Проведение тендеров: правила и порядок участия в электронных торгах. Как участвовать в тендерах и получать самые выгодные контракты

Сам термин не отражает полностью сущности отечественной бизнес-практики. Во-первых, он никогда не фигурирует в документах, регламентирующих отношения между сторонами, а во-вторых, процедура проведения иногда бывает чем-то похожа на .

Для начала нужно уточнить, что в законодательстве понятие тендера отсутствует, этот процесс называют конкурсом, торгами, аукционом. Но главный признак един для всех этих обозначений. На основании проведенных торгов (тендеров) заключается соглашение между продавцом и покупателем, но первой стороной здесь становится тот, кто выиграл в своеобразном соревновании с другими участниками. По сути, здесь несколько продавцов борются за один контракт, условия которого формирует покупатель.

Практика ведения бизнеса между субъектами различного формата (государственного и частного) обязательно переводится на конкурсную основу. Этот же принцип зачастую применяют и коммерческие организации, находящиеся в поиске выгодных предложений от поставщиков.

Как работает тендер?

Итак, по большому счету тендеров у нас нет. Все, кто практикует такой формат продаж, участвуют в конкурсах, аукционах, торгах… Но как бы это не назвали, здесь есть ряд характерных признаков, которые отличают эту версию бизнес-отношений от других:

  • покупатель заявляет свои условия в жесткой форме;
  • за контракт соревнуются;
  • весь процесс проходит в соответствии с определенной процедурой.

Предпринимателю с тендерами стоит разбираться хотя бы потому, что они дают возможность получить новых клиентов. И это не только может заинтересовать тех, кто ориентируется на покупателей, финансируемых из бюджетных средств. Многие коммерческие организации и компании находят поставщиков через тендеры.

Зачем устраивают тендеры? Собственно, здесь совмещается желание взять максимум от поставщика со стороны покупателя и регламентирование всей процедуры. Государственные структуры устраивают конкурсы и торги потому, что того требует законодательство. Этот формат предполагает, что они сэкономят бюджетные деньги, найдя таким способом самого дешевого и выгодного поставщика. То же самое движет и коммерческими организациями.

И здесь стоит понимать, что не всегда тот из продавцов, кто выиграет тендер, будет в выгодном положении. Это базируется на нескольких моментах:

  • Нужно предложить самую низкую среди участников цену, возможно, даже необоснованно заниженную.
  • Условия контракта придется выполнять даже тогда, когда это экономически невыгодно для поставщика или исполнителя. К примеру, в случае повышения стоимости материалов, комплектующих, энергоносителей и подобного, связанного с инфляционными процессами или ростом курса валют, конечный продукт в адрес контрактодержателя придется отпускать по установленной тендером стоимости. Иногда даже себе в убыток.
  • Для выигрыша тендера необходима длительная подготовка и максимально строгое соблюдение установленных правил по оформлению документов. Кроме того, сам процесс работы на площадках, где проводятся конкурсы, имеет ряд нюансов, и для того, чтобы полностью им соответствовать, предпринимателю необходимо провести определенные затраты, к примеру, приобрести электронную подпись.

Совет : начиная работать с тендерами, не пытайтесь сразу идти на крупные и долгоиграющие сделки, это совсем другой уровень, чем возможность . Не забывайте, что отказ от контракта либо же его неисполнение в полном объеме может повлечь за собой неприятные последствия в виде компенсаций покупателю, возмещения ущерба или недополученной прибыли, занесения поставщика в реестр недобросовестных и подобного.

Виды тендеров и их классификация

Еще раз стоит подчеркнуть, что для отечественного бизнеса термин тендер объединяет закупки, организованные по определенной процедуре на конкурсной основе. То есть он условен. Законодательно же закреплены другие названия.

У тендеров есть своя градация, принятая в отечественном бизнесе:

  1. Конкурсы различаются по составу участников:
    • муниципальные (государственные), где заказчиком выступает бюджетная организация, и для закупок будут использованы бюджетные средства;
    • коммерческие, где приобретение проводится за счет собственных денег компании или привлеченных ею.
  1. Выделяют разновидности тендеров по форме закупок:
    • Конкурс проводится в случае сложных и дорогостоящих контрактов, к примеру, в наукоемких проектах, строительной, IT, оборонной сферах. Может иметь несколько этапов, открытый и закрытый формат, а также быть неконкурентным.
    • Запрос котировок или соревнование прайс-листов. Особенностью этой методики можно назвать небольшую сумму закупки, как правило, до полумиллиона рублей.
    • Аукцион или же электронные торги. Формат используется всеми участниками рынка, имеющими статус муниципального или государственного заказчика. Все электронные торги проводятся на специальных площадках, отобранных правительством РФ. Законодательное обеспечение – Закон 94-ФЗ.

Совет : свое участие в тендерах предприниматель (потенциальный поставщик) должен начинать с внимательного и детального изучения именно этого Закона - 94-ФЗ. Также не стоит забывать о Законе 223-ФЗ, регламентирующем закупки отдельных юридических лиц. Сами документы довольно сложны для понимания, их придется штудировать и перечитывать раз десять, чтобы полностью вникнуть в подробности. Однако без этого этапа начинать деятельность в качестве продавца на электронных площадках небезопасно, существуют риски не только впустую потратить время, но и навлечь на себя и свою компанию неприятности.

Также нужно отметить, что в этой сфере встречаются особые ситуации. Вокруг этого формата поставок крутится немало мифов о том, что здесь присутствует серьезная коррупционная составляющая. Полностью отрицать такую возможность нельзя, да и бессмысленно. Зачастую тендеры действительно становятся инструментом договорных сделок. Вернее, их предназначение – исключить из практики элементы коррупции, однако она присутствует, и не признавать это невозможно.

«Симптомы» договорных тендеров - как отличать такие предложения?

Здесь нужно учитывать одну особенность той части отечественного бизнеса, где в роли заказчика выступают бюджетные организации. Вся их деятельность переведена на рельсы закупок, зажатых в жесткие рамки процедуры. Выиграть контракт может любой из претендентов, кто правильно оформит заявку и документы, а также предложит наименьшую цену.

А как же другие составляющие? К примеру, умение и возможность поставщика реагировать на экстренные в плане сроков пожелания покупателя, гибкость, некоторые другие нюансы проведения поставок? Очень часто покупатель, уже работавший с определенным поставщиком, хочет, чтобы контракт достался именно ему. Ведь тот уже проверен временем, полностью подходит по всем параметрам… А в ситуации с тендером это совершенно не обязательно. Договор, возможно, придется заключать с какой-либо неизвестной (для заказчика) организацией, которая та еще темная лошадка, и работа с ней не всегда будет комфортной. То есть победа в тендере, базирующаяся на ценовой платформе, не дает гарантии покупателю его исполнения в других частях. Кроме того, у него нет уверенности, что поставщик сможет соответствовать условиям, предпочтительным для заказчика, полностью.

Именно поэтому в практике встречаются вот такие договорные тендеры, когда покупатель всеми правдами и хитро проставленными запятыми создает такие формальные условия, которые целенаправленно затрудняют получение контракта другими участниками, что не получили одобрения заранее. И такой подход далеко не всегда свидетельствует о коррупционной подоплеке, то есть, грубо говоря, о взятках, откатах и подобном. Хотя в таком тендере тоже участвовать не стоит, если только ваша компания не та, что получила предварительное «добро».

Итак, как можно распознать тендер, где стороны уже заведомо пришли к соглашению, а само его проведение – формальность?

5 составляющих «договорных» тендеров

Стоит отметить, что такой подход почти нехарактерен для коммерческих структур. Там участвуют собственные деньги компаний, контроль гораздо более жесткий, цели – сугубо в поиске выгодного поставщика, а подход к процедуре намного более гибкий. То есть у бизнеса нет «обязаловки» проводить тендеры, тут работает целесообразность и эффективность. Хотя известен ряд случаев, когда наемные сотрудники коммерческих структур были весьма заинтересованы в благодарности от поставщиков за «помощь» в заключении контрактов, и, наоборот, исполнители попадали в неприятные ситуации с недобросовестными заказчиками, отработав часть договора и не получив плату за товар или услугу.

Совет : получив приглашение на тендер от коммерческой организации тщательно проверьте деловую репутацию заказчика.

Госзакупки более подвержены такой болезни, как договорные тендеры. Их признаки:

  • нечеткие, неясно прописанные, крайне запутанные, противоречивые в частях условия технического задания;
  • короткие, явно нереальные сроки выполнения (каждый предприниматель, знающий свою сферу, может определить, где временные рамки на пределе возможностей, а где – за гранью);
  • завышенная стоимость контракта в сочетании со странной детализацией требований к поставщику;
  • условие того, чтобы к заявке прилагалась уже выполненная часть работы;
  • тендерная история заказчика состоит из контрактов с весьма ограниченным числом компаний.

Все это – признаки того, что покупатель применяет методику отпугивания «левых» поставщиков. В некоторых случаях тендер проводится «для галочки», исполнитель уже давно работает над проектом. Бороться за такие контракты – себе в убыток, лишняя головная боль, временные и денежные затраты. Нет, конечно, можно результаты тендера обжаловать, подав соответствующее заявление в ФАС. Но делать это стоит только в том случае, если у компании уже наращена «мышечная масса», она имеет опыт в подобного рода торгах, компетентных специалистов в штате, способных доказать вашу правоту.

Хотя нужно понимать, что распространенное мнение о массовости договорных тендеров - миф. Подавляющее большинство заявок от заказчиков на площадках для электронных торгов не имеют коррупционной составляющей, и участие в них гораздо менее рискованно, чем вложения в .

Если вы хотите начать зарабатывать на госзакупках, то вам понадобится пройти предварительный этап подготовки к этому. Причем он довольно сложен и трудоемок.

Как работать с тендерами для чайников - пошаговая инструкция

Еще раз нужно озвучить, что коммерческие структуры действуют при выборе поставщика на конкурсной основе немного иначе, чем государственные. Первые разрабатывают процедуру самостоятельно, они не ограничены жесткими рамками, могут привлекать к участию тех, кто им знаком или представляет интерес, либо же объявлять открытый конкурс в СМИ или на специализированных интернет-площадках.

Государственные или муниципальные организации действуют в рамках законодательно прописанной процедуры. Поэтому, чтобы стать участником тендера, предпринимателю необходимо:

  • изучить Закон 94-ФЗ, а именно прописанную в нем процедуру выбора поставщика, где изложены правила для участника тендера;
  • выбрать ЭТП из пяти, что отобраны правительством РФ (для электронных аукционов по госзакупкам);
  • получить электронно-цифровую подпись (удостоверяющий центр, выдающий ЭЦП, должен входить в число тех, что аккредитованы на выбранной площадке);
  • установить необходимое программное обеспечение;
  • пройти аккредитацию на ЭТП для участия в тендере;
  • принять участие в электронных торгах;
  • подписать контракт при выигрыше.

Собственно, сам алгоритм не так и сложен, если это не впервые. Есть несколько нюансов, на которые нужно обратить внимание:

  • К сожалению, универсальных ЭЦП еще не придумали. Поэтому выданную в налоговой справку для участия в тендере использовать будет нельзя, придется получать другую.
  • Подбирая площадку для электронных аукционов, нужно обращать внимание на ее специализацию и условия работы.
  • На каждом сайте из 5-ти отобранных есть детальные инструкции и руководства для пользователей. Они написаны подробно, даже слишком. Не стоит пренебрегать их внимательным изучением прежде, чем начать работу на какой-либо из ЭТП.
  • Залогом успешной работы может стать такая банальная вещь, как оформление документов. Неплохим источником сведений и получения нужных навыков может стать конкурсная документация конкурирующих организаций.
  • Как правило, во всех электронных аукционах существует принцип обеспечения намерений, то есть денежный залог. Он исчисляется небольшим процентом от суммы сделки, но тем не менее, как и , участие в тендере стоит денег. Хотя это и возвратная сумма, однако при крупных контрактах собственных денег компании-поставщику может и не хватить, да и «замораживать» оборотные средства бывает нецелесообразно. Поэтому стоит или позаботиться о наличии резерва, или о банковской гарантии, которую можно использовать для этих целей.

Как участвовать в тендерах по строительству?

Алгоритм прохождения подготовительного этапа уже описан выше. Никаких отличий для строительной сферы практически нет. Существует только ряд нюансов, которые необходимо учесть фирме-новичку в тендерах:

  • Одно лишь участие в тендерах даже без выигрышей поможет компании заявить о себе, на нее могут обратить внимание, это позволит повысить статус.
  • При подготовке заявки особое внимание следует уделять не только сути оферты (предложению претендента), но и ее обоснованию, которое содержится в информации о компании. Это может быть описание спецоборудования, применяемых технологий, представление аналогичных объектов, введенных в эксплуатацию, отзывы состоявшихся заказчиков и подобное.
  • Как правило, строительные тендеры проводятся в два этапа. Первый – оглашение начала конкурса и сведений о предполагаемом проекте, второй – анализ поданных заявок и выбор победителя. При закрытом формате торгов стать участником можно только по приглашению от заказчика. Стоит учесть, что присланный входной билет не всегда означает, что компания – желанный гость. Если сроки для подачи заявки и подготовки документации очень сжаты, то это обязательно должно натолкнуть на мысль о том, что все уже договорено с другим исполнителем, которого и хотят видеть второй стороной, подписавшей контракт. Ваше же участие нужно для формального соблюдения процедуры.
  • Сегодня все большее распространение получает такой формат в сфере строительства небольших и малых объектов, частного жилья. То есть на тендерную основу ставится практически вся строительная отрасль. Ряд экспертов считает, что это позволит улучшить качество работ в целом и перевести на новый уровень всю сферу. По сути, за конкурсами или аукционами будущее.
  • Вконтакте

    Каждая компания, закупающая на рынке товары и услуги, старается минимизировать риски выбора некачественного товара/услуги, получить товар/услугу с максимальной выгодой, т.е. наилучшим соотношением цена/качество. Сегодня многие компании, особенно крупные, максимально жестко регламентировали процедуры закупки, формализовав несколько типов тендерных процедур.

    Приведем три из них:

    • запросы офферт;
    • открытые торги;
    • электронные торги. Закупка/продажа товаров, работ и услуг посредством проведения торгов онлайн на понижение/повышение.

    Хочется обратить внимание на то, что последний тип тендеров, в котором определяющим фактором является исключительно цена, на наш взгляд, применим к стандартизированным товарам, т.е. к товарам, свойства которых предопределены ДСТУ (ГОСТом). И применять процедуру такого тендера, например, к разработке веб-сайтов не очень корректно.

    Во-первых, даже при одинаковом исходном брифе все будущие исполнители видят проект по-своему, и вы фактически выбираете тех, чей опыт или видение наиболее вам импонируют.

    Во-вторых, хотя вы в конечном итоге покупаете готовый продукт в виде веб-сайта, вы в том числе покупаете и проект/услугу по его разработке и внедрению, что сродни консалтинговому проекту. В этом случает вы, прежде всего, выбираете компанию-поставщика, а не спецификацию и стоимость.

    Глядя на множество подходов и процедур, которые изобретают компании, выбирая поставщика услуг по веб-разработке, мы составили определенные рекомендации, как организовать процедуру тендера.

    Все программные и дизайнерские решения, которые компания создает для размещения в интернете, являются частью ее общей коммуникации с потребителями, партнерами, инвесторами и другими аудиториями.

    Поэтому на этапе выбора подрядчика желательно четко понимать, какая специализация компании-подрядчика нужна вам на данном этапе развития коммуникации в интернете.

    Предварительный этап

    Выбор типологии компании-подрядчика. Сегодня на рынке представлены:

    1. Медиа- (диджитал-) агентства. Их ключевые компетенции: разработка медиастратегии, построение медиаплана и баинг (размещение) на интернет-площадках;
    2. Диджитал-агентства. Ключевые компетенции: разработка стратегии коммуникации в диджитал-каналах, разработка креативной стратегии и креативных материалов, SMM-стратегии (может выделяться в отдельное подразделение или агентство). На данном этапе развития рынка функцию диджитал-агентств принимают на себя специализированные отделы в креативных или FSAA;
    3. Агентства, которые занимаются поисковым продвижением (SEO);
    4. Агентства мобильного маркетинга;
    5. Digital production (в США более распространен термин web development). Ключевые компетенции: веб-дизайн, UI-дизайн, front- и back-end программирование. Результатами конечной работы являются веб-сайты, приложения для социальных сетей, приложения для iOS- и Android-устройств, интернет-баннеры и др.

    Желательно ставить задачи агентствам в соответствии с их специализацией. Допустимо, конечно, ставить задачу в комплексе одному исполнителю. Примеры:

    А) Проведение розыгрыша призов для покупателей торговой марки, с активацией промокодов с упаковок. В этом случае задачу по созданию мини-промосайта для проведения такого розыгрыша можно поручить диджитал-агентству.

    Б) Проведение медиакампании в интернете. В этом случае разработку баннеров можно доверить интернет-медиаагентству.

    В любом случае, при выборе подрядчика и привлечении субподрядчика вам желательно знать всю цепочку, с одной стороны, а с другой — в сложных задачах разделять проект на два этапа и привлекать специализированное агентство.

    Если в рамках тендера для решения нескольких задач вы привлекаете агентства/компании разного типа, следует внимательно следить, чтобы критерии, по которым вы оцениваете работу, соответствовали специализации агентства. Например, выбор подрядчика по производству промосайта не привязывался к показателям эффективности кампании в целом.

    В том случае, когда вы определили, что для выполнения ваших задач вам необходима именно компания digital production (web development), мы рекомендуем следующую процедуру проведения тендера.

    Этап 1. Отбор участников тендера

    Задача этого этапа: -выбрать компании, которые вам подходят по двум критериям:

    • уровень работ, их сложность, качество дизайна соответствуют вашим ожиданиям, требованиям и представлениям о будущем продукте;
    • уровень цен компании и возможный размер бюджета соответствуют вашим возможностям, бюджету данного года и пр.

    Желающие принять участие в проводимых тендерах в сроки, указанные на сайте, для получения тендерной документации обращаются в подразделения-инициаторы по контактным телефонам, указанным в публичном объявлении (дополнительной информации). Для участия в тендере претендент должен представить следующие документы (сведения об организации):

    Заявку на участие в тендере (первоначально копия заявки для регистрации направляется по факсу, с указанием структурного подразделения, разместившего сообщение о проведении тендера);

    Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

    Копия выписки из Устава: наименование, адрес, исполнительный орган и его права;

    Копия решения о назначении исполнительного органа;

    Копия лицензии (при необходимости);

    Копию сертификата стандарта качества ISO 9001 (если имеется);

    Конкурсное предложение (копия вместе с заявкой по факсу).

    Конкурсное Предложение состоит из двух частей:

    Техническая часть:

    В техническом предложении должна содержаться исчерпывающая информация о товаре (выполняемых работах, услугах), о качестве продукции (соответствия ГОСТ, ТУ, СПиП и иных характеристикам); отсутствие какой-либо информации по перечисленным вопросам будет расцениваться как невыполнение требований технических условий.

    Коммерческая часть:

    Коммерческая часть предложения должна содержать сведения о цене предмета тендера с обязательным указанием общей стоимости. Здесь указываются также условия оплаты (расчетов) и возможные скидки; объемы и сроки поставок (выполняемых работ, оказываемых услуг); условия поставки (выполнения работ, оказания услуг), отнесения расходов по доставке товара.

    Тендерные комиссии при принятии решения руководствуются следующими критериями:

    Цена товара (работ, услуг) и условия оплаты (предоплата, отсрочка);

    Качество товара (работ, услуг);

    Обеспеченность предприятия техническими средствами;

    Наличие собственных разработчиков и исследовательской базы у предприятия;

    Финансовое состояние предприятия .

    Конкурсные предложения должны быть действительны в течение 30 дней после даты проведения тендера.

    Все представленные конкурсные предложения и включенные в них документы после их рассмотрения не возвращаются Участникам тендера. Участники тендера, получившие тендерную документацию должны обращаться с ней как с конфиденциальным документом и не имеют права разглашать информацию, касающуюся тендера, какой-либо третьей стороне без получения на это предварительного письменного согласия Организатора тендера. Организатор оставляет за собой право выбрать победителем любого Участника тендера, в том числе, и в случае если предложенная участником цена выше, чем у других участников тендера, а так же отклонить любое Конкурсное предложение, либо все Конкурсные предложения без объяснения участникам тендера причин такого решения. В случае если самая низкая цена предмета тендера, предложенная Участниками тендера, превышает расчетную стоимость Организатора, Организатор будет вправе отклонить все Конкурсные предложения и провести повторный тендер. Размещение в сети интернет сообщения о проводимом тендере не являются офертой. Все расходы, связанные с подготовкой и представлением Конкурсного предложения, несет Участник тендера.

    Сроки представления Конкурсных предложений указываются в публичном объявлении, размещенном на сайте. Конкурсные предложения, полученные позднее вышеуказанного срока, рассматриваться не будут. Само по себе проведение конкурсных торгов или тендера являются открытым процессом. Претенденты имеют возможность представить, защитить, а также обосновать собственные тендерные предложения. Одним из условий торгов является срок сдачи предложений для участия в торгах. Не позднее этого времени все участвующие в торгах фирмы (оференты) подают тендер, оформленный надлежащим образом, под роспись в тендерный комитет.

    Предложения представляются в закрытых опечатанных конвертах (часто двойных), чтобы избежать досрочной утечки сведений, которыми могут воспользоваться конкуренты. На внешнем конверте указывается адрес для приема предложений, на внутреннем - номер тендера, его название (цель) и дата, установленная для приема документов. Следующий этап проведения торгов - сравнение поданных предложений, подведение итогов и определение победителя. В назначенный день и час тендерный комитет вскрывает конверты с поступившими предложениями. Процедура вскрытия пакетов с предложениями может быть осуществлена в условиях гласности, в присутствии всех участников торгов, представителей средств массовой информации. Такие торги называют гласными.

    При проведении негласных торгов тендерные комитеты вскрывают пакеты на закрытом заседании. Выбор победителя торгов может последовать сразу за вскрытием и оглашением поступивших предложений в том случае, когда преследуется цель выбрать предложение с самыми низкими ценами при прочих равных условиях. Однако чаще всего для принятия решения о выборе поставщика (подрядчика на строительство объекта) требуется время, чтобы внимательно проанализировать поданные предложения и отобрать то из них, которое наилучшим образом соответствует целям торгов. Срок, в течение которого тендерные комитеты изучают и анализируют предложения оферентов (оферты), зависит от объема информации (технической, коммерческой и др.), которую предстоит проанализировать, обычно - от нескольких недель до нескольких месяцев. Решение тендерного комитета о выборе победителя торгов может быть гласным, а может быть и закрытым. В первом случае это решение сообщается всем участникам торгов, а также через средства информации.

    Во втором случае решение о передаче заказа сообщается победителю в конфиденциальной форме. Оферент, выигравший торги, в соответствии с их условиями, как правило, вносит второй гарантийный залог. Его величина обычно составляет от 5 до 10% стоимости заказа. После выполнения заказа гарантийный залог возвращается.

    С победителями торгов подписывается контракт, в котором оговариваются все необходимые условия. Контракты вступают в силу после одобрения правительственными службами. Заключение сделки по результатам торгов может производиться путем принятия предложения (акцепта) без последующего подписания контракта обеими сторонами .

    Стандартизированный цикл работы над проектом «проведение тендера».

    1 этап. Формирование внутри компании списка задач выносимых на тендер и согласование типа организаций принимающих в нем участие. Принятие решения о проведении тендера.

    Как показывает практика этот этап совсем не лишний, поскольку от того насколько единым будет понимание задач, выносимых на тендер, различными сотрудниками компании, зависит скорость принятия решения по всем последующим этапам работ. Не плохо так же достигнуть взаимопонимания по вопросам, какого рода и масштаба поставщики будут приглашены к участию в тендере, открытым или закрытым он будет.

    2 этап. Создание «Брифа» (Приглашение к участию).

    На этом этапе сотрудник, ответственный в компании - заказчике за подготовку и проведение тендера, должен изложить в едином документе цели проекта (проведения тендера) и требования к участникам соревнования.

    Такой бриф (Приглашение к участию) затем будет направлен потенциальным участникам тендера для рассмотрения.

    Стандартный бриф предполагает следующий состав:

    Описание компании-заказчика

    Постановка проблемы

    Описание желаемого результата

    Требования к участникам тендера

    Описание формы подачи заявки (критерии документа)

    Критерии оценки претендентов

    Сроки проведения тендера

    Каждая часть из этой заявки является осмысленной и функциональной частью документа. Разумеется, что ваша компания может оказаться от любой из них, или нескольких сразу, но это, лишь затруднит ваше общение с потенциальными поставщиками решений.

    3 этап. Выбор компаний - участников.

    Теперь, после формирования брифа, вы можете смело приглашать к участию в тендере заинтересованные организации. Обычно, если объявляется «тендер цены», то к участию приглашаются 3 -4 организации. Если же запланировано проведение двухэтапного «тендера решений», то количество участников на первом этапе может быть от 5 до 9, а на второй этап выходят два - три участника, подготовившие наиболее интересные предложения.

    Как же определить состав компаний - участников для тендера?

    Существует открытый тендер, к участию в котором вы приглашаете все организации, отвечающие требованиям. Открытый тендер объявляют через специализированные СМИ, Интернет сайты или профессиональные сообщества. Такой вид проведения тендеров должны использовать, например, государственные организации.

    Закрытый тендер предусматривает приглашение участников компанией-организатором. Для приглашения к участию в первом этапе, компании участницы, отбираются по значимым для организатора критериям. Теперь, объявив о начале тендера, вы с нетерпением ждете получения первоначальных заявок.

    4 этап. Уточнение позиций.

    На этом этапе работ, компании, подавшие первоначальные заявки на участие в тендере, будут обращаться к вам за дополнительной информацией. Уточнять ваше видение проблемы и желаемые пути ее решения. Для того, что бы окончательные предложения участников выглядели не только персонализированными, но и осмысленными, вам потребуется потратить на обсуждение некоторое количество времени. Вот тут-то вы и вспомните о разумном ограничении числа участников тендера, о котором писалось выше.

    В том случае, когда тендер намечен двух этапный после рассмотрения предварительной заявки, компании вышедшие во второй тур, готовят итоговые документы.

    5 этап. Презентация итоговых Предложений.

    В такой ответственный момент сухим документом не обойтись финалистов конкурса приглашают на встречу в компанию организатор. Именно на этой встрече, презентуя свое решение, представители провайдера и имеют возможность убедить вас в том что их решение единственно правильное.

    И если работы по предыдущим этапам могли проводиться силами одного двух сотрудников соответствующего подразделения, то на итоговую презентацию приглашаются руководители тех подразделений, которые будут выступать у вас внутренними заказчиками по проекту.

    6 этап. Окончательный отбор.

    После проведения презентаций, и внимательного изучения полученного предложения, ответственные руководители вашей компании коллегиально принимают решение о выборе того или иного поставщика. В некоторых компаниях это решение принимается на совещании, с помощью устного обсуждения и уточнения мнения внутренних заказчиков. В других более формальных случаях, создается рейтинговая таблица, где с помощью метода средневзвешенного коэффициента определяется итоговый бал каждого участника тендера.

    7 этап. Объявление победителей.

    Это, несомненно, самый приятный и волнующий этап для всех участников. К сожалению, в российской практике часто оказывается что компании, не выигравшие тендер, узнают о его завершении, когда их конкурент уже во всю работает над проектом. Согласитесь, такое поведение не украшает Заказчика. Хорошим тоном считается на общем собрании или через СМИ (при открытом тендере) или в персональном порядке (если тендер был закрытый) оповестить всех участников о завершении работ и выборе окончательного поставщика решений .

    Как видно, работа над тендером не представляет непреодолимых проблем с точки зрения организации. Главная сложность в этом процессе кроется именно в осознании заказчиком решаемой проблемы и выборе адекватного решения. И если вы хотите найти самое экономичное решение вашей задачи, то наверное стоит говорить лишь о сравнении цен на одинаковые услуги.

    Наверное, практически все, кто занимается своим бизнесом, слышали об электронных торговых площадках (ЭТП). Сейчас (ЭТП) являются одним из эффективных средств развития своего бизнеса как для лиц, выступающих заказчиками тех или иных товаров и услуг, так и для поставщиков, которые могут поставить запрашиваемую продукцию или оказать необходимые услуги.

    Некоторые предприниматели уже освоили функционал электронных площадок и активно работают на них, находя для своего бизнеса новых клиентов. Другие же, наоборот, первый раз слышат о возможности найти заказчика через участие в конкурсах на ЭТП.

    Как попасть на одну из действующих ЭТП? Как участвовать в тендерах? Сегодня мы начнем новый блок статей в разделе , посвященных участию в конкурсах на ЭТП, в которых постараемся дать ответы на основные вопросы.

    Что такое тендер

    Те из вас, кто хоть раз сталкивался с темой работы на ЭТП, слышал такие слова как «тендер», «конкурс», «аукцион». Здесь следует сразу же разобраться в терминах. Итак, начнем с понятия «аукцион». Аукцион – это открытое соревнование между несколькими участниками торгов. Вспомните, обычные аукционы по продаже каких-нибудь ценностей. Как это выглядит? Любой участник может назвать цену, информация о цене доступна всем остальным конкурентам, каждый из них может предложить более выгодную цену. Аналогично проходят аукционы и на ЭТП, торги идут либо на снижение, либо на повышение. Логика действий проста:

    • если аукцион объявлен на выполнение какого-либо запроса, то заказчику выгоднее принять наименьшее предложение – это аукцион на понижение;
    • если аукцион проводится для реализации имущества банкрота, то продавцу выгоднее продать его дороже – это аукцион на повышение.

    Таким образом, определяющее значение при подведении итогов аукциона имеет цена.

    С тендером ситуация совсем другая, так как тендер — конкурентный отбор наилучшего предложения на основе максимально наилучших условий выполнения запроса заказчика, заключающегося в поставке каких-либо товаров, предоставления услуг. Слово «тендер» в этой ситуации является синонимом слова «конкурс».

    Как проводится тендер

    1. Заказчик формирует свой запрос, оговаривает его основные характеристики и требования к исполнителю;
    2. После составления необходимой документации заказчик объявляет конкурс на выполнение своего запроса;
    3. Лица, желающие выступить исполнителями запроса и подписать договор с заказчиком, готовят и подают свои заявки;
    4. Заказчик рассматривает все полученные заявки и выбирает победителя;
    5. По итогам тендера между заказчиком и участником-победителем подписывается договор.

    Главных отличий тендера от аукциона два:

    • Предложение участника оценивается не только по стоимости, но по другим критериям, которые важны для заказчика – выиграть тендер может предложение не с самой низкой стоимостью, хотя цена все равно остается главным фактором выбора победителя;
    • Предложение конкретного участника не доступно для других участников, они не знают о содержании заявок друг друга – заказчик при вскрытии полученных конвертов может огласить цены участников с целью провести уторговывание, если это предусмотрено тендерной документацией.

    Таким образом, определяющее значение при подведении итогов конкурса имеют сочетание всех условий поставки, выражающееся в максимальной выгоде для заказчика.

    Немного о нормативной базе и портале Zakupki.gov

    Итак, конкурсы могут проводить как органы власти, так и коммерческие предприятия. Вот здесь следует немного ознакомиться с существующей нормативной базой.

    Те, кто задумывался об участии в конкурсах, наверняка, слышал о госзакупках. Сферу государственных закупок регламентирует ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд». Заказчиком в данном случае являются организации, относящиеся либо к государственным, либо к муниципальным заказчикам, плюс бюджетные учреждения, которые делают закупки на средства субсидий, полученных из бюджетов РФ разных уровней. Проще говоря, если вы собираетесь участвовать в госзакупках, то вашим заказчиком всегда будет государство – в том или ином виде. Результатом участия в конкурсах, относящихся к госзакупкам, будет подписание госконтракта (муниципального контракта). Это следует хорошо уяснить, а еще лучше подробно ознакомиться с законом, так как после заключения госконтракта победитель несет определенные обязательства.

    Кроме этого закона есть еще один важный нормативный акт – ФЗ № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Этот закон регулирует проведение запросов предложений со стороны таких заказчиков как: госкорпорации и компании с долей государства, естественные монополии и другие лица согласно п. 2 ст. 1 документа. По результатам конкурсов, проводимых по этому закону, заказчик и участник-победитель заключают контракт (договор).

    Получается, что если вы намерены поучаствовать в госзакупках или закупках, объявляемых компаниями, которые связаны с государством, то ваши действия будут рассматриваться в свете этих двух нормативных актов. Заказчики, относящиеся к указанным выше группам, обязаны проводить закупки для своих нужд согласно этим нормативным актам. Организации, работающие по 223-ФЗ, могут дополнительно разработать свое положение о закупках – внутренний регламент, учитывающий особенности организации. Информация о конкурсах в обязательном порядке должна быть опубликована на официальном Портале закупок zakupki.gov.ru.

    Портал закупок zakupki.gov.ru — официальный сайт РФ, содержащий всю информацию о конкурсах, проводимых согласно двум перечисленным ранее ФЗ. Здесь можно найти: нормативную базу, реестры планов закупок, перечни товаров (работ, услуг), которые закупаются у представителей СМСП, реестр государственных / муниципальных контрактов, реестр договоров, подписанных по результатам закупок, отчетность по ним, а также прочую информацию, которая может представлять интерес у участников госзакупок. Здесь же публикуется реестр недобросовестных поставщиков, куда попадают те, кто после заключения контракта не смог выполнить свои обязательства. При необходимости любой заказчик или другой контрагент может проверить наличие вашей компании в этом реестре с помощью функции поиска.

    Информация, публикуемая на Портале закупок, доступна всем. Главной функцией сайта является возможность представителей бизнеса найти интересующие их объявленные конкурсы, также получить конкурсную документацию.

    Коммерческие тендеры

    Коммерческие компании, которые с государством не связаны, также объявляют тендеры на закупку товаров, работ, услуг для удовлетворения своих потребностей. Такие конкурсы регулируются Гражданским кодексом РФ и внутренними положениями конкретной компании о закупках. Зачем все это делается? Если госорганы и организации, связанные с государством, обязаны осуществлять свои закупки в виде конкурсов, то коммерческие компании в принципе могут покупать товары для своих нужд у кого хотят. Но такой подход противоречит принципам бизнеса, ведь принимать следует самое выгодное предложение.

    Если компания будет самостоятельно искать подходящего исполнителя, это может занять много времени. Оптимальным вариантом в таких случаях будет объявление конкурса, размещение его в открытый доступ и сбор заявок от участников, желающих получить тот или иной контракт. Получается, что такой способ поиска исполнителя выгоден для обеих сторон: заказчик получает максимально выгодное для себя предложение, а исполнитель находит потребителя своих услуг.

    Участвовать или не участвовать

    Имеет ли смысл участвовать в таких закупках? В комментариях к статье, наверняка, кто-нибудь напишет, что конкурсы выигрывают те, кто должен их выиграть, что закупки объявляются под конкретного поставщика, который обязательно будет победителем. Да, не будем отрицать, такие явления имеют место быть. Да, нормативное регулирование системы закупок направлено на создание максимальной прозрачности проведения этих процедур и исключения коррупционной составляющей, но в российской действительности это работает не всегда. Но, несмотря на такие моменты, участие в закупках является одним из средств развития вашего бизнеса.

    Участие в госзакупках и коммерческих тендерах – это возможность заявить о себе, найти новых заказчиков и охватить новые рынки сбыта, это возможность заключить выгодный договор и получить прибыль. Цель любого предпринимателя – заработать, а участие в конкурсах дает такую возможность. Сейчас для участия в конкурсе на ЭТП достаточно компьютера, выхода в интернет, определенных настроек рабочего места и электронно-цифровой подписи.

    Что такое тендер

    На сегодняшний день термин «тендер» широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер - это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые - для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

    Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

    Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

    Классификация тендеров

    Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке - «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

    Организатору целесообразно проводить конкурс , когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором - участник, который готов его исполнить.

    Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия - запрос цен, запрос котировок цен .

    Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений . Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

    Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры . Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

    Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие .

    Государственные закупки

    Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

    Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

    Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке. Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

    Коммерческие тендеры

    Коммерческие тендеры - это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

    Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

    В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

    Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

    Государственные тендеры

    Коммерческие тендеры

    Тендеры регулируемые 223-ФЗ

    Регулирующий закон

    44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

    ГК РФ (только конкурс и аукцион)

    223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

    Способы закупок

    Установлены заказчиком

    Порядок проведения закупок

    Установлены законом, неизменны

    Установлены заказчиком

    Установлены положением заказчика, у всех разные

    свобода конкуренции

    Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

    Участник обязан предложить требуемый товар

    Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

    Требования к участникам

    Закрытый перечень требований

    У каждого заказчика свой перечень требований

    Порядок оценки заявок участников

    Установлен законодательно

    Установлен заказчиком

    Установлен положением и документацией заказчика

    Виды закупок в электронной форме

    Любой способ закупок, установленный заказчиком

    Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

    Электронные площадки

    5 утвержденных электронных площадок

    Любая электронная площадка, например сайт

    Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.