Почему мудрость приходит с возрастом? Какой возраст в жизни лучший Какой возраст самый мудрый почему

В своей книге «Мозг на пенсии» профессор когнитивной нейропсихологии Андре Алеман рассказывает о видах памяти, возрастных изменениях мозга и дает рекомендации, как сохранить здравое сознание на протяжении жизни. В продолжение спецпроекта «Третий возраст» публикуем отрывки из главы, посвященной феномену мудрости, ее взаимосвязи с взрослостью и психофизиологическими особенностями мозга.

Что такое мудрость?

Во все времена, в каждой культуре имелись люди, воспринимавшиеся своими соплеменниками как хранители мудрости. Обычно ими были седые старцы, ценимые за свои религиозные и философские знания и опыт. Они давали остальным ответы касательно главных жизненных вопросов. Но как может быть мудрым человек, клетки головного мозга которого отмирают, а уровень внимания и концентрации снижается? Для ответа на данный вопрос мы в первую очередь должны определить, что такое мудрость, и проследить, действительно ли она появляется с возрастом. Если это так, нам придется сопоставить этот факт с наблюдаемыми изменениями в мозге.

Русскоязычная версия книги "Мозг на пенсии" вышла в издательстве МИФ.

Научный подход всегда требует определения понятия. Но поскольку очень нелегко точно определить, что же такое мудрость, исследователи обычно используют разные формулировки. Возможно, сейчас стоит дать такое определение: мудрость - это способность понимать сложные ситуации и таким образом формировать правильное поведение, результат которого удовлетворит как можно большее количество людей и приведет к положительному результату для всех. Но эта формулировка не вполне удовлетворяет нас. Чтобы попытаться установить, что же люди понимают под мудростью, один исследователь разработал специальный опросник. Его заполнили более 2000 читателей журнала GEO. Во многих ответах фигурировали: способность понять сложные вопросы и отношения, знание и жизненный опыт, самоанализ и самокритика, принятие интересов и ценностей другого человека, эмпатия и любовь к человечеству, желание совершенствоваться. Такое понимание мудрости характерно для большинства людей. Американские психиатры Томас Микс и Дилип Джесте добавили еще два качества к этому списку: эмоциональная стабильность и способность принимать решения в неоднозначных ситуациях. И, наконец, юмор. Хотя обычно он не расценивается как важная составляющая мудрости, чувство юмора является обязательным для самопознания - необходимой составляющей истинной мудрости. Жанна Луи-за Кальман, француженка, прожившая 122 года, отличалась остроумием. В ее сто двадцатый день рождения журналист, несколько нерешительно, выразил надежду, что он сможет поздравить ее в следующем году. «А почему нет, - ответила Кальман. - Вы выглядите довольно молодо».

Хотя в течение тысячелетий люди признавали важность мудрости, до недавнего времени это понятие почти полностью отсутствовало в медицинских исследованиях старения. Возможно, потому что западная культура акцентирует свое внимание на интеллекте и потому уже успела тщательно изучить когнитивные навыки и логическое мышление. Но знание, навыки и эрудиция - не то же самое, что и мудрость, связанная с более широким пониманием жизни и умением делать выбор в неоднозначных ситуациях, а также достигать баланса между такими противоположностями, как сила и слабость, сомнения и уверенность, зависимость и независимость, мимолетность и бесконечность. Мы считаем людей мудрыми, если они способны дать хороший совет в трудных обстоятельствах, а их суждения гармоничны.

Но исследование мудрости не стоит ограничивать только ныне живущими людьми. Мы можем посмотреть, что говорится о мудрости в старинных трактатах различных культур. В большинстве случаев речь о текстах религиозного характера. Самый известный пример западной культуры - Библия. В Книге Притчей Соломоновых мудрость ценится выше, чем драгоценные металлы или украшения: «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото. Потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею». Задолго до Августина древнегреческие и древнеримские философы, оказавшие большое влияние на западную культуру, придавали большое значение мудрости. Софокл (V век до н. э.) написал в «Антигоне»: «Мудрость - высшее благо для нас». Точно так же восточная культура в течение многих веков придавала огромное значение мудрости. Ее представление об этом понятии имеет много общего с западными идеями. Бхагавадгита, написанная в Индии около V века до н. э., является основной работой о мудрости. Она рассматривает мудрость как совокупность жизненных событий, способность управлять эмоциями, сохранять самообладание, любить бога, сострадать, быть способным на самопожертвование - все это относится и к западному пониманию мудрости.

Как рассуждают пожилые люди

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) сделал существенный вклад в наше понимание когнитивного развития детей. Он описал четыре стадии, последней из которых является стадия «формальных операций». Она обычно начинается в 11-летнем возрасте и переходит во взрослую жизнь. Человек на этой стадии развития способен к логическим рассуждениям и к решению абстрактных задач; другими словами, он может представить логические решения проблемы и проверить их методом проб и ошибок. Неверные решения постепенно устраняются, и то, что остается, является правильным.

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) - направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы воздействия на него.

Основываясь на терминологии Пиаже, бихевиористы ввели понятие «постформальной операции», включающее в себя неопределенность и гибкость мышления и использующееся для описания сложных противоречивых повседневных задач, имеющих разные решения. В одном эксперименте участникам из разных возрастных групп предлагалось решить проблему студентки, переписавшей в своей работе текст из Википедии. Студентка признала, что взяла целые абзацы из Википедии, но утверждала, будто ей не говорили, что она должна была предоставить свои источники, и не объяснили, как это сделать. Испытуемых спросили, как бы они поступили в данном случае, будучи членами экзаменационной комиссии. Данные студентам указания четко гласили, что плагиат - серьезное нарушение, за которое студент может быть отчислен из университета. Чтобы найти решение, испытуемым нужно было поставить себя на место другого человека. И каков был результат? Большинство молодых людей решили, что студентка должна быть отчислена. Это следствие формальных операций, описанных Пиаже. Такое заключение казалось логичным: правило было нарушено, поэтому должен быть наложен соответствующий штраф. Большинство пожилых испытуемых прибегли к постформальным операциям. Прежде чем принять решение, нужно получить больше информации. Действительно ли студентка не знала о правилах? Как давно она учится? Было ли четко объяснено, что такое плагиат? В зависимости от ответов на эти вопросы пожилые люди, вероятно, пришли к тому же самому заключению, что и их младшие коллеги, но они рассмотрели данную проблему с точки зрения студентки и учли последствия штрафа.

Чем старше, тем мудрее?

Правда ли, что с возрастом мы становимся мудрее? К сожалению, не все из нас. В любом возрасте есть люди, мысли и поступки которых нельзя назвать мудрыми, хотя это не означает, что они не стали мудрее. Мудрость составляет жизненный опыт, наши взлеты и падения. Но ее очень трудно измерить. Согласно одному исследованию немецких ученых, если вы предложите людям сложные задачи и попросите у них оптимальные решения, большинство пожилых справятся с этим не лучше, чем люди средних лет. Интересно, что пожилые, как и молодые, лучше решают задачи, типичные для их возрастной группы. В эксперименте одни задачи привлекли внимание молодых людей, а другие - пожилых. Примером задачи для молодых людей стала история Майкла, 28-летнего механика, отца двух маленьких детей, узнавшего, что завод, где он работает, закроется через три месяца. Майкл не сможет найти подходящей работы там, где живет. Его жена - медсестра, только что получившая хорошо оплачиваемую работу в местной больнице. Майкл не знает, должны ли они переехать в другой город, где он найдет работу, или им стоит остаться, и ему придется сидеть дома с детьми. Какое решение лучше для следующих трех-пяти лет? Какая дополнительная информация необходима, чтобы принять решение?

Примером задачи для пожилых стала дилемма Сары, 60-летней вдовы. Окончив недавно курсы по управлению персоналом, она открыла свое дело, о котором давно мечтала. Однако ее сын недавно потерял жену и остался с двумя маленькими детьми. Она может или ликвидировать компанию и переехать к сыну, чтобы сидеть с внуками, или помочь ему оплачивать няню. Какое из решений лучше? Какая дополнительная информация необходима, чтобы решить проблему? Пожилые испытуемые (в возрасте 60–81 года) с большим энтузиазмом решали проблему Сары, в то время как группа молодых людей (25–35) предлагала удачные решения для Майкла. Чтобы получить звание «мудрого», участники должны были перечислить различные аспекты задачи, предложить несколько решений, перечислить все за и против, оценить риски и, наконец, разработать планы дальнейших действий или пересмотреть принятые ранее решения.

Некоторые пожилые люди, так же как и люди среднего возраста, не станут заниматься сложными задачами, требующими конкретных решений. Это вызвано тем, что такой процесс вовлекает краткосрочную память и исполнительные функции (например, способность планировать и сочувствовать). Пожилым людям, со временем утратившим определенные навыки, сложнее придумать ряд решений и сравнить их друг с другом. Хотя неповрежденные познавательные функции не обязательно приводят к мудрости, они действительно помогают в решении сложных задач. Вы можете оставаться мудрыми, особенно в знакомых ситуациях, даже если ваши умственные способности снизились. Но при столкновении с новыми проблемами, требующими обработки большого количества информации, ухудшение краткосрочной памяти и познавательной гибкости работает против вас.

Черепаха и заяц

В 2004 году нейропсихологи Калифорнийского университета описали пациента, которого они назвали Финеасом Гейджем нашего времени. Это имя отсылало к железнодорожному рабочему из XIX века, одному из самых известных пациентов в истории нейропсихологии. Полученные им повреждения головного мозга рассказали нам о функциях таинственной префронтальной коры. В 1848 году с Гейджем произошел несчастный случай: после взрыва металлический прут вошел в череп ниже левой глазницы и вышел через макушку. К изумлению его коллег, он выжил и даже выписался из больницы всего два месяца спустя. Но он изменился: как сказал его близкий друг, «Гейдж больше не был Гейджем. Хотя его способность к рассуждению и наблюдению и память не были повреждены, его личность радикально трансформировалась. Человек, который раньше был трудолюбивым, энергичным и обладал организаторскими способностями, стал нетерпеливым, сквернословящим и неспособным к сочувствию. Гейдж больше не мог оценить ситуацию и был не в состоянии управлять своими эмоциями. У него постоянно случались приступы гнева, и он не мог планировать свои действия. Реконструкция его мозга, основанного на сохранившемся черепе, показывает, что поврежденной оказалась нижняя часть префронтальной коры.

Современный Финеас Гейдж, обнаруженный в 2004 году, получил повреждения в 1962-м, когда его джип подорвался на мине в ходе военной операции. В результате взрыва металлический каркас ветрового стекла пробил его череп в лобной части. Как и в случае с Гейджем, его умственные способности, казалось, не пострадали. Его интеллект не был поврежден, и он демонстрировал хорошие результаты на нейропсихологических тестах. Однако в плане социальных отношений все оказалось уже не так радужно. Он показал расторможенное поведение и неспособность контролировать себя, что приводило к проблемам во взаимодействии с окружающими. Он потерял работу, развелся с женой и перестал общаться с детьми. По словам гериатрического психиатра Дилипа Джесте, повреждение префронтальной коры приводит к противоположности мудрости: импульсивности, социально неодобряемому поведению и эмоциональной неуклюжести. Вместе с коллегами Джесте впервые составил карту отделов головного мозга, отвечающих за мудрость. Ученые приписывали важную роль префронтальной коре.

Нейропсихолог Элхонон Голдберг описывает похожий случай в своей книге «Парадокс мудрости». Он рассматривает префронтальную кору как дирижера, а другие отделы мозга - как оркестр. Префронтальная кора не играет музыку, но координирует, объединяет и направляет. Вот почему люди с повреждениями префронтальной коры все еще способны к выполнению множества задач, но сталкиваются с проблемами в сложных ситуациях, например в случае социальных контактов. Голдберг также указал на две другие функции префронтальной коры. Первой является наша способность сочувствовать, второй - умение активировать определенную последовательность действий, особенно в трудных случаях. Например, если вы в течение долгого времени были руководителем, вы автоматически понимаете, какие шаги стоит предпринять в определенных ситуациях. Голдберг приводит пример Уинстона Черчилля, страдавшего от случайных ментальных ошибок, что не мешало ему оставаться блестящим лидером даже в достаточно солидном возрасте.

К мудрости имеют отношение четыре отдела головного мозга. Во-первых, это вентромедиальная префронтальная кора, задействованная в эмоциональных отношениях и принятии решений. Во-вторых, внешняя часть префронтальной коры (технически, дорсолатеральная префронтальная кора), отвечающая за рациональное мышление и определение стратегии решения проблем. В-третьих, кора передней части поясной извилины, фиксирующая конфликты конкурирующих интересов и разделяющая рациональное мышление и эмоции. И, наконец, расположенное глубоко в мозге полосатое тело, которое активируется раздражителями, связанными с вознаграждением.

Исследование показало, что пожилые люди более сфокусированы на вознаграждениях, следующих за хорошими решениями, чем на негативных последствиях ошибок. Это означает, что они сосредоточены на нахождении правильных ответов больше, чем на предотвращении ошибок. Если вы хотите научить 75-летнего человека пользоваться компьютером, то лучше сконцентрироваться на том, что он делает хорошо, чем постоянно указывать на промахи или напоминать, что какие-то действия выполняются иначе. Молодому человеку, объясняя новое задание, можно просто сказать: «Вперед, ты на правильном пути!» - но с пожилым такая стратегия не сработает. Это объясняется возрастными изменениями в функционировании определенных областей головного мозга: кора передней части поясной извилины, ответственная за обнаружение ошибок, активируется не так быстро (у большинства людей количество серых клеток с возрастом сокращается), в то время как структуры формирующие «премиальную систему», остаются незатронутыми.

Используя электроэнцефалограмму, чтобы измерить электрическую активность мозга, команда немецких исследователей обнаружила, что пик мозговой деятельности произошел у молодых людей и людей среднего возраста, когда им сообщили, что они сделали ошибку. Этот пик указывает на активность коры передней части поясной извилины. Чем выше был пик (и, следовательно, выше активность мозга), тем быстрее человек учился на ошибках. Но у пожилых испытуемых пик активности оказался намного слабее. Пожилые люди используют другие области мозга для обучения, прежде всего префронтальную кору, играющую важную роль в работе оперативной памяти. Хотя функции данной мозговой области также изменяются, многим пожилым людям удается получить от этого выгоду. Они делают это, частично мобилизуя дополнительную мозговую деятельность.

В целом пожилые люди испытывают больше трудностей с новыми задачами, чем с теми, при решении которых они используют накопленные знания, основанные на личном опыте. Хорошая «база данных», созданная за долгие годы, помогает им легко решать множество повседневных проблем. Доктор Оари Мончи из университета Монреаля, объясняя результаты своих исследований мозговой деятельности пожилых людей, любит ссылаться на одну из басен Эзопа. В гонке между черепахой и зайцем побеждает именно черепаха, хоть она и намного медленнее. Она знает, как лучше всего использовать свои способности, в то время как высокомерный заяц во время гонки спит. Мончи и его коллеги попросили пожилых и молодых людей классифицировать слова во время процедуры МРТ. Слова могли быть сгруппированы по рифме, по значению и по их первой букве, но исследователи постоянно изменяли правила, не сообщая об этом испытуемым. Если классификация по рифме (стол - пол) была изначально правильна, то внезапно она становилась неверной, и испытуемым приходилось решать, должны ли они начать категоризировать по значению (пол - дом). Пожилые участники, в отличие от молодых, не показывали увеличения мозговой активности в ответ на негативный результат («Неправильно!»). Однако они демонстрировали повышение мозговой активности, когда должны были делать новый выбор. То есть они больше вовлекались в продумывание новых стратегий выполнения задачи. А это более яркий отклик, чем простая реакция на предупреждение об ошибке.

Социологи из британского центра исследований объявили, что выяснили, какой возраст в жизни человека самый лучший . Раньше эта цифра называлась очень приблизительно - между 25 и 60 годами. Теперь же ученые, расспросив 2 тысячи респондентов в возрасте от 40 лет и старше, обнаружили, какой возраст люди посчитали самым счастливым для себя, а также какие ключевые факторы делают человека счастливым на разных этапах жизни.

Вопрос самого счастливого времени в жизни интересовал исследователей и раньше. Например, в 2013 году психологи из Лондонской школы экономики на базе анкетирования 20 тысяч людей из разных стран мира просчитали, что в судьбе каждого среднестатистического человека есть два «пика счастья» - 23 года , когда человек молод, лишен негативного опыта и полон надежд, и 69 лет , когда он накопил жизненную мудрость и знает цену вечным ценностям. Немного раньше британские социологи указали в качестве «возраста счастья» цифру 58 - именно ее чаще всего называли в опросе большинство из 1000 пенсионеров старше 60 лет.

Как утверждают авторы свежего исследования, большинство взрослых людей называют максимально счастливым возрастом 34 года , так как к этому моменту обычно тот, кто хотел, уже сумел реализовать себя: создать семью и родить детей, получить образование, достичь успехов в карьере и отложить определенный капитал. Впрочем, соглашаются ученые, чувствовать себя счастливым можно в любом возрасте, только причины для этого будут отличаться. Какие же факторы наиболее ценны для основных возрастных категорий?

20 лет и старше

  • Молодость и здоровье.
  • Меньше ответственности и больше свободы, чем у старшего поколения.
  • Большинству людей нравится своя внешность.
  • Многие женятся.
  • Все заработанные деньги можно тратить на себя.
  • Встреча с первой настоящей любовью, самые трогательные свидания и бурные романы.
  • Все близкие еще рядом.
  • Рождение первенца.
  • Множество отношений с интересными людьми.
  • Время активных путешествий.

30 лет и старше

  • Счастье видеть, как растут дети, и воспитывать их.
  • Встреча с настоящей любовью.
  • Приходит умение ценить мелкие радости жизни.
  • Путешествия приобретают новый вкус.
  • Вырабатывается умение принимать правильные решения.
  • Подъем по карьерной лестнице, хороший заработок.
  • Осмысленное вступление в брак.
  • Получение новой работы или смена профессии.
  • Приобретение собственного дома.
  • Переезд на новое место жительства.

40 лет и старше

  • Ощущение внутренней гармонии.
  • Наслаждение семейной жизнью.
  • Встреча со своей любовью.
  • Совершенствование родительского опыта, времяпрепровождение с подросшими детьми.
  • Опять появилось время для себя, хобби и увлечений.
  • Ощущение себя успешным человеком.
  • Удалось отложить сбережения, обеспечить материальное благополучие.
  • Вступление в брак (для многих - повторно) или начало жизни «с чистого листа» после развода.
  • Переезд в новый, более просторный дом.
  • Забота о здоровье и внешнем виде принесла плоды: удалось похудеть, привести себя в форму.

50 лет и старше

  • Достижение финансового и психологического комфорта.
  • Работы стало меньше, а времени на себя - больше.
  • Снова можно путешествовать.
  • Появление внуков.
  • Дети начали жить самостоятельно.
  • Вступление в брак.
  • Выход на пик карьеры.
  • Избавление от прежних болезней или вредных привычек.
  • Празднование «круглых» годовщин семейной жизни, встречи с родными и близкими.
  • Ощущение себя в хорошей форме, когда сочетаются жизненный опыт и энергия.

60 лет и старше

  • Выход на пенсию.
  • Возможность путешествовать, самостоятельно выбирая маршруты.
  • Появилось время сосредоточиться на собственных хобби и интересах.
  • Можно работать только ради собственного удовольствия.
  • Пришло умение ценить каждый момент в жизни.
  • Наконец можно расслабиться: больше никому ничего не надо доказывать.
  • Можно получать новые знания, искать единомышленников по увлечению.
  • Появление внуков или правнуков.
  • Есть время уделить должное внимание своему здоровью.
  • Вступление в брак.

Что примечательно, один из ключевых факторов счастья - любовь и брак - вспоминали представители всех возрастных категорий, правда, значимость романтических чувств оценивали по-разному. Еще интересная деталь: большинство опрошенных отметили, что, хоть чувство ностальгии по событиям молодости у них достаточно сильное, но с возрастом они все же стали более счастливыми.

Тех, кто посчитал себя вообще несчастными в жизни, оказалось немного - всего 10% от общего количества. Почти половина опрошенных оценили свою жизнь в целом как счастливую, еще примерно 40% отметили, что было всего поровну. А одним из важнейших секретов счастья, согласно выводу ученых, является умение ценить радости каждого возраста , не жалеть об упущенных возможностях и не мучить себя воспоминаниями о допущенных ошибках...

    как следствие, мудрость определятся не возрастом.

  • Не встретил здесь еще не одного мудреца. Есть интересные философы с нестандартным восприятием, кажется это потолок.
    Мудрость - она проявляется в житейских аспектах бытия либо же в аскетизме. Третьего варианта - нет. Остальное - показушная потуга, как правило.

    вода океана - она мудро содержит в себе информацию обо всём, что когда-либо происходило на Земле.

    В данном случае мудрее будет тот, кто не поленится и поищет ответ в интернете =) А вообще задачка хорошая. Только боюсь, что никто даже думать не станет над ее решением.

    ну так, как я в нашей паре один, то я мудрее:)

    мудрость не в Вопросах, а в умении -этот вопрос преподнести


    Если ты про свои вопросы, то отвечаю с моей точки зрения.

    Вопросы часто хорошие, но... Они часто настолько стилистически безграмотно преподнесены, что на них отвечать сложно. К тому же, ты свои вопросы часто дублируешь.
    Вот, например, вчера (?) ты задал череду вопросов про политику. А всё это можно оформить одним вопросом. Отвечать одинаково дважды тоже не все любят. А создать вопрос, а потом опрос из ожидаемы тобой ответов тоже.. странно. Выглядит так, что ты ждёшь только определённых ответов. А если так, то к чему вопросы, если опросом можно обойтись?

    Ещё недавно видел опрос у тебя с вариантами ответа - два ютубовских ролика. Хотя стилистически в ответы напрашивались ответы типа "да","нет".

    Вдобавок, ты большинство вопросов и так дублируешь ещё и латышском разделе. Опять лишние повторы... Что будет хорошо звучать по-латышски, не обязательно будет так же звучать по-русски.

  • Фиг знает.. время покажет. Иногда кажется что молодой бог, а проходит месяц-другой и думаешь, блин какой же я был наивный. Или глупый..

→ Какой возраст вы считаете лучшим? Почему?

Если б дали мне вторую жизнь, ее я прожила бы так, как эту.

(самая мудрая на свете женщина - моя прабабушка)

Мы приходим в этот мир одинокими? Не смешите! Одинокими в этот мир не приходит никто. Всех нас кто-то когда-то родил. Другой вопрос, кто, когда и с какой целью. Но тут, вероятно, действует закон бутерброда: кто-то всегда удачно падает маслом вверх, а кому-то даже родиться не удается без проблем.

Я родилась маслом вверх: у меня были любящие друг друга и до неприличия молоденькие родители, вся жизнь которых была озарена любовью друг к другу и к своим детям. Поэтому ярчайшие воспоминания детства - смеющаяся счастливая мама и большой, добрый, надежный папа, подбрасывающий меня в синее летнее небо. А я думала, что лечу, как птичка, и широко раскидывала руки. Это был чудесный возраст. Мир был огромен, интересен, нов. Каждый камень казался малахитом, а тощий плешивый дворовый кот - африканским львом с густой гривой и грозным взором. Детство - пора восхитительной открытости миру, пора чистого, незамутненного восторга от радости бытия. Ты просыпаешься утром счастливым и день твой длится вечность. И вечность эта заполнена приключениями. И крик из окна во двор "Домой! Ужинать!" - как досадная помеха в освоении неизведанных земель. Когда мы дети - мы ищем новизну и она находит нас ежеминутно.

И вот проходит немного времени, и наступает страшный пубертат. Это сейчас нам забавно об этом вспоминать, а тогда было очень непросто и немного стыдно. Мир сужается до одной точки, которая находится аккурат в центре своего "Я" и начинает вращаться вокруг с бешеной скоростью: мальчики перестают напоминать лягушат и на них приятно смотреть, у тебя появляется фигура как у мамы, ты вдруг узнаешь, что теперь обречена страдать раз в месяц за чей-то там первородный грех, потом у тебя вылезают прыщи и это отвратительно, потом в школе тебя неловко дергают за косички и пытаются тискать по темным углам и тебе это, о ужас!, не особо-то и неприятно, родители превращаются в самых главных врагов рода человеческого, запрещая гулять допоздна в компании старшеклассников, и на познание мира тебе абсолютно наплевать: ты познаешь себя. Это чудесный возраст. Он надрывный, трудный, со скомканными ориентирами, с максимализмом и эгоцентризмом, но он прекрасен. Ты начинаешь понимать, что мало просто быть, нужно быть кем-то и что-то делать. Именно в этот момент приходит осознание скоротечности времени. Но приходит оно на пушистых лапах, исподволь, дает знать о себе, но не подгоняет.

Торопливость и желание все объять находит нас позднее: в юности. Пока, школа! Привет, взрослая жизнь! Институты, сессии, вечеринки, похмелье, отношения, попытки зарабатывать деньги, попытки жить отдельно от родителей. Отличный возраст: можно все, что хотелось, пока ты был подростком, но мало что из этого ты умеешь да мало что из этого, оказывается, на самом деле "круто". И начинает снова, как в раннем детстве, тянуть куда-то туда, за горизонт, и самые смелые - едут, и самые упорные - находят. Время несокрушимой веры в свои силы и в свою уникальность - юность.

Ты меняешь города, любовников, профессию, интересы, цвет волос, ездишь отдыхать, возвращаешься, заводишь знакомства так же просто, как заказываешь в интернете очередную сумочку или туфли, ты уже не семнадцатилетняя первокурсница, которая думала, что она взрослая и умная: ты и есть взрослая и умная. И это прекрасный возраст. Ты наконец научилась красиво одеваться, с тобой на самом деле интересно общаться не только фанатам Depeche Mode или людям, понимающим что в "чашке Петри" не коктейль с таким названием подают. Молодость. Ты наконец нащупала в себе кого-то, кем являешься только ты сама, и это помогает крепко стоять на ногах и смотреть в будущее. А в будущем...

Ты - жена, и твой муж - человек удивительный, и на руках он держит вашего ребенка и ребенок летит в синее небо, раскидывает ручки и кричит "Я птичка!" И ты счастлива. И это прекрасный возраст. И мир снова огромен, манящ и красив. И маленький человек смотрит на него твоими глазами, и ты понимаешь, что время идет, что рано или поздно твои дети упорхнут в большую жизнь, что тебя согнет радикулит, волосы станут седыми, гладкое лицо расчертит морщинками и шрифт на NOOK"е придется выставлять самый крупный из предустановленных производителем, но и тогда ты будешь говорить - это прекрасный возраст. Потому что ты много повидала, еще больше прочитала об этом, и наконец точно знаешь, что самое главное - в любом своем возрасте падать маслом вверх. А еще лучше - быть подхваченной крепкими руками родных и любимых людей.