Организация деятельности учреждений социального обслуживания. Система социального обслуживания населения в России Классификация учреждений социального обслуживания

Введение

В настоящее время в России очень противоречивая и многоаспектная ситуации как морально-психологическая, социально – экономическая, так и духовная. Экономика нестабильна. Тенденции неблагополучия (в том числе социальной девиации) проявляется все сильнее. Численность людей с доходом ниже прожиточного минимума не уменьшается. Зато дифференциация населения по доходам обостряется. Все это требует того, чтобы государство и общественные объединения неправительственных организаций приняли должные меры. Во-первых, меры в сфере формирования системы обеспечения социальной безопасности и социальной защиты населения.

Одна из наиболее значимых тенденций социальной политики сегодня – это становление системы социального обслуживания, а также обширное применение в работе с населением современных технологий и методов. В одних работах социальное обслуживание населения анализируется как очень результативная социальная технология, которая способствует результативной социальной поддержке граждан в обстановке непростой социальной экономической ситуации, нелицеприятно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, в иных работах – как новейшая парадигма социальной работы, в третьих – как принципиально важный сектор социальной сферы.

Анализируя процесс становления социальной профессии, науки и практики, ее теоретики говорят, что в современных условиях социальное обслуживание уступает в качестве одной из парадигм социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности.

По мере быстрого формирования команд квалифицированных социальных работников и других специалистов в сфере социальной педагогики, социальной работы и психологии и создания и усовершенствования сети территориальных социальных служб возможность реализации социального обслуживания в условиях современной России становится реальной и заметной.

Социальное обслуживание понимается во всех странах мира по-разному, очень часто этот термин имеет различное содержание.

В «Законе о социальном обслуживании» в Финляндии под социальным обслуживанием понимают множество социальных услуг, средствами поддерживающих существование, социальных пособий и связанных с ними действий, служат укреплению социальной обеспеченности и способствуют развитию сообщества, семьи, отдельного человека.

Ситуация в российском социальном обслуживании показывает, что теоретическое обоснование содержания и сущности социального обслуживания семьи, женщин и детей, других категорий населения находится под защитой.


1. Система социального обслуживания

Система социального обслуживание населения определяется не просто совокупностью учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью составляющих, а именно: межведомственная взаимосвязь, определенный порядок взаимодействия органов социального обслуживания, обоснованные действия всех учреждений в пользу поддержки различных слоев населения; определенный способ устройства региональной упорядоченной множества учреждений, связанных общими функциями, целями, задачами; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, сопоставление усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, проявляющихся в основном в степени эффективности социальных услуг и удовлетворенности клиентов социальных служб.

Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» внесли новое представление о сущности социального обслуживания населения.

В статье 1 федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяется, что социальное обслуживание выражает собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских, социально правовых, социально-бытовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудном житейском положении. Статьи Закона, раскрывающие основное содержания видов социального обслуживания, а именно: социального обслуживания в стационарных условиях, материальной помощи, социального обслуживания на дому, предоставления временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативной помощи, социального патронажа граждан и семей – наиболее важны для общества.

Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» значительно расширяет и уточняет представление о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества.

Его цель – регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, что является одним из основных направлений усилий по социальной защите населения. «Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах» – так определяется предмет в этом законе.

Социальное обслуживание охватывает всю совокупность социальных услуг, предоставляемых инвалидам и гражданам пожилого возраста в учреждениях социального обслуживания (вне зависимости от форм собственности) на дому.

Основные принципы социального обслуживания: совокупность, конфиденциальность, гуманность, адресность, добровольность, приоритетность, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; соблюдение прав человека и гражданина.

Закон предоставляет возможность получения социальных услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей. Эти услуги включаются в территориальный и федеральный перечень социальных услуг, обеспеченных государством.

Термин «социальное обслуживание» описывает некоторый идеальный объект. Исходя из системных его свойств, социальное обслуживание – это множество подсистем и элементов. С другой точки зрения, социальное обслуживание является видом социальной деятельности, реализующейся по средствам сети социальных служб, взаимодействующих друг с другом для достижения переходных и конечных целей предоставления социальных услуг клиентам.

1.1 Понятие и принципы социального обслуживания

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для ее функционирования: Федеральный закон от 10.12.95 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Федеральный закон от 02.08.95 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и др.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание государственными социальными службами предоставляется бесплатно (в объемах, определенных государством):

o Несовершеннолетним детям, которые пребывают в трудной жизненной ситуации по причине инвалидности, конфликтов и жестокого обращения в семье, болезни, сиротства, безнадзорности, мало обеспеченности и т.д.

o Гражданам, не способным к самообслуживанию по причине инвалидности, преклонного возраста, болезни, или если они не имеют родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, – при условии, что среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации из-за безработицы, стихийных бедствий, катастроф;

Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.

Право на социальное обслуживание имеют:

· граждане РФ;

· иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.

1.2 Принципы социального обслуживания

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах.

Адресность , т.е. предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах – миграционная служба, о лицах без определенного места жительства – органы внутренних дел и пр.

Доступность . Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.

ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание (ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”).

О.с.о. в субъектах РФ создаются и действуют с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети О.с.о. и в соответствии с правилами организации деятельности О.с.о., их структурных подразделений.

В систему социального обслуживания входят:

  • - О.с.о., находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
  • - О.с.о., находящиеся в ведении субъекта РФ;
  • - негосударственные (коммерческие и некоммерческие) О.с.о., в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
  • - индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

Государственные (муниципальные) О.с.о. создаются в форме учреждений. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ 83 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” определяет три типа государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные и автономные. Все три типа учреждений - государственные или муниципальные и отличаются по степени финансовохозяйственной самостоятельности и независимости от государства.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Решение о создании бюджетного или казенного учреждения принимается в порядке, установленном:

  • 1) Правительством РФ - для федеральных бюджетных или казенных учреждений;
  • 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для бюджетных или казенных учреждений субъектов РФ;
  • 3) местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Учредителем бюджетного или казенного учреждения является:

  • 1) Российская Федерация - в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения;
  • 2) субъект РФ - в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта РФ;
  • 3) муниципальное образование - в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.

Решение о создании негосударственной организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Негосударственная организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, предусмотренной учредительным документом, гражданам и юридическим лицам за плату, а также вести иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.

Казенные учреждения могут осуществлять приносящую доходы деятельность, но доходы, полученные ими от этой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы.

Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Финансовое обеспечение деятельности О.с.о. субъекта РФ осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ за счет средств бюджета субъекта РФ, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Автономное учреждение, в отличие от казенного и бюджетного учреждений, вправе открывать не только лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (финансовых органах), но и счета в кредитных организациях. Кроме того, учреждениям данного типа разрешено размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами.

Бюджетное учреждение, как и автономное, отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (за исключением недвижимого и особо ценного движимого).

Казенные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенных учреждений несет собственник имущества.

В государственных О.с.о. создаются попечительские советы. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом О.с.о. в соответствии с законодательством РФ на основании примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания.

Координация деятельности и общее методическое обеспечение проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере социального обслуживания осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ).

Н.Н. Стрельникова, Л.И. Кононова

Лит.: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”; Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования”; Топчий Л.В. Организация социального обслуживания населения. М., 2008; Управление в социальной работе: Учебник для бакалавров / Под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2014.

Виды учреждений социального обслуживания

Социальная служба, представляющая собой систему, состоит из специализированных учреждений, задача которых заключается в обслуживании соответствующих групп населения.

Территориальные центры в этой системе занимают важное место и осуществляют свою деятельность в пределах различных административных единиц страны – область, город, микрорайон и др.

Функции управления социальным обслуживанием осуществляются на подведомственных территориях органов социальной защиты. Подразделения социального обслуживания в структуре центров различны и могут включать отделения дневного пребывания престарелых граждан и инвалидов, помощь на дому, срочную социальную помощь и др.

Социальная помощь центров комплексная – психологическая, юридическая, реабилитационная, медико-социальная и др. Такая территориальная служба может быть государственной, негосударственной, муниципальной, т.е. независимо от формы её собственности.

Надо сказать, что сеть предприятий социального обслуживания развивается, появляются новые их виды, а это значит, что есть возможность охватить больший перечень социальных проблем различных слоев населения.

Учреждения социального обслуживания финансируются из бюджета. Их финансовые средства формируют:

  • бюджетные отчисления соответствующего уровня в размере 2% расходной части бюджета;
  • выделение поступлений из фонда социальной поддержки части средств;
  • поступления из федерального бюджета для выполнения уставных задач;
  • за счет перераспределения средств между комитетами и отделами служб;
  • средства из областного и местного бюджетов для обеспечения целевых мероприятий;
  • благотворительные пожертвования, взносы предприятий, общественных организаций, поступления от благотворительных акций.

Деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей

Поддержка и защита института семьи относится к важному аспекту социально-экономических процессов.

Организация социальной помощи семье со стороны государства, муниципалитетов, общественных организаций выражается в том, что расширяются возможности семьи для решения жизненно-важных задач.

Идет расширение и установление связей семьи с организациями и социальными институтами, обеспечивающих ресурсами и поддержкой.

Оказывается эффективное и гуманное содействие семье, происходит развитие самопомощи на территориях субъектов.

Функциональная общая схема выглядит как система взаимодействия семьи с государственными, общественными, конфессиональными и частными структурами.

Задачи реализации программ семейной политики в регионах увязываются с планами развития учреждений социального обслуживания, создаются горизонтальные структуры системы социальной помощи семье с учетом специфических особенностей регионов. Организаторам социальных служб районного уровня важно знать потребности населения в таких услугах, учитывая при этом тип семьи и её острые проблемы и отношение к такой службе.

При этом опыт работы с семьей показывает, что комплекс социальных услуг в районе должен предоставляться и детям и родителям.

В отличие от районных, областные учреждения выполняют ещё научно-методические функции. Областной центр, например, зная ситуацию на месте, свои рекомендации может направить во властные структуры.

Государственная служба этого вида социальной помощи имеет свои функции:

  • это, прежде всего, аналитическая функция, задача которой состоит в изучении проблем контингента семей, а также членов коллектива;
  • планово-организационная функция, связана с планированием и организацией социального обслуживания;
  • функция управленческая обеспечивает контакт с государственными органами по решению проблем клиента и добивается этого решения, дает оценку результатам проведенных мероприятий;
  • информационная функция знакомит население с новыми решениями государства по социальной защите и сообщает о возможностях службы.

Замечание 1

Помощь семье в этих службах может иметь различные формы, например, телефоны доверия, пункты неотложной психиатрической помощи, неотложной помощи при острых психических состояниях и др.

Помощь, оказываемая социальными учреждениями семье, может быть прямой и опосредованной.

Первая непосредственно направляется на защиту прав и интересов клиента, второй вид помощи предоставляется через социальное окружение клиента – это семья, друзья, рабочий коллектив и др., а также через государственные организации и фонды.

В структуре центра социального обслуживания семьи могут быть различные подразделения, включая отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической, медико-социальной, психолого-педагогической помощи, профилактики детской безнадзорности.

Социальные услуги оказываются неполным, многодетным, малообеспеченным семьям. В зоне их внимания также находятся дети и подростки, оказавшиеся в трудных семейных условиях, дети-сироты, дети с физическими и психическими отклонениями, инвалиды.

Деятельность учреждений социального обслуживания пенсионеров

Замечание 2

Конституция РФ гарантирует право гражданам на социальное, в том числе пенсионное обеспечение в старости.

Пенсия представляет собой денежное пособие, которое граждане получают из общественных фондов потребления.

Основанием для начисления пенсии является старость, потеря кормильца, потеря трудоспособности, выслуга лет.

Выплаты по достижении пенсионного возраста производятся ежемесячно. Пожилые люди получают социальное обслуживание в соответствии с этическими международными принципами организации труда.

Социальная работа с данной категорией граждан опирается на Федеральный Закон от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ».

На основании закона в сферу социальных услуг входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги, а также материальная помощь, социальная реабилитация и адаптация пожилых людей.

Отделения социальной защиты населения выявляют и ведут учет, осуществляют социальную поддержку, предлагают и обеспечивают платные услуги.

Ряд других учреждений тоже выполняют функцию социальной защиты и помощи. К этим учреждениям относятся: дома-интернаты, дома для престарелых одиноких людей, больничные отделения для людей хронически больных, различного типа стационары, дома ночного и дневного пребывания, геронтологические центры и др.

Новым элементом в системе стационарных учреждений страны стали специальные дома для постоянного проживания как одиноких пожилых людей, так и супружеских пар, нуждающихся в соответствующей помощи.

Специальный дом для пенсионеров выполняет следующие функции:

  • создает благоприятные условия для проживания и самообслуживания;
  • предоставляет постоянную социально-бытовую и медицинскую помощь;
  • создает необходимые условия с целью поддержания активного образа жизни и посильной трудовой деятельности.

Замечание 3

Как показывает опыт, организация специальных домов для пожилых супружеских пар и одиноких престарелых людей относится к перспективному решению проблем пожилых граждан.

Социальная защита населения нашей страны, ограничившаяся в 90 –х годах оказанием социальной поддержки престарелым и инвалидам, предоставлением социальных выплат и льгот, претерпела существенные качественные изменения. Население России заплатило высокую социальную цену за политические и экономические преобразования, проведённые в стране в последнее десятилетие ХХ века. Резкое падение промышленного и сельскохозяйственного производства, разразившийся социальный и нравственный кризис отразились на жизни большинства семей. Катастрофически упали их реальные доходы и уровень потребления, реформа ценообразования уничтожила трудовые сбережения. Значительно увеличились масштабы преступности, стремительно, подобно эпидемии, распространились наркомания, проституция, беспризорность детей.

Также произошли существенные перемены в формировании гражданского общества. Одной из них стало возникновение и развитие социальной работы – подлинного общественного феномена, превратившегося в неотъемлемую часть российской действительности.

В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учётом специфики различных регионов Российской Федерации.

Россия, являющаяся в соответствии с Конституцией социальным государством, сумела в чрезвычайно сложных социально-экономических и финансовых условиях создать основы для развития полноценной системы социального обслуживания населения.

Формирование системы социального обслуживания населения потребовало не только новой концепции социальной работы, но и огромных усилий по подготовке необходимых кадров, обеспечению нормативно –правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением деятельности социальных служб. Сегодня в отрасли трудятся более 450 тыс. социальных работников, которые ежедневно сталкиваются с необходимостью оказания помощи людям, оказавшимся в критической жизненной ситуации. Помогая ветеранам, инвалидам, женщинам, детям, они вносят немалый вклад в нормализацию социальной ситуации в стране.

Сохраняющиеся проблемы в экономике обусловливают рост потребности населения в социальной защите. Социально – экономическая ситуация объективно предопределяет масштабность и направления работы отрасли, вынужденной постоянно наращивать объемы социального обслуживания, развивая систему в целом.

Итак, учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством РФ. Государственные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Учреждениями социального обслуживания являются независимо от форм собственности:

1) Комплексные центры социального обслуживания населения;

2) Территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) Центры социального обслуживания;

4) Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) Социальные приюты для детей и подростков;

7) Центры психолого-педагогической помощи населению;

8) Центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) Центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) Дома ночного пребывания;

11) Специальные дома для одиноких престарелых;

12) Стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13) Геронтологические центры;

14) Иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов РФ. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ.

Тарифы на социальные услуги, оказываемые населению государственными социальными службами, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.

В соответствии со ст. 16 Закона об основах социального обслуживания населения бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1) Гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;

2) Гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3) Несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Более конкретные перечни категорий граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно, содержатся в законодательстве о социальном обслуживании субъектов РФ.

Поскольку пока порядок предоставления государственными социальными службами бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг органами государственной власти субъектов Федерации не определен, ориентиром здесь может служить Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами, утвержденное постановлением Правительства РФ № 739.

Порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ. До принятия соответствующих нормативных актов следует руководствоваться Положением о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденным постановлением Правительства РФ № 473.

При этом для определения права на бесплатное или на условиях частичной оплаты социальное обслуживание ведущее значение имеет прожиточный минимум, установленный для данного региона. Законом о прожиточном минимуме определено, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах РФ определяется ежеквартально. Указанные величины прожиточного минимума должны устанавливаться в порядке, установленном законами субъектов РФ.

В соответствии с Положением социальные услуги предоставляются на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания бесплатно:

Одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут в связи с отдаленностью проживания, мало-обеспеченностью, болезнью и другими объективными причинами обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии ниже регионального прожиточного минимума;

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Социальные услуги предоставляются на условиях частичной оплаты:

Одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона;

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии составляет от 100 до 150% регионального прожиточного минимума;

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150% регионального прожиточного минимума.

При этом ежемесячный размер частичной оплаты социальных услуг, предоставляемых на дому, не должен превышать 25% от разницы между получаемой указанными гражданами пенсией (среднедушевым доходом семьи) и прожиточным минимумом, установленным для данного региона.

Ежемесячный размер частичной оплаты социальных услуг, предоставляемых в полустационарных условиях, не должен превышать 50% от разницы между получаемой этими гражданами пенсией (среднедушевым доходом семьи) и региональным прожиточным минимумом.

Ежемесячная оплата социальных услуг, предоставляемых в стационарных условиях, производится в размере, не превышающем 50% разницы между получаемой пенсией или среднедушевым доходом и прожиточным минимумом, установленным для соответствующего региона.

Прочим гражданам социальные услуги предоставляются на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания на условиях полной оплаты.

В оплату (частичную или полную) социальных услуг, предоставляемых лицам пожилого возраста и инвалидам, не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ, получению образования в пределах государственных образовательных стандартов и обеспечению соблюдения санитарных правил в учреждениях социального обслуживания.

Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) принимается администрацией учреждения социального обслуживания на основании представляемых гражданами пожилого возраста и инвалидами или их законными представителями документов, с учетом величины прожиточного минимума, установленного для соответствующего региона, а также платы, взимаемой за стационарное обслуживание.

При оказании социальных услуг на условиях частичной или полной оплаты учреждения социального обслуживания обязаны заключать с гражданами пожилого возраста и инвалидами или с их законными представителями договоры установленной формы, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые должны быть предоставлены услуги, а также порядок и размер их оплаты.

Необходимо отметить, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных учреждениях социального обслуживания включает не только оплату социальных услуг, но и, кроме того, затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, а также содержание предоставляемых жилых помещений

А теперь, поговорим о проблеме социального обслуживания в России и пути их решения.

Немало существует проблем в сфере социального обслуживания пенсионеров:

С одной стороны, медленно развивается платное социальное обслуживание, а с другой - существует опасность абсолютизации платных услуг, по сравнению с объемом платных услуг доля бесплатных услуг сокращается;

Острой остается проблема очередности на получение мест в учреждениях (около 12 тысяч человек нуждаются в получении социальных услуг в условиях стационара и около 100 тысяч человек - в нестационарных условиях);

Недостаточно развита сеть хосписов, в том числе хосписов на дому;

Актуальной является проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Вместе с тем в ближайший период востребованность социальных услуг пожилыми гражданами, прежде всего, по объективным причинам будет возрастать;

Работа действующих учреждений социального обслуживания нуждается в значительном улучшении, в пополнении специалистами, в совершенствовании правовой и улучшении материально-технической базы;

Требует должного внимания проблема переподготовки и повышения квалификации специалистов и обслуживающего персонала в учреждениях социального обслуживания нового типа.

Для улучшения социального положения пенсионеров, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, планируется строительство и реконструкция указанных учреждений. В качестве ключевых объектов выбраны геронтологические центры, дома-интернаты общего типа, подлежащие перепрофилированию в геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры, а также стационарные учреждения.

Еще одной очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с пожилыми людьми, является отсутствие информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт.

Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.

В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, безработица, малообеспеченность.

Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования.

Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.

Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.

Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций и др.).

Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры.

Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах.

В области защиты инвалидов - одной из самых уязвимых категорий, необходимы:

увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации;

увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве;

оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.

В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию.

В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся, уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ ПредисловиеЦели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий» (ФГУП «Рособоронстандарт», до 8 июля 2005 г. - ФГУП «ВНИИстандарт»)2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения»3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 535-ст4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федеральных законов Российской Федерации:от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;от 10 декабря 1995 г, № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».Кроме того, в стандарте были использованы материалы, изложенные в письме Минтруда России от 5 января 2003 г. «О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», направленном органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕИнформация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет Содержание

ГОСТ Р 52498- 2005

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Социальное обслуживание населения

Классификация учреждений социального обслуживания

Social service of the population. Classification of the organisms for the social service