Маркетинговое исследование автомобилей. Маркетинговое исследование мирового рынка легковых автомобилей Маркетинговое исследование автомобильного рынка

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный экономический университет

Кафедра экономики предприятия

и менеджмента

Индивидуальное научно-исследовательское задание

по курсу: «Маркетинг»

на тему: « Исследование рынка автомобилей»

Проверила: Выполнил:

преподаватель студент 3 курса, 1гр.

Олейникова факультета «Э и П»

Надежда Николаевна Храновский А. И.

Харьков,2006


Введение 3

Раздел 1. Анализ рыночных возможностей 4

1.1. Исследование товара 4

1.2. Общая характеристика и классификация товара 4

1.3. Исследование рынка АВТОМОБИЛЕЙ 6

1.3.1. Сегментация рынка 6

1.3.2. Выявление емкости внутреннего и внешнего

1.3.3. Конъюнктура И Тенденции развития рынка рЫнка 15

1.4. Исследование потребителей 17

1.4.1. Факторы, которые формируют потребительские

преимущества к товару 17

1.4.2. Общая характеристика потребителей товара 18

1.5. Исследование конкурентов 20

1.6. Исследование маркетинговой среды рынка 23

Раздел 2. Разработка нового товара 26

2.1. Выбор потребительского сегмента и

позиционирование товара 26

2.2. Разработка идеи нового товара 28

2.3.Формирование цены на новый товар и стратегия

ценообразования 29

2.4. Организация сбыта продукции 31

2.5. Разработка коммуникативной политики 33

2.6. Управление маркетингом 34

Заключение 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛитературЫ Приложение 38


Введение

Анализ рынка Украины легковых автомобилей проводился с целью:

1. дать актуальную оценку рынка легковых автомобилей на территории Украины по состоянию на начало 2006 года;

2. оценить возможность реализации автомобилей, исходя из ситуации на рынке;

3. оценить возможности проекта и возвращение инвестиций в производство.

Первоначально данный анализ был составляющей плана маркетинга и, в свою очередь, входил в проект организации производства на одном из львовских предприятий, поэтому по тексту возможны сноски на несуществующие разделы, которые остались закрытыми для широких народных масс.

В данной работе исследуется рынок автомобильной продукции, определяются потребности, существующие на этом рынке, особенности производства, конъюнктура и условия сложившееся на рынке автомобилей. Определяются факторы, влияющие на потребителей, их характеристика, а также описывается сегментация рынка. Важное значение имеет характеристика производителей данного товара их ценовая политика и сбытовая деятельность, анализируется состояние маркетинговой среды. Также характеризуется правовые аспекты государственного воздействия на рынок автомобильной продукции, все эти важные моменты рассмотрены в данной работе.


Анализ рыночных возможностей

1.1. Исследование Товара

Что такое товар - это предмет способный удовлетворить определенные потребности покупателя. Сама суть товара в удовлетворении потребности человека в этом товаре. Именно от этой способности и зависит, будет ли востребованным этот товар на рынке. Поэтому необходимо рассмотреть, способны ли товары, присутствующие на рынке Украины удовлетворять потребности в нем.

С самого начала необходимо определить, удовлетворение какой потребности требуется от данного товара. Эта потребность вытекает из самого определения легковых автомобилей. Легковые автомобиль это средство передвижения, предназначенное для быстрого перемещения из одной точки в другую и перевозке до 4 пассажиров. Итак, из определения имеем два вида легковых автомобилей, которые имеют разное предназначение.

1.2. Общая характеристика и классификация товара

По данным различных источников на 3 декабря 2005 года на территории Украины насчитывается около 40 марок легковых автомобилей. Однако, учитывая бурно развивающуюся автомобильную отрасль как Украины таки и России (не говоря уже о производителях ближнего и дальнего зарубежья) то этот список могут пополнить еще минимум 2-3 марки такого - же типа. А учитывая, что некоторые производители легковых автомобилей производят их по несколько марок, то можно с уверенностью сказать, что весь ассортимент украинского рынка легковых автомобилей составляет приблизитель6но около 40 видов.

Исследовательская Компания "ГРИФОН-ЭКСПЕРТ" имеет огромный опыт проведения маркетинговых исследований автомобильного рынка в России и за рубежом.


Мы решаем следующие задачи:

Исследование эластичности спроса по цене: Анализ эластичности спроса по цене. Анализ перекрестной эластичности (среди автомобилей Заказчика и автомобилей конкурентных марок).
Метод сбора информации: .
Анализ рыночных перспектив автомобилей той или иной марки на российском рынке.
Методы сбора информации: , .
Оценка работы дилерских центров: качество продаж в дилерских центрах и послепродажного обслуживания.
Метод сбора информации: .
Анализ стоимости владения легковыми и коммерческими автомобилями и автомобилями конкурентных брендов сегментов: легковые и коммерческие автомобили.
Метод сбора информации: .

Участие в крупных мероприятиях посвященных автомобильной отрасли

Директор Исследовательской Компании "ГРИФОН-ЭКСПЕРТ" Александр Петренко - постоянный докладчик на Ежегодной международной конференции по привлечению инвестиций в производство комплектующих для автомобильной промышленности .
На конференциях AutoInvest 2016 и AutoInvest 2017 Александр Петренко делился опытом проведения маркетинговых исследований российского и зарубежного автомобильного рынка и выступал перед российскими и зарубежными автопроизводителями с докладами: "Как выйти на зарубежные автомобильные рынки. Практикум для российских автопроизводителей", "Особенности проведения маркетинговых исследований зарубежного автомобильного рынка".
Помимо этого Александр Петренко и аналитики компании выступают в качестве экспертов в других мероприятиях и печатных изданиях, посвященных автомобильной отрасли.

Аналитиками «ГРИФОН-ЭКСПЕРТ» разработана уникальная авторская Mix-методика проведения маркетингового исследования методом Car Clinic, который предназначен для изучения новых и существующих моделей автомобилей среди различных целевых сегментов и его сравнении с конкурентными марками. включает в себя как «качественные» методы исследования (фокус-группы, слепое тестирование, натуральные группы, глубинные интервью), так и «количественные» методы (личные интервью с потребителями), помимо этого предусматривается проведение тест-драйвов, для того что бы участники исследования могли оценить автомобиль в динамике.
Уникальная методика исследования Car clinic модифицируется аналитиками компании «ГРИФОН-ЭКСПЕРТ» в зависимости от особенностей и специфики исследуемых автомобилей и рынка, а так же Ваших пожеланий.


Результат проведения исследования Car clinic

Авторская методика ИК "ГРИФОН-ЭКСПЕРТ" это подробное изучение восприятия автомобиля целевыми группами потребителей со всех сторон (технические характеристики, дизайн, интерьер), выявление преимуществ и недостатков тестируемого автомобиля в сравнении с конкурентами, а так же возможность собственными глазами увидеть реакцию нового потенциального потребителя на конкретную марку автомобиля.
В результате Вы получаете информацию, которая позволяет принять успешные управленческие решения в следующих непростых вопросах: как вывести автомобиль на зарубежные рынки, как увеличить продажи на Российском рынке, что необходимо усовершенствовать в будущих моделях, как продвигать и позиционировать автомобиль, как выбрать выгодную политику цен, как наладить сервис и обслуживание и многие другие.

Возможность комбинировать разные методы сбора информации, в зависимости от поставленных Задач исследования

Наш опыт подобных исследований

Исследовательская компания "ГРИФОН-ЭКСПЕРТ" имеет единственный в России опыт проведения маркетинговых исследований методом Car-clinic в России, странах Европейского Союза, Ближнего Востока и Азии.
Всего было проведено более 20 маркетинговых исследований методом Car clinic. Среди целевой аудитории тестировалось более 10 новых моделей различных автомобилей.


По результатам проведенных исследований ИК "ГРИФОН-ЭКСПЕРТ" получила благодарственные письма от ведущих российских производителей коммерческих автомобилей и .

Опыт проведения исследований автомобильных рынков:

Ноябрь 2018 год - январь 2019 год - тестирование нового интерьера салона LADA Vesta.

Август 2018 год - ноябрь 2018 год - изучение отношения к бренду ГАЗ.

Июнь 2018 год - август 2018 год - исследование конверсии потребителей полноприводных грузовых автомобилей.

Декабрь 2017 года - январь 2018 года – маркетинговое исследование рынка специальных пассажирских транспортных средств (СПТС, вахтовые автобусы) на полноприводных шасси с колесной формулой 4х4, 6х6.

Декабрь 2016 года – маркетинговое исследование грузовых автомобилей в России, включающее в себя следующие методы сбора информации: кабинетные исследования, экспертные интервью с руководителями транспортных компаний, дилерами, доработчиками, количественный опрос потребителей грузовых автомобилей.

Ноябрь 2016 года – исследование удовлетворенности клиентов крупной российской розничной сети автозапчастей и автосервиса.

Октябрь 2016 года – исследование потребительских предпочтений полноприводных грузовых автомобилей.

Июль 2016 года – маркетинговое исследование потребителей КАСКО: количественный опрос более 1600 автовладельцев в России.

Декабрь 2015 года - маркетинговые исследования методом Car clinic нового Цельно-Металлического Фургона Газель NEXT в Германии и Чехии включало в себя проведение фокус - групп в двух городах каждой страны, в том числе были проведены тест-драйвы. Участниками исследования стали владельцы конкурентных марок легких коммерческих автомобилей LCV до 3.5 тонн (физические и юридические лица), постоянно проживающие в изучаемой стране.

Сентябрь 2015 года - маркетинговое исследование новой модели среднетоннажного автомобиля (LDT) "ГАЗон NEXT" и Цельно-Металлического Фургона класса LCV "ГАЗель NEXT" в Турции методом Car clinic в конкурентном окружении.

Август 2015 года - маркетинговое исследование по изучению спроса на новую модель цельно-металлического фургона "ГАЗель NEXT" в России методом Car clinic. Целевой аудиторией для исследования выступили владельцы легких коммерческих автомобилей LCV до 3.5 тонн (физические и юридические лица) в различных городах России. Кроме фокус-групп и личных интервью с респондентами были проведены тест-драйвы как новой модели «Газель» NEXT, так и конкурирующих марок.

Сентябрь 2014 года - исследовательская компания "ГРИФОН-ЭКСПЕРТ" провела маркетинговое исследование новых автомобилей "Газель-NEXT" и полноприводной «Газель Бизнес» методом Car clinic в Германии и Польше.
Впервые в новейшей истории российская исследовательская маркетинговая компания проводила маркетинговое исследование и тестировала российские автомобили за рубежом. Проект проходил в различных городах Польши и Германии, работы включали в себя исследование методом Car clinic (фокус-группы, слепое тестирование и личные интервью в виде анкетирования участников, а так же были проведены тест-драйвы) и кабинетные исследования рынка.
Целевой аудиторией выступили немецкие и польские владельцы коммерческих автомобилей LCV (физические и юридические лица) в различных городах Германии и Польши.
Применяемая уникальная методика исследования Car clinic была модифицирована аналитиками компании «ГРИФОН-ЭКСПЕРТ» с учетом особенностей, пожеланий Заказчика и специфики проведения исследований в Европе.
По результатам исследований в Германии и Польше Александр Петренко дал интервью "Research&trends" -

Июнь 2014 года – исследование рыночных перспектив в России новой модели легкового автомобиля

Сентябрь 2013 года - исследование рынка автобусов, изучение удовлетворенности компаний, эксплуатирующих автобусы Заказчика;

Июль 2013 года – исследование эластичности спроса по цене коммерческих автомобилей: Анализ эластичности спроса по цене. Анализ перекрестной эластичности (среди автомобилей Заказчика и автомобилей конкурентных марок).

2007-2013 год – опыт проведения опросов владельцев автомобилей частных лиц и корпоративных клиентов для ведущих российских и зарубежных страховых компаний.

2003-2013 год - более 40 маркетинговых исследований легковых и коммерческих автомобилей для российских и зарубежных производителей.

I . Автомобильный сектор: история и настоящее

На данный момент сложно представить себе жизнь, в которой нет места автомобилям. Если всего несколько десятилетий назад легковой автомобиль считался предметом роскоши, то сейчас почти 850 человек из 1000 в Соединённых Штатах имеют свой автомобиль. В 1885 году немецкий изобретатель Готтлиб Даймлер, а в 1886 году его соотечественник Карл Бенц изготовили и запатентовали первый самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем. Безусловно, главным изобретением на начальном этапе развития отрасли автомобилестроения стало открытие компактного двигателя внутреннего сгорания. С 1885 года по 1930-е года были достаточно широко распространены автомобили с электродвигателями и паровыми установками. Однако эти автомобили были неэкономичны и вскоре сошли со сцены. На смену неэкономичным двигателем пришли новые технологии – двигатель Дизеля и поршневой двигатель внутреннего сгорания. Второй вид двигателя остаётся наиболее популярным и до сих пор.

В 1999 году в мире было произведено 56.26 млн. легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков, а уже к 2012 году эта цифра достигла отметки в 84.14 млн. штук, таким образом производство автомобилей за 12 лет увеличилось на более чем 49.5%. По сравнению же с 2011 годом в 2012 году было произведено на 5.2% больше автомобилей. Вместе с тем выручка десяти крупнейших мировых автомобильных концернов в 2012 году составила $1,450.99 млрд. Лидером по производству автомобилей в 2012 году стал Китай, в котором было произведено 22.9% автомобилей от всего мирового производства авто. А главными игроками в секторе уже долгое время являются японская Toyota Motor, немецкая корпорация Volkswagen Group и американский концерн General Motors.

В 2009 году было произведено около 61.79 млн. автомобилей, а в 2012 производство авто достигло рекордной отметки в 84.14 млн. штук, то есть увеличилось с 2009 года на почти 36.2%. При этом число проданных автомобилей с 2009 года по 2012 год увеличилось на 24.9%. В 2012 году было продано 81.70 млн. автомобилей.

II. Крупнейшие страны производители и потребители автомобилей

В 2012 году мировыми лидерами по производству автомобилей являлись Китай, США, Япония и Германия. Южная Корея находились на пятом месте, а вот Россия на одиннадцатом. В 2012 году 22.9% всех автомобилей в мире было произведено в Китае. На другой крупнейший азиатский рынок Японию пришлось 11.8% общемировых производства в 2012 году, а тот же показатель для Германии равняется 6.7%. В США в 2012 году произвели всего 12.3% от всех автомобилей, а в России скромные 2.7%.

Стоит отметить динамику показателей производства автомобилей по странам: в 2012 году в Китае изготовили 22.9% автомобилей от их общемирового производства, а в 2011 году данный показатель для Китая составлял 23.0%. Доля автомобилей, произведённых в Японии, выросла с 10.5% в 2011 году до 11.8% от всех произведенных автомобилей в мире в 2012 году, Доля Германии на рынке производства автомобилей упала с 7.9% в 2011 году до показателя 6.8% в 2012 году. Количество автомобилей, произведённых в США выросло с 10.8% в 2011 году до 12.3% в 2012 году. Вместе с этим число автомобилей, произведённых в США увеличилось в 2012 году на 19.4% г/г. За тот же период в Германии производство автомобилей сократилось на 10.5% г/г. Наибольший рост производства наблюдался в Таиланде, где число произведённых автомобилей увеличилось на 70.3% г/г.

В 2012 году около 23.6% мировых продаж легковых автомобилей пришлось на Китай. Второе место с 18.1% по продажам уверенно занимают Соединённые Штаты Америки, где в 2012 году было продано около 14.76 млн. автомобилей. Примерно 6.6% общемировых продаж в 2012 году пришлось на Японию. Среди оставшейся семёрки мировых лидеров продаж четыре места занимают страны Европы, в числе которых Германия, Россия, Великобритания и Франция. Почти 15.3% общемировых продаж автомобилей пришлось именно на эти четыре страны.

В 2012 году резко возросли продажи автомобилей в Японии, где по итогам года было продано на 27.5% больше автомобилей, чем годом ранее. Этот факт связан с природной катастрофой в 2011 году, когда экономика острова была поражены сильнейшим землетрясением и цунами. Рост продаж в США в 2012 году составил 13.4% г/г, а продажи в Китае увеличились лишь на 4.3%. Стоит отметить значительное снижение продаж автомобилей во Франции – на 13.2% г/г. Подобное снижение продаж связано с кризисом в Еврозоне и с высоким уровнем безработицы.

III . Крупнейшие компании - производители автомобилей

Основными игроками на рынке автомобильного производства являются концерны Toyota, Volkswagen и General Motors. А замыкают пятёрку лидеров Daimler и Ford. Выручка компании Toyota Motor в 2012 году составила около $272.76 млрд., продажи Volkswagen достигли отметки $254.03 млрд., а General Motors смогла выручить от продажи автомобилей в 2012 году примерно $152.25 млрд.

По итогам 2012 года первые три места по производству автомобилей поделили между собой три крупнейших мировых автоконцерна – Volkswagen, GM и Toyota. При этом число автомобилей, произведённых Volkswagen в 2012 году, выросло на 9.0% г/г, а General Motors и Toyota в 2012 году произвели на 2.9% и 3.7% автомобилей больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший рост производства наблюдался на заводах компании Honda – 41.3% г/г. Существенное падение продаж автомобилей во Франции в 2012 году сопровождалось и значительным падением числа произведённых автомобилей главным автомобильным гигантом страны – PSA Peugeot в 2012 году произвела на 16.5% меньше автомобилей, чем годом ранее.

Среди всех автопроизводителей особое место занимают крупнейшие автоконцерны Toyota Motor, Volkswagen и General Motors.

Компания Toyota основана в 1937 году в Японии. Корпорация выпускает пассажирские, грузовые автомобили и автобусы под брендами Toyota, Lexus, Scion, Daihatsu и Hino. В 2012 выручка компании остановилась на отметке $272.76 млрд., а её рост год к году составил 18.7%. Чистая прибыль компании за 2012 год увеличилась на 239.3% г/г и достигла отметки в $10.53 млрд. В 2012 году было продано около 7.44 млн. автомобилей под маркой Toyota. Данный показатель превосходит результат 2011 года на почти 3.7%. Продажи компании Toyota является одним из лидеров в области применения гибридных технологий. С 1997 года корпорация запустила массовое производство модели Toyota Prius. Немного позже гибридные модификации появились и у модели Camry, а также некоторых моделей Lexus. К 2030 году компания планирует перевести всю свою линейку автомобилей на технологию гибридных и электродвигателей.


Вторым крупнейшим концерном является немецкая компания Volkswagen Group. Как и Toyota корпорация Volkswagen была основана в 1937 году. VW Group состоит примерно из 350 компаний, занимающихся производством автомобилей и связанными с этим комплектующих. К Volkswagen относятся такие бренды как Volkswagen, Audi, Seat, Skoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Scania AB, MAN AG, Porsche. Выручка концерна в 2012 году возросла до $254.03 млрд., показав рост на 21.2% г/г. При этом чистая прибыль составила примерно $28.63 млрд., в то время как годом ранее данный показатель равнялся примерно $19.84 млрд., тем самым чистая прибыль выросла на 44.3% г/г. А вот продажи автомобилей выросли в 2012 году на 9.0%. За полный 2012 год компания продала около 9.26 млн. автомобилей.

Замыкает тройку автопроизводителей концерн General Motors. Компания начала свою работу намного раньше конкурентов – еще в 1908 году. В настоящее время корпорации принадлежат такие автомобильные марки как Cadillac, Chevrolet, GMC, Opel, Vauxhall. При этом компания активно сотрудничает с другими производителями, а именно, разрабатывает совместные автомобили и двигатели с Fiat, Alfa Romeo, Ferrari, Maserati. Интересно, что одним из основных держателей акций GM является Министерство Финансов США, которое владеет почти 36.4% акций компании. Дело в том, что правительство США спасало GM от банкротства в 2009 году, после чего основная часть управления корпорацией перешла в руки правительственной организации. В 2012 году выручка GM достигла отметки $152.25 млрд., рост год к году составил 1.3%. При этом корпорация в 2012 году зафиксировала чистую прибыль в размере $6.19 млрд. по сравнению с $9.19 млрд. годом ранее. Таким образом чистая прибыль упала на 32.7% г/г. В 2012 году компания продала 9.20 млн. автомобилей, что на 2.9% лучше, чем годом ранее.


Среди китайских производителей автомобилей следует выделить компании FAW, Chery, Geely и Great Wall. Стоит отметить, что большинство автомобилей, выпускаемых в Китае, производится по лицензии мировых брендов, например Volkswagen и GM. Так 10 заводов компании GM находятся в Азиатском регионе. Volkswagen AG имеет 13 заводов по производству автомобилей и комплектующих к ним в Азии. Основным преимуществом китайской продукции является частое обновление модельного ряда и низкая стоимость продукции по сравнению с японскими и южнокорейскими автомобилям. Однако разговоры о том, что качество китайских автомобилей значительно ниже, чем у соседей часто бывает правдой. Вместе с этим, в последние годы заметны тенденции улучшения качества китайской продукции. Свидетельством этому может служить повышение спроса покупателей на автомобили из Поднебесной – в 2012 году каждый четвёртый автомобиль в мире был произведён в Китае.

IV . Тенденции и перспективы автомобильного сектора

К концу 2012 года общемировые продажи автомобилей с электродвигателями с начала производства данных автомобилей составляли примерно 190 тысяч, что составляет примерно 0.02% от общего числа автомобилей на планете. К 2020 году, по прогнозам, число электромобилей увеличится до 20 миллионов штук, а их доля в общем числе автомобилей достигнет 2%. В 2012 году продажи авто с электродвигателями составили 113 тыс., в то время как аналогичный показатель в 2011 году равнялся всего лишь 45 тыс., тем самым рост продаж год к году составил 151.1%. Малая доля электромобилей на рынке на данный момент связана прежде всего с тем, что срок зарядки аккумуляторных батарей в большинстве случаев очень мал и позволяет проехать на одной зарядке всего 100 км., после которых понадобится не меньше пары часов на его полную зарядку. Однако уже сейчас известны случаи, когда электромобили становятся более практичными. Так Tesla Model S способна проехать на одной зарядке аккумулятора около 480 км. на скорости до 90 км/ч. Для дальнейшего внедрения электромобилей и их повсеместного использования в жизни потребуются не только существенные изменения производства на заводах автомобильных компаний, но и развитие инфраструктуры – а именно, создание “заправочных” электрических станций.

Ещё одним минусом автомобилей с электрическими двигателями является их цена. На данный момент средняя стоимость автомобиля с электрическим двигателем составляет $42,177, в то время как автомобиль, работающий на бензине, в среднем стоит $19,170. Таким образом, пока что электромобиль обходится почти на 120.0% дороже, чем его бензиновый аналог.

В США в 2012 году было продано около 439 тысяч автомобилей с гибридными двигателями, в то время как продажи в 2011 году составляли примерно 250 тысяч гибридов, то есть рост составил 75.6%. На гибридные автомобили пришлось примерно 10.7% от всех продаж в США в 2012 году. Пока что данный сегмент автомобильной промышленности выглядит наиболее перспективно, так как обеспечивает хорошее соотношение удобства, цены и экологичности.

V . Налоговые сборы, таможенные пошлины и экологические нормы, регулирующие сектор

Налоговые сборы

В разных странах мира действуют свои законы и нормы, регулирующие сектор автомобильного строения. Так в США не существует Федерального транспортного налога, однако во всех штатах установлен ежегодный сбор за регистрацию транспортных средств. Некоторые штаты облагают автовладельцев дополнительными налогами, которые зависят от нынешней стоимости автомобиля или от его массы. В России действует многоуровневая система налогов, которыми облагается владение автомобильным средством. Если в 2011 году за каждую лошадиную силу автомобиля мощностью менее 200 л.с. автовладельцу приходилось платить в среднем 25.00 руб., то в 2013 году данная сумма составит 30.67 руб., то есть налог увеличится на 22.7% г/г. При этом данные налоговые пошлины могут быть увеличены в десятки раз в разных субъектах Российской Федерации. Несомненно, увеличение налоговых сборов приведёт к увеличению стоимости автомобилей для покупателей, что может негативно отразиться на динамике продаж.

Стоит отметить, что с начала 2012 года Китай ведёт упорную таможенную войну с США. Ставка таможенных пошлин до конца 2014 года на производимые в США автомобили будет варьироваться от 2.0% до 21.5% от стоимости ввозимого автомобиля. При этом наивысшая ставка грозит продукции небольших корпораций из США, которые производят дорогие спортивные автомобили. А вот минимальные ставки будут применяться к американским подразделениям европейских и азиатских компаний, таких как BMW и Honda. По прогнозам такие таможенные тарифы приведут к увеличению стоимости продукции GM в Китае на 8.8%-12.9%. Китайское правительство предполагает, что такие меры приведут к тому, что американские концерны будут вынуждены строить свои заводы на территории Поднебесной, что положительно скажется на экономике Китая.

В России с 1 сентября 2012 года введён утилизационный сбор на ввозимые из-за границы автомобили. Базовая величина сбора составит 20 тысяч рублей, однако, например, для автомобилей, с момента выпуска которых прошло более трёх лет и объём двигателя, которых больше 3500 кубических сантиметров, величина сбора может достигать 700 тыс. рублей. Данные меры приняты для того, чтобы российские производители могли хоть как-то конкурировать с компаниями из Европы, Азии и Северной Америки. Крупнейшие страны, такие как Япония, Китай и США совсем недавно подали жалобу в ВТО в связи с введением утилизационного сбора, а ранее аналогичную жалобу подал Евросоюз. Данная ситуация может закончиться серьёзными санкциями в отношении России.

Экологические нормы

С каждым годом правительства разных стран принимают более жёсткие законы о защите окружающей среды. Автомобильный сектор является одним из самых опасных в плане вредных выбросов в атмосферу – на его долю приходится около 17.0% выбросов парниковых газов во всем мире. В данный момент одним из важнейших документов в плане регулирования выбросов вредных веществ является экологический стандарт Евро-5, который вступил в силу 1 сентября 2009 года и действует на территории Европы. Однако на все ввозимые автомобили ограничения стандарта Евро-5 будут введены только 1 января 2014 года. Таким образом, усиление влияния азиатских производителей в Европе в последние годы можно вполне объяснить менее строгими экологическими запретами к азиатским автомобилям. В 2015 году планируется вступление в силу экологического стандарта Евро-6, а уже в 2013 году азиатские производители вынуждены будут конкурировать с остальными мировыми автопроизводителями на равных условиях на рынке Европы.

Таким образом существует немало проблем в сфере автомобильного производства. С каждым годом автопроизводителям из других стран становиться всё сложнее конкурировать на иностранных рынках. В конечном итоге преимуществом обладают корпорации, которые выпускают относительно дешёвые автомобили. К таким производителям, безусловно, в первую очередь относится Китай, который уже сейчас занимает почти четверть мирового рынка производимых автомобилей. Именно на дешёвом и среднем ценовом сегменте автомобилей наименее заметно скажется увеличение налоговых пошлин, которое приведёт к повышению цен на них.

VI . Основные проблемы в секторе автомобильного производства и способы их решения

Кроме экономических проблем интеграции, с которыми сталкиваются автопроизводители, существуют и другие проблемы, которые требуют их скорейшего решения. В основном эта проблема выброса вредных веществ в атмосферу и проблемы с безопасностью на дорогах.

Автотранспорт является одним из самых больших загрязнителей окружающей среды, каждый год около 17% парниковых газов в атмосфере выделяется автомобилями. Сейчас почти каждый автопроизводитель занимается разработками в области альтернативных двигателей. К таким относятся электродвигатели, гибридные установки, которые в своей основе используют два типа моторов – электродвигатель и двигатель внутреннего сгорания. Кроме этого ведётся постоянное усовершенствование и обычных ДВС. В Евросоюзе, США и Китае уже разработана регламентация согласно которой к 2020 году производители смогут поставлять на рынок лишь те авто, которые в среднем расходуют лишь 4 литра бензина на 100 км., в то время как на данный момент этот показатель равняется примерно 8-9 литров на 100 км. Внимание к новым типам двигателей вызвано не только ужесточением экологических стандартов, но и ростом цен на нефть, которая используется в производстве различных видов топлива. Главными производителями на рынке гибридных автомобилей являются Toyota и компания Tesla Motors, которая специализируется только на электро-автомобилях. Стоит отметить и растущий спрос на электромобили. Так выручка корпорации Tesla Motors увеличилась в 2012 году на 102.3% г/г, однако до показателя безубыточности компании ещё далеко. Дело в том, что при доходе в $413.36 млн. в 2012 году и себестоимости продукции в $383.19 млн. Tesla ещё $273.98 млн. затратила на новые разработки. Такая ситуация наблюдается почти каждый год. Именно поэтому пока корпорация несёт убытки. Компания Toyota уже в 1997 году начала серийный выпуск гибридной модели Prius и до сих пор является одним из лидеров в области гибридных автомобилей.

Другой проблемой в секторе становится борьба с ДТП. На этом пути корпорации ведут многочисленные и многолетние разработки. Если в 1999 году вероятность погибнуть в ДТП в России составляла 18.59%, то в 2012 году данная цифра упала до 13.74%. Последним шагом на пути снижения уровня смертности до нуля станет создание “умного” автомобиля с автопилотом как в самолётах. Такие разработки ведут автоконцерны GM, Toyota и Volkswagen. К 2020 году GM планирует выпускать автомобили с автопилотом на серийной основе.

VII . Общая оценка состояния сектора

В последние годы наблюдается значительное увеличение влияния Азиатского региона на мировом рынке автопроизводителей. Несмотря на первое место Китая в производстве автомобилей, дальнейшие перспективы развития отрасли в стране выражены недостаточно чётко. На увеличение таможенных пошлин в Китае могут жёстко отреагировать другие крупнейшие представители отрасли, такие как США. Также Китаю, прежде чем захватить уверенное лидерство в отрасли предстоит решить проблему качества своей продукции. Стоит отметить, что замедление темпов роста экономики США или Европы может отрицательно сказаться на дальнейшем росте китайского сектора автомобильной промышленности. От того, в какую пользу решаться данные вопросы и зависит дальнейшее развитие отрасли в стране.

Другой основной тенденцией в развитии сектора является смещение продаж в сторону компактных автомобилей. С начала 2013 года по июль 2013 года число проданных автомобилей с малым кузовом в США выросло на 12.3% при общем росте продаж в 8.5%. Сохранение данной тенденции позволит частично решить проблему загруженности автодорог в крупнейших странах.

Привычные автомобили с ДВС останутся самыми востребованными в силу их малой цены по сравнению с конкурентами. На данный момент электромобили стоят на 120.0% дороже, чем их бензиновый аналог, немного лучше обстоит дело с гибридными автомобилями, продажи которых уже сейчас в США составляют 10.7% от общего числа проданных автомобилей. По прогнозам к 2020 году планируется, что в мире около 2% автомобилей будут оснащены электродвигателями по сравнению с долей 0.02% в 2012 году. Цены на “альтернативные” авто с развитием технологий будут падать, а повышающиеся цены на нефть будут способствовать увеличению затрат на содержание и покупку автомобилей с бензиновыми двигателями. Таким образом, достаточно скоро средняя стоимость этих двух видов автомобилей может сравняться. В связи с ужесточением экологических норм к этому времени производство и покупка “альтернативных” авто станет более разумным шагом, нежели покупка автомобилей с бензиновыми двигателями.

К 2020 году планируется выпуск автомобилей с автопилотом. Ведущие корпорации GM, Volkswagen и Toyota ведут постоянные разработки в области “умных” авто. Уже существуют работающие прототипы. Концерн, который быстрее всех сможет сделать данную технологию доступной для широкой публики, скорее всего станет мировым лидером в секторе автомобильного производства.

Введение___________________________________________________ 3

1. Обзор рынка автомобилей__________________________________ 4

1.1 Общая характеристика рынка ____________________________ 4

1.2 Российский автопром___________________________________ 6

1.3 Импорт легковых автомобилей ___________________________ 8

2. Анализ продаж___________________________________________ 9

3. Основные продавцы на рынке______________________________ 11

4. Проблемы и перспективы развития рынка легковых автомобилей _ 13

5. Изучение покупательских предпочтений _____________________ 15

Заключение_______________________________________________ 20

Список использованных источников___________________________ 21

Приложение_______________________________________________ 22

Введение

Автомобильный транспорт играет большую роль в современном обществе. Развитие автомобильных услуг на сегодняшний день является обязательным условием для полноценной жизни каждого человека.

Автомобильный транспорт развивается качественно и количественно бурными темпами. В настоящее время ежегодный прирост мирового парка автомобилей равен 10-12 млн. единиц, а его численность - более 400 млн. единиц. Каждые четыре из пяти автомобилей общего мирового парка - легковые.

Быстрые темпы развития автотранспорта обусловили определенные проблемы, для решения которых требуется научный подход и значительные материальные затраты. Основными из них являются: увеличение пропускной способности улиц, строительство дорог и их благоустройство, организация стоянок и гаражей, обеспечение безопасности движения и охраны окружающей среды, строительство станций технического обслуживания автомобилей, складов, автозаправочных станций и других предприятий.

Цель исследования – комплексное исследование рынка авомобилей г. Новосибирска.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

¾ Дать общую характеристику рынка;

¾ Рассмотреть тенденции развития российского автопрома и импорта легковых автомобилей;

¾ Проанализировать объемы продаж легковых автомобилей;

¾ Определить основных продавцов на рынке;

¾ Выявить проблемы и перспективы развития рынка легковых автомобилей;

¾ Изучить покупательские предпочтения.


1. Обзор рынка автомобилей

1.1. Общая характеристика рынка

Однако в целом первые три квартала этого года получились для рынка в абсолютных цифрах продаж хуже, чем год назад. Кроме того по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за период январь-сентябрь 2010 года было продано автомобилей на 25% меньше, чем за тот же период прошлого года. Казалось, в 2009 году на фоне ухудшения очень-то экономического кризиса и прямо-таки общего спада уровня потребления автомобильные компании держались за счет распродажи скопившихся стоков. Разумеется, на растущем рынке, компании продают только свежие машины при минимальных объемах мало-мальски прошлогодних стоков.

В период кризиса 2009 года воистину главной задачей компаний было наладить эффективную деятельность в условиях очень-то низких продаж, избавиться от стоков и минимизировать издержки. Однако, компании, которые на этот период лично занялись инвестициями в автомобильный рынок, сейчас находятся поистине на хороших позициях. Во всяком случае, сегодня на восстанавливающемся рынке очень важны именно вполне стартовые позиции, которые в будущем позволят захватить большую долю рынка.

Самую активную политику на рынке в прошлом году вела компания KIA, и сегодня она крайне имеет просто-таки отличную весьма стартовую площадку для роста продаж, не имея при этом сборочного предприятия в России. Быть может это одна из немногих компаний, чьи результаты в I квартале существенно улучшились по отношению к периоду 2009 года. Наконец, две трети продаж приходится на модели KIA Rio, Sportage иee’d, которые тихо являются одними из лидирующих в своих сегментах.

Другая корейская компания, Hyundai, хоть и совершенно потеряла по отношению к продажам прошлого года, но потери эти (-16%) не столь существенны, как у ближайших конкурентов. Кажется, а в апреле для компании шумно начнется довольно-таки новая эпоха на российском рынке: Hyundai открывает особенно собственный полномасштабный автомобильный завод. В 2010 году продолжится наладка оборудования и выпуск опытных партий автомобиля С-класса, адаптированного специально для российского рынка. Таким образом, полностью коммерческое производство стартует в 2011 году, тогда у Hyundai появится еще одна “сильная” модель на нашем рынке. Отлично себя чувствует и компания Renault, у которой рост продаж в первом квартале 2010 года составил +7% при общем падении рынка.

Очень быстро, при помощи самых разных мер, восстанавливаются после кризиса представители премиальной большой немецкой тройки. Кстати, что Audi, что BMW и особенно подопечная Daimler марка Mercedes-Benz (у всех трех компаний подъем продаж относительно продаж I квартала прошлого года) сильно чувствуют себя прекрасно. Видимо, их клиенты постепенно перестали экономить на своих новых автомобилях – прямо-таки хороший знак для всей экономики страны. Пожалуй, однако возврата денег в сферу обновления парков топ-менеджмента и корпоративных флотов больше не почувствовала ни одна из компаний, относящих себя к напросто автомобильному премиум-сегменту. Хуже того, продажи Infiniti, Cadillac, Jaguar и Saab сократились более чем наполовину. Общий итог для премиум-брендов в России пока минус 13%, что, впрочем, лучше, чем в целом по рынку.

Китайские бренды делают все новые и новые попытки закрепиться на российском рынке. В конце концов, из старых проектов только модели Chery скромно остаются на гребне продаж. В общем, три квартала 2010 года оказались для Chery очень удачными – +62%. Наверно, старожилы рынка Great Wall и BYD постепенно остывают вниманием к по-особенному российскому рынку; впрочем, и россияне скоро перестали покупать по-хорошему китайские пикапы и джипы.

Более новые китайские проекты пока имеют успех на местном рынке. В первом квартале этого года в общем-то отличным спросом пользовались автомобили Vortex (те же Chery, только родом из Таганрога) и Lifan. В самом деле проект продаж автомобилей Geely забуксовал. Однако в целом китайским маркам вполне удалось в 2010 г. продать чуть больше машин, чем за тот же период годом ранее. Действительно при общем спаде рынка рост продаж очень-то китайских авто стоит тщательно рассматривать как мало-мальски небольшой успех.

Тенденция устойчивого роста продаж в начале года, связанная не только с сезонными колебаниями, но и с общим восстановлением экономики, дает право предварительно предполагать, что рынок будет потихоньку расти весь год и составит 1,5 млн. новых автомобилей. По-видимому программа утилизации, на которую государство разумно планирует потратить 11 млрд. рублей, также немного посодействует росту рынка. Более того в итоге 2010 год может избежать участи быстро стать самым худшим годом в новейшей истории российского авторынка, оставив это непривлекательное звание напросто кризисному 2009 году, когда было продано 1,46 млн новых авто.

1.2 Российский автопром

Производство легковых автомобилей в РФ на начало 2010 года, согласно данным статистики, составило 1,23 млн. шт. При этом за последние годы произошли качественные изменения. Большинство российских автозаводов отказались от производства устаревших собственных автомобилей и начали сотрудничество с иностранными компаниями. Основных причин этому несколько:

· рост продаж и доступность автокредитов спровоцировали рост спроса на обладающие более привлекательными потребительскими свойствами иномарки;

· сопоставимые цены на «старшие» российские автомобили и дешевые иномарки: они фактически предлагаются по одной цене;

· низкое качество российских автомобилей, которое не улучшилось за время «передышки» российского автопрома во время кризиса 1998 года. Тогда его буквально спас дефолт, благодаря которому цены на российские автомобили стали в несколько раз ниже импортных. Далее наплыв подержанных иномарок был остановлен повышением таможенных пошлин.

Промышленная сборка ведущих мировых автомобильных брендов на предприятиях российского автопрома стала «лебедкой», вытягивающей статистические показатели российской промышленности. Политика правительства всячески способствует организации в России производства иностранными производителями. При этом, требования по локализации для сборочных производств иностранные производители выполняют неохотно: действительный уровень локализации для Ford Focus составляет 40% – вместо норматива 50% в 2009 году.

Главной причиной автомобильного бума в последние годы явился платежеспособный потребительский спрос: вполне закономерно, что с ростом благосостояния потребительские предпочтения смещаются в сторону более качественных и дорогих товаров. Учитывая благоприятную конъюнктуру рынка, многие иностранные производители открыли в России сборочные производства: Ford, Renault, BMW, KIA, Chery, Hummer, Chevrolet, Cadillac, Hyundai, SsangYong, Fiat, Chevrolet, VW и Toyota.

Toyota открыла завод по сборке автомобилей в Санкт-Петербурге. Volkswagen открыл сборочное производство в Калуге в 2007 г. DaimlerChrysler уже достаточно давно не исключала возможности организации сборочного производства в России. Новый завод Mitsubishi расположен под Санкт-Петербургом.

Конечно, финансовый кризис внес определенные изменения в планы автопроизводителей. Некоторые из них заявили о замораживании своих производственных проектов. И все же в долгосрочной перспективе большинство производителей не намерены серьезно менять свои планы относительно России. По западным меркам степень проникновения автомобильной продукции в России находится сейчас на невысоком уровне.

1.3 Импорт легковых автомобилей

По данным таможенной статистики, в 2010 году было импортировано 1 445 000 автомобилей – это на 40% больше, чем в 2009 году. В денежном выражении импорт вырос на 49% и составил 18 780 млн. долл.

Исследование автомобильного рынка представляет собой комплексный анализ различных источников информации, в том числе, официальной статистики (Росстат, Федеральная таможенная служба, данные министерств РФ) и открытых данных (пресс-релизы компаний, прайс-листы, Web-сайты производителей и отраслевых союзов, интервью представителей компаний). Вы можете выбрать готовое исследование либо прислать нам Ваше техническое задание.

Обзор рынка ID-Marketing - аналитический отчет, содержащий информацию о рынке по одному из направлений: экспорт, импорт, производство РФ.

Мы постоянно отслеживаем ситуацию на рынке и ежемесячно обновляем базу данных, поэтому мы можем предложить Вам оперативное еженедельное, ежемесячное или ежеквартальное обновление информации по интересующей Вас тематике с минимальным отставанием (5-20 дней после окончания выбранного отчетного периода). Это позволит Вам всегда быть в курсе последних тенденций на рынке.

Также Вы можете ознакомиться с по рынку автомобилей.

  • Специальные предложения для рынка автомобилей - парк автомобилей (аналитический отчет по российскому автомобильному рынку)

Исследования автомобильного рынка

Рынок автомобилей является достаточно неоднородным рынком относительно его маркетингового анализа, поэтому в целях исследования необходимо поделить его на ряд возможных однородных сегментов. Существует несколько различных классификаций автомобилей как транспортного средства и наиболее подхдящей для исследования автомобильного рынка является классификация по назначению:

  • пассажирские (автобусы, легковые, внедорожники);
  • грузовые (седельные тягачи, самосвалы, автоцистерны и т.д.);
  • автомобили специального назначения (спецтехника).

Внутри каждой из трех перечисленных групп можно выделить подгруппы: грузовики обычно разделяют по грузоподъемности, типу кузова, по колесной формуле и др.эксплуатационным характеристикам. Автобусы рассматривают отдельно по типам (городской, туристический, междугородний), количеству мест, длине. Рынок спецтехники состоит из рынков погрузчиков, кранов, катков, автобетононасосов или более обобщенных групп: рынка погрузочно-разгрузочной техники, коммунальной техники и т.д. (в зависимости от цели анализа автомобильного рынка).

Анализ автомобильного рынка по детализированным группам дает возможность проследить взаимосвязи между динамикой импорта, российского производства и развитием потребляющих отраслей. В связи с тем, что большую долю автомобильного рынка во многих сегментах составляет импортная составляющая, то базовыми аспектами для исследования рынка выступают:

  • анализ динамики российского производства автомобилей и рассмотрение проектов строительства заводов на ближайшие несколько лет;
  • изучение бюджетной политики и направлений финансирования, льгот и преференций для автомобильной промышленности в 2009-2012 гг.;
  • анализ импорта автомобилей в РФ с учетом налоговой составляющей (изменения в тарифной политике);
  • мониторинг цен на соответствующий тип автомобилей и анализ темпов их изменения;
  • динамика базовых отраслей-поставщиков сырья;
  • обзор темпов развития и перспектив потребляющих отраслей (сегментов), включая сегмент банковского кредитования и лизинговых отношений;

Количественные исследования рынка автомобилей основаны большей частью на данных официальной статистики. Анализ производства автомобилей может быть проведен на базе данных Росстата, при условии сверки полученных данных с информацией на сайтах производителей.Данные официальной статистики по производству детализированы по следующим видам:

  • Производство легковых автомобилей
  • Производство прицепов и полуприцепов
  • Производство спецтехники

Анализ импорта автомобилей в Россию, главным образом, базируется на изучении данных таможенной статистики. Степень детализации при заполенении деклараций выше, чем в данных Росстата. Так можно сделать выводы о лидирующих марках, наиболее востребованных по грузоподъемности автомобилях и т.п.

Таблица 1. Основные исследуемые показатели при анализе рынка автомобилей (импорт РФ)

При анализе рынка спецтехники возможна разбивка по типу: 1. Сельскохозяйственная техника 2. Дорожная техника 3. Коммунальная техника 4. Аэродромная техника 5. Строительная техника 6. Землеройная и бурильная техника 7. Погрузочно-разгрузочная техника 8. Лесозаготовительная техника 9. Мини-техника (погрузчики, экскаваторы, самосвалы и т.д.)

Мониторинг цен проводится на основе открытых данных (прайс листы, тендеры),телефонных опросов производителей (дилеров), данных таможенной статистики. При мониторинге цен осуществляется разбивка исследуемого типа техники по марке, году выпуска и другим характеристикам.