Из чего делают хромакей. Хромакей. Что такое, где купить, цена. Смотреть что такое "Хромакей" в других словарях

Каждый видеоблоггер или человек, который занимается созданием фото, сталкивается с тем, что иногда ему приходится сменить фон съемки. Так хочется выступить не на фоне обыденной комнаты, а на фоне красивого луга, возле статуи Свободы и даже в холодной Антарктике. А помочь в этом может хромакей!

Что такое хромкей?

Когда говорят «зеленый экран» или «синий экран», то имеют в виду хромакей. Простыми словами, хромакей – это съемка на одном фоне и в последствие замены его на другой. Это работает следующим образом: ведется процесс съемки, в котором объект помещается на однотонный цветной фон (синий или зеленый), а при монтаже вместо этого фона помещают другое изображение. Цвет такого экрана зависит от поставленных целей оператора и творческих задач, а также характеристик оборудования. Так, например, при очень затемненных сценах используют ярко-оранжевый цвет, однако самым популярным цветом для комбинированных съемок в кино и для фотосъемок является зеленый цвет. Его используют, прежде всего, потому, что датчики цифровых видеокамер наиболее чувствительны к зеленому тону.

Как увеличить лояльность пользователей

Для того, чтобы придать вашему сайту оригинальный привлекательный вид, рекомендуем вам , который будет соответствовать тематике сайта. Это позволит привлечь внимание пользователей и увеличит их лояльность. Будьте оригинальными и количество постоянных пользователей увеличится!

В чем преимущества хромакея?

Почему хромакей лучше декораций? Не лучше ли украсить комнату необходимыми стендами и разместить фото той же статуи Свободы во всю величину стены? Конечно же, декорация смотрится реальней и наглядней хромакея. На декорацию можно опереться, например, поставить стол, или взять стакан. Да и к тому же при съемках с декорациями можно использовать одежду любого оттенка, а при хромокее нельзя надевать определенные цвета и все же почему хромакей лучше? Хромакей экономит время и деньги, легко храниться и дает возможность применить фантазию. С его помощью вы будете вещать из глубин океана, на фоне домика в деревне, из пустыни или космического корабля. В общем, можете использовать все, что заблагорассудится, а вот с декорациями так «не разбежишься». В общем, если вы делаете ролики на заказ или ведете видеоблог, смело используйте хромакей в процессе съемки!

Впервые хромакей начали применять в 40-х годах XXвека, и первопроходцами были американцы. Поначалу хромакей был всего лишь способом сменить фон, а со временем начали использовать специальные хромакейные повильоны. Такие хромакейные павильоны с трех сторон закрывают помещение, создавая удивительную фактурную, объемную и ритмичную съемку. Все-таки как же упростил и облегчил жизнь хромакей создателям зрелищных киносцен и вам того же желаем!

Хромакей (англ. chroma key - буквальный перевод «цветовой ключ») представляет собой технологию совмещения двух или большего количества изображений или цветовая рирпроекция, которая используется кино и на телевидении.

Актриса Мэрси Уильямс перед синей стеной, которая затем в сериале «Игра престолов» превратится в прекрасную гавань

В процессе съемок объект располагается на однотонном цветовом фоне, что позволяет при монтаже поместить на место фона другое изображение. Также в обходе хромакеем именуют сам цветной рир-экран, на фоне которого производится съемка. Еще одно распространенное название технологии - кеинг (англ. keying, color keying).

Сцена из фильма «Смертельный медовый месяц» до и после наложения спецэффектов

Наиболее распространенными цветами, которые используются в рир-проецировании, являются зеленый и синий (голубой). Связано это с тем, что данные цвета не содержат тона человеческой кожи. Однако на практике можно использовать и любые другие цвета, в частности черный или белый.

Чаще всего для комбинированных съемок в кино применяется зеленый экран (что дало название технологии «Green screen»). На телевидении чаще применяют синий цвет («Blue screen»). Хотя в каждом отдельном случае цвет рир-экрана может зависеть от поставленной художественной задачи и характеристик используемого оборудования.

Сцена из сериала «Ходячие мертвецы»

Технология хромакей позволяет экономить большое количество денег и времени в процессе съемки фильмов или телепередач. Единственным минусом является то, что если одежда снимаемого содержит цвет сходный с цветом фона, человек начинает «просвечивать» («светиться»). В связи с чем, при подборе костюма для актеров или телеведущих избегают цветов совпадающих с фоном.

Несколько примеров «до и после» - съемки известных фильмов и результат после обработки и монтажа.

Способ применения «хромакей» в действии

«Тайна в его глазах»

Фильм «Дурнушка» - интервью

Съемки фильма «Паранойя» - уличное кафе

Заброшенный военный лагерь возле госпиталя из «Ходячих мертвецов»

Конечно, указанными сценами применение хромакей далеко-далеко не ограничивается! Ниже представлено еще несколько пар фотографий со съемок известных фильмов и сериалов последнего времени.

«Жизнь Пи» и спецэффекты с лодкой и тигром

Бурное развитие дешевых технологий обработки видео приводит к тому, что многие стали снимать с помощью хромакейных фонов и чтобы сделать правильный выбор фона для съемки, постоянно задают одни и те же вопросы специалистам. В блоге Фотогора уже вышло несколько статей про хромакей, однако никогда не лишним будет напомнить важные вещи. Перед вами 10 самых актуальных на сегодняшний день вопросов про хромакейные фоны, которые мы собрали воедино, чтобы в ваших знаниях не осталось больше белых пятен.

  • Почему хромакей - это зеленый фон?

Посмотрите на свою одежду, обратите внимание на то, во что одеты люди, которые рядом с вами. Зеленый нечасто встречается в одежде и аксессуарах, тем более, он практически не встречается в цвете волос и кожи человека. Следовательно, когда вы будете при постобработке вырезать фон из полученной картинки - фото или видео, вам будет легко указать программе, что необходимо вырезать именно зеленый цвет и заменить его на нужную картинку.

  • Обязательно ли использовать зеленый фон?

Хромакейные фоны бывают разных цветов. Но в 90% случаев используют зеленый. Исключение, пожалуй, составляют задачи, при которых необходимо снять что-то по мотивам Питера Пена, когда он летает в сказочной стране в зеленом костюме. При таких условиях вам придется выбрать другой цвет фона для хромакея. Очевидно почему.

Следующие по популярности для съемки видео хромакеи синего и голубого оттенков, третий - ярко-рыжий.

Фотографы нередко для дальнейшей замены фона используют и обычный белый фон. Но фотографам все-таки проще - они могут над обработкой одного кадра посидеть подольше, не говоря уже о том, что даже блондинку в белом платье можно снять на белом фоне так, чтобы было легко разделить задний план от объекта съемки.

А вот для съемки видео придется специально запастись цветным хромакеем. Однажды для съемки фильма, где нужно было закрыть трибуны хоккейного стадиона, помощник режиссера разыскивал недорогой фон, так как требовалось его большое количество и бирюзового цвета. Именно бирюзового. В результате пришлось скупить годовой запас нетканого фона этого оттенка.

  • Любой зеленый фон - хромакей?

В этом вопросе нет принятого стандарта. Любой однотонный фон можно использовать в качестве хромакея. Есть нюансы: зеленый хромакей может быть и светлым и темным, что часто обозначается в артикуле. В зависимости от того, как на заводе в этот день красили фотофон, тон может отличаться при одинаковом названии. Поэтому даже у лучших производителей стоит заказывать фон из одной партии. Хотя для программы постобработки полтона - не катастрофа и проблем с дальнейшем монтажом не возникает.

  • Надо ли подсвечивать хромакей?

Надо. В простейшем случае, когда человек сильно выделяется на зеленом фоне, и освещение рассеянное, хватит света, которым вы освещаете объект съемки. Но правильный подход подразумевает освещение хромакейного фона. Осветители могут располагаться сверху или сбоку.

  • Какой материал лучше?

Лучше всего фоны из специальной маломнущейся тянущейся бесшовной ткани с хорошей отражающей способностью на подложке. Это позволяет делать фон различной формы. Ведь иногда фон может огибать препятствие или надо скрыть что-то. Но это чаще всего используют для больших проектов в киноиндустрии.

Для дома или небольшой студии есть варианты попроще. Наиболее востребованный вариант - обычный тканевый зеленый фотофон. Единственный его недостаток в том, что это самый дорогой из трех вариантов и сильно мнущийся. Кстати, измятости при правильном освещении будут незаметны.

Второй вариант - Он гладкий, его легко осветить, но нелегко перевозить. Бумажным хромакеем сложно задрапировать диван в квартире, а потому предназначается в первую очередь для стационарного использования в студии.

Третий вариант - . Его главное достоинство - цена. Он не мятый, так как поставляется на картонной трубе ( мы не продаем нетканые фоны без труб именно из-за того, что их нельзя потом разглаживать).

Этот фон имеет мелкую перфорацию. Но так как хромакей требует, чтобы модель была отодвинута от него хотя бы на метр, то перфорация не видна и не мешает при съемке.


  • У меня получаются зеленые рефлексы на лице, что делать?

Чаще всего в качестве хромакея выбирают достаточно яркий зеленый фон с большой отражающей способностью. Зеленый фон имеет свойство окрашивать в зеленый рядом находящиеся объекты. Из-за этого нередки зеленые рефлексы (то есть блики) на скулах модели или одежде. Полностью этого артефакта почти не избежать, но снизить отражения можно, если припудрить кожу модели. Лицо будет матовым, а не блестящим, а если отодвинуть модель чуть дальше от фона, зеленых рефлексов не будет и подавно.

Практика показала, что расстояние от фона до модели должно быть не меньше метра.

  • Какого размера нужен зеленый фон для технологии хромакей?

Всё просто считается - стандартный размер видео где-то 2:3. Если снимать видео горизонтальное, то есть когда ширина в 1,5 раза больше высоты, когда вы снимаете поясной портрет или так называемую говорящую голову без ног, то развер будет около метра плюс поля (оставить места для полей). Вам нужен фон 1,6 метра шириной минимум, а лучше 2 метра. Для полноростовой - 2,7-3 метра.

Для видеостудий размер подбирается в индивидуальном порядке, да и у владельцев видеостудий обычно не возникает подобных вопросов - какой ширины мне нужен фон.


Удачи в нелегком труде и хороших эмоций в видеоблогах и фотографиях.

Каждый год киноиндустрия покоряет новые высоты технического совершенства. При просмотре даже самых фантастических и неправдоподобных сцен у зрителей напрочь теряется осознание иллюзорности. Руины зданий и межпланетные галактики кажутся настолько реалистичными, что сомнений в их существовании практически не остается. На самом же деле - это лишь умелая работа профессиональных дизайнеров, художников и прочих специалистов.

Сегодня, когда высокие технологии находятся на пике своего развития исчезает необходимость в создании дорогостоящих декораций. Многие задачи удается решать при помощи хромакей (ChromaKey). Технология предполагает объединение нескольких изображений в единой композиции путем замены и совмещения фонов.

Из истории развития

Вторая половина прошлого столетия (начиная с 1970-х) была ознаменована активным использованием зеленых и синих экранов в процессе видеосъемки. Наиболее востребована технология оказалась в телевизионных прогнозах погоды, когда ведущего снимали на однотонном фоне, а затем заменяли различными изображениями карт. Идея была весьма хорошей, а вот реализация порой оставляла желать лучшего. Точность ключа оставалась невысокой, ввиду чего временами синоптик словно растворялся в собственной карте.

Так было лишь на заре развития технологии. Сегодня точность технологии хромакей открывает перед киноиндустрией новые возможности, позволяет экономить огромные суммы средств на работе монтажников, декораторов и проектировщиков - создать компьютерный фон гораздо проще и дешевле.

Green screen или Blue screen: цвет имеет значение!

Как правило, при работе с Chroma Key используют зеленые (green screen) или синие (blue screen) фоны. Возникает вполне логичный вопрос: «Какой лучше?»

На начальном этапе развития хромакей в качестве основного цвета использовали синий. Переломным стал конец 1970-х годов, когда синие фоны постепенно начали вытеснять зеленые. Во многом такую идею «подсказал» профессионалам герой Супермен: его синий костюм требовал использования другого фона. Таким образом, Кристофер Рив был одним из первых специалистов, заменивших традиционные на тот момент blue screen на green screen. И синий, и зеленый цвет максимально далеки от телесного, что облегчает работу с заменой фонов. При этом есть некоторые отличия, ввиду которых и произошел перевес в пользу зеленого оттенка.

Существует несколько причин, объясняющих такой переход:

  • для правильного освещения фона зеленого цвета, как правило, требуется меньше света;
  • цифровые камеры в зеленом канале обеспечивают большее количество пикселей.

Наименее распространенным цветом в одежде является зеленый. Обратите внимание: наверное, 95% всех читающих эту статью могут посмотреть на себя и не обнаружить ни одного зеленого элемента в одежде. При выборе фона необходимо ориентироваться на одежду объекта съемки. Если главный герой вашего видеоролика носит зеленый пиджак, эксперимент с green screen вряд ли окажется удачным. Успех цветности определяется двумя первичными ключами: во-первых, свет на фоне должен распределяться максимально равномерно.

Практически в любой программе есть полезный инструмент - «пипетка», который позволяет выровнять оттенки, однако гораздо проще и быстрее работать с равномерно освещенными фонами. Во-вторых, возможность дистанцирования. Объект размещается на таком расстоянии от фона, которое считается достаточным и позволяет избежать переноса оттенка фона на кожу или одежду. Таким образом размытый фон с некоторыми визуальными дефектами не оказывает воздействие на цветовой ключ.

5 секретов успешного Chroma Key

Успех удачного использования технологии хромакей определяется пятью основными составляющими. При всестороннем и грамотном учете этих моментов удастся достичь максимально качественного и реалистичного результата.

Свет. При освещении ключа цветности приоритет отдается фону: в первую очередь свет необходим для экрана, а затем - для субъекта. В редких случаях можно комбинировать свет, однако в результате могут появиться нежелательные тени, что уже само по себе негативно скажется на точности ключа. Начните с обеспечения чистого и равномерного освещения самого фона, без присутствия на нем объекта.

Пространство. Одна из ключевых составляющих хорошего результата - достаточная площадь студии. Пространство необходимо, чтобы разместить объект на расстоянии от фона без создания ненужных теней. При работе с крупными планами требуется меньше места, для освещения объекта в полный рост - больше.

Дистанция позволяет не только избавиться от теней, но и предотвратить появление диспропорций, в особенности при съемке широкоугольным объективом в условиях ограниченного помещения. Порой при нехватке рабочей площади съемку проводят на улице. В такой ситуации необходимо учитывать дополнительные внешние факторы: ветер, солнце и т.д.

Материал и цвет фона. О цвете уже было сказано выше. Green screen предпочтителен, однако при съемке зеленых монстров, русалочек или лесных эльфов он будет неуместен. Материалы, как правило, определяются индивидуальными привычками профессионала, а также бюджетом картины и применением. Фон хромакей может быть , или .

Удобен при съемке в студии, когда нужно разместить строго и ровно вертикально. Он даст гладкую ровную поверхность, которую легко осветить. позволит сделать изгиб, в частности, скрыть под тканью диван или любую другую неровную поверхность. - что-то среднее между тканевым и бумажным, он не очень хорошо облегает поверхность, но его можно сшивать, что важно при больших пространствах студии. Также существенно, что он весьма дешев. Из опыта профессиональных видеографов: когда нетканый фон использовали при съемке кино и нужно было закрыть хоккейные трибуны, получилось в десять раз дешевле, чем если бы точно такую же площадь закрывали бы тканевым хромакеем.

Оборудование. Если предыдущие пункты лишь помогали создать оптимальные условия, то камера - это непосредственный инструмент съемки. Функции современных устройств весьма разнообразны. Например, при работе с DV-системами приходится соблюдать предельную точность для получения правильного ключа. HD-камеры более просты в использовании (пиксель меньше), однако тип сжатия не всегда идет на пользу зеленому фону. Результатами множества тестов доказана оптимальность сжатия 4:2:2 и использование RAW (даже при высокой ресурсозатратности).

При съемке фото на хромакее процесс несколько проще, так как почти все современные камеры при фотосъемке выдают достаточное качество для последующего монтажа.

Постобработка. Существует множество программных решений, которые позволяют работать с фонами. Программы позволяют выровнять цвет, создать матовость, устранить ненужные контуры и окантовки при выделении объекта; обеспечивают эффект присутствия тени между объектом и фоном; «вытягивают» отдельные участки кадра и т.д.

Уделяя максимум внимания рабочему пространству, качеству оборудования (используйте камеры с минимальным сжатием) и освещения, а также выбору профессионального программного освещения, вы сможете создать точный ключ. Практика и терпение - залог успеха.

], буквально - «цветовой ключ»; от греч. χρώμα - «цвет») - технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции, цветовая электронная рирпроекция (или рир-проецирование), использующаяся на телевидении и в современной цифровой технологии кинопроизводства . С помощью хромакея можно «удалить» фон и «подложить» изображение или видео через видеоредактор. Также в повседневной жизни хромакеем называют сам экран, на фоне которого снимают .

В некоторых источниках на русском используются следующие названия: рирпроекция , рир-проекция , хроматический ключ , кеинг по цвету , телеинкрустация , хромакей , цветность, иногда в русской транслитерации «хрома-кей» . Ещё одним названием технологии является кеинг (англ. keying, color keying ).

История

Зарождение

В кинематографе до появления телевизионных технологий и цифровых способов кинопроизводства применялись способы совмещения актёрской сцены с фоном, известные как «рирпроекция », «фронтпроекция » и «блуждающая маска », дающие сходный с хромакеем изобразительный эффект.

Синий экран

Технология синего экрана была создана в 1930-х киностудией RKO Pictures .

Технология

Самыми распространёнными цветами, использующимися при проецировании, являются зелёный и синий (голубой), потому что такие цвета не встречаются в тонах человеческой кожи. Самый популярный цвет фона для комбинированных съёмок в кинопроизводстве - зелёный (что дало название технологии «Green screen »), для телевизионных программ чаще применяется синий фон («Blue screen »), хотя цвет ткани для «кеинга» зависит от поставленной режиссёром творческой задачи и характеристик оборудования, на котором производится проецирование, а также цвета одежды и объектов, присутствующих в кадре.

Использование компьютеров облегчает процесс совмещения нескольких изображений между собой, даже если съёмка ведётся с рук.

Главный объект снимается на фоне одного цвета или на фоне с относительно небольшим перепадом по цветам. Обычно используются фоны синего или зелёного цветов, так как у людей кожа таких цветов не встречается . Процесс замены исходного фона на другой называет композитингом или кеингом.

Синий хромакей

Синий хромакей широко применялся при съёмках на плёнку . Цветной негатив печатался на высококонтрастной чёрно-белой плёнке с использованием цветного фильтра, который исключал синий канал . Эта область становилась полностью чёрной, получался альфа-канал . Затем с помощью двойной экспозиции накладывалось другое изображение.

Зелёный хромакей

В настоящее время зелёный фон используется наиболее часто, так как цифровые камеры наиболее чувствительны к зелёным оттенкам из-за применяемых в них матриц на основе фильтра Байера . Изображение в зелёном канале содержит меньше шумов, является более чистым и легче поддаётся качественной обработке при композитинге. Зелёный фон стал более широко применяться по причине широкого распространения синих джинсов , а также наличия голубых глаз у людей.

Основные условия

Главным фактором является существенное цветовое отличие переднего плана (снимаемый объект) и заднего плана (зелёный экран). К примеру, синяя коробка на зелёном фоне.

Освещение

Если снимаемый объект находится близко к зелёному экрану, то на него может попадать переотражённый свет. В таких случаях кожа человека приобретает зелёный оттенок или появляются зелёные оттенки в глянцевых металлических, стеклянных поверхностях. Этот эффект носит название spill :p20 . Решением является использование большего по размерам зелёного экрана и увеличение расстояния от объекта до фона .

Камера

Одежда

Следует избегать одежды, в которой присутствуют оттенки близкие к цветам фона, потому что одежда может быть удалена в видеоредакторе вместе с фоном.

Однако иногда специально используется одежда тех же цветов. Так снималась сцена в фильме о Гарри Поттере с мантией-невидимкой . Передний план искажает фон и создаёт необходимый эффект .

При этом могут возникать трудности, когда в кадре должны находиться сразу два объекта, один из которых имеет синий цвет, а другой зелёный. Так в фильме Человек-паук есть сцена боя главного героя и Зелёного гоблина . Каждого персонажа пришлось снимать отдельно на контрастном для него фоне.

Для облегчения процесса композитинга границы между главным объектом и фоном должны чётко разделяться. Наибольшие сложности доставляют полупрозрачные объекты, такие как отдельные локоны волос, прозрачные плащи или зонты, стекло .

Цвет фона

Синий фон наиболее часто применялся во время съёмок на плёнку.

Зелёный фон чаще применяется на улице, в таких кадрах, где видно небо. Цифровые камеры лучше воспринимают зелёные тона, записывают их с меньшим количеством шумов.

Красный фон применяется для сцен, где снимаются объекты, а не люди, так как красные оттенки кожи не позволяют использовать такой фон.

Во время съёмок на плёнку используется также жёлтый экран :16 .

Одной из наиболее современных техник является применение катафотов . Фон подсвечивается светодиодными лампами , расположенными максимально близко к объективу камеры, свет от которых возвращается в объектив. Эта технология позволяет использовать лампы минимальной мощности и гораздо меньших размеров по сравнению со стандартными решениями.

Технология термокеинга (Thermo-Key) использует свет в инфракрасном спектре невидимом для человеческого глаза .

Возможно также использование ультрафиолетового света . Такие специальные флуоресцентные лампы использовались во время съёмок фильма Звёздный путь: Следующее поколение .

К тому же вместо одноцветного фона для кеинга может использоваться любое цветное статичное изображение. Для этого сначала фон, используемый как хромакей, снимают со штатива без актёров или объектов на переднем плане. После, не перемещая камеру, на этом же фоне снимают главный объект. А затем в видеоредакторе методом вычитания оставляют только главный объект . Однако при этом крайне важно, чтобы объекты на фоне не смещались. А также, чтобы на изображении отсутствовали шумы . Фон с текстурой чаще применяют, когда главный объект имеет множество разных цветов .

Дополнительные требования

Равномерность света

Чтобы снимаемый объект было проще отделить от фона, необходимо избегать теней и пересветов на хромакее и как можно более равномерно его освещать . Матовая поверхность фона более равномерно отражает свет, на ней отсутствуют яркие блики.

При этом иногда специально оставляют тень от снимаемого объекта на фоне, чтобы использовать её при комбинировании слоёв.

Экспозиция

Для получения качественного результата важно в камере правильно настраивать экспозицию . Слишком тёмный или слишком светлый фон будет иметь недостаточную цветовую насыщенность . Если изображение будет слишком тёмным, то оно будет содержать шумы , которые также отрицательно повлияют на качество материала.

Критика

Достоинства

Благодаря использованию хромакей можно значительно удешевить процесс производства. А также создать или совместить объекты, которые в реальности не могут существовать.

Недостатки

Минусом хромакея является то, что если на одежде человека присутствует цвет, схожий с цветом фона, то человек начинает «просвечивать» («светиться»). Поэтому при подборе костюма актёра или телеведущего избегают цветов, совпадающих с фоном. Хотя эту проблему можно решить с помощью наложения масок в видеоредакторе.

Программы для композитинга

См. также

Примечания

  1. Феликс Воройский. Информатика. Энциклопедический словарь-справочник . - Litres, 2016-01-28. - С. 413. - 769 с. - ISBN 9785457966338 .
  2. Сними кино. Хромакей своими руками (неопр.) . snimikino.com articles . Дата обращения 10 января 2017.
  3. Словарь Lingvo Electronics (En-Ru) chromakey - цветовая электронная рирпроекция
  4. Сергей Орлов. Англо - русский словарь по вычислительной технике и информационным технологиям. - С. 139.
  5. Освоение 3ds max 5 . - Издательский дом Вильямс, 2004. - С. 37. - 771 с. - ISBN 9785845905499 .
  6. Коллектив авторов. Adobe Premiere Pro CC . - Litres, 2014. - С. 444. - 543 с. - ISBN 9785457592391 .
  7. Телевидение и радиовещание . - 1990. - С. 190. - 776 с.
  8. Эдуард Ефимов. Телевидение вчера, сегодня, завтра . - Искусство, 1983. - С. 141. - 248 с.
  9. Справочник лицензий Федеральной службы по телевидению и радиовещанию РФ и Министерства связи РФ. . - 625, 1995. - С. 193. - 200 с.
  10. Кирьянова Е. Видеомонтаж, анимация и DVD-авторинг для всех: Adobe Premiere Pro CS4 и After Effects CS4 . - БХВ-Петербург, 2010. - С. 184. - 416 с. - ISBN 9785977503839 .
  11. Kathryn Ramey. Experimental Filmmaking: Break the Machine . - P. 70.
  12. Foster, Jeff. The Green Screen Handbook: Real-World Production Techniques. - John Wiley & Sons, 2010. -