Дерево целей: пример составления. Дерево целей организации на примере компании Apple. «дерево целей» государственного управления Критерии поставленных целей

Успешность организации во многом зависит от грамотного планирования. Максимальная прибыль и высокая рентабельность в перспективе - это всегда генеральная цель. Какова роль дерева целей в планировании?

Что такое objective tree

Управленческие цели представлены в большом количестве и разнообразии, поэтому каждое предприятие нуждается в комплексном, системном подходе к выбору их состава. Процесс постановки целей именуется целеполаганием.

Дерево целей организации (the objective tree) – это:

  • структурированный перечень, схема организационных целей;
  • иерархия разноуровневых целей;
  • модель, которая позволяет упорядочить и объединить цели в единый комплекс.

Продуктом применения данного метода стратегического планирования должна стать логичная и простая схема управления предприятием. Дерево целей дает возможность обосновать генеральную цель и делает подцели более достижимыми.

Система целей определяется организационной структурой. Огромная структура, большое число отделов и рабочих линий потребуют разработки сложного «ветвистого» дерева со многими декомпозиционными уровнями.

Вершина

Дерево заполняется «сверху вниз», от центральных целей к второстепенным задачам. В «вершине» («корне») располагается генеральная цель, достижение которой – непростая задача. Значит, предстоит разложить ее на меньшие элементы, «цели-ветви», то есть провести декомпозицию. Так возникает план движения к главной цели.

Все последующие уровни формируются так, чтобы способствовать достижению предыдущего.

Направления целей
Цель Содержание
Экономическая Максимизация прибыли от продаж продуктов или услуг в необходимом качестве и объеме
Научно-техническая Поддержание продуктов и услуг на заданном научно-техническом уровне, НИОКР, повышение производительности труда за счет внедрения ноу-хау
Производственная Выполнение плана по выпуску продукции. Поддержание ритмичности и качества производства
Социальная Совершенствование, развитие и пополнение кадрового ресурса

Ветви и листья

Ветви – подцели, простирающиеся от вершины, снова подвергаются разложению. «Побеги на ветвях» представляют собой следующий уровень целей. Процесс повторяется на каждом уровне до упрощения целей. Простота – это достижимость, понятность и логичность.

Все «ветви» описывают результат, который выражает конкретный показатель. Цели одной параллели не зависят друг от друга.

Дерево целей предприятия создается на основе 3 важных элементов любой цели.

«Листья» - это конкретные мероприятия для достижения цели. Характеристики и показатели, указанные на «листьях», способствуют выбору лучшего варианта:

  • срок выполнения;
  • вероятность достижения цели к запланированному сроку;
  • стоимостные показатели;
  • объем расходуемых ресурсов.

Элементы дерева в одной группе связываются между собой через логическое «И» (обозначается «∧»). Альтернативные группы взаимодействуют через «ИЛИ» («∨»).

Дерево целей организации. Пример

Рассмотрим простую схему целей для максимизации прибыли при росте результатов и снижении затрат.

Для приближения к генеральной цели (высокая рентабельность и максимум прибыли) предстоит проработать три направления. Внести полученные варианты в дерево целей организации. Пример представлен в форме таблицы.

Стратегия и цели Apple

Почему стратегия Apple является выигрышной?

Сфера деятельности компании – информация и радикально новые продукты для работы с ней. В приоритете процесс создания контента и его потребление.

Например, Apple обратила внимание на культурные аспекты. Была улучшена модель потребления музыки. С iPod слушать музыку на цифровых носителях и находить в Интернете стало удобнее.

Линейка iPod, iPhone и iPad исправляет минусы, совершенствует основные способы для создания и использования информации. Данная модель, применяемая для ноутбуков, настольных компьютеров, телевидения, позволит «яблочной» корпорации и дальше наращивать доход.

Итогом десятилетия стали три универсальных изобретения и бизнес-платформы. Они являются не самоцелью, а средством, позволяющим достигчь цели: получение доступа к основным способам информационного потребления.

Закономерно, что генеральной стратегией Apple является развитие уже существующей линейки продуктов.

Построение дерева целей организации на примере Apple

Основная цель любого бизнеса - расширение рыночных границ, завоевание бесконечного числа клиентов. Apple не является исключением и ставит в приоритет совершенствование своей линейки в интересах потребителя.

Рассмотрим дерево целей компании для такого продукта, как iPhone, ценность которого отражает девиз «Просто. Удобно. Эстетично». В качестве главной цели дерева определим улучшение iPhone с учетом интересов потенциальных пользователей.

Основными конкурентными и значимыми для потребителя факторами данного рынка являются:

  • стоимость продукта;
  • разнообразие функций и энергоемкая батарея;
  • популярность бренда;
  • технологии для ценителей;
  • дизайн и размер;
  • ассортимент (был упразднен Apple).

Дерево целей поможет ответить на вопрос: «Что делать?». Например, чтобы снизить стоимость, предстоит упростить интерфейс.

Какие отраслевые факторы необходимо создать? Какие свойства улучшить? Это объемы памяти, дизайн, игры и развлечения. На что ориентироваться: на функциональную составляющую или эмоциональную?

Таблица с подцелями iPhone по трем уровням

Дерево целей компании Apple представлено в упрощенном варианте в виде таблицы.

Совершенствование iPhone с учетом интересов потребителей
Цели первого уровня
1. Упразднить ассортимент и популярность бренда 2. Упростить интерфейс 3. Увеличение привлекательности для потребителя 4. Повышение эргономичности
Цели второго уровня
2.1. Упростить технологичность 3.1. Создание нового дизайна 4.1. Особый статус владельца
3.2. Увеличение объема памяти 4.2. Решение «последней мили»
3.3. Усиление развлекательного аспекта 4.3. Уменьшить размер

Для решения «последней мили» были выделены следующие задачи:

  1. Использовать touch screen и добиться отсутствия кнопок.
  2. Создать дополнительные опции.
  3. Увеличить экран.

Следующий шаг – это заполнение «листьев» или мероприятий для достижения подцелей. Для этого обязательно указываются конкретные сроки выполнения задач, необходимый объем, ресурсы, стоимость и значимые количественные показатели.

Последний шаг – изображение целей в форме дерева с разветвлениями.

Дерево задач. Пример

Задачами называются подцели. Они не нуждаются в декомпозиции и увязках «цель-средство». Дерево целей включает в себя цели высшей и низшей ступени.

Задачи являются основой для создания программы по достижению отдельной цели низового уровня. Решение задачи – это совокупность действий.

Дерево целей, как вариант, может содержать следующие задачи.

Таким образом, упорядочивающим инструментом для создания программы развития фирмы становится дерево целей. Примеры подтверждают принцип его формирования «полноту редукции»: цели «дробятся» на подцели, пока исходная цель не становится ясной и достижимой.

В практике управления важно также найти действенный метод конкретизации и взаимной увязки целей. Эффективным механизмом решения этой задачи можно считать построение так называемого дерева целей. «Дерево целей» - это графическое представление взаимосвязей и соподчиненности целей и задач одной или нескольких систем. При этом сложные и комплексные цели расчленяются в соответствии с выбранными критериями на ряд менее сложных, которые также разделяются на простые цели (подцели) и задачи (подзадачи). «Дерево целей» позволяет оценить вероятность достижения как низших, так и высших целей в соответствии с имеющимися ресурсами, а также установить приоритет целей.

«Дерево целей» должно удовлетворять двум основным требованиям: полноты и непротиворечивости.

Описание каждой цели должно достаточно полно раскрывать ее содержание и быть однозначным, т.е. не допускать различных толкований. Каждая цель должна раскрывать содержание только одной цели более высокого уровня. Не должно быть циклов на «дереве целей», наличие которых означает противоречивость оказавшихся в цикле целей.

  • 1. «Дерево целей» строится сверху вниз, с формулированием основной цели, пусть даже в самых общих выражениях.
  • 2. Цели одного уровня не должны входить друг в друга, а могут только частично пересекаться. Разбиение пересекающихся целей на низших уровнях, как правило, приводит к выделению в их ветвях практически одинаковых более мелких целей.
  • 3. Цели одного уровня по своей значимости должны быть достаточно однородными, т.е. играть практически равные роли в достижении целей более высоких уровней.
  • 4. Цели верхнего уровня, разбиваемые на более мелкие на низших уровнях, должны перекодироваться в язык соответствующего класса подсистем и элементов с трансформацией понятий и их знаковых обозначений.
  • 5. Число уровней разбиения генеральной цели определяется требуемой точностью решения задач. Однако дробить цели управления можно лишь до тех пор, пока они остаются в рамках общественных и экономических категорий.
  • 6. «Дерево целей» по всем своим ветвям должно быть доведено до уровня, который считается низшим в своей ветви. Цели предприятия, как правило, имеют четыре уровня разбиения.

«Дерево целей» в основном предназначено для того, чтобы связать цели со средствами их достижения (самый низший уровень фактически раскрывает набор средств достижения генеральной цели) и выявить взаимосвязи, существующие между подцелями и более мелкими целями различных ветвей дерева на каждом его уровне. При постановке целей обязательной является оценка их достижимости, т.е. выработка стратегии достижения этих целей.

Бывает и так, что первоначальная формулировка цели неверна и цель заключается в другом. В этом случае необходимо пересматривать цель и стратегию ее достижения.

Вопрос о целеполагании в государственном управлении принадлежит к числу актуальных и важных для управленческой теории и практики.

Цель в управлении представляет собой идеальный образ (логическую модель) желаемого состояния субъекта или объекта управления, сформулированный на основе познания и учета их объективных закономерностей и организационных форм, потребностей и интересов.

Выдвижение целей перед государственным управлением, с одной стороны, касающихся всего общества, а с другой - опирающихся на государственную власть, - очень трудный интеллектуальный процесс. В нем можно выделить следующие системообразующие моменты.

  • 1. Общественные источники возникновения и фиксирования целей государственного управления. Необходимо изучение объективных условий, которые складываются вокруг общества и внутри него, реальное определение возможностей и силы субъективного фактора, конкретное знание потребностей и интересов управляемых объектов в управляющих воздействиях, достоверная оценка потенциала государственного управления и свершение иных действий, способных привести в совокупности и в итоге к объективной практической целенаправленности государственного управления.
  • 2. Субъективная сторона целеполагания и вызываемые ею относительность и открытость сформулированных целей государственного управления. Существуют реальные трудности в обосновании целей, которые никогда нельзя игнорировать. Ведь любое будущее всегда неясно, неведомо, вероятностно, альтернативно, открыто. Предвосхищать его приходится на базе информации о прошлом.
  • 3. Иерархия целей государственного управления, которая имеет большой социологический смысл. Главным для общества и тем самым для государственного управления является создание, поддержание и улучшение условий для свободной, спокойной, творческой жизнедеятельности людей, налаживание рациональных взаимоотношений между личностью, обществом и государством. Отсюда и иерархия целей государственного управления, построенная на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества.

По источнику возникновения, содержанию и логической последовательности основные виды целей государственного управления образуют следующую структуру [см. 1]:

общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;

социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;

духовные, связанные в одном аспекте с восприятием духовных (культурных) ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом - с введением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и социальных целей;

экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;

производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванным целям и способствуют их осуществлению;

организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления - построение соответствующих функциональных и организационных структур;

деятельностно-праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам;

информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией;

разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.

Представленная иерархия целей во многом условна, является предметом логических размышлений, но она создает известный ориентир, «шкалу отсчета» в данном вопросе и позволяет оценивать управленческую практику с точки зрения того, что она дает обществу и какие в нем осуществляет цели.

4. Построение «дерева целей» государственного управления. Центральными, определяющими («стволом») «дерева целей» государственного управления являются стратегические цели, связанные с качеством общества, его сохранением или преобразованием. Стратегические цели развертываются в оперативные, фиксирующие крупные блоки действий по достижению первых, а оперативные - в тактические, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей. Иногда стратегические цели называют главными, а цели, позволяющие их достигать, обеспечивающими.

Построение «дерева целей» государственного управления на базе и с учетом их иерархии предполагает в целом непростую процедуру, причем применительно как к государственному управлению в целом, так и к его отдельным частям.

В «дереве целей» государственного управления особое место занимает их стратегический уровень. Это наиболее сложное и ответственное целеполагание, от которого очень многое зависит в организации и функционировании системы государственного управления (как государственных органов, так и управляемых объектов). Для государственного управления имеют значение как социальное предвидение - целеполагание в самом общем виде, ожидание наступления определенных событий или явлений с предполагаемыми результатами, так и социальное прогнозирование - определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных его обеспечить. Стратегия есть наука, искусство и опыт осуществления крупных, масштабных операций, преобразований, реформ и иных действий, призванных качественно изменить сложившееся положение, состояние общественных дел, ситуацию в важной отрасли деятельности, соотношение сил в противоборстве определенных интересов. Главное в стратегии - направленность на новое качество, новый уровень, новое состояние. По своему содержанию, набору элементов, их взаимозависимостям стратегия представляет собой сложное явление, определяющее роль управления в общественной жизнедеятельности.

Особое значение в обществе принадлежит стратегическому уровню государственного управления, соединяющему национальную судьбу страны с судьбой мирового сообщества. Следует выделить характерные черты стратегического уровня государственного управления:

  • - учет многообразия определенных (устойчивых) и неопределенных (изменчивых, вероятностных) условий и факторов;
  • - охват значительного исторического времени действия - 5, 10, 15 лет и более;
  • - вовлечение в анализ и оценку многих и разнообразных преобразуемых (подлежащих изменению) явлений, отношений и процессов;
  • - системное и иерархическое построение «дерева целей», в котором реализация одних целей обеспечивает осуществление других (принцип нарастания качества);
  • - ориентация на комплексность и многообразие используемых ресурсов, в том числе на создание новых ресурсов;
  • - формирование системности (логической согласованности и последовательности) управленческих решений и действий;
  • - установление жесткого контроля (мониторинга) движения по реализации поставленных целей;
  • - обеспечение открытого, адаптационного характера планирования управленческой деятельности, способствующего осуществлению стратегии.

В государственном управлении стратегия, выражающая основные направления и тенденции развития общества, должна быть представлена публично, нормативно закреплена и распределена по субъектам и объектам ее реализации. Формами публичного представления и нормативного закрепления стратегического уровня государственного управления могут быть следующие:

  • - государственная политика - реализующаяся сущность государства, посредством которой она выполняет свою миссию обеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития общества;
  • - государственные программы - целевые, ресурсные и управленческие направления качественного преобразования каких-либо сфер или областей жизнедеятельности общества, согласованные и утвержденные к исполнению в качестве обязательных;
  • - государственные концепции - принципиальные взгляды, позиции, ценности государственных органов либо их руководителей по актуальным проблемам общественного развития;
  • - государственные планы - направления и способы конкретных решений и действий по достижению намеченных объективных результатов;
  • - законодательные и иные нормативно-правовые акты, фиксирующие посредством правовых норм желаемые для общества идеалы, ценности и цели поведения, деятельность людей, их коллективов и общностей;
  • - совокупности управленческих решений и действий, характеризующие направления и логику реализации компетенции конкретных государственных органов или их подсистем.

Общая (комплексная) стратегия в государственном управлении распределяется по различным региональным уровням: географическим, экономическим, политико-административным, городским и сельским поселениям.

Механизмом реализации стратегии выступает стратегическое планирование - непрерывный процесс организации и корректировки целей, функций и форм управленческой деятельности государственных органов по пути движения к новому качеству решения проблемы, состояния субъектов и объектов управления.

Обоснованность и действенность целей государственного управления и их «дерева» определяется связанностью с соответствующими ресурсами и обеспеченностью ими. Особое значение здесь имеют природные и человеческие ресурсы. Немаловажная роль отводится ресурсу права.

В качестве ресурсов целеполагания в государственном управлении необходимо учитывать и такие сугубо субъективные элементы, как знания, или, иными словами, инновационно-технические возможности общества.

Рациональное и эффективное государственное управление требует связанности целей, средств и результатов их реализации, ибо только оно создает кругооборот в системе государственного управления, рождает к нему доверие общества, людей и стимулирует управленческие процессы.

Таким образом, цели государственного управления, представленные в определенном «дереве», призваны отвечать следующим требованиям:

  • - объективность и обоснованность (т.е. цели должны исходить из объективных закономерностей и тенденций общественного развития и технологий деятельности людей, соответствовать объективной логике функционирования того или иного явления, процесса, отношения, учитывать формы и механизмы последних);
  • - социальная мотивированность (т.е. цели должны «идти» от потребностей, запросов и интересов людей, отвечать им и вызывать тем самым понимание, поддержку, стремление воплотить их в жизнь);
  • - обеспеченность в ресурсном отношении, как с интеллектуальной, так и с материальной стороны;
  • - системная организованность (т.е. включение в определенной последовательности стратегических, оперативных и тактических целей, общих и частных, главных и обеспечивающих, конечных и промежуточных и т.д.)

Цели и функции государственного управления взаимообусловлены. Предмет функций управления указывает на стороны, аспекты, проявления общественной системы, подлежащие управляющему воздействию государства (его органов). Функции государственного управления тесно связаны с общественными функциями государства и отражают способы осуществления последних. Функции государственного управления и управленческие функции государственных органов (внешние и внутренние, общие и специфические) в совокупности и взаимодействии друг с другом образуют сложную, многоуровневую функциональную структуру государственного управления [ 1 ]. Эта структура обеспечивает как управленческую взаимосвязь государства - субъекта управления и общественной системы, так и его внутреннюю сохранность и динамичность как управляющей системы.

На характер и конфигурацию функциональной структуры государственного управления влияет много обстоятельств: уровень самоуправления управляемых объектов, развитость местного самоуправления, форма государственного устройства, форма правления, свойства самого государства - его демократизм, социальная направленность, правовое оформление и т.д. Поэтому существуют реальные трудности в том, чтобы в функциональной структуре государственного управления поддерживать рациональность и эффективность, с одной стороны, гибкость и адаптационность к изменяющимся целям - с другой. Важное значение при «работе» с функциональной структурой государственного управления имеет системно-функциональный метод (подход), соблюдение правил и требований которого позволяет упорядочить познавательный, нормативный, информационный, правовой и практический процессы в государственном управлении. Методика системнофункционального подхода позволяет осветить и такой аспект функциональной структуры государственного управления, как обоснование типовых моделей управленческих функций для различных звеньев организационной структуры государственного управления.

Применение методов индикативного планирования тесно связано с использованием государственного программирования. Программноцелевой метод является одним из основных инструментов индикативного планирования. Он получил широкое распространение в управлении экономическими объектами, процессами, отношениями на межгосударственном, государственном, региональном и отраслевом уровнях.

Программно-целевой метод - это метод достижения поставленных целей, предполагающий разработку системы мероприятий и заданий в определенные сроки и обозначенными исполнителями по координации имеющихся и потенциальных ресурсов и осуществляемый наиболее эффективным и путям и.

Термин «программно-целевое планирование» впервые был использован официально в постановления ЦК КПСС и Совмина СССР (1969 г.), которое предусматривало необходимость перехода от планирования по отдельным видам боевой техники к разработкам комплексных планов. Эти планы предусматривали разработку, серийное производство, эксплуатацию боевой техники в войсках при оптимальной увязке потребностей вооруженных сил с объемами выделяемых средств, что обеспечивало решение основных задач вооруженных сил. В тот период программы формировались подобно планам как совокупность директивных, адресных заданий ее исполнителям, финансируемых из плановых источников. В этих условиях требовалось постоянное управление реализацией программ со стороны государственных органов, сопровождаемое поиском источников текущего финансирования программных мероприятий. Это одна из причин невыполнения многих государственных экономических программ советского периода.

Таким образом, целевая комплексная программа - это адресный документ, отражающий установление этапов, порядка и механизма управления процессом последовательного достижения целей.

Первой советской государственной социально-экономической программой можно считать план ГОЭЛРО (государственный план электрификации России), принятый к реализации в 1922 г. Затем была принята и осуществлена программа индустриализации экономики. Систематическая разработка государственных программ относится к периоду 60-70-х гг. XX в. Развитие программно-целевого метода в Советском Союзе было реакцией на разработку и внедрение в Министерстве обороны США иод руководством Роберта Макнамары системы PPBS (Planning , Programming and Budgeting System - система планирования, программирования и разработки бюджета). Американская администрация поставила задачу подобного перехода перед остальными федеральными ведомствами, что стало толчком к разработке подобных «систем» в социально-экономическом развитии общества.

В странах с развитой рыночной экономикой государственный характер программ проявлялся в постановке целей и бюджетном финансировании программных государственных заказов.

Особенностью планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов, т.е. программно-целевое планирование позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия. В основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей, и лишь затем подбираются пути их достижения.

Таким образом, программно-целевое планирование - это деятельность, направленная на определение целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, приоритетов социально-экономической политики и национальной безопасности, а также формирование комплекса направленных на достижение этих целей и приоритетов мероприятий с указанием источников их финансового обеспечения.

Программно-целевой метод выполняется в несколько этапов.

  • 1. Выявление проблем и обоснование их актуальности. На данном этапе уясняется суть проблемной ситуации, в общем виде формулируются проблемы, на решение которых направлена соответствующая программа. Основная цель - обосновать, во-первых, устойчивый характер проблемы не только в момент исследования, но и в обозримой перспективе; во-вторых, оценить степень ее влияния на смежные социально-экономические процессы. Получаемые на данном этапе количественные характеристики могут служить основой для оценки эффективности программы путем сопоставления затрат на ее разработку и реализацию с тем эффектом, который может быть достигнут при ее выполнении, или соответствующих потерь в противном случае.
  • 2. Определение цели программы. По результатам предыдущего этапа должна быть сформулирована генеральная цель программы. Под целью программы понимается количественный или качественный результат, который необходимо достичь к определенному моменту времени. Это требование необходимо для контроля реализации программы, количественной и качественной оценки степени достижения цели.

Цели должны:

  • - быть сформулированы таким образом, чтобы можно было четко контролировать ход их реализации;
  • - иметь конкретную результативность, выраженную в ясных, понятных и достижимых индикаторах;
  • - быть сбалансированы и корреспондироваться с другими целями социально-экономического развития страны и не противоречить друг другу;
  • - быть ориентированы и адаптированы к изменениям влияния внешних условий.
  • 3. Декомпозиция цели программы. На этом этапе осуществляется построение «дерева целей». Принципы системного анализа позволяют развернуть конечную цель программы в иерархическую систему задач. Особенности:
    • - учет системного характера цели программы;
    • - последовательность декомпозиции цели;
    • - переход от общего описания к конкретизации;
    • - соподчиненность целей.
  • 4. Разработка вариантов программы. В известной мере вероятностный характер экономических и социальных процессов, научно-технического прогресса, а также альтернативный характер выделения объекта программы обусловливают необходимость многовариантного подхода к разработке системы мероприятий любой программы. При этом варианты должны различаться не только количественными значениями по отдельным параметрам, но и концептуально. На этом этапе программа должна иметь широкий набор характеристик, в том числе следующие:
    • - целостность, способствующая повышению эффективности плановой управленческой деятельности, обеспечивающая полноту состава действий, необходимую для достижения поставленных целей, и согласованность связей между ними;
    • - актуальность - ориентация программы на решение наиболее значимых проблем;
    • - прогнозируемость - способность отражать в своих целях и планируемых действиях не только ближайшие, но и перспективные требования социально-экономического развития;
    • - рациональность - наличие в программе таких целей и способов их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и наличия ресурсов позволят получить максимально полезный результат;
    • - реалистичность - обеспечивать соответствие между желаемым и возможным при наличии ограничений в ресурсах на реализацию программных мероприятий;
    • - контролируемость - наличие конечных и промежуточных целей, ожидаемых результатов, обеспечивающих доступный способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям и отклонения реального положения от запланированного.

Критерии поставленных целей

· Ясность;

· Измеримость;

· Достижимость;

· Привязка ко времени;

Допустим ваша цель

· Увеличение дохода;

Дерево стратегических целей на примере организации ООО "Мастер Риэлти"

Определение последующих методов создается с учетом особенностей конкретного бизнеса компании.

Цели бывают:

· Производство;

· Политика продаж;

· Доходы и финансы;

Производство :

· Понижение издержек;

Маркетинг :

Финансы :

Персонал :

Для качественной работы организации весьма значим подход к постановке целей.

Именно они являются исходной точкой при планировании всего спектра деятельности организации. Дерево целей организации выступает в качестве основы построения отношений в компании, а также системы мотивации. Оценка работы персонала, подразделений организации и всей структуры в общем возможна только при достижении поставленных задач.

Статьи на похожие темы:

Дата публикации — 13.10.2015

Дерево целей на примере организации

Дерево целей организации

Дерево целей - это специальный иерархический перечень целей каждой организации. В нем цели нижнего уровня подчиняются и способствуют достижению целей высшего порядка. Самые главные и важные цели размещены на самом верху дерева.

Критерии поставленных целей

Составленные цели организации должны соответствовать следующим критериям:

· Ясность;

· Измеримость;

· Достижимость;

· Необходимость и достаточность;

· Привязка ко времени;

· Согласованность, согласно иерархии управления.

Согласованность всех перечисленных факторов способствует постановке четких подцелей, достижение которых приведет со временем к реализации генеральной цели организации.

Построение «дерево целей» организации — пример

Разделение главной миссии на более мелкие облегчает ее достижение. Таким образом создаются уровни задач до тех пор, пока не будет поставлена простая для достижения цель. Построение «дерева целей» осуществляется с учетом метода «от общего к частному». Качество такого плана зависит от уровня квалификации специалиста, которому его доверили создать.

Допустим ваша цель «увеличение прибыли компании» . Если мыслить логически, то достичь ее можно двумя путями:

· Увеличение дохода;

Любая организация (коммерческая, государственная, благотворительная или общественная) преследует достижение собственной цели. Благодаря наличию целей существуют и функционируют предприятия.

В зависимости от направления организации определяются ее цели:

· У коммерческой компании цель - получение максимальной прибыли;

· У социальной - выполнение социально-важной задачи;

· У благотворительной - помощь нуждающимся.

Цели бывают:

· Краткосрочные. Достигаются за год;

· Среднесрочные. Выполняются за 1-5 лет;

· Долгосрочные. Достигаются не меньше, чем за 5 лет.

Пример дерева целей организации

Вершина дерева всегда принадлежит общей цели компании (ее миссии). Далее идет разделение на подзадачи, выполнение которых способствует достижению главной миссии. Один уровень занимают цели, которые не зависят друг от друга, а также не исходящие друг из друга.

Набор целей компании индивидуален, но есть некоторые сферы деятельности, к которым организации проявляют неподдельный интерес:

· Производство;

· Политика продаж;

· Доходы и финансы;

· Политика по отношению к персоналу.

Количество уровней, составляющих главную цель организации зависит от масштаба компании, сложности ее цели, иерархии в управлении и организационной структуры.

Цели организации, поставленные в разных сферах ее деятельности

Производство :

· Понижение издержек;

· Улучшение конкурентоспособности товара;

· Повышение эффективности производства;

· Разработка и использование новейших технологий.

Маркетинг :

· Продвижение товара на рынке;

· Увеличение ассортимента продукции.

Финансы :

· Достижение эффективного управления финансами организации;

· Достижение улучшения платежеспособности и рентабельности;

· Достижение повышения инвестиционной привлекательности.

Персонал :

· Повышение квалификации персонала;

· Совершенствование кадров предприятия;

· Разработка системы стимулирования;

· Повышение производительного аспекта труда.

Для качественной работы организации весьма значим подход к постановке целей. Именно они являются исходной точкой при планировании всего спектра деятельности организации. Дерево целей организации выступает в качестве основы построения отношений в компании, а также системы мотивации. Оценка работы персонала, подразделений организации и всей структуры в общем возможна только при достижении поставленных задач.

Статьи на похожие темы:

Дата публикации — 13.10.2015

У вас есть мечта? Она есть у каждого, даже если он этого не предполагает. Мечта – это то, что на данный момент не осуществимо и не достижимо. Для одного это может быть поездка на море, а для другого – полет в космос. Маленькие мечты переходят в задачи, большие – в цели, а глобальные так и остаются мечтой. Как же добраться до этой вершины – мечта? Планировать! Один из методов планирования – построение дерева целей , давайте разберемся, что это такое и как его построить?

Дерево целей – иерархический принцип построения структуры целей и задач, у него есть вершина и подчиненные уровни. Можно сказать, что это перевернутое дерево, но лучше назвать эту структуру пирамида. Пирамида вашего успеха – чем больше тратится энергии, тем ближе к вершине. Поэтому выполняя маленькие операции, гораздо легче добраться до мечты.

Построение дерева целей

Итак, вершина пирамиды – мечта . Мечта – труднодостижимая, а иногда вовсе недостижимая, но при этом очень хочется. Чтобы определиться с мечтой и главными жизненными целями, задумайтесь над философскими вопросами: «А зачем я живу? Чего хочу добиться в этой жизни? Что останется от меня, когда я покину этот мир?». Ответы на эти вопрос дать очень сложно, но это важно. Конечно, можно жить сегодняшним днем, но чем старше, тем больше задумываешься над смыслом жизни.

Главные жизненные цели (период достижения от 10 лет) должны быть реалистичными в отличие от мечты. Они должны относиться к основным сферам жизни: семья, финансовое и материальное положение, образование, самовыражение и т.д.

Далее идем по принципу разбиения на более мелкие цели (5-10 лет) и подцели (1-3 года). Цели – это те результаты, которых мы хотим достичь в данной сфере, а подцели – это цели данные в конкретных условиях. Вопросы, которые помогут определить цели: «Что для вас важно в жизни? Чтобы вы хотели иметь, чтобы чувствовать себя счастливым? Чем вы любите заниматься и чего хотели бы достичь в этом? На какие цели зарабатываете деньги, кроме удовлетворения физических потребностей?». Сумма подцелей приводит к цели, вы должны представлять 80% подцелей, чтобы достичь её. Как правильно ставить цели.

Подцели формируются из задач, которые вы выполняете каждый месяц, неделю, день. Чтобы определить подцель, ответьте на вопрос: «Что вы хотите получить в дальнейшем от задачи?» То есть в данном случае идем снизу вверх. Проведите анализ того, что вы делаете каждый день, к чему это вас приведет в итоге? Определившись с подцелями, выявите задачи, которые вы делаете или чего вам не хватает, чтобы достичь подцели. Задачи делятся на простые ежедневные операции.

Разберем на примере . Допустим наша цель: отдохнуть за границей в 2011 году . Чтобы поехать, нам необходимы деньги, поэтому наша подцель будет: заработать к маю 2011 года 50 тыс. рублей для отдыха в августе 2011 г. Дальше нужно определиться, куда поехать отдыхать в 2011 – это будет вторая подцель. Теперь разбиваем на задачи. Для денег: откладывать каждый месяц (1 числа) с января по май 10 тысяч на накопительный счет в банке.

Личное дерево целей и задач или пирамида успеха

Чтобы определиться куда ехать: выбрать туристическую компанию; подумать, куда хотели бы поехать, что посмотреть; провести анализ стоимости этого удовольствия. Далее каждую задачу разбиваем на операции(подзадачи), это уже не так сложно. Далее, если будем следовать плану, поедем в августе 2011 г. отдыхать.

Что будет если не планировать? Вы будете постоянно думать: «Эх, как хочется поехать, да все денег нет! А куда поехать, вроде хочется и там и там побывать…» Так и останется все в мечтах! Поэтому их нужно переводить в цели, а цели в задачи и действовать! А в планирование вам поможет метод построения дерева целей пирамиды успеха.

Оставьте первый комментарий!

RSS лента новостей к этой заметке.

Другие статьи в рубрике Саморазвитие

Стратегические цели. Дерево целей

Стратегические цели представляют собой результаты, которых стремится достичь компания в перспективе. Цели могут быть поставлены перед компанией в целом, перед ее структурными подразделениями, перед конкретными исполнителями. Цели в отличие от целевых установок отличаются ясностью, измеримостью, достижимостью, соотнесением со стратегией, а также иметь привязку ко времени.

Цели должны удовлетворять условиям:

  • Измеримость: все цели имеют количественное выражение (относительное, или абсолютное)
  • Ясность: цели настолько точные и ясные, что невозможно их неправильно истолковать
  • Необходимость и достаточность: цели сформулированы для всех направлений деятельности
  • Достижимость: и начальник, и подчиненный уверены, что цель достижима
  • Привязка ко времени: установлены сроки достижения цели
  • Согласованность по времени: установлена четкая очередность достижения целей
  • Согласованность по иерархии управления: целевые показатели структурных подразделений не противоречат целевым показателям компании в целом

Постановка стратегических целей начинается с миссии. Ведь миссия — это краткий, четко сформулированный документ, объясняющий цель создания организации, ее задачи и основные ценности, в соответствии с которыми определяется направление деятельности компании. Имея краткое описание направлений самого высокого уровня — миссии, видения и стратегии — компания разрабатывает стратегические цели и задачи, понятные каждому сотруднику.

В соответствии с методологией Системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard) стратегические цели разбиваются на четыре блока:

  • Финансы
  • Клиенты
  • Бизнес-процессы
  • Рост и обучение

Пример стратегической цели в блоке «Финансы»:

Компания может добиться роста доходов, развивая отношения с клиентами, понижая издержки и повышая производительность.

Как только компания определит, кто ее целевой покупатель, она сможет сформулировать цели и показатели предполагаемого предложения потребительной ценности.

Пример стратегических целей в блоке «Клиенты»:

  • Своевременно предлагать продукты и услуги, обладающие высоким качеством и низкой ценой
  • Увеличение клиентской базы

Для достижения стратегической цели, указанной в блоке «Клиенты», необходимо поставить множество стратегических целей в блоке «Бизнес-процессы».

Построение дерева целей

Укажем некоторые:

  • Своевременная доставка товаров, материалов поставщиками
  • Снижение издержек производства
  • Повышение эффективности технологических процессов
  • Улучшение качества производства
  • Своевременная доставка до клиентов

Для реализации всех указанных стратегических целей в блоках «Финансы», «Клиенты», «Бизнес-процессы» необходимо постоянное обучение сотрудников предприятия. Для реализации стратегических целей необходимы высокого уровня компетенции. Умение управлять качеством и процессом доставки необходимо для сохранения клиентской базы. Привлечение клиентов строится на умении общаться и вести переговоры, способность знать и понимать клиентскую среду, потребности покупателей, формулировать предложение ценности и успешно провести сделку требует навыков, которым необходимо обучать.

После того, как все стратегические цели сформированы, их объединяют в группы по компании в целом и по подразделениям. Руководитель подразделения выстраивает работу своего подразделения, распределяя стратегическую цель своего подразделения на тактические цели (задания) своих подчиненных. Иерархическое выстраивание дерева целей должно быть выстроено таким образом, чтобы стратегические цели предприятия трансформировались в конкретные тактические цели (задачи) каждого конкретного сотрудника.

Технология постановки стратегических целей рассматривается на семинарах:

Бюджетирование и финансовое планирование

Управление стратегией. Повышение эффективности бизнеса

Статьи по теме:

Система сбалансированных показателей

Основные бизнес-процессы

Распечатать страницу

Правила построения дерева целей

Если целеполагание системы определяется как сочетание целей существования каждого ее элемента (создание системы целей), то создание структуры целей системы позволяет описать структурно-функциональную зависимость элементов в целом образовании (системе). Определение такой зависимости является основой для выявления закономерностей структурного образования конкретной системы и описания ее формальными методами системного анализа.

Описание системы в виде структуры целей, их связей и отношений лежит в основе системного исследования любого сложного объекта, изучения его состояния, поведения и управления процессом его движения к образу идеального состояния.

Организация как смешанная система относится к многоцелевой системе. Одна из возможных моделей целей системы приведена в табл. 1.3. Назначение указанной таблицы состоит в том, чтобы продемонстрировать положение, в соответствии с которым, содержание целей системы меняется в зависимости от того, что становится объектом и предметом целеобразования. Другая задача – показать, на что могут быть направлены цели.

Таблица 1.3 Модель состава целей

Содержание таблицы показывает, что организация как система стремится к пассивной устойчивости и функционированию независимо от существования внешней среды. Внешняя среда организации в лице конкурентов и потребителей продукта (услуги) вынуждает ее реагировать на их запросы методами оперативного управления. Если субъекты управления ставят перед собой цели, ориентированные на будущее и способные изменить внешнюю среду, то организация способна инициировать необходимые ей события для совершения прорыва и наступления на конкурентов.

Таким образом, содержание целей определяется не только субъектом управления, но и самим объектом и предметом целеобразования. Например, цель «Повышение производительности труда» определяется не только амбициями менеджеров, но и квалификацией работников организации и техническим оснащением менеджеров и работников.

2.3. Построение «дерева целей»

Универсальных правил постановки целей не существует. Основные требования, предъявляемые к формулированию целей, сводятся к тому, что они должны быть конкретными, точными, полными и непротиворечивыми.

Конкретность целей обеспечивается предметной направленностью, адресностью и временной определенностью (задаются начало, конец и порядок достижения целей), например рост производительности труда в технологии упаковки товара на 6% в течение двух лет.

Состав и полнота целей зависят от специфики объекта и условий внешней среды, которая служит источником формирования целей, например рост производительности труда на 6% в течение двух лет посредством использования новых материалов, появившихся на рынке в текущем году.

Цели должны рассматриваться во взаимосвязи с сопряженными задачами, для того чтобы обеспечить их непротиворечивость и согласованность в стремлении рационально распределить имеющиеся ресурсы. Пример такого рода: рост производительности труда на 6% в течение двух лет за счет использования новых материалов, что обеспечит отгрузку в срок возрастающего объема производимой продукции.

Достижимость целей проверяется с помощью оценки имеющихся экономических, юридических, социальных психологических и иных препятствий. Продолжим пример: рост производительности труда на 6% в течение двух лет должен сопровождаться получением банковского кредита и страхованием лизинга нового оборудования, а также повышением квалификации технологов упаковочного производства.

Для оценки степени достижения цели необходимо обеспечить измеримость поставленной цели, которая может быть как количественной, так и качественной, например предусмотреть рост производительности труда на 6% в течение двух лет, для чего разработать бизнес-план модернизации упаковочного производства и показатели успешности его реализации.

Гибкость целей проявляется в возможности их корректировки в силу изменений, происходящих во внутренней и внешней среде системы, например в обеспечении роста производительности труда на 6% в течение двух лет реализации бизнес-плана модернизации упаковочного производства, предусмотрев закупку оборудования, которое может быть использовано универсально.

Рассматривая цель как целостный объект, важно установить ее структуру, графическая модель которой представляет собой древовидный граф («дерево целей»). В этом случае цель декомпозируется на подцели, а число иерархических уровней определяется субъектом целеполагания, исходя из стоящей перед ним задачи.

Процедура структуризации цели состоит в вычленении в решаемой проблеме базовых элементов и в установлении связей между ними, что позволяет формализовать проблемную ситуацию.

Процедура разработки «дерева целей» представляет собой длительный процесс с различными уточнениями и согласованиями, а выбор самой процедуры зависит от специалиста, решающего проблему.

Начинается построение «дерева целей» с формулирования главной цели, которая отражает проблемную ситуацию в целом.

Соблюдая принцип «от общего к частному» – выполняют редукцию (разделение) цели на части (подцели).

Иерархичность целей обеспечивается тем, что цели нижнего уровня вытекают из вышестоящих целей и подчиняются им, т.е. средства к достижению цели являются ее подцелями и, в свою очередь, становятся целями для следующего ниже уровня иерархии.

Полнота декомпозиции обеспечивается тем, что на каждом уровне иерархии формулируется полный перечень подцелей. Понятно, что каждая цель декомпозируется не менее чем на две подцели.

Необходимо стремиться к тому, чтобы иметь общую шкалу измерений для каждого уровня иерархии.

Цели, представленные на уровнях иерархии, должны быть гибкими, предусматривать возможность корректировок и изменений (и в процессе построения «дерева целей», и в процессе изменений внешней и внутренней среды, и в процессе реализации).

Завершается процедура построения «дерева целей» на том уровне декомпозиции, на котором удается разработать альтернативные способы достижения цели.

2.4. Стратегическая система целей

Игорь Ансофф, рассматривая отличительные черты стратегии, приводит такое определение ее самой и ее ориентира (видения): «Ориентир представляет собой цель, которую стремится достичь фирма, а стратегия – средство для достижения цели».

Но из теории систем известно, что, перефразируя определение, средство для достижения цели есть система. Отсюда следует, что стратегия есть система достижения цели. Попробуем выдвинутый тезис обосновать, анализируя структуру целей организации.

В начале 1980-х гг. А.И. Пригожин, рассматривая главные общеорганизационные цели, предложил три вида, не связанных между собой иерархией: цели-задания, цели-ориентации и цели системы. Цели-задания должны были отражать внешнее назначение организации (терминологии стратегического управления в данном случае больше соответствует «миссия вовне»). Цели-ориентации соответствовуют общим интересам работников и могут быть реализованы через организацию (миссия, направленная вовнутрь). Цели системы призваны реализовать потребность структуры в равновесии, стабильности, целостности (точнее, цели по обеспечению системности организации, которая характеризуется, прежде всего, структурой – совокупностью связей между частями системы) и т.д.

Отсюда следует, что система целей организации представляет собой «системный конфигуратор» – систему, состоящую из подсистем, представленных разными языками описания, например, рост производительности труда на 6% в течение двух лет и укрепление репутации на рынке услуг по упаковке товара в сочетании с сокращением цикла оборота оборотных средств.

Попытаемся представить себе модель состава системы целей стратегического управления, которую затем преобразуем в модель структуры. Однако предварительно необходимо сделать несколько замечаний, руководствуясь положениями системного анализа.

Любая деятельность носит целенаправленный характер. Видов деятельности у организации, как правило, несколько, поэтому и цель может быть не одна. Кроме того, различие целей приводит к разным определениям одних и тех же явлений (под определениями здесь понимается языковая модель какой-либо системы). Отмеченное свидетельствует о том, что цели организации могут лежать в нескольких пересекающихся плоскостях, причем точка (или линия) пересечения указанных плоскостей, как нам представляется, в общем виде будет в наибольшей степени отражать место нахождения совокупной (интегральной) цели организации.

Под целью здесь понимается «субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему».

Если теперь этот образ желаемого будущего спроецировать на окружающую исследуемый объект среду, то проекция будет представлять собой совокупность элементов среды, использование свойств которых позволяет достигнуть цель. Подобная «тень» цели на среде представляет собой средство достижения цели – систему (совокупность взаимосвязанных элементов, обособленную от среды и взаимодействующую с ней как целое).

Рассуждая аналогичным образом и исходя из ранее данных определений, можно построить несколько подсистем, на разных языках описания, характеризующих рассматриваемую цель. Пример подобного описания (конфигуратора целей) приведен на рис.

Дерево целей — что это такое и как его построить?

Рис. 1.8. Структура системы целей

Представленная система целей показывает, что видение, миссия, объективная цель, стратегия характеризуют одну и ту же цель, рассматривая ее как бы в разных плоскостях, причем указанные характеристики цели занимают один и тот же (верхний) уровень иерархии.

В целом, рисунок иллюстрирует взаимосвязи основных целевых характеристик организации и позволяет сформулировать следующие выводы.

Стратегия есть система достижения цели организации.

Направленность стратегии определяется миссией, обращенной во внешнюю по отношению к организации среду и вовнутрь организации: в социальную структуру и в структуру, обеспечивающую поддержание системных свойств организации.

Стратегия лежит в одной плоскости с оперативным управлением организации, которое состоит из элементов внешней среды и слабо структурировано.

Цель организации есть система, подсистемы которой лежат в разных плоскостях, но объединены ею, и через нее осуществляется связь между элементами разных подсистем.

Цели организации (как и любой системы) формируются под воздействием многих факторов, о чем свидетельствует рис. 1.9.

Рис. 1.9. Распределение факторов, влияющих на формирование целей

Из рисунка, в частности, следует, что цели могут различаться:

По времени достижения и ориентации;

По субъектам целеполагания и по направленности в пространстве;

По объективности – могут быть как объективными, аналогично свойствам любой системы, так и субъективными, подобно образу, к которому стремится организация.

Степень достижения цели оценивается с помощью критериев, выбранных для конкретного решения.

Следует заметить, что цели, в отличие от целевых установок, характеризуются ясностью, измеримостью, достижимостью, соотнесенными с миссией, а также должны иметь временные рамки их достижения.

Эти отличительные черты целей называют SMART-характеристикой. SMART – это аббревиатура из следующих пяти слов и понятий.

1. Specific – быть настолько ясными и точными, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования.

2. Measurable – выражать количественно все, что можно, в первую очередь субъективные ожидания, фиксируя то, каким может оказаться результат, если цель достигнута.

3. Achievable – и начальник, и подчиненный должны быть уверены, что поставленная цель достижима.

4. Related – соотноситься со стратегией, хозяйственными целями организации, интересами исполнителя.

5. Time-bound – допускать определение на шкале времени по срокам достижения цели.

4.2 Решение проблем в компании

Оказывается, даже после завершения успешных проектов менеджеры компании Toyota задавались вопросом: а что можно было сделать лучше?

В компании Toyota уверены: вы не можете решить проблемы, пока не признаете факт их существования. Здесь действует презумпция несовершенства. Идеал — это прекрасно, но небольшие перемены к лучшему гораздо более реальны, человеку проще поставить перед собой локальную цель. Не 15% к концу квартала, а 1% к концу месяца. Сложность в том, чтобы претворить разговоры в жизнь, интегрировать презумпцию несовершенства в образ мышления и деятельность.

Новые сотрудники активно включаются в процесс бесконечного совершенствования. На заводе существуют рабочие группы, программа письменных инициатив, команды, занимающиеся решением затяжных проблем. Но все основано на двух суровых реалиях.

«В первую очередь мы, конечно, должны выпускать две тысячи машин в день. Поэтому не голосуем по вопросам сборки каждого автомобиля, — говорит Гриттон. — Нельзя раз в несколько минут останавливаться и менять процесс. Во-вторых, действует базовое правило: постоянно стремление к совершенству — это не вопрос характера, национальной культуры или силы воли. Оно скорее напоминает своеобразный конвейер.

Новым сотрудникам сначала нужно понять стандарты компании, изучить операции, и только затем предлагать что-то новое. Если вы не вполне понимаете природу работы, как вы можете знать, что ваше предложение полезно?

4.2 Цели и перспективы компании Toyota

Прежде всего, Тойота показала всему миру, как следует изготавливать автомобили: мало кто слышал о технологической системе Toyota Production System (TPS) до того, как она, и в частности, ее важнейший элемент — система "точно вовремя" — были описаны в изданной в 1991 году книге "Машина, изменившая мир".

Ключевой принцип TPS — это устранение неэффективной траты ресурсов и поддержание постоянного высокого качества при помощи непрерывного улучшения. Система "точно вовремя" является лишь элементом всеохватной программы устранения ненужной работы и бесполезной траты ресурсов. Система TPS была затем воплощена во многих других отраслях мировой промышленности.

Пока американские и европейские автокомпании совершенствовали свои модели, покупатели быстро поняли преимущество надежных японских автомобилей и отдали предпочтение им. Когда в ответ на распространение японской автотехники Америка и Европа ввели торговые барьеры, японские компании начали строить заводы на европейской и американской территории. Хотя Тойота расширялась на мировом рынке медленней, чем Nissan или Honda, наличие совершенного метода управления производством дало ей значительное преимущество в момент выхода на глобальный рынок.

Многие организации пытались освоить и применять методы, которые Toyota превратила в рутину, науку, образ мысли и бытия. Среди таких компаний — и GM, и Ford, и Chrysler.

После этого вся Большая тройка начала модернизировать свое производство: за последние десять лет GM и Crysler на 30% сократили время сборки автомобиля. Но они все еще значительно отстают от Toyota. Нигде это не понимают так ясно, как в GM. «Мы сделали огромный шаг вперед, — говорит Дэн Флорез, представитель General Motors. — Трансформировать компанию такого размера — задача не из простых, ее не решить за один вечер. Но культурный переворот произошел и перемены идут полным ходом».

Тому, что ежедневно происходит в Toyota, можно научить и научиться. Но это не цель, ибо цель предполагает точку финиша, а здесь ее нет. Это нельзя применить, потому что это — не список инноваций. Это другое мировоззрение. К нему нельзя потерять интерес, пожать плечами и отступить, как невозможно потерять интерес к своему будущему.

В Toyota выполнение работы и улучшение ее качества становятся единым целым.

Заглядывая в новый век, большинство специалистов констатируют изменение баланса сил в мировом автомобилестроении в пользу японских компаний и поэтому рекомендуют использовать по возможности японский опыт организации производства и управления. Японское автомобилестроение лидирует в мире по низким издержкам производства.

Миссия компании состоит в том, чтобы удовлетворять нужды потребителей, устраняя три основных препятствия к повышению эффективности производства: потери, отклонение от стандарта и отсутствие гибкости.

Таичи Оно, основатель стройного производства и исполнительный вице-президент Toyota Motor с 1975 г. сформулировал основные принципы производственной системы Toyota, на которых она стоит вплоть до сегодняшнего дня.

1. Производить только то, что нужно, и только тогда, когда нужно. Правило распространяется на запчасти, на организацию, на характеристики продукции. Все прочее — расточительство.

2. При появлении ошибки следует сразу же найти ее причину, устранить ее и не допустить ее появления в будущем. Цель: отсутствие ошибок.

3. Все сотрудники и поставщики должны постоянно повышать качество продукции и совершенствовать производственный процесс. 16

Руководство японских компаний основное внимание уделяет созданию глобальных производственных систем, которые, как считается, будут более стабильными, чем в отдельных странах, и менее подверженными политическим и экономическим катаклизмам, могущим возникать в отдельной стране. Предусматривается сокращение поставщиков, ориентация на таких из них, которые обеспечивают мировые стандарты на основе новейших технологий. Межрегиональная кооперация в производстве комплектующих, по мнению японских экономистов, позволит снизить издержки производства, лучше использовать конкурентные рычаги. Целью поставлено налаживание в мировом масштабе системы «поставок точно в срок», которая доказала свою эффективность в Японии, но это будет новый, более высокий и сложный уровень.

Заключение

Важной задачей управления является установление баланса интересов различных социальных институтов и групп людей, заинтересованных в функционировании организации и оказывающих влияние на характер, содержание и направленность её функционирования. Баланс интересов определяет то, куда будет двигаться организация, её целевую ориентацию в виде миссии и целей.

Определение миссии и целей организации, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трёх процессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый процесс состоит в формировании миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, её предназначение. Миссия придаёт организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Далее идёт подпроцесс определения долгосрочных целей. И завершается эта часть стратегического управления подпроцессом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремится.

Oснова успеха компании Toyota — в совершенном управлении производством и качественной работе по созданию новых моделей, позволяющей предлагать потребителям новые модельные ряды каждые два года. Компания выпускает 60 базовых моделей для Японии и множество вариантов для зарубежных рынков, при этом степень унификации очень высока — Toyota очень успешно использует в новых моделях узлы и агрегаты от старых.

Созданная в Toyota Motor Company под руководством Тайчи Оно система производства "точно вовремя" предполагает устранение тех видов деятельности, которые не приносят дохода, и переход к "бережливому производству", достаточно гибкому, чтобы приспособиться к разнообразным требованиям потребителей.

Один из принципов японского управления — всеобщий контроль качества (TQC), применяя который, сначала делали акцент на управлении процессом обеспечения качества. Впоследствии он перерос в систему, охватывающую все аспекты менеджмента.

Задача высшего руководства — анализировать текущее состояние компании на рынке и устанавливать приоритеты для политики совершенствования качества, затрат и поставки.

Сотрудники должны понять образ мышления и деятельность компании Toyota, а затем включиться в процесс постоянного самосовершенствования и управления компанией.

Список литературы

1. Акмаева Р. И. Статистическое планирование и статистический менеджмент: учебное пособие/Р.И. Акмаева; АГТУ. — М.:Финансы и статистика, 2007. — 208с.

2. Баринов В. А. Статистический менеджмент: учебное пособие по специальностям «Менеджмент» организации, «антикризисное управление» и другим экономическим специальностям/В.А. Баринов, В.Л. Харченко. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 285с.

3. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям направления «Менеджмент»/под ред. Д.Д. Вачугова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2005. — 376с.

4. Виханский О.С. Менеджмент: учебник для студентов образовательных учреждений/ О.С. Виханский. — М.: Экономистъ, 2005. — 426с.

5. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. — 296с.

6. Дрогомирецкий И.Н. Стратегическое планирование: учебное пособие/И.И. Дрогомирецкий, Г.А. Маховикова, Е.Л. Кантор. — СПб.:Вектор, 2006. — 146с.

7. Лафта Дж.К. Менеджмент: учебник для экономических специальных вузов/Дж.К. Лафта. — М.: Кнорус, 2002. — 262с.

8. Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. / И.В. Липсиц — М.: Прогресс, 2003. — 125 с.

9. Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии: учебное пособие для вузов/Т.П. Любанова, Л.В. Мясоедова, Ю.А. Олейникова. — М.: Приор, 2001. — 267с.

10. Мескон М. Основы менеджмента: пер. с англ./М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоурн. — М.: Дело, 2000. — 701с.

11. Райченко А. В. Общий менеджмент: учебное пособие для слушателей образовательных учреждений, обучающихся по программе MBA/А.В. Райченко — Институт экономики и финансов «Синергия», — М.: ИНФРА — М, 2005. — 384.

12. Сантилайнен Т. Управление по результатам: пер. с финского/Т. Сантилайнен, Э. Воутинайнен, П. Поренма; ред. Я.А.

Создание дерева целей проекта

Лейман. — М.: Прогресс, 2001. — 320с.

13. Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения: учебное практическое пособие. — М.: ЗАО “Бизнес школа”, Интел — Синтез, 1997.

14. Ховард Кен Принципы менеджмента. Управление в системе цивилизованного предпринимательства: учебное пособие/К. Ховард, Э. Коротков. — М.: ИНФРА — М, 1996. — 224с.

15. http://ru.wikipedia.org/wiki/Toyota

16. http://www.toyota-russia.ru/about_toyota/secrets/secret_of_success.htm

Приложение 1

Процесс стратегического планирования организации

Приложение 1.2

Типы ценностных ориентаций организации

Ценностные ориентации Общие дескрипторы Типы предпочтений в отношении целей
Теоретические Истина; знания; рациональное мышление. Долгосрочные исследования и разработки.
Экономические Практичность; полезность; накопление богатства. Рост, прибыльность и результаты.
Политические Власть; призвание. Общий объем капитала, продаж; количество работников
Социальные Хорошие человеческие отношения; привязанность; отсутствие конфликта. Социальная ответственность относительно прибыли; косвенная конкуренция; благоприятная атмосфера в организации.
Эстетические Художественная гармония; состав, форма и симметрия. Дизайн, качество и привлекательность изделия (даже с ущербом для прибыли)
Религиозные Согласие во вселенной. Этика; моральные проблемы.

Страницы:← предыдущая1234

1

В статье были рассмотрены вопросы, касающиеся процесса стратегического программирования разви-тия регионального агропромышленного комплекса, выявлены существенные моменты, касающиеся не-полного соответствия между перечнем основных мероприятий ряда республиканских целевых программ развития АПК, ожидаемым конечным результатам, целевым индикаторам и показателям. В статье про-анализированы основные параметры РЦП «Социальное развитие села до 2013 года» и обнаружено отсут-ствие четкой взаимосвязи между параметрами «Задачи: программы», «Перечень мероприятий», «Ожида-емые конечные результаты», «Целевые индикаторы и показатели, заявленные в Программе» с целями Программы, что не может не привести к снижению эффективности ее реализации. В работе предложен алгоритм обоснования системы целей и приоритетов при разработке целевых программ в регионе, кото-рый включает в себя не менее 9–10 шагов, заключающихся в последовательном изучении государствен-ных и региональных стратегических документов в части формализации целей, приоритетов и показате-лей (индикаторов), которых планируется достигнуть в разрабатываемой целевой программе.

дерево целей

целевые индикаторы

целевая программа

агропромышленный комплекс

стратегическое программирование

1. Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации: Приказ Министерства экономического развития Россий-ской Федерации от 22.12.2010 г. № 670 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/04/23/gosprogrammy-site-dok.html (дата обращения 17.03.2013 г.).

2. Об отраслевой целевой программе по развитию малых форм хозяйствования: Приказ Минсельхоза РФ от 09.06.2009 № 218 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://agro.e-mordovia.ru/programms/index.php (дата обращения 17.09.2012 г.).

3. О программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйствен-ной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008–2012 годы: Поста-новление Правительства республики Мордовия от 07.03.2008 г. № 79 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mordovia.news-city.info/docs/sistemsw/dok_iegrmo/page2.htm (дата об-ращения 17.09.2012 г.).

4. Отраслевая целевая программа «Развитие пилотных семейных молочных животноводче-ских ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009–2011 годы»: Приказ Мин-сельхоза РФ от 249.04.2009 № 163 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://agro.e-mordovia.ru/programms/index.php (дата обращения 17.09.2012 г.).

5. О Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года: Постановле-ние Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://minselhoz.e-mordovia.ru/content/view/403 (дата обращения 15.06.2013 г.).

7. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [сайт]: URL:http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/2394..htm (дата обращения 14.04.2013 г.).

8. Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года: [утверждена законом Республики Мордовия от 01.10.2008 № 94-З «О стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года»]. – Саранск: РЕДКОЛ, 2008. – 420 с.

Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет совершенствования методов бюджетирования, переход от «планирования ресурсов» к «планированию результатов». Важным инструментом реализации обозначенной цели выступают федеральные целевые программы, позволяющие в рамках программно-целевого метода конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне.

Повысить эффективность бюджетных расходов можно на основе базовых принципов разработки и реализации государственных программ технологии бюджетирования, ориентированного на результат :

Формирование государственных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения. На федеральном уровне система государственных программ должна формироваться исходя из целей и индикаторов стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации;

Определение органа исполнительной власти, отвечающего за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);

Установление для государственных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;

Охват государственными программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей государственных программ;

Наделение органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществляющих управление государственными программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;

Проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.

Стратегическое управление развитием экономики субъектов РФ предъявляет новые требования к управленческим компетенциям региональной власти, касающимся формирования долгосрочных целевых установок социально-экономического развития территории, повышения ответственности за качество жизни населения и конкурентоспособность экономики региона в целом, межотраслевых комплексов и отдельных отраслей.

Анализ стратегических документов, принятых к реализации в Республике Мордовия в 2008-2012 гг. позволил выявить некоторые управленческие «слабости» власти, к которым, в первую очередь, следует отнести декларативность и схематичность «Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года», утвержденной Законом Республики Мордовия от 1.10.2008 г. № 94-З . Во-вторых, наблюдается отсутствие стратегического видения органами исполнительной власти и стратегических ключевых процессов, а также наблюдается реальная оторванность программ от целей. Изучив приоритетные задачи важнейших долгосрочных документов, содержащих перспективы развития республики и АПК, мы выяснили, что системности и преемственности формулировок целей и задач в программах не наблюдается. Важнейшая государственная цель - повышение качества жизни населения - в республике не является главной, хотя Мордовия занимает низшие позиции в рейтинге по уровню жизни.

Также в результате исследования были выявлены существенные моменты, касающиеся, прежде всего, не полного соответствия между перечнем основных мероприятий ряда республиканских целевых программ развития АПК, ожидаемым конечными результатам, целевым индикаторам и показателям. Примером этому может служить республиканская целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» (таблица 1).

Таблица 1. Фрагмент основных параметров РЦП «Социальное развитие села до 2013 года»

Задачи программы

Перечень мероприятий

Ожидаемые конечные результаты

Целевые индикаторы и показатели, заявленные в Программе

Примечание

Обновление и расширение сети сельских учреждений здравоохранения.

Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности.

Улучшение медицинской помощи сельскому населению.

Открытие 46 фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности.

Повышение уровня электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений.

Обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая КФХ;

Повышение качества потребляемой в сельской местности электроэнергии;

Обеспечение подключения к источникам электроэнергии объектов массовой жилищной застройки и индивидуальных жилых домов в сельской местности.

Минимизация затрат на обслуживание линий электропередач, обеспечение срока службы не менее 40 лет без промежуточной замены проводов и опор.

Ввод в действие 32 км электрических сетей в сельской местности.

Относительное соответствие, что усложняет оценку эффективности Программы.

Данные таблицы свидетельствуют об отсутствии четкой взаимосвязи между параметрами «Задачи: программы», «Перечень мероприятий», «Ожидаемые конечные результаты», «Целевые индикаторы и показатели, заявленные в Программе» с целями Программы, что не может не привести к снижению эффективности ее реализации.

Отсутствие четкости в стратегическом программировании ведет к снижению результативности деятельности органов исполнительной власти, росту социального и инвестиционного рисков и снижает инвестиционную привлекательность региона. По оценкам рейтингового агентства Эксперт РА Мордовия среди регионов России в 2012 г. по инвестиционному риску занимает 63-е место (против 30 места в 2008 г.), по инвестиционному потенциалу - 67-е место (65 место в 2008 г.). Наименьший инвестиционный риск - экологический (в 2008 г. ранг 3, в 2012 г. - 4), наибольший - экономический (в 2008 г. ранг 56, в 2012 г. - 32). По рейтингу финансовой устойчивости регион относится к группе умеренного спада, по рейтингу экономической устойчивости - к группе значительного спада, по рейтингу социальной устойчивости - к группе значительного спада и по комплексному рейтингу антикризисной устойчивости - к группе значительного спада .

Очевидно, что все многообразие программ не может быть описано на основе единой модели, поскольку многие из них имеют ярко выраженную специфику в решаемых задачах, используемых инструментах и оценках результатов, а также охватывают различные горизонты времени и находятся на различных этапах жизненного цикла, а значит, и на разных стадиях достижения непосредственных и конечных результатов. Тем не менее необходима преемственность при составлении программ, означающая, что каждая принимаемая программа должна исходить из главных целей и приоритетов развития территории, а не ставить локальные задачи в отрыве от них. Такая ориентация стратегического программирования возможна, если базовыми при определении целей конкретной программы будут стратегические цели деятельности Правительства РФ, Правительства Республики Мордовия и принятые региональные долгосрочные стратегии и программы. Процесс этапа целеполагания при разработке целевых программ отражен на рисунке 1 и включает в себя не менее 9-10 шагов, заключающихся в последовательном изучении государственных и региональных стратегических документов в части формализации целей, приоритетов и показателей (индикаторов), которых планируется достигнуть в разрабатываемой целевой программе.

Рассматривая цели и задачи документов стратегического управления развитием Республики Мордовия, можно констатировать, что такого согласования разработчики перед собой не ставили.

Менее всего соответствует комплекту стратегических документов России Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, разработанная Фондом «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”» (г. Санкт-Петербург), содержащая множество общих подходов и формализованных сценариев развития отраслей экономики без соотнесения их как с целями и приоритетами развития российской экономики, так и с особенностями республики.

Наиболее адекватной с рассматриваемой точки зрения следует считать Программу развития Республики Мордовия на 2013-2017 годы, разработанную Мордовским государственным университетом им. Н. П. Огарева.

Рисунок 1. Алгоритм обоснования системы целей и приоритетов при разработке целевых программ в регионе (составлен автором)

Цели и приоритеты развития республики в полной мере. Главная цель реализации Программы - повышение уровня и качества жизни населения республики на основе модернизации экономики и обеспечение ее инновационного развития, повышение инвестиционной привлекательности республики, - соответствует стратегическим документам России, ПФО и Основным направлениям деятельности Правительства Республики Мордовия. Программа развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы впервые сформирована по инновационным территориальным кластерам. Один из них - «Агропромышленный кластер», в котором будет реализован 51 инвестиционный проект на общую сумму более 45 млрд рублей, или 35 % от общего объема финансирования, создано 5,7 тыс. новых рабочих мест. Реализация проектов в полном объеме приведет к повышению качества жизни сельского населения, создаст основы для повышения престижности проживания в сельской местности .

В Республике Мордовия целевые программы разрабатываются Министерством сельского хозяйства и продовольствия РМ на основе Методических рекомендаций по подготовке региональных программ развития сельского хозяйства, разработанным Минсельхозом России, на основе метода прямого счета по мероприятиям. С этой целью для каждого мероприятия выявляются перечень и объем ресурсных затрат, которые группируются по однотипным видам и суммируются .

На наш взгляд, целесообразно для разработки целевых программ использовать метод «дерева целей», благодаря которому можно не только согласовать цели конкретной программы со всем спектром стратегических документов России и конкретного региона, но и определить выполнение программы, приоритетность подцелей, проследить ресурсное обеспечение и выявить возможные проблемы.

Дерево целей программы представляет собой развернутую, распределенную по нескольким уровням совокупность следующих структурных элементов: главная цель подцель задача мероприятие и проект. Логическая схема построения такова: «главная цель подцели, которые необходимо достичь для выполнения главной цели; подцели программы задачи, решение которых приводит к достижению этих подцелей; задачи мероприятия, обеспечивающие решение задач; мероприятия проекты, приводящие к исполнению мероприятий». В этой цепи шагов важно поддерживать механизм информационных потоков дерева целевой программы, суть которого заключается в сборе различных сведений, отражающих достижение главной цели, а также информации, отражающей состояние отдельного элемента любого уровня.

В соответствии с темой исследования были выявлены и обоснованы цели и приоритеты в развитии агропромышленного комплекса Республики Мордовия для Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, целевой программы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК» и программы «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» .

В результате построения дерева целей социально-экономического развития республики главная цель при декомпозиции только в части развития АПК на 4 уровнях формирует 35 целей и подцелей, которые могут быть конкретизированы каждый 3-5 показателями, которых в целом будет не менее 100.

Следует подчеркнуть, что основой любого управленческого процесса является постановка целей и определение параметров (индикаторов), при которых цель считается достигнутой, в фиксировании сроков и механизмов достижения целей. В идеале за каждую подцель или задачу должны быть определены ответственные органы государственного управления или их подразделения вплоть до конкретных должностных лиц. Однако анализ традиционных структур правительства республики дает основание заключить, что построенная по отраслевому принципу система управления не имеет такой нацеленности. Выход может быть найден в укрупнении целей и правильности компоновки задач по блокам.

Достижение многочисленных целей при реализации большого количества программ со многими участниками и ответственными исполнителями требует большой и ответственной работы по приведению всех этих элементов в систему, совершенствования организационно-экономического механизма программно-целевого регулирования АПК.

Рецензенты:

Коваленко Е. Г., д.э.н., профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева», г. Саранск.

Марабаева Л. В., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева», г. Саранск.

Библиографическая ссылка

Брянин А.С. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10352 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»