Что такое минимальный запас величина запаса. Расчет минимального товарного запаса единицы продукции. Что такое минимальный запас

Норма запаса - это величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему запасов товарно-материальных ценностей. Она обычно устанавливается в днях и показывает, на сколько в среднем дней имеется на складе запаса данного вида. Нормы зависят от расхода материалов в производстве, износостойкости запчастей и инструмента, длительности производственного цикла, условий снабжения и сбыта, др. Нормы при относительно неизменных экономических условиях являются длительно действующими. Они уточняются при существенном изменении технологии или организации производства, номенклатуры изделий или услуг, изменении условий сбыта или снабжения.

Норматив запаса - это минимально необходимая сумма денежных средств, необходимая для создания запаса, обеспечивающего нормальный производственный процесс. Нормативы рассчитываются на каждый конкретный период (год, квартал) по каждому элементу нормируемых оборотных средств. После этого определяется суммарный норматив оборотных средств. Норматив фактически показывает стоимость запаса в среднем за период

Норма запаса учитывает время пребывания запаса в текущем (ηТ), страховом (η С) и прочих видах (η П) запасов:= η Т+ η С+ η П

Текущий запас - основной вид запаса. Он определяет величину всей нормы запаса и предназначается для питания производства между двумя очередными поставками. Его величина представляет собой половину среднего интервала между поставками Т=1/2 Твзв,

где Твзв - средневзвешенный фактический интервал между поставками.

Страховой (гарантийный) запас - второй по величине вид запаса. Он создается для обеспечения бесперебойного течения производства в случаях возможных задержек поставок. Прочие виды запаса создаются в особых случаях (превышение времени доставки груза над временем доставки платежных документов, необходимость подготовки материалов к производству, если имеется сезонный характер поставок либо сезонный характер потребления).

Норматив запаса: Нэ=(Оэ/Т)*η

где Нэ - норматив элемента оборотных средств, руб.; Оэ - расход данного элемента запаса за плановый период, руб. Оэ = К*Ц*РМ, где К – количество изделий, планируемое к выпуску за период, шт.; Ц – цена данного элемента запаса, руб./ед.; РМ – расход данного элемента запаса на одно изделие (ед./шт); Т - длительность планового периода, дни;

Оэ/Т - среднесуточный расход данного элемента запаса, руб./день;

Обобротные средства, выделяемые для образования запасов в незавершенном произодстве нормируются лишь в случае длительного производственного цикла или существенных изменений в объеме или харак­тере производства (освоение новой продукции, сезонные колебания). Ннзп = (ВП/Д)*Тц*Кнзп - норматив средств в НЗП

ВП - выпуск продукции в 4 квартале, Д - количество дней в квартале(90), Тц- длительность производственного цикла, Кнзп коэффициент нарастания затрат, Тц*Кнзк - норма оборотных средств в НЗП

1. К производственным запасам относятся:

а) материальные ресурсы, находящиеся у рабочих мест;

б) материальные ресурсы, находящиеся у потребителя, но не вступившие в процесс;

в) материальные ресурсы, задействованные в производственном процессе;

г) материальные ресурсы, находящиеся на складе предприятия.

2. К материальным запасам относятся:

а) запасы исходных материалов, комплектующих, незавершенного производства, готовой продукции;

б) запасы сырья, топлива, энергии, деталей;

в) запасы оборудования, склады, тара;

г) запасы оборудования, транспорта, технических средств.

3. К стратегии управления запасами не относится:

а) постоянный объем выпуска при постоянной численности персонала;

б) переменный объем выпуска при переменной численности;

в) регулирование объема выпуска и объема запаса, наличие запасов на складе;

г) переменный объем выпуска при постоянной численности персонала.

4. Системы управления заказов бывают:

а) с фиксированным размером заказа;

б) с фиксированным количеством и с фиксированным интервалом времени (периодом);

в) с фиксированным интервалом времени;

г) с резервным запасом.

5. Цель создания материальных запасов:

а) создание необходимого объема запасов для бесперебойной работы предприятия;

б) обеспечение определенного объема запасов;

в) образование определенного объема запасов между последовательными поставками;

г) своевременное обеспечение предприятия материальными запасами.

Что такое минимальный запас?

а) величина запаса, при котором необходимо размещать заказ на закупку новой партии;

б) величина запаса, учитывающая случайные отклонения сроков поставки и объема потребления;

в) оптимальная величина партии поставки;

г) другое.

Что такое оборотный капитал?

а) часть капитала предприятия, которая видоизменяется в производственном цикле и цикле обмена и выступает в виде производственных запасов, дебиторской задолженности, денежных средств и ценных бумаг;

б) чистая стоимость активов физического или юридического лица за минусом суммы обязательств;

в) часть авансированного капитала, затраченная на покупку предметов труда.

Что из перечисленного входит в состав оборотных средств предприятия?

а) запасы материалов, запасных частей, топлива, готовой продукции на складе;

б) оборотные фонды и фонды обращения;

в) незавершенное производство, готовая продукция на складе;

г) оборудование цехов, готовая продукция на складе;

д) производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов.


Какой показатель характеризует материалоемкость продукции?

а) технический уровень производства;

б) общий вес материалов на изготовление одного изделия;

в) нормы расходов материалов на изготовление продукции;

г) экономное использование материалов.

Какие материально-вещественные элементы входят в состав оборотных производственных фондов предприятия?

а) производственные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных изделий, запасных частей, топливо, незавершенное производство, расходы будущих периодов;

б) станки, агрегаты, приспособления, тара, стеллажи;

в) готовая продукция, денежные средства в кассе, на расчетном счете предприятия;

г) прибыль предприятия, задолженность поставщикам.

При эффективной организации планирования товарных запасов, контролируется уменьшение или увеличение их объемов для обеспечения непрерывной работы предприятия. Для этого устанавливаются минимальный и максимальный уровень, между которыми и должен находиться текущий запас.

Потребность в планировании запасов

При формировании товарных запасов предприятие сталкивается с двумя проблемами, которые необходимо решить. Первая проблема - риск возникновения дефицита товара, что приведет к ухудшению сервиса и убыткам предприятия. Для того чтобы эта проблема не возникала, устанавливается нижний предел товарного запаса, достижение которого является сигналом для его закупки. Пока остаток товара реализуется, поступает новая его партия, чем обеспечивается непрерывность продаж. Но такая стратегия, при ее кажущейся выигрышности, может привести к другой проблеме - перезатариванию. Если партия заказанного товара слишком велика, то на его реализацию потребуется длительное время. Весь этот период товар необходимо будет складировать, создавая подходящие условия хранения, что приводит к дополнительным затратам. В некоторых случаях, при уменьшения спроса на данную категорию товара, на складе образуется неликвид, который представляет собой прямой убыток для предприятия. Поэтому, для того, чтобы избежать подобной ситуации устанавливается максимальный объем закупки товара. Он определяется на основе аналитики и прогнозирования спроса. Таким образом, установка нижнего и верхнего предела позволит избежать дефицита товара и неликвида, а также оптимизировать затраты на хранение товара.

Программные средства позволяют учитывать вышеописанные пределы.

Так, в Forecast NOW! Расчет оптимального запаса и объема заказов происходит по специальным алгоритмам математического моделирования, а корректировать верхний и нижний пределы можно при помощи специальных параметров.

Так, верхний предел запаса устанавливается параметром «Максимальный запас» - если рассчитанный по программе оптимальный запас больше этого числа, то программа предложит заказать именно максимальный запас.

Рассмотрим пример:

Заказ на товар без учета максимального запаса:

Программа рассчитала, что конфет Белочка на 6 дней нужно 177 единиц, при этом прогнозируемый остаток равен 27, соответственно заказать нужно 150 единиц товара.

Однако менеджер по закупкам знает, что максимальный запас по этим конфетам не должен превышать 150:

Пересчитаем заказ:

Оптимальный запас стал равен максимальному, соответственно уменьшилось и поле Заказать.

Минимальный предел запаса в программе можно корректировать с помощью параметра «Точка заказа дней».

В этом случае, если товара на складе меньше, чем на то количество дней, указанных в параметре «Точка заказа», то заказ будет сформирован.

Если же товара на складе больше, то заказа не произойдет.

Товара должно хватать на 5 дней:

Сформируем заказ:

Так как прогнозируемый остаток меньше минимального запаса на 5 дней, то Заказ формируется.

Как планировать запасы

На первом этапе планирования нужно собрать группу специалистов, которые произведут учет расхода всех товарных позиций. При этом замеряется скорость продаж и изменение остатков на складах на протяжении предыдущего периода. Делается это посредством изучения учетной документации. В результате можно будет определить скорость продаж по каждой товарной позиции, а также составить календарное планирование, которое ляжет в основу будущей стратегии планирования товарных запасов. Постоянный учет позволит корректировать уровень максимального и минимального уровня товарных запасов, который может меняться со временем, например, в зависимости от сезона.

В программных средствах доступен большой инструментарий для анализа. Так, в Forecast NOW! можно рассчитать следующие параметры:

Более точное планирование запасов позволит сделать тщательное изучение ассортиментной группы. Среди товаров выделяются группы А, В и С, по которым и планируются будущие запасы. При этом группы А и В представляют собой основной источник продаж, но при этом они составляют всего 20% ассортимента, в то время, как группа С является наиболее широкой (до 80% наименований), но ее прибыльность сравнительно невелика. При этом не нужно забывать, что именно в эту группу входит основная масса сопутствующих товаров, которые формируют высокий сервис обслуживания.

Планирование товарных запасов невозможно без прогнозирования спроса. Он проводится на основе нескольких методик. Наиболее простой путь - эмпирическое отслеживание колебаний спроса за длительный промежуток времени. Особенно это удобно для групп товаров, интенсивность продаж которых напрямую связана с сезонностью. Товарные запасы тогда делаются в соответствии с увеличением или уменьшением спроса с учетом максимального и минимального уровня.

В специализированных программных средствах предусмотрены различные методы прогнозирования спроса и определения оптимального товарного запаса.

Так, в Forecast NOW! Определение оптимального запаса происходит с помощью математического моделирования:

Считается накопительная вероятность распределения спроса (с какой вероятностью будет продано не более определенного объема товара за заданный период).

Формирование товарного запаса во многом зависит от условий, на которые соглашаются поставщики. При выборе партнеров необходимо удостовериться, что выполняется несколько важных критериев. Поставщик должен обладать достаточно мощной базой, чтобы удовлетворить самый крупный заказ, при этом он должен быть согласен и на поставки мелких партий товара с оговоренной ранее частой. Заключать договор лучше всего на длительный период, при условии возможности пересмотра цены на продукцию при изменении рыночной конъюнктуры. Кроме того, поставщик должен иметь достаточно развитые логистические возможности, гарантирующие своевременную поставку товарной партии. Это позволит своевременно в полном объеме спланировать товарные запасы на предприятии. Кроме того, это даст возможность избежать перезатаривания и связанных с этим убытков.

Достижение третьей цели - минимизации запасов товарно-материальных ценно­стей - предполагает создание такого уровня запасов, который соответствовал бы скорости обращения. Уровень запасов - это объем товарно-материальных акти­вов, участвующих в цепочке ценности. Величина, обратная скорости обращения, есть показатель эффективности использования товарно-материальных запасов во времени. Для обычных продуктов питания, продающихся в розницу, канал рас­пределения поддерживает пятнадцатинедельный запас, который включает товар - но-материальные запасы, размещенные у производителя, и товары на полках ма­газинов. Это подразумевает, что общий «оборот» всех запасов в цепочке ценности приблизительно составляет 3,5 раза в год (52 недели/15 недель). Высокий уро­вень товарооборота означает, что активы, вложенные в создание запасов, были использованы эффективно. Наоборот, низкий уровень товарооборота означает, что производителями, оптовиками и розничными продавцами поддерживаются чрезмерные запасы. Цель состоит в том, чтобы снизить запас товарно-материаль­ных ценностей до возможно более низкого уровня, одновременно удовлетворяя потребности заказчиков и достигая минимальных логистических затрат. Такие концепции, как нулевой уровень запасов товара, стали очень популярны, посколь­ку менеджеры стараются снизить риск, связанный с созданием материальных за­пасов. Это объясняется тем, что неудовлетворительная работа в цепочке ценности зачастую не проявляется до тех пор, пока товарные запасы не снижены до мини­мально возможного уровня. Например, большой объем имеющихся в наличии товаров может маскировать проблемы, вызванные отклонениями в производ­ственном или транспортном звене цикла. Стремление устранить все запасы то­варов непрактично и даже может вызвать проблемы в достижении эффективно­сти производства. Важно помнить, что товарно-материальные ценности могут и обеспечивают несколько важных преимуществ логистики, включая согласован­ность спроса и поставок. Создание запасов также может обеспечить лучшее ис­пользование инвестиций в силу достижения эффекта экономии от масштаба про­изводства или закупок. Для достижения целей минимального объема запасов система логистики добивается координации товарных запасов и скорости обра­щения по всей цепочке ценности, учитывая интересы каждого участника. Расши­рение сферы управления материальными ценностями в общей цепочке ценности требует взаимопроникающего организационного планирования и сотрудниче­ства. Управление товарными запасами по всей цепочке ценности снижает дубли­рование и затрачиваемые усилия, вызванные недостаточным общением между партнерами.

Четвертая цель логистики состоит в том, чтобы достичь укрупнения объемов пе­ревозки. Транспортные расходы - это объединенная крупная статья расходов ло­гистики, представляющая почти 58% от общих затрат. В целом, транспортные рас­ходы возрастают в зависимости от расстояния, размера партии и подверженности товара повреждениям. Транспортные расходы на единицу веса уменьшаются по мере увеличения размера партии на длинных пробегах. Многие системы логисти­ки спроектированы под использование высокоскоростного, надежного транспор­тного средства для того, чтобы достичь высококлассного обслуживания, правда, при огромных затратах. Максимальное укрупнение объемов перевозки может по­мочь снизить транспортные расходы. Укрупнение может быть достигнуто по­средством объединения мелких партий в одну большую, предназначенную для длинного пробега (т. е. на длинную дистанцию). Партия товара, отправленная на длинную дистанцию, затем разбивается для доставки товара каждому отдель­ному заказчику. Хотя всегда существуют затраты на местное распространение, все равно наблюдается значительная экономия средств при объединенной перевозке на длительные дистанции. Максимальное укрупнение требует сотрудничества для того, чтобы сгруппировать малые партии товара. Такое сотрудничество долж­но вписываться в рамки общей цепочки ценности.

Пятая цель логистики состоит в том, чтобы стремиться к постоянному улучше­нию качества. Управление качеством - это главный элемент во всех отраслях производства. Дефектный товар или плохое обслуживание снижает возможнос­ти получения дополнительной прибыли. Как только товар приблизился к конеч­ному потребителю, расходы логистики на хранение и транспортировку не могут быть покрыты, если товар непригоден. В действительности, если качество про­дукта или услуги снижается как до, так и во время логистических операций, то данный процесс обычно нуждается в полном пересмотре и последующем повто­рении. Сама логистика должна соответствовать требуемым стандартам качества. Проблема управления процессом достижения нулевого уровня дефектности в рамках логистики усложняется из-за того, что мероприятия по логистике осу­ществляются на обширной географической территории в любое время дня и ночи. Проблема качества в последующем усиливается из-за того, что большая часть операций в логистике осуществляется вне прямого или косвенного конт­роля. Повторная отправка партии товара в результате неправильного хранения или повреждения во время транспортировки намного более дорогостоящая опе­рация, чем правильное исполнение требований логистики с первого раза. Логи­стика является основополагающим компонентом в деле постоянного совершен­ствования всеобщего управления качеством (см. ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ).

Последней целью логистики является поддержка товара на протяжении всего жизненного цикла. Некоторые товары продаются без какой-либо гарантии того, что продукт будет действовать, как сказано в рекламе, в течение конкретного вре­менного периода. В действительности некоторые товары, такие как, например, копировальное оборудование, приносят большую часть прибыли в послепродаж­ный период, в ходе технического обслуживания и обеспечения запчастями и рас­ходными материалами. Значение поддержки в течение жизненного цикла варьи­руется в прямой зависимости от потребителей и товаров. Для фирм, продающих товары длительного пользования или промышленное оборудование, поддержка товара на протяжении жизненного цикла составляет обязательное требование, а также одну из крупных статей расходов логистики. Способность систем логисти­ки поддерживать продукт на протяжении его жизненного цикла должна быть тща­тельно спроектирована. Как было отмечено ранее, возвратная логистика, учиты­вая растущее внимание к заботе об окружающей среде во всем мире, требует способности к переработке вторсырья и упаковочных материалов.