Знакомство дошкольников с жостовской росписью презентация. Презентация на тему "жостовская роспись". Выполнила учительИЗО ФёдороваОМ

В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.


Самым распространенным видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффектно играющей на свету. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности. Чуть "утоленные" в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной "травки" окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон. Самым распространенным видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффектно играющей на свету. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности. Чуть "утоленные" в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной "травки" окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон.





1. Изготовление подносов При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе при помощи комбинированного штампа и прессформ, затем происходит бортовка подноса, т.е закатка его краев. Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла, далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальне молотком. 2. Подготовка под роспись Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки. 3. Художественная роспись Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалевкой, второй – выправкой. Замалевка. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах.. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре. Выправка. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенёжка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка. 4. Нанесение орнамента Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом. 5. Отделка На изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.





Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель начальных классов МОКУ Устьпёрская школа Лисихина Галина Петровна Изобразительное искусство. Тема: «Жостовская красота»

Жостовская роспись металлических подносов.

Знаменитый Жостовский букет! Красно-алые бутоны В изумрудах листьев тонут. Незабудки и пионы Обрамляют розы омут. Есть на жостовском подносе И букет, в ночи горящий, Птица-жар, что весть приносит. Есть поднос, плоды дарящий...

Жостово – это старинная деревня на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища.

Яркий цветочный букет на чёрном фоне.

Цветочки помельче: колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки, - вырисовываются по бокам.

Предварительный просмотр:

Урок изо в 5 классе

Тема урока : Искусство Жостово. Жостовские подносы.

Цель: формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписью

Задачи:

  • развитие творческого воображения учащихся
  • формирование образовательной среды через знакомство учащихся с русским народным промыслом Жостово;
  • воспитание эстетического вкуса

Оборудование : Иллюстрации жостовских подносов, презентация,

с казка о жостовской росписи, стихотворение о жостовской росписи.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности

Мы продолжаем знакомство с русскими народными промыслами.

Посмотрите на экран и скажите, какие народные промыслы вам известны?

Слайд 1 тема

Слайд 2 – 3 (Гжель)

А, вот этот необыкновенный на вид предмет, который завораживает красотой сочетания белого и синего цвета?

Какой это промысел?

Слайд 4-5 (Хохлома)

А вот эти предметы, которые украшены яркой росписью по дереву?

Слайд 6- 11 - Тема урока.

(На экране остался слайд с жостовским подносом)

Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос)

2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вот уже 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово.

Так, вы назовете тему сегодняшнего урока?

О чем бы вы хотели узнать на уроке?

Сегодня на уроке мы узнаем, где делают такие подносы, историю возникновения данного промысла и нарисуем поднос.

(Выступление, показ слайдов)

1уч-ся

На сверкающей лаком черной, синей, красной, палевой поверхности подноса хороши и пейзажи, и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, ягод и листьями. Сколько подносов, столько и вариантов изображений.

(в руках поднос).

2 уч-ся

Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная манера письма даёт мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской живописи. Но связь с традицией всегда сохраняется. Форма подносов может быть разнообразная

(показ слайдов)

Разнообразие форм: комбинированной.

Композиция часто зависит от формы подноса и может быть в виде :

-«веночка», «букета», «корзинки» .

(слайд)

Но, самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором .

Разнообразие форм: многоугольной, круглой, овальной, комбинированной.

Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных.

3.Физкультминутка

4. Творческая и практическая деятельность.

Рассказ учителя:

- Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод птиц Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

После рассказа нам нужно заполнить таблицу.

Рассказ учащегося:

- Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.

5. Самопроверка, оценивание своей работы

Название

Жостовская роспись

Месторасположение

Московская область

С. Жостово

Предмет

Подносы

Материал

Железо

Узоры

Цветы, фрукты, листья

Цвета

все

Композиция

Букет, веночек, уголок, корзинка.

6. Творческое задание.

Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно выполнить эскиз подноса

7.Рефлексия

Что на уроке вам сегодня понравилось?

Домашнее задание. Найти дома иллюстрацию жостовских подносов и принести на следующий урок.


Слайд 2

Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте, раскинула свои владения деревня Жостово. Подмосковная деревушка стала известна всему миру из-за, казалось бы, обычного в быту предмета – металлического подноса, но никто в мире не может писать по металлу цветы лучше, чем местные народные умельцы.

Слайд 3

Деревня Жостово Мытищенского района Московской области. Промысел возник в первой половине XIX века на основе производства лаковых изделий из папье-маше. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства – расписные жостовские подносы. ЖОСТОВО

Слайд 4

Жостовская декоративная роспись является оригинальным видом русского народного художественного творчества. На протяжении двух веков многими поколениями жостовских мастеров разрабатывались своеобразные живописные, композиционные и технические приёмы исполнения ЖОСТОВСКОЙ росписи. ПЕРЕЙТИ

Слайд 5

чем же оно отличается от других народных промыслов России? Какие характерные черты имеет? Отправляемся в первое путешествие в гости в мастерскую к народным художникам! Искусство жостовской росписи ПЕРЕЙТИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВИДИО

Слайд 6

Искусство жостовской росписи Какие характерные черты ЖОСТОВСКОЙ РОСПИСИ Вы можете выделить?

Слайд 7

Цветочный мотив ЖОСТОВСКИХ ПОДНОСОВ Основным мотивом жостовской росписи является цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Живописная передача реальной формы нарисованного цветка сочетается с великолепной декоративной красочностью самого цветового решения.

Слайд 8

В Жостове пишут на черном, красном, желтом, синем, зелёном фоне, но самый распространенный, "классический" - это черный. Обычно в центре располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Мелкие рисуют по краям подноса, они делаются слегка затемненными и словно сливаются с фоном. В результате такой росписи и цветы и листья словно выступают из глубины, что придает росписи особенную красоту.

Слайд 9

УЧИМСЯ РИСОВАТЬвыполнение элементов цветочного мотива жостовской росписи (с использованием заготовок)

Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. Многослойная роспись отличается тщательной выписанностью каждого элемента мотива и тонкой колористической гаммой. В жостовской росписи цветы как будто оживают.

Слайд 10

УЧИМСЯ РИСОВАТЬвыполнение элементов цветочного мотива жостовской росписи (с использованием заготовок ИЛИсвмостоятельно)

1.Замолевок 2. Выправка Тенежка Бликовка Чертежка 3. Нанесение орнамента ПЕРЕЙТИ Средства художественной выразительности Техника рисования мазком ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВИДИО

Слайд 11

Слайд 12

Главная тема украшения жостовских кованых подносов это букеты цветов, цветочные гирлянды. Но нельзя не восхищаться своеобразными НАТЮРМОРТАМИ, ПЛОДОВО-ЯГОДНЫМ МОТИВОМ, И ЖИВОТНЫМ МИРОМ

Слайд 13

Искусство жостовской росписи Отправляемся во второе путешествие в гости в мастерскую к народным художникам! ПЕРЕЙТИ

Слайд 14

Какие мотивы преобладают в орнаменте просмотренных работ

Слайд 15

Натюрморты, плодово-ягодный мотив, животные (птицы) ЖОСТОВСКИХ ПОДНОСОВ

Слайд 16

Жостовские кованые подносы

Главная тема украшения жостовских кованых подносов это букеты цветов (плодов и ягод), гирлянды, своеобразные натюрморты.

Слайд 17

Достойное место в коллекции Жостова занимает сюжетная живопись. И опять Мыотправляемся в гости в мастерскую к народным художникам! ПЕРЕЙТИ

Запись на доске: Жостовский букет.

Учитель: Недалеко от Москвы, в очень живописном месте, находится село Жостово. Это село знают все – не только у нас в стране, но и за рубежом. Знаменито оно тем, что никто лучше тех местных умельцев не умеет рисовать цветы на железных подносах. Ремесло появилось в начале XIX века. В это время на Руси был широко распространён заморский напиток – чай. И теперь возник целый ритуал – чаепитие, непременными участниками которого стали подносы.

В Москве, в богатых домах были металлические расписные подносы, но делали их на Урале или в Санкт-Петербурге. Но вот однажды подмосковные мастера перенесли технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше на железо, те же грунты, лаки и масляные краски. В старых книгах нашли запись о том, что в 1925 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл свою мастерскую. Вслед за ними открыли свои мастерские Беляев, Цыганов и другие. Каких только подносов не изготовляли мастера! И большие – «скатерные» и маленькие «закусочные».

И самая разная форма была у этих подносов: овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для треугольных столов! Узоры из букетов цветов на подносах радуют глаз!

Жостово непросто вам
Под Москвой деревня.
Мастерством умельцы там
Славятся издревле.
Свежесть утра, жемчуг рос
И цветенье лета
Выливают на поднос
Красками букета. (В. Борисова)

Черный фон сияет лаком.
А на нем цветов краса,
Алых, желтых с красным маком-
Это просто чудеса.
Колокольцы распустились,
Незабудки встали в ряд,
Засверкали, заискрились
Посмотрите все подряд!
Алы розы на подносе
Вся природа – божий дар,
В мире нет таких подносов
Они словно вешний сад!

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет. В букете могут быть полевые цветы и садовые. Это могут быть георгины и розы, ромашки и васильки, лилии, цветы яблони. Цветы на Жостовских подносах размещены не хаотично, а в порядке: крупные в центре, средние, по краям мелкие.

Вопрос: Что изображено на всех представленных подносах?

Ответ: Цветочные букеты.

Вопрос: Как расположены цветы на подносах?

Ответ: В центре –крупные, а по краям более мелкие.

Вопрос: Какая форма у подносов?

Ответ: Круглая, овальная.


Ребята, сегодня вы попробуете нарисовать цветок яблони (пятилистник).

Вопрос: В какое время года цветет яблоня?

Ответ: Весной.

Вопрос: Сколько лепестков у цветка яблони?

1. Прежде чем художник начнет расписывать заготовку подноса, ее покрывают краской: красной, зеленой, желтой, синей, но чаще всего черной. Этот этап называют «грунтовкой».

2. Следующий этап называют «Замалевок». Это начало будущего узора. Наносим силуэты цветов и листьев.

3. На этапе «Тенежка» - от слова «тень» - наносим полупрозрачными красками цветные тени, и у цветов появляется объем.

4. Затем этап «Прокладка» - самый ответственный этап. Форма букета обретает детали.

5. Этап «Бликовка» - наложение бликов, букет кажется освещённым, бликовка создаёт настроение.

6. «Чертёжка» - заключительный этап над работой с букетом. Тонкой кистью рисуются прожилки на листьях и центр цветов.

8. Заключительный этап «Уборка» - бортик подноса украшается растительным узором. Он может быть скромным, а может быть более насыщенным

Учитель: А сейчас мы с вами научимся выполнять этапы росписи жостовского букета так, как это делают народные мастера.

Чтобы цветок получился ровным, можно поворачивать блюдце так, чтобы пятилистник всегда был расположен сердечком вниз.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои работы на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Ответ: С жостовской росписью.

Вопрос: Какие элементы жостовской росписи мы умеем расписывать?

Ответ: Пятилистник, листочек.

Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на металлических подносах.