Презентация на тему речевой этикет. Правила речевого этикета. Презентация. презентация к уроку на тему Презентация на тему речевой этикет

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”

3 слайд

Описание слайда:

Что такое «речевой этикет»? Речевой этикет - это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации « Толковый словарь русского речевого этикета» Речевой этикет - условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе. «Толковый словарь русского речевого этикета» Речевой этикет - это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. «Русский язык. Энциклопедия»

4 слайд

Описание слайда:

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

5 слайд

Описание слайда:

Правила речевого этикета Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него. Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам. Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника. Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

6 слайд

Описание слайда:

Речевой этикет - это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.

7 слайд

Описание слайда:

Формулы представления - Разрешите с вами познакомиться. - Давайте познакомимся. - Будем знакомы. - Я хотел бы с вами познакомиться.

8 слайд

Описание слайда:

Формулы представления (по телефону) - Меня зовут Валерий Павлович. - Моя фамилия Сергеев. - Позвольте (разрешите) представиться.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Приглашение - Позвольте (разрешите) пригласить вас… - Приходите на праздник (юбилей, встречу). - Будем рады видеть вас. Поздравление: - Разрешите поздравить вас с… - Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления… - Горячо поздравляю…

11 слайд

Описание слайда:

Просьба - Сделайте одолжение… - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… - Будьте любезны… - Не могу ли попросить вас… - Очень вас прошу… Советы и предложения - Разрешите порекомендовать вам… - Позвольте обратить ваше внимание на… - Я бы предложил вам…

12 слайд

Описание слайда:

Формулировка отказа - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). - В настоящее время это (сделать) невозможно. - Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой. - Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу. - Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Рождение этикета Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости». Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы...

16 слайд

Описание слайда:

«Что надо сказать?» - с этого вопроса - напоминания каждый из нас осваивал жизненно - необходимые правила поведения, общественные обычаи. «Безобычному человеку с людьми не жить», - гласит русская пословица. Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.

17 слайд

Описание слайда:

Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.

18 слайд

Описание слайда:

Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям: «Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне. ... При старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтеся... ... Не свирепствовать словом, не хулить в беседе... ...Не много смеяться, стыдиться старших... ...Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...» Великий князь Киевский Владимир Мономах (1053-1125)

19 слайд

Описание слайда:

Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси. В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».

20 слайд

Описание слайда:

Домострой (полное название - Книга, называемая «Домострой») Это анонимный памятник русской литературы XV века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVIв. на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.

21 слайд

Описание слайда:

«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».

22 слайд

Описание слайда:

Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и литературы. Без языка и колокол нем. В добрый час молвить, в худой промолчать. Говорить не устать, было бы что сказать. Кто говорит, тот сеет, кто слушает - собирает. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.

23 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки об этикете Умный не говорит, невежда не дает говорить. Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай. Дед говорит про курицу, а бабка - про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит. Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, людей за язык. Слово - стрела, выпустишь - не вернешь. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать. Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.

24 слайд

Описание слайда:

Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен занять высокое положение в обществе. В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только однажды старик взмолился: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь, Насмешишь ты целое царство».

25 слайд

Описание слайда:

А вот героиню другой пушкинской сказки братья - богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и откуда: И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. молодежный жаргон) в тех ситуациях, когда этого делать не стоит. Сленг, конечно, засоряет язык, но избавиться от него невозможно. Из него можно только вырасти. К 11 классу частота употребления сленга снижается. Ребята взрослеют, узнают больше, общаются с большим кругом людей, читают больше и для них на первый план выходит задача: достичь в жизни определенных высот, прежде всего, в профессиональном плане. Значит, говорить надо по - русски. Чаще употребляют сленг учащиеся 8 классов, показывая, таким образом, свою взрослость и принадлежность к определенному кругу избранных.

28 слайд

Описание слайда:

Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юных пользователей, в школьный неформальный язык входит огромное количество компьютерных слов - терминов, спрятанных в сленговых словах.

29 слайд

Описание слайда:

Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык? «Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет - так гикнется, что копыта отбросит.» «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»

30 слайд

Описание слайда:

31 слайд

Описание слайда:

Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность - критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность. Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.

32 слайд

Описание слайда:

Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения. 1. Внимание и приветливость по отношению к собеседнику. 2. Соблюдение субординации по возрасту. 3. Учёт ответной реакции собеседника. 4. Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение. 5. Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени - отчества собеседника.

33 слайд

Описание слайда:

Знание этих правил может не привести к успешному общению. Одной из причин называют злоупотребление категоричным словом «нет», которое, по мнению психологов, почти всегда вызывает негативные эмоции.

34 слайд

Описание слайда:

Способы, которые помогают избежать негативного слова. Чего не следует говорить Меня не интересует ваше предложение. Я ничего об этом не знаю. Я с вами не согласен, это совсем не так. Сколько можно звонить! Я ещё не получил такой информации. Сейчас я не хочу об этом говорить. Вы неправильно сделали этот отчет. Что следует говорить В данный момент мы не рассматриваем подобные предложения, но мы обязательно свяжемся с вами позднее. К сожалению, в данный момент я пока не располагаю этой информацией. А как вы смотрите на другую точку зрения? Возможно, имеет смысл немного подождать: информация будет получена позже. Я предпочел бы обсудить этот вопрос в другое время. Будет лучше, если вы посмотрите этот отчет ещё раз.

35 слайд

Описание слайда:

Тест «Умеете ли вы слушать?» 1. Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует? Раздражают ли вас манеры собеседника? 2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас раздражение или грубость? 3. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми или незнакомыми людьми? 4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника? 5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем- либо другом? 6. Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником? 7.Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы? 8. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных слов? 9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику? «почти всегда» «в большинстве случаев» «иногда» «редко» «никогда»

36 слайд

Описание слайда:

«почти всегда» - 2 балла «в большинстве случаев» -4 балла «иногда» - 6 баллов «редко» - 8 баллов «никогда» - 10 баллов 55 баллов - вы слушатель «среднего уровня» 62 балла - «выше среднего уровня» более 62 баллов - «вы отлично умеете слушать людей» Поздравляем! Вы отлично умеете слушать людей, потому что вы - настоящие профессионалы! Тест «Умеете ли вы слушать?»

37 слайд

Описание слайда:

Занятие по культуре речи для учащихся 9 класса "Речевой этикет"

Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 8-10 классов. Мною это мероприятие проводилось в 9 классе в рамках предметной недели русского языка. Но можно его провести и в рамках классного часа. Материал дан в игровой и театрализованной форме, что дает возможность избежать морализирования, что не приемлют подростки.

Занятие по культуре речи "Речевой этикет" (9-й класс)

Цели занятия :
Познавательная: учащиеся узнают о роли приветствия в общении, о том, как приветствовали друг друга в прошлом разные народы; о требованиях современного речевого этикета (урок строится с учетом того, что у учащихся нулевой уровень познавательной активности: они пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя; их активность возрастает постепенно);
Развивающая: развивает навыки правильного употребления формул приветствия и благодарности в зависимости от ситуации;
Воспитательная: повышение уровня речевой культуры.Сценка 1 (вариант 1)

Прохожий 2. 0, это совсем недалеко. Идите прямо, потом первая улица направо. Там на углу сквер, вы сразу увидите.
Прохожий 1. Спасибо большое.
Прохожий 2. Пожалуйста, не стоит благодарности.
Сценка 1 (вариант 2):
Прохожий 1. Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?
Прохожий 2. Чего?
Прохожий 1. Простите, я спросил, как пройти на улицу Горького.
Прохожий 2. Первая направо.
Психолог. Резкий тон есть признак грубости и невоспитанности. Ничто не дает нам право быть невежливым в разговоре - ни плохое самочувствие, ни неприятности на работе, ни усталость, ни спешка. Достойный стиль разговора с любым человеком - спокойный, доброжелательный, тактичный.
Сценка 2
Девочка сидит в автобусе. Она все время вертится и болтает ногами. Ее соседка, старушка, отодвигается. Она боится. что девочка испачкает ей пальто:
– Деточка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя себя вести.
– А что я сделала? – возражает девочка.. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, смотрит в окно.
– И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово – пожалуйста. Но с одинаковой ли интонацией было произнесено это слово? (Выслушать ответы)
– Итак, доброжелательная интонация, мимика, улыбка тоже играют важную роль при общении.
***Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)
А теперь посмотрите и оцените несколько ситуаций знакомства. Вы услышите только первые слова, которые помогут начать разговор. В ситуации знакомства будьте предельно вежливы, не допускайте никакой развязности и помните, что чувство юмора выручает в очень многих жизненных ситуациях.
Сценка 3
Юноша. Девушка, а можно с вами познакомиться?
Девушка. Хам!
Психолог. Когда к вам подходит парень и пытается сформулировать что-то, на его взгляд, очень остроумное, не кривите лицо и не оценивайте насмешливо его «бестолковость», лучше дайте ему скидку на волнение, улыбнитесь и помогите ему. Если вы решили отказать, делайте это красиво. Чем у девушки выше интеллект и лучше воспитание, тем тактичнее ее отказ. Как минимум это в ваших интересах, ведь грубый отказ провоцирует ответную грубость и привлекает внимание окружающих. А реакция окружающих однозначна - к ней пристают, значит, она того заслуживает. А если она еще и хамит, значит, она грубиянка и к общению не располагает. Отказывая, благодарите парня хотя бы глазами за то, что он вас отметил, за хорошие слова, которые он успел вам сказать. Если он прочитает это в ваших глазах и в вашей улыбке, вы расстанетесь друзьями и оба в хорошем настроении.
Милые девушки, не удивляйтесь попытке познакомиться с вами, хотя бы посмотрите: кто он? какой он? А вдруг это хороший человек?
Сценка 4
К девушке подходят молодые люди, и каждый начинает беседу.
Юноша 1. Добрый день! Всем известно, очень неприлично обращаться к человеку, не зная его имени. Давайте мы с вами познакомимся, и тогда разговаривать нам будет легче. Меня зовут Дима. А как зовут вас?
Юноша 2. Мне нужна ваша помощь. У моей сестры день рождения. Я хочу что-нибудь купить, а что не знаю. Посоветуйте!
Юноша 3. Добрый день. У меня к вам совершенно традиционный вопрос. Меня интересует: как бы вы отказали тому молодому человеку, который подошел бы к вам, улыбнулся и сказал: «Здравствуйте. Давайте познакомимся».
Ведущий 1. Предложите, пожалуйста, ваши варианты ситуации знакомства.
Ведущий 2. Еще одна ситуация, связанная с речевым этикетом, - разговор по телефону. Посмотрите в исполнении ваших товарищей инсценировку из рассказа Н. Носова «Телефон». Будьте внимательны, потому что после просмотра мы будем обсуждать Речевые ошибки действующих лиц.
Сценка 5
Мишка. Алло! Алло!
Колька. Алло!
Мишка. Слышно что-нибудь?
Колька. Слышно. А тебе хорошо слышно?
Колька. Хорошо. А тебе?
Мишка. И мне хорошо! Давай разговаривать.
Колька. Давай. А о чем разговаривать?
Мишка. Ну, о чем... О чем-нибудь... Хорошо, что есть телефон, правда?
Колька. Правда.
Мишка. Вот если бы не было, было бы плохо... Ну...
Колька. Что «ну»?
(Пауза.)
Мишка. Чего ты не разговариваешь?
Колька. А ты почему не разговариваешь?
Мишка. Да я не знаю, о чем разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь...
Ведущий 1. Как вы думаете, ребята, в чем заключалась главная ошибка Мишки и Кольки? (Это был разговор ни о чем)
Психолог. Есть ситуации, в которых пользоваться телефоном не рекомендуется. Следует при личной встрече, а не по телефону выражать соболезнования, поздравлять с семейными праздниками, благодарить за подарки, приглашать на свадьбу. Начиная телефонный разговор, назовите себя и не вопрошайте запросто: «Кто говорит?», «А кто у телефона?..» В ответ вы, скорее всего, услышите: «А кто вам нужен?» Для того, чтобы избежать этого нелепого разговора, нужно после того, как вы представитесь, сразу сказать, с кем и по какому вопросу вы хотите поговорить.
При пользовании домашним телефоном соседей старайтесь не злоупотреблять их добрым к вам отношением и отнеситесь с уважением к их времени. Тем более не следует давать своим знакомым номер телефона соседей как свой собственный. Добрососедские отношения могут быть омрачены одним- единственным неумным или неудачным звонком кого-либо из ваших приятелей.
А если по вашему телефону спрашивают то прачечную, то мясокомбинат, то неведомую бухгалтерию? Вам это может порядком надоесть, но все-таки неучтиво грубить, бросать трубку или проявлять «остроумие» с помощью фраз типа «Нет, это зоопарк». Лучше спокойно объяснить, что человек ошибся номером, ведь чаще всего в таких случаях виноваты не люди, а автомат.
Даже если вы очень разгневаны, не стоит по телефону кричать, угрожать, грубить. Любой разговор по телефону должен быть предельно вежливым
– Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? (Ребята высказывают свои мнения)
– С одной стороны, как будто много. Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия. Представьте, что ваш хороший знакомый, видя вас, пройдет мимо, не поздоровавшись. Вы невольно воспримете это тревожно, ведь перестать здороваться – означает желание прервать добрые отношения, знакомство. Таким образом «Здравствуй» свидетельствует о готовности к общению и предполагает сделать его доброжелательным; значимым может оказаться и отсутствие формул вежливости – забыли попрощаться, не сказали «спасибо» – о вас скажут, что вы не вежливы, или решат, что вы обиделись.
Здороваться и прощаться можно по-разному: можно кивнуть головой, можно помахать рукой, улыбнуться. Раньше были приняты поклоны (при этом снимали шляпу) и реверансы, женщинам целовали руки – и сейчас эти жесты используются в определенных ситуациях: например, в строго официальной обстановке или театре. У венгров до сих пор одно из распространенных приветствий звучит: «Целую ручки».
Есть жесты, характерные для какого-то народа:
лица мужского пола в России, здороваясь, пожимают руки друг другу;
европейцы часто обнимаются в знак приветствия;
китайцы пожимали руки не друг другу, а себе; в наши дни таким жестом оратор приветствует публику;
египтяне прикладывали ладонь ко лбу (в наши дня этот жест «прижился» у военных);
индийцы складывали ладони перед грудью;
лапландцы здоровались носами.
– А вы, ребята, какие формулы употребляете в речи?
Выбор формулы определяется по шкале «выше – ниже», «свой – чужой».
Задание классу: на доске написаны формулы приветствия, вы должны определить их употребление:
***здравствуйте (в любой ситуации),
добрый вечер (приветствие вечером),
привет (непринужденное, дружеское приветствие, чаще среди молодежи),
здоро"во (дружеское, грубовато-сниженное),
я вас приветствую, мое почтение (официальное, употребляют люди старшего поколения),
чао-какао (приемлемо при прощании с близкими, но не уместно при прощании, например, с учителем).

3. Речевые ситуации

1. Юноша идет по улице и встречает одноклассницу или знакомую девушку. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу можно использовать? (Первым всегда здоровается мужчина с женщиной, ученик с учителем, младший со старшим.)
2. В школе навстречу вам идет незнакомый учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Если вы поздороваетесь, как это сделаете?
3. Учитель, преподающий в вашем классе, занят (разговаривает, проверяет тетради). Как вы с ним поздороваетесь?
4. Вы едете в переполненном транспорте и видите знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши действия.
5. Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, с библиотекарем, кассиром?
6. Навстречу 9-класснику идет 11-классник. Кто должен поздороваться первым? (Здесь хочется процитировать слова из французского военного устава прошлых лет: «Из двух офицеров, имеющих равное звание, первым всегда здоровается тот, кто более вежлив и воспитан».)
7. Вы вошли в помещение, где сидит компания младших школьников. Кто должен поздороваться первым?
8. С вами на улице поздоровался совершенно незнакомый человек. Ваши действия?
9. Вы встречаете своего знакомого, с которым здоровались уже несколько раз в течение дня. Ваши действия?1) «Давайте говорить друг другу комплименты»
- Ребята, представьте мы сейчас в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Выберете из комплиментов для каждого из сказочных героев такой, чтобы сказать ему (ей) приятные, но в то же время правдивые слова. (Золушка, Кощей Бессмертный, Снежная королева, Винни Пух)
2) «Вежливая критика»
Вежливо покритиковать героев сказки «Лиса и журавль»
3) «Утешители»
Представьте, что от деда с бабкой убежал Колобок, а они на него так надеялись. А ему до них дела нет. Дед с бабкой очень огорчились. Вам надо утешить их.
Вам надо утешить ослика Иа-Иа, который потерял свой хвост и очень огорчился.
5. Домашнее задание: Послушайте следующий текст: «Пусть твоя борода никогда не поредеет и никогда не родится такой джинн, который загонит тебя в лампу!» Чем он является? (Шутливым пожеланием). Приближается Новый год, дома вы должны будете составить поздравления и пожелания своим близким и друзьям в двух вариантах: шутливом и серьезном, используя формулы речевого этикета.

Презентация на тему: Речевой этикет


« Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит».

Дми́трий Серге́евич Лихачёв - выдающийся советский и российский филолог.


Что такое этикет

Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет.

(А. Усачёв)


Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.

В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общение складывается из определённых этапов:

начало разговора основная часть, заключительная

(приветствие беседа; часть разговора.

/ знакомство);


Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего.


Основная часть разговора

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения : торжественная, скорбная и рабочая ситуации . Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.


Каждый этап общения сопровождается

определёнными штампами,

традиционными словами и

устойчивыми выражениями

формулами речевого этикета .

Данный формулы существуют

в языке в готовом виде и

предусмотрены

на все случаи жизни.

К формулам речевого этикета относятся слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста) , приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания) , обращения (ты, вы, дамы и господа) . С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро , а из европейских языков - прощания: всего хорошего, всего доброго.


Учимся красиво говорить

Просьба

Совет

Сделайте одолжение, выполните...

Позвольте вам дать совет…

Не сочтите за труд, пожалуйста, …

Разрешите предложить вам…

Если вас не затруднит, ...

Вам лучше поступить таким образом…

Могу ли я попросить вас…

Я бы хотел предложить вам…

Убедительно прошу вас

Я посоветовал бы вам…


За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент . Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе.


В общении всегда необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом.

Надо уважительно и доброжелательн о относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение.

Вежливость в общении предполагает понимание ситуации, учёт возраста, пола, служебного и общественного положения партнёра по общению.

Лафа, катать вату – бездельничать.

Зачётка - зачётная книжка или зачётная неделя. Обща́га - студенческое общежитие. Слива́ть - пропускать занятия. Хвост - академическая задолженность. Шпора - шпаргалка.

Стыбрил, спер – украл, списал.

Шпора – шпаргалка.

Тема – отлично, мне нравится.

Зырить – смотреть.

Стучать – ябедничать.


Давайте стараться красиво общаться!

Ведь «именно бережное отношение к языку– показатель высокой речевой культуры как отдельных носителей языка, так и всего общества в целом. Человек, сколько себя помнит, всегда задумывался над словом, собственной речью, родным языком…», - так говорил В. Колесов, русский филолог


Спасибо за внимание! не забывайте соблюдать золотое правило


«Путешествие в страну???»

Станция № 1: «Размышляй-ка»

  • У каждой команды на столе лежат задания, разгадав их, вы узнаете тему нашей сегодняшней встречи.
  • Задание 1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице.
  • Задание 2. Собери пословицы.


Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”


Что такое «речевой этикет»?

  • Речевой этикет - это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации
  • « Толковый словарь русского речевого этикета»
  • Речевой этикет - условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе.

«Толковый словарь русского речевого этикета»

  • Речевой этикет - это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

«Русский язык. Энциклопедия»



Правила речевого этикета

  • Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
  • Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
  • Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
  • Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Речевой этикет - это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.


Станция № 2: «Культура поведения»

  • Командам по очереди задаются вопросы. Если команда дала неверный ответ, право ответа передаётся команде соперников.

  • Вопрос №1 : Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора:
  • 1.Доброе утро
  • 2.Здорово
  • 3.Привет
  • 4.Здравствуйте
  • 5.Хелло

Какие слова, по-вашему, наиболее употребительные?


  • Вопрос №2 : Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы:
  • 1.Позовите Машу.
  • 2.Здравствуйте, позовите Машу.
  • 3.Здравствуйте, извините, Маша дома?

  • Вопрос №3: В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?
  • 1.Тот, кому 8 лет.
  • 2.Тот, кому 11 лет.
  • 3.Тот, кто вежливее.
  • 4.Уступать дорогу не обязательно.

  • Вопрос №4: Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова вы бы произнесли при этом?
  • 1.Простите меня, я выхожу.
  • 2.Разрешите пройти.
  • 3.Извините, можно пройти?

  • Вопрос № 5 : Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним ещё раз при встрече?
  • 1.Да.
  • 2.Нет.
  • 3.Можно, но не обязательно.
  • 4.Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.

  • Вопрос №6 : Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время?
  • 1.Скажите, сколько сейчас часов?
  • 2.Вы не подскажите, который час?
  • 3.Скажите, пожалуйста, который час?
  • 4.Сколько времени?

Станция №3: «Цветок вежливости»

  • Каждая команда берёт по 4 ромашки и выполняет задание: «Вспомнить слова, обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях» (каждый пункт расписывается на отдельной ромашке) . Побеждает та команда, которая больше таких оборотов вспомнит.

Ромашка, на лепестках которой написано:

  • 1.приветствие
  • 2.прощание
  • 3.просьба
  • 4.благодарность

Станция № 4: «А вы могли бы?»

  • Для того чтобы ваше общение было приятным и полезным, важно уметь сопровождать свою речь различными жестами и мимикой. Попытайтесь с помощью принятых в русском языке жестов и мимики изобразить различные состояния человека:
  • 1.грусть, плохое настроение.
  • 2.сомнение.
  • 3.растерянность, нерешительность.
  • 4.восторг, восхищение.

Станция № 5: «Пантомима»

  • Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?

Станция №6: «Капитаны, капитаны…»

  • Капитанам каждой команды задаются вопросы.

Станция №7: «Инсценировка»

  • Сейчас каждой команде предстоит инсценировать неприятную ситуацию, в которой оказались два человека. Ваша задача – разыграть эту сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию.

Станция №8: «Комплименты любят все»

  • Задача команд по очереди сделать как можно больше комплиментов каждому герою, но так, чтобы им было это приятно. Повторяться нельзя.

Станция № 9: «Поздравительная»

  • Задача команд написать команде соперников поздравительное письмо (тема поздравления – на выбор), используя в своём письме как можно больше этикетных формул.

Станция №: 10 «У меня зазвонил телефон»

  • Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете?

Подведение итогов жюри

  • Объявление результатов, награждение команд.

Слайд 2

“В языке своем народ, в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов, сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка... Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и эти чувства”. К. Д. Ушинский

Слайд 3

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения

Есть такое понятие - "речевой этикет" - правила общения. Соблюдая их, люди лучше понимают друг друга. Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом, сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и многое другое.

Слайд 4

Специфика русского речевого этикета

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность. Важность этих качеств отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения. Умный не говорит, невежда не дает говорить. Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай. Дед говорит про курицу, а бабка - про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит. Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, людей за язык.

Слайд 5

Техника реализации этикетных форм

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. Конечно, желательно, чтобы вас кто-то представил, но бывают случаи, когда это необходимо делать самому. Официальные формулы приветствия: - Здравствуйте! - Добрый день! Неофициальные формулы приветствия: - Привет! - Здравствуй

Слайд 6

Взаимодействие речевого и поведенческого этикета

Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости. В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм,тесно связанных друг с другом Во-первых, надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Во-вторых, говорящему предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собственных мнений, избегать излишней категоричности в речи.

Слайд 7

Речевые дистанции и табу

Дистанция в речевом общении определяется возрастом и социальным положением. Она выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Речевой этикет определяет правила выбора одной из этих форм. Пустое“Вы” сердечным “Ты” Она,обмолвясь, заменила.. А.С.Пушкин степенью знакомства партнеров (ты - знакомому, Вы - незнакомому); официальностью обстановки общения (ты - неофициальное, Вы - официальное); характером взаимоотношений (ты - дружеское, "теплое", Вы - подчеркнуто вежливое или натянутое, отчужденное, "холодное"); равенством или неравенством ролевых отношений (по возрасту, положению: ты - равному и нижестоящему, Вы - равному и вышестоящему Выбор диктуется:

Слайд 8

Комплименты.Культура критики в речевом общении.

Комплимент - это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв. Критика- Обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить и выправить недостатки

Слайд 9

Невербальные средства общения

Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду со словесной речью используют жесты и мимику. При помощи невербального языка: подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию; передаем информацию сознательно или бессознательно; выражаем свои эмоции и чувства; регулируем ход разговора; контролируем и воздействуем на других лиц;