проекта. В моей школе несколько лет действует Школьное Научное Общество, которое возглавляет Малая Академия Наук. Ежегодно весной проводится Научно-практическая конференция. Задачи проведения конференции: формирование сообщества творчески активных детей и педагогов, распространение инновационных методик; приобретение навыка публичного выступления защиты своей работы перед аудиторией. Это способствует усилению эффективности проектной деятельности школьников, так как на заседании предметных секций (биологи и химия, физика, экономика и география и т.д.), которые проводятся в разные дни, может придти послушать любой заинтересовавшийся учащийся и, может быть, на следующий год включится в эту работу. Жюри на каждой секции заслушивает и оценивает проект, лучшие проекты выносятся на общешкольную конференцию. В работе жюри любого предмета могут быть использован оценочный лист.

Оценочный лист

критерии

баллы

примечания

Ориентация в источниках информации

собрал всю необходимую информацию

мало информации

информация не по теме

Использование специальных понятий и правильность применения

Хорошо разбирается в теме

Средний уровень

Низкий уровень

Нестандартные подходы к решению поставленной задачи

Присутствует

отсутствует

Технологичность работы

Соблюдение сроков работы

Несоблюдение сроков

Есть анализ выполнения работы

Рисунки, плакаты

Использование технических средств

Оформление отчета работы

Отвечает требованиям (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы)

Оформление работы не отвечает требованиям

Мультимедиа-презентация

Оформление работы помогает пониманию содержания

Оформление работы отвлекает от содержания

Использование технических средств (видеокамера цифровая, цифровой микроскоп, сканер)

Защита проекта (устное выступление)

Доклад прочитан по конспекту

Доклад изложен самостоятельно

Грамотная речь

Безграмотная речь

Умение легко отвечать на вопросы, корректность ответов

Самообладание, уверенность, четкость изложения материала

Некорректное поведение при защите проекта

Несоблюдение регламента

Итого

максимально

Итоги Конференции Школьного Научного общества имеет смысл размещать в Интернет, что играет существенную роль для реализации модели открытой школы, при этом самооценка учащихся заметно повышается.

Проектная работа позволяет провести комплексную оценку знаний и умений каждого учащегося. Оценка за проектную работу выставляется научными руководителями и может быть использована в качестве итоговой оценки по предмету.

Во многих школах творческий отчет проектной работы используется в качестве формы итоговой аттестации (экзамена). В этом случае, учителю необходимо подготовить рецензию на каждую проектную работу.

После презентации очень важно обсудить итоги работы с учащимися, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки. Выслушать пожелания учащихся по улучшению методики проектной работы.

В заключении, следует отметить, что в рамках проектной деятельности создаются важные предпосылки для формирования и развития у учащихся как специфических предметных (химический эксперимент, качественный и количественный анализ), так и общеучебных и коммуникативных умений и навыков. Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, владеющего способами интеллектуальной деятельности и готового к сотрудничеству.