Шкалы: типы профессий - человек - человек, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек - природа
Назначение теста
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Инструкция к тесту
1) возьмите чистый лист бумаги и разграфите его на пять колонок:
I - «человек - природа »,
II - «человек - техника »,
III - «человек - знаковая система »,
IV - «человек - художественный образ »,
V - «человек - человек »;
2) читайте по порядку утверждения, и если вы соглашаетесь с ними, то со знаком «+» записывайте цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку на вашем листе (номер колонки указан римскими цифрами). Если не соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком «-». Например: «Я охотно и подолгу могу что-то мастерить, чинить» (П-1). Если вы с этим утверждением не согласны, то в колонку II («человек - техника») записывайте себе «-1». Если вы не можете ответить определенно, то вообще цифру не выписывайте;
3) ответив таким образом на 30 утверждений, подсчитайте суммы выписанных цифр (учитывая «плюсы» и «минусы») в каждой из колонок. Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, наименьшие (а тем более отрицательные суммы) - неподходящим профессиям.
Тест
1. Легко знакомлюсь с новыми людьми (V-1).
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить (II-1).
3. Люблю ходить в музеи, театры, на художественные выставки (IV-1).
4. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными (I-2).
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить (III-1).
6. Охотно помогаю старшим по уходу за животными и растениями (I-1).
7. Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чём-то (V-1).
8. Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах (III-1).
9. То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, старших (II-2).
10. Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства (IV-2).
11. Я охотно читаю о растительном и животном мире (I-1).
12. Активно участвую в художественной самодеятельности (IV-1).
13. Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов (II-1).
14. Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи (III-1).
15. Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими (V-2).
16. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой (II-2).
17. Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди (IV-2).
18. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными (I-2).
19. Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме (III-2).
20. Я почти никогда не ссорюсь (V-1).
21. Вещи, сделанные мной, одобряют и незнакомые люди (II-1).
22. Без особого труда усваиваю ранее незнакомые или иностранные слова (III-1).
23. Мне часто случается помогать незнакомым людям (V-2).
24. Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т. п.. (IV-1).
25. С большим интересом читаю об охране природной среды, леса, животных (I-1).
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов (II-1).
27. Мне обычно удается убедить сверстников в том, что нужно делать так, а не иначе (V-1).
28. Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения (I-1).
29. Без особых усилий и охотно разбираюсь в схемах, графиках, чертежах, таблицах (III-2).
30. Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии (IV-1).
Обработка и интерпретация результатов теста
Краткое описание типов профессий
I. «Человек-природа ». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
Животные, условия их роста, жизни;
. растения, условия их произрастания.
Изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
. выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
. проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
Развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
. поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника
». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
Технические объекты (машины, механизмы);
. материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
. создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
. эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
. ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
Хорошая координация движений;
. точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
. развитое техническое и творческое мышление и воображение;
. умение переключать и концентрировать внимание;
. наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система ». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
Тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
. цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
. чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
. звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
Хорошая оперативная и механическая память;
. способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
. хорошее распределение и переключение внимания;
. точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
. усидчивость, терпение;
. логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
Художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
Создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
. воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
. размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
Художественные способности; развитое зрительное восприятие;
. наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
. знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
Воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
. медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
. бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
. информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
. защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
Стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
. устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
. доброжелательность, отзывчивость;
. выдержка;
. умение сдерживать эмоции;
. способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
. способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
. способность владеть речью, мимикой, жестами;
. развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
. умение убеждать людей;
. аккуратность, пунктуальность, собранность;
. знание психологии людей.
Тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники.
Общие психологические требования профессии этого типа к человеку:
- — Точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие.
- — Хорошая координация движений.
- — Развитое техническое и творческое мышление и воображение.
- — Умение переключать и концентрировать внимание.
- — Наблюдательность.
АВТОМЕХАНИК
С начала ХХ века, по мере нарастания масштабов эксплуатации автотранспорта, потребовались специалисты по поддержанию работоспособности автомобилей и обслуживанию различных технический узлов и систем. Уже к середине прошлого века профессия вошла в число самых распространенных (вот один из примеров появления новой профессии в течение нескольких десятков лет).
Количество и разнообразие автотранспорта в наши дни в России продолжает стремительно возрастать. Крылатое изречение о том, что автомобиль отныне не является роскошью, а всего лишь средство передвижения, приобретает реальные подтверждения (хотя все зависит от класса и марки авто).
В свете данных тенденций повальной автомобилизации, одной из наиболее перспективных профессий с точки зрения обретения стабильного дохода становится специальность автомеханика.
Эта специальность в учебных заведениях России в наши дни пользуется большой популярностью среди юношей…
Автомеханик — квалифицированный специалист, в обязанности которого входит исполнение функций по обслуживанию и ремонту различных видов транспорта (в зависимости от профиля подготовки и квалификации), а также поддержание рабочего технического состояния подвижного состава и действия по профилактике поломок.
По мере усложнения конструкции автомобилей потребовались узко специализированные профессионалы разных направлений — автоэлектрики, автомаляры, вулканизаторщики, кузовщики-автожестянщики, механики-диагносты и др… Но именно автомеханик остается ключевой фигурой в деле обеспечения качественной и долгосрочной работы автотранспорта.
- — автоэлектрик
- — автоэксперт
- — авиамеханик
- — наладчик оборудования
В профессиональную сферу деятельности автомехаников входят такие направления, как разборка, ремонт, сборка транспортных средств разных типов; установка, регулировка, замена агрегатов и узлов автотранспорта; техническое обслуживание узлов, агрегатов, систем на транспорте; диагностика, дефектовка, замена расходных материалов автотранспортных средств и др….
Доминирующими видами деятельности в работе автомеханика наиболее часто являются визуальный осмотр технического состояния транспортного средства и отдельных его узлов, систем; диагностика с помощью специализированного оборудования; профилактическое и сервисное обслуживание; текущий или капитальный ремонт с разборкой и сборкой узлов транспортного средства; регулировка, настройка, замена расходных материалов и прочее….
К профессиональным рискам относятся опасность травм и переломов конечностей, травм органов зрения, порезы и ушибы, а также травмы в связи с поднятием тяжестей. Кроме того отрицательно влияют на здоровье шум, вибрация, а также выхлопные газы.
По медицинским показаниям профессия не рекомендуется гражданам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, с пониженным зрением, нарушениями слуха, а при аллергии на некоторые химикаты.
В. Беистов
ИНЖЕНЕР
В наши дни в России среди основных трендов в сфере образования — своеобразный разворот в сторону подготовки кадров производственных, инженерных и высокотехнологичных направлений… Этого требуют реалии развития мировой экономики и тенденции формирования запросов рынка труда.
В начале данного материала, рассказывающего о такой профессии, как инженер, приведем несколько фактов из истории появления и развития данного вида профессиональной деятельности.
Первые из дошедших до нас свидетельств существования инженерной мысли восходят ко временам Древнего Египта и иных древних цивилизаций… Уже тогда сообщества людей осваивали строительство сложных коммуникационных сооружений (городской водопровод, протяженные мощенные дороги, городская канализация и прочее)… В средние века человечество подошло к этапу изобретения и воплощения сложных технических устройств, изощренных с инженерной точки зрения видов оружия, позже наступил этап появления новых видов транспорта и первых промышленных предприятий…
Профессия относится к формату «реалистичный».
Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:
- — логическое мышление
- — математические способности
- — наглядно-образное мышление
- — аккуратность и усидчивость
- — технические способности
- — пространственное воображение
- — развитый глазомер
- — наблюдательность
- — хорошая память
Близкие по содержанию профессии:
- — авиамеханик
- — наладчик оборудования
- — электрик
- — чертежник
- — механик
- — изобретатель
Среди основных видов деятельности инженера разработка планов проведения технических работ, формирование технических заданий и технических отчетов, проектирование различных механизмов и систем, контроль за их изготовлением, расчет необходимых параметров и величин, настройка и регулировка сложной аппаратуры, участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов, оформление научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и многое другое.
Специалисты инженерного дела трудятся сегодня в самых разных сферах промышленности, строительства, сельского хозяйства, а также в научно-исследовательских и образовательных учреждениях.
В. Беистов
ИНЖЕНЕР ПО АВТОМАТИЗАЦИИ
Инженерное направление подразделяется на несколько отдельных профессий, в зависимости от квалификации специалиста. Среди них выделяется профессия инженера по автоматизации оборудования и механизации производств разной сложности.
В век автоматизации и механизации актуальным становится техническое профобразование. Представители профессии Инженера по автоматизации и механизации производственных процессов являются достаточно востребованными на рынке труда.
Данная профессия относится к формату «реалистичный» и к типу “ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА” и активно распространена в технических вузах и на приборостроительных факультетах крупных университетов страны…
В обязанности представителей данной профессии может входить анализ установленного на производстве оборудования, выбор подходящей схемы автоматизации, мониторинг типов микроконтроллеров у поставщиков, проектирование и составление технического задания, непосредственный монтаж микроконтроллеров на оборудование, последующие настройка и периодическое обслуживание…
Специалисты высокого уровня с многолетним опытом работы по специальности и регулярным повышением квалификации способны выполнить любую из перечисленных функций, а молодые сотрудники часто специализируются на чем-то конкретном….
Профессия относится к формату «реалистичный».
Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:
- — логическое мышление
- — технические способности
- — математические способности
- — терпеливость и методичность
- — наглядно-образное мышление
- — аккуратность и усидчивость
- — способность анализировать и сопоставлять множество фактов
- — развитый глазомер
- — наблюдательность
- — хорошая память
Близкие по содержанию профессии:
- — наладчик оборудования
- — электрик
- — чертежник
- — механик
Профессиональная деятельность должна проходить в соответствии с правилами эксплуатации механизмов, инженер должен знать технологию производства продукции предприятия, требования разработок и патентных исследований. С этими знаниями инженер подготавливает и оформляет техническую документацию.
Ключевым элементом в процессе автоматизации оборудования является микроконтроллер, этот своеобразный “мини-ПК” устанавливается на станки, краны, конвейерные линии с целью автоматической их работы. Марок и моделей микроконтроллеров представлено десятки.
В нашей стране еще весьма большой фронт работы по автоматизации и модернизации оборудования самых разных производств…
В. Беистов
ЭЛЕКТРИК
Происхождение названия данной профессии весьма поэтично, так как берет начало от древнегреческого термина ele к tron (в переводе — янтарь). Конечно профессия электрика появилась много веков позже — только с началом эпохи распространения электричества. Годы спустя после появления самой профессии появились узкие специализации — электромонтажник, электротехник, электромеханик, электромонтер и др….
Сегодня почти ни один житель развитых стран не мыслит и дня без электричества из-за обилия окружающих его технических устройств, искусственного освещения и т. д. Соответственно, и специалисты-электрики востребованы рынком труда.
Профессия относится к формату «реалистичный».
Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:
![](https://i2.wp.com/kpuchel.ru/wp-content/uploads/2015/02/chelovek-tehnika_electric.jpg)
Близкие по содержанию профессии:
- — автоэлектрик
- — инженер по автотехнике
- — сборщик электронной техники
В круг обязанностей электрика, в зависимости от специализации, могут входить такие направления профессиональной деятельности, как подключение электрооборудования; прокладывание кабелей силового питания и проводки; составление планов прокладывания кабелей; монтаж вторичных электроцепей; профилактический и текущий ремонт электрооборудования и др….
А. Мартин
СКОРО! обзор таких профессий, как ВОДИТЕЛЬ, НАЛАДЧИК ОБОРУДОВАНИЯ, МОНТАЖНИК, ПЛОТНИК, СВАРЩИК ….
В российскую Госдуму внесен зако-нопроект, который должен обязать высшие учебные учреждения начислять дополнительные 11 баллов к ЕГЭ абитуриентам с золотой школьной медалью.
Инициаторы документа предлагают ус-тановить минимальную добавку в 11 бал-лов, а вот максимальную планку “допол-нительного бонуса” не устанавливать.
Уральский аграрный университет получил аккредитацию на обучение экономистов и управленцев.
Эксперты Рособрнадзора по итогам экспертизы аккредитовали экономические и управленческие образовательные про-граммы УрГАУ.
Речь идет о таких специальностях, как «Экономика», «Экономика и управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» по всем уровням и формам высшего образования: бакалавриат, магистратура, очное, очно-заочное и заочное обучение.
Эксперты Рособрнадзора проверили на соответствие ФГОС содержание обра-зовательных программ, квалификацию руководящих и научно-педагогических ра-ботников, материально-техническую базу и многое другое.
Для выпускников школ следующего сезона Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки установила мини-мальные баллы единого госэкзамена. Таким образом, в 2020 году выпускник российской школы сможет получить аттестат только набрав установленное количество баллов или выше. Минимальный балл ЕГЭ гарантирует только получение аттес-тата.
В конце июля абитуриентская кампания выходит на финишную прямую, а 29 июля вузы страны должны разместить на своих сайтах и информационных досках первые приказы о зачислении (это касается льготников).
В то же время для остальных поступа-ющих уже доступны так называемые рейтинговые списки. Абитуриентов, подавших заявления, в этих «проходных» списках располагают не в алфавитном порядке, а по мере убывания набранных балов ЕГЭ.
При этом иногда вузы не разделяют абитуриентов на тех, кто подал копии документов, и тех, кто сразу принес оригиналы. Тогда сравнивать свои баллы с другими становится затруднительно.
Время окончательно определиться и принести оригинал в вуз, у абитуриентов есть до 1 августа. Уже 3 августа появятся приказы о зачислении на бюджетные места «первого потока».
А приказы о зачислении поступивших во «второй волне» и поступивших на ком-мерческой основе должны быть опуб-ликованы 8 августа.
Изобретение уральских студентов вошло в десятку лучших по точному земледелию.
Уникальный беспилотный летательный аппарат студенты Уральского аграрного университета презентуют на Всероссий-ском дне поля в Ленинградской области.
Новая разработка позволит снизить затраты на средства защиты растений и ГСМ и значительно повысить экономи-ческую эффективность сельскохозяйст-венного производства. Кроме того, авторы изобретения планируют доработать устройство для возможности проведения экспресс-анализа почвы в целях создания геоинформационного пространства полевых площадей и перевести беспи-лотник на биотопливо, которое заменит дорогостоящее дизельное топливо. На эту разработку молодые ученые УрГАУ уже получили патент.
Свой дистанционно-цифровой комплекс по обработке почвы и растений студенты уральского вуза представляют в рамках конкурса «Мечты и реальности цифрового АПК». Цифровизация аграрной отрасли станет одним из важных тематических векторов деловой программы выставки.
Выставка «Всероссийский день поля», организатором которой выступает Министерство сельского хозяйства РФ, пройдет с 10 по 12 июля на производ-ственном полигоне Санкт-Петербургского государственного аграрного университета (г. Пушкин).
Всероссийский день поля – это уникаль-ный выставочный проект, представляю-щий важнейшие достижения отечествен-ного АПК, а также профессиональный научно-деловой форум. Главное его отличие — это демонстрация передовых технологий возделывания, новейших средств производства и сельскохо-зяйственной техники в естественных условиях, на специально подготовленных полях.
Тема ограничения наличия телефонов в учебное время у обучающихся российских школ становилась предметом дискуссий за последние годы не раз. Среди причин возможного ограничения участников школь-ного обучения в пользовании «гаджетами» в учебное время — телефоны отвлекают внимание владельца, в ряде случаев могут создавать помехи окружающим, в определенных случаях демонстрируют материальное неравенство, могут явля-ться своеобразными «шпаргалками» и др…
В первые дни июля спикер Совета Фе-дерации страны Валентина Матвиенко озвучила мнение, что школьникам следует запретить носить телефоны в учебные заведения, в связи с тем, что в школах нет необходимых условий для их хранения.
Возможны варианты решения по данному вопросу (например, можно создать условия для хранения телефонов в школах, но при условии не брать их в класс).
При этом, развивая данную тему, глава Роспотребнадзора Анна Попова, обращаясь к Матвиенко, предложила создать рабочую группу по вопросу о порядке использования телефонных устройств в российских школах.
Данные опросов и изучения обществен-ного мнения свидетельствуют о том, что больше половины россиян одобряют возможные ограничительные меры, уменьшающие возможности присутствия телефонных устройств в рамках учебного процесса.
Ранее, на старте 2018-19 учебного года глава Минпросвещения РФ Ольга Васильева озвучила позицию о том, что дети должны сдавать свои телефоны перед началом занятий в школе.
Инициатива ограничения присутствия телефонов у школьников на уроках поддерживается россиянами почти всех возрастов и рассматривается как способ повысить концентрацию учеников на образовательном процессе.
Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какому типу и по какому критерию она относится. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия вам подходит, а какая нет.
Базовая классификация профессий |
|||||
Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации и соответствующие им типы профессий. |
|||||
Предмет труда |
Художественный образ |
||||
Условия труда |
На открытом воздухе... |
Необычные |
С повышенной моральной ответственностью |
||
Средства труда |
Автоматизированные |
Функциональные |
|||
Цели труда |
Гностические |
Преобразующие |
Изыскательские |
1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.
В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить к одному из пяти типов, такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию, может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.
«ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»
Профессии : семеновод, мастер-животновод, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
Среди профессий типа "человек-природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определенный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу...
Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.
С другой стороны, при выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству.
И еще один момент, который надо учитывать при выборе . Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.
«ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»
Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
Профессии : проходчик, столяр, техник-металлург, радиомеханик, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.
Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:
-
профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
«ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»
Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.
Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:
-
профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
«ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.
3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела:
-
Профессии, связанные с использованием ручного
труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры,
Предмет труда
: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), ....Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации).
Условия труда
: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), ....бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе).
Средства труда
: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),....иногда - автоматизированные (компьютер).
Цели труда
: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать), .....Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).
Конечно, ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов - вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения вами тех или иных средств труда, предмета - в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий - задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда ваш выбор профессии будет действительно осознанным - вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера - за необычные условия, а физика-теоретика - за изыскательские цели).
I. «Человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
животные, условия их роста, жизни;
растения, условия их произрастания.
изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
поскольку результаты деятельности выявляются попрошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
технические объекты (машины, механизмы);
материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления.Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
хорошая координация движений;
точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
развитое техническое и творческое мышление и воображение;
умение переключать и концентрировать внимание;
наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
хорошая оперативная и механическая память;
способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
хорошее распределение и переключение внимания;
точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
усидчивость, терпение;
логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
художественные способности; развитое зрительное восприятие;
наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
доброжелательность, отзывчивость;
выдержка;
умение сдерживать эмоции;
способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;