Деловая игра на развитие контроля своих действий. Деловая игра «Леопольд» (25 минут). Игра на межфункциональное взаимодейстие «Маяки»

Деловые игры для руководителей — одно из самых востребованных направлений деловых игр. Если сотрудников или молодых управленцев достаточно эффективно развивать с помощью тренингов и семинаров, то опытным руководителям, подчас, такая форма не подходит. Да и вызывает сопротивление.

Деловые игры, проводимые для руководителей формируют особое пространство, где можно безопасно экспериментировать, анализировать свои действия. В режиме симуляции руководители могут обмениваться опытом и развивать свои лидерские качества.

Игры по менеджменту от «Лаборатории Деловых Игр»

Деловые игры по менеджменту имеют разную направленность — от оперативного управления, управления продажами до принятия стратегических решений. Но все наши деловые управленческие игры объединяет одно — это игры живого действия, позволяющие развивать компетенции, важные для руководителей.

Деловая игра по управлению продажами «Главный по рынку»

Для кого: руководители подразделений продаж.

Количество участников: 40-50.

Время: от 3 до 5 часов.

Развиваемые компетенции:

  • планирование
  • мотивация
  • контроль
  • коммуникации
  • лидерство и влияние
  • управление территориальными подразделениями

Описание деловой игры

В игре моделируется ситуация многоуровнего управления продажами услуг, что часто бывает компаниях, использующих региональную сеть…

Деловая игра по управлению проектами

«Прожектор»

Для кого: руководители подразделений, менеджеры проектов, собственники.

Количество участников: неограниченно (группы по 4-5 человек).

Время: от 4 до 16 часов.

Развиваемые компетенции и навыки:

  • лидерство
  • планирование
  • расстановка приоритетов
  • управление временем
  • управление рисками

Описание деловой игры

Игра «Прожектор», максимально приближенная к тренингу, построена на стандартах и технологиях управления проектами (PMBoK)…

Игра на межфункциональное взаимодейстие «Маяки»

Когда-то эту игру мы разработали для проекта, в котором необходимо было решить несколько задач: от актуализации системы отношений в компании и ответственности руководителей за результаты бизнеса до оценки этих руководителей для последующего развития.

Для кого: руководители, сотрудники.

Количество участников: от 20 до 60 (в некоторых случаях до 120)

Время: от 4-6 до 16 часов (вариант с расширенным анализом и проектированием изменений).

Развиваемые и оцениваемые компетенции:

  • принятие решений
  • коммуникации в команде
  • лидерство и влияние
  • стратегическое мышление и системность
  • управление: планирование, организация деятельности, мотивация и контроль
  • ответственность и открытость

Описание деловой игры

Участники деловой игры «Маяки» работают в командах-отделах строительной компании. Игровая задача компании — реализация сложного проекта — строительство маяков по стандартам, предоставленным заказчиком…

Деловые игры для руководителей высшего звена

Ключевыми компетенциями для руководителей, управляющих компаниями, являются стратегическое мышление и принятие решений. Именно поэтому в большинстве деловых игр для руководителей высшего звена симулируются процессы управления компанией или формирования стратегии.

Деловая игра на стратегическое мышление «Голубой океан»

Для кого: предприниматели, руководители, инноваторы

Количество участников: оптимально — от 15 до 60

Время: от 4 до 8 часов

Развиваемые компетенции

  • аналитика, системное и стратегическое мышление, принятия решений,
  • лидерство и командное взаимодействие,
  • креативность

Применение

  • развитие руководителей
  • командообразование

Описание деловой игры

В основе деловой игры лежит технология, описанная в известной книге «Стратегия голубого океана».

Участникам необходимо придумать новый продукт или макретинговый ход, который позволит совершить прорыв их игровой компании…

Деловые игры для руководителей: разработка и проведение

«Лаборатория Деловых Игр» — компания, объединяющая тренеров и разработчиков игровых решений, которые работают с начала 2000-х годов. Мы реализуем собственные разработки или классические деловые игры. Многие из наших продуктов воодушевили других провайдеров на создание похожих по направленности и механике деловых игр для руководителей.

Мы любим сложные, комплексные задачи и готовы разработать новые продукты (деловые игры и тренинги) под ваши нужды.

Заказать деловую игру

Программное и коммуникационное обеспечение

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебник. -М.: ИНФРА-М, 2007. -295 с.

2. Борисова Е. А. Эффективные коммуникации в бизнесе / Е. А. Борисова. -СПб.: Питер,2005. - 208 с.

3. Ведение переговоров и разрешение конфликтов / Пер. с англ. -М.: Альпина БизнесБукс, 2006. - 226 с.

4. Горфинкель В. Я. Коммуникации и корпоративное управление / В. Я. Горфинкель,В. С. Торопцов, В. А.Швандар. - М.: ЮНИТИ, 2005. с.127

5. Зверицев А. Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR /А. Б. Зверицев. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 286 с.

6. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса / Э. А. Уткин; Ассоциация авт. и изд. «ТАНДЕМ». -М.: Экмос, 2001. -351 c.

7. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. П. Панфилова. -СПб.: Знание, 2005. - 495 с.

8. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер / Г. Г. Почепцов. - 2-е изд., испр. и доп. - [Б. м.: Б. и.], б/г. - 256 c.

Дополнительная литература

1. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие / О. А. Баева. 4-е изд. - М.: Новое знание, 2003. -368 с.

2. Блэк, С. Паблик рилейшнз / С. Блэк; Пер. с англ. - М.: Сирин, 2003. - 201 c.

3. Гликман, Р. Главный навык высокоэффективных людей. Оптимальное мышление / Р. Гликман. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 256 с.

4. Гришина, Н. В. Психология конфликта: хрестоматия / Н. В. Гришина. - 2-е изд., доп. -М.; СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 477 с.

5. Дик, У. Эффективная коммуникация. Приемы и навыки / У. Дик. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. - 188 с.

1. http://www.humanities.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».

2. http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Русский язык для всех».

3. http://www.gramma.ru – Культура письменной речи.

4. http://www.slovari.ru – Словари русского языка.


Цель деловых игр: Развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

Обучить эффективным способам общения.

Развить умение находить подход к людям

Отработать навыки убеждения

Отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

Подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации

Развитие умения невербального средства общения.

Требование к участникам:

Занятия рассчитаны на студентов.

Количество 15-20 человек.

Деловая игра «Завтрак с героем»

Цель: потренировать умение убеждать собеседника.

Упражнение «Дополнительное рисование»

Деловая игра «Леопольд»



Цель: отработать навыки убеждения, умение находить подход к людям.

Деловая игра «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

Оборудования: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.

Деловая игра «Всеобщее внимание»

Цель: – развитие умения невербального средства общения.

Деловая игра «Три закона общения»

Цель: развить навыки невербального общения, групповой дискуссии, логического мышления.

Деловая игра «Моя проблема в общении»

Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении.

Оборудование: бумага, ручки.

Краткое описание деловых игр

Спор практически невозможно выиграть. Если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.

Однако собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

Деловая игра «Завтрак с героем» (30 минут)

Необходимый материал. Бумага, карандаши.

Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.

Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.

Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя.

А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.

Рефлексия: (10 минут)

Почему остался именно этот герой?

Легко было уступать и почему вы уступали?

Упражнение «Дополнительное рисование» (25 минут)

Цель: выявить склонность к неуверенности.

Материалы: цветные мелки, карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура: лист бумаги посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых студентом при дополнении чужого рисунка, дефицит места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

Дополнили ли вы рисунок?

Если нет то почему?

Это именно то что вы хотели бы добавить?

Если нет то почему?

Что именно Вы изобразили?

Деловая игра «Леопольд» (25 минут)

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».

Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

Преподаватель напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Рефлексия: (5 минут)

Вопросы для обсуждения.

Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

Деловая игра «Передать одним словом» (20 минут)

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Список эмоций.

Удивление.

Сожаление.

Разочарование.

Подозрительность.

Холодное равнодушие.

Спокойствие.

Заинтересованность.

Уверенность.

Желание помочь.

Усталость.

Волнение.

Энтузиазм.

Рефлексия: (5 минут)

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

Деловая игра «Всеобщее внимание» (10 минут)

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Рефлексия: (5 минут)

Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

Деловая игра «Три закона общения» (15 минут)

Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Даю оставшимся инопланетянам инструкцию: “На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.

Эти правила таковы:

Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да»

Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет»

Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).

Заходят Земляни.

Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

Рефлексия: (10 минут)

Как вы себя чувствуете?

Что сейчас происходило?

Вопросы к «землянам»:

Что помогло группе прийти к решению?

Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?

Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

Деловая игра «Моя проблема в общении» (20 минут)

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Рефлексия: (5 минут)

Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

В игре может участвовать неограниченное число человек. Первоначально дается индивидуальная оценка, затем достигается общая оценка в группах по два человека, далее группы еще раз укрупняются и т.д. На завершающем этапе все участники должны договориться между собой и вынести общую групповую оценку.

Описание игровой ситуации. Участники должны поставить себя на место космонавтов, совершивших неудачную посадку на Луну. При этом рассматривается один вариант, в котором каждый из участников имитирует неудачно прилунившегося в одиночку космонавта, и другой вариант, когда космонавтов много. В одном случае участники принимают решение индивидуально, в другом – коллективно. Крушение космического корабля произошло на расстоянии 300 км от стационарной базы, давно работающей на Луне. После крушения от всего корабля остались лишь предметы, список которых приведен ниже. Космическому экипажу предстоит проделать путь от места крушения до базы за трое суток. Опаздывать нельзя, т.к. через трое суток база будет законсервирована и последний космический корабль улетает на Землю. Все космонавты в скафандрах с автономным обеспечением. Причем, первые 150 км надо идти в тени (абсолютной темноте), а последние 150 км – по стороне Луны, освещенной Солнцем. Для ускорения движения надо выбрасывать грузы по мере их предпочтительности, надобности и использования. Задача состоит в том, чтобы определить последовательность выбрасывания груза.

Порядок проведения игровой процедуры.

Игровая процедура проводится в два этапа. На первом этапе выявляется уровень аналитических способностей каждого участника.

Для этого каждому выдается игровая форма специального образца и предлагается заполнить соответствующую графу по следующим правилам:

1) Из 14 обозначенных в списке предметов надо последовательно выбрасывать менее нужные и обозначать их номерами от 14 до 1, т.е. предмет, брошенный первым, обозначается номером 14, последним – номером 1.

2) Сначала каждый игрок принимает решение самостоятельно, без каких-либо консультаций с остальными игроками.

3) Затем все игроки комплектуются в команды по 4–6 человек в зависимости от общего количества играющих, открывая тем самым второй этап, и в свободном обмене мнениями вырабатывают общее коллективное решение о порядке выбрасывания предметов.

4) Лидер команды докладывает решения и защищает его, при необходимости привлекая команду.

5) В качестве арбитра может выступать либо организатор игры, либо специальное жюри. В обоих случаях основная задача – выявлять лидера.

6) Очередность выбрасывания предметов записывается в определенную графу в соответствии с эталонной оценкой.

7) Половину предметов (7) следует выбросить на темной стороне Луны, а оставшуюся половину – на освещенной.

В интернете сегодня много материала по тренингам и деловым играм на разные темы. Однако, как ни странно, найти , направленных на тему качества передачи информации и постановки задач, не так просто. Особенно, если это не выдуманные тренерами игры, часть из которых вообще не применялась на практике.

Я это выяснил, когда один знакомый руководитель попросил посоветовать интересные коммуникативные игры на передачу информации. Они собрались на новогодние праздники всей компанией за город на целых три дня: и Новый год встретить, и спортом позаниматься, и команду сплотить. Чтобы было и полезно, и весело.

Идея мне понравилась (хотя, признаться, не уверен, что это уместно для новогоднего корпоратива, все же какой-никакой, а тренинг ).

Так вот, покопавшись в интернете, ничего нового не нашел (удивлен). Если кто знает, подскажите! В результате решил вспомнить все самое интересное, что приходилось встречать на тренингах по коммуникациям при своем участии и собрать в одном месте. Раз я проделал такую работу, будет здорово, если кому-то еще поможет.

В большинстве игр я принимал участие сам, за некоторыми наблюдал со стороны. Собрать получилось не так много, но зато испытано на практике. Некоторые моменты я заодно немного усовершенствовал и сопроводил комментариями. Итак, начнем!

Я выделил из собранных игр три группы:

  • Игры, направленные на умение передавать информацию.
  • Игры, направленные на постановку задач.
  • Игры, направленные на организацию командной работы с задачами.

Игры, направленные на качество передачи информации

Это самые простые и распространенные игры, довольно часто применяемые на тренингах по коммуникациям, консалтингу, продажам и другим, где требуются навыки четко передавать информацию от одного человека другому.

Существует множество вариаций игр на данную тему, но условно можно их сгруппировать в две группы: «что-нибудь нарисовать или собрать» и «передать информацию устно». Собирают обычно либо из бумаги, либо из прямых линий, например спичек (зубочисток, счетных палочек, что будет под руками). Ну а рисуют, чем нравится.

№ 1 – Собрать геометрическую фигуру

Суть игры: заранее готовится некая фигура, разрезанная на части так, чтобы получилось несколько простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.п.). Два человека располагаются таким образом, чтобы не видеть друг друга (например, садятся спиной к спине, или по разные стороны доски). Один человек видит перед собой собранную фигуру (нарисованную). Второму дают разрезанные части.

Задача заключается в том, чтобы словами передать информацию так, чтобы собрать нужную фигуру. Результат сравнивается с образцом. Чем сложнее выбранная фигура, тем интереснее (но и сложнее). Можно засекать время для разных пар, используя при этом одинаковую фигуру. Как показывает практика, лучше всего результат у того, кто умеет понятно излагать информацию (это доказанный факт). Цвета тоже можно использовать. Для фигур хорошо подходят образцы детских аппликаций, которые можно найти в интернете в большом количестве. Например, такие:

Или менее очевидные и не совсем логичные, как этот слон:

Кому просто, можно порезать на более мелкие части.

Ну а если картинок не оказалось, то можно…

№ 2 – Собрать фигуру из спичек

Все аналогично предыдущему варианту с фигурами, но фигура складывается из спичек (или других прямых палочек). На первый взгляд это проще, но далеко не всегда. Надо стремиться к точному совпадению картинки.

Если человек не имеет терпения или не может последовательно излагать информацию, задачу выполнить будет сложно. Иногда со стороны странно наблюдать, как люди мучаются с простейшей фигурой. Время также имеет значение. Ведь результативность в подобных упражнениях заключается не только в «смогут или нет» - смогут. А вот как быстро – это и есть цель упражнения. Пример возможных схем:

№ 3 – Нарисовать фигуру

Опять все аналогично, только вместо складывания фигуры, надо ее нарисовать на бумаге. Это задача более сложная, так как фигуры можно переложить, если что-то пошло не так, а рисунок есть рисунок. Рисовать можно все, что угодно. Главное, чтобы это не требовало навыков рисования, т.е. тоже простыми геометрическими фигурами.

№ 4 – Испорченный телефон

Испорченный телефон – классическая всем известная игра еще с детства. Только «по- взрослому» выглядит чуть сложнее.

Задача в следующем: необходимо донести по цепочке наиболее значимую информацию, и желательно как можно точнее. Для передаваемой информации желательно использовать запутанную историю объемом строк на 10. Конечно же, не надо рассказывать друг другу в ухо, чтобы никто не услышал. Процесс организуется так: все выходят за дверь (кроме ведущего и первого участника). Ведущий читает по бумажке историю первому участнику. Зовут второго. Первый рассказывает ему. И. т.д. Все, кто рассказал, садятся, слушают и записывают свои наблюдения, на каком участке и насколько важная информация потерялась.

Затем делают выводы. В этом упражнении важна не только краткосрочная память, но и умение выделять главное из потока информации. Надо отметить, что когда слушаешь в первый раз, сложно схватить, что именно важно, ведь неизвестно, о чем эта история, и важной может оказаться какая-нибудь единственная мелочь.

В процессе передачи информации можно переспрашивать, уточнять. Но время в этом случае надо лимитировать.

В качестве текста может быть использован какой-нибудь малоизвестный исторический факт, занимательная история из жизни животных или просто текст делового письма с фактами, цифрами и инструкциями.

Существуют «расширения» игры:

Самым сложным является вариант, когда в качестве текста выбирается логическая задача, которую надо отгадать последнему участнику. Ведь если утеряны важные детали, догадаться будет очень трудно.

Если возникли трудности с подготовкой текста, существует другой вариант испорченного телефона. Берут картинку, на которой изображено много деталей (любую, хоть произведение искусства, хоть коллаж). Первый внимательно изучает картинку, затем начинают передавать по цепочке по той же схеме. В конце сравнивают, обмениваются мнениями.

Игра на постановку задач

№ 5 – Спешащий руководитель

Суть игры в следующем. Директор ставит срочную задачу руководителю отдела. Поскольку он спешит (неважно куда: на самолет, экстренное совещание, главное – директор будет недоступен для повторного уточнения информации), задачу передает через своего секретаря. Руководитель в свою очередь перепоручает задачу своему подчиненному. (То есть цепочка Директор – секретарь – начальник отдела - сотрудник). При желании можно цепочку сократить на одного человека, но это сильно упростит задачу.

Игру можно проводить в двух вариантах: только устное общение или с фиксацией на бумаге (это разные задачи и результат будет разный).

Уточнять задачу можно только у того, кто ее передал. Сама задача должна быть сформулирована просто и понятно, но содержать множество мелких деталей, важных для ее точного исполнения. Может быть, даже в чем-то запутанная.

Например: «Мария, передайте Сергею Викторовичу, руководителю финансового отдела, чтобы он зашел в бухгалтерию и на стеллаже справа от дверей на третьей сверху полке нашел красную папку. На полке стоит три красных папки, и они не подписаны. Ему нужна только одна, та, которая слева. В папке надо найти отчет об аудите компании «Бизнес-финанс». Там рядом будет отчет компании «Бизнес-формула», он мне не нужен, нужен только «Бизнес-Финанс». Пусть он этот отчет перечитает, сделает пометки, отсканирует и пришлет мне по электронной почте. Отчет нужен мне буквально через час, я хочу ознакомиться с ним в самолете».

Это короткий и легкий пример, пофантазируйте!

Эффект более наглядный, если конечному исполнителю передается описание обстановки, которую он наблюдает при выполнении задачи.

В конце делается вывод: смог ли конечный исполнитель выполнить задачу? Что ему помешало?

Игры, направленные на организацию командной работы с задачами

№ 6 – Собрать карты

Пожалуй, самая сильная игра на постановку задач, которую мне приходилось встречать в тренингах по коммуникациям. Если вам попадались более эффективные, расскажите, пожалуйста.

Задача сама по себе простая и с ней справятся все, вопрос, за сколько итераций.

Данная игра направлена как на четкую постановку задачи руководителем верхнего уровня, так и на способность организовать работу руководителями подразделений, а также навыки коммуникаций между подразделениями.

Необходимо достаточно большое количество участников (желательно кратное количеству карт, без учета руководителей, лучше использовать колоду 54 карты). Например, у нас четыре отдела по три сотрудника, итого 12 человек. Если раздать им по четыре карты, получится 48, оставшиеся можно раздать как угодно. У руководителей карт нет.

Главное условие – разговаривать нельзя. Никому нельзя. Все общение только письменно. Директор ставит задачу руководителям отдела. Руководители отдела ставят задачу своим сотрудникам.

Для организации коммуникаций потребуется бумага. Я рекомендую использовать цветную бумагу для записей (которая квадратными блоками). Еще стоит раздать по пачке скрепок. Удачно, если у каждого отдела свой цвет – потом можно посчитать количество итераций.

Цель: выполнить задачу, поставленную директором наиболее эффективным образом (за меньшее количество коммуникаций).

Директор ставит задачу руководителям (конечно же, письменно). Задача заключается в сборе одинаковых по некоторому признаку карт. Например, все карты одной масти (все пики), все карты одного значения (все десятки) и пр. У каждого руководителя отдела своя задача. В простейшем случае задачи не конфликтны, то есть каждый может выполнить задачу, не нарушая интересов другого отдела. В случае посложнее, задачи могут пересекаться.

Например, если одному отделу надо собрать все крести, то второй отдел не сможет собрать всех королей. Комбинации могут быть разными, что делает игру интереснее – можно регулировать сложность. Разнообразить игру можно и изъятием нужной карты (никто из участников знать не должен).

Цепочка коммуникаций такая:

  • Директор общается только с руководителями отделов.
  • Руководители отдела могут общаться только с сотрудниками своего отдела или руководителями других отделов. Соответственно, сотрудник может обращаться только к своему руководителю. Если ему надо обратиться в другой отдел, делает это через своего начальника.

Все запросы выполняются только на бумаге. Помним, что говорить нельзя. Скрепки используются для скрепления связанных запросов (вопрос-ответ), а также прикрепления карты к запросу.

По результату считается количество итераций, которые пришлось сделать каждому отделу. Но это не все. Стоит проанализировать и некоторые способы решения. Например, как поступили руководители, обнаружив, что они не смогут выполнить свои задачи одновременно? Кто-то попытается «потянуть одеяло на себя», кто-то решит помочь другому, а кто-то предложит принять решение директору.

Игра весьма забавная, даже для наблюдающих. Чтобы это прочувствовать, надо попробовать. Особенно интересно, когда интересы отделов пересекаются. Думаю, будет, что обсудить.

№ 7 – Пазлы

Новогоднее повествование об играх на коммуникации завершу простой игрой «пазлы». Несмотря на простоту, она тоже интересна. Идея в том, что пазлы должны собираться коллективно, а сама игра направлена на самоорганизацию команды , то есть, руководителя тут нет.

Суть такая: картинку видит только ведущий. Он рассказывает, что видит, отвечает на вопросы, если их задают участники. Команда собирает картинку.

Цель: собрать как можно быстрее.

Желательно, чтобы элементов пазл было достаточно много, а то коллективно будет неудобно. Команда должна сама решить, как они будут собирать пазл. Встречаются различные варианты:

  • Начинает собирать один, все ему только помогают.
  • Разделяют задачу по объектам картины между разными людьми, потом быстро состыковывают вместе.
  • Возможны и другие сценарии, это зависит от команды, наличия лидера в команде и ее слаженности.

Совет: не используйте сильно распространенные известные картинки. Бывают случаи, когда пазл собирается одним человеком мгновенно просто потому, что он его со своим ребенком уже 50 раз собирал:). Так просто неинтересно получится.

Деловая игра для учащихся 8, 9 классов

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»

Цели : помочь учащимся приобрести знания по основам выбора профессии; развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии.

Подготовка

Учащиеся делятся на две команды, каждой предлагается продумать название и эмблему в соответствии с темой игры.

Ход мероприятия

Ведущий 1 . Добрый вечер, дорогие друзья!

Ведущий 2. Здравствуйте.

Ведущий 1. Современный мир — постоянно меняющиеся и совершенствующиеся виды и формы деятельности человека.

Ведущий 2. Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда.

Ведущий 1. Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищать от врагов. По мере того как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие - земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были, в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других - наоборот. В результате возник обмен продуктами труда.

Ведущий 2 . Выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность, знаменует собой второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.

Ведущий 1 . Постепенно обмен разнообразными продуктами становился все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену - торговцы и купцы.

Ведущий 2 . Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных.

Ведущий 1 . В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со своей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

Ведущий 2. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Ведущий 1. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Ведущий 2. Итак, перед вами пока не стоит сверхзадача выбора профессии, вы только начинаете «приглядываться» к тому, что вам больше по душе и интересам.

Ведущий 1. Поэтому мы предлагаем немного поиграть, а в игре узнать кое-что о существующих профессиях.

Разминка-юморинка

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

Рвач ➙ в - медицинский работник (врач).

Сопло ➙ п - дипломатический представитель (посол).

Терка ➙ а - театральная и кинематографическая профессия (актер).

Марля ➙ м - «разноцветный» рабочий (маляр).

Фиакр ➙ ф - волшебная цирковая профессия (факир).

Кредитор ➙ д - руководитель предприятия (директор).

Старина ➙ с - младший медицинский рабочий (санитар).

Водосток ➙ с -животноводческая профессия (скотовод).

Авдотка ➙ а - юридическая профессия (адвокат).

Травинка ➙ а -продавец старины (антиквар).

Альков ➙ к - мастер ручной ковки (коваль).

По горизонтали. 3. Специалист по отделке зданий или помещений. (Маляр.) 1. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь.) 8. Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.) 11. Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь.) 12. Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик.) 13. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радиомастер.) 14. Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец.) 15. Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.) 17. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.) 18. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод.) 19 Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.) 20. Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод.) 21. Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант.) 22. Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер.) 23. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог.)

По вертикали . 1. Специалист по обработке дерева. (Столяр.) 2. Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист.) 4. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер.) 5. Специалист по передаче информации с помощью волн. (Радист.) 6. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном.) 9. Работник торговли. (Продавец.) 10. Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, технических устройств и приспособлений) в соответствии с установленными едиными требованиями. (Чертежник.) 14. Рабочий на стройке. (Каменщик.) 16. Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала. (Редактор.)

Что это за профессия?

Ведущий 2. За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.

Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.

1. Логист - ...

а) занимается логикой;

б) специалист по управлению транспортировкой продукции;

в) организует конференции и научные саммиты.

Комментарий. Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

2. Веб-мастер - ...

а) работает на компьютере;

б) разрабатывает программы;

в) разрабатывает проекты сайтов.

Комментарий. Веб-мастер - разрабатывает проекты сайтов.

В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.

3. Маркетолог - ...

а) работает на рынке ценных бумаг;

б) тот, кто изучает рынок;

в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Комментарий. Маркетолог - тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

4. Фандрайзер - ...

а) ищет деньги и возможности для организации;

б) фанат, которого занимает звезда;

в) изучает пути развития предприятий.

Комментарий. Фандрайзер - ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.

5. PR-агент - ...

а) связан с политикой;

б) специалист по связям с общественностью;

в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

Комментарий. PR-агент - специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

6. Имиджмейкер - ...

а) философ;

б) парикмахер;

в) имидж-консультант.

Комментарий . Имиджмейкер - специалист по созданию лмиджа образа личности. Человеку, заботящемуся о своем имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не только модная прическа и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имидж - вся совокупность данных, по которым фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики человека. Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.

Подумай - посчитай

Ведущий 1. В наше время растет спрос на инициативных и предприимчивых работников. В недалеком будущем и вы пополните их ряды.

Игрокам обеих команд предлагается посоревноваться в решении весьма сложных задач - ответить на семь вопросов классического теста, используемого большинством американских и западноевропейских фирм при приеме на работу новых сотрудников.

Время обдумывания каждого задания около трех минут.

1. Запишите цифру, являющуюся логическим продолжением ряда: 2, 7, 24, 77... (238. Каждое число умножаем на три и прибавляем к нему нечетное по возрастающей, начиная от единицы, то есть 1, 3, 5 и т. д. Отсюда: 77 х 3 + 7 = 238.)

2. В каждой группе назовите лишнее слово:

Сельдь, кит, акула, камбала, треска. (Кит - это млекопитающее.)

Хельсинки, Вашингтон, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Оттава, Бонн. (Нью-Йорк — единственный город в группе, не являющийся столицей.)

Васил, яколоб, напельси, корсиба, дарнамин. (При перестановке букв получаются такие слова: «слива», «яблоко», «апельсин», «абрикос», «мандарин». В слове «яблоко» недостает буквы А.)

3. Вставьте пропущенное число: 8, 10, 14, ... 34, 50, 66. (26. Числа через одно получаются путем удваивания и вычитания из полученного результата дойки: 8 х 2 — 2 = 14; 10 х 2 — 2 = 18; 14 х 2-2 = 26 и т. д.)

4. Как нужно трижды записать цифру «3», чтобы получилось в итоге «4»? (3:3 + 3 = 4.)

5. В нижнем ряду найдите слово, которое имеет что-то общее с каждым словом верхнего ряда:

Хозяйка, владелец, строй.

Город, машина, змея, вой, мужчина, страх.

(К слову «вой» и каждому слову верхнего ряда можно добавить корень домо-.)

Выбор сделай сам

Ведущий 2. Принимая решение, с какой профессией связывать мечту, надежды, очень важно учитывать свои способности. Вы можете возразить: «Как же можно узнать, буду ли я способен к конкретной деятельности, если я еще не попробовал себя в ней?» Можно пробовать себя в разных сферах деятельности и спустя годы, когда на поиски потрачено немало сил, найти любимое дело. Есть и другой путь: проанализировать свои способности и склонности, когда вы еще учитесь в школе. Вероятность ошибки в этом случае будет меньше, чем если вы примете решение под влиянием друга или родителей.

Предлагаем вам несколько вопросов, ответив на которые вы сможете оценить свою готовность к самоопределению. Не старайтесь повысить оценку, будьте строги к самому себе. Поставьте оценку ту, которая отражает ваши реальные умения: 5 - очень хорошо, 4 - хорошо, 3 - средне, 2 - ниже среднего.

1. Я определяю основные цели, прежде чем приступить к решению какой-либо проблемы.

2. Я анализирую свои способности, потребности, интересы, думая о выборе профессии.

3. Я могу четко сформулировать, в какой сфере деятельности мне бы хотелось работать в будущем.

4. Я знаю, что жду от моей будущей профессии: удовлетворение интересов, много денег, возможность свободно распоряжаться собой.

5. У меня не возникает проблем, если я говорю с незнакомым человеком. В этот момент я чувствую, что уверен в себе.

6. Я могу четко определить, какие профессии мне не подходят по моим личностным особенностям и способностям.

7. Я уверен, что смогу освоить многие виды деятельности.

Блиц-опрос

1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?

а) Агния Барто;

б) Сергей Михалков;

в) Джанни Родари.

2. Где работает брокер?

а) в банке;

б) на бирже;

в) на ипподроме.

3. За чем мужчина обращается к флористу?

а) за табаком;

б) за цветами;

в) за морепродуктами.

4. Представители какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?

а) кузнецы;

б) цирюльники;

в) алхимики.

5. Где работает крупье?

а) в казино;

б) на конюшне;

в) на мельнице.

6. Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?

а) культиватор;

б) культуролог;

в) культурист.

7. С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?

а) трубочист;

б) шахтер;

в) нефтяник.

8. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?

а) физиотерапевт;

б) гипнотизер;

в) анестезиолог.

9. Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался шкрабом?

а) посудомойка;

б) сторож;

в) учитель (шкраб - школьный работник).

10. Как называется специалист по монтажу в кинематографии?

а) монтажер;

б) монтер;

в) монтажист.

11. Что делает визажист?

б) пластические операции;

в) макияж.

12. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

а) спикер;

б) конферансье;

в) диктор.

13. Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?

а) прокурор;

б) адвокат;

в) нотариус.

14. Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?

а) прокурор;

б) адвокат;

в) следователь.

15. Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

а) провизор;

б) прозектор;

в) проректор.

Ведущий 2. Итак, наш классный час подошел к концу, пришло время подводить итоги. Дети усаживаются в круг.

Ведущий 1 . Нам бы хотелось услышать ваши ответы. Высказывайте свое мнение!

1. Любой ли профессией может овладеть человек?

2. К каким качествам человека предъявляет требование профессия?

3. Что такое склонность, интерес?

4. Связан ли уровень образования человека с определенной областью его интересов?

5. Способности - дар природы или результат труда человека? Ребята обсуждают предложенные им вопросы, делятся своими мнениями.