Планирование грузоперевозок имеет такое же значение как. Планирование транспортных перевозок: расчет потребности транспортных средств в MS Excel. Организация и планирование перевозок

Планирование перевозок

Автоматизация логистики с помощью системы 1С:TMS комплексно решает задачи маршрутизации доставки грузов с использованием любого типа перевозок – по городу, между регионами, с привлечением одного или разных видов транспорта.

Оперативное планирование перевозок грузов позволит скоординировать работу отделов, занимающихся управлением перевозками, поможет выбрать оптимальные способы доставки, выстроить цепочки поставок с привлечением разных видов транспортных средств, оптимизирует загрузку транспорта.

Система позволяет:

Рассчитывать потребности в перевозке грузов;

Формировать и согласовывать заявки на перевозку груза

Планировать расходы на доставку

Рассчитывать потребности в ресурсах, необходимых для выполнения транспортных заданий

Оформлять путевые листы

Планирование стоимости
и рентабельности перевозок

1С:TMS фиксирует сформированные тарифные сетки для расчета суммы выручки и величины затрат на перевозку. Для этого в системе реализован функционал.

Поскольку расчет стоимости услуг и затрат может отличаться не только числовыми значениями, но и различными правилами их определения – в системе реализован конструктор, с помощью которого пользователи могут самостоятельно настраивать эти правила

Позволяет:

Указывать соответствия правил расчета и условий перевозки

Составлять правила для расчета стоимости доставки

Формировать тарифные сетки

Маршрутизация доставки

В 1С:TMS реализована функция автоматического планирования маршрутов доставки.

Рациональное планирование маршрутов позволит избежать простоев в работе транспорта и водителей, ускорит доставку заказов покупателям, поможет снизить потери, связанные с необоснованным пробегом транспорта и перерасходом топлива. Скорость доставки заказов покупателям увеличится, как следствие – возрастет их доверие к компании, клиенты будут чаще обращаться повторно и порекомендуют перевозчика своим партнерам.

Система обеспечивает решение следующих задач:

маршрутизация доставки груза, формирование оптимальных маршрутов доставки с учетом типа транспортных средств, графика работы водителей, веса и объема груза, временных окон, времени разгрузки, а также ограничений, указанных клиентом;

формирование как комплектных, так и сборных рейсов, включение в один рейс звеньев нескольких разных заданий на перевозку грузов;

Оформление и выдача путевых листов.

Контроль выполнения заданий на перевозку

Программа для логистики и управления транспортом 1С:TMS содержит широкий набор инструментов для контроля фактического исполнения заданий на перевозку, позволяет регистрировать прохождение точек маршрута.

Использование модуля спутникового GPS/ГЛОНАСС мониторинга с подключением телематического оборудования (ГЛНАСС/GPS трекеры, датчики уровня топлива, универсальные считыватели событий, RFID-метки) дает возможность отслеживать местонахождение транспортных средств, перемещение грузов, различные показатели работы транспортных средств – направление и скорость движения, стоянки, заправки, уровень топлива, стиль вождения и т.д.

Кроме того, можно визуализировать и отслеживать на электронных картах такие показатели как:

географические зоны и адреса доставки

маршруты и скорость движения транспортных средств

координаты местонахождения груза

температуру грузового отсека транспортного средства

воздействия на груз – встряски, удары, падение и т.п.

Все это позволит организовать надежный контроль за выполнением каждого этапа доставки, поможет предотвратить нецелевое использование транспорта, оптимизирует расход ГСМ, обеспечит надежную сохранность грузов.

Анализ результатов планирования и фактического
выполнения заданий на доставку заказов

1С:TMS умеет формировать оперативные план-фактные отчеты о различных показателях работы транспортного подразделения. Отчеты легко настраиваются в соответствии с пожеланиями пользователя.

В зависимости от объекта анализа, могут содержать такие данные как:

количество выполненных заданий

коэффициент использования грузоподъемности транспорта

затраты на выполнение заявок на перевозку

себестоимость одного километра пробега

объем или количество перевезенного груза

себестоимость перевозки одной единицы груза

пробег транспорта и количество выездов

расходы на ГСМ, ремонты и запчасти и т.п.

Это позволит выявить узкие места, оптимизировать транспортно-логистические процессы, найти способы повышения эффективности использования транспорта.

Возможности программы 1С:TMS для организации
логистики интернет-магазина

Грамотная маршрутизация доставки грузов – основа успешной работы каждого интернет-магазина. Для своевременного выполнения заказов клиентов необходимо оперативно перевозить товары от поставщиков на склад и со склада к покупателям. У многих крупных компаний, занимающихся интернет-продажами есть собственный транспорт, другие пользуются услугами курьеров или нанимают сторонних перевозчиков. И в том и другом случае нужно своевременно рассчитать потребность в транспортировке грузов, оценить затраты на перевозку, быстро обработать заявки на транспорт, сформировать план доставки, построить маршруты, выдать задание водителям и экспедиторам, проконтролировать выполнение этих заданий. Решение этих задач осложняется, если для доставки заказа нужно задействовать несколько видов транспорта – водный, воздушный, наземный.

Функционал программы 1С TMS для управления логистикой транспортных перевозок решает эти задачи максимально быстро и не требует наличия большого штата сотрудников:

Решает задачи:

С помощью системы можно скоординировать работу всех участников процесса управления грузоперевозками, организовать автоматизированное рабочее место для логиста, диспетчера, сотрудника отдела закупок, менеджера по продажам, руководителя службы доставки

Возможности 1С:TMS позволяют наладить рациональное планирование перевозок с использованием любых видов доставки заказов – отдельным транспортом, в составе сборного груза, мультимодальная доставка и т.п

Модуль системы «АРМ водителя (мобильный сотрудник)» поможет организовать оперативный контроль работы удаленных сотрудников (курьеров, водителей, экспедиторов, сервис-менеджеров), даст возможность отслеживать их передвижения, фиксировать факт выполнения заданий на доставку, анализировать эффективность использования рабочего времени

Использование модуля «ГЛОНАСС/GPS мониторинг» с установкой на транспортные средства ГЛОНАСС/GPS трекеров и датчиков уровня топлива позволит контролировать каждую минуту работы как собственного, так и наемного транспорта. С трекеров в 1С:TMS будет поступать вся информация о ходе выполнения транспортных заданий: данные о местонахождении транспорта, скорости и направлении движения, уровне топлива, длительности стоянок и т.п. Это позволит своевременно выявлять случаи несанкционированных простоев и отклонений с заданных маршрутов, не позволит водителям накрутить пробег или допустить перерасход топлива, поможет проконтролировать своевременность доставки товара клиентам.

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации

Классификация перевозок и перевозимых грузов

Классификация грузовых перевозок и перевозимых грузов

Задачи Грузовой и Коммерческой работы.

Логистика, грузовая и коммерческая работа

Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей.

Другими словами:

Логистика – это эффективное управление материальным и сопутствующими потоками.

Логистика оптимизирует следующую цепь

· снабжение;

· производство;

· транспортировка;

· сервис;

· распределение и сбыт;

Грузовую и коммерческую работу можно рассматривать как неотъемлемую часть логистического процесса.

1. Оперативное планирование перевозок грузов.

2. Оформление и учет всех документов, связанных с приемом, сдачей, обработкой и переработкой грузов.

3. Прием, сдача, хранение, погрузка груза в вагоны и выгрузка, сортировка в пути следования.

4. Механизация погрузочно-разгрузочных работ на всех этапах продвижения грузов.

5. Организация пакетных и контейнерных перевозок.

6. Организация перевозок с участием нескольких видов транспорта (интермодальные и мультимодальные перевозки).

7. Тарифы и расчеты за перевозку грузов.

8. Арендное и договорное дело.

9. Взаимодействие с железнодорожными путями необщего пользования.

10. Подготовка предложений в правила и условия перевозок грузов, а также технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.

11. Эксплуатация складского и весового хозяйства.

12. Транспортно-экспедиционное обслуживание.

13. Организация перевозок скоропортящихся грузов.

14. Обеспечение сохранности грузов и ускорение их доставки.

1. Совершенствование технологии с целью увеличения прибыли и сокращения транспортных расходов.

2. Повышение сохранности перевозимых грузов

3. Соблюдение установленных сроков доставки

4. Безопасность перевозок

5. Фирменное транспортное обслуживание

6. Сокращение расходов за счет улучшения использования грузоподъемности и вместимости вагонов, концентрации грузовой работы, комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, маршрутизации перевозок, внедрения АСУ


7. Эффективное взаимодействие с другими видами транспорта

8. Выполнение всех заявок на перевозки грузов

9. Соблюдение транспортного законодательства

Доставка груза выполняется от склада отправителя до склада получателя различными транспортными средствами в различных условиях.

Вся сеть железных дорог Российской Федерации разделена на дороги (Октябрьская, Московская и др.). Железные дороги стыкуются с различными видами транспорта: автомобильным, водным, авиационным, трубопроводным.

1. По видам сообщения

· Прямое железнодорожное сообщение - перевозки между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной или более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.

· Прямое смешанное сообщение - перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформляемому на весь маршрут следования.

· Перевозки в непрямом смешанном сообщении - перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

· Перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта - перевозки в прямом* и непрямом* международном сообщении - между РФ и иностранными государствами, в том числе транзит по территории РФ, в результате которых пассажиры, груз и т.д. пересекают Государственную границу РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ

*в прямом международном сообщении перевозки осуществляются между железнодорожными станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.

* в непрямом международном сообщении перевозки осуществляются через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

· Специальные железнодорожные перевозки - перевозки, предназначенные для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

· Воинские железнодорожные перевозки - перевозки воинских частей и подразделений воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу.

2.По виду отправки

· Мелкая – по массе груза от 20 кг до 20 т, занимающая не более половины объема кузова крытого вагона или контейнера, половину площади полувагона или платформы.

· Сборная повагонная отправка – состоит из грузов, допущенных к совместной перевозке в универсальном вагоне по одному перевозочному документу.

· Групповая – груза достаточно для загрузки двух или более вагонов (однородные грузы с мест необщего пользования, в адрес одного получателя).

· Маршрутная – для перевозки груза требуется состав поезда определенной массы и длины, проходящий не менее 1 технической сортировочной станции без переработки, т.е. сортировки.

· Контейнерная - партия груза, размещенная в 3,5,10,21,24,30 т контейнере.

3. По скорости доставки (срочности перевозки)

· Грузовая скорость – скорость приведена в «Правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом» и зависит от дальности перевозки

· Большая скорость в ускоренных поездах V=500 км/сут

4. По способу упаковки или физическим свойствам груза.

· Тарные упаковочные – принимаются по счету мест

· Штучные – без тары по счету мест

· Навалочные - без счета мест, но, при необходимости, можно сосчитать количество мест, исключение составляют уголь, руда, кокс.

· Насыпные (зерновые)

· Тяжеловесные, у которых масса одного места больше 500 кг

· Негабаритные

· Сверх негабаритные

· Живность

· Опасные

· Смерзающиеся

5. По месту выполнения грузовых операций.

· Места общего пользования.

· Места необщего пользования.

6. По способу выполнения грузовых операций

· Силами и средствами железнодорожного транспорта (МЧ перевозчика)

· Силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей

· Силами и средствами предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) на местах необщего пользования

· Силами и средствами транспортно-экпедиторских компаний

7. По принадлежности вагонов, контейнеров

· Общий парк (собственность ОАО «РЖД»)

· Собственность частных компаний.

· Собственность компаний зарубежных стран

Определяет права, обязанности и ответственность перевозчика, инфраструктуры, владельцев МНОП (предприятий, организаций, учреждений) и граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Краткий исторический обзор.

1885 г. – Общий устав Российских железных дорог

1920 г. – Устав железных дорог РСФСР

1927 г. – Устав железных дорог СССР

1998 г. – Транспортный устав железных дорог РФ (Федеральный закон)

2003 г. – Устав железнодорожного транспорта РФ (Федеральный закон)

1. Общие положения

Даны определения перевозчика, инфраструктуры, владельцев, МОП, МНОП, приведены виды перевозок.

2. Перевозки грузов, контейнеров и повагонными отправками грузобагажа

3. Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа

4. Железнодорожные пути необщего пользования

5. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.

6. Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа.

7. Ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров

8. Акты, претензии, иски.

9. Заключительные и переходные положения.

Планы перевозок грузов в современных условиях разрабатываются на месячный период.

«Месячный план перевозок» является оперативным планом перевозок

Обеспечивает:

1. Полное и своевременное удовлетворение платежеспособного спроса на услуги железнодорожного транспорта по перевозкам груза с наименьшими транспортными затратами.

2. Эффективное использование подвижного состава

3. Четкое взаимодействие с другими видами транспорта

Месячное планирование перевозок грузов служит основой для технического нормирования эксплутационной работы и определения следующих показателей:

· Размеры движения по железной дороге и по направлениям

· Нормативы содержания локомотивов и локомотивных бригад

· Расходы топлива и электроэнергии

· Параметры регулирования вагонных парков по роду подвижного состава для каждой железной дороги, по каждому междорожному стыковому пункту.

· Финансовые расходы на приобретение оборудования и подвижного состава

· Провозная способность железной дороги

Месячное планирование осуществляется на основании данных:

· договоров об организации перевозок грузов, заключается между крупными ГО и ж.д;

· на основании заявок ГО на перевозку грузов по всем видам сообщений;

· на основании маркетинговых исследований и прогнозирования погрузки по номенклатурным группам грузов.

Заявки предоставляются в систему фирменного транспортного обслуживания или напрямую от крупных грузоотправителей через систему ЭТРАН-клиент. Все заявки в системе фирменного транспортного обслуживания классифицируются:

· По каждой станции отправления

· По каждой номенклатуре грузов

· По виду отправки (повагонная, мелкая, контейнерная, маршрутная)

· По принадлежности вагонов

· По видам сообщения

Заявки на перевозку грузов в прямом и непрямом международном сообщении через пограничные станции представляется отдельно по каждой пограничной станции, а при смешанном сообщении (железнодорожно-водном) по каждому пункту перевалки.

Грузоотправитель отправки составляет заявку на перевозку груза в необходимом количестве и предоставляет перевозчику не менее чем за 10 дней до начала перевозки в прямом сообщении и за 15 дней во всех видах международного и смешанного сообщений (в бумажном виде). Срок действия заявки не более 45 дней.

Перевозчик обязан рассмотреть заявку в двухдневный срок с момента поступления и дать решение:

· Согласовано

· Отказать

· Согласовано частично

Заявка передается владельцу инфраструктуры, рассматривается:

· не более 5 дней – при перевозке в прямом сообщении

· не более 10 дней – во всех видах международного и смешанного сообщения

и возвращается грузоотправителю.

В целях организации своевременного выполнения принятых заявок на перевозку грузов перевозчик осуществляет непрерывное оперативное планирование на погрузку по конкретным дням срока действия заявки.

Заявка содержит следующие данные:

· перевозчик – наименование и его код согласно ОКПО (общероссийский классификатор предприятий и организаций)

· период – срок действия заявки

· вид отправки (повагонная, контейнерная, мелкая, маршрутная)

· станция отправления, код

· номенклатурная группа груза

· вид сообщения

· грузоотправитель – полное наименование и код ОКПО

· плательщик

· принадлежности вагона, контейнера

· дата погрузки

· станции назначения, коды вагона, род страны назначения

Учет выполнения заявки производится по «Учетной карточке» формы ГУ-1. Она ведется представителем перевозчика по каждому грузоотправителю на основе согласованных заявок. Подписывается ежедневно или в дни погрузки обеими сторонами (грузоотправителем и перевозчиком)

Грузовые железнодорожные тарифы,
их значение и система построения.

Основной задачей планирования грузовых перевозок является установление предстоящих объемов, структуры и направлений. От размеров перевозок зависят объем работы подвижного состава, эксплуатационные расходы и доходы дорог, а также контингент. Структура перевозок грузов и грузооборота обуславливает потребность в вагонах разных типов и размеры поставки нового подвижного состава. Правильно составленный план перевозок является важнейшим условием высокого качества всего транспортного плана. Поэтому на основе плана перевозок определяются, по существу, показатели всех остальных разделов, т.е. плана работы подвижного состава, плана эксплуатационных расходов, плана по труду, плана материально-технического обеспечения и т.д.

В плане перевозок можно выделить:

    объемные показатели (отправление, прием, прибытие, сдача, перевозки, грузооборот);

    качественные показатели (средняя дальность перевозок, средняя густота перевозок, грузооборот нетто).

Отправление (погрузка) определяется суммированием размеров отправления (погрузки) по всем станциям и участкам отделения дороги.

Прием грузов с других отделений дорог рассчитывается также суммированием размеров приема грузов с других отделений дорог по всем стыковым пунктам.

Прибытие (выгрузка) и сдача грузов по отделению дороги определяются суммированием аналогично отправлению и приему.

Перевозки - показатель, определяющий объем продукции транспорта. Их можно определить двумя способами: суммированием отправления и приема с других отделений дороги или как сумму прибытия и сдачи на другие отделения дороги.

Перевозки распределяются по видам сообщений:

    местное - перевозки между станциями внутри дороги;

    вывоз - отправление грузов на другие отделения дороги (определяется как разность отправления и местного сообщения);

    ввоз - прибытие грузов с других отделений дороги (определяется как разность прибытия и местного сообщения);

    транзит - перевозка грузов, поступивших с других отделений дороги и следующих через данное отделение дороги на другие отделения дороги. Транзит можно определить несколькими способами: прием минус ввоз, либо сдача минус вывоз, либо общие размеры перевозок минус остальные виды сообщения (ввоз, вывоз, местное).

Планирование перевозок по видам сообщений необходимо для правильного расчета оборота вагонов, а также эксплуатационных расходов и доходов отделения дороги, потому что отделение дороги выполняет не одинаковое количество операций, связанных с перевозками грузов в разных сообщениях.

Правильность расчетов по составлению плана перевозок можно проверить по отдельным станциям и отделению дороги в целом.

Проверка по станциям и участкам:

погрузка + прием = выгрузка + сдача.

Проверка по отделению дороги:

выгрузка + сдача на другие отделения = погрузка + прием с других отделений.

В плане грузовых перевозок устанавливаются также грузовые потоки (густота перевозок) по участкам - общие и по направлениям (туда и обратно).

Густоты равны средней арифметической величине из густот на входе и выходе с участка в каждом направлении.

Произведение густоты грузопотока на длину участка дает объем грузооборота по участку. Грузооборот по отделению дороги определяется как сумма размеров грузооборота по отдельным участкам.

Грузооборот нетто важный показатель плана перевозок т. к. он характеризует полезную работу по перевозкам.

Средняя густота, или средняя грузонапряженность - это средний грузопоток, проходящий через единицу длины линии в единицу времени (год). Она равна грузообороту нетто дороги, деленному на эксплуатационную длину отделения дороги.

Средняя дальность перевозки - это среднее расстояние следования одной тонны груза в пределах отделения дороги. Она может определяться делением грузооборота нетто на размеры перевозок по отделению дороги.

Планирование является одной из основных задач управления транспортировкой. В сфере транспортировки разрабатываются стратегические, тактические и оперативные планы. Стратегическое планирование транспортировки выражается в формировании стратегических целей транспортных операторов и целей логистики в части транспортного обеспечения для компаний - владельцев товаров. В любом случае выполнение транспортировки должно вносить вклад в результативность функционирования всей цепи поставок, а для этого необходимо формирование оптимальных схем доставки товаров.

Выбор наилучшей схемы доставки осуществляется в рамках тактического и оперативного планирования транспортировки. Одной из задач планирования транспортировки является формирование маршрутов движения транспортных средств. Рассмотрим виды маршрутов и способы их планирования на примере автомобильного транспорта.

Под маршрутом движения понимается путь следования транспортного средства при выполнении перевозок. Маршруты разделяются на маятниковые и кольцевые.

Маятниковый маршрут - это маршрут, при котором путь следования транспортного средства (автомобиля) между двумя пунктами неоднократно повторяется. Маятниковые маршруты подразделяются на маршруты с обратным холостым (без груза) пробегом (р = 0,5); с обратным не полностью груженым пробегом (0,5 < (5 < 1,0); с обратным груженым пробегом (Р = 1,0, где р - коэффициент использования пробега автомобиля, определяемый как отношение пробега с грузом к общей длине маршрута).

Кольцевой маршрут - это маршрут следования транспортного средства по замкнутому контуру, который соединяет несколько отправителей и (или) получателей. Разновидностью кольцевых маршрутов являются развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты, организуемые в тех случаях, когда масса груза, получаемая или отправляемая пунктами маршрута, меньше грузоподъемности транспортного средства. При движении автомобиля по развозочным (сборным) маршрутам производится постепенная выгрузка (погрузка) груза. На сборно-развозочном маршруте выполняется одновременная погрузка и выгрузка грузов.

Исторический экскурс

В период централизованного планирования и регулирования экономики, которое было характерно для советского периода, планирование перевозок между производителями и потребителями продукции осуществлялось с помощью оптимизационных задач, прежде всего транспортной задачи и задачи маршрутизации.

В этот период основной целью решения транспортной задачи было оптимальное, обеспечивающее минимальные в масштабах страны затраты на перевозки, закрепление потребителей за поставщиками. В основном такая задача применялась для планирования перевозок массовых грузов: удобрений, строительных грузов, продукции машиностроения и т.п.

Целью задачи маршрутизации перевозок, например, на автомобильном транспорте являлась минимизация общего пробега транспортного средства в течение смены (дня или другого периода) посредством решения двух задач управления: во-первых, планирования ездок транспортных средств, выполняющих перевозки массовых грузов; во-вторых, планирования и организации движения при развозочных, сборных или развозочно-сборных маршрутах. Задача планирования ездок становилась актуальной в случае, когда автомобиль в течение смены (дня) должен перевезти груз от одного или нескольких отправителей нескольким получателям по маятниковым маршрутам. При развозке товаров со склада в магазины, сборе тары решалась задача коммивояжера (второй тип задач маршрутизации, в которой наиболее важным является порядок объезда пунктов маршрута).

В 1990-е гг. произошли коренные изменения в экономике страны, выразившиеся в снижении объемов производства, разукрупнении и приватизации предприятий, что привело к нарушению прежних связей между поставщиками и потребителями. Основная масса автотранспортных предприятий стала насчитывать не более 10 ед. подвижного состава, а в целом на транспорте обозначилась тенденция уменьшения объема перевозок. Например, при внутригородских перевозках автомобиль в 75- 80% случаях стал выполнять один рейс в течение одного рабочего дня, что сказалось на снижении трудоемкости диспетчеризации транспортного процесса. Параллельно происходила реструктуризация парка автомобилей в пользу малотоннажных и большегрузных транспортных средств.

По мере развития рыночной экономики для повышения эффективности транспортного процесса потребовались новые подходы к организации перевозок. Это привело к появлению нового направления, которое часто называют "транспортной логистикой". С развитием теории управления цепями поставок интегрированное управление всеми вопросами доставки товаров относится к задачам транспортировки в цепях поставок, которая включает в себя и вопросы транспортной логистики.

Для описания транспортных ситуаций, возникающих при планировании доставки, исходя из соотношения количества потребителей и поставщиков определены схемы организации перевозочного процесса (табл. 8.4).

Таблица 8.4.

На основе выделенных трех схем организации перевозочного процесса определяются задами, позволяющие получить оптимальный план доставки груза, а также порядок их решения.

Вопросы практики

В настоящее время в структуре грузооборота около 80% составляют мелкопартионные грузы, которые перевозятся, как правило, по маятниковым или по развозочным (сборным, сборно-развозочным) маршрутам. Опрос, проведенный авторами на ряде предприятий автомобильного транспорта, расположенных в Северо-Западном регионе России, позволил выявить наиболее распространенные схемы организации перевозок. Результаты опроса представлены в табл. 8.5.

Таблица 8.5. Схемы организации доставки: результаты опроса

Результаты опроса, представленные в табл. 8.5, показывают, что 52,0% предприятий выполняют перевозки по кольцевым развозочным или сборным маршрутам и 31% - по маятниковым маршрутам. Только 17% опрошенных представителей предприятий отметили сложную схему организации движения "несколько мест погрузки и разгрузки", 80% из которых занимаются междугородными перевозками, и указанная схема работы с заказчиками возникает из-за необходимости снизить транспортные издержки посредством увеличения степени использования автомобиля по грузоподъемности или грузовместимости.

Дальнейшие исследования и опросы перевозчиков и представителей других предприятий показали, что в настоящее время классическая транспортная задача решается только для крупных фирм, имеющих сеть складов или филиалов; средние и мелкие предприятия применяют транспортную задачу для уменьшения транспортных затрат при массовой перевозке сырья или готовой продукции. Решение задачи маршрутизации актуально и в настоящее время особенно при внутригородских перевозках.

3.1. Принципы планирования грузовых перевозок

Планирование грузовых перевозок подразделяется на перспективное, текущее и оперативное.

Перспективное (стратегическое ) планирование включает в себя разработку основных направлений и показателей деятельности на длительный период от 5 до 15 лет. При этом расчеты выполняются на основании прогнозов развития экономических и социальных процессов в регионе и анализа рыночной конъюнктуры.

Текущее планирование составляется на год. В этом случае возможный объем работы и необходимые для его выполнения ресурсы рассчитываются на основании имеющихся и подготовленных к заключению договоров. При расчете ресурсов используют коэффициент запаса, который должен учитывать выработку ресурса ПС и возможность выполнения внеплановых заказов.

При составлении годового плана работы АТО рассчитываются следующие показатели (по типам ПС): 1) коэффициент выпуска и использования парка АТС; 2) автомобиле-дни в работе; 3) возможные объемы перевозок; 4) годовой пробег, в том числе с грузом; 5) требуемые ресурсы для поддержания АТС в работоспособном состоянии; 6) расход топлива и ГСМ; 7) себестоимость перевозок.

Оперативное планирование это конкретизация плановых заданий по времени выполнения, в пространстве (по местам выполнения производственных заданий), по специфике технологии и организации производства управляемого объекта (структура ПС, ПРМ, выбор технологии и т.д.). Оперативное планирование включает в себя разработку планов работы в целом АТО и конкретных АТС и водителей на месяц, неделю и смену. В процессе оперативного планирования решаются следующие задачи:

 расчет провозных возможностей АТО;

 расчет оптимальных маршрутов движения ПС;

 составление почасовых графиков работы ПС;

 составление плана работ по клиентуре;

 расчет предполагаемых затрат и необходимых ресурсов для выполнения перевозок;

 составление сменно-суточного плана работы АТО, графика выпуска ПС на линию и оформление путевой документации.

Основным документом оперативного планирования является сменно-суточный план.

Сменно-суточный план при сдельном использовании ПС включает в себя следующие показатели: номер заявки или договора на перевозку; наименование заказчика; наименование груза, расстояние и объем перевозки; пункт погрузки и пункт выгрузки груза, способ выполнения ПРР; время подачи ПС под первую погрузку; количество выделенных АТС по маркам по плану и фактически (фактические показатели заполняются после обработки путевой документации); объем выполненной работы (количество ездок, перевезенных тонн груза, общий пробег и пробег с грузом).

При повременном использовании ПС в сменно-суточном плане отражается время предоставления и продолжительность работы АТС у заказчика по маркам ПС.

3.2. Задачи оптимизации и их место в планировании перевозок

Одним из главных путей повышения эффективности работы AT является выбор из множества вариантов использования АТС оптимального, т.е. наилучшего. В зависимости от вида решаемой задачи принимается показатель, для которого стремятся найти наилучшее значение (например, минимальный пробег АТС, максимальная прибыль и т.д.). Такой показатель называется критерием оптимальности и является функцией независимых параметров (исходных данных) задачи F = F (x 1 , x 2 ,..., х п ).

Показатели и характеристики, на значения которых наложены ограничения, являются также функциями независимых параметров и называются функциями ограничений, которые могут задаваться в виде равенств и неравенств:

R i = R i (х 1 , х 2 ,..., х n ) = 0; R i = R i (х 1 , х 2 ,..., х n ) 0; x k  0.

Совокупность формул, позволяющая для заданного набора значений параметров х 1 , х 2 ,... , х n рассчитать значения функций ограничений и критерия оптимальности, называется математической моделью .

Для получения оптимальных решений применяют различные математические методы. В связи с тем, что в качестве критерия оптимальности, как правило, используют экономические показатели, такие методы носят название экономико-математических . Классификация методов, применяемых при оптимизационном планировании перевозок, представлена на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Классификация основных методов оптимального

планирования перевозок

Линейное программирование – это математическая дисциплина, с помощью которой выполняются анализ и решение экстремальных задач с линейными связями и ограничениями. Здесь термин «программирование» является синонимом термина «планирование», т.е. подразумевается составление плана оптимального решения задачи.

Таким образом, экономическое содержание задач линейного программирования – отыскание наилучших способов использования наличных ресурсов, когда условия задачи выражаются системой линейных уравнений, содержащих неизвестные только первой степени. Многие задачи планирования грузовых автоперевозок имеют именно такое содержание. Например, закрепление грузополучателей (ГПП) за грузоотправителями (ГОП), распределение автомобилей по объектам и маршрутам и т.д.

В математической форме общая задача линейного программирования состоит в максимизации или минимизации линейной функции

F = с 1 х 1 + с 2 х 2 +... + с п х п

от п вещественных переменных х 1 , х 2 ,... , х п , удовлетворяющих условиям неотрицательности (х 1 > 0, х 2 > 0,..., х п > 0) и т линейным ограничениям

Среди ограничений могут одновременно встречаться знаки «», «» и «=». Значения с i , а ij , b j предполагаются известными.

К математическому программированию относятся также и методы нелинейного программирования. Соответствующие задачи в этом случае описываются нелинейными уравнениями. Для решения задач, относящихся к классу задач нелинейного программирования, приходится применять сложные алгоритмы, на практике реализуемые только при помощи ЭВМ.

Некоторые задачи планирования грузовых автоперевозок связаны с принятием ряда последовательных и поэтапных решений. Для решения таких задач используются методы динамического программирования, в основе которых лежит совокупность приемов, позволяющих находить оптимальные решения, основанные на вычислении последствий каждого из принятых решений и выработке оптимальных стратегий для последующего решения.

В решении планово-экономических задач находят также применение методы, базирующиеся на теории вероятностей, математической статистике и теории массового обслуживания. При построении стохастических моделей исходят из вероятностной трактовки экономического процесса и его параметров. При этом каждой входящей в модель величине приписывается не одно какое-либо число, а указывается вероятностный закон распределения значений этой величины и характеристики этого распределения (математическое ожидание, дисперсия и т.д.).