Внеочередная аттестация рабочих мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда. Кто не должен проводить оценку условий труда

Сроки проведения аттестации рабочих мест – информация, закрепленная в законодательных актах, которые устанавливают порядок проведения подобной проверки. Они должны быть четко соблюдены и любой, кто будет признан виновным в их нарушении, будет наказан. Вне зависимости от того, работодатель это или один из экспертов, которые проводили оценку. И для того, чтобы не подвергаться наказанию за подобный проступок, нужно знать порядок и сроки проведения аттестации.

Аттестация рабочих мест по условиям труда и ее сроки – законодательное регулирование

Стоит начать с того, что эта процедура является комплексной, и на нее оказывает влияние множество факторов. И, что самое важное, она обязательна для любого работодателя, имеющего производство или ведущего иную хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации. Подобная проверка проводится самим начальником предприятия.

Он обязан собрать необходимую комиссию из экспертов, привлечь к проверке сторонние организации, прошедшие соответствующую аккредитацию и, в конце аттестации, получить нужные сертификаты. Сроки аттестации рабочих мест установлены в законодательстве – она должна проходить не реже одного раза в 5 лет.

Тот факт, что подобная проверка является обязательной для всех работодателей Российской Федерации, закреплен в соответствующем законодательном акте – ст. 209 ТК РФ. Там же указаны сроки проведения аттестации, а также её основные цели и задачи. В Трудовом Кодексе говорится, что проверка рабочих мест по условиям охраны труда нужна для того, чтобы установить, насколько рабочее место соответствует законодательным нормам, есть ли там факторы, которые могут навредить здоровью сотрудника или представлять для него опасность.

И если такие факторы будут найдены, то в результатах должны быть указаны решения, которые помогут привести рабочее место к соответствию с законодательными нормами. Все действия, которые направлены на улучшение условий труда на производстве, не обязаны укладываться в срок аттестации рабочих мест по условиям труда.

Если по результатам аттестации выявлены факторы, которые угрожают жизни и здоровью сотрудника, то комиссия должна составить проект по приведению рабочего места к надлежащему виду. А порядок проведения всех составленных мероприятий перенаправляется в федеральные органы, которые занимаются контролем условий труда на предприятиях.

Также в законодательстве установлено, что работодатель обязан предоставить всё необходимое для того, чтобы проверка рабочих мест и проведение последующей сертификации прошли нормально. Если начальник предприятия случайно или умышленно нарушил процедуру, сроки или каким-нибудь другим образом препятствовал проведению аттестации, то он может быть привлечен к ответственности.

Кроме самого ТК РФ, есть и другие документы, которые влияют, напрямую или косвенно, на то, какие есть сроки прохождения аттестации

  • ГОСТ 12.4.011-89, где утверждены стандарты и критерии, распространяющиеся на индивидуальные и коллективные защитные средства.
  • ГОСТ 12.1.005-88, где утверждены стандарты, распространяющиеся на качество и состав воздуха на рабочем месте трудящегося.
  • СанПиН 2.2.4.548-96, где установлены и узаконены стандарты, распространяющиеся на гигиену и микроклимат производственных помещений.
  • СанПиН 2.6.1.1202-03, где рассказывается о специфических требованиях, выдвигаемых к источникам ионизирующего излучения.
  • СанПиН 2.2.4.1329-03, где выдвигаются требования, касающиеся защиты персонала от импульсных и электромагнитных полей, излучаемых любым электрическим оборудованием на предприятии.
  • СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96, где говорится о стандартных и критериях, которые выдвигаются к излучениям, имеющим радиочастотный диапазон.
  • СанПиН 2.2.4.1294 03, где говорится о санитарных и гигиенических требованиях, касающихся ионизации воздуха внутри рабочих и производственных помещений.
  • Руководство Р 2.2.2006-5 устанавливает нормы и методы, при помощи которых специалисты, состоящие в экспертной комиссии, могут оценить, насколько четко условия работы на производстве соответствуют нормам гигиены.
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290, где утверждены и узаконены правила, по которым работодатель обязан предоставлять сотрудникам одежду для работы на предприятии, особенно если это касается вредных мест работы.
  • Руководство Р 2.2.013-94, где приведены правила и методы, которыми должны пользоваться эксперты, состоящие в комиссии, чтобы верно оценить гигиенические факторы, могущие угрожать жизни и здоровью сотрудников.

Вся информация, которая будет собрана экспертной комиссией во время проведения проверки рабочих мест, обрабатывается и анализируется не только специалистами, но и федеральной службой по труду и занятости РФ. Такие факторы, как сроки аттестации работников, методы и критерии, по которым оцениваются условия труда, описаны в Приказе федеральной службы по труду и занятости от 25.08.2008 №166.

Если работодатель решает привлечь к оцениванию рабочего места по условиям труда стороннюю организацию, то он имеет право получить у этой организации самый широкий спектр информации. Она может включать стаж работников, которые имеют право проводить аттестацию, уровень их образования, наличие аккредитации лаборатории, работающей при организации и другие факты, могущие повлиять на выбор работодателя. Также стоит отметить, что в соответствующем Приказе, регулирующем деятельность подобных организаций, закреплена невозможность ограничения конкуренции между ними.

Порядок проведения аттестации и точные её сроки

Результаты прохождения аттестации рабочих мест крайне важны для работодателя. По их результатам станет понятно, какие мероприятия нужно провести для улучшения трудовой деятельности. И стоит ли ждать каких-нибудь законодательных последствий. И чтобы оценка условий работы прошла нормально, а её результаты были признаны легитимными, начальник предприятия и аттестационные специалисты должны соблюдать определенный порядок проведения. Один из этапов экспертизы – перечень обязательных документов, необходимых для проведения оценки:

  • Работодатель должен издать приказ по предприятию, в котором будет говориться о начале аттестации, составе экспертной комиссии и утверждении её состава;
  • График, по которому будут проводиться аттестационные работы;
  • Договор, заключенный между руководителем предприятия и организацией, которая будет проводить аттестацию. Стоит отметить, что аттестационная организация должны быть независимой и никак не связанной лично с руководителем;

После того, как аттестационная комиссия утверждена, начинается сам процесс проверки. Эксперты обязаны проверить все рабочие места, которые есть на предприятии, оценить все негативные факторы и проанализировать всю информацию, которую удалось собрать. После этого они должны сформировать отчет о прошедшей проверке, утвержденный большинством голосов. В этом документе должны быть следующие пункты:

После того, как аттестация завершилась, руководитель организации обязан издать указ, где будет закреплен факт проведения проверки. Также в этом документы должны быть утверждены полученные комиссией результаты.

Вся процедура аттестации на условия труда для впервые созданных рабочих мест должна быть проведена не более, чем за 60 дней. Этот срок установлен в законодательстве и начинается с того момента, как руководитель организации издал и утвердил соответствующий приказ о создании новых рабочих мест.

Также в законодательстве установлено, что проверка всех рабочих мест на условия труда должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет. Руководитель сам назначает частотность проведения подобной аттестации и, если нет документов, регулирующих его сферу деятельности, то он имеет право указать любой срок. В пределах указанных выше рамок.

После того, как аттестация закончилась, руководитель обязан собрать все результаты и отправить их в структурное подразделение государственной инспекции труда. Кроме этого, в пакете документов должны находиться сведения об независимых организациях, которые принимали участие в общей оценке.

Наказания за нарушение правил и сроков аттестации

В большинстве случаев ответственность за то, как и в какие сроки будет проведена аттестация, несет работодатель, инициировавший проверку. Если он нарушает правила проведения этого мероприятия, то на руководителя будет наложен штраф в размере 20-30 его минимальных заработных плат. Если дело касается целой организации, то она будет оштрафована в размере от 200 до 300 минимальных заработных плат. Об этом говорится в Федеральном законе от 30.03.99 No52-ФЗ.

Также этого вопроса касается ст. 5.27 КоАП РФ, где говорится, что лицо, нарушающее правила проведения аттестации, нарушает и законы о труде. А это влечет за собой наказание в виде штрафа, размером от тысячи до пятидесяти тысяч рублей (в зависимости от действующих факторов). Также человека, ответственного за такое нарушение, могут отстранить от его деятельности на срок до 90 суток.

Ответственность тех независимых организаций, которые помогают в проведении аттестации, законодательно до конца не установлена. Отношения между подобными организациями и работодателем, который привлек их к подобной работе, регулируются и проходят в рамках гражданско-правового договора. И если государственные органы контроля обнаружат нарушения в процедуре, которые не были обнаружены при работе аттестационных организаций, вся ответственность, а как следствие и наказание, ляжет на работодателя, заключившего договор.

Стоит помнить, что наказание для людей, которые уже замечались в нарушении порядка проведения аттестаций, отличается от того, что указано выше. Если такой человек совершает это правонарушение ещё раз, то его отстранят от деятельности на достаточно внушительный срок – от одного и до трех лет.

Тяжесть наказаний и величина штрафов четко говорит о том, что государство прямо заинтересованно в том, чтобы аттестация рабочих мест проходило вовремя и по всем правилам. Только так правительство Российской Федерации может гарантировать работникам, занятым на предприятии, безопасность их трудовой деятельности. А учитывая, что цель современной охраны труда – обеспечить сохранность жизни и здоровья работника, в этом нет ничего удивительного. Тем более, что в связи с этим фактом работодателю всегда стоит ожидать того, что критерии, стандарты, а также наказания за их нарушение, будут становиться только жестче.

Мест по условиям труда с учетом нововведений, принятых в 2015 году, получил некоторые серьезные изменения. Работодатель должен познакомиться со всеми положениями, обязательными для специальной оценки рабочих мест.

Именно так стал называться комплекс мероприятий, который подводит итоги анализа условий работы персонала.

Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда в 2020 году

Целью актуальной процедуры является оценка действующих .

Разобраться с нововведениями, которые касаются проведения комплексного анализа, можно после ознакомления с Федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» .

Основные изменения касаются:

  1. Методики проведения изменений. Здесь требуется четкое определение исполнителей и правил оценки биологических факторов.
  2. Административной ответственности за несвоевременное выполнение процедуры.

В течение 2015 года на законодательном уровне решался вопрос об отмене проведения комплекса оценочных мероприятий для некоторых категорий малого и среднего бизнеса. Это положение не нашло поддержки у законодателей, и в 2020 году нужно будет провести.

Исключение составят компании, которые имеют действующие результаты после проведения компании до 2014 года.

Кем и когда проводится аттестация

Для проведения комплексного анализа мест труда создается специальная комиссия.

Состав формируется из следующей категории специалистов:

  1. Специалист предприятия, занятый в области охраны труда.
  2. Представитель нанимателя, компетентный в актуальных вопросах производства.
  3. Представители профсоюзной организации предприятия.
  4. Уполномоченное лицо аттестующей организации.

Привлечение представителя аттестующей компании является обязательной нормой. Даже при выявлении опасных факторов и вредностей, которые можно зафиксировать самостоятельно, результаты не могут быть признаны законными.

Аттестующая компания проходит обязательную аккредитацию, что подтверждает владение методиками для выполнения процедуры в установленном порядке.

Аттестации рабочих мест не изменялась и составляет 5 лет. Предыдущие компании датированы 2009 и 2014 годом.

Однако, при создании новых рабочих мест законом установлен срок в 60 рабочих дней со дня начала эксплуатации до момента специального анализа этого места.

В случае улучшений условий труда на рабочем месте наниматель может провести внеочередную компанию по оценке места труда. Согласно с измененным порядком проведения , даже при наличии признанных результатов оценки рабочего места, при наличии труда, потребуется повторная процедура.

Что такое специальная оценка условий труда узнайте из видео.

Порядок проведения аттестации рабочих мест в 2020 году, оформление документов

Для проведения контрольных действий в рамках комплексной оценки рабочих мест потребуется осуществить некоторые организационные мероприятия:

  1. Создать комиссию для проведения аттестации.
    В документе определяется состав руководящего совета.
  2. График проведения мероприятия.
    Сроки выполнения действий устанавливаются на основе отдельного документа за подписью руководителя.
  3. Договор с организацией по проведению аттестации.
    При заключении договора основное правило определяет независимость нанимателя и приглашаемой организации.

Всестороннее рассмотрение места труда предусматривает объективную оценку состояния условий работы. Наниматель предоставляет всю первичную документацию, обеспечивает беспрепятственный доступ на каждый производственный участок.

Установленный порядок проведения аттестации предусматривает последовательные этапы проводимой процедуры:

  1. Определяются рабочие места, подлежащие комплексной оценке, в том числе, на основании Списка № 1 и Списка № 2.
  2. Выделяются действующие опасные или вредные факторы.
    Проводится их количественная или качественная оценка, оценка соответствия установленным нормативам.
  3. Проводится анализ вспомогательных факторов – обеспечение спецодеждой и средствами защиты работников.
  4. Составляется итоговый документ, который позволяет сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости определить виды компенсаций или льгот.

Результаты комплексной оценки по отдельным местам определяются на основании итогового документа, где учитываются:

    • исходные документы для начала комплекса мероприятий;
    • перечень рабочих мест для проведения исследований;

  • объективная информация об аттестующей организации;
  • карта комплексной оценки на каждое рабочее место;
  • сводные документы по всем рабочим местам, включая таблицу по классам опасности, назначенным видам компенсаций;
  • итоговый документ заседания аттестационной комиссии, с указанием замечаний и предложений по итогам законченной работы;
  • утвержденный план мероприятий по улучшению условий труда для отдельных рабочих мест;
  • заключение на основании государственной экспертизы проведенной комплексной оценки.

Результаты проведенной мероприятий обязательны для выполнения нанимателем любой формы собственности в установленные сроки.

Штрафы за отсутствие аттестации

Изменения в административном Кодексе предусматривают ответственность двух видов за несоблюдение установленного Закона по комплексной оценке условий работы.

Наказывается несвоевременное проведение плановой (или внеочередной) аттестации предусматривает штраф до 30 тысяч рублей, или приостановку деятельности компании на срок от 1 до 3 месяцев.

Кроме того, предусмотрено наказание за неправильно проведенную аттестацию, где должностное лицо будет наказано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо – до 80-ти тысяч.

Предусмотрена ответственность за содержание рабочих мест в неудовлетворительном состоянии. На должностное лицо налагается штраф от 20 до 30 минимальных заработков, а для юридического лица от 200 до 300 эквивалентных сумм.

В интересах нанимателя обеспечить выполнение установленных нормативных параметров по каждому вредному фактору, за исключением тех мест, которые внесены в упомянутые Списки № 1 и № 2.

При определении мероприятий по качественному изменению условий труда, их также внедряют для работы в полном объеме. Ведь наказание за уклонение от реализации мероприятий может при повторной фиксации привести даже к приостановке деятельности на срок до 3 лет.

Кто может не проходить аттестацию рабочего места

Случаев, когда проведения сложной процедуры комплексного анализа условий труда не требуется – немного. В основном это касается предприятий малого бизнеса.

В случае занятости в работе только одного лица, когда не составляется договор найма на работу. Соответственно, необходимость оценки рабочего места также отсутствует.

Однако при аренде офиса, где есть хотя бы одно рабочее место, аттестация понадобится.

При работе в компании удаленных работников, также анализировать их рабочее место нет необходимости. Здесь численность работников не играет роли.

На выполнении аттестации можно немного сэкономить при наличии нескольких схожих мест с однотипными условиями труда.

Осматривать каждое рабочее место не потребуется.

Важно только учесть два ограничения:

  • анализ осуществляется для 20 % от имеющихся таких мест труда;
  • число мест для комплексной оценки не может быть менее двух.

Чтобы не допустить нарушения в определении объема работ, нужно подтвердить их количество в соответствии со штатным расписанием для предприятия.

Соблюдение установленной процедуры и сроков проведения комплексного анализа рабочих мест позволят установить законные виды компенсации и льгот для всех категорий работников, разработать мероприятия для улучшения условий труда.

Оплата административного наказания за несвоевременное выполнение комплекса мероприятий часто имеет больший размер, чем средства, необходимые на улучшение условий труда.

Еще о специальной оценке условий труда можно узнать из видео.

Вконтакте

Аттестация рабочих мест

Комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки условий труда на рабочих местах, выявления вредных и опасных производственных факторов, а также приведения условий труда в соответствие с установленными требованиями законодательных актов Российской Федерации.

Аттестации рабочих мест подлежат все рабочие места работодателя, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Аттестация рабочих мест проводится руководителем компании совместно с аттестующей организацией, привлекаемой для работы по договору гражданско-правового характера. Аттестующей организацией может быть только аккредитованное в установленном порядке юридическое лицо, оказывающее услуги по проведению оценки рабочих мест по условиям труда. Аттестующая организация должна являться независимой по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация.

С 1 сентября 2011 года вступит в силу новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда . В соответствии с новым законом, с 1 сентября 2013 года на компании, расположенные на территории Российской Федерации и не прошедшие аттестацию (переаттестацию) рабочих мест, будут налагаться штрафные санкции вплоть до приостановления деятельности компании .

Функции аттестующей организации

  • осуществление руководства и контроля над всеми этапами проведения аттестации;
  • формирование пакета документации, необходимого для проведения аттестации и организация его изучения;
  • составление списка рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест, указанием трудового процесса и факторов производственной среды, травмоопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
  • подготовка предложений по приведению наименований должностей и профессий сотрудников организации в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника рабочих мест;
  • присвоение каждому рабочему месту индивидуального номера;
  • подписание и заполнение карт аттестации;
  • подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в трудовой договор (если необходимо);
  • разработка плана по приведению условий труда в соответствие с требованиями государственных правовых актов в области охраны труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Для организации и проведения аттестации руководителем организации создается аттестационная комиссия, а также устанавливается график проведения работ по оценке рабочих мест по условиям труда. В состав аттестационной комиссии включаются:

  • представители от работодателя;
  • специалист по охране труда;
  • представители от профсоюзной организации;
  • представители от аттестующей организации;
  • председатель аттестующей комиссии - представитель работодателя.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определен в Приказе Минздравсоцразвития России № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 26 апреля 2011 года и предполагает всестороннюю оценку условий труда в соответствии со следующими требованиями:

  • оценка соответствия условий труда гигиеническим требованиям;
  • оценка травмоопасности на рабочих местах;
  • оценка обеспеченности сотрудников средствами индивидуальной защиты;
  • комплексная оценка условий труда.

Сроки проведения аттестации рабочих мест

Датой начала проведения аттестации считается издание приказа руководителя организации о проведении оценки рабочих мест по условиям труда, а также утверждение графика проведения аттестации. Аттестация вновь созданных рабочих мест должна проводиться не позднее чем через 60 суток после введения их в эксплуатацию. Аттестация рабочих мест должна проводиться не реже чем раз в пять лет со дня проведения предыдущей аттестации по условиям труда .

Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

Результаты проведения аттестации рабочих мест на предприятии оформляются аттестационной комиссией форме отчета об аттестации, в который включаются:

  • приказ об утверждении аттестационной комиссии и график проведения мероприятий;
  • список рабочих мест, подлежащих аттестации;
  • карты аттестации рабочих мест;
  • сводная ведомость по результатам аттестации рабочих мест;
  • общая таблица классов условий труда;
  • план действий и мероприятий по улучшению условий труда;
  • протокол заседания аттестационной комиссии о результатах проведения аттестации рабочих мест на предприятии;
  • сведения об аттестующей компании (включая копии аттестата аккредитации и решения о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по проведению аттестации рабочих мест);
  • протоколы заседаний аттестационной комиссии;
  • заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (если имеется в наличии);
  • предписания должностных лиц о выявленных нарушениях условий труда (если имеется в наличии).

Использование результатов аттестации

Результаты аттестации рабочих мест используют в целях:

  • разработки и осуществления мероприятий по улучшению условий труда, а также приведения их в соответствие с действующими законодательными актами в области охраны труда;
  • установления сотрудникам, занятым на вредных производствах сокращения продолжительности рабочего дня, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышения оплаты труда;
  • информирования сотрудников о вредных производственных факторах и рисках для здоровья, а также о мерах защиты и компенсациях;
  • контроля над состоянием условий труда на производстве;
  • оценки производственного риска;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
  • подготовки статистических отчетов об условиях труда и компенсациях за работу на вредных производственных объектах;
  • подготовки поименного списка сотрудников, подлежащих обязательным медицинским обследованиям;
  • расчета скидок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • рассмотрения разногласий и вопросов, связанных с обеспечением безопасности сотрудников на рабочих местах;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • медицинского и санитарно-бытового обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
  • приведения в соответствие наименований профессий с наименованиями, указанными в Едином Общероссийском классификаторе рабочих профессий, должностей и тарифных разрядов;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий труда на производстве.

Сроки утверждения и регистрации аттестации рабочих мест

После оформления результатов проведения аттестации рабочих мест в организации аттестационная комиссия рассматривает его, в течение 10 дней после поступления подписывает итоговый протокол и передает его вместе с отчетом руководителю или представителю компании. Работодатель в течение 10 дней со дня передачи ему отчета и протокола обязан издать приказ об окончании аттестации рабочих мест по условиям труда и ознакомить с ним всех сотрудников организации под роспись. После проведения аттестации и издания приказа работодатель обязан в десятидневный срок подать отчет в электронном и бумажном виде в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Проведение внеплановой аттестации рабочих мест

Внеплановая аттестация рабочих мест проводится в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • в результате государственной экспертизы условий труда, проведенной с целью оценки качества проведенной аттестации рабочих мест;
  • выполнение мероприятий по приведению условий труда на предприятии в соответствие с действующими нормативными актами в области охраны труда, а также улучшению условий труда;
  • замена производственного оборудования;
  • изменение технологического процесса;
  • замена средств коллективной защиты.

Проведение и оформление результатов внеплановой аттестации рабочих мест осуществляется по тем же требованиям, которые предъявляются к проведению основной - плановой аттестации рабочих мест по условиям труда.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 апреля 2011 г. N 342н г. Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Аттестация рабочих мест" в других словарях:

    Проверка на соответствие действующим нормативным параметрам рабочего места. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Аттестация рабочих мест Энциклопедия права

    АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ - проверка на соответствие нормативным параметрам конкретного рабочего места, балльная оценка результатов этой проверки и разработка мероприятий по совершенствованию рабочих мест … Большой экономический словарь

    АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ - – оценка рабочих мест на основе совокупности технико экономических и организационных показателей для разработки плана организационно технических мероприятий по обеспечению их соответствия современным требованиям к условиям труда и в случае… … Краткий словарь экономиста

    Аттестация рабочих мест - см. Безопасные условия труда … Большой юридический словарь

    АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ - проверка на соответствие действующим нормативным параметрам рабочего места … Энциклопедия трудового права

    Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению УТ в соответствие с государственными нормативными требованиями ОТ. В соответствии со ст. 209 ТК… … Российская энциклопедия по охране труда

    Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.… … Официальная терминология

    аттестация рабочих мест по условиям труда - 3.4 аттестация рабочих мест по условиям труда: Оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом , который вступил в силу с 1 января 2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной , который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников. Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России ).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении ():

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям ().

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; и письмо Минтруда России ).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)


Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий ():

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России ).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России или .

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. , можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки ();
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года ( , утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах ()

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера ()

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда ():
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки ( «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить .
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по .

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. Ф.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены ()

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога ().
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН ().
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу ()

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет ФСС

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены . Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте .
  • Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено , который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу.
    О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте .

Проведение аттестации рабочих мест нацелено на предотвращение несчастных случаев на производстве и профзаболеваний сотрудников предприятия, а также на реализацию мероприятий по проведению условий труда в соответствии с общегосударственными нормативно-правовыми требованиями .

Задачи аттестации рабочих мест:

  • исследование влияния вредных факторов на жизнь и здоровье человека в результате рабочей деятельности;
  • экономическая обоснованность использования к отдельным категориям профессий льгот и компенсаций за вредные условия труда;
  • разработка мер по улучшению уже существующих рабочих условий и уменьшению пагубного влияния на физическое здоровье человека.

Согласно Трудовому Кодексу РФ, Федеральному закону об аттестации рабочих мест, Приказу Министерства здравоохранения № 342н, работодатели и организации обязаны проводить соответствующую проверку и обеспечивать своих подчиненных безопасными условиями труда.

С 1 января 2014 года, аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда, которая будет проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426. Настоящий закон был принят участниками Государственной Думы 23 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря. Новый закон устанавливает нормативно-правовые и организационные основы, а также процедуру проведения специальной оценки условий труда и регламентирует законодательное положение, права, обязательства и ответственность соучастников данной аттестации.

Глава первая (статьи 1-7). Основные понятия. Определяет:

  • предмет регулирования действительного Федерального закона;
  • регламентирование специальной аттестации;
  • специальная аттестация условий труда;
  • права и обязательства предпринимателя;
  • права и обязательства сотрудников;
  • применение соответствующих результатов.

Глава вторая. Процедура проведения специальной оценки условий труда:

  • ст 8. Учреждение, которое занимается проведением аттестации;
  • ст 9. Подготовка к проведению;
  • ст 10. Аутентификация потенциально вредных и пагубных факторов;
  • ст 11. Провозглашение соответствия условий труда;
  • ст 12. Исследования и измерения условий труда;
  • ст 13. Вредные и пагубные факторы производственной среды и трудового порядка;
  • ст 14. Виды условий;
  • ст 15. Результаты проведения аттестации;
  • ст 16. Особенности проведения аттестации;
  • ст 17. Осуществление внеплановой проверки;
  • ст 18. Федеральная общегосударственная информационная система учета.

Глава третья (статьи 19-24). Учреждения, которые занимаются проведением специальной оценки условий труда. Данный раздел включает в себя следующие организации:

  • экспертные;
  • реестр организаций;
  • независимое учреждение, которое проводит внеплановую аттестацию;
  • экспертиза качества;
  • гарантирование исполнения обязательств всех учреждений.

Глава четвертая (ст 25-28). Итоговые положения закона. Регламентирует:

  • общегосударственный и профсоюзный надзор за соблюдение норм и требований действительного закона;
  • несогласие относительно вопросов проведения специальной аттестации и улучшения условий труда;
  • переходные положения;
  • процедура вступления в законную силу закона.

До конца 2013 года, порядок аттестации проводился в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения от 26.04.2011 № 342н. Однако был разработан новый Приказ Минтруда от 12.12.2012 № 590н, который вступил в законную силу также с 01 января 2014 г.

Порядок аттестации по закону

Оценка рабочего места предусматривает объективную аттестацию условий труда. Работодатель предоставляют все необходимую документацию, гарантирует беспрепятственный доступ на каждый производственный участок. Для осуществления аттестационных действий, необходимо совершить некоторые организационные мероприятия. Работодателем создается соответствующий комитет, а также определяется состав руководящего совета. После чего составляется график проведения оценки рабочих мест. Сроки выполнения регламентируются на основе специальной документации. Между работодателем и учреждением заключается договор относительно проведения аттестации.

Порядок проведения аттестации по закону следующий:

  • устанавливаются рабочие места, которые могут подлежать общей оценки, включая Список № 1 и Список № 2;
  • определяются вредные и пагубные факторы;
  • осуществляется обзор вспомогательных факторов, а именно - гарантирование наличие спецодежды и средств защиты сотрудников;
  • оформляется заключительный документ, позволяющий сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости установить виды обязательных льгот и компенсаций.

Важно! Соответствующий порядок не касается удаленных сотрудников и физических лиц, которые заключали договор с работником, не предпринимателем.

Изменения в законе

Главным изменением стала не только смена закона, существенно был изменен порядок проведения процедуры. А также была ужесточена ответственность за несоблюдение норм и требований, установленных законодательством России. Последние изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» были приняты участниками Госдумы 01 мая 2016 года.

В новой редакции закона следует выделить следующие статьи:

Статья 10

В данной статье был измен пункт 1 части 6: «рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых были включены в перечни соответствующих работ, производств, профессий, с учетом которых реализовывается досрочное назначение страховой пенсии по старости».

Часть 7 статьи 14

Изложить в следующей редакции: «По согласованию с федеральной службой исполнительного правления, которая исполняет функции по организации и реализации федерального общегосударственного санитарно-гигиенического контроля, допускается уменьшение класса и (или) подкласса условий труда более чем на 1 ступень».

Статья 17

Согласно новой редакции, внеплановая специальная аттестация проводится в течение 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1, 3 части первой настоящей статьи.

Статья 18 закона № 426

В соответствии с разработанными нововведениями, основанием для создания прав сотрудников, занятых на соответствующем рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Основные положения нового закона устанавливают, что оценивание вредности условий труда осуществляется на всех рабочих местах, включая места с наличием компьютеров и оргтехникой. В обязательном порядке присваивается класс опасности и (или) вредности.

Скачать закон об аттестации рабочих мест

В новой редакции закона четко прописано, что ответственность за реализацию аттестации, а также достоверность предоставления информации в общегосударственную инспекцию труда возлагается на работодателя. За несоблюдение российского законодательства, ответственным лицам грозит административная ответственность в размере от 1000 до 5000 тысяч рублей. За аналогичное правонарушение, соответствующие органы вправе дисквалифицировать работодателя/организацию на срок от одного года до трех лет.