Узкий свет в фотографии. Схемы освещения в портрете - классическая (рембрандтовская) схема освещения. Собираем все вместе

Главной задачей студийного освещения является имитация естественного света. В первых фотографических павильонах до тех пор, пока не было изобретено искусственное освещение, использовался естественный свет. Вот так выглядели первые павильоны.

Студии обычно располагались на чердаках домов, как как для съемки нужно было много солнечного света. В крыше делались широкие окна и через них поступал свет. Если шел дождь или была пасмурная погода, съемку переносили.

Первые студии работали с контрастным, жестким освещением, но с развитием технологий студии начали устраивать с окнами на север для того, чтобы избежать прямых солнечных лучей. Фотограф имел возможность открывать окна или закрывать их матовым стеклом или занавесками. Для подсветки использовались отражатели из отполированных медных листов.

На рисунке вы видите классическую световую схему, которую до сих пор используют все фотографы в мире. Свет идет сверху и сбоку из окон, свет мягкий и его можно сравнить с освещением большим софтбоксом. С помощью отражателей подсвечивается теневая сторона модели, а отражатель над головой модели дает контурную подсветку волос и позволяет «отделить» фигуру от фона. Это и есть классическая схема освещения. Ее часто называют рембрандтовской, поскольку в такой манере художник писал свои портреты.

Как сегодня ставят искусственный свет в студиях.

Рисующий свет - основной световой поток, формирующий светотональный или светотеневой рисунок. Самый мощный источник света.

Рисующий свет может быть жесткий или мягкий. Если свет жесткий - тени будут резкие и контрастные. Для жесткого света используют рефлекторы небольшого размера и портретные тарелки с серебристой поверхностью. Для мягкого света нужен софтбокс или рассеивающие насадки на рефлектор или тарелку. Нельзя забывать, чем дальше от модели вы находится источник света, тем жестче будет свет.

Варианты расположения источника рисующего света:

  • Фронтальный
  • Переднедиагональный
  • Боковой
  • Заднедиагональный
  • Контровый


Вот так будет выглядеть светотеневой рисунок при разных вариантах освещения:


фронтальное освещение


передне-диагональное освещение (рисующий свет слева)


боковое освещение (рисующий свет слева)


задне-диагональное освещение (рисующий свет слева)

контровый свет

В классической схеме рисующий свет обычно располагают в переднедиагональном положении, под углом приблизительно 45 градусов относительно линии камера - модель.

Источник света ставится немного выше головы модели. Если поставить его слишком высоко, то тени будут ползти вниз, вы получите тени под глазами и длинную тень от носа. Если слишком низко - тени поползут вверх и лицо будет вылядеть широким и жутковатым.

Вот варианты верхнего и нижнего света, как пример распределения теней.


верхний свет


нижний свет

Мощность рисующего света должна быть примерно на 1-1,5 ступени ярче, чем другие источники. Для того, чтобы получит гармоничный свет, нужно уметь согласовывать действие всех осветительных приборов.

Заполняющий свет - источник рассеянного света, играющий в светотеневом освещении вспомогательную, а в светотональном основную роль. Цель - подсветка теней и смягчение светотеневого рисунка. При светотеневом освещении он уменьшает контраст изображения и дать возможность воспроизведения формы и фактуры в тенях. Не должен быть заметен, как самостоятельный световой поток.

Для заполняющего света обычно используют софтбокс или светоотражающую панель, на которую направлен источник заполняющего света. Заполняющий свет обычно ставят за камерой, фронтально или переднедиагонально.

Вот так будет меняться заполнение теней в зависимости от силы источника заполняющего света.

слабое заполнение теней

среднее заполнение теней

сильное заполнение теней

Моделирующий свет - узконаправленный, не очень интенсивный поток света, который предназначен для подчеркивания формы и фактуры в тенях (фактура волос, одежды, линия шеи, плеча и пр.). Он также необходим для отделения модели от фона.

Обычно этот источник устанавливается в заднедиагональном, иногда в контровом направлении.

Применяются светоформирующие насадки для получения узкого светового пятна: тубус (Snoot), рефлекторы со шторками (Barn Doors), иногда стрипбоксы.

Яркость световой модуляций по теням не должна превышать яркость светов, образованных источником рисующего света.

Фоновый свет - источник света, предназначенный для освещения фона.

Задача фонового света — отделить модель от фона, придать снимку объем и показать перспективу. Обычно используются насадки для фонового света - стандартные рефлекторы (иногда со шторками), тубус, ковш. Фон можно сделать цветным с помощью фильтров. Для фотонового рисунка можно применить габо, дающие какой-то рисунок (окно, листья, пятна и пр.). Габо можно сделать самим или использовать какие-по подручные средства (корзины, другие предметы с дырками). Если фон не равномерно освещен, создается дополнительное ощущение пространства. То есть, абстрактный фон освещают неравномерно, создавая тем самым иллюзию воздушной перспективы, где светлое воспринимается, как отдаленное, а темное, как приближенное.

Фоновой источник света согласовывается по возможности с направлением источника рисующего света.

Вот так будет выглядеть портрет с одним, двумя, тремя и четырьмя источниками света:

один источник света (рисующий)

два источника света (рисующий и заполняющий)

три источника света (рисующий, заполняющий и фоновый)

четыре источника света (рисующий, заполняющий, фоновый и моделирующий по волосам)

Вот так выглядит классическая схема с четырьмя источниками:

Обычно рекомендуется сначала включать источник фонового света. Затем включается рисующий свет. Как выше описывалось, характер светотени будет зависеть от интенсивности источника рисующего света, его расстоянии до модели, высоты установки и от направления источника света. Затем в зависимости от художественной задачи выставляется источник заполняющего света (сильное или слабое заполнение теней). И в самом конце источник моделирующего света.

Вариантов последовательности включения источников света много. Главное помнить, что вы снимаете потрет и человек должен быть в конечном итоге похож сам на себя.

В последнее время в нашем сообщесве мы довольно часто видим сообшения о том, что наши коллеги и друзья решают купить себе набор искусственного света, и это не удивительно. Мы зарабатываем или учимся зарабатывать деньги нашими фотографиями, и когда нужно стабильно с определенной переодичностью высылать большое количество фотографий хорошего качества – не хочется зависеть от размера окон в квартире, географического места проживания, времени года и просто погоды за окном. Но многим довольно сложно дается переход от работы с естественным светом к искуственному освещению. И тем более, когда в наборе несколько вспышек.


Расскажу про свое оборудование.
У меня один довольно дешевый набор искусственного света RayLab AXIO 200 – 3. Это комплект из трех источников света по 200 Дж каждый, с 2мя софтбоксами 50х70 см. Он исправно служит мне, кажется, 7 лет. Он далеко не идеальный, и уже старенький. Но я активно использую его и для фуд-фото, и для портретов. И очень часто использую все три источника.
Снимаю я, как и Оксана, на низком журнальном столике из икеи, он же довольно часто служит мне белым фоном.

Прошлый раз Оксана написала урок по работе с одним источником света (это мог быть как и источник искуственного света, так и окно). И самое главное, Оксана рассказала про разные виды освещения. А теперь мы попробуем добавить еще один источник света, посмотрим как работать с ними, и как получить в таком контексте подобные виды освещения.

Чем отличается работа с 2мя искусственными источниками света

В первую очередь, хочу сказать, что использование искусственных источников освещения дает нам гораздо больший контроль над светом, чем использование естественного света. Если с естественным светом мы в первую очередь оперируем расположением предмета по отношению к свету и отражателями, мы очень ограниченно можем влиять на мощность и характер освещения. Используя же искусствернный свет, мы можем с легкостью менять направление, характер и мощность света. Если мы используем два источника, то при определенной схеме, даже не переставляя источники, мы можем получать разные виды освещения, оперируя только мощностями.

Основная схема и настройки

Давайте рассмотрим, как это все работают на практике следующие схемы:

Это распространенная схема, когда два источника света стоят примерно друг напротив друга, по диагонали. Именно в таком положении у меня довольно часто расположены вспышки в студии.

Начнем с того, что поставим наши источники на одинаковую мощность. Поставим примерно половинную мощность на каждом источнике, параметры съемки: ISO 100, F/5.6, 1/160
Учтите, что поскольку есть вспышки с разной мощностью и возможностью регулировки – возможно Вам нужно будет подобрать свои параметры съемки.

Как вы видите, в этом случае у нас нет каких-то явных светов или теней. Виноград освещен довольно равномерно. Но свет не очень выразительный и плохо передает объем.

Теперь давайте посмотрим, что будет если мы поменяем только мощность источников. Ставим мощность ближайшего к нам источника примерно на 2/3 – это будет рисующий свет, а дальнего на 1/3 – он будет подсвечивать контуры. Настройки камеры остаются теми же. Как уже говорила Оксана, эта модель освещения довольно распространена среди начинающих, пусть она не всегда выгодно освещает предмет съемки. Если вы снимаете с фоном на заднем плане, то он тоже будет довольно сильно освещен, как и сам предмет.

Следующая и очень любимая мной модель, где рисующим светом будет задне-боковой . Так что меняем мощности – дальний источник на 2/3, и передний на 1/3. Вот такой результат получается. Эта модель более выгодно обрисовывает виноград. Фотография получается гораздо более объемной.

В этом случае, чтобы немного подсветить объект спереди слева, и позволить виноградинам немного заиграть – получается вот такая схема и вот такой результат.

Данная схема хорошо подходит для сложных композиций с несколькоми элементами, потому что дает прекрасный в меру объемный результат, и у нас есть возможность подсветить те элементы, которые оказались недостаточно освещены двумя софтбоксами.

Рассмотрим еще два вида освещения, о которых Оксана тоже уже рассказывала, только уже воспроизведем их с 2мя источниками света.

Рисующий свет контровый . В данном случае дальний сфотбокс мы ставим напротив камеры прямо позади объекта съемки. А второй оставим на том же месте. Здесь нам придется немного подкорректировать мощность света и настройки, поскольку в таком варианте в объектив попадает гораздо больше света и фотография покажется пересвеченной. Контровый свет я установила на мощность 1/2, заполняющий остался на можности 1/3. Параметры камеры: ISO 100, F/8, 1/160

Такую схему освещения я часто использую, когда на заднем плане мне нужен просто белый фон, это позволяет не оспользовать дополнительных источников света, чтобы осветить фон, так как в роли фона выступает сам софтбокс. Но как можно заметить, в данном случае не так хорошо передается объем предмета. И нужно позаботиться о подсветке передней части предмета.

Рисующий свет – боковой . Переставляем софтбоксы по обеим сторонам от нашего предмета. Мощности остаем теми же. Параметры камеры: ISO 100, F/5,6, 1/160

Боковой свет лучше всего способен передать и подчеркнуть объем большинства предметов.

Мощность источников
Еще хотелось бы обратить особое внимание на тот факт, что регулируя разницу мощности света между рисующим и заполняющим светом – мы можем контролировать “драматичность” освещения. Чем больше эта разница (чем слабее заполняющий свет) – тем более контрастным будет изображение, тени будут более глубокими, изображение будет более драматичным.

Схема освещения та же, что и в предыдущей фотографии (Рисующий свет - боковой), только уменьшила мощность заполняющего света до минимума.
Именно возможность регулировать мощности, а не только менять расположение света по отношения к предмету, открывает перед фотографом огромные возможности по созданию настроения и характера фотографии!

Задание
Выберете одно блюдо или предмет и сфотографируйте его, используя разные световые схемы. Подберите настройки камеры и мощность источников для вашей ситуации (начните с данных мной переметров, посмотрите, подойдут ли они в работе с вашим светом). Поэкспериментирыйте с разными мощностями вспышек.

В комментарии к посту покажите несколько фотографий с результатами работы. Напишите, какой свет Вы использовали, какие настройки камеры и света используются в вашем случае.

Положение источника света

Место размещения источника света очень сильно повлияет на вашу фотографию. Положение источника света меняет на вашем снимке контраст. Контраст - это разница между самыми светлыми и самыми тёмными областями вашей фотографии. Изображения с низким контрастом освещены равномерно - на них почти нет теней. Изображения с высоким контрастом освещены скачкообразно - там есть и тёмные тени, и яркие пятна.


Три базовых позиции

Базовых позиций для источника света три - фронтальная, боковая и контровая.

Фронтальный свет также можно описать как «свет, идущий по той же оси». То есть источник света смотрит в ту же сторону, что и объектив, находится с ним на одной линии. Следовательно, на левую и правую часть сцены падает одинаковое количество света, поэтому освещение получается очень равномерным. Теней почти нет. Это делает изображение «плоским» и низкоконтрастным.

Боковой свет - это 90 градусов от позиции вашего объектива. Такое освещение даёт яркие места с одной стороны изображения и тени - с другой. Поскольку одна часть вашего изображения яркая, а другая тёмная, такое освещение делает снимок высококонтрастным.

Контровый свет - это 180 градусов от позиции вашего объектива. То есть источник света смотрит прямо на ваш объектив. Как правило, снимаемый вами объект блокирует большую часть этого света, создавая силуэт.

Фигура и Форма

Когда мы видим двумерный объект и понимаем, что это, то называем это «фигурой». Когда вы видите силуэт дерева, то инстинктивно понимаете, что это дерево.

Форма - это когда мы видим «глубину» нашего объекта. Если вы смотрите на фотографию дерева с тенями, которая показывает, что это ствол этого дерева - большой и круглый, то вы смотрите на «форму».

Перемещая источник света с передней позиции (где нет теней) на боковую (больше теней), вы создаёте форму. Когда вы перемещаете источник света за объект, то создаёте фигуру. Играя с позицией источника света, вы не только определяете контраст вашего снимка, но и выбираете яркие участки фигуры или формы.


Цвет против чёрно-белого

"Фигура - враг цвета" , - Джозеф Альберс

Объекты, которые хорошо выглядят фигурами, тянет к монохроматичности. Если вы хотите создать драматичное чёрное-белое изображение, используйте боковой и задний свет. Если вы хотите делать красивые цветные снимки, используйте фронтальный свет.

Фронтальный свет акцентирует цвета.

Решение проблем

Иногда простое смещение одного единственного источника света может превратить заурядный снимок в нечто экстраординарное.


Делая этот снимок, я хотел придать ему атмосферу «джаз-клуба». Я попросил агентство, чтобы мне прислали модель, которая в свои 40 выглядит так, будто уже не первый день поёт в клубах. Они прислали ко мне 17-летнюю модель с почти безупречной кожей. Но мне нужен был совершенно другой типаж. Чтобы скрыть возраст модели и сделать фото более светлым, я сфотографировал прямо в свет. Таким образом, направление света поменялось -- теперь он светил не слева, а позади модели. Кроме того, какое-то количество света отразилось от пола студии, чего оказалось достаточно для того, чтобы слегка детализировать микрофон.

Я использовал большой софт-бокс 4х6 , который стоял примерно в 50 градусах справа от камеры. Монохроматические тона этого снимка играют с направлением света, создавая изображение, преисполненное фигурой и текстурой. Если бы я использовал фронтальный свет, то не было бы теней для придания снимку формы. Я разместил свет далеко сбоку, чтобы акцентировать фигуру снимка.

Этот снимок был сделан при помощи одного Giant Reflector 300. Он был настолько велик, что я стоял прямо перед ним. Благодаря этому удалось получить идеальный фронтальный свет. Поскольку рефлектор был параболическим, свет получился очень направленным - в результате тени очертили тело модели. Цвета и виньетирование были добавлены при постобработке.

Теперь вы знаете, как расположение источника света влияет на ваши снимки, и можете попробовать это самостоятельно. Вас поразит то, чего вы можете достичь, просто меняя позицию источника света.


А здесь?

Все достаточно очевидно, в первом варианте свет льется сзади, такой свет называют задним или контровым, а во втором свет боковой, окно справа. Посмотрите, как меняется фотография в зависимости от расположения источника.

Все схемы света показаны на этом рисунке:


(c) схема отсюда

Здесь эллипс - источник света, который может располагаться в точках
- 1-2, 3-4 (по некоей статистике утверждается, что такая схема используется в 80%), это задне-боковой свет
- в точке 12, это контровый свет (в 10%)
- в точках 3 и 9 - боковой свет (тоже в 10%)
- и точки 4, 6 и 8, располагать в них источник света не рекомендуется вообще

С одним источником света обязательно использование отражателей . Отражатель по сути тоже является источником света (отраженного), а потому смягчает резкие тени и подсвечивает затемненные участки, лишенные света из основного источника. В фуд-фотографии самые важные отражатели - белого цвета! Можно работать с серебряными и золотыми, но осторожно. Белые отражатели легко изготавливаются, ватманом можно обклеить картон и прицепить прищепку для устойчивости, можно использовать куски пенопласта. Серебряные и золотые отражатели делаются из фольги, как правило.

Ниже - схемы, показывающие расположение объекта съемки, источник света и отражатель.

Источник света сзади , отражатели по бокам:

(c) схема отсюда

Я для этой схемы часто использую отражатель спереди, который просто держу в руке:


(c) схема отсюда

Задне-боковой свет:

(c) схема отсюда

Источник света сбоку:

(c) схема отсюда

А теперь посмотрим, какие получаются фотографии с разными схемами!

Свет из окна - справа , очень резкий, хотя в это замечательное окно никогда не шпарит солнце во всю дурь. Однако, свет слишком жесткий, справа переэкспонирован фон, на ягодах цвет выбит, слишком большие блики. Я не использовала отражатель, поэтому тень слева - резкая.

Для смягчения света я применяю рассеиватель ! У меня он профессиональный, но раньше я использовала белый пергамент, который скотчем прикрепляла на окно. Можно использовать прозрачную белую тюль. Без рассеивателя я практически не снимаю. Ниже - фотография, сделанная с рассеивателем.

И наконец - с отражателем слева от баночки. Тень заметно смягчилась.

А это контровый свет , очень интересная подсветка, но фон сзади сильно переэкспонирован даже(!) с использованием рассеивателя.

Поэтому я просто уменьшила экспозицию на своей камере:

Ну и пример схем, которые не рекомендуется использовать. Свет падает на баночку с джемом спереди, я стою спиной к окну, фотографирую немного сбоку. Темновато, плоско, неинтересно, свет "в лоб" бьет по ягодам, создавая некрасивые блики.

Поставила сзади белый отражатель, но фото это не спасло.

Приведенные фотографии не обработаны; конечно, надо чуть-чуть подретушировать, главное, что в обрабатываемой фотографии изначально не будет пересветов, грубых бликов и жестких теней.

Пример обработки:

Куратор Технического факультета Королевской академии Театрального искусства Нейл Фрейзер рассмотрел пять основных аспектов сценического освещения.

Во втором уроке Нейл Фрейзер отвечает на вопрос, откуда должен падать свет на сцену, рассказывает о различных углах освещения и предлагает целый ряд полезных упражнений для построения световых картин.

Выбирая угол, под которым падает свет, важно найти компромисс между тем, насколько ясно публика видит освещаемый объект, и драматическим восприятием этого объекта. Прекрасно, когда воплощаются обе идеи, но часто одна из них вытесняет другую. Например, так происходит, когда кто-то пытается сделать объект более заметным для зрителей и убирает тени, придающие ему нужный характер.

Обычно, глядя на угол, под которым падает свет, мы можем предположить, где расположен его источник. Сложнее определить, какой именно источник излучает свет: солнце, настольная лампа или уличный фонарь. Так, интерпретируя свет на сцене, публика может и не провести аналогии между углом падения света и знакомым ей реальным источником света.

Основные углы освещения

Ниже перечислены пять основных углов, характеризующие расположение источника света по отношению к освещаемому объекту:
  1. Горизонтальный (плоский) свет – свет, падающий прямо на объект по линии взгляда зрителя
  2. Задний свет – свет, исходящий сзади и сверху
  3. Боковой свет – свет со стороны на уровне объекта
  4. Верхний свет – источник расположен прямо над объектом
  5. Рамповый свет – источник расположен перед объектом снизу
Совместив некоторые из этих направлений, можно получить также:
  • Верхний передний свет – свет сверху и спереди объекта
  • Диагональный свет – свет сверху в сторону от объекта
Выбор угла освещения зависит от того, что мы хотим сообщить зрителю. Поэтому давайте представим эмоциональное значение этих углов.

Плоский свет на сцене часто бывает скучным, так как он почти не производит теней. Лишь в определённом контексте (когда требуется сильное воздействие) он может быть загадочным и интересным.

Задний свет можно назвать зловещим или таинственным. Он редко используется отдельно, в чистом виде.

Боковой свет оказывает сильное воздействие, как нечто абстрактное (редко встречающееся в естественных условиях).

Верхний свет может восприниматься как гнетущий, кажется, что он придавливает освещаемый объект.

Рамповый свет на сцене кажется самым странным, сверхъестественным и необычным из всех. Не удивительно, что он используется реже других.

Верхний передний свет хорошо моделирует известные нам источники света – именно под таким углом падает солнечный свет, свет от уличных фонарей или от комнатной люстры. Кроме того, он наиболее гармонично сочетает в себе хорошую видимость и определённый драматизм.

Диагональный свет не такой привычный, как верхний передний, но более естественный, чем боковой свет, т.к. падает сверху.
Воздействие, которое свет оказывает на зрителя, зависит не столько от самого света, сколько от теней, которые он образует. Именно светотень способна показать очертания и форму объекта, вызвать к нему интерес.



Комбинируем углы освещения

Использование нескольких источников света на сцене делает световую картину интереснее. Ниже приводятся несколько замечаний по этому поводу:

  1. Эффект от источников света, расположенных под основными углами по отношению к объекту, может сильно отличаться от того, что получается в результате их комбинации. Сочетая разные углы освещения, мы должны помнить о том, какой вклад вносит каждый источник света в общую картину. Например, один угол используется для придания картине ясности, а другой – для создания драматического света.
  2. Каждый художник по свету знает, что присутствие в схеме освещения сильного доминирующего источника света делает световую картинку более привлекательной. Можно предположить, что сильный ключевой свет воспринимается нами как приятный на подсознательном уровне (как это происходит в ясный солнечный день). Это можно использовать: сделать один источник света более сильным, чем другой, нетрудно, а выглядит это хорошо.
  3. Следует помнить, что использование слишком большого числа углов освещения делает общую картину размытой или пересвеченной. Видно хорошо, но смотреть не интересно. Здесь (как и во многих других ситуациях) работает поговорка «лучше меньше, да лучше».
  4. Свет на сцене способен «передвигать» объект, например, приближать или удалять его. Это хорошо заметно, когда вы используете задний свет, который в сочетании с другими углами освещения приобретает реальную силу: создавая ореол вокруг объекта, он будто подталкивает его по направлению к зрителю, подчёркивает его форму, демонстрирует его трёхмерность.
Обычно способы, которыми художник реализует освещение на сцене, отталкиваются от того, как это происходит в реальном мире. Если сценический объект выглядит привычным образом, зритель легко додумывает известный ему источник света. Тогда можно говорить о естественном (реалистичном) свете на сцене.

Работая с углами освещения, нужно иметь в виду некоторые общие положения, касающиеся работы со светом:

  • именно свет выявляет форму объектов,
  • одинаковые световые картины быстро приедаются,
  • недостаточное количество источников света ухудшает видимость,
  • наличие тени усиливает воздействие света.

Как правило, художники по свету совершенствуют своё мастерство всякий раз, когда просто делают свою работу. Однако иногда бывает полезно поэкспериментировать со светом без привязки к какому-либо проекту. Такие упражнения можно делать одному или в компании с коллегами.

Нейл Фрейзер рекомендует начинающим художникам по свету вести дневник или журнал с идеями, ссылками, схемами и набросками, фотографиями, открытками и т.п. Такой журнал может стать своеобразной копилкой идей и источником вдохновения. Будет полезно включить в него ваши заметки, касающиеся предлагаемых упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ

Для большинства приведённых здесь практических упражнений потребуется несколько источников света. Конечно, лучше всего подойдут театральные светильники, но в некоторых случаях можно обойтись помощью торшеров. Некоторые упражнения можно смоделировать в миниатюре, используя небольшие лампочки и поверхность стола. Упражнения, не связанные с практикой, помогут вам заполнить идеями ваш блокнот или журнал.

Упражнение 1. Ищем нужный угол

1.Найдите интересный неодушевлённый объект для освещения, например, сложите пирамиду из стульев или набросьте ткань на ножки перевёрнутого стола.

2.Выберите точку обзора.

3.Возьмите три источника света и расположите их под разными углами к объекту.

4.Посмотрите, как выглядит освещение от каждого источника в отдельности и опишите его

5.Посмотрите, как выглядит освещение при попарном комбинировании источников света, опишите свои впечатления.

6.Посмотрите на эффект от включения всех трёх источников сразу, опишите свои впечатления в журнале. Если у вас есть возможность менять яркость приборов, воспользуйтесь ей для создания комбинаций ключевого и заполняющего света.

Чтобы сделать эффект от каждого источника света более заметным, используйте для каждого из них различные цветные фильтры насыщенных оттенков, например, красный, голубой и зелёный.

Упражнение 2. Рисование светом

1.Просмотрите список основных углов освещения:

Горизонтальный свет,

Задний свет,

Боковой свет,

Верхний свет,

Рамповый свет.

2.Возьмите стопку старых журналов и пролистайте её в поисках иллюстраций, где свет падает одним из вышеперечисленных способов.

3.Когда таких примеров наберётся достаточное количество, разложите их в порядке возрастания: от самого лучшего до самого худшего применения данного угла освещения.

Некоторые углы освещения будут попадаться чаще, чем остальные, к тому же в чистом виде они встречаются редко. Поэтому можно повторить это упражнение, когда у вас снова накопятся старые журналы. Подшивайте лучшие фотографии в папку, чтобы иметь возможность обратиться к ним в будущем. Это упражнение можно выполнять, просматривая телевизионные или видео изображения.

Упражнение 3. Учимся видеть свет

1.Возьмите список основных углов освещения:

Горизонтальный свет,

Задний свет,

Боковой свет,

Верхний свет,

Рамповый свет.

2.Посетите несколько разных мест, например, вашу спальню, класс, библиотечный зал, парк и т.д.

3.Сделайте соответствующие пометки в вашем блокноте (место, время суток и т.д.) и зафиксируйте углы, под которым падает свет в каждом из этих мест.

4.Если вы умеете рисовать, сделайте наброски.

Придумайте обозначение для каждого угла (это может пригодиться для дальнейших записей).

Упражнение 4. Три против одного

Это упражнение похоже на Упражнение 1, но вместо неодушевлённого предмета следует освещать живую модель. И снова важную часть этого упражнения составляет словесное описание того, что вы увидите. Ещё полезнее это упражнение станет, если вы будете поводить и обсуждать его с партнёром.

1.Поместите модель в центр освещаемого пространства.

2.Выберите точку наблюдения – место, откуда вы будете смотреть на модель.

3.Выберите три источника света и поместите их под разными углами по отношению к модели.

4.Посмотрите, как освещает модель каждый из них по отдельности. Опишите ваши впечатления: что вам это напоминает, какую атмосферу они создают, какие эмоции вызывают.

5.Сделайте то же самое для попарных комбинаций источников света.

6.Включите все три источника сразу и запишите ваши впечатления.

7.Если вы можете регулировать яркость источников света, создайте ключевой и заполняющий свет. Или перейдите к Упражнению 6 (оно расширяет эту тему).

Упражнение 5. Рабочая пятёрка

Создайте схему освещения модели, помещённой в центр выбранного пространства, с помощью пяти источников света. Каждый из них должен светить под одним из базовых углов:

Горизонтальный свет,

Задний свет,

Боковой свет,

Верхний свет,

Рамповый свет.

Конечно, при этом вы должны очень чётко определить собственную точку наблюдения. Когда вы составите свою схему:

1.Посмотрите, как все пять источников света работают сами по себе. Опишите свои впечатления: что вам это напоминает, какую атмосферу они создают, какие эмоции вызывают.

2.Скомбинируйте источников света попарно и запишите свои впечатления.

3.То же самое проделайте для различных сочетаний из трёх источников света.

4.Если вы можете регулировать яркость источников света, создайте несколько вариантов ключевого и заполняющего света.

5.Ответьте самому себе на следующие вопросы:

Нравится ли вам, как освещается модель под тем или иным углом. Выберите наиболее понравившийся вам одиночный источник света: почему он вам нравится?

Какие из созданных вами комбинаций источников света вам нравятся, а какие нет? Почему? Можете ли вы, используя вашу схему, сделать так, чтобы модель выглядела определённы образом (как герой, как слабый человек, как заключённый и т.д.)?

Можете ли вы с помощью вашей схемы создать определённую атмосферу? Попробуйте следующие варианты: мистерия, ужас, беспокойство, веселье, драма, сердечность, безысходность, возбуждение, скуку, подавленность.

Упражнение 6. Реалистичный свет

1.Поместите модель в центр вашего помещения

2.Выберите три источника света и расположите их так, чтобы вы модель освещалась, как в яркий солнечный день (при этом нельзя использовать цветные фильтры). Проверьте результат, попросив кого-нибудь прокомментировать получившуюся картинку. Спросите: «Какое естественное освещение тебе это напоминает?» Если он ответит: «полдень» или солнечный день», попросите его сказать, откуда идёт солнечный свет (т.е. какой именно из источников света имитирует солнечный свет).