Тренинг «Этика делового общения. Тренинг «Лидерство и деловое общение Упражнение «Конструктивная критика»

Тренинг «Эффективное взаимодействие в команде»

Цели программы:

Создать в неформальной обстановке оптимальную структуру взаимодействия между сотрудниками и подразделениями компании для обеспечения дальнейших согласованных действий.

Ощутить необходимость позитивного восприятия изменений, которые внедряются в компании.

Обучить участников тренинга навыкам эффективного командного взаимодействия.

Дать инструменты эффективной коммуникации в процессе внедрения изменений.

Создать предпосылки для усиления позиции ответственности в связи с изменениями.

Участники в результате смогут:

  • · Осознать эффективность совместной работы в команде.
  • · Освоить коммуникативные приемы и технологии, повышающие эффективность совместной работы.
  • · Использовать на практике модель предотвращения и управления конфликтами различных уровней.
  • · Повысить мотивацию к достижению общих целей в работе.

Дополнительными эффектами этого тренинга является творческий импульс, переосмысление каждым участником своей роли в команде, целей, задач и перспектив развития команды. Также тренинг помогает выявить скрытые ресурсы и выйти на новый уровень взаимодействия. Кроме того, в процессе работы участники овладевают системой навыков достижения целей, что включает: знание - что и зачем делать, умение - как делать, желание - мотивацию делать.

Методы работы:

Предлагаемая программа предусматривает активное вовлечение участников в процесс обучения, на основе методов групповой работы. Тренинг представляет собой обучающую программу, основным результатом которой является получение навыков эффективной работы в команде. Большинство упражнений построены таким образом, что результат работы группы зависит от усилий каждого, поэтому участникам «приходится» действовать вместе «единой командой».

Рассмотрению принципов эффективной работы в команде посвящено приблизительно 30% времени тренинга, 70% - занимают практические упражнения, ролевые и командные игры.

Участники получают легкий в использовании материал, который остаётся у них и помогает в работе после тренинга.

Основные элементы программы: 1 часть- 70% практики (игр), 30% теории.

  • 1. Команда, как форма взаимодействия сотрудников компании.
  • · Что такое команда. Модель команды
  • · Отличия команды от группы людей.
  • · Преимущества и ограничения командной деятельности.
  • · Какие выгоды дает применение командной работы на предприятии.
  • · Создание культуры «мы» и командного духа.
  • 2. Построение структуры эффективной команды.
  • · Этапы построения команды.
  • · Формальное и неформальное лидерство. Несколько лидеров в команде. Принципы взаимодействия.
  • · Психологические типы и эффективное распределение ролей в команде для оптимального достижения результатов.
  • 3. Как легко «войти» в изменения.
  • · Системный подход к управлению изменениями.
  • · Причины возникновения изменений в организации.
  • · Формула изменения. Основные сложности, связанные с изменениями.
  • · Типология поведения личности в период изменений.
  • · Причины сопротивления изменениям: пять факторов реакции на изменения.
  • · Преодоление сопротивления изменениям.
  • · Поддержка изменений. «Рамка результата» как инструмент управления при изменениях.
  • 4. Формирование командного духа.
  • · Позитивное отношение к своей работе.
  • · Условия, необходимые для создания командного духа: ответственность, лояльность и инициативность.
  • · Различные понимания ответственности. Что необходимо, чтобы все могли быть ответственными. Ответственность каждого сотрудника за окончательный результат и успех банка. Ответственность как выбор.
  • 5. Эффективная коммуникация в команде.
  • · Правила эффективного взаимодействия.
  • · Навыки построения конструктивного взаимодействия.
  • · Контекст борьбы и контекст сотрудничества. Партнерство и стратегия «выиграть-выиграть».
  • · Предотвращение и управление конфликтами в команде. Что такое конфликт. Как возникают конфликты. Какие бывают конфликты. Модели успешного разрешения конфликтов.
  • · Гибкость и принятие - основа конструктивного взаимодействия в новых условиях.
  • · Необходимость и задачи обратной связи.
  • 6. Подведение итогов дня.

Подведение итогов и систематизация полученных знаний и навыков на тренинге в игровой форме.

2 часть - Игра-квест на природе (100% практики).

Сценарий игры определяется после предварительной встречи! Это один из вариантов.

Игра-квест - «Разведка боем»

Участники игры делятся на 2 команды и отправляются на маршрут, выполняя в процессе задания, направленные на командную работу и сплоченность. Задания интересные, не однотипные и подчас совершенно неожиданные. Игра на эмоциях способствует более «тесному» знакомству и продуктивному взаимоотношению между участниками.

Методы работы: Квест организован в виде активной игры. Группу ведут специально подготовленные тренеры-инструкторы. Задания и правила формулируются таким образом, чтобы группа получила максимальный опыт во взаимодействии на пути к достижению цели.

Тренер-инструктор предоставляет группе максимум свободы в работе и вмешивается в ход событий только в случаях необходимости, направляя и координируя работу и ход обсуждений в группе.

Его задача сделать так, чтобы люди в группе как можно больше делились своими переживаниями, эмоциями и уроками друг с другом, открывали в себе и партнёрах новые качества, создавали новые доверительные отношения и осознали все преимущества работы в единой команде.

Сценарий игры " Разведка боем"

Формальная цель игры: "Проторить дорогу" и дойти до цели, найти сокровище.

Коллектив делится на 2 части по функциональному признаку: разведчики и последователи.

Задача общая - пройти все этапы, собрать все ключи и найти клад. Каждый этап это одно или несколько упражнений - игр, выполняя которые команда получает ключ. Необходимо собрать 5 «основных» и 2 «вспомогательных» ключа. Чем отличаются «основные» и «вспомогательные» ключи остается тайной для всех участников до конца игры. «Вспомогательные» ключи возможно и не пригодятся. Ключ выдается только при условии прохождения этапа отрядом «последователями». После того как будут собраны все ключи, всей команде предстоит найти и сам клад. Это можно сделать по подсказкам, которые также будут спрятаны на территории игры.

Задача команды "разведчиков" - в обозначенных местах пройти задания, решить задачи и оставить для "последователей" некоторые элементы подсказок (т.е. написанный алгоритм прохождения задания). Разведчики не собирают ключи. Они проходят этап и оставляют после себя подсказку - алгоритм, и идут дальше.

Задача "Последователей" - двигаться по тому же маршруту «по следам разведчиков». Они проходят этапы с учетом оставленной записки разведчиков, а в конце каждого этапа получают ключ. Ключ выдается только при условии прохождения этапа «последователями».

Последний этап - поиск клада, «разведчики» и «последователи» проходят вместе.

Достигнуть игровой цели можно, только пройдя весь маршрут всеми отрядами и собрав все ключи. Время на прохождения всего маршрута и поиска клада будет ограничено.

В то время, когда отряд «разведчиков» решает первое основное задание, отряды «последователей» проходят разминочные подготовительные упражнения.

Структура проведения:

  • 1. Вступительная беседа и инструктаж. Формирование отрядов.
  • 2. Разминка.

Цели разминки: подготовиться к дальнейшей работе, установить контакт между участниками на физическом и психологическом уровнях, установить контакт между группой и тренером-инструктором, получить опыт совместной работы. А так же это - проверка на «прочность», понимание друг друга, и первое представление о способностях участников.

Разминка включает в себя общефизические упражнения «Доверие» и др.

Эти упражнения позволяют осознать и проработать такие категории, как выбор, доверие, ответственность, безопасность, ценность каждого участника.

3. Командные упражнения.

Условия для выполнения командных упражнений максимально способствуют формированию командного духа. Участники активно работают с такими категориями, как ориентация на результат, значимость каждого человека в команде, умение слушать и слышать каждого человека, гибкость в ведении переговоров с членами команды, умение прийти к согласию, разрешение конфликтных ситуаций, поддержка друг друга, ответственность.

Количество упражнений определяет главный инструктор, исходя из состояния группы и процессов в каждый конкретный момент времени.

Список упражнений: «Паутина», «Лабиринт», «Хвост рулит головой», «Все на борт», «Слепые числа», «Отравленный воздух», «Стройка», «Пожар», Лыжи» и др.

Заключительная игра.

Для выполнения этого упражнения все отряды объединяются в одну большую команду. Данный этап проходит в виде квеста. Для того, чтобы найти клад команда пользуется подсказками, которые они находят на территории игры. Первую подсказку они получают от тренера. Для того, чтобы достигнуть цели, людям необходимо использовать все уроки предыдущих этапов, полная вовлеченность каждого участника команды и желание победить.

4. Эмоциональная связь.

На этом этапе участники тренинга учатся эмоционально понимать настроение друг друга, оказывать эмоциональную поддержку. Для этого предлагается упражнения «Горячий стул», «Аквариум».

5. Заключительное торжество.

Участники обмениваются мнениями, делятся впечатлениями и выводами, сделанными за этот день. Благодарят друг друга за сделанные открытия и полученные результаты.

  • Эмоциональный интеллект в коммуникации. Мифы об эмоциях на работе и эмоциональном интеллекте. Четыре навыка эмоциональной компетентности. «Положительные» и «отрицательные» эмоции в работе руководителя. Стереотипы об эмоциях, препятствующие развитию эмоционального лидерства. Учет эмоционального фактора в процессе принятия решений.
  • Развитие эмоциональной грамотности. Осознание эмоций. Классификация эмоциональных состояний и глобальная драма эмоционального интеллекта.
  • Эмоциональные законы бизнес-коммуникации. Восемь уровней сложности бизнес-коммуникации: какие существуют сложности при деловом общении и как их преодолевать?
  • Управление групповой дискуссией. Алгоритм управления дискуссией.
  • Закон «Карта не равно территория» и как он влияет на достижение согласия в коммуникации?
  • Как задавать сложные вопросы и общаться с сотрудниками в конфликтных ситуациях. Нюансы задавания вопросов: почему иногда люди не хотят отвечать на вопросы и как это изменить?
  • Намерение при задавании открытых вопросов. Типы намерений и их влияние на эффективность коммуникации.
  • Нюансы использования техник активного слушания.
  • Алгоритм эффективной коммуникации: нюансы использования в различных ситуациях делового общения.
  • Управление эмоциями других. Типовые ошибки и правила.
  • Противодействие сильной агрессии в деловом взаимодействии.
  • Техничность и искренность в коммуникации: как быть естественным, используя алгоритмы, приемы и техники?

Новогоднее предложение:

  • При оплате до 31 декабря 2019 открытого тренинга проходящего в январе-феврале 2019 - скидка 25%*
  • Приводи друга (физ.лицо) на тренинг этой зимой - скидка 20%* каждому!
  • Отправить 2 сотрудников (юр.лицо) - скидка 15%* , трех сотрудников - скидка 20%*

    * скидки не суммируются со скидками постоянных клиентов и другими действующими скидками

Скидки:

Скидка - 20% при оплате тренинга за 2 месяца до начала тренинга
Скидка - 10% при оплате тренинга за 1 месяц до начала тренинга

Дополнительные скидки:

Стоимость тренинга для НКО обсуждается с менеджером.
При направлении участников от компании от 3х и более скидка 10%.

При пост-оплате скидки отсутствуют.

«Социально – психологический тренинг общения и взаимодействия»

Выполнила: педагог – психолог

МБОУ СОШ №2 Рудкова Ю.К.

Подпись________

Общая цель социально – психологического тренинга - повышение компетентности в сфере общения - конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами.

В зависимости от приоритета задач, на которые направлен социально – психологический тренинг, он может приобретать различные формы. Все многообразие этих форм условно можно разделить на 2 больших класса:

1) ориентированные на приобретение и развитие специальных навыков, например умение вести деловую беседу, разрешать межличностные конфликты и др.;

2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, например коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения, развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей, анализировать ситуации группового взаимодействия.

Процесс приобретения новых навыков и опыта осуществляется при активном участии членов группы. Принцип активности, реализующийся в социально – психологическом тренинге, предполагает не усвоение готовых знаний и приемов, а самостоятельную выработку более эффективных навыков общения.

Другой важный принцип социально – психологического тренинга - принцип обратной связи, на котором строится приобретение нового перцептивного, эмоционального и когнитивного опыта. В практике социально – психологический тренинг эмпирически выделены условия, являющиеся необходимой предпосылкой конструктивной обратной связи, например описательный, а не оценочный характер обратной связи, ее неотсроченность, специфичность, релевантность потребностям и получающего и отправляющего, реализация ее в контексте группы.

Социально – психологический тренинг проводится в группах по 8-12 человек под руководством психолога, прошедшего специальную подготовку. В процессе социально – психологического тренинга применяются различные методические приемы: групповая дискуссия (базовый методический прием), ролевые игры, невербальные методики и др. Использование в ходе занятий видеозаписи существенно повышает эффективность социально – психологического тренинга, предоставляя участникам наряду с обратной связью, полученной от других членов группы, объективную обратную связь.

Актуальность заключается в том, что наряду с осуществлением специфических для социально – психологического тренинга задач в таких группах, как и при других видах тренинга, в процессе непосредственного группового взаимодействия приобретаются знания в области психологии личности, группы, общения, взаимоотношений, складывающихся между людьми, развиваются способности адекватно и полно воспринимать себя и других людей, повышается чувствительность к групповым процессам и вырабатываются навыки использования этого опыта в дальнейшей жизни.

Методическая разработка социально – психологического тренинга.

«Социально – психологический тренинг эффективного общения и взаимодействия».

Цель тренинга: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

    Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

    Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

    Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

    Осознание себя командой.

1 этап.

Цель – создание в тренинговой группе атмосферы доброжелательности и работоспособности

Вступительная лекция:

Притча « Мальчик и морские звезды».

« Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеяними на много километров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это же просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души…

Здравствуйте, меня зовут Рудкова Юлия Константиновна, мы начинаем тренинг, который называется «Социально – психологический тренинг эффективного общения и взаимодействия».

Замечательно…, Сейчас я предлагаю вам послушать правила нашего тренинга:

1.Один говорит – все слушают.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4.Уважать одноклассников (не обзывать, называть по имени).

5. Я – высказывание.

6. Безоценочность суждений.

7.Говорить спокойно.

8. Активность.

9. Правило «стоп».

10. Конфиденциальность.
- Все ли согласны с данными правилами, может быть у кого - то есть ещё какие – либо предложения? Предлагаю приступить к нашему тренингу.

Упражнение №1«Паутинка»

Цели: Эта игра помогает детям познакомиться друг с другом и в ходе веселого и приятного общения занять свое место в группе. Поэтому ее хорошо использовать в начале совместной работы. Наряду с этим "Паутина" - прекрасный опыт для прочувствования сплоченности группы.

Материалы: Клубок ниток.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свое свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе... (Возьмите клубок в руки и начните игру сами.)

Меня зовут Юлия, и я очень люблю танцевать... (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок ребенку, сидящему напротив.)

Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему.

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с детьми обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. "Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?"

После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к Вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться при попытке распустить паутину. В таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно "связаны между собой".

2 этап.

Цель – конкретизация общей цели социально – психологического тренинга каждым участником группы.

Упражнение разминка «Поменяйтесь местами»

Цель: разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: -«Поменяйтесь местами» те, кто... (например умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Упражнение «Представь оппонента».

Цель: узнать участников группы, научиться слушать и слышать товарища.

«Сейчас я попрошу вас разбиться на пары, но определенным образом: выбрать в пару нужно того человека, с которым вы меньше всего общаетесь».

Дети делятся на пары.

«Теперь я прошу вас повернуться друг к другу и в течение четырех минут рассказывать о себе товарищу, по две минутки на человека».

Дети начинают общаться, в это время ведущие достают материалы: Бумагу и карандаши.

«Теперь я прошу вас опять собраться в круг. Сейчас я раздам вам листочки и попрошу вас нарисовать вашего товарища, в рисунке желательно отразить все то, что вы услышали: его интересы и любимые дела, все то, что он успел о себе рассказать» Дети рисуют своего оппонента.

«Теперь каждый по очереди кладет рисунок в центр круга и по нему рассказывает все то, что он узнал о товарище».

Рефлексия упражнения: Выскажитесь по кругу, понравилось ли вам слушать о себе со стороны? Приятно ли вам то, что о вас сказали и т.д., Кто узнал что-то новое о своих товарищах?

3 этап.

Цель – осознание психологических идей, способов которые предлагаются группе. Продвижение каждого участника, активизация его в группе.

Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало»

Цель: общение с помощью невербалики.

Идея упражнения принадлежит Г. И. Марасанову. В чем же суть процедуры? Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет "смотреть в зеркало".

Инструкция:

- Твоя задача только по отражению в "зеркале", точнее в двух "зеркалах", определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два "зеркала", разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе "зеркало" – говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим "зеркалом".

После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает "зеркалам" более подробную инструкцию:

- "Зеркала" встают рядом у стены. Основной игрок перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение "зеркалами" происходит по очереди. Сначала работает молчащее "зеркало". Если основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает "говорящее зеркало" и произносит одну – только одну! – фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова – можно по-другому – отражает молчащее "зеркало" и так далее. Задача игрока – угадать человека за спиной как можно быстрее.

Для "зеркал" есть определенные условия. Молчащее "зеркало" фактически не ограничивается в способах "отражения" человека за спиной основного игрока. Но не стоит акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.

Упражнение «Упрямая сороконожка»

Цели:

Проверить на опыте эффективность партнерства в условиях коммуникации и в ее отсутствии, влияние договора на достижение групповой цели;

Выявить лидерские возможности игроков;

Побудить командные эмоции взаимоподдержки, ответственности, сплоченности.

Инструкция: все участники собираются в центре игровой площадки, создав круг, лицами - наружу круга. Берутся за руки, образуя живое кольцо.

На протяжении первого этапа игры нельзя общаться - разговаривать, обмениваться информацией. Каждый из игроков определяет для себя место в пределах игровой площадки, куда бы он хотел добраться. Это место может находиться не только напротив играющего, но и сзади него или в любой другой стороне. По команде тренера каждый должен попытаться как можно скорее достичь намеченного им места и остаться там не менее 3 с. После того как все игроки команды побывали на облюбованных местах, можно сообщить тренеру о выполнении группового задания. Чем скорее команда справится с заданием, тем лучший результат будет зафиксирован в итоге игры.

Завершая объяснение правил, тренер еще раз напоминает о том, что общение между участниками в любой форме категорически запрещено. Кроме того, всякий раз, когда игроки расцепят руки, тренер остановит продвижение группы до полного восстановления живого кольца. (Затраченное время включается в общее время игры и, безусловно, ухудшает результат.) Если не возникает вопросов, то командой «Старт!» можно начинать игру. Когда тренер получил от команды сообщение, что каждый из участников добрался до намеченной цели, он объявляет результат - сколько времени заняло выполнение групповой задачи.

Переходим ко второму этапу. Здесь те же правила, за исключением одного существенного изменения: игрокам разрешено разговаривать, они могут выработать какую-то групповую стратегию.

Проводится второй этап, по завершении которого тренер вновь объявляет команде результат.

Завершение: обсуждение игры.

Что вам понравилось в игре?

Что вызвало затруднения?

Прокомментируйте, пожалуйста, результаты первого и второго этапов. В чем, по-вашему, причина именно таких результатов?


Упражнение «Путаница»

Цель:освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

Инструкция: участники протягивают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке одного игрока оказывается рука другого. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью отнесясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями. Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. Из опыта известно, что в 90% случаев задача, как бы она ни казалась сложна на первый взгляд, выполнима. Редкий случай - узел, распутать который не представляется возможным. Так что в ходе игры тренер ведет две роли:

- поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу, поощряет проверку различных вариантов действия;

Завершение:

Когда задача решена или время истекло, группа вместе с тренером подводит итоги игры.

Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы?

Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным? Как относится группа к этому явлению?

Упражнение «Восточный рынок»

Цели:

Помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;

Снизить чувство напряженности благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и теперь»;

Обратить внимание участников друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях.

Инвентарь: лист бумаги, ручка/карандаш на каждого игрока.

Инструкция:

Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке «Али-Баба и сорок разбойников»? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание «восточный рынок»?

Крики...

Запах еды и пряностей...

Яркость, буйство красок...

Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже...)

Замечательно! Так вот, именно на такой рынок мы с вами и попадем через несколько минут. Но сперва нам необходимо подготовиться.

Каждый получает лист бумаги и ручку/карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем на две половинки. Их в свою очередь опять сгибаем пополам и разрываем. Получили по четыре куска бумаги. Их тоже складываем и разрываем. Теперь у (6:) каждого в руках восьмушки листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно напишем свое имя и фамилию. Теперь каждую записку сложим текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты. Горка записок, сложенных в центре комнаты, тщательно перемешивается тренером.

Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый подойдет к куче записок и произвольно вытянет восемь штук.

Затем, в течение 5 мин., вам придется уговорами, спорами, путем обмена… найти и вернуть себе - купить - все восемь листков с вашим именем. Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросов нет?

Начали!

Игра начинается. Она сопровождается активнейшим контактом между игроками, криками, смехом и т. д. Тренер время от времени поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей игры.

Итоги упражнения:

Что вам понравилось, а что - нет в прошедшей игре?

Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений, «агрессивный маркетинг», взаимный обмен, попытку обмануть партнера?

Попытайтесь теперь назвать имена товарищей, которые вам удалось запомнить!

Упражнение «Словарь эмоций»

Цель: развитие возможностей в вербализации эмоциональных состояний.

Дополнительные цели тренера: внесение элемента соревнования.

Инструкция. Сейчас мы объединимся в команды: первую, вторую и третью. (Тренер формирует команды по номерам.) В деловом взаимодействии зачастую возникают эмоциональные состояния, которые бывает трудно определить. Часто партнер или мы сами оказываемся в неопределенном состоянии: эмоция возникла, но понять, что происходит с нами (или с партнером), мы не можем. Что-то неопределенное, какая-то тревога, смятение чувств, неясный отзвук какого-то чувства... Между тем эти эмоции нарушают ясность коммуникации, вносят «эмоциональный шум».

Необходимо не игнорировать возникшее эмоциональное состояние, а квалифицировать и признать его - по двум причинам: 1) для того, чтобы это эмоциональное состояние стало менее интенсивным и благодаря этому перестало быть помехой пониманию; 2) для того, чтобы это эмоциональное состояние, будучи названным и понятным, стало важным сигналом, способствующим более точному пониманию партнера и самого себя.

Каждая команда в течение 10 минут должна составить как можно более длинный список эмоциональных состояний. Это будут и не отрицательные, и не положительные эмоции, а промежуточные - например, заинтересованность, нетерпение, взволнованность. Эти состояния содержат в себе элементы и положительных, и отрицательных эмоций. Например, взволнованность может сочетать в себе воодушевление и нервозность, нетерпение - это и предвкушение радостного события, и тревожное ожидание чего-то неприятного. Интерес может быть «сладким» и мучительным... Итак, каждая команда придумывает список из эмоций, сочетающих в себе элементы позитивных и негативных переживаний. Допустимо, если какой-то из этих элементов будет перевешивать. Главное, чтобы присутствовали и те, и другие элементы. Есть ли какие-нибудь вопросы? На эту работу дается 10 минут. По истечении 10 минут тренер предлагает командам начать. Каждая команда называет одно состояние. Если это состояние уже было названо другой командой, повторять его нельзя. Вы просто должны будете вычеркнуть его из своего списка. При обсуждении итогов упражнения тренер может задать вопрос: «Какие новые состояния вы для себя открыли?» Как правило, участники обращают внимание на то, как беден их повседневный язык, в котором для описания состояний редко используются иные слова, кроме «нормально» или «неважно». Участники вновь открывают для себя такие слова, как смятение, сумбур, азарт, наслаждение опасностью, сосредоточенность, озабоченность, озадаченность, удивление, напряженное ожидание, неуютно, дискомфортно.

В процессе обсуждения тренер может коснуться также вопроса о том, что вербализация чувств может совершаться с разной степенью почтительности по отношению к партнеру.

Упражнение « Слепой и поводырь»

Цель: знакомство со зрительной депривацией, развитие чувствительности, восприимчивости к партнеру.

Инвентарь: повязки на глаза.

Инструкция:

Участники упражнения разбиваются на пары. Партнер ищется с закрытыми глазами.

Задание включает в себя две части.

А) Участники, нашедшие друг друга, определяются со своими ролями. Один из них становится "слепым" (надевается повязка на глаза), а второй – "поводырем".

Внимание! "Поводырей" следует проинструктировать по вопросам безопасности и правилах ведения "слепого".

Между "слепым" и "поводырем" осуществляется контакт за руку.

"Слепой" знакомится с различными объектами, находящимися в комнате, знакомится с пространством помещения, изучает встретившихся ему людей, ощупывает стены и поверхности различных предметов, получает возможность выйти в коридор.

Б) Происходит обмен ролями. "Слепой" становиться "поводырем", и наоборот.

Первоначально между "слепым" и "поводырем" осуществляется контакт за руку, который, через некоторое время, заменяется исключительно аудиальным.

Участники не ограничиваются в перемещениях, получают возможность изучения тренингового помещения. При этом "слепому" дается установка на поиск новых, особенных ощущений.

По окончании упражнения участники делятся своими ощущениями.

"Кому приходилось сложнее, "слепому" или "поводырю"?"

"С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения упражнения?"

4 этап.

Цель - получение каждым участником группы обратной связи личностного плана. Завершающий этап.

Упражнение « Подарок»

Дарить и принимать подарки - это искусство, которому, как и всякому другому искусству, можно и нужно научиться, так как это является проявлением внутренней культуры человека. При этом вовсе не важно, дарите ли вы дорогой подарок или просто милый сувенир.

Подарок должен быть выражением нашего хорошего отношения к человеку, а не средством успокоения нечистой совести. Умение дарить подарки говорит о том, как развито у человека умение любить другого.

Начиная с тренера, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и дарит его своему соседу справа (путевку на черное море, украшение, торт, цветок и т.п.).

Дыхательные упражнения«Релаксация»

Глубокое дыхание позволяет расслабиться вне зависимости от мыслей, которые одолевают человека. Не зря в фильмах, прибывшие на место действия полицейские или врачи, советуют потерпевшим в первую очередь глубоко и ровно дышать. В стрессовых ситуациях дыхание учащается и организму не хватает кислорода. Глубокое дыхание способствует поступлению этого жизненно важного газа в мозг и во все клетки в нужных объемах.

Инструкция:

Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Попробуйте расслабить плечи и верхние мышцы груди, когда дышите.

«Рисунок группы»

Цель: отражение эмоций на листе бумаги.

Инвентарь: карандаши, фломастеры, ватман

В центр круга ставится коробка с цветными карандашами и фломастерами.

Инструкция: « Предлагаю вам взять карандаши или фломастеры и нарисовать на ватмане то, что ему захочется, те впечатление которые оставил сегодня наш тренинг, тем самым завершить нашь день рисунком, Рисунком нашей группы». Участники группы начинают рисовать.

Притча «О кофе».

Приходит к отцу молодая девушка и говорит:

Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой. В одну бросил морковь, в другую положил яйцо, в третью насыпал размолотые зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе.

Что изменилось? – спросил он свою дочь.

Морковь и яйцо сварились, а зерна кофе растворились в воде. – ответила она.

Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи.

Посмотри, твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились. Они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств – кипятка. Так и люди – сильные внешне, могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…

А кофе? – спросила она.

О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили её – превратили в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

Заключение

Разработка данного социально – психологического тренинга предназначена для учащихся 5 – 11 классов.

Ожидания результативности тренинга:

    снятие тревожности -90%

    налаживание межличностных отношений – 85%

    уважение к одноклассникам – 95 %

    Увеличение позитивных эмоций – 100%

    Развитие эмоций взаимоподдержки, ответственности, сплоченности - 80 %

Список литературы

    Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

    Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. –– М: Ось-89, 1999. – 176 с

    Кипнис М. Тренинг коммуникации. - М.: Ось-89, 2004. - 128 с.

    Книге «Психогимнастика в тренинге» (СПб.: Речь, 1999), Часть II, «Тренинг сенситивности»

    Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг М.: Когито-Центр, 2007. - 93 с.

    Клюева П.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль, 1992.

Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4 - М.: Генезис, 1999.- 160 с: ил.

Информирование о существовании ролевой модели по Э. Берну. Согласно теории известного психолога Э. Берна личность состоит из трех основных компонентов. В каждый отдельный момент времени мы находимся в одном из состояний, соответствующих этим ролям личности.

  1. Дискуссия:
  • Как вы думаете, что характерно для каждой из ролей (что свойственно каждой роли).

Сухой остаток: Для эффективного взаимодействия и управления эмоциональным состоянием важно учитывать информацию о структуре личности по Э. Берну (Родитель, Ребенок, Взрослый)

  1. Упражнение «Рукопожатие»

Цель: Распознавание ролевых позиций в момент тактильного контакта.

Инструкция:

Группа свободно распределена по аудитории. Выбирается один из участников, он становится напротив всех остальных, закрывает глаза и протягивает руку вперед. Остальные по - одному подходят и пожимают ему руку. Его задача: всех присутствующих объединить в 3 группы: взрослого, ребенка или родителя на основе внутреннего ощущения (из какого состояния человек пожимал руку). Участники расходятся на три соответствующие группы. Участников эксперимента может быть 3-4.

Обсуждение:

  • Выбирали ли Вы какую-нибудь стратегию взаимодействия перед рукопожатием?
  • Как вы думаете, почему Вы определены в эту группу?
  • Что этому способствовало?
  • Насколько этот выбор совпадает с Вашей обычной ролевой позицией?

Сухой остаток: В каждый момент времени я могу быть разным. Мое восприятие себя может не совпадать с тем, как воспринимают меня другие. Я могу управлять впечатлением о себе.

Экспериментирование с проявлением разных ролей

1. Упражнение «Вербальные и невербальные проявления»

Работа в группах.

Цель: Выявить вербальные и невербальные проявления особенностей ролевых позиций.

Инструкция:

Объединить участников в 3 группы: Родители, Дети, Взрослые. Каждая группа определяет невербальные и вербальные проявления, выражающие особенности ролевых позиций. Затем от каждой группы выступает по одному представителю и сообщают мнение группы.

Обсуждение:

  • Что влияет на выстраивание эффективного взаимодействия?
  • Какие трудности возникали в определении проявлений каждой ролевой позиции?
  • Какие вербальные и невербальные проявления наиболее эффективны для взаимодействия?

Сухой остаток: Для каждой из ролей характерны свои поведенческие и речевые проявления, которые помогают отличить роли друг от друга. Это помогает выстраивать эффективное взаимодействие.

Принятие позиции Взрослого как эффективный способ управления эмоциональным состоянием

  1. 1. Упражнение «Я - Взрослый»

Цель: Проработать разные роли и осознать, какая из них оптимальна для выстраивания эффективного взаимодействия в ситуации конфликта.

Инструкция :

Участники работают в парах. В паре один из участников берет на себя роль конфликтующего, другой участник отвечает из трех ролей: Ребенка, Родителя, Взрослого. Каждый из участников должен побывать в роли конфликтующего. На каждое отреагирование в конфликтной ситуации с позиций: Ребенка, Родителя, Взрослого дается по 3 минуты.

Обсуждение:

  • Что помогло Вам договориться в конфликтной ситуации?
  • Кто в конфликтной ситуации в большей степени может повлиять на выстраивание отношений «взрослый-взрослый»
  • Какой формат общения будет оптимальным (Р-Р, Р-В, В-В и т.д) в конфликтной ситуации?

Сухой остаток: Позиция Взрослого является наиболее оптимальной для взаимодействия в ситуации конфликта. Отвечая из позиции Взрослого легче снизить негативное отношение со стороны конфликтующего и договориться. Важно не подстроиться к конфликтующему, а перевести его в состояние общения «взрослый-взрослый».

Типичные схемы взаимодействия

Мини-лекция «Типичные схемы взаимодействия»

Параллельное взаимодействие: В-В, Р-Р, Д-Д, Р-Д, Д-Р

Перекрещивающееся взаимодействие: Стимул: Взрослый обращается к взрослому, Ответ: Ребенок к Родителю или Родитель к Ребенку.

Каждый раз, высказываясь, мы находимся в каком-то конкретном состоянии и обращаемся к конкретному состоянию партнера. Отвечая, партнер тоже находится в определенном состоянии и обращается к нашему состоянию.

Если партнер отвечает из того состояния, к которому мы обращались и его реплика адресована к нашему актуальному состоянию, то разговор может продолжаться долго, конструктивно и не влиять на эмоциональное состояние партнеров.

Трансакции являются параллельными, когда векторы стимула и ответа совпадают, и перекрещивающимися, когда векторы пересекаются. При параллельных трансакциях общение идет неограниченно долго (первый закон общения), при перекрещивающихся оно прекращается и развивается конфликт (второй закон общения).

Понимание особенностей ролевых позиций, обеспечивающих э ффективное взаимодействие:

Психологическая амортизация.

1. Мини-лекция «Психологическая амортизация»

См. материалы к мини-лекциям

2. Упражнение «Амортизация»

Инструкция:

1-й этап . Группа делится на две команды. В течение 5 минут команды придумывают 5 реплик из позиции Родителя и 5 реплик из позиции взрослого.

2-й этап . Один игрок перовой команды обращается к игроку другой команды с одной из реплик, задача второго применить принцип амортизации. Затем игрок второй команды обращается к игроку первой и т.д., пока все придуманные реплики не получат ответ.

Обсуждение:

Какие впечатления?

Что было трудно?

Принятие критики. Модель взрослого поведения при обвинении

1. Упражнение «Критика»

Цель: Понять собственные эмоции в момент принятия критики и научиться использовать критику с пользой для себя.

Инструкция: Участники стоят в круге. Один из участников высказывает некоторое критическое замечание тому, кто справа. Первый, кому адресовано замечание, реагирует на критику с позиции Ребенка, следующий - с позиции Родителя, третий - с позиции Взрослого. Далее по кругу: четвертый - критик, схема повторяется. Важно, чтобы каждый побывал в роли критика.

Обсуждение:

  • Что мы чувствуем и как мы реагируем, находясь в позиции Р, Реб., В, когда нас критикуют?

Работа в группах.

Все участники объединяются в 2 подгруппы. Первая группа, отвечая на вопрос: почему бывает трудно использовать критику с пользой для себя, приводит примеры из личного опыта, либо демонстрирует небольшие сценки.

Вторая группа, знакомясь с правилами принятия критики, приводит примеры из личного опыта, на каждое из правил.

Группы обмениваются мнениями.

Высказывание критики: основные принципы действенной критики

Цель: Понять собственные эмоции в момент высказывания критики. Научиться конструктивно влиять на другого для достижения собственной цели.

Инструкция: Участники стоят в круге. Один из участников высказывает некоторое критическое замечание тому, кто слева, с позиции Ребенка. Первый, кому адресовано замечание, реагирует на критику спонтанно. Далее он выступает в роли критика по отношению к тому, кто слева. Выполнение упражнения происходит по кругу, при этом, каждый критикующий высказывает замечание с позиции Ребенка.

Второй круг проходит высказывание с позиции Родителя, третий - с позиции Взрослого.

Обсуждение:

  • Что мы чувствуем и какие установки используем, находясь в позиции Р, Реб., В, когда мы критикуем?

Тренер все варианты записывает на флипчарте (данные заносятся в таблицу)

  • Что помогает понять, что цель критики достигнута?

Модель конструктивной критики

Мини-лекция.

Конструктивная критика - это подкрепленное фактами, обсуждение целей, средств или действий вашего оппонента и обоснование их несоответствия вашим целям, условиям, требованиям.

Общие характеристики:

1) Фактологичность - оцениваются возможности, факты, события и их последствия, а не личности

2) Корректность - допускаются только парламентские выражения

3) Бесстрастность - анализ производится «без эмоций», отстраненно.

Неконструктивной критикой является:

Пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека;

Грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, произведений, материальных объектов и т.п.

Риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков («когда ты прекратишь»)

Конструктивная критика, обращенная к человеку в тот момент, когда он ошеломлен неудачей, провалом и т.п.

Техники конструктивной критики:

Выражение сомнения в целесообразности (Предлагаю разместить производство ложек на местном комбинате - Полагаю, что реализация этого проекта потребует слишком больших затрат )

Цитирование прошлого случая (Наша компания планирует заключить договор на обслуживание с фирмой С. - В прошлом мы уже работали с этой фирмой и нас не устроил их уровень услуг)

Ссылка на три причины. Сообщение о том, что предложение не может быть принято по трем причинам. 3 причины - это веско. К тому же они всегда есть. Когда человек говорит «по трем причинам», он сам структурирует свое отношение к предложению. (Я не могу принять этот метод по трем причинам. Во первых, он манипулятивен и поэтому не соответствует моим внутренним убеждениям. Во вторых, для того, чтобы найти три причины мне может понадобится некоторое время, а партнер будет вынужден ждать. В третьих, этот метод слишком длинный .)

Упражнение «Конструктивная критика»

Цель: Отработка техникиконструктивной критики

Инструкция: Участники садятся в два круга: внешний и внутренний.

1 этап упражнения: Те, кто сидят во внутреннем круге в течение 5 минут перечисляют конкретные факты того, что им не нравится в человеке напротив, используя Я-сообщения. Важно отделять факты от мнений и не использовать слова, имеющие оценочный оттенок.

2 этап упражнения : Участники сдвигаются по часовой стрелке на 2 человека. Те, кто сидят во внешнем круге - проговаривают в течение 5 минут, что они чувствовали, когда слышали конструктивную критику. При этом важно помнить об использовании Я-сообщений.

3 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 3 человека. Те, кто сидят во внутреннем круге описывают свои пожелания партнеру. Например, «Я был бы Вам очень признателен, если бы Вы…….», «Я бы предпочел….»

4 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 1 человека. Те, кто во внешнем круге выражают свое позитивное отношение к личности партнера по взаимодействию. Выразите ему поддержку, как зрелой личности.

Обсуждение:

  • Какие впечатления от работы?