Работа с любительскими объединениями в современной библиотеке. "клубы в библиотеках". Работа клуба «Урожайные грядки»

Дайджест

Клубы по интересам при библиотеках

Среди разнообразных форм работы библиотек существует такая форма работы, как клубы по интересам. Сегодня потребность в таком виде отношений между людьми возрастает.

Жизнеспособность клубов определяется не какой-нибудь отдельной темой, сверхзадачей, а, главным образом, атмосферой, которая в клубах складывается. Свободные, простые отношения отнюдь не бесполезны для слушателей. Они знакомятся с новыми книгами, журналами, получают необходимые знания, сами делятся опытом, помогают советами другим, находят единомышленников и друзей.

Клубы по интересам оперативно шагают в ногу со временем, дают возможность соединить чтение с творческой деятельностью. В этом заключается их особая ценность.

Немного истории

В 20-е годы XX в. при массовых библиотеках создавалось большое количество кружков, раз­личных студий и клубов. Идеологизация и контроль прервали эту деятельность. Благоприятным временем расцвета любительских объединений при библиотеках стали теперь уже далекие 70-е. Поэтические, художественные студии , кружки, салоны, любительские клубы по интересам возникали повсеместно и являлись незыблемой составной частью работы всех публичных биб­лиотек.

Сейчас это положение в корне изменилось. Из клубов, организованных в прежние времена, остались те, ко­торые действительно нужны читателям, отвечают их изменившимся и расширившимся потребностям и желаниям, имеют постоянный контин­гент, устоявшиеся традиции, свою историю.

Клубы по интересам. Что это такое?

Нынешние читательские клубы, какой бы направленности они не были - это малые неформаль­ные группы, включающие «относительно небольшое количество инди­видов, объединенных общими целями или задачами, на основе интере­сов, дружбы, симпатий». В нынешней социальной обстановке работа библиотек с клубами и читательскими объединениями приобретает ог­ромное общественное значение. С одной стороны, такие клубы помогают людям обрести большую уверенность, способст­вуют самоутверждению личности. В клубах усваивается опыт общения, уважение к инакомыслию, формируется терпимость и ответственность.

С другой стороны - клубы позволяют библиотеке обрести более прочную социальную основу, расширить свои возможности в организа­ции свободного времени жителей как крупного промышленного мега­полиса, так и небольших сел и поселков в российской глубинке.

Принцип любительских объединений привлекает в библиотеку читательскую общественность, сплачивает заинтересованных друзей, наших помощников и единомыш­ленников. С их помощью организуются библиотечные выставки, лите­ратурно-музыкальные вечера, праздники книги и др. Именно библиотека стала местом реализации творческих стремлений и замыслов многих читателей, духовного роста и развития талантов.

Перед организаторами клубов открылись большие возможности, использующие естественные интересы человека к природе, к своему здоровью, к своей семье и дому, к литературе, искусству и всему пре­красному, используя богатые библиотечные фонды и собственную фан­тазию, создавать интересные, работоспособные клубы и читательские объединения самой разной направленности, к примеру: «Деловая женщина», «Ин­ститут благородных девиц», клуб знахарей, «Односельчанка», «Тин - Тоник» (любители советской и зарубежной музыки), «Живая этика» (изучение творчества Рерихов), «Альтаир» (молодежный клуб), «Фан­таст» (любители фантастики), «Родительская школа», «Аист», «Береги­ня» (экологический клуб), «Гипотеза» (религиозно-нравственной на­правленности), «Театр книги», «Интеллектуальное казино» и многие другие.

Типология клубов по интересам

Читательские клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории посетителей или группы людей с устоявшимися интересами. С учетом этих обстоятельств можно классифицировать все библиотечные читательские объединения в две большие группы: возрастные клубы и клубы по интересам .

Возрастные клубы подразделяются на:

· клубы женского общения;

· молодежные клубы;

· семейные клубы;

· клубы для детей и подростков.

Вторая группа читательских объединений (клубы по интересам ) включает в себя:

· клубы литературные и нравственно - эстетической направленности;

· экологические клубы;

· клубы краеведческого направления.

Остановимся на некоторых и них подробнее. Начнем с клубов для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста. Обслуживание этой немалой категории читателей по-прежнему занимает большое место в работе библиотек. Оно направлено на сохранение полезной, целесообразной активности пожилых людей, создание для них благоприятного психологического микроклимата. В общении с этой категорией пользователей библиотечные работники учитывают их потребности и интересы, приглашают пенсионеров на разнообразные мероприятия: встречи с интересными людьми, вечера воспоминаний, поэтические вечера, конкурсные программы и т. п. Встречи в клубах поднимают настроение и увеличивает жизненный тонус пожилых людей. В целом же зачастую, для многих пенсионеров, ветеранов, инвалидов, проживающих в сельской глубинке, клубы остаются сегодня единственным местом приятных и полезных встреч.

Постоянными читателями библиотек остаются дети, подростки и юношество. В большинстве своем, они с удовольствием посещают разнообразные клубы по интересам, которые организуют для них библиотечные работники. Это клубы любителей книги и чтения, литературные гостиные для старшеклассников, молодежные дискуссионные клубы, клубы экологического и краеведческого направлений, клубы по патриотическому воспитанию, здорового образа жизни и другие. Но несмотря на многообразие тематики, есть общие цели работы таких клубов: привить ребятам культуру чтения, способствовать их нравственно - эстетическому и интеллектуальному развитию, помочь юношам и девушкам выбрать дело по душе, найти свое место в жизни.

Еще одним направлением в деятельности библиотек является привлечение пользователей к семейному чтению . Стержнем работы в этой области становится возрождение традиций такого чтения и через него - духовное единение родителей и детей. С этой целью в библиотеках создаются клубы "Семья", «Аист», «Семейный очаг», «в кругу друзей», «Кроха» и др., куда приглашаются представители разных поколений - от мала до велика. С ними проводятся разнообразные массовые мероприятия. Например, такие, как праздник "В библиотеку всей семьей", литературный вечер "Неразлучные друзья - взрослые и дети", конкурсная программа "Коса - девичья краса". На таких встречах старше поколение старается передать младшим свои знания и накопленный жизненный опыт. Кроме того, в таких клубах читающие семьи нередко предлагают друг другу прочитанное или подмеченное в книгах, рекомендуют полезные публикации по вопросам воспитания детей, организации быта, свободного времени.

Среди всего многообразия и нововведений хочется выделить чита­тельские объединения, которые много лет, независимо от политической обстановки, верой и правдой служат читателям, являясь для них бес­ценным источником общения с интеллектуально и духовно близкими людьми. Это - литературные и литературно-музыкальные гостиные, ли­тературные клубы и клубы книголюбов , т. е. те объединения, деятель­ность которых неразрывно связана с чтением и изучением художест­венной литературы, поэзии, искусства ("Русь", "Литературный Олимп", "Сказочник","Парнас", "Клуб молодых поэтов", "Созвучие" ,"Сплотились мы под сенью муз"). Работа литературных объединений нацелена на интеллектуальный и культурный рост участников, на их духовное развитие. Программы клубов включают в себя беседы, "круглые столы ", тематические вечера, литературно - музыкальные композиции, часы поэзии и т. п. Благодаря этим клубам имена местных поэтов становятся известны широкой публике. Важным для библиотек по - прежнему остается распространение экономических знаний и давно ясно, что будущее планеты и "малой родины" и каждого человека во многом зависит от решения проблем окружающей среды, экологической культуры каждого. Поэтому, наличие в библиотеках клубов по экологическому просвещению населения закономерно. В основном это клубы для детей и подростков. В рамках таких объединений проходят "круглые столы", брейн - ринги, диалоги, уроки по экологии, экспресс - информации, экологические КВНы, литературно - познавательные игры, занимательные конкурсы для детей.

И, наконец, еще одним приоритетным направлением в работе библиотек всегда было и продолжает оставаться краеведение . Ведь без знания своей истории и корней нельзя ни понять, не оценить по достоинству день сегодняшний, представить себе будущее. Поэтому большинство библиотек проводят краеведческую работу с читателями. Одной из форм этой деятельности стало создание клубов соответствующей направленности, таких как: "Краевед", "Селяночка", "Истоки", "Горизонт", "У животворного ключа", "Родничок" и др. Среди общих задач, которые ставят перед собой руководители краеведческих читательских объединений, можно выделить следующие: привить местным жителям уважение к памяти предков, гордость за своих талантливых земляков, а также пополнить их знания об историческом и культурном наследии родного края.

Таким образом, в городских и сельских библиотеках области функционируют сегодня самые разнообразные читательские клубы и объединения. Интерес к досуговым формам в работе библиотек принято связывать с отсутствием в зоне обслуживания самих клубных учреждений. И если ситуация не будет меняться, то библиотечные клубы сохранят популярность у людей, которые стремятся расширить круг своего общения и стать духовно богаче.

  • Клубы и кружки как социально-культурное явление имеют глубокие исторические корни. Клубная деятельность людей, организованная на основе взаимного интереса в свободное от повседневных жизненных забот время, существует, наверное, столько, сколько существует само человечество. Так, уже в античности для греческой цивилизации были характерны любительские сообщества («лесхи»), предполагавшие бескорыстный взаимный интерес их членов и стабильную организационную структуру.


    «Клуб», в современном понимании этого слова, возникает на более поздней стадии общественного развития. По мысли B.И. Даля, «клуб – это собрание, постоянное общество, которое собирается в особом помещении для беседы и увеселений». Специалисты по клубоведению понимают под «клубом» добровольное объединение людей на основе единства их целей, задач, интересов, деятельности, места и времени общения. Важно отметить, что клубом называют только такое объединение, в котором свободная коллективная деятельность людей носит общественно значимый характер, не является асоциальной. «Клуб, – замечает C.С. Комиссаренко, – есть продукт культуры человека, его преобразовательной деятельности, направленной на обустройство себя и окружающего мира». Другими словами, клуб создают для того, чтобы удовлетворить духовные потребности, развить природные задатки и способности, реализовать разнообразные интересы и в конечном счете творческий потенциал личности.

    Признаками клуба называют: стабильный состав участников, наличие совместной деятельности на основе общего интереса, свободный выбор занятий, оформленность группы, регулярность встреч и др. Наряду с понятием «клуб» в профессиональной литературе также используются понятия «клуб по интересам», «любительское объединение», «читательское объединение», «творческое объединение». «Объединение» по смыслу означает тот же клуб, но с более сложной организацией и функциональной структурой. Добавление слов «любительский» или «по интересам» свидетельствует о том, что в основе лежат интерес человека к чему-либо, его увлеченность, призвание, наклонности, заложенный в нем творческий потенциал. Зачастую сам участник клуба не может объяснить причину и природу своего увлечения (хобби).

    Первоначально клубы получают распространение в Англии XVII века. Условным моментом возникновения английских клубов считается 1652 год, когда в Англию был завезен кофе. Летописец Самюэль Пэппис упоминает таверну «Кофейный клуб», в которой собирались его друзья, чтобы обменяться новостями, обсудить их. У кофеен-клубов позже появились постоянные посетители: в одной собирались торговцы, в другой – солдаты, в третьей – брокеры и т. д. Сначала вход в клубы был свободным, однако потом заведения стали закрытыми для чужих. Женщинам вход в клубы был строго запрещен. Старейшие члены клуба принимали решения о допуске новых, собирались членские взносы, вводились различные ограничения. В дальнейшем клубы стали перебираться из кофеен в специально построенные здания. В России первый Английский клуб был открыт в 1770 году в Петербурге. Членами клуба являлись В.А. Жуковский, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин.

    Клубы при библиотеках получают распространение в 20-е годы XX века. В резолюции 1-го Съезда библиотечных работников РСФСР (1-7 июля 1924 года) подчеркивалось, что массовая работа библиотек «должна быть рассчитана на впечатление формой, воздействие влиянием на зрение, слух, на любознательность людей, используя театральные клубные массовые действия». В массовых библиотеках страны открываются клубы самых различных направлений. Зачастую библиотека и клуб, особенно в сельской местности, находятся под одной крышей. Так, например, в отчетном докладе Комитета ВКП(б) Ухтинского уезда отмечалось, что «в уезде имеется 7 изб-читален, 3 клуба и 31 красный уголок. В каждом очаге культуры работает 5-7 кружков. В библиотеках и кружках-читальнях проводят беседы, спектакли, громкие читки, обсуждения газет и журналов и др.».

    Мощным импульсом для дальнейшего развития клубов при библиотеках стало принятие «Положения о любительском объединена, клубе по интересам» (июль 1986 года). В официальном документе были определены основные направления содержательной деятельности клубов. На основе данного признака были выделены:

    Объединения общественно-политической направленности (клубы политической информации, политклубы, клубы избирателей, клубы международников, клубы философов и др.); объединения интернационалистической, патриотической и военно-патриотической направленности; объединения производственной и научно-технической направленности (клубы деловых встреч, клубы экономистов, новаторов, рационализаторов и изобретателей, клубы технического творчества – радиолюбителей, технического моделирования, картинга и др.); объединения естественно-научной направленности (любителей астрономии, садоводов, цветоводов, аквариумистов, собаководов, любителей кошек и др.); объединения морально-этической направленности (дискуссионные клубы); объединения эстетической направленности (любителей музыки, театра, кино, литературы, песни, изобразительного искусства, танца, фотоискусства, декоративно-прикладного искусства и т. п.); физкультурно-оздоровительной направленности.

    В «Положении о любительском объединении, клубе по интересам» были изложены основные принципы формирования клубных объединений, освещены вопросы организационно-методического характера. Так, регламентирующей документацией клуба были названы: положение (устав), план работы, дневник мероприятий, список участников. В уставе общим собранием членов клуба утверждаются все основные стороны организации и деятельности:

    1) наименование клуба, кем организован, где и для кого; 2) цели и задачи клуба; 3) права и обязанности членов клуба; 4) построение клуба и органы самоуправления; 5) атрибуты клуба (девиз, эмблема, гимн).

    В 1970-1980-е годы в массовых библиотеках получили распространение клубы различной содержательной направленности: общественно-политические, военно-патриотические, литературно-художественные, дискуссионные, краеведческие. Одни из них открывались официально «сверху», другие – «снизу»: исключительно по инициативе читателей.

    В те годы государство и партия, опираясь на библиотеку как на идеологическое учреждение, уделяли большое внимание созданию общественно-политических клубов для молодежи в стенах библиотек. Согласно инструктивно-методическому письму «Об усилении контрпропагандистской деятельности библиотек», методическим рекомендациям «На фронтах идеологических битв» (М., 1984) библиотеки страны получили предписание организовать одежные общественно-политические клубы. И такие клубы – Планета», «Мир», «Планета наших дней», «Истина», «Прометей» – были повсеместно открыты. На заседаниях проводились: политинформации, обзоры новинок общественно-политической литературы, устные журналы, встречи с интересными людьми, публицистами – авторами книг для молодежи, редакциями молодежных изданий; устраивались политбои, политтурниры, диспуты и др. В некоторых библиотеках были открыты «клубы политической книги», на заседаниях которых обсуждались новости политики, публицистика, литературные новинки по избранной тематике, устраивались тематические и читательские конференции.

    В 1986-1987 годах, уже на волне перестройки, «снизу» создаются различные читательские объединения: «Клуб любителей журнала „Огонек“», «Клуб читателей газеты „Московские новости“», «Клуб читателей газеты „Аргументы и факты“» и др. Аудитория данных объединений носит смешанный, гетерогенный характер. На встречах читатели обсуждали текущие политические события, публицистические статьи С. Андреева, Ю. Афанасьева, А. Гельмана, И. Клямкина, В. Коротича, Р. Медведева, А.. Нуйкина, А. Стреляного, Д. Травина, Ю. Черниченко, Н. Шмелева, Е. Яковлева и др.

    Военно-патриотические клубы («Юный патриот», «Комсомолец», «Юный моряк», «Поиск», «Пламя», «Родник», «Подвиг», «Мужество», «Прометей») были предназначены в основном для молодежи. Заседания проходили в виде встреч с ветеранами-фронтовиками, уроков мужества, военных игр, конкурсов исполнителей военно-патриотических песен и т. д. Многие военно-патриотические клубы были нацелены на поисково-исследовательскую работу. Особой популярностью, как показывает опыт деятельности клубов по интересам при библиотеках, пользовались в 1970- 1980-е годы клубы литературно-художественного направления («Вдохновение», «Лира», «Гармония», «Литературные беседы», «Встреча», «Собеседник», «Зеленая лампа», «Палитра», «В мире прекрасного», «Свеча» и др.). Основной целью литературно-художественных клубов являлось развитие художественного вкуса их членов по принципу «Развлекая, просвещать и привлекать к активной творческой деятельности» – в области литературы, музыки, кино, изобразительного искусства, театра, художественной самодеятельности и народного творчества и т. д. Организация литературно-художественных клубов при библиотеках вносила существенные изменения в комплектование фондов. Так, в массовых библиотеках, где были открыты литературно-музыкальные гостиные, салоны или литературно-художественные клубы, зачастую создавались отделы (сектора) искусствоведческой, нотно-музы-кальной литературы, фонотеки, арттеки, видеотеки и т. п.

    Наличие большого массива документов по профилю клуба, в свою очередь, становилось определенным стимулом для привлечения новых членов. В рамках литературно-художественных клубов также было организовано добровольное взаимоиспользование фондов личных библиотек участников. Работу литературно-художественные клубы осуществляли в тесной координации с другими творческими организациями, музыкальными училищами, художественными школами. Доброй традицией ЛИТО (литературно-творческих объединений) явилось обсуждение на заседаниях клуба еще не опубликованных произведений. При этом открытые заседания литературных объединений, на которых, подчас нелицеприятно, разбирались стихи, рассказы или пьесы начинающих писателей, специально приглашенных на заседание ЛИТО, привлекали других читателей библиотеки. Такие открытые заседания клубов приносили несомненную пользу как членам клуба, так и самим молодым писателям, оттачивали их литературное мастерство.

    Коренные общественно-политические, экономические и культурные изменения, произошедшие в жизни нашей страны на рубеже веков, наложили глубокий отпечаток и на деятельность клубов при библиотеках. В наши дни только в общедоступных муниципальных библиотеках (ЦБС) России работает свыше 14 ООО клубов.

    Сравнительный анализ деятельности клубов по интересам в библиотеках Ленинграда – Санкт-Петербурга на 01.01.1987 и на 01.01.2005 гг. показывает, что за последние 20 лет количество клубов при библиотеках фактически увеличилось в 1,3 раза (в 1987 году зафиксировано 52 клуба, в наши дни – 67 клубов). Однако значительно сократилась доля общественно-политических и дискуссионных клубов для молодежи (с 9 до 5 процентов). Сегодня во многом изменилась содержательная составляющая клубной работы в условиях библиотек. Так, обращают на себя внимание многочисленные клубы общения для пользователей различного возраста. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери: «Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения». Именно в общении во многом реализуются все остальные функции клубной деятельности. Общение помогает восполнить недостаток внимания со стороны социума к личности пользователя. Общение среди единомышленников («равных среди равных»), где человека готовы выслушать, понять и принять, доставляет участнику клуба искреннюю радость, чувство удовлетворенности, человеческой сопричастности и солидарности. В клубы общения приходят не потому, что не с кем поговорить, а потому что пользователи свободно могут говорить о том, что их волнует, – о наболевшем. В клубах общения важен порой не столько предмет обсуждения злободневных проблем, сколько сам процесс коммуникации. Например, в 1991 году в Центральной библиотеке № 219 ЦБС «Черемушки» г. Москвы был создан клуб «Общение» для ветеранов войны и труда:

    В московской городской библиотеке

    Есть уголок общенья для людей,

    Является он добрых рук твореньем,

    Как яркий свет звезды среди ночей.

    (Из стихотворения, посвященного десятилетию клуба)

    Девиз клуба: «Свобода, фантазия и мечта». Гимном стала песня «Я люблю тебя, жизнь!». В программе клуба: тематические вечера, читательские конференции, встречи с поэтами и писателями, артистами, литературно-музыкальные композиции, костюмированный бал-маскарад «Новогодний огонек» и многое другое. Вот уже более десяти лет работает клуб «Ветеран» в ЦБС г. Ярославля, в котором ежемесячно собираются пожилые люди. Они охотно посещают заседания: слушают обзоры новинок, лекции, проводят встречи с интересными людьми, вечера воспоминаний и др. Совместно с районным Советом ветеранов в библиотеке организовали хор, и теперь члены клуба часто выступают с концертами и на других библиотечных мероприятиях. Библиотека помнит, что для многих ветеранов войны и труда, лиц пожилого возраста, людей с ограниченными физическими и психическими возможностями, особенно проживающих в сельской глубинке, клубы общения остаются сегодня единственным местом приятных и полезных встреч, отдыха.

    Возрождение традиций семейного чтения и создание целой сети библиотек семейного чтения способствовали открытию клубов семьи, которые объединяют сегодня представителей разных поколений – от мала до велика. Консолидация семьи, духовное единение «отцов» и «детей», улучшение взаимопонимания, диалог между поколениями – таковы насущные задачи клубов. На заседаниях их участники активно обсуждают проблемы воспитания детей, организации быта и свободного времени. С принятием «Национальной программы чтения» и усилением поддержки читающих семей во многих библиотеках страны были открыты клубы семейного чтения, клубы читающих семей. В наши дни библиотеки страны успешно разрабатывают и внедряют досуговые программы, ориентированные на читателей разных поколений, По содержательному наполнению наиболее востребованными в наше время являются клубы по интересам:

    Краеведческие; исторические; литературно-художественные; фольклорные; садово-цветоводческие; экологические; физкультурно-оздоровительные.

    «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробами (А. С. Пушкин) отличает духовно развитого культурного человека от Ивана, не помнящего родства, от манкурта. Без знания своих исторических корней нельзя ни понять, ни оценить по достоинству прогресс или регресс в общественной жизни, как и невозможно представить будущее без прошлого и настоящего. Среди общих задач, которые ставят перед собой руководители краеведческих читательских объединений, можно выделить следующие: привить местным жителям любовь и уважение к памяти предков; обогатить новыми знаниями и открытиями историко-культурное наследие Малой Родины, вызвать гордость за своих талантливых земляков и т. д. Заседания краеведческих клубов проходят в виде чтений, выступлений с докладами и рефератами, вечеров-портретов, встреч со знаменитыми земляками, вечеров воспоминаний, презентаций творческих работ местных авторов и т. п. Особый интерес вызывает организация при библиотеках различных творческих объединений: ЛИТО, арт-студий, любителей театра, киноискусства, видео, анимации, веб-дизайна и др. При этом большинство из созданных любительских объединений предназначены для детей и юношества. Например, при Центральной городской публичной библиотеке имени В. В. Маяковского (юношеский отдел) существует клуб любителей литературного творчества «Питер Пан». Там собираются ребята, которые сами сочиняют стихи, малую прозу, публицистику. Клуб даже выпускает газету с работами ребят под названием «Подоконник». Вместе с тем лучшие стихи и рассказы участников клуба публикуются в еженедельной городской газете для детей и подростков «Пять углов». Первые публикации не только почетны и приятны для членов клуба, но и стимулируют авторов к дальнейшей продуктивной творческой деятельности.

    Самого пристального внимания заслуживает организация при библиотеках театральных объединений. Театр в библиотеке существовал еще с конца XIX века, но в наши дни кроме традиционного драматического театра открыты и другие – кукольные, пальчиковые, театр книги, театр теней. В некоторых библиотеках созданы специиальные центры по развитию интеллектуальных и творческих способностей пользователей. Работа этих центров обычно отличается высоким методическим уровнем, когда используются инновационные разработки в области педагогики и психологии, внедряются в практику авторские программы личностного роста и развития творческих способностей читателей.

    В наше время также получают распространение клубы по экологическому просвещению. Действительно, благополучное будущее планеты и нашей Малой Родины во многом зависит от решения проблем окружающей среды, от экологической культуры каждого жителя. В рамках клубов по интересам экологического направления («Эколог», «Природа», «Юный эколог», «Лесная газета», «Человек и природа», «Эколожка», «Друзья природы», «Лесовичок», «Флора») проходят «круглые столы», брейн-ринги, уроки по экологии, диалоги о природе, экологические КВНы, экспресс-информации, литературно-познавательные игры, занимательные конкурсы и др. Активно работают при библиотеках клубы любителей сада, огорода, цветов: «Лютики-цветочки у меня в садочке», «Горицвет», «Урожайные грядки», «Огородник», «Орхидея», «Вершки и корешки», «Цветная мозаика», «Вишенка», «Огородная Академия» и др.

    Необходимо также отметить широкую деятельность клубов любителей здорового образа жизни: «Здоровье», «В краю здоровья», «Родник здоровья», «Здоровячок», «Помоги себе сам», «Неболейка», «Будь здоров», фитнес-клубов.

    При библиотеках открыты коллекционно-собирательские клубы: филокартистов, филателистов, филофонистов, любителей миниатюрной книги и др.

    Клубы библиофилов или собирателей редких книг позволяют наладить через публичную библиотеку обращение фондов из личных собраний, более интенсивное использование редкой книги и материалов, связанных с книжной тематикой: плакатов, экслибрисов, значков, памятных монет и т. п.

    Публичные библиотеки сегодня активно развивают клубную деятельность. Вместе с тем библиотекарям приходится еще сталкиваться со множеством нерешенных проблем.

    1. Организация клубов по интересам в условиях библиотек требует высоких ресурсных затрат – финансовых, технических, кадровых, энергозатрат со стороны библиотекаря. Зачастую в сметах библиотек даже не предусмотрены расходы на данный вид Деятельности, отсутствуют свободные помещения для проведения занятий клубов, нет квалифицированных кадров.

    2. Отмечаются недостатки организационного плана: любительские объединения работают от случая к случаю; не всегда программа клуба содержит интересные и адекватные формы работы; слабо используются инновационные достижения и опыт других объединений, низок уровень информационно-методического обеспечения и др.

    В отличие от клубов по интересам или любительских объединений, где руководство осуществляется органом самоуправления – будь то совет, бюро, правление, президиум, избранный общим собранием всех клуба, – кружки имеют более простую структуру и функции.

    Основные цели организации кружка в библиотеках: повышение уровня знаний читателя в определенной области, развитие его творческих способностей и ускорение личностного роста. Кружки создаются по инициативе библиотек в тех случаях, когда нет постоянного активного «ядра» читателей для организации клубной работы. Кружок – это хорошая проба сил для молодого, начинающего библиотекаря. Иногда библиотека только организует работу кружка, которым руководит педагог или профессионал в какой-либо области деятельности. Занятия кружков регулируются программой, рассчитанной, как правило, на год, поэтому состав участников периодически меняется. В наши дни в публичных библиотеках страны открыто множество кружков разного содержательного наполнения для всех возрастных групп пользователей. Так, под крышей библиотеки успешно работают:

    1) кружки ремесел и рукоделия («Умелые руки», «Очумелые ручки», «Волшебный лоскуток», «Золотая игла»), по вязанию, вышиванию, бисероплетению, гончарному делу, оригами, изготовлению поделок из природных материалов; 2) кружки мягкой («Мягкая игрушка»), глиняной игрушки; 3) краеведческие кружки; 4) драмкружки; 5) изокружки («Волшебная кисточка», «Шелковая кисточка», «Послушная глина»); 6) кружки по кулинарии; 7) танцевальные кружки.

    Порой именно библиотека становится центром сохранения традиций местных народных промыслов – лепки фигурок из соленого теста («Лепота») или вязания пуховых платков, выделки глиняных игрушек или изделий из кожи.

    Особо надо выделить деятельность кружков, связанных с продвижением книги, библиотеки, чтения. В библиотеках организованы кружки переплетного дела («Друзья книги», «Книжкина больница»), библиотечного дела («Юный библиотекарь»), кружки по культуре чтения. О последних – немного подробнее.

    Культура чтения является важной составляющей Человека читающего («Homo legens»). Теория чтения подробно анализирует и характеризует признаки, отличающие человека книжной традиции – читателя от нечитателя, рассматривая феномен чтения как неотъемлемый и весомый атрибут культуры.

    Как показывает история, проблема культуры чтения активно разрабатывалась педагогами по внешкольному образованию (В.П. Вахтеров, А.У. Зеленко, П.Ф. Каптерев, Е.Н. Медынский, Н.А. Рубакин и др.) начиная с конца XIX века, а также философами (В.Ф. Асмус, С.И. Поварнин), которые определяли процесс чтения в первую очередь как интеллектуальную деятельность человека (познавательно-коммуникативный акт).

    В широком смысле слова под культурой чтения понимается вся совокупность знаний, умений и навыков личности на трех стадиях чтения: докоммуникативной (выбор литературы); коммуникативной (восприятие или понимание прочитанного) и посткоммуникативной (работа с прочитанным). Для тех, кто еще только начинает свое восхождение к вершинам профессионального мастерства, предлагаем организовать кружок по культуре чтения. Для этого необходимо выполнить следующий алгоритм действий:

    1. Выявить интересы читателей и найти целевую группу потенциальных участников кружка. Кружок по культуре чтения может быть создан как для однородных, так и для смешанных разновозрастных групп. Надо учитывать, что в смешанных группах развивать подобную деятельность намного сложнее, чем в однородных.

    2. Разработать, обсудить и утвердить программу занятий для кружковцев. (Примерная программа кружка по культуре чтения дана в Приложении 6.) Решить вопросы организационно-методического характера – закрепить удобное помещение для проведения занятий, согласовать режим работы, обеспечить информационную поддержку деятельности кружка и др.

    4. Предложить методику «обратной» связи, критерий и показатель эффективности внедрения новой формы работы. Оперативно координируя деятельность разных структурных подразделений библиотеки, необходимо добиваться такого положения, чтобы участники кружка по культуре чтения становились полноправным «сильным звеном» при проведении других мероприятий библиотеки – презентаций книг, обсуждений литературных новинок, встреч с писателями, конкурсов, дискуссий и т. д. Надо помнить, что кружок – это лишь зона ближнего развития. Опираясь на принцип «от простого к сложному», начинающий библиотекарь (а потом и команда единомышленников) со временем сможет достичь библиотечных вершин, превратив кружок в клуб.

    Ловкова Т.Б. Библиотека как центр досуга: учебно-методическое пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 104 с.

    Клубы по интересам как часть досуговой
    деятельности библиотек:

    Опыт работы муниципальных библиотек Веселовского района

    Однойиз самых эффективных форм работы с читателями библиотек являются клубы по интересам, которые способствуют совершенствованию знаний, общению, удовлетворению духовных потребностей, развитию интересов и творческих способностей.
    В муниципальных библиотеках Весёловского района действуют 13 клубов по интересам, в т.ч. для юношества - 4

    • Клуб молодого избирателя «Мы - избиратели XXI века» - ОМО МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека»
    • «Диалог» (для старшеклассников) - Верхнесоленовская ЦБ
    • Патриотический клуб «Мужество» - Краснознаменская СБ
    • Клуб молодого избирателя - Позднеевская ЦБ

    Клуб молодого избирателя «Мы - избиратели XXI века» действует в Отделе межпоселенческого обслуживания МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека» с 2001 года. Его руководителем является заведующий отделом Соболева М. А. Деятельность клуба осуществляется согласно Договору с Территориальной избирательной комиссией Веселовского района и проекту «Рождение гражданина», разработанному в МЦБ. Формы работы самые разнообразные - уроки правовых знаний, часы истории, блиц-опросы, правовые игры, конкурсы, акции и др.
    В 2013 году в клубе прошли заседания: правовая игра «Учусь быть гражданином», устный журнал «Символика донского края» (совместно с Побединским народным хором), день правовой информации, посвящённый Всемирному дню охраны труда (с участием членов районной межведомственной комиссии по охране труда и специалиста по трудовым отношениям Администрации Веселовского района), деловая игра «Знать закон, ответствовать пред законом», день информации «Всё в этом мире зависит от нас» (совместно с Позднеевской ЦБ), час информации «Я пойду голосовать», открытый классный час - акция «Время жить и время выбирать!».
    Для членов клуба «Мы - избиратели XXI века» и членов клуба молодого избирателя - старшеклассников Позднеевской средней общеобразовательной школы был проведен день информации «Всё в этом мире зависит от нас». В ходе ДИ для школьников был проведён обзор выставки, действующей в читальном зале МЦБ - «Выборы: история и современность». А затем ребята приняли активное участие в интерактивной правовой игре «Учусь быть гражданином».
    Игра проходила по принципу «Своя игра», презентация к которой была разработана заведующим Позднеевской ЦБ Полухиной И.В. Игра состояла из категорий: «Знакомство» (представление команд), «Азбука права (Команды отвечали на вопросы по избирательному праву РФ); «Кот в мешке «Я б на выборы пошел…» (Команды подбирали аргументы, с помощью которых они стали бы убеждать своего сверстника пойти на выборы, если тот сомневается, стоит ли это делать); «Как всё устроено (Команды отвечали на вопросы, посвященные Конституции РФ); «Сказка - ложь, да в ней намек, избирателям - урок! (Команды разбирали жизненные ситуации, связанные с избирательным правом).
    В 2013 г. было проведено 8 заседаний клуба, их посетило 331 чел.

    В 2014 году члены клуба приняли участие в блиц-опросе «Избирательное право», часе правовой информации «День российского парламентаризма» и др.
    В рамках месячника молодого избирателя в клубе были проведены: беседа у электронной выставки «Демократические традиции на Дону: от истоков к современности», созданной на материале сайта http://www.ikro.ru и журнала «Ваш выбор. Реальное право» http://www.realpravo.ru/, урок-конференция «О выборах хочу все знать!» (с участием председателя ТИК Веселовского района Замазеевой Т.Н.).

    20 марта, в рамках Школы молодого избирателя, учащиеся 10-х классов ВСОШ №1 (44 чел.) были приглашены в МЦБ на расширенное заседание клуба молодого избирателя, в ходе которого приняли участие в деловой игре «Знать закон, ответствовать пред законом», состоящей из следующих конкурсов:

    • Преступления и проступки.
    • Юридическая консультация.
    • Если Вы попали в милицию.
    • Как избежать беды.
    • Правильное голосование.

    Подвели итоги игры ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних Администрации Веселовского района Заболотина С.А. и председатель ТИК Администрации Веселовского района Замазеева Т. Н.
    Победителем стала команда «Фемида».
    7 мая для членов клуба прошел час правовой информации «Главный документ в твоей жизни», посвящённый паспорту. С историей паспорта старшеклассников познакомила заведующий ОМО МЦБ Соболева М.А. С информацией о современном паспорте, его содержимом, выдаче и замене, статусе паспорта, а также о переходе от бумажного к пластиковому паспорту выступила исполняющий обязанности начальника ТП в п. Веселый МО УФМС России по Ростовской области в г. Семикаракорске Сологуб А. В. Завершилось заседание викториной «Мы - граждане великой России».
    Проведенные мероприятия способствовали расширению знаний молодых избирателей об истории развития демократии в России, о правах человека; формированию активной гражданской позиции, ответственности за настоящее и будущее своей страны; росту правовой культуры будущих избирателей; привлечению к голосованию молодых избирателей; совершенствованию организации библиотечного обслуживания в области правового воспитания.

    Клуб «Диалог» действует в Верхнесолёновской СБ для старшеклассников. Заседания проводятся в школе, совместно со школьным библиотекарем Стоминой А. В 2013 году прошли следующие заседания: литературно-музыкальный вечер «Мне есть, что спеть…» (к 75-летию со дня рождения В.С. Высоцкого), литературно-музыкальный вечер «День сердечек» (ко Дню святого Валентина) и др.
    Жизни и творчеству местного литератора В.А. Кириченко было посвящено заседание клуба - литературно-музыкальный вечер «Маныч край - моя родина». Вниманию старшеклассников была предложена книга стихов «Край мой, Маныч», в котором собраны стихи поэта о родном крае.
    В 2014 году заведующий Верхнесоленовской ЦБ Петриченко Н.Г. провела для членов клуба заседания: мультимедиа-презентация «Герои Отечества» (к годовщине освобождения Веселовского района от немецко-фашистских оккупантов), тематический вечер «Чернобыль - зона памяти» и др. На заседании клуба присутствовал участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, офицер запаса Баклан А.М., который рассказал ребятам много интересного о тех событиях, показал фотографии с места аварии.
    22 мая 2014 года на заседании клуба «Диалог» была проведена литературная гостиная «На Руси учились так», посвященная Дню славянской письменности и культуры. Члены клуба услышали увлекательную историю возникновения письменности, вспомнили создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия. члены клуба «Диалог» читали стихи, посвященные этому празднику. Закончилось мероприятие стихами И.Бунина: «…Умейте же беречь, хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бесценный - речь!».

    Почти 40 лет действует в Краснознаменской сельской библиотеке патриотический клуб «Мужество». За долгие годы сменились поколения читателей, на смену отцов в клуб пришли их дети. Часто заседания проходят совместно со школой и СДК.
    В 2013 году в клубе «Мужество» прошли заседания: урок мужества «Ратный долг свой выполнили честно» (к 70-летию освобождения Веселовского района от немецко-фашистских оккупантов), вечер-встреча «Солдат войны не выбирает» (Ко Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества), урок патриотизма «Россия - Родина отважных!», урок истории «Зоя - это жизнь» (к 90-летию со дня рождения Зои Космодемьянской), день информации «Информирован - значит защищён», флешмоб «Все мы разные, все мы равные».
    В 2014 году члены клуба приняли участие в уроке мужества «Они сражались за Родину», посвященном годовщине освобождения х. Красное Знамя) (январь), вечере-встрече «Афганистан… дни, ушедшие в вечность» (к 25-летию вывода советских войск из Афганистана).
    Вечер-встреча «Афганистан… дни, ушедшие в вечность» началась в библиотеке. Затем учащиеся, учителя, воины - «афганцы» Веселовского района, заведующий Краснознаменской сельской библиотекой Стародубцева М.П. посетили хуторское кладбище, где поклонились могиле погибшего «афганца» Виктора Коржа и возложили цветы на его могилу.
    В мае и июне для членов клуба прошли: урок памяти «Вас помнит мир спасённый» (к 9 мая) и урок патриотизма «Россия - это ты и я!» (Ко Дню России).

    Во главе угла развития клубной работы стоит книга и формирование юного читателя как человека мыслящего, нравственного и созидающего. В библиотеках Весёловского района действуют 3 клуба по интересам для детей:

    • «Радуга» - Детский отдел МЦБ
    • «Почемучка» - Кировская СБ
    • «Буквоежки» - Багаевская СБ

    Детские клубы работают с дошкольниками и младшими школьниками. Они ориентированы, в основном, на формирование читательского интереса у ребёнка и привитие устойчивой потребности к чтению, способствуют раскрытию творческого потенциала детей, воспитывают инициативность у детей.
    Клуб «Радуга» (Детский отдел МЦБ) был создан в 2012 г. на базе 3 «В» класса ВСОШ №1 (классный руководитель Кобылат Е.Н.). В 2013 году в клубе «Радуга» прошли заседания: виртуальное путешествие «Новый год шагает по планете», устный журнал «Там лес и дол видений полны», праздник «Поздравляем наших мам», литературный час «Любимые питомцы Веры Чаплиной», литературная викторина «Все сказки в гости к нам», интерактивная викторина «Королевство кривых зеркал» (по книге В. Губарева), литературный час «Планета толерантности», литературная игра «Ваня Солнцев - защитник Отечества (по книге В. Катаева «Сын полка»). Все мероприятия были проведены с использованием мультимедийных технологий.
    Много интересных мероприятий прошло и в 2014 году: библиотечный урок по правилам дорожного движения «Я дружу со светофором», литературно-музыкальная композиция «Маленькие солдаты Великой войны» и др.
    Так, в феврале в Детском отделе МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека» прошло театрализованное представление «Не житье, а масленица», которое было посвящено масленичной неделе.
    Библиотекарь Корнева О.М. рассказала ребятам об истории ее происхождения, традициях и обычаях, о том, как праздновали масленицу на Руси. В ходе праздника ребята показали сценки: «В гостях у Машеньки», «Тёща» и др.

    Сценка «В гостях у Машеньки».
    К ней на чай пришли Мишенька с балалаечкой, Алёшенька с трещёточкой, Сашенька с погремушечкой.

    Дети исполняли частушки, пели песни, читали стихи и разгадывали загадки. Завершилась встреча праздничным застольем, где главным угощением были горячие блины с различными начинками и чаепитием.
    Ребята приготовили мартенички, куколки мальчика и девочки - символ дружбы, которые подарили своим родным в прощеное воскресенье.
    В рамках Недели детской и юношеской книги был проведён литературный час «Книжкины именины», в ходе которого члены клуба приняли участие в викторине «Загадки для умненьких ребят».

    Победитель викторины «Загадки для умненьких ребят» Мирошникова Софья

    В ходе литературного часа «Уральской старины сказитель», посвященного 135-летию со дня рождения П.П.Бажова, библиотекарь Корнева О.М. познакомила членов клуба с биографией и творчеством писателя (слайд-шоу) и провела интерактивную викторину «Малахитовая шкатулка сказов Бажова». Ребята охотно отвечали на все вопросы и показали хорошие знания, так как им заранее было дано задание прочитать сказы П.П.Бажова.

    В Кировской сельской библиотеке проходят заседания клуба «Почемучка» для учащихся 2-4-х классов (постоянный состав клуба - 12 чел.). Так, в 2013 году заведующий библиотекой Рогачева Т.Н. провела для детей заседания: урок мужества «Земля Донская помнит», беседа «Береги природу, человек», посвященная Году охраны окружающей среды, конкурс рисунков «Рисуем край родной», интеллектуальная игра «Путешествие по лесным дорожкам».
    В рамках Недели детской книги в библиотеке прошел праздник «Нынче книга - именинница!», в ходе которого был проведен обзор творчества «Они писали для вас», игра «Продолжи эти строки…» (по произведениям А. Барто и С. Михалкова), викторина «Путешествие в Волшебную страну» (по сказкам А. Пушкина и Г.-Х. Андерсена).
    В рамках Международной акции «Читаем детям о войне» для членов клуба было проведено громкое чтение рассказа С. Алексеева «Наша Победа».
    Большой интерес у детей вызвал час здоровья «Как стать Неболейкой». С участниками мероприятия обсуждались важные вопросы: Для чего нужен режим дня? Как важно соблюдать личную гигиену? Полезен ли активный отдых? и т.д.
    В 2014 году работа в клубе была продолжена. Дети приняли участие в мероприятиях: урок мужества «Ратная доблесть дончан», беседа «Выстрел на Черной речке» (к годовщине гибели А.С. Пушкина), час истории «Мы помним памятные даты», который был посвящен военной истории города Ростова н/Д и присвоению ему звания «Город воинской славы» и др.
    В дни весенних каникул для детей была оформлена тематическая выставка «Ваши молчаливые друзья» и проведён устный журнал, посвященный юбилеям детских писателей:
    - А.П. Гайдара
    - В.В. Бианки
    - Д. Емец
    Ребята с удовольствием приняли участие в игре - путешествии «Знатоки природы». Они знакомились с флорой и фауной нашей страны, принимали участие в конкурсах «Кто в теремочке живет», «По листочку определи дерево» и т.д.
    6 июня стало традицией отмечать Пушкинский день России. В это день в Кировской сельской библиотеке на заседании клуба ребята познакомились с биографией поэта и его произведениями для детей, поучаствовали в брейн-ринге и викторине «Из какой сказки этот герой» (по сказкам А.С. Пушкина).

    В Багаевской СБ дети посещают клуб «Буквоежки» (постоянный состав - 12 чел.). В 2013 году они приняли участие в заседаниях: викторина «Создатель «Золушки» и «Кота в сапогах» (по творчеству Ш. Перро), беседа «Милый сердцу край», беседа «Душу исцелит добро», урок истории «О чём рассказывает наш флаг» и др.
    В 2014 году для членов клуба прошли мероприятия:

    • бенефис читателя «Прочитал и вам советую»;
    • библиотечный урок «Как правильно выбрать книгу?»;
    • конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия» (ко Дню России);
    • литературная игра «Я выбираю здоровье».

    Библиотекарь Багаевской СБ Кузнецова А.С. оформила выставку детских работ «Чудеса своими руками».

    Таким образом, библиотекари района открывают путь книге к сердцу ребёнка, превращают чтение в жизненно значимую для него деятельность, питают его ум и душу.
    Библиотекари стараются сделать общение с детьми и юношеством искренним, интересным и полезным.

    В библиотеках района действуют клубы для взрослых читателей:

    • «Надежда» (для пожилых людей) - МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека»
    • «Светлая горница» (для пожилых людей) (Краснознаменская СБ)
    • «Общение» (Краснооктябрьская СБ)
    • «Гармония» (Кировская СБ)
    • «Книжная радуга» (Багаевская СБ)
    • «Надежда» (Новинская СБ)

    Достоинство клубов для пожилых людей в том, что они позволяют пожилым людям общаться с людьми различного возраста и разных профессий, обсуждать между собой новые книги, фильмы, вопросы политики, экономики. Такое общение способствует расширению кругозора, тренировке памяти; снимается апатия и тем самым укрепляется здоровье пожилого человека.
    В МЦБ для пожилых людей, посещающих отделение дневного пребывания Центра социального обслуживания, много лет действовал клуб «Надежда»; была составлена программа клуба; проводились мероприятия по различным темам. Основными формами работы являлись посиделки, литературно-музыкальные композиции, часы общения, беседы. К сожалению, в 2014 году Центра дневного пребывания не стало. Его место заняли кружки и клубы по интересам.
    В 2013 году для пенсионеров прошли мероприятия: фольклорные посиделки «Как на масленой неделе», музыкальный час «Время выбрало нас: Жизнь и творчество композитора Т. Хренникова», тематический вечер «Комкор Думенко: быль и легенда» (к 125-летию со дня рождения Б.М. Думенко). Мероприятия были проведены работниками библиотеки совместно с участниками Побединского народного хора под руководством Т. А. Шрамко.
    В 2014 году прошло одно заседание - час раздумий «Мир великого поэта», посвящённый Дню памяти А. С. Пушкина (10 февраля). В ходе встречи члены клуба вспомнили основные этапы жизни и творчества великого поэта. Рассказ ведущего сопровождался мультимедиа-презентацией. С большим интересом пожилые люди приняли участие в викторинах «Что за прелесть эти сказки» и «Угадай произведение А.С. Пушкина». В заключение прозвучали аудио-отрывки стихотворений А.С. Пушкина и романсов на стихи поэта в исполнении известных артистов.
    В Краснознаменской СБ совместно с СДК проходят заседания клуба пожилых людей «Светлая горница». В проведении заседаний принимают самое активное участие члены клуба. Основная форма - посиделки, литературно-музыкальные композиции и вечера. В 2013 году были проведены посиделки «Как на масленой неделе мы блинчиков захотели», литературно-музыкальная композиция «Пасхальный благовест», беседа «Пётр и Феврония: святая любовь», литературно-музыкальная композиция «Возраст - жизни не помеха» и др. Мероприятия всегда проходят за чашкой душистого чая на травах. Такие мероприятия способствуют сохранению народных традиций донского края.
    В 2014 году были проведены следующие заседания:
    В январе прошла литературно-музыкальная композиция «Свеча Рождества» (совместно с СДК), в ходе которой звучали стихи Б. Пастернака, И. Бродского и других поэтов. Члены клуба ещё раз прикоснулись к истории праздника, рождественским обычаям и обрядам. Приняли участие в инсценировке отрывка из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством».
    Весело и интересно прошли заседания, посвящённые Крещению и Масленице - Крещенские чтения притч и легенд «Не хлебом единым» и час интересного сообщения «Честная Масленица, широкая барыня» (об обрядах и традициях масленичных гуляний), час поэзии «Пасхальная радость в стихах и песнях».

    В Багаевской СБ взрослые читатели посещают клуб «Книжная радуга». В 2013 году они приняли участие в следующих заседаниях:

    • устный журнал «Православные праздники»;
    • литературно-музыкальный вечер «Пётр и Февронья Муромские: история любви»;
    • конференция «Что из прочитанного за год считаете лучшим?»;
    • фольклорные посиделки «Снежная летопись новогодних традиций».

    В 2014 году библиотекарь Кузнецова А.С. провела для членов клуба мероприятия: литературно-музыкальный вечер «Вечер прекрасных дам» (к 8 марта), фольклорные посиделки «Не житьё, а масленица», час фронтовой песни «Вечной памятью живы», вечер памяти «Это страшное слово война, это главное слово «Победа», беседа о М.А. Шолохове «Сын земли донской».

    Работа клубов строится на основе инновационной политики библиотеки по активизации чтения. Несмотря на это, в работе клубов по интересам существует ряд проблем.
    В первую очередь, это - финансирование. Для проведения заседаний обычно требуется издательская продукция по теме, дипломы и призы участникам викторин, конкурсов, «сладкий» стол для членов клуба. Если «сладкий» стол для заседаний помогают накрыть сами члены клуба, то в остальном, зачастую, главным спонсором выступает библиотекарь.
    Одной из проблем является отсутствие документации, регламентирующей деятельность клуба - положение о клубе, устав, паспорт, данные о руководителе клуба.
    Зачастую не соблюдается режим работы клубов по интересам, регулярность проведения заседаний. А в некоторых случаях наблюдается формализм в их деятельности, так как заседания проходят преимущественно в форме литературно-музыкальных композиций, тематических вечеров, бесед, которые проводит библиотекарь. Это больше напоминает цикл мероприятий по одной теме или цикл мероприятий к памятным и знаменательным датам. В данной ситуации члены клуба являются только слушателями и не имеют возможности проявить твоё творчество и инициативу.
    В некоторых клубах библиотекари забывают о главной цели - создании информационной среды, работе с книгой, происходит подмена библиотечных форм работы развлекательно-досуговыми, что является особенностью любительских объединений, а не клубов по интересам.
    Библиотекарям необходимо постоянно анализировать деятельность клубов или любительских объединений, изучать интересы членов клубов, вводить в практику работы активные формы и всегда помнить, что ничто не может заменить живое, эмоциональное общение с читателями.

    Сост.:

    Заведующий МБО МБУК ВР
    «Межпоселенческая центральная библиотека»
    О.В. Дегтярёва
    2014 год

    В библиотековедческой литературе употребляется ряд понятий – «клубы по интересам», «любительские объединения», «Объединения по интересам», но все же чаще всего употребляют термин «клубы по интересам».

    Клубы по интересам, создаваемые в библиотеках, направлены на объединение вокруг библиотеки ярких людей, готовых, в свою очередь оказывать всевозможную помощь библиотеке. Деятельность такого объединения, придает библиотеке более высокий статус, делает ее более «видимой» в глазах руководства района, области, способствует ее развитию. Клубы по интересам могут иметь самую различную направленность, т. к. любая тема требует библиотечно-библиографической поддержки, Клубам характерно стабильный состав участников и регулярность встреч.

    В нынешней социальной обстановке работа библиотек с клубами и читательскими объединениями приобретает ог­ромное общественное значение. С одной стороны, такие клубы помогают людям обрести большую уверенность, способст­вуют самоутверждению личности. В клубах усваивается опыт общения, уважение к инакомыслию, формируется терпимость и ответственность.

    С другой стороны - клубы позволяют библиотеке обрести более прочную социальную основу, расширить свои возможности в организа­ции свободного времени жителей как крупного промышленного мега­полиса, так и небольших сел и поселков в российской глубинке.

    Жизнеспособность клубов определяется не какой-нибудь отдельной темой, сверхзадачей, а, главным образом, атмосферой, которая в клубах складывается. Свободные, простые отношения отнюдь не бесполезны для слушателей. Они знакомятся с новыми книгами, журналами, получают необходимые знания, сами делятся опытом, помогают советами другим, находят единомышленников и друзей.

    Принцип любительских объединений привлекает в библиотеку читательскую общественность, сплачивает заинтересованных друзей, помощников и единомыш­ленников. С их помощью организуются библиотечные выставки, лите­ратурно-музыкальные вечера, праздники книги и др. Именно библиотека стала местом реализации творческих стремлений и замыслов многих читателей, духовного роста и развития талантов.



    Читательские клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории посетителей или группы людей с устоявшимися интересами. С учетом этих обстоятельств можно классифицировать все библиотечные читательские объединения в две большие группы: возрастные клубы и клубы по интересам.

    Возрастные клубы подразделяются на:

    · клубы для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста;

    · клубы женского общения;

    · молодежные клубы;

    · семейные клубы;

    · клубы для детей и подростков.

    Вторая группа читательских объединений (клубы по интересам) включает в себя:

    · клубы литературные и нравственно - эстетической направленности;

    · экологические клубы;

    · клубы краеведческого направления.

    Действие клубов для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста направлено на сохранение полезной, целесообразной активности пожилых людей, создание для них благоприятного психологического микроклимата. В общении с этой категорией пользователей библиотечные работники учитывают их потребности и интересы, приглашают пенсионеров на разнообразные мероприятия: встречи с интересными людьми, вечера воспоминаний, поэтические вечера, конкурсные программы и т. п. Встречи в клубах поднимают настроение и увеличивает жизненный тонус пожилых людей. В целом же зачастую, для многих пенсионеров, ветеранов, инвалидов, проживающих в сельской глубинке, клубы остаются сегодня единственным местом приятных и полезных встреч.

    Постоянными читателями библиотек остаются дети, подростки и юношество. В большинстве своем, они с удовольствием посещают разнообразные клубы по интересам, которые организуют для них библиотечные работники. Это клубы любителей книги и чтения, литературные гостиные для старшеклассников, молодежные дискуссионные клубы, клубы экологического и краеведческого направлений, клубы по патриотическому воспитанию, здорового образа жизни и другие. Но несмотря на многообразие тематики, есть общие цели работы таких клубов: привить ребятам культуру чтения, способствовать их нравственно - эстетическому и интеллектуальному развитию, помочь юношам и девушкам выбрать дело по душе, найти свое место в жизни.

    Еще одним направлением в деятельности библиотек является привлечение пользователей к семейному чтению. Стержнем работы в этой области становится возрождение традиций такого чтения и через него - духовное единение родителей и детей. С этой целью в библиотеках создаются клубы «Семья», «Аист», «Семейный очаг», «В кругу друзей», «Кроха» и др., куда приглашаются представители разных поколений - от мала до велика. С ними проводятся разнообразные массовые мероприятия. Например, такие, как праздник «В библиотеку всей семьей», литературный вечер «Неразлучные друзья - взрослые и дети», конкурсная программа «Коса - девичья краса». На таких встречах старше поколение старается передать младшим свои знания и накопленный жизненный опыт. Кроме того, в таких клубах читающие семьи нередко предлагают друг другу прочитанное или подмеченное в книгах, рекомендуют полезные публикации по вопросам воспитания детей, организации быта, свободного времени.

    Среди всего многообразия и нововведений хочется выделить чита­тельские объединения, которые много лет, независимо от политической обстановки, верой и правдой служат читателям, являясь для них бес­ценным источником общения с интеллектуально и духовно близкими людьми. Это - литературные и литературно-музыкальные гостиные, ли­тературные клубы и клубы книголюбов, т. е. те объединения, деятель­ность которых неразрывно связана с чтением и изучением художест­венной литературы, поэзии, искусства («Русь», «Литературный Олимп», «Сказочник»,»Парнас», «Клуб молодых поэтов», «Созвучие», «Сплотились мы под сенью муз»). Работа литературных объединений нацелена на интеллектуальный и культурный рост участников, на их духовное развитие. Программы клубов включают в себя беседы, «круглые столы», тематические вечера, литературно - музыкальные композиции, часы поэзии и т.п. Благодаря этим клубам имена местных поэтов становятся известны широкой публике. Важным для библиотек по - прежнему остается распространение экономических знаний и давно ясно, что будущее планеты и «малой родины» и каждого человека во многом зависит от решения проблем окружающей среды, экологической культуры каждого. Поэтому, наличие в библиотеках клубов по экологическому просвещению населения закономерно. В основном это клубы для детей и подростков. В рамках таких объединений проходят «круглые столы», брейн - ринги, диалоги, уроки по экологии, экспресс - информации, экологические КВНы, литературно - познавательные игры, занимательные конкурсы для детей.

    И, наконец, еще одним приоритетным направлением в работе библиотек всегда было и продолжает оставаться краеведение. Ведь без знания своей истории и корней нельзя ни понять, не оценить по достоинству день сегодняшний, представить себе будущее. Поэтому большинство библиотек проводят краеведческую работу с читателями. Одной из форм этой деятельности стало создание клубов соответствующей направленности, таких как: «Краевед», «Селяночка», «Истоки», «Горизонт», «У животворного ключа», «Родничок» и др. Среди общих задач, которые ставят перед собой руководители краеведческих читательских объединений, можно выделить следующие: привить местным жителям уважение к памяти предков, гордость за своих талантливых земляков, а также пополнить их знания об историческом и культурном наследии родного края.

    Таким образом, в городских и сельских библиотеках области функционируют сегодня самые разнообразные читательские клубы и объединения. Интерес к досуговым формам в работе библиотек принято связывать с отсутствием в зоне обслуживания самих клубных учреждений. И если ситуация не будет меняться, то библиотечные клубы сохранят популярность у людей, которые стремятся расширить круг своего общения и стать духовно богаче.

    Создание кружков по интересам в библиотеках имеет цели повышения уровня знаний читателей в определенной области, развитие их творческих способностей. Занятия кружков регулируются программой, рассчитанной, как правило, на год. Клубы создаются по инициативе самих читателей, либо библиотекарей, разрабатываются свои уставы и правила, выбирается эмблема и другая символика. Для создания кружка необходимо сначала выявить интересы читателей и найти потенциальную группу участников, затем разработать, обсудить и утвердить программу занятий. Далее – доведение информации об открытии кружка до заинтересованных пользователей.

    Главная > Публичный отчет

    Библиотечный клуб как центр неформального общения

    аналитический обзор по материалам годовых отчетов

    библиотек Волгоградской области

    «Мы должны думать о душе и духовной жизни нашей. Мы должны общаться – общение очищает».

    Булат Окуджава

    Особая роль в организации досуга населения в Волгоградской области отводится клубам и объединениям по интересам. Следует отметить, что клуб по интересам – это сердцевина массовой работы, признанный и уважаемый лидер среди культурно-досуговых форм работы библиотек. Библиотечные клубы существуют благодаря тому, что сотрудники библиотеки не формально выполняют обязанности, а живут своим делом и способны находить и объединять людей интересных, неординарных, творческих. Сюда приходят как молодые люди, так и убеленные сединами ветераны с большим читательским стажем. В чем же секрет неизменной популярности и востребованности библиотечных клубов? Успешность и жизнеспособность подобных организаций определяется не какой-то особой темой или сверхзадачей, а, главным образом, царящей в них атмосферой свободного, непринужденного, неформального общения. Кроме «роскоши человеческого общения», участники клубов получают возможность найти круг единомышленников, удовлетворить познавательные интересы, занимательно организовать свой досуг, раскрыть творческие возможности. Атмосфера душевного комфорта делает библиотеку чрезвычайно притягательной. В библиотеках Волгоградской области таких действующих читательских клубов и объединений насчитывается свыше 600. Наибольшее их количество приходится на следующие районы: Октябрьский (36), Жирновский (34), Алексеевский (30), Михайловский (26), Камышинский, Клетский и Ленинский (25), Калачевский, Суровикинский, Урюпинский и Чернышковский (24), Нехаевский (23), Еланский и Фроловский (22), Палласовский (20), Светлоярский и Старополтавский (17). Немаловажно, что в рамках работы клубов к сотрудничеству привлекаются общественные организации, административные структуры, оказывающие финансовую поддержку библиотекам (комитеты социальной защиты, советы ветеранов, комитеты по делам молодежи, экологические центры), СМИ. Несомненно, что подобное сотрудничество значительно повышает финансовые возможности клубов по интересам и любительских объединений, позволяет более содержательно и интересно строить работу. Все клубы можно дифференцировать по социально-демографическим признакам и по определенной тематической направленности, отдельным социально актуальным проблемам. Так, успешно функционируют клубы, которые дифференцируются по возрастным и социальным категориям:

    Библиотечный вестник Карелии. Вып. 22 (29). Библиотеки Карелии в 2006 году / Нац. б-ка Респ. Карелия; [отв. ред. и сост.: Лапичкова В. П.]. – Петрозаводск: Национальная библиотека Республики Карелия, 2007.

  • Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 16 (23) Централизованные библиотечные системы Республики Карелия: история и современность Петрозаводск 2005

    Документ

    Библиотечный вестник Карелии. Вып. 16 (23). Централизованные библиотечные системы Республики Карелия: история и современность / Библ. Ассоц. Респ. Карелия; Нац.

  • Библиотечный вестник Карелии (5)

    Документ

    Худякова Т. А., гл. библиотекарь отдела прогнозирования и развития библиотечного дела Национальной библиотеки Республики Карелия, руководитель Центра профессионального развития библиотечных работников Карелии при НБ РК