Концепция создания системы централизованного ведения единого номенклатурного справочника и единого классификатора материально-технических ресурсов. Ведение классификатора Создание классификатора

Процесс постоянного накопления знаний, рост многообразия социальных явлений, развитие производства и создание новых технологий приводят к постепенному устареванию классификаторов в части адекватного отображения классифицируемой информации.

В этой связи возникает необходимость в обновлении классификаторов, внесении в них изменений, перегруппировании и перекодировании объектов информации.

Процесс поддержания классификаторов в «достоверном» состоянии, обеспечения полноты информации и ее распространения среди пользователей называется ведением классификаторов. При этом средства и соответствующая организационная структура составляют систему ведения классификаторов.

В процессе ведения классификаторов.совершенствуются их состав и содержание, но не нарушаются принципы их построения и целостная структура, последние могут претерпевать изменение только при пересмотре классификаторов.

Ведение классификатора заключается в подготовке и внесении в него изменений в части включения, аннулирования или изменения кодов и наименований классификационных группировок или иной информации, являющейся его частью. Изменения могут вноситься во введение к классификатору, в алфавитно-предметный указатель, в приложения; в пояснения, раскрывающие содержание группировок; в определения категорий, используемых в классификаторе.

Изменения основываются на законодательных и нормативных актах, разрабатываемых органами государственной власти и управления Российской Федерации; отечественных, зарубежных и международных стандартах; документах директивного характера, общероссийских унифицированных системах документации.

Разрабатываются они министерствами, ведомствами Российской Федерации, ответственными за ведение соответствующих классификаторов. Проекты изменений к общероссийским классификаторам согласовываются с организациями обязательного согласования, при необходимости - с другими заинтересованными организациями и утверждаются по поручению Госстандарта России Всероссийским НИИ классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России.

Информационное обслуживание пользователей изменениями по общероссийским классификаторам осуществляется ВНИИКИ, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации Государственного комитета РФ по статистике (ГМЦ) или организациями, на которые министерствами и ведомствами возложены эти функции.

Система автоматизированного ведения общероссийских классификаторов базируется на распределенной по регионам информационно-вычислительной сети государственной статистики, в рамкахкоторойфункционирует автоматизированный банк классификаторов (АБК), который обеспечивает пользователей актуализированными версиями общероссийских классификаторов, а также информацией о их составе, структуре, количестве и сроках внесенных в них изменений.

ГМЦ через АБК передает изменения по общероссийским классификаторам в автоматизированные банки данных территориальных органов государственной статистики республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. Территориальные органы государственной статистики доводят информацию об изменениях общероссийских классификаторов до местных органов государственного управления и других абонентов, расположенных на их территории.

В государственной статистике АБК используется в качестве нормативно-справочного обеспечения комплексов электронной обработки статистической информации, общероссийских унифицированных форм отчетно-статистической документации, генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, каталога статистических показателей, Единого государственного регистра предприятий и организаций, а также других целевых регистров, при составлении сводно-группировочных таблиц, перечней однородных элементов данных.

Объем распределенной базы данных общероссийских классификаторов составляет около 5 млн позиций.

Изменения к общероссийским классификаторам публикуются Госстандартом России в ежемесячно издаваемых им информационных указателях «Государственные стандарты Российской Федерации».

Организационная структура ведения общероссийских классификаторов включает ряд организаций, за которыми закреплены определенные функции.

Госстандарт России является ведомством, ответственным за координацию работ в области ведения общероссийских классификаторов (ОК); осуществляет общее организационное руководство, утверждает общероссийские классификаторы, обеспечивает ведение сводного эталонного фонда ОК; взаимодействует с министерствами, ведомствами по ведению ОК; обеспечивает гармонизацию ОК с международными аналогами.

Государственный комитет РФ по статистике - ведомство, ответственное за координацию работ в области ведения общероссийских классификаторов с использованием информационно-вычислительной сети государственной статистики для ведения ОК и обеспечения взаимодействия с абонентами в регионах. Он осуществляет взаимодействие с международными статистическими и экономическими организациями по разработке социально-экономических классификаций, а также взаимодействует с министерствами (ведомствами) по закрепленным классификаторам; обеспечивает гармонизацию ОК с международными аналогами и их внедрение в статистическую практику. Государственный комитет РФ по статистике является организацией, ответственной за ведение общероссийских классификаторов (ОКОГУ, ОКПО, ОКАТО, ОКФС, ОКОПФ).

Министерства (ведомства), ответственные за ведение разработанных ими ОК или их разделов, осуществляют организационное руководство работами по ведению ОК в своей отрасли; назначают организации по ведению закрепленных ОК, в том числе головные и ведущие организации по ОКП.

Межгосударственный технический комитет по стандартизации («Документы и информация в управлении, торговле, промышленности и банковском деле») рассматривает проекты общероссийских классификаторов и рекомендует их для утверждения.

ВНИИКИ является организацией, ответственной за функционирование системы ведения общероссийских классификаторов; осуществляет научно-методическое и организационное руководство, формирование и ведение эталонов ОК на машинных и бумажных носителях; экспертизу проектов изменений к ОК и их утверждение.

НИИ статистики Государственного комитета России по статистике отвечает за разработку методологии, проведение работ по созданию и совершенствованию системы социальных и экономических классификаций, их внедрение в статистическую практику и экономику в целом.

ГМЦ отвечает за программно-технологическое обеспечение ведения общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети государственной статистики. Он ведет АБК, распространяет между абонентами информацию по ОК через территориальные органы государственной статистики.

Организации обязательного согласования обеспечивают согласование разработанных проектов ОК и изменений к ним. Состав согласующих организаций устанавливается разработчиком ОК по согласованию с ВНИИКИ Госстандарта России.

Государственный комитет России по статистике является организацией обязательного согласования изменений к общероссийским классификаторам: ОКУН, ОКДП, ОКП, ОКИСЗН, ОКСО, ОКЗ, ОКУД, ОКОФ, ОКВ, ОКЕИ, ОКПДТР, ОКСВНК, ОКИН, ОКНПО, ОКЭР, ОКСМ, ОКОК.

Организации по ведению ОК, включая головные организации по ОКП, осуществляют ведение ОК или их разделов, разработанных соответствующими министерствами (ведомствами).

Ведущие организации по ОКП осуществляют ведение отдельных разделов или группировок ОКП, закрепленных за ними.

Территориальные органы государственной статистики обеспечивают пользователей информацией по ОК на своей территории.

В ЕСКК наряду с системой ведения общероссийских классификаторов создается система их информационной поддержки, включающая переходные ключи (таблицы соответствия), которые обеспечивают связь между новыми и предыдущими версиями классификаторов, между классификаторами с однотипными объектами классификации и между классификаторами, функционально связанными друг с другом.

Поскольку в разных классификаторах для классификации объектов используются во многих случаях несовпадающие классификационные признаки, соответствие позиций классификаторов не всегда является однозначным, что вызывает затруднения при проведении сопоставлений.

Переходные ключи предназначены для установления взаимного соответствия (соотнесения) позиций классификаторов и служат для обеспечения сопоставимости информации, представленной с помощью различных классификаторов.

В последнее время для системы информационной поддержки общероссийских классификаторов большое значение приобретает разработка лексико-семантического обеспечения классификаторов в виде терминологических словарей, тезаурусов, справочных пояснений (explanatory notes) и примечаний, позволяющих производить однозначное толкование содержащихся в классификаторах терминов и устанавливать эквивалентность содержания понятий, представленных в разговорном (естественном) языке и в классификаторах. Для решения лингвистических проблем при классифицировании продукции важно различать, например, смысловое содержание понятия «производство» в случаях «производства труб» и «производства (выращивания) клубники» или переходить, например, от понятия «шуба» к эквивалентному понятию «пальто меховое».

Контрольные вопросы

1. Каково назначение ЕСКК?

2. Охарактеризуйте статус и категории классификаторов.

3. Какие основные понятия используются для описания структуры классификаторов?

4. Как осуществляется ведение общероссийских классификаторов?


Похожая информация.


Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 06.07.2015, N 27, ст. 3953) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ___________ 2016 г. N _____

ПОРЯДОК
разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации

I. Общие положения

1. Настоящий порядок устанавливает процедуру разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы).

2. В целях организации и обеспечения разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов:

а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации:

осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов;

б) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

определяет при принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение, изменение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения его в действие;

обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в Федеральный информационный фонд стандартов (далее - Фонд стандартов);

обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений для их включения в автоматизированную базу данных общероссийских классификаторов;

организует проведение оценки научно-технического уровня общероссийских классификаторов;

привлекает в установленном порядке для проведения работ по экспертизе предложений о разработке и отмене общероссийских классификаторов, проектов общероссийских классификаторов и их изменений организации;

утверждает требования к содержанию и оформлению общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений;

осуществляет организационно-методическое обеспечение принятия и введения в действия общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений;

в) Федеральная служба государственной статистики:

обеспечивает ведение автоматизированной базы данных общероссийских классификаторов;

разрабатывает необходимые инструктивно-методические документы и программно-технологические средства;

г) федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку, ведение, изменение и применение общероссийских классификаторов согласно Перечню общероссийских классификаторов, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - Перечень).

II. Разработка общероссийских классификаторов

3. Разработка общероссийских классификаторов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ответственными за разработку, ведение, изменение и применение общероссийских классификаторов (далее - ответственные федеральные органы исполнительной власти).

4. Целесообразность включения нового общероссийского классификатора в Перечень рассматривается Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - Комиссия).

Предложение о разработке нового общероссийского классификатора должно содержать:

а) проект акта Правительства Российской Федерации о включении общероссийского классификатора в Перечень, содержащий наименование общероссийского классификатора, его аббревиатуру и наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку, ведение, изменение и применение нового общероссийского классификатора;

б) ориентировочные сроки разработки нового общероссийского классификатора;

в) обоснование целесообразности разработки нового общероссийского классификатора, содержащего:

основную идею, цели, задачи и предмет классификации, круг лиц, на которых распространяется новый общероссийский классификатор;

описание исходного множества объектов классификации и признаков их классификации, указание источников для сбора объектов классифицируемого множества;

описание предлагаемой структуры общероссийского классификатора, примеры построения позиций общероссийского классификатора;

обоснование выбора методов классификации и кодирования;

информацию о соответствии предложения положениям федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации;

информацию об обеспечении гармонизации с аналогичными международными (региональными) классификациями, межгосударственными классификаторами и международными (региональными) стандартами по классификации, приемлемыми для Российской Федерации;

анализ состояния работ по классификации и кодированию данного вида технико-экономической и социальной информации в Российской Федерации и в иностранных государствах;

информацию о социально-экономических, политических, юридических и иные последствиях принятия общероссийского классификатора;

финансово-экономическое обоснование предлагаемых к принятию решений;

г) заключения о целесообразности разработки нового общероссийского классификатора, полученные от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы государственной статистики.

5. Разработанный проект общероссийского классификатора подлежит обязательному согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой государственной статистики, при необходимости - с другими органами государственной власти и организациями.

Состав государственных органов и организаций, с которыми требуются дополнительные согласования, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку общероссийского классификатора, а также органами, с которыми проект общероссийских классификаторов должен быть согласован в обязательном порядке.

Направленный на согласование проект общероссийского классификатора рассматривается органами и организациями, указанными в настоящем пункте, не более чем в месячный срок.

6. При наличии разногласий по проекту общероссийского классификатора федеральный орган исполнительной власти, разрабатывающий данный проект, должен обеспечить обсуждение его с согласующими органами и организациями с целью поиска взаимоприемлемого решения.

Замечания по неурегулированным разногласиям выносятся руководителем федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку общероссийского классификатора, на рассмотрении Комиссии.

7. Для принятия общероссийского классификатора руководитель федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку общероссийского классификатора, направляет в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии проект общероссийского классификатора на бумажном носителе и в форме электронного документа, в том числе в форме, обеспечивающей предоставление информации в автоматизированную базу данных общероссийских классификаторов.

К проекту общероссийского классификатора прилагаются:

пояснительная записка с указанием срока введения общероссийского классификатора в действие;

справка о согласовании проекта общероссийского классификатора с органами и организациями, указанными в пункте 6 настоящего Порядка, с приложением копий писем о согласовании, протоколов согласительных совещаний и решений Комиссии (при их наличии).

8. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии не рассматривается проект общероссийского классификатора при наличии по нему неурегулированных разногласий и (или) отсутствии требуемых согласований с органами государственной власти и организаций.

9. Перед принятием общероссийского классификатора Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии организует проведение экспертизы проекта общероссийского классификатора с привлечением одной из подведомственных организаций. Срок проведения экспертизы проекта общероссийского классификатора составляет не более 45 дней со дня поступления общероссийского классификатора в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии на принятие.

10. Экспертиза проектов общероссийских классификаторов оформляется заключением и включает:

оценку соответствия позиций проекта общероссийского классификатора принципам построения общероссийских классификаторов, методам классификации и кодирования, объектам классификации, принятым в общероссийском классификаторе;

установление отсутствия дублирования позиций проекта общероссийского классификатора;

определение соответствия содержания наименований позиций объемам понятий документов, приводимых в качестве обоснования разработки;

оценку соответствия проекта общероссийского классификатора современным достижениям науки, техники и технологии;

установление отсутствия неурегулированных разногласий по проекту общероссийского классификатора.

11. Общероссийский классификатор не принимается, если при проведении экспертизы проекта общероссийского классификатора установлено несоответствие этого проекта положениям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка.

12. Проект общероссийского классификатора, в принятии которого отказано, возвращаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии разрабатывающему его органу с указанием причин отказа в срок не более 3 дней с даты получения результатов экспертизы.

13. В случае если федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку общероссийского классификатора, в принятии которого было отказано, не согласен с заключение Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, этот федеральный орган исполнительной власти в месячный срок проводит с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии согласительное совещание.

Замечания по неурегулированным разногласиям выносятся руководителем федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку общероссийского классификатора, на рассмотрении Комиссии по апелляциям при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.

14. Принятие общероссийского классификатора Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с присвоением ему регистрационного номера оформляется приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

III. Ведение общероссийских классификаторов

15. В целях ведения общероссийских классификаторов ответственные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают:

осуществление мониторинга применения общероссийских классификаторов и нормативных правовых актов Российской Федерации, использующих объекты, содержащиеся в общероссийских классификаторах (далее - мониторинг);

рассмотрение предложений о внесении изменений в общероссийские классификаторы;

организацию разработки изменений или отмены общероссийских классификаторов;

предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и гражданам информации об общероссийских классификаторах.

21. Организация разработки изменений или отмены общероссийских классификаторов осуществляется ответственными федеральными органами исполнительной власти с учетом определения необходимости внесения изменений или отмены общероссийских классификаторов, установленного настоящим Порядком.

22. В целях обеспечения актуального состояния общероссийских классификаторов Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не реже одного раза в 5 лет в соответствии с утвержденными им планами организует проведение оценки научно-технического уровня общероссийских классификаторов.

Целью такой оценки является установление степени соответствия общероссийского классификатора современным достижениям науки, техники и технологии, а также нормативным правовым актам, использующим объекты, содержащиеся в общероссийских классификаторах.

Результаты оценки научно-технического уровня конкретного общероссийского классификатора с предложениями по его дальнейшему применению без изменений, по изменению или отмене направляются в ответственный федеральный орган исполнительной власти и в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

23. Ведение информации об общероссийских классификаторах для ее предоставления органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и гражданам осуществляется путем включения в установленном порядке общероссийских классификаторов и их изменений в Фонд стандартов и информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики для ведения автоматизированной базы данных общероссийских классификаторов для использования в информационно-технологических целях.

IV. Изменение общероссийских классификаторов

24. Организация разработки изменений или отмены общероссийских классификаторов осуществляется ответственными федеральными органами исполнительной власти с учетом определения необходимости внесения изменений или отмены общероссийских классификаторов, установленного настоящим Порядком.

25. Основанием для разработки изменений или отмены общероссийских классификаторов является:

а) обеспечение соответствия общероссийских классификаторов:

международным договорам Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;

поручениям Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

международным (региональным) классификациям;

документам по стандартизации;

принципам построения общероссийских классификаторов, методам классификации и кодирования, объектам классификации, принятым в общероссийских классификаторах;

современным достижениям науки, техники и технологии;

б) необходимость включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков;

в) принятие новых общероссийских классификаторов.

26. Разработка и принятие изменений общероссийских классификаторов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки общероссийских классификаторов.

27. Предложения об отмене общероссийских классификаторов рассматриваются Комиссией. Отмена общероссийского классификатора осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в случае исключения общероссийского классификатора из Перечня.

V. Применение общероссийских классификаторов

28. Применение общероссийских классификаторов включает их использование органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

29. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем прямого использования общероссийских классификаторов.

30. Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием государственных информационных систем и информационных ресурсов, согласовывают с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и граждан.

31. Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации и граждан, осуществляется ими самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Обзор документа

Подготовлен порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Определяются полномочия федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.

Процедура разработки классификаторов включает обязательную экспертизу их проектов.

Для обеспечения актуального состояния общероссийских классификаторов Росстандарт не реже 1 раза в 5 лет организует проведение оценки их научно-технического уровня.

Определяются основания для разработки изменений или отмены общероссийских классификаторов.

Устанавливаются случаи обязательного их применения.

г. Москва, Ленинский пр-т, 9 Тел.: (4, E’mail: *****@***ru, *****@***ru

ВЫПИСКА

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО НОМЕНКЛАТУРНОГО СПРАВОЧНИКА И ЕДИНОГО КЛАССИФИКАТОРА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Ремонтные работы" href="/text/category/remontnie_raboti/" rel="bookmark">работы по ремонту и техобслуживанию. Например, для ремонта механической части агрегатных станков требуется детализировать:

Для готовой продукции металлургического производства (Функциональная группа «Сбыт и маркетинг») можно предложить следующую структуру характеристик, детализирующих позиции справочника ЕНС:

Классификаторы, кодификатор и навигаторы – верхний уровень описания информации о материально-технических ресурсах – с точки зрения разных функциональных групп.

Помимо множества детализированных справочников параметров МТР, используемых для описания МТР в разных функциональных группах (нижний уровень - уровень детализации ЕНС), необходимо использовать и различные классификаторы и навигаторы, являющимися надстройкой на д ЕНС, служащей целям структурирования этого справочника со стороны разных функциональных направлений.

Так, для разработки навигатора для функционального блока «Снабжение» необходимо рассмотреть и творчески переработать как существующие на _______» правила категоризации закупаемой продукции (ПД _______ 3-ЩСА), так и международные торговые классификаторы, например, КОМПАСС:

Если рубрикация в системе КОМПАСС отражает глобальный характер этой торговой системы, то стоит рассмотреть и противоположные примеры – упрощенные рубрикаторы российских торговых систем:

Для построения навигаторов оборудования для функционального блока «Техобслуживание и Ремонты», возможно следует использовать структуру классификатора производственного оборудования ПМ-100:

Для функционального направления «Сбыт и маркетинг» при разработке навигатора следует ориентироваться, например, на классификатор гармонизированной номенклатуры грузов МПС:

Необходимость построения разных навигаторов для разных функциональных групп вытекает не только из задач навигации по справочнику ЕНС: существует необходимость использовать различные классификаторы для идентификации продукции на разных стадиях жизненного цикла: ОКП, ГНГ, ЕТСНГ, ТН ВЭД и др.

Создание в рамках ЕСВ МТР только одного Единого классификатора МТР, одновременно отвечающего нуждам самых различных подразделений предприятия и гармонизированного со всеми общероссийскими и международными классификаторами также невозможно. И не только по причине того, что создание такого классификатора - это уровень долгосрочной национальной задачи, выполнение которой силами одного предприятия не представляется возможным (см. Схему). Но и в силу сложности самого объекта описания, в частности, многовариантности его возможных описаний ка со стороны факторов производства, так и со стороны факторов назначения МТР (см. Схему).

Для выполнения функций навигации по Единому номенклатурному справочнику необходимо формировать несколько вариантов классификаторов (навигаторов), каждый из которых будет отражать специфику и требования различных функциональных направлений использования ЕНС.

В силу сказанного, проектируемая структура ЕСВ МТР неизбежно будет включать помимо корпоративного (а не глобального общепромышленного) кодификатора продукции еще и несколько навигаторов, предназначенных для конкретных специализированных подразделений _______».

В итоге, для отражения всего многообразия сведений о материально-технических ресурсах _______» необходимо будет построить множество взаимосвязанных с ЕНС детализирующих справочников (нижний уровень) и множество навигаторов (верхний уровень). Модель общей структуры системы ведения информации о МТР показана на нижеприведенной схеме.

Схема 6: Основные линии классификации МТР


Анализ текущего состояния ЕНС и других используемых в _______» справочников продукции показывает, что накопленные предприятием массивы в большинстве случаев сделаны на высоком профессиональном уровне и вполне могут служить основой для формирования ЕСВ МТР. Имеющиеся проблемы с качеством и полнотой наполнения некоторых конкретных позиций могут быть успешно решены в процессе предстоящей выверки массивов НСИ, оптимизации структуры и нормализации описаний МТР в рамках предлагаемых ниже методологических подходов.

Столь же высокой оценки заслуживает и используемая на _______» система категоризации закупаемых ресурсов, которая с минимальными изменениями и дополнениями может быть встроена в ЕСВ МТР в качестве навигатора для группы «Снабжение». Имеющиеся расхождения с рекомендуемыми стандартами принципами классифицирования (например, Кодификатором групп средств измерений, МИ2314-00) могут быть отнесены на специфику отрасли и предприятия.

Вместе с тем, практика применения отдельными подразделениями _______» собственных вариантов классификаторов МТР (включая модифицированный ОКП 4 уровня) показывает необходимость принятия единой методологической основы и объединения усилий разных групп специалистов для создания единого общекорпоративного кодификатора МТР, гармонично учитывающего интересы собственных подразделений предприятия, требования со стороны партнеров _______» и в целом – со стороны инициированного в России процесса создания единого общепромышленного классификатора продукции, а также задачи гармонизации с существующими классификаторами общероссийского уровня, стран ЕЭС и НАТО, стран тихоокеанского региона в рамках вступления в ВТО.

Возможные модели построения Корпоративного Классификатора продукции (ККП).

1. На базе общероссийских классификаторов (ОК)

Некоторые недостатки стандартных общероссийских классификаторов, затрудняющие их прямое использование в качестве ККП:

Существующие классификаторы (ОКП, ОКДП, ОКВЭД и другие) не позволяют однозначно решить проблему классификации продукции. В ряде случаев возникают противоречия, связанные с отнесением схожей продукции в разные группы классификации. В итоге это порождает множественное дублирование номенклатурных позиций и искажение информации;

Существующие классификаторы, в том числе, недавно введенный в действие гармонизированный ОКВЭД, создавались прежде всего исходя из потребностей статистического наблюдения, нужд таможенных органов (взимание пошлин) и разработки прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации. Принятая в них группировка продукции по производственному принципу оказывается неудобной при их использовании в качестве закупочного каталога;

В ряде случаев необходимо использовать сразу несколько стандартных классификаторов. Это требует разработки в каждом случае системы специальных таблиц соответствия, что создает дополнительные трудности создания и поддержки объединенных систем (над решением этой проблемы несколько десятилетий работают специалисты ЕС и ВТО);

Существующие классификаторы не всегда достаточно подробно описывают виды продукции. В случае необходимости более подробного описания продукции, как правило, используются различные расширения стандартных классификаторов. Но, поскольку в каждом случае строятся разные расширения с разными детальными кодами, эти расширения оказываются несовместимы друг с другом;

Существующие классификаторы не позволяют оперативно получать информацию о продукции, особенно – о новой продукции;

Существующие классификаторы не позволяют оперативно реагировать на скорость появления новых классов продукции (в частности, в ОК практически не охвачен компьютерный раздел и новые виды ;

Ни один из существующих классификаторов не отвечает полностью современным требованиям по поддержанию и развитию. Соответствующие регламенты и процедуры не учитывают возможности информационно-коммуникационных технологий;

Отсутствует прямая связь позиций классификаторов с номенклатурой продукции, выпускаемой предприятиями Российской Федерации;

Существующие классификаторы ОК (ОКП, ОКДП, ОКВЭД и другие) не позволяют однозначно решить проблему классификации продукции. В ряде случаев возникают противоречия, связанные с отнесением схожей продукции в разные группы классификации. В итоге это порождает множественное дублирование номенклатурных позиций и искажение информации, например:

У большинства существующих классификаторов можно отметить следующие недостатки в использовании принципов классифицирования:

2. Использование корпоративных классификаторов, полностью независимых от ОК.

3. Корпоративные Классификаторы продукции, использующие в качестве базовой структуры переработанную структуру ОК.

Варианты формирования Перечня базовых классов корпоративного классификатора:

ü формирование базовой структуры путем выделения среднего уровня из ОК;

ü анализ существующих на предприятии справочников и классификаторов МТР, выделение из них ключевых классов продукции.

ВЫБОР ИСХОДНОГО КЛАССИФИКАТОРА ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ БАЗОВЫХ КЛАССОВ.

После определения методики формирования Перечня базовых классов необходимо определиться на базе каких ОК целесообразнее строить корпоративный классификатор МТР. Специалистам Заказчика и Исполнителя предлагается выбрать наиболее подходящий для _______» вариант из нижеследующих:

Основной вариант 1: построение корпоративного классификатора продукции на основе ОКПД/ОКП/ОКДП/ОКОФ (гармонизация с международными стандартами ЕС);

Основной вариант 2: построение корпоративного классификатора продукции на основе ЕКПС для госзакупок в системе ФСКП (гармонизация с международными стандартами стран НАТО).

Дополнительный вариант 1: построение корпоративного классификатора продукции на на базе классификаторов стандартов ОКС/МКС (непосредственная связь с госстандартами на продукцию).

Дополнительный вариант 2: построение корпоративного классификатора продукции на на базе классификатора международной системы КОМПАСС.

Краткое описание Общероссийских классификаторов ОКС/ОКП/ОКДП/ОКОФ

/ОКПД.

ü ОКС - Общероссийский классификатор стандартов , входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Соответствует Международному классификатору стандартов (МКС), утвержденному ИСО и рекомендованному к применению в странах - членах ИСО, а также Межгосударственному классификатору стандартов. Классификатор представляет собой иерархическую трехступенчатую классификацию с цифровым алфавитом кода классификационных группировок всех ступеней иерархического деления и имеет следующую структуру: ХХ. YYY. ZZ, где XX - группа, YYY - подгруппа, ZZ - раздел

ü ОКП - Общероссийский классификатор продукции , входит в состав ЕСКК РФ, разработан и введен в действие на территории РФ взамен Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции. В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования.

ü ОКДП - Общероссийский классификатор видов деятельности , продукции и услуг , входит в состав ЕСКК РФ, разработан на основе международных классификаторов International Standard Industrial Classification of all Economic Activities (Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности - МСОК, третий пересмотренный вариант) и Central Product Classification (Единая классификация товаров - ЕКТ или Классификация основных продуктов - КОП), утвержденных Статистической комиссией ООН. В ОКДП используется семиразрядный код (четыре разряда - высшие классификационные группировки для классификации видов экономической деятельности и три низших разряда - для классификации видов продукции и услуг.

ü ОКОФ - Общероссийский классификатор основных фондов , входит в состав ЕСКК РФ. При разработке ОКОФ учтены: Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК) - International Standard Industriel Classification of all Economic Activities (ISIC), международный Классификатор основных продуктов (КОП) - Central Product Classification (CPC), стандарты Организации Объединенных Наций по международной системе национальных счетов (СНС), Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, а также Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), для которого МСОК и КОП являются базовыми. В ОКОФ используется девятизначная иерархическая классификация.

ü ОКПД - Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности , планируется введение в состав ЕСКК РФ 01.01.2007г., взаимоувязан с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС) и Перечнем ПРОДКОМ. В основу ОКПД положена Statistical Classification of Products by Activity (CPA) in the European Economic Community

Построение корпоративного классификатора продукции на основе Единого кодификатора предметов снабжения (ЕКПС) Федеральной системы каталогизации продукции (ФКПС).

Одной из основных систем каталогизации в мире является Система каталогизации НАТО (NATO Codification System - NCS, 1956). В этой системе участвуют 46 наиболее развитых стран мира. Подписание Соглашения между Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии и Советом национальных директоров по каталогизации НАТО, делает возможным участие России в системе NCS в качестве участника 1 уровня , что позволяет:

    получать коды для каталогизации предметов снабжения; получать каталожную информацию от системы NCS, но не передавать её; получать платную помощь по запросам по развитию работ по каталогизации.

В рамках этого сотрудничества в России был разработан Единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд (ЕКПС).

Построение Перечня базовых классов МТР – начальный этап создания корпоративного классификатора материально-технических ресурсов.

После выбора исходного ОК необходимо выполнить комплекс работ по созданию Перечня базовых классов МТР, которые будут являться основой для последующего кодирования продукции.

Основные принципы создания Перечня базовых классов продукции были определены выше. Для определения базовых классов для таких Активов предприятия как Здания и сооружения, необходимо выбрать соответствующий исходный классификатор или же создать свой собственный классификатор основных фондов, который бы в полной мере учитывал специфику _______».

Построение верхнего уровня корпоративного классификатора МТР.

Вторым шагом необходимо выстроить иерархию верхних уровней кодификатора и разных (ракурсных) навигаторов МТР. При этом необходимо придерживаться базовых принципов формирования классификаторов:

1. Формулировки должны обеспечить ясность понимания содержания рубрик классификатора для всех, кому предстоит с ним работать (т. е. и для специалистов по рубрицированию с соответствующим образованием, и для пользователей, не имеющих такого образования). Поэтому использование не общеупотребительных терминов должно быть сведено к минимуму, а если таковые неизбежны - они снабжаются полными определениями / толкованиями.

2. При формировании классификатора используется единственный логический оператор - логическое деление . При этом неукоснительно соблюдаются три основных правила логического деления: единство основания деления, исчерпывающий характер деления и альтернативность членов деления.

Построение нижних уровней классификатора МТР

Следующим этапом построения корпоративного классификатора МТР является этап расклассифицирования каждого базового класса из соответствующего Перечня.

За основу здесь слудует брать либо утвержденные Государственные реестры материалов, оборудования, приборов и т. п., либо рекомендационные классификационные группировки ГОСТов и других нормативных документов (в т. ч. ведомственных и корпоративных).

Перечень стандартных наименований продукции.

Согласно принципам международной системы каталогизации, в том числе и принятой в России, неотъемлемым результатом процедуры классификации изделия должно явиться соответствие этого изделия конкретному утвержденному наименованию из единого перечня стандартных наименований продукции (ЕПСН).

ЕПСН или «Утвержденное наименование» (УН) является важнейшим понятием в системе каталогизации продукции, а формирование и использование единого перечня УН – важнейшим этапом в процессе каталогизации изделий.

Способы кодирования МТР

Выгоды кодификации продукции:

    Получение более точной и полной информации о материальных запасах. Более полные сведения для оперативного планирования . Сокращение ручного труда при управлении данными о ресурсах. Уменьшение затрат на управление ресурсами. Точные данные для оценки и учета имущества и оборудования. Помощь при расчетах полной стоимости государственных проектов, использующих рассматриваемые ресурсы.

Существует три варианта кодификации продукции:

Ø код зависит от класса продукта и, возможно, от Стандартного наименования (например, NCS)

Ø код не зависит от класса продукта, но зависит от предприятия-изготовителя (например, EAN, UID, ФНН)

Ø код зависит от места в иерархии кодификатора и, возможно, от перечня и порядковых номеров характеристик продукции (например, Интертех)

Организация централизованной системы ведения ЕНС МТР

Одним из самых сложных моментов при построении Единой системы ведения информации о материально-технических ресурсах предприятия является определение принципов централизованного ведения Единых справочников и классификаторов МТР при условии, что в различных подразделениях предприятия могут сохраняться их собственные справочники МТР. Более того, эти «старые» или локальные справочники могут еще значительное время использоваться в работе разного рода унаследованных информационных систем.

Для решения вопросов сосуществования централизованных и локальных справочников, как правило, используются две основные возможные модели организации системы ведения НСИ:

Схема операций по раскодированию позиций МТР:

Схема Автоматической обработки нераскодированных позиций МТР:

Схема Ручной обработки нераскодированных позиций МТР:

Общий план работ по созданию Централизованного справочника МТР и таблиц переходных ключей

Создание и предобработка сводных унифицированных массивов справочников МТР

Анализ и унификация структурных различий в справочниках МТР:

Оценка обычаев и регламентов описания различных видов материалов и продукции,

Разработка стандартных форматов унифицированного описания для единого эталонного справочника МТР,

Решение задач параметрического слияния и/или разделения.

Формирование сводных унифицированных массивов МТР из справочников подразделений.

Предобработка сводных массивов МТР:

Прямое и косвенное дублирование;

Перевод/замена латиницы;

Разработка регламента лингвистической обработки.

Запуск и мониторинг исполнения потоков задач лингвистической обработки наименований МТР.

Экспертиза Единого справочника МТР на предмет наличия записей-двойников.

Экспертная обработка массивов лингвистических аналогов наименований МТР.

Формирование массивов возможных аналогов для многофакторного анализа.

Экспертная обработка массивов возможных аналогов по полной совокупности параметров описания МТР.

Формирование таблиц явных и возможных двойников для передачи Экспертам Заказчика. (с учетом сведений об актуальности позиций МТР и их распределения по предприятиям и кураторам).

Принятие решения Экспертами Заказчика по записям-двойникам и формирование Единого справочника МТР.

Принятие решений по явным двойникам.

Анализ предлагаемых Исполнителем изменений по числу и правилам написания основных параметров возможных двойников и принятие решений по переводу возможных двойников в явные двойники.

Формирование единого справочника МТР и таблиц переходных ключей к справочникам МТР подразделений.

Разработка регламента и контроль за процессом исправлений кодов МТР в транзакционных базах данных и аналитических хранилищах в подразделениях.

Настройка распределенной системы ведения справочника МТР с поддержкой процедур ввода-рассмотрения заявок на внесение новых записей (с механизмом гарантированной доставки сообщений), с мониторингом общего качественного состояния и механизмом пакетного внесения изменений (на основе ВЭБ-сервисов).

Общий план работ по созданию Корпоративного классификатора МТР

Выбор приемлемой для _______» модели построения Централизованного классификатора МТР.

Выбор исходного Общероссийского классификатора для построения ЕСВ МТР.

Формирование перечня товарных классов корпоративного классификатора.

Определение дополнительных исходных классов для определения перечня товарных классов в разделе «Здания и сооружения».

Разработка корпоративного классификатора основных фондов.

Разработка детализированной структуры товарных классов.

Разработка перечня технических характеристик для детального описания МТР для разных товарных классов.

Создание перечня стандартных наименований продукции на базе существующего ЕНС.

Нормализация описаний МТР в справочнике ЕНС.

Разработка принципиальной схемы и осуществление кодирования МТР.

Описание системы связей (в том числе вхождения и подчинения) между объектами МТР.

Разработка системы видения Централизованного справочника и классификатора МТР в условиях реляционной модели отношений с унаследованными справочниками продукции различных подразделений (включая таблицу переходных ключей).

Осуществление работ по гармонизации справочника и классификатора МТР с основными общероссийскими и международными классификаторами.

Разработка специализированного программного обеспечения , поддерживающего технологии создания и ведения ККП МТР.

Разработка и создание программной среды для последующего обновления и развития вспомогательных баз данных для системы централизованного ведения справочника и классификатора МТР (БД резерва МТР, БД прейскурантов, БД каталогов МТР, БД аналогов продукции, Справочника марок МТР, Справочника ГОСТов и ТУ, справочников синонимов, сокращений, транслитераций и др.).

Приведенный выше перечень работ по построению Корпоративного классификатора МТР структурно изображен на следующих Схемах:

Перечень необходимых методологий для построения Единой системы ведения информации о материально-технических ресурсах _______».

Классификатор, кодификатор и навигаторы ЕСВ МТР:

Методы формирования Перечня базовых классов МТР

Методы создания объединяющих и детализирующих группировок базовых классов в процессе формирования Кодификатора и Навигаторов МТР

Методы формирования Единого перечня стандартных наименований (ЕПСН МТР)

Методы кодификации МТР

Методы гармонизации ЕК МТР с внешними классификаторами, составления и поддержки переходных ключей

Справочники ЕСВ МТР:

Методы свода исходных справочников МТР и создания Единого номенклатурного справочника

Методы верификации ЕСН

Методы нормализации описаний позиций МТР

Методы идентификации МТР

Методы организации централизованного ведения ЕСВ НСИ с поддержкой реляционной системы отношений со справочниками МТР подразделений

Вспомогательные массивы НСИ, Базы данных, Контент-Хранилища:

Методы формирования и использования БД резерва МТР

Методы формирования и использования резерва стандартных наименований

Методы формирования и использования БД прейскурантов

Методы формирования и использования БД каталогов МТР

Методы формирования и использования БД аналогов продукции и условий взаимозаменяемости

Любая информационная система финансового (бухгалтерского) учета строиться с большим количеством различных и многообразных классификаторах. Классификаторы или как их часто называют справочники служат очень важным задачам в создании системы учета на предприятии. Например, одним из самых полезных преимуществ введения справочников является устранение ошибок ввода данных пользователем автоматизированного рабочего места.

Классификаторы разделяются на тематические группы, на группы по оперативности изменения данных в них. Например, справочник "Контрагентов" на предприятии является очень динамичным элементом, в тоже время справочник расчетных счетов предприятия меняется очень редко, а справочник содержащий реквизиты предприятия практически не меняются на протяжении всего времени его работы на рынке.

Классификаторы как правило имеют многоуровневую иерархическую структуру. Это объясняется сложностью логических моделей данных, которыми описывается предметная область управленческих информационных систем. Например, справочники описывающие материальный учет всегда имеют усложненную структуру, которая описывает группы материальных объектов, таких, например, как "Имущество", "Товары", "Услуги", "Материалы". В свою очередь эти группы могут иметь подгруппы, например, группа "Материалы" имеет подгруппы "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", ГСМ", "Драгоценные металлы" и т.д.

Другая важная сторона, связанная со справочниками. На любом предприятии есть однотипные хозяйственные операции, которые совершаются в массовом порядке. Для уменьшения объемов вводимой информации, повышения оперативности работы персонала АРМ создаются справочники типовых хозяйственных операций. Справочники типовых хозяйственных операций также имеют иерархическую структуру для разных участков учета, для разных АРМ и т.д.

Управленческие информационные системы должны иметь развитый аппарат аналитических признаков для хозяйственных операций. Для охвата всех сфер деятельности предприятия также создаются справочники аналитических признаков (тоже иерархическая структура), справочники затрат.

Ведение классификаторов

Очень важное значение имеет политика ведения классификаторов, справочников на предприятии. Их ведение должно быть строго регламентировано. Должно быть назначено одно лицо или список лиц, которые ведут справочники. Кроме этих лиц вносить изменения, удаления и добавления элементов справочников никто не должен. На предприятии, где этому вопросу не уделяется должного внимания и значения автоматизированные системы "засорены" неактуальными данными. Что значит неактуальными? Это означает что справочники содержат недостоверные данные, содержат излишние данные. содержат дублирующие данные. Как правило, в таких организациях операторами автоматизированных рабочих мест совершается большое количество ошибок, причем часто не по их вине. Например, справочник материалов содержит одинаковые по названию объекта, описывающие материальный объект. Оператор может при фиксировании одной хозяйственной операции использовать в какой-то период времени один из них, причем к этой операции приписываются денежные суммы, остатки и т.п., в другой момент времени другой. В оперативной повседневной работе это может и не обнаружиться, но когда при закрытии отчетного периода начнут формировать отчеты, ведомости. то результаты в них начнут "рвать". как выражаются бухгалтера и экономисты. Вот тогда в авральном порядке будут потрачены громадные усилия, нервы и прочее, в результате которых эта ошибочное состояние справочника обнаружиться, проведены исправления проведенных хозяйственных операций.

Когда обычно вносятся ошибки в справочники. Когда за их ведение никто не отвечает и данные в них вносятся подряд всеми операторами. Как правило в спешке оператор при внесении может не найти уже записанный туда объект и повторно это выполнить. Что в результате получается описано выше.

Таким образом, ведение классификаторов должно быть четко регламентировано. За ведение справочников должен отвечать персонально закрепленный сотрудник или группа сотрудников. Никто, кроме этого персонала не имеет право вносит данные в классификаторы. Для ведения классификаторов должно быть выделено достаточно рабочего времени. Должны быть разработаны процедуры проверки актуальности данных. хранящихся в классификаторах, так как нет гарантии что персонал, отвечающий за его ведение не внесет ошибок. К ведению классификаторов должны быть прикреплены лица из состава информационно-компьютерной службы предприятия. Должны быть разработаны процедуры создания новых классификаторов, модификации существующих. Решение о создании классификаторов, составе их структуры должно согласовываться со всеми другими службами предприятия, так как очень часто возникает ситуация, что в разных подразделениях создаются логически одинаковые справочники, но ведутся они по разным процедурам, отвечают разные лица, но когда возникает необходимость "слить" данные из этих двух подразделений. то возникают проблемы логического, технического и программного характера. Например, справочники ведутся в базах данных СУБД различного типа.