Про штативные головки. Штативные головки. Выбираем правильно Головка трипода

Закрыть

На непосвященный взгляд может показаться, что такая мелочь как головка для штатива имеет очень малое значение. На самом деле неподходящая головка сводит на нет все достоинства даже самого удобного штатива. Ведь именно головка влияет на то, насколько удобно поворачивать фотоаппарат при съемке и как быстро вы сможете поменять угол съемки.

При выборе штативной головки важно учитывать ее тип. Различают шаровые и 3Д головки, у каждой из этих вариантов есть свои преимущества и недостатки, позволяющие с максимальной эффективностью использовать их для того или иного типа съемки.

Шаровая штативная головка - это более простой вариант. С ее помощью можно поворачивать технику на 360 градусов по горизонтали и на 180 градусов по вертикали. Делать горизонтальные фото с фиксированным уровнем горизонта очень удобно, а вот для перемещения по вертикали фотоаппарат придется снимать и прикручивать к боковому гнезду. Поэтому шаровые головки рекомендуются для любителей пейзажной съемки. Плюсы такой модели - компактность и возможность достаточно быстро настроить нужное для съемки положение фотоаппарата.

3Д головки отличаются большими габаритами и требуют время на настройку, но позволяют перемещать камеру не только по горизонтали и вертикали, но и наклонять ее. Это очень удобно, если вы любите сложные ракурсы и оригинальные снимки, но учтите, что настроить положение камеры в одно движение с 3Д головкой не получится. Но имея определенный уровень сноровки можно расположить камеру очень точно, поэтому такой тип головок пользуется большой популярностью у спортивных фотографов и видеооператоров.

При выборе головки для штатива также следует обращать внимание на тип крепления. Различают так называемые быстросъемные головки и модели с обычным креплением на резьбе. Быстросъемный вариант позволяет за несколько секунд закрепить или снять камеру со штатива, но не обеспечивает достаточно высокий уровень надежности. Для того чтобы закрепить технику на резьбе, может потребоваться большее количество времени, но и держаться она будет намного надежнее.

Положение шаровой головки в пространстве может регулироваться при помощи разного рода рычагов и винтов. Здесь выбор зависит исключительно от ваших предпочтений. С помощью длинного рычага можно быстро осуществить полный поворот камеры, а винты позволяют провести более точную настройку угла съемки.

Если вы подбираете штативную головку под конкретный тип штатива, то стоит отдавать предпочтение тем же производителям, что и у вашего штатива. Как правило, такие изделия идеально подходят для определенной техники, хорошо закрепляются и не требуют много времени для настройки. А если вы снимаете разные типы фото, то можно одновременно приобрести шаровую и 3Д головки и менять их в зависимости от ситуации.

В предыдущей статье мы рассматривали аспекты, которые важны при выборе штатива. Сегодня же, обсудим, наверное, самую важную его деталь – штативную головку, или, как называют её фотографы «голову». Хорошая головка по стоимости не уступает штативу, а довольно часто, профессиональные, узконаправленные штативные головки и вовсе дороже.

Правильный выбор головки – это не только последующая удобная съемка. Отсутствие определенных функций, делает некоторые виды фотосъемки и вовсе невозможными. Поэтому головки разделяют по типам, в зависимости от назначения, что и определяет их конструкцию:

По названию сразу становится понятно, что основным конструктивным элементом этой головки является сферический шарнир. Именно благодаря ему, можно быстро перемещать камеру во всех направлениях, причем можно это делать в нескольких плоскостях одновременно. Положение фиксируется с помощью одного единственного винта, или защелки, у которой фактически два положения: либо камера свободно перемещается по всем осям, либо жестко зафиксирована. Однако, такая свобода перемещения одновременно является и недостатком. Очень неудобно снимать такой головкой, например панорамы, где нужно перемещение только в одной плоскости, без сдвига в других плоскостях. Также неудобно такой головкой будет снимать сюжеты, в которых очень важна точная компоновка кадра: неудобно рукой жестко фиксировать камеру, одновременно зажимая шарнир, да ещё и так, чтоб камера не сдвинулась.

К тому же, как правило, шаровые головки рассчитаны на камеры небольшого веса. Очень удобны такие головки при видеосъемке, где более важна оперативность перемещений.

3 D -головка . Этот тип головки позволяет регулировать положение камеры в трех плоскостях, независимо друг от друга. Благодаря широкому ассортименту этого вида головок, они – самые распространенные. За перемещения в каждой из плоскостей отвечает свой отдельный шарнир. Соответственно и конструктивно такая головка сложнее, соответственно и дороже. Отдельные ручки регулировки для перемещения камеры по одной из плоскостей позволят точно скомпоновать кадр, с такой головкой удобно снимать круговые панорамы. Опциально могут присутствовать градусные отметки и водяной уровень, опять же, для удобства съемки панорам и точной установки камеры в строго горизонтальном положении. Кроме того, платформа камеры может откидываться на 90 градусов, для быстрой смены положения при ландшафтной либо портретной съемке.

Панорамные головки. Являются более узкоспециализированным вариантом предыдущего вида головок. Их основное отличие – более точная возможность перемещения камеры строго по одной оси, что позволяет снимать не только круговые панорамы, но и сферические, кубические, цилиндрические. Для цилиндрических панорам дополнительно с такой головкой используется ещё и рельсовая площадка.

Макроголовки. Это самые сложные по своему строению головки. Их отличительная особенность – очень точная, буквально микронная регулировка положения камеры. Причем камера перемещается не только в стороны, но и вперед-назад. Дело в том, что когда объект съемки по размерам сравним с размером матрицы, а глубина резкости очень и очень мала, добиться точной фокусировки только фокусировочным кольцом очень тяжело. Поэтому «доводится» фокусировка с помощью кропотливого перемещения камеры по миллиметрам.

Итоги. Не экономьте при выборе головки для вашего штатива. Хорошие головки очень долговечны. Вы можете сменить несколько штативов, используя с ними одну и ту же штативную головку.

Новичкам я бы не советовал начинать с узконаправленно варианта. Покупайте что-то качественное, но универсальное, в зависимости от вашего темперамента, предпочтения в объектах и типах съемки. Большинство ваших потребностей удовлетворит функциональная 3D головка. Если вы собираетесь снимать в основном динамичные сцены, репортажи – присмотритесь к шаровой головке.

Начнем с небольшого слесарного отступления.

Несмотря на старательную стандартизацию, существуют два основных размера креплений фотоаппаратов к штативной головке и штативной головки к штативу :

    1/4-20 (диаметр 1/4 дюйма, 20 витков на дюйм)

    3/8-16 (диаметр 3/8 дюйма, 16 витков на дюйм).

Фотоаппарат/штатив: 1/4-20 в наши дни является стандартным размером крепления фотоаппарата к штативу/моноподу. Три-восьмых, насколько я знаю, использовался на среднеформатных камерах и фотоаппаратах, выпущенных в первой половине прошлого века.

Штатив/штативная головка: стандартным размером будет второй – 3/8-16.

Некоторые производители штативов выпускают модели с размером крепления штативной головки 1/4-20 (большинство штативов Slik именно такие). Для использования штативной головки со стандартным креплением на таких штативах нужен адаптер – он вкручивается в штативную головку, уменьшая размер крепления.

Противоположная ситуация (штатив с креплением 3/8 и головка на 1/4) практически неразрешима. Будьте аккуратны и проверяйте покупаемые штатив и головку на совместимость. Не пытайтесь использовать «метрические» крепления – они не подходят по количеству витков (М6 выглядит подходящим по размеру, но не совместим по резьбе).

Переходник

Штативная головка - это "завершение" штатива: предмет, к которому крепится фотоаппарат и который обеспечивает необходимое перемещение фотоаппарата по отношению к штативу. Теоретически можно использовать штатив и без головки: напрямую прикручивая фотоаппарат, но вот насколько это будет удобно?

Штативные головки бывают съемные и несъемные. Штативы "начального" уровня как правило уже укомплектованы несъемными штативными головками - они составляют одно целое. Покупая штатив и головку отдельно вы:

  • оставляете за собой право выбора (впоследствии можно внести в комплект изменения или использовать, скажем, одну головку и два штатива - одмн для прогулок, другой - для студии)
  • получаете более качественные изделия по сравнению с "готовым" комплектом (в большинстве случаев:)
  • тратите больше денег, чем на неразборный комплект.

При покупке штативной головки советую особое внимание обратить на две вещи (кроме, естественно, проверки корректной работы):

  • насколько плотно фиксируется съемная площадка: с усилием пошатайте площадку, она должна наподвижно "сидеть" в гнезде, не допускается ни "шатания" вправо-влево, ни тем более вврех-вниз (я отказался от одной головки из-за шатающейся площадки и держал в магазине в руках дорогую штативную голову именитого производителя с бракованным узлом крепления съемной площадки)
  • проверьте насколько Вы сможете мириться с "клевком" вперед, присутствующем в бюджетных штативных головках: в момент, когда вы заканчиваете компоновать кадр и отпускаете фотоаппарат, чтобы воспользоваться спусковым тросиком, связка "головка-площалка-фотоаппарат" "выбирает" всю слабину и клюет вниз на доли миллиметра - но этого достаточно, чтобы точка фокусировки сместилась.

Из всего многообразия штативных головок наиболее широко используются два типа: шаровые и 3D.

Устройство шаровой головки

Шаровые штативные головки.

Как понятно из названия, в основе конструкции лежит шар. Механизм работы шаровых головок большинства производителей довольно прост. Классическая схема щаровой головки предполагает наличие 2х регулирующих винтов: винта регулировки напряжения и винта фиксации шара. Первый регулирует "легкость" перемещения шара в незафиксированном положении (усилие, которое нужно прилагать для "перемещения" фотоаппарата, стоящего на штативе с незафиксированной головкой). Второй - фиксирует головку (и фотоаппарат на ней) в выбранном положении.

Головка состоит из корпуса, в которой находится шар. Диаметр отверстия в верхней части корпуса головки несколько меньше чем диаметр шара. С внутренней стороны это отверстие покрыто жестким пластиком (обычно Delrin*) такого же радиуса, как и шар.

Под шаром располагается коническая металлическая чаша, на которой крепится еще одна полоска жесткого пластика, такого же радиуса как и у шара.

Винты регулировки напряжения и фиксации шара сделаны коническими так, чтобы соответствовать конусу чаши. Закручивая болты напряжения и фиксации шара, мы поднимаем чашу вверх, зажимая шар между пластиком чаши и верхнего отверстия.

Для снижения веса чаще всего шар делается полым.

(*Delrin - он же полиоксиметилен, он же полиацетал, он же полиформальдегид. Что это значит – без понятия, но слова какие красивые…)

Кроме классической схемы распространение получили шаровые головки с одним фиксатором. А "развитием" основного преимущества шаровых головок - быстроты перемещения фотоаппарата в нужное положение - стали курковые шаровые головки. Manfrotto "продвигает" в массы свою "гидравлическую" шаровую головку 468MG, в которой фиксация шара происходит не механически, а через давление жидкости.

Наибольшей популярностью у профессиональных фотографов пользуются головки следующих фирм (не будь они столь дороги - стали бы предметом рассмотрения на этой страничке):

  • ArcaSwiss
  • Acratech
  • Kirk
  • ReallyRightStuff

Хвалят также

  • Markins
  • Benro
  • Dynatran

Уход за шаровыми головками: для чистки шара (по рекомендации корейского производителя Markins) следует применять WD-40. Для чистки нужно ослабить все фиксирующие винты, капнуть 2-3 капли на шар и двигать шар для проникновения WD-40; излишки с видимой поверхности шара стереть. Других рекомендаций я не встречал и успешно использовал WD-40 на шаровой головке Slik BH-800.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что любой качественный штатив комплектуется головкой, соответствующей потребностям фотографа. Только самые дешёвые штативы продаются сразу в комплекте с головкой, и она у них не сменная.


Вражеская промышленность предлагает множество видов штативных головок, тут и головки для съёмки сферических панорам, и видео головки, и разная другая экзотика, но всё же основных видов штативных головок для фотографов всего два: 3Д-головка и шаровая.

В 3Д-головке подвижки по трём направлениям контролируются тремя отдельными ручками:

А в шаровой за всё отвечает одна ручка, фиксирующая шар, разве что отдельно регулируется движение по горизонтали.

У обоих этих типов есть свои достоинства и свои недостатки, но по моему глубокому убеждению, у шаровой головки недостатков в несколько раз больше, чем достоинств. Но не нужно думать, что я собираюсь списывать её в утиль без достаточных на то оснований.

Далеко не всегда штатив используется только для предотвращения сотрясения камеры, или при съёмке на длинной выдержке, нередко штатив используется исключительно для точного позиционирования камеры, что бывает жизненно необходимо для тщательного выстраивания композиции как при пейзажной, так и при предметной, или макросъёмке.

Нередко фотограф выбрав композицию делает пробный кадр, а затем, не трогая штатив, оценивает по картинке на экране фотоаппарата то что получилось, и вносит некоторые изменения, порою весьма незначительные. И вот тут как никогда к месту оказывается предоставляемая 3Д-головками возможность менять каждый параметр отдельно, не трогая остальные. Чтобы поправить например горизонт, достаточно ослабить ручку, отвечающую за вращение камеры вокруг оптической оси объектива, и устранить завал. При этом ни поворот камеры, ни её наклон гарантировано не изменятся.

А когда фотограф имеет несчастье работать с шаровой головкой, ему приходится сталкиваться с тем, что едва ослабив ручку, фиксирующую шар, он отпускает сразу все три степени свободы. В такой ситуации, пытаясь например немного приподнять камеру, очень сложно в процессе не сместить кадр чуть левее или чуть правее, или не перекосить горизонт. Именно из-за этого работа с шаровой головкой превращается в настоящее мучение.

Вот ты, снимая городской пейзаж, пытаешься скомпоновать снимок так, чтобы сверху в кадр не лезли провода, и вертикали остались параллельны. Разумеется в тот самый момент, когда ты идеально выровнял горизонт, обрезал провода, и здания у тебя не валятся в центр кадра, вдруг оказывается, что справа в видоискатель влез совершенно уродливый телеграфный столб. Будь у тебя 3д-головка, ты бы спокойно отпустил всего одну рукоятку, контролирующую движение камеры вправо-влево, и лёгким движением руки обрезал бы столб, но с шаровой головой ты обречён начинать всё сначала. И разумеется к моменту, когда ты наконец избавился от столба, и оставил за кадром надоедливые провода, вдруг оказывается, что нужно немножечко, буквально чуть-чуть, самую капельку поправить горизонт.
Само собой, поправив горизонт, ты вдруг обнаруживаешь, что столб вернулся на место. А потом, когда внимательно следя за горизонтом, ты всё же избавляешься от столба, ты непременно обнаружишь, что теперь у тебя вверху слева чуть-чуть видны проклятые провода. И ты опять начинаешь всё сначала.

А если ещё вспомнить основной закон съёмки под открытым небом, который гласит, что "интересный свет ускользает тем быстрее, чем более прекрасный пейзаж ты снимаешь", то можно себе представить, насколько вся эта возня с шаровой головкой раздражает.
Причём нужно ещё учитывать, один маленький нюанс — если ты снимаешь например среднеформатной камерой, или тяжёлым телеобъективом, то всё это веселье усиливается в несколько раз.

А для тех, кто захочет представить себе, каково это — с шаровой головой снимать макро, я просто предложу представить себе, что все вышеперечисленные проблемы умножаются в два раза, и над самой минимальной перестройкой композиции кадра ты потеешь по два часа. Вот тут ты и понимаешь, какое же всё-таки это чудо технической мысли — обычная 3Д-головка!

Но я не предлагаю прямо сейчас брать шаровую головку, мстительно разбивать её молотком, и торжественно хоронить останки на заднем дворе. Ни в коем случае! Потому что у шаровой головки всё же есть несколько преимуществ, которыми никогда не будет обладать её 3Д-конкурентка.

Первое преимущество — вес. Большинство шаровых головок ввиду простоты конструкции весят намного легче чем аналогичные по "грузоподъёмности" 3Д-головы. Когда нужно тащить оборудование на себе, например в горы, этим нюансом сложно пренебречь.

Второе преимущество — габариты. И пусть здесь выигрыш может быть и не так очевиден, но тот кто хоть раз в жизни шел пару километров по пересечённой местности, и нёс штатив в чехле за спиной, чувствуя как чёртовы ручки 3Д-головки врезаются ему в спину сквозь ткань чехла, не станет со мной спорить.

Третье преимущество — скорость. Да уж, в оперативности неповоротливая головка с тремя ручками никак не сможет поспорить с шаровой, которой для фиксации камеры нужно всего одно движение. Когда тебе приходится снимать с 3Д-головкой какую-нибудь даже не слишком подвижную живность, непрерывно отслеживая перемещения объекта съёмки, ты в этих трёх ручках сначала долго путаешься, потом проклинаешь всё на свете, открываешь диафрагму, ставишь ISO повыше, и продолжаешь снимать с рук.

Так что каждому инструменту — своё применение. Очень надеюсь, что данный текст кому-нибудь поможет выбрать оптимальную головку для своего штатива.

Были рассмотрено всё, что касалось штативов - собственно "ног штатива". Здесь же речь пойдёт о штативных головах . Так же, как и сменные объективы для зеркальных / беззеркальных камер предназначены для выполнения вполне определённых задач, так и штативные головы бывают разных типов, имеют свои особенности, используются для разных видов фото- и видеосъёмки.

В продаже можно найти штативы, которые уже укомплектованы съёмной штативной головой . Но есть большая вероятность, что в скором времени вы придёте к необходимости заменить её или дополнить головой другого типа. В этой статье мы рассмотрим некоторые факторы, влияющие на выбор штативной головы: в том числе бюджет, предполагаемую нагрузку, сценарии использования, а также нюансы, влияющие на удобство съёмки.

Совет: В продаже, также, встречаются штативы с уже встроенной (несъёмной) головой . Лучше держаться от подобных изделий подальше, так как подобные решения, обычно - это дешёвые китайские поделки очень сомнительного качества и удобства.

Начинающего фотолюбителя, который решит приобрести штативную голову и попытается подойти к выбору основательно, на начальном этапе может охватить паника. Глядя на всё богатство выбора, понять, что именно лучше всего подойдёт для ваших целей будет непросто.

Несомненно, для многих первым и основным критерием будет бюджет . Разброс цен на штативные головки просто огромный. На рынке можно найти предложения и за 50 долларов и за 1500. В первую очередь, нужно понимать за что вы платите деньги. Вполне возможно, что для ваших задач можно найти очень неплохие решения и за 75-200 долларов, а не продавать почку тратить целое состояние на самый дорогой девайс.

Во-первых, сразу стоит разделить головы для фото- и видеосъёмки. На сайтах производителей обычно указывается принадлежность, но даже если этого нет, можно обратить внимание на определённые особенности, которые определяют современный вид штативных голов для съёмки видео:

  • Видеоголовки оснащены длинной регулирующей ручкой, которая позволяет управлять камерой одной рукой.
  • Видеоголовки достаточно габаритные и массивные, так как предполагается, что на них можно навесить кучу дополнительного оборудования - внешний монитор, микрофон, системы фоллоу-фокус и т.п.
  • Они "заточены" на возможность плавного перемещения камеры в одной определённой плоскости - горизонтальной ИЛИ вертикальной. Именно "или", а не "и", так как для видеоряда не характерна быстрая смена направления плана - намного важнее плавное панорамирование в одной плоскости.

А основное неудобство использования видеоголовки в фотосъёмке заключается в том, что эта самая управляющая ручка мешает приблизить лицо к камере для того чтобы посмотреть в видоискатель. Ручка попросту будет упираться в плечо или грудь.

Типы штативных головок и опции

Начнём с того, что крепление штативных голов к треноге осуществляется посредством винтового соединения. Есть два стандарта таких соединений - 1/4 и 3/8 дюйма. Обычно, если головка крепится посредством соединения на 1/4, то производитель дополнительно вкладывает в комплект специальный переходник (штативную гайку) на 3/8.

Важный критерий, на который стоит обратить внимание - это (обычно указывается производителем). Она указывает на то, какой вес оборудования можно закрепить на головке, чтобы вся конструкция, при этом, оставалась сбалансированной: если "нагрузить" больше допустимой нормы, система будет "заваливаться" и сильно увеличится риск опрокинуть штатив при манипуляциях с камерой.

Основные типы фотографических штативных голов: шаровые (в том числе - пистолетные ) и панорамно-наклонные (в том числе - 3D и карданные ). Кроме того, могут встречаться многофункциональные комбинации вышеуказанных головок, или наоборот очень узконаправленные специализированные решения, которые сложно отнести к первому или второму типу. Их особенности рассмотрим ниже, но есть ещё один момент на который стоит обратить внимание при выборе штативной головы: как крепится к ней камера ?

Существует два основных типа крепежа - непосредственное крепление на штативную голову и крепление посредством быстросъёмной штативной площадки . Быстросъёмная площадка (в англ. - Quick Release ) - один из важнейших элементов крепёжной системы, который позволяет моментально снять камеру со штатива и также быстро вернуть её обратно. В некоторых ситуациях бывает критично важно быстро снять камеру и продолжить съёмку "с рук", так что настоятельно рекомендую использовать головы именно с такой системой крепления.

К сожалению, общего стандарта для быстросъёмных площадок не существует по маркетинговым соображениям, производители (кто во что горазд) выдумывают свои собственные системы крепежей, и площадки разных головок зачастую не совместимы. В сегменте любительских штативов - это обычно разного вида прямоугольные или квадратные площадки с трапециевидным расширением от верха к низу, которые вставляются в слотовые крепления и зажимаются кулачковым зажимом.

Примеры быстросъёмных площадок. Слева - слотовое крепление, справа - рельсовая Arca-Style .

Но существуют и стандартизированные решения. Самое распространённое - это рельсовое крепление площадок типа Arca-style , разработанное компанией Arca-Swiss . Его основа - пластина трапециевидной формы шириной 38 мм. Она задвигается в паз на штативной голове и намертво фиксируется по всей длине специальным зажимом. Это открытый профессиональный стандарт, пришедший из видео. Некоторые производители фотографических голов и штативов используют его для совместимости разного оборудования.

Совет: Если вы только начинаете собирать свою систему, то очень рекомендую остановиться именно на нём - все компоненты, впоследствии, можно будет сделать взаимозаменяемыми.


Обратите внимание: кроме обычных площадок (в форме пластины) существует ещё одна разновидность, называемая L-Plate . Это L-образная скоба с двумя штативными креплениями Arca-style, которую можно закрепить на штативной головке как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. Преимущество такого решения очевидно: не нужно поворачивать штативную площадку с камерой в вертикальное положение, нарушая центр тяжести и рискуя получить ненадёжную конструкцию (особенно если камера с объективом тяжёлые, а штатив лёгкий). Нужно просто вынуть камеру и закрепить L-Plate в вертикальном положении. В общем, вещь очень удобная, так что рекомендую обзавестись!


Пример крепления камеры на штативной голове в горизонтальном (слева) и вертикальном (справа) положении посредством L-Plate.

И последнее: площадка должна плотно прилегать к корпусу камеры, не проворачиваться и очень жёстко фиксироваться в штативной голове, не требуя для этого каких-то дополнительных сверх усилий. Кроме того, QR-система должна обладать "защитой от дурака" - двойным замком (или другой системой безопасности), которая служит для предотвращения случайного выброса камеры в случае, если вы забыли или недостаточно хорошо зафиксировали площадку на штативной головке.

Красным пунктиром обозначены примеры двойных замков на штативных головках, которые предотвращают случайный сброс камеры.

Выбор правильной штативной головки

Выбор "правильной" штативной головки сродни выбору "правильного" объектива. Цена здесь имеет значение, но самый большой ценник не подразумевает наилучшего соответствия вашим задачам.

Шаровая головка:

Это, пожалуй, самый распространённый и, вместе с тем, самый компактный тип штативных головок, который удобен для использования в большинстве фотографических задач. Конструктивно представляет собой шарнирное соединение, состоящее из двух частей. Одна - шар с закреплённой на нём площадкой для крепления камеры, вторая - база специфической формы, в которой этот шар вращается. Шар внутри базы фиксируется специальным зажимом.

Пример "простой" шаровой штативной головки Novoflex Ball NQ - надёжной, но с минимальными дополнительными функциями.

Существует множество разновидностей шаровых голов. Самые простые классические шаровые головки имеют один зажим, который надёжно фиксирует внутренний шар. Более продвинутые решения оснащаются несколькими регуляторами, которые помимо фиксации шара позволяют регулировать также усилие сдвига шара и горизонтальное панорамирование.

Есть две основные конструкции - с центральным расположением шара и со смещённым от центра. Головки с центральным расположением шара обеспечивают более стабильную конструкцию - особенно если установлено тяжёлое оборудование. Но головки со смещённым от центра шаром обычно обеспечивают большую степень свободы положения камеры. Стоит также отметить, что для шаровых головок - размер имеет значение. Чем крупнее шар, тем точнее можно позиционировать камеру, особенно если планируете заниматься предметной или макро- съёмкой. Основное преимущество шаровых головок - возможность очень быстрой смены положения камеры в любой плоскости. Такой оперативности не даст вам больше ни один тип штативных головок.

"Вершина инженерной мысли" - высокотехнологичная, и очень дорогая шаровая головка с огромным количеством дополнительных функций.

Пистолетная головка:

Фактически это просто одна из вариаций шаровой головки. Но если при использовании шаровой головки для управления камерой нужны обе руки - одной вы придерживаете камеру, а другой ослабляете или фиксируете шар, то здесь все манипуляции можно производить одной рукой - как джойстиком. На ручке находится механизм фиксации положения камеры. Нажали на "курок" - можно менять положение, отпустили - положение камеры зафиксировалось. Естественно, хорошие пистолетные головки позволяют тонко подстраивать работу, регулируя усилие смещения, угол положения пистолетной ручки и максимально допустимые положения наклона, а также управление режимом панорамирования. Как и в шаровой голове - размер имеет значение. Чем длиннее ручка и чем больше шар, тем удобнее.

Панорамно-наклонная головка:

Основное назначение такого типа штативных головок - обеспечение возможности плавного и точного вращения камеры в определённой плоскости. Есть несколько основных подтипов: 3D (или трёхосные) , 2D (двуосные) и карданные .

Трёхосная (3D) головка:


Этот тип штативных голов, фактически, пришёл из видео. Представляет из себя систему зажимов и фиксаторов, которые можно настраивать независимо друг от друга, позволяя тонко изменять параметры движения камеры в одной определённой плоскости - по горизонтали или по вертикали, а также изменять угол наклона. В отличие от шаровых голов, здесь можно выставить уровень, как для вертикальной, так и горизонтальной оси. И зафиксировав, например, горизонт и угол наклона - чётко менять план в горизонтальной плоскости. Их основной минус - значительно меньшая оперативность в работе, так как нужно выставлять три фиксатора, а не один (как в шаровых). 3D-головки в большей степени удобны, например, фотографам-пейзажистам, для которых важнее чётко выставленный горизонт и плавное панорамирование, чем оперативность установки штатива.

2D (двуосная) головка:

Это урезанная разновидность трёхосной головки, в которой отсутствует регулировка угла наклона камеры. Возможна только смена плана по горизонтали, либо проводка вверх-вниз.

Карданная головка:


В англоязычных источниках есть специальное название - "gimbal head ". Этот тип, фактически, является 2D-головкой, в основе конструкции которой применяется карданов подвес (подробная информация из Wiki - ).

Это сборные габаритные устройства с не менее "габаритным" ценником. Они могут иметь Г-образную и П-образную конструкцию (один или два держателя). Такие штативные головы в основном используют фотографы, снимающие дикую природу и спортивные события. Профессиональные "фотографии с проводкой" бегущих за жертвой хищников или летящих птиц на сайтах типа National Geographic , гоночные болиды на автогонках или бегущие спортсмены - все подобные сюжеты сняты именно с помощью карданных штативных голов. Их ключевые преимущества - возможность плавно "вести" быстро перемещающийся объект съёмки, и возможность установки очень больших и тяжелых объективов.

Крепление камеры с габаритным длиннофокусным объективом на карданной штативной голове.

Но у карданных головок есть и свои особенности. Во-первых, так как это стабилизирующее устройство, перед использованием его необходимо должным образом настроить. При чем, настроить именно под ту связку камеры с объективом, которые будут установлены. Решите сменить камеру или объектив - систему придется заново перенастраивать. Это связано с тем, что система должна быть тщательно сбалансирована и "висеть" в горизонтальном положении, а не заваливаться назад или вперед. Во-вторых, работа с такой головкой не предполагает жесткой фиксации камеры для статичной съёмки (как с другими типами голов). Вся идея заключается в том, чтобы позволить вам плавно отслеживать летящую птицу или другой быстро движущийся объект, благодаря ультра-плавному движению системы.

Кроме того, стоит остановиться еще на нескольких менее распространённых и более узкоспециализированных типах штативных головок, которые можно найти в предложениях компаний-производителей.

Редукторные головки:


В англоязычных источниках есть специальное название - «geared head ». Как понятно из названия, для смены положения камеры используются редукторные механизмы (подробная информация из Wiki - ). Они позволяют с высокой точностью производить позиционирование камеры в любой из плоскостей. При этом, ничего не нужно дополнительно фиксировать, просто "подкрутили" положение и всё - редукторный механизм сам никуда не сдвинется. Головки идеально подходят, например, для макросъемки и архитектурной съёмки. Фактически, редукторные головки - это очень медленные и точные 3D-головки для вдумчивой неспешной съёмки.

Наклонная головка:


Может поворачиваться только в одной вертикальной плоскости, и разработана исключительно для использования с моноподами.

Уровневая головка:

Это устройство помогает в выравнивании камеры, независимо от рельефа местности. Оно позволяет избежать необходимости "подстраивать" ноги штатива на неровной поверхности, когда есть риск дестабилизировать штатив. Используется, в основном, для съёмки сшиваемых панорам.

В конце статьи хочется дать несколько заключительных советов по выбору штативной головки :

  • Штативная головка должна чётко и надежно фиксировать камеру в нужном положении (исключение - карданные головки, читаем выше), ничего не должно болтаться, люфтить или "сползать".
  • Всегда обращайте внимание на материал и работу крепежных элементов - это основа основ. В дешевых штативных головках они, зачастую, или не очень хорошо работают изначально, или очень быстро разбалтываются и приходят в негодность. Прежде чем идти на компромисс между ценой и качеством, оцените, что для вас дороже: сэкономить на штативной головке, а взамен получить кучу потраченных нервов, или посидеть на хлебе и воде накопить нужную сумму и купить качественную вещь, которая будет верой и правдой служить долгие годы. Нет ничего хуже, чем привезти с важной съёмки смазанные кадры - исправить их будет невозможно.
  • Учитывайте сбалансированность системы . Абсурдно брать легкий маленький штатив и тяжелую массивную головку к нему.
  • Всегда обращайте внимание на максимально допустимые нагрузки как штатива, так и головы и старайтесь не перегружать их.
  • Прежде чем купить штативную головку, по возможности, постарайтесь протестировать разные типы в фотомагазинах. Чужое мнение - это хорошо, но у вас могут сложиться свои специфические тактильные предпочтения: кому-то нравятся кулачковые зажимы, а кому-то по душе цанговые фиксаторы и т.п.

Надеюсь эта статья поможет Вам с выбором и ответит на некоторые, возникшие в процессе выбора штативной головки, вопросы.

А в качестве бонуса - ниже список производителей штативных головок (учтите, что не все продается в наших широтах). Курсивным шрифтом обозначены компании, которые специализируются на производстве профессиональных видеоголов:

  • 4th Generation Designs: www.4gdphoto.com
  • Acratech: www.acratech.net
  • Arca-Swiss: www.precisioncameraworks.com
  • Benro: www.benrousa.com;
  • Calumet: www.calumetphoto.com
  • Cullmann: www.rtsphoto.com
  • Custom Brackets: www.custombrackets.com
  • Daiwa: www.thkphoto.com
  • Davis & Sanford: www.tiffen.com
  • Feisol: www.feisol.net
  • Flashpoint: www.adorama.com
  • FLM: www.omegabrandess.com
  • Foba: www.bronimaging.com
  • Giottos: www.hpmarketingcorp.com
  • Gitzo: www.manfrotto.us
  • Induro: www.indurogear.com
  • Jobu Design: www.jobu-design.com
  • Kaiser: www.hpmarketingcorp.com
  • Kirk Enterprises: www.kirkphoto.com
  • K-Tek: http://ktekbooms.com/camera/norbert/
  • Linhof: www.hpmarketingcorp.com
  • Majestic: www.bencher.com/photo/gearheads.php
  • Manfrotto: www.manfrotto.us
  • Markins: www.markinsamerica.com
  • Miller: www.millertripods.com
  • Novoflex: www.hpmarketingcorp.com
  • OSN: www.osnusa.net
  • Really Right Stuff: www.reallyrightstuff.com
  • Sachtler: www.sachtler.com/us
  • Slik: www.thkphoto.com
  • Smith-Victor: www.smithvictor.com
  • Sunpak: www.tocad.com
  • Uni-Loc: www.uniloctripod.com
  • Vanguard: www.vanguardworld.com
  • Velbon: www.osnusa.net
  • Vinten: www.vinten.com
  • Wimberley: www.tripodhead.com