Олерский виктор александрович уходит из росморречфлота. С чем виктор олерский уходит с поста главы росморречфлота МЧС столбит за собой Арктику

Вконтакте

Одноклассники

Олерский Виктор Александрович

Появилась информация, что 15 июня замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский написал заявление об уходе. Новое место работы чиновника неизвестно, однако из отрасли он уходить не намерен.

Претендентами на освободившееся место могут быть заместителей главы Росморречфлота Виктора Вовка и Александра Пошивая, а также заместителя генерального директора «Совкомфлота» Игоря Тонковидова. Как стало известно, из Минтранса может уйти также и директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта Виталий Клюев.

Информация о том, что замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский написал заявление об увольнении, появилась 16 июня. Как известно, распоряжение об отставке в данный момент не подписано. В Минтрансе «не комментируют слухи», но господин Олерский рассказал, что давно планировал покинуть ведомство: «Я приходил на 3 года, а затянулось все на 9». Как он отмечает, отставка не связана с увольнением министра транспорта Максима Соколова и назначением Евгения Дитриха. Чем теперь займется бывший чиновник, Виктор Олерский не сказал, но заверил, что не транспортную отрасль не оставит.

Виктор Олерский родился в 1965 году в Латвийской ССР. В период с 1991 года по 2009 год трудился в «Инфотек Балтика» (экспедитор нефти и нефтепродуктов в портах Северо-Запада РФ), в 2006–2009 годах возглавлял совет Ассоциации судоходных компаний (сейчас Российская палата судоходства). В 2009 году был назначен замминистра транспорта России, а в позапрошлом году - руководителем Росморречфлота.

Уход Виктора Олерского вызвал неоднозначную реакцию в отрасли. «Он давно рассказывал, что хочет уйти, но все до конца не верили»,- отмечает один из собеседников. Другой источник сказал, что господин Олерский «всегда был человеком из бизнеса», и не исключает, что в эту сферу он и вернется. В отрасли господина Олерского называют профессиональным и компетентным. «Равную фигуру найти будет очень непросто», - заявляет один из источников. Среди достижений чиновника участники рынка называют 305-ФЗ о государственной поддержке судостроения и судоходства - стало выгодно иметь российский флаг, сделан толчок обновлению флота. Также она «смог сдвинуть» вопрос строительства новых гидротехнических сооружений на реках.

“Для нас же, как для Минтранса, абсолютным приоритетом является безопасность мореплавания”,- говорил Виктор Олерский, заместитель министра транспорта России, глава Росморречфлота.

Как сообщается, среди кандидатов на освободившийся пост называют заместителей главы Росморречфлота Виктора Вовка (занимается вопросами внутреннего транспорта) и Александра Пошивая (отвечает за административное управление, транспортную безопасность и образование). Ряд собеседников рассказывают о возможном назначении первого заместителя генерального директора, главного инженера «Совкомфлота» Игоря Тонковидова. В компании отметили, что господин Тонковидов продолжает занимать свой пост, переадресовав вопросы в Минтранс и аппарат правительства.

Вслед за Виктором Олерским с Минтранса уйдет также и директор департамента госполитики в морском и речном транспорте Виталий Клюев, проработавший в министерстве 12 лет (во главе департамента 2 года), сообщают 3 источника. Господин Клюев отвечая на вопрос о своем увольнении сказал, что «все будет известно в понедельник». Собеседники допускают, что причиной отставки оказался конфликт с Евгением Дитрихом. Господа Олерский и Клюев работали в связке, уточняет один из источников, неудивительно, что глава департамента решил уволится. В отрасли гвоворят, что Виталий Клюев много трудился над «вычищением» нормативно-правовой базы и ликвидацией административных барьеров.

Как стало известно “Ъ”, 15 июня замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский написал заявление об уходе. Новое место работы чиновника неизвестно, но из отрасли он уходить не планирует. Претендентами на освободившееся место называют заместителей главы Росморречфлота Виктора Вовка и Александра Пошивая, а также заместителя гендиректора «Совкомфлота» Игоря Тонковидова. По даным “Ъ”, Минтранс может покинуть и директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта Виталий Клюев.


О том, что замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский написал заявление об уходе, “Ъ” стало известно 16 июня . По информации “Ъ”, распоряжение об отставке пока не подписано. В Минтрансе «не комментируют слухи», но господин Олерский пояснил “Ъ”, что давно собирался покинуть ведомство: «Я приходил на три года, а затянулось все на девять». По его словам, отставка не связана с уходом министра транспорта Максима Соколова и назначением Евгения Дитриха. Чем теперь займется экс-чиновник, Виктор Олерский не уточнил, но заверил, что не транспортную отрасль не оставит.

Виктор Олерский родился в 1965 году в Латвийской ССР. С 1991 по 2009 год работал в «Инфотек Балтика» (экспедитор нефти и нефтепродуктов в портах Северо-Запада РФ), в 2006–2009 годах возглавлял совет Ассоциации судоходных компаний (теперь Российская палата судоходства). В 2009 году стал замминистра транспорта РФ, а в 2016 году - руководителем Росморречфлота.

Отставка Виктора Олерского вызвала неоднозначную реакцию в отрасли. «Он давно говорил, что хочет уйти, но все до конца не верили»,- говорит один из собеседников “Ъ”. Другой источник “Ъ” добавляет, что господин Олерский «всегда был человеком из бизнеса», и не исключает, что туда он и вернется. В отрасли господина Олерского называют профессиональным и компетентным. «Равную фигуру найти будет достаточно сложно», - отмечает один из источников “Ъ”. Среди достижений чиновника участники рынка называют 305-ФЗ о господдержке судостроения и судоходства - стало выгодно иметь флаг РФ, дан толчок обновлению флота. Также ему «удалось сдвинуть» вопрос строительства новых гидротехнических сооружений на реках.

Для нас же, как для Минтранса, абсолютным приоритетом является безопасность мореплавания

По данным “Ъ”, среди кандидатов на освободившееся место называют заместителей главы Росморречфлота Виктора Вовка (курирует внутренний транспорт) и Александра Пошивая (отвечает за административное управление, транспортную безопасность и образование). Ряд собеседников “Ъ” говорит о возможном назначении первого заместителя гендиректора, главного инженера «Совкомфлота» Игоря Тонковидова. В компании “Ъ” сообщили, что господин Тонковидов продолжает занимать свою должность, переадресовав вопросы в Минтранс и аппарат правительства.

Вслед за Виктором Олерским Минтранс покинет и директор департамента госполитики в морском и речном транспорте Виталий Клюев, проработавший в министерстве 12 лет (во главе департамента два года), говорят три источника “Ъ”. Господин Клюев на вопрос о своем уходе ответил, что «все будет известно в понедельник». Собеседники “Ъ” не исключают, что причиной отставки стал конфликт с Евгением Дитрихом. Господа Олерский и Клюев работали в связке, добавляет один из источников “Ъ”, неудивительно, что глава департамента решил уйти. В отрасли отмечают, что Виталий Клюев много работал над «вычищением» нормативно-правовой базы и ликвидацией административных барьеров.

Анастасия Веденеева

Должность заместителя министра транспорта, курирующего водный транспорт, занимал с 2009 года. А с 2016 года занял также позицию главы Росморречфлота. За 9 лет в министерстве под его руководством шло распределение бюджетных средств почти на 500 млрд рублей. Только по отраслевой федеральной целевой программе в 2010-2018 годах было заключено контрактов на 200 млрд рублей. Решения Виктора Олерского приносили огромные доходы не только транспортным, но и строительным компаниям. Однако качество и сроки исполнения этих контрактов подрядчиками вызывали критику у контрольных органов.

Щедрой рукой

Среди крупнейших проектов, которые, по данным сайта Минтранса, поддерживало бюджетными деньгами ведомство при Викторе Олерском, - строительство перегрузочного терминала в порту Зарубино и угольного производственно-перегрузочного комплекса "Север" в порту Восточный (основной инвестор - группа " " ). Кроме того, в планах государственного софинансирования значилось строительство угольного терминала в бухте Мучке порта Ванино, где работали сразу несколько инвесторов. Во-первых, группа "Колмар" - еще недавно она контролировалась Геннадием Тимченко, который в 2015 году из-за санкций продал свой пакет холдингу Искандара Махмудова. Во-вторых, группа Андрея Мельниченко. В порту Вера господдержку получила компания “ ” петербургского предпринимателя Дмитрия Новикова, известного по строительству горнолыжных курортов.

На проект создания сухогрузного района в порту Тамань из госбюджета также были направлены миллиарды рублей, частными инвесторами в этом проекте значились ростовские и краснодарские аграрные предприятия, а также ряд компаний химической отрасли. На данный момент в порту работает наливной терминал, принадлежащий группе ОТЭКО Мишеля Литвака.

За время работы Виктора Олерского в Минтрансе был также построен подходной канал к порту " ", который до начала этого года принадлежал бизнесмену . Сейчас оператором и владельцем комплекса является компания "Феникс" Людмилы Муровой, супруги бывшего руководителя ФСО , и бывший заместителя главы ФСБ по Петербургу и Ленобласти . Кроме того, в последние годы шло строительство порта Сабетта, где перегружается СПГ с завода " " компании " " Леонида Михельсона.

"Олерский влияет на весь портовый бизнес и продолжит влиять даже после ухода с должности", - рассказал "ДП" источник, хорошо знакомый с принципом работы отрасли. Тем не менее многое будет зависеть и от того, кто придет на смену замминистра.

По морям, по волнам

Кроме строительства собственно портовых объектов, крупные инвестиции шли и в развитие судостроения. Заказы получили несколько судостроительных компаний, в том числе и германская верфь , в те годы подконтрольная семье экс-министра энергетики РФ Игоря Юсуфова. Но позже это предприятие стало объектом расследований европейских правоохранительных органов по делам "русской мафии" и отмыванию выведенных из России денег, сменило владельцев и перестало получать заказы от .

В дальнейшем основные заказы, как и до "немецкого эксперимента", получала российская компания, связанная с бывшим бизнес-партнером Олерского Владимиром Касьяненко, который владеет 55,67% ООО " " в Ленинградской области. Он же является бенефициаром Невского судостроительно-судоремонтного завода - доля владения по всей цепочке составляет более 50%. Именно этот завод строит по заказу Росморречфлота многофункциональные буксиры-спасатели, и в 2014 году всего на один такой буксир мощностью 2,5-3 МВт ведомство Виктора Олерского выделило 8 млрд рублей. Подобных судов завод строит сразу четыре. За последние 6 лет выпущенные им буксиры-спасатели были направлены: два в порт Новороссийск, два в Мурманск, под одному во Владивосток и на Сахалин.

Летом 2017 года РФ указала, что Росморречфлот не обеспечивает эффективное использование федерального имущества. Речь шла как раз о спасательных судах "Балтика", "Мурман" и "Берингов пролив" и серии судов, названных в честь спасателей, которые вместо спасательных работ в портах приписки были сданы во фрахт нефтедобывающим компаниям. "В выполнении госзадания суда участия не принимают, в план несения аварийно-спасательной готовности не включались", - писали аудиторы.

Сейчас, например, по последним данным навигационной системы MarineTraffic, "Мурман", приписанный к порту Мурманска, находится за тысячу километров от него, вблизи нефтяной платформы " " "Приразломная" в Печорском море. "Спасатель Демидов", предназначенный для Новороссийска, наоборот, следует в Мурманск. А приписанный к Большому порту Петербурга ледокольный спасательный буксир "Балтика" в последний раз был зафиксирован системой MarineTraffic на шельфе Ямала, где "Газпром нефть" также ведет крупный проект. На подмогу сахалинскому спасательному судну "Берингов пролив" на шельф Сахалина вблизи газоконденсатного месторождения "Киринское" "Газпрома" направлен владивостокский "Спасатель Заборщиков".

По старой дружбе

Начальной ступенью в транспортном бизнесе для Виктора Олерского стало АО " ", еще с начала 1990-х годов занимавшееся экспедированием морских перевозок нефтепродуктов, где будущий замминистра был совладельцем и генеральным директором. Сейчас компания продолжает свою деятельность и контролируется кипрской Capstans Holding Limited. Его конечные бенефициары не раскрываются.

Организации, в названии которых встречается слово "Инфотек", не раз проскальзывали в биографии главы Росморречфлота - это и " ", "Инфотек Строй" и другие. До сих пор Виктору Олерскому, согласно данным СПАРК, принадлежит 33,33% ЗАО "Инфортек-Балтика М" (компания осуществляет перевозку грузов в танк-контейнерах), хотя еще в 2014 году сообщалось, что компанию может купить " " Геннадия Тимченко. Это акционерное общество было создано в 2007 году Виктором Олерским совместно с Ришатом Багаутдиновым и Владимиром Касьяненко.

Бизнес-партнеры экс-главы Росморречфлота на данный момент распоряжаются несколькими компаниями, третьим участником при этом часто выступает кипрская фирма "Водже Холдинг Лимитед". Кто за ней стоит - также не афишируется. Например, ООО "Компания Инок Карелия", которое помогает российским морякам трудоустроиться на суда под иностранным флагом, и компания "Инок ТМ", также связанная с водным транспортном.

Кроме того, Ришат Багаутдинов владеет частью судоходной компании "Пола Райз" (25%) вместе с все той же Capstans Holding Limited (50%).

Также в России работает судоходная компания "БФ танкер", которой руководит брат экс-замминистра Дмитрий Олерский. Она занимается наливными грузами и является подконтрольной кипрской компании - "Транскемикал Групп ЛТД".

Важной вехой в карьере Виктора Олерского, выходца из Балтийского морского пароходства, являлось его участие в уставном капитале сначала Волжского пароходства, а затем одного из крупнейших в России пароходств - (СЗП). В дальнейшем Олерский стал совладельцем всего холдинга "Волго-балтийская компания", в который входили СЗП, Волжское пароходство, а также "Волга-флот-танкер", Окская судоверфь и Невский судостроительно-судоремонтный завод.

Северо-Западное пароходство было продано бизнесмену Владимиру Лисину и уже много лет входит в UCL Holding. Участники рынка не исключают, что именно холдинг может стать дальнейшим местом работы Виктора Олерского, но сам он не распространяется о своих дальнейших планах.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

В российском министерстве транспорта грядут большие перемены. Возглавляющий ведомство Игорь Левитин, получив конвертируемую "благодарность" за грядущее назначение своим первым замом председателя Совета директоров ОАО «Северо-Западное пароходство» Виктора Олерского, уже санкционировал соответствующий приказ. Осталось только поставить дату - и вопрос решен.

Рождение портовой монополии


Благодарность была весомая, поскольку назначение бывшего инженера департамента вычислительной техники Балтийского Морского пароходства проталкивали очень большие люди. Влиятельнейший российский нефтетрейдер Геннадий Тимченко и бывший замглавы президентской администрации, вице-премьер Игорь Сечин разработали грандиозную комбинацию, в которой их питерскому протеже отводилось особое место.

Готовясь к государственной службе, Виктор Александрович вошел в совет директоров ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» и продал Геннадию Николаевичу свою долю в уставном капитале ЗАО «Инфотэк-Балтика», которое, в свою очередь, контролирует фирму «Интранзит Балтика». Последняя специализируется на перевалке минеральных удобрений на акватории Морского порта Санкт-Петербурга и нефтепродуктов на его внешнем рейде в районе Кронштадта. Определяя политику обоих компаний, имея своего человека на посту замминистра транспорта, заручившись содействием заинтересованного Сечина и будучи уверенным в позиции Левитина, господин Тимченко автоматически становится первым человеком в морских воротах Петербурга. В его руках неминуемо окажется львиная доля рынка агентских, стивидорных и экспедиторских услуг в порту. В то время как монополистом в области подвоза нефти на внешний рейд должно стать принадлежащее Олерскому ОАО «Волго-Флот танкер».

В настоящее время Тимченко распоряжается терминалом в Усть-Луге и сверх того - приобрел ОАО «Стройтранзгаз», специализирующееся на строительстве инфраструктурных объектов в топливно-энергетической промышленности. Сейчас «Стройтранзгаз» является генеральным подрядчиком важнейших объектов второй очереди Балтийской трубопроводной сети. В то же время о будущем выкупе половины нефтеперевалочного комплекса Усть-Луги главным оператором магистральных нефтепроводов России - компанией "Транснефть", объявил именно Игорь Сечин.

Опыт совместной работы у Сечина и Тимченко огромный. Когда возглавлявшаяся будущим вице-премьером компания «Роснефть» поглотила «Юганскнефтегаз», именно Геннадий Николаевич в лице своей швейцарской фирмы Gunvor стал основным трейдером «Роснефти» и взял на себя выгодные сделки с западными потребителями. Транспортировку «черного золота» обеспечивала «Транснефть», глава которой Николай Токарев назвал Тимченко «настоящим патриотом России».

Теперь старинные партнеры опять вместе, с ними и всегда готовый к употреблению Виктор Александрович Олерский, имеющий все возможности для экспансии и в Заполярье. Ведь после скандальной отставки мурманского губернатора Юрия Евдокимова сменил бывший член совета директоров руководимого Олерским «Северо-Западного пароходства» Дмитрий Дмитриенко.

Монополизация подвоза и перевалки в сочетании со сговором на Балтийской таможне уже обернулась грандиозной контрабандой нефтепродуктов. Доходы от которой, не добираясь до казны, оседают в карманах топливно-транспортных олигархов и крышующих их чиновников. Однако, чтобы достроить крышу до конца, пайщики-концессионеры должны закрепиться в Минтрансе, пропихнув туда Олерского.

Дабы ускорить процесс, еще прошлым летом на открытии нового шлюза Кочетовского гидроузла этого "эффективного менеджера" лично подвели к Владимиру Путину с наилучшими рекомендациями. Но до сегодняшнего дня приходилось решать технические проблемы, убирая препятствия на пути будущего назначения. Слишком много компромата скопилось на без пяти минут замминистра в МВД, ФСБ и Следственном комитете Генеральной прокуратуры.

Одновременно следует отметить, что вышеуказанные структуры не спешат дать правдивую информацию о нашем герое. Скорее всего, это связано с тем, что Олерский принимал участие в улучшении жилищных условий руководства силовых структур, в частности, руководства Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Башкирский босс кингисеппских киллеров


Кто долгие годы был главным партнёром Олерского, которого журнала «Финанс» назвал обладателем 4,2 миллиардного состояния и одним из богатейших людей Санкт-Петербурга? Человек, владеющий компанией «Корус», вместе с которой наш герой получил 55% акций ОАО «Северо-Западное пароходство», а ещё раньше контрольный пакет ОАО «Волжское пароходство», хорошо известен по выпускам новостей центральных телеканалов. Его зовут Игорем Изместьевым, и не так давно этот гражданин был не только речным олигархом, но и членом Совета Федерации от Башкирии. А сейчас уже третий год ожидает суда за решеткой знаменитого следственного изолятора на Петровке, 38.

Обвиняют сенатора Изместьева отнюдь не в безгрешных манипуляциях с финансами и недвижимостью. Хотя и тут есть, где копать, главные претензии следователей совсем в ином. По их данным, в деле башкирского парламентария и его друзей имеются по крайне мере шесть эпизодов убийств, совершенных с особой жестокостью. Среди жертв - российский представитель немецкой фирмы «Ронекс» Олег Булатов, заместитель директора ОАО «Новоуфимский нефтеперерабатывающий завод» Салават Гайнанов, главный бухгалтер объединения компаний «Группа Плаза» Людмила Красногер, нотариус Галина Перепелкина, бывший главный бухгалтер Башкирской нефтехимической компании Валерий Сперанской и председатель правления ЗАО «ВМС-Октан» Василий Хитаришвили.

Экс-партнер Изместьева и гражданский муж Перепелкиной Юрий Бушуев чудом уцелел, пережив четыре покушения, причем последнее оказалось роковым для перевозившего взрывчатку для убийц отставного военного моряка Александра Пуманэ. Когда стало ясно, что случайно задержанный Пуманэ готов дать показания, некто очень высокопоставленный обеспечил передачу его в руки купленных оборотней в погонах, которые забили задержанного насмерть.

С людьми, оказавшимися на пути босса, расправилась печально известная «кингисеппская» банда, основанная Георгием Сафиевым вместе с руководителями кингисеппского охранного предприятия «Перевал» Ирманом Ильясовым и Сергеем Финагиным. Дело Финагина вынесено в отдельное производство, но семь других бандитов уже получили от 6 до 19 лет.

В нынешнем году на скамье подсудимых должен оказаться и экс-сенатор от Башкирии, названный в качестве заказчика. На суде, разумеется, всплывет естественный вопрос: почему для ликвидации конкурентов и кредиторов поволжский деятель выбрал киллеров из маленького городка Ленинградской области? Как известно, самым доверенным человеком Игоря Владимировича Изместьева на Северо-Западе был Виктор Александрович Олерский. Так не он ли познакомил заказчика с исполнителями? Думаю, что запросто - уж больно экзотические обитатели Ленобласти обнаруживаются в окружении самого Олерского.

Мэр в законе


Наиболее колоритным из областных партнеров Виктора Александровича стал мэр Шлиссельбурга Дмитрий Василенко, в миру один из хорошо известных милиции региональных авторитетов.

В 1990-е годы инициалы этого братка мелькали по различным уголовным делам. Самое известное из них под номером 604748 возбуждено 13 января 1997 года. Выяснилось, что за полгода до задержания директор ООО «Телец» и помощник депутата Законодательного Собрания Ленинградской области Дмитрий Василенко мог присвоить 100 миллионов рублей, полученные у ОАО «Тихвинский леспромхоз» для помощи детским садам Тихвина. Это расследование, как и остальные, было спущено на тормозах.

Став мэром, вчерашний бригадир Василенко отличился, продавая на сторону множество объектов муниципальной собственности и земельных участков. Никто, разумеется, не пренебрегал весомыми откатами. Иногда прямыми, а иногда и слегка замаскированными, как, например, при продаже магазинов «Ладога» и «Нева». Новые хозяева передали вопрос сдачи в аренду немалых площадей магазинов супруге мэра, а уж та себя не обидела.

При распальцованном градоначальнике новый толчок получила «перестройка» шлиссельбургской промышленности, которую точнее будет назвать развалом. Рассказывая об общем бизнесе с мэром, Виктор Олерский всегда отзывался о Василенко исключительно позитивно. Хвалить было за что. Например, именно Василенко активно и небескорыстно содействовал организованному Олерским переводу производственных мощностей городского ОАО «Ремонтно-эксплутационная база флота» на территорию ОАО «Невский судостроительный судоремонтный завод». После этого сотни шлиссельбуржцев лишились работы, но зато призванный отстаивать их интересы градоначальник удовлетворил речного босса.

Загнав Олерскому и К все, что можно, Василенко с позором лишился должности, но немедленно всплыл на посту директора по внешним связям... в том же ОАО «Северо-Западное речное пароходство»! Тогда же он перешел из ЛДПР в «Справедливую Россию» и выдвинул свою кандидатуру в Законодательное Собрание Петербурга. Какая компания оплачивала агитацию, вы, наверное, уже догадались.

Вопрос о том, не шлиссельбургский ли городничий вывел своего спонсора Олерского на боевых кингисеппских охранников, еще предстоит выяснить. Но факт обширных контактов протеже Сечина в авторитетной среде уже налицо.

Согласитесь, продвижение вице-премьером подобного субъекта со стороны смотрится не слишком красиво. Впрочем, кому-то явно не привыкать "решать вопросы" за счет скандальных личностей, сотрудничество с которыми наносит колоссальный репутационный ущерб российскому государству.

Еще в начале 90-х в рабочем кабинете тогда молодого и зеленого Игоря Ивановича посетители замечали откинувшегося с зоны Геннадия Петрова, в годы экономических реформ ставшего правой рукой "императора" бандитского Петербурга Александра Малышева. Сейчас оба этих предприимчивых ленинградца сидят в испанской тюрьме, а европейское правосудие бомбардирует Россию сообщениями об их связях со структурами, которые почему-то ориентируются как раз на господина Сечина. Итогом пока стала скандальная отставка зампреда Следственного Комитета Соболевского, чья фамилия содержалась в пиренейском досье.

Впрочем, в поступающих из Мадрида материалах присутствует куда больше фигурантов, в том числе есть прямые указания на интересы "малышевских" при реализации курируемых Сечиным судостроительных программ. Не исключено, что на готовящемся суде по делу Петрова и Малышева прозвучат фамилии Василенко и Олерского - людей из того же клана, к судостроению весьма близких.

Всё на продажу!


Настойчивость Сечина была бы если не простительна, то отчасти понятна, окажись господин Олерский человеком исключительных способностей, который, став замминистра транспорта, может принести реальную пользу. Такие случаи в истории бывали. Например, пирата Генри Моргана британские власти назначили вице-губернатором Ямайки, и он успешно очистил ее берега от бывших подельников.

Но тут случай другой. Эффективность методов бизнеса Виктора Александровича вызывает серьезные сомнения.

Например, возглавляя Волжское пароходство, он в 2002 году признал 16 миллионов рублей только официальных убытков за навигацию. Гибель в следующем году протаранившего Литейный мост сухогруза «Каунас» облегчила бюджет пароходства ещё на 20 миллионов. Может быть, новый босс не успел войти в курс дела и терпит ущерб от нерадивых предшественников? Но в первом полугодии счастливого докризисного 2007 года на ОАО «Волга-Флот» опять убыток в 21, 4 миллиона рублей с мелочью.

Потери пришлось покрывать за счет откровенно незаконных сделок. В том же 2007 году латвийским бизнесменам был продан Подпорожский порт. Официально крупнейшая речная гавань Северо-Западного Федерального округа, рассчитанная на перевалку более 3 миллионов тонн грузов в год, была уступлена за 2 с небольшим миллиона евро. Реально со счета оффшорной компании на реквизиты дружественной иностранной фирмы ушло свыше 3 миллионов. Операцию проворачивал двоюродный брат Олерского, ранее назначавшийся генеральным директором ООО «Волга-Нева» Борис Васильев.

Другое доверенное лицо Олерского - финансовый директор ОАО «Корус-Холдинг» Владислав Ощепков - успешно продавал на сторону речные суда класса «СТ» и «СТК», причем их фактическая цена в 1,5-3 раза превышала проходящую по документам. Еще 10 судов названных именами советских писателей, 9 судов типа «Русич» и 4 типа «Валдай» выведены в оффшорные зоны, и что они сейчас перевозят, знают только в ближайшем окружении будущего замминистра. Может быть, оружие воинам тутси, готовящимся к очередной войне с племенем хуту, а может и чего похуже.

Очередным средством покрытия убытков от собственной нерадивости стала продажа собственности ОАО «Северо-Западное пароходство». За четыре года Олерский продал ОАО «Новоладожский судоремонтный завод», ОАО «Череповецкий судоремонтный завод», ОАО «Череповецкий порт», ОАО «Белозерский порт», уже упоминавшееся ОАО «Ремонтно-эксплуатационная база флота», одноименное ОАО в Петербуре, гостинцу «Речная» и ряд других предприятий.

Их реализация декларировалась, как избавление от непрофильных активов, находящихся к тому же в плохом состоянии. Однако, зачастую Виктор Александрович лукавил. Например, доставшееся холдингу «ЛСР» ЗАО «Морской песок» оставалось чрезвычайно прибыльной структурой, поскольку добываемый предприятием песок был востребован строительным бизнесом. Чтобы продавать такую курицу, несущую золотые яйца, надо иметь свой личный, а отнюдь не корпоративный интерес. Похоже, 10 миллионов долларов, полученных от главы ЛСР Андрея Молчанова, гражданин Олерский распилил успешно.

А ведь помимо того группе «ЛСР» от «Северо-Западного пароходства» достались ОАО «Ленинградский речной порт» и ОАО «Санкт-Петербургский речной порт», которые давно и эффективно использовались для судоходства, а также имели инвестиционные перспективы в качестве объектов недвижимости.

Поневоле задумаешься, зачем человек, вроде бы пришедший на речной флот всерьез и надолго, судорожно распродает вверенное ему добро? И зачем, получив после посадки Изместьева значительную долю их общего бизнеса, он продал ее владельцу Новолипецкого металлургического комбината Владимиру Лисину?

Может быть, будущий чиновник Олерский считает, что занимающему высокий государственный пост человеку лишняя недвижимость ни к чему? Сидеть на откатах выгоднее, а потому надо вложить в борьбу за вожделенное кресло максимум ресурсов?

Запад нам поможет!


Скорее всего, продажа активов и вывод плавсостава в оффшоры имеет и другую причину. Виктор Александрович не может не понимать, что рано или поздно за содеянное придется отвечать. Могут не сработать ни связи с Сечиным и Тимченко, ни парламентское лобби в лице партии «Справедливая Россия». Главный спонсор «справедливороссов» по Северо-Западу Андрей Молчанов не сумел помочь Василенко стать депутатом, да и лидер партии - спикер Совета Федерации Сергей Миронов оказался бессилен отстоять Изместьева.

Старые лисы и барсуки, отрывая себе нору, непременно прокапывают выход на отдаленную поляну. Для Олерского таким запасным ходом стало бельгийское гражданство, которое он получил вместе со своим доверенным партнером Владимиром Касьяненко. В исторические времена Владимир Викторович учреждал с Виктором Александровичем агрофирму «Инок», потом выкупал у Изместьева и продавал Лисину акции Северо-Западного пароходства. Поэтому неудивительно, что и бельгийские паспорта друзья оформили на пару. Сейчас Касьяненко и вовсе перебрался в Бельгию, где, кстати, постоянно проживает семья Олерского.

Рано или поздно окажется там и Виктор Александрович, а пока Россию ожидает сомнительное удовольствие получить на государственной должности с доступом ко множеству секретных документов гражданина одной из стран-членов не слишком дружественного блока НАТО. Столь деловой человек вряд ли погнушается загнать пару-тройку папок с не подлежащими разглашению бумагами, если это окажется платой за спокойную жизнь в Бельгии. Изместьев ведь тоже пытался скрыться за границей, но оказалось, что там его ждут исключительно с наручниками.

Надеюсь, что министр транспорта Левитин несмотря на всю материальную стимуляцию так и не подпишет роковое кадровое распоряжение. Ведь для российского чиновника, каковым мечтает стать Олерский, паспорт и даже вид на жительство другой страны категорически запрещены по закону. Государству же, владеющему 25,5% акций ОАО «Северо-Западное пароходство», стоит выяснить, на каком основании его собственность уже седьмой год распродается по дешевке?

А там, глядишь, в делах Изместьева, Финагина и Петрова с Малышевым всплывет немало интересного.