Отрасли специализации промышленности южной кореи. Современная экономика южной кореи. Внешне-экономические связи Южной Кореи

Южная Корея – это высокоразвитая индустриально-аграрная страна, которая занимает одно из лидирующих мест в мире. На протяжение последних десятилетий промышленность Кореи развивалась стремительными темпами и показывала хорошую динамику роста. Государство является крупным производителем, а также экспортёром судов (контейнеровозов, танкеров), электроники (телевизоров, компьютеров и комплектующих, информационных систем, оптических приборов, электронного оборудования), автотранспортных средств.

Основные экономические тенденции

Современная промышленность Южной Кореи развивается относительно стабильно. Это обеспечило в 2015 году рост ВВП корейской экономики. По данным Министерства планирования и финансов (Ministry of Strategy and Finance, MOSF) ВВП был равен 1585,51 трлн. корейских вон (1,38 трлн. долл. США) и в сравнении с 2014 г. он вырос на 2,6%. Темпы прироста ВВП в поквартальной динамике составили: в первом квартале – 2,5%, во втором – 2,2%, в третьем – 2,7%, в четвертом квартале – 3,0%.

Последние кризисные годы сказались на РК, как и на других странах мира. Показатель ВВП в пересчёте на душу населения в долларовом эквиваленте равен 27340,8 долл. США против 27963,6 долл. США в 2014 г. (-2,2%). По информации Банка Кореи (Bank of Korea, BOK) в 2015 г. и 2014 г. прирост ВВП составил:

Сфера экономики 2015 г. (%) 2014 г. (%)
С/х 1,5 3
Лесное и рыбное хоз. 1,5 3
Обрабатывающая пром 1,3 4
Добывающая пром. 1,2 3,9
Строительство 3 1,2
Услуги 2,8 0,4

Как показывает статистика, добыча и переработка сократились, увеличилась сфера строительства и услуг. Валовой национальный доход составил 1565,82 трлн. корейских вон (1,41 трлн. долл. США), показав прирост на 4,6%. Объём экспорта был равен 526,9 млрд. долл. США и понизился на 8% по отношению к 2014 г. А объём импорта упал на 16,9% до 436,5 млрд. долл. США. Профицит внешнеторгового баланса составил 90,4 млрд. долл. США. Внешнеторговый оборот впервые за 5 лет не превысил 1 трлн. долл. США, снизившись до 963,4 млрд. долл. США. В 2016 году ВВП увеличился на 2,8%, вместо запланированных 3%, поэтому можно резюмировать, что кризис не миновал.

Положительно воздействовали на экономику корейского полуострова правительственные программы, направленные на стимулирование экспорта, внутреннего потребления, а также инвестирование в строительство и производство. Правительство РК приняло ряд стимулирующих мер, общая сумма которых составила 17 млрд долл. Большинство этих средств отпущена на увеличение рабочих мест, их было создано 300 тыс., тогда как в 2015 г. – 340 тыс.

Негативное влияние на промышленность Кореи в 2015-2016 году оказал спад потребления в странах, являющихся главными торговыми партнёрами. Существенное снижение спроса Китая и других азиатских стран привело к сокращению производств.

Уровень развития промышленности

Промышленность Южной Кореи показывает неоднозначную динамику – рост одних отраслей и спад в других сферах. По информации Банка Кореи, в 2015 г. индекс промышленного производства был равен 107,8 пунктов, продемонстрировав спад в сравнении с 2014 г. на 0,5 пунктов.

В 2015 году самый лучший результат роста был в IT-отрасли. Этому способствовали принятые корейским правительством меры по инвестированию в этом направлении и созданию системы сотрудничества с неправительственными организациями. Также были созданы профильные институты, целью которых является ориентирование научных исследований в IT-отрасли в формат тесного взаимодействия частных и государственных учреждений, подготовка высококвалифицированных кадров.

В результате этого страна в 2015 году заняла третье место в мире по объёму экспорта информационно-коммуникационных технологий, продукции, он составил 170 млрд. долл. США (107,2% от уровня 2014 г.). Электроника представляет львиную долю доходов в бюджет. Эта категория продукции служит существенной поддержкой во время экономического спада. Корейцы на мировом рынке укрепили свои позиции по производству следующих товаров:

  • Мобильные устройства (объём продаж увеличился на 1,4%),
  • Полупроводниковая память (на 7,9%),
  • Жидкокристаллические дисплеи (на 0,7%).

Несмотря на инцидент с продукцией Samsung (Galaxy Note 7), нанёсший рекордный финансовый урон как самой компании, так и общим показателям экономического роста, в основном динамика положительная

Необходимо отметить подъём производственных мощностей в аэрокосмической промышленности (прирост на 13,1%), в нефтехимии (на 3,3%), несмотря на падение мировых цен на нефть в 2015 г., в автомобилестроении (на 0,7%).

Темпы роста в отдельных отраслях промышленности показали отрицательную динамику. Так, в области металлургии было выплавлено на 2,6% меньше стали, чем в 2014 г., что вызвано сокращением производства в судостроении (-7,1%) и машиностроении (-2,0%).

Состояние сельского хозяйства

В целом складывается непростая ситуация в сельском хозяйстве. Все ещё сохраняется тенденция сокращения занятого в отрасли населения на 0,6%. По заявлению Министерства сельского хозяйства, продовольствия и сельских дел (Ministry of Agriculture, Food and Rural Affairs, MAFRA) в 2015 году снизились площади посева риса на 0,7%, который является самой важной сельскохозяйственной культурой.

Однако эффективное внедрение информационных и биотехнологий, активное использование солнечной энергии и робототехники в агросекторе дали возможность собрать урожай риса более 4,33 млн. тонн, что в свою очередь на 2,0% больше показателя 2014 года.

Прослеживается общая тенденция сокращения посевных площадей овощных культур: картофеля, посевная площадь которого в стране равна 37,3 тыс. га (-11,2%), китайской капусты 12,7 тыс. га (-60,3%), редьки 5,8 тыс. га (-72,6%), красного перца 34,5 тыс. га (-15,3%), яблок 31,6 тыс. га (+3,0%), груш 12,7 тыс. га (-3,5%). Как следствие, в стране собранный в 2015 году урожай в среднем сократился на 15%.

По данным профильного Министерства в 2015 году поголовье крупного рогатого скота сократилось на 3,1% и равно 3,09 млн. голов, из них 2,68 млн. голов мясных пород (97,0% от уровня 2014 г.) и 0,41 млн. молочных пород (95,5%). Рост цен на свинину способствовал увеличению количества этих животных до 10,19 млн. (101,0% с 2014 г.).

В стране существенно выросло количество уток – до 9,77 млн. (29,8%). Количество кур составило 164,13 млн. голов (104,9% от уровня 2014 г.). По сведениям Корейской организации международной торговли (Korea International Trade Association, KITA), сумма импорта свинины в 2015 г. была 1,3 млрд. долл. (114,0% от уровня 2014 г.), мяса КРС – 1,8 млрд. долл. США.

В 2016 году Корея оказалась на пятом месте из всех стран мира по развитию с/х, уступая лишь США, Японии, ЕС и Канаде. В категории «Качественного с/х продукта» уровень РК составил более 90% от уровня США. В области инноваций в с/х южнокорейцы на 4 месте в мире. В 2015 г. было зарегистрировано 534 патента (+12% от 2014 г). К 2020 г. по технологичности в данной сфере будет составлять 88,5% от уровня Соединённых Штатов.

Оборот розничной торговли

По данным информационного портала KOSIS (Korean Statistical Information Service) объём сферы услуг и розничной торговли в 2015 г. был равен 335,15 млрд. долл. США, что на 2,2% больше уровня предыдущего года. На объекты дорожного сервиса пришлось 24,6% от всех розничных продаж, а на специализированные магазины, которые торгуют товарами конкретного ассортимента – 27,6%.

Большую роль в торговой деятельности играют магазины шаговой доступности (увеличение оборотов продаж на 29,0% по сравнению с 2014 г.) и переориентация розничных продаж на интернет-магазины (увеличение на 10,5%). Это связано с желанием покупателей приобретать все необходимые товары, не выходя из дома в одном месте, и более низкими ценами таких магазинов.

Показатели объёма товарного производства

По сведениям корейского информационного ресурса KOSIS, в 2015 году из 266 видов выпускаемой в Республике Корея продукции 119 имели положительную тенденцию к увеличению по сравнению с показателями 2014 г. Среди товаров, производство которых в 2015 г. значительно возросло в сравнении с предыдущим периодом, стоит выделить:

  • гравий: 26,4 млн. кв. м. (126,0% отправлено уровня 2014 г.);
  • железобетонные опоры: 7,7 млн. т. (121,6%);
  • гербициды: 52,1 тыс. т. (120,2%);
  • смолы эпоксидные: 436,0 тыс. тонн (117,7%);
  • карьерный песок: 30,6 млн. куб. м. (117,3%);
  • масло кунжутное: 13,7 млн. л. (115,8%);
  • асфальт: 6,1 млрд. литров (115,4%);
  • лифты: 36,6 тыс. ед. (115,0%);
  • виски:4,2 млн. литров (114,8%);
  • масло соевое: 503,1 млн. л. (114,3%);
  • солидол: 35,6 тыс. тонн (113,6%);
  • керосин авиационный: 24,7 млрд. литров (113,3%);
  • соль: 342,8 тыс. т. (113,0%);
  • бетонные опалубки: 883,3 тыс. куб. м. (112,2%).

К товарам, выпуск которых существенно снизился, относятся:

  • крафт-бумага: 161,9 тыс. т. (87,3% от уровня 2014 г.);
  • молнии-застежки: 124,8 тыс. км. (84,6%);
  • компакт-диски: 91,9 тыс. шт. (82,7%);
  • кварцит: 1,3 млн. т. (79,8%);
  • торговые автоматы: 58,3 тыс. ед. (77,7%);
  • погрузочные краны: 620,2 тыс. т. (77,4%);
  • брезент: 137,7 тыс. т. (76,4%);
  • ферритовые сердечники: 3234,5 млн. шт. (75,9%);
  • трубы из стали: 4,6 млн. т. (74,4%);
  • пылесосы для дома: 2,5 млн. шт. (62,4%).

Однако, вопреки большим достижениям, современная промышленность Южной Кореи испытывает кризис. На пути развития экономики стали - строгое экономическое планирование, государственная поддержка чеболей (крупных финансово-промышленных групп) с ущербом для среднего и малого предпринимательства, жесткий контроль над всеми сферами бизнеса, внешнеторговый протекционизм.

Республика имеет острую необходимость структурной перестройки всех сфер экономики. Приоритетным направлением дальнейшего процветания государства служит создание такой экономической модели, которая будет ориентирована на поддержку интересов среднего и малого бизнеса, а также проведение реформ в промышленной и финансовой сфере, сельском хозяйстве.

(Из книги В.Н. Глухова «Химический комплекс за рубежом»)

Основанием для объединения в одной главе трёх небольших азиатских государств, служит однотипный характер развития в них химического комплекса (как и всей промышленности этих стран) ― чёткая направленность его на внешний рынок.

Следует указать на непреодолимые, казалось бы, препятствия при создании химической промышленности в странах, перенёсших и колониальную зависимость, и нищету, и массовую безработицу, и сверх того, практически полностью лишённых природных ресурсов для развития химии и топливно-энергетических запасов. Тем не менее высокотехнологичная и ориентированная на мировой рынок промышленность в этих странах была создана в сравнительно сжатые сроки как по мановению волшебной палочки. В роли волшебника выступило государство.

Если в России до сих пор немалая группа экономистов пытается доказать, что в рыночной экономике роль государства должна быть сведена к минимуму, что оно не должно вмешиваться в экономическую деятельность при выпуске шин резинотехнических изделий и т.д., то в рассматриваемых трёх странах именно государство выступило как организующая и направляющая сила, сумевшая объединить народы этих отсталых прежде стран и подняться с ними до высот технического прогресса.

При этом после создания крупной и высококонкурентной промышленности, занявшей заметное место на мировом рынке, государство не отошло в сторону и роль его в экономике не уменьшается. Данный ценный опыт индустриализации заслуживает тщательного рассмотрения. В указанных странах он имеет как общие черты, так и своеобразные. В Южной Корее начало движения по пути индустриализации относится к началу 60-х годов прошлого века. В то время в промышленности страны преобладали мелкие предприятия.

Под нажимом государства они были объединены в крупные многопрофильные конгломераты («Чеболи»). По существу, это ― межотраслевые компании (до сих пор конгломерат «Хёндэ» выпускает широкий ассортимент продукции, от этилена до автомобилей. Широко известны теперь также конгломераты «Самсунг», «Кумхо» «ЭлДжи» и др.). Были национализированы все банки и взят курс на государственный капитализм. Государство облегчило импорт в страну сырья, в то же время стимулируя экспорт готовых изделий, создало условия для привлечения иностранных инвестиций.

В целях более чёткой организации капитального строительства страны началось пятилетнее планирование деятельности по образцу социалистических стран. Но эти планы преследовали не цели количественного планирования, а больше склонялись в сторону целевых программ. Так, в первой пятилетке, начавшейся в 1962 году, упор был сделан главным образом на развитие судостроения. В середине 70-х годов власть в стране захватили вооруженные силы.

В недрах этого военного правительства возник довольно фантастический проект создания в стране, где были лишь небольшие предприятия сборки автомобилей из иностранных деталей, национального автомобилестроения, ориентированного на мировой рынок. Была разработана детальная программа для выполнения этой задачи. Военное правление продолжалось недолго, но и последующие гражданские правительства продолжали выполнение этой программы.

Корейцы, купив иностранную лицензию на автомобильный двигатель, настолько усовершенствовали его, что новый был оформлен как национальное изобретение. Развитие национального автомобилестроения потребовало прежде всего создания производства высококачественных автокомпонентов. Не случайно корейские шины вышли на мировой рынок раньше, чем корейские легковые автомобили, сочетающие в себе достаточно высокое качество с низкой ценой. Национальное автомобилестроение, радиоэлектроника, электротехника и производство бытовых изделий дали мощный толчок для развития хими- ческой промышленности.

На первых этапах в стране строились главным образом заводы минеральных удобрений, но постепенно ведущее место в отрасли заняла нефтехимия. В трёх центрах ― Ульсане, Йончхоне и Дэсане ― были созданы крупные нефтехимические комбинаты. Преобладающая часть сырья на них ― прямогонный бензин и нефтезаводские газы, поступавшие с нефтеперерабатывающих заводов.

Нефтеперерабатывающая промышленность Южной Кореи представлена теперь шестью НПЗ общей мощностью 130 млн тонн в год (занимает 5-е место в мире), целиком работающими на импортной нефти. Это современные предприятия с хорошо развитыми процессами вторичной переработки нефти. Два из них вхо- дят в пятерку самых крупных НПЗ в мире. Одно из них в Ульсане мощностью 42 млн тонн в год принадлежит компании «СК инноватив». Среди продуктов нефтепереработки выделяется реактивное топливо, значительная часть которого (как и других нефтепродуктов) Южной Кореей экспортируется. В целом Южной Корее потребовалось не более 5 пятилеток для того, чтобы превратиться из отсталой в развитую индустриальную державу.

Уже в 90-е годы прошедшего века страна заняла прочные позиции на мировом рынке промышленной продукции. Пример её ясно показывает, чего можно добиться, если твердо и последовательно продвигаться к определенной цели, поставленной долгосрочной стратегией, не шарахаясь из одной крайности в другую. В новом веке страна сохраняет высокие темпы развития, вполне сопоставимые с темпами промышленного производства Китая. По объёму продукции химический комплекс (133 млн долл. в 2012 г.) Южной Кореи занимает теперь 7-е место в мире.

По данным, относящимся к одному из последних периодов, она импортирует углеводородного сырья на сумму 35 млрд долларов, но выпускает из него готовые изделия общей стоимостью на 80 млрд долларов, из которых отправляет затем на экспорт продукции на 48 млрд долларов. Эти цифры отражают эффективность работы на внешний рынок. Непрерывный рост мировых цен на нефть естественно понижает эту эффективность и возникает законный вопрос: не повторит ли Южная Корея судьбу Японии, впавшей после промышленного подъёма в длительный застой?

Ориентация на внешний рынок всегда сопряжена с риском. Однако Южная Корея обладает важными преимуществами перед многими другими странами, а именно:

Достаточно диверсифицированной обрабатывающей промышленностью, в которой большое место занимают передовые по техническому оснащению судостроение, радиоэлектроника, автомобилестроение;

Значительным развитием прикладной науки во многих отраслях;

Развитием всестороннего техниче- ского обслуживания, всё более привлекающего кадры квалифицированных специалистов. Это даёт большие основания полагать, что химический комплекс страны всегда сумеет приспособиться к быстро меняющейся конъюнктуре рынка и выстоять либо за счёт большого участия в других, пользующихся спросом на мировом рынке отраслях, либо за счёт развития собственной инновационной продукции.

Следует учитывать также тенденцию перехода корейской промышленности с выпуска сравнительно дешёвой продукции на более дорогие и высококачественные продукты и изделия. К тому же промышленная структура страны довольно быстро реагирует на потребности мирового рынка, а предприятия, продукция которых не пользуется спросом на нем, закрываются. Благоприятна для Южной Кореи также территориальная близость к Китаю, внутренний рынок которого растет и далек от насыщения.

Хотя удельный вес химической промышленности Южной Кореи в продукции обрабатывающей промышленности снизился до 10% в 2009 году против 17,5% в 1995-м, непрерывный рост её производства подтверждает высокую жизнеспособность отрас- ли. Динамика роста основных групп продукции комплекса отражается в таблице 1. Преобладающая часть продукции химического комплекса Южной Кореи получается на основе нефтехимии. Значительная часть этих продуктов реализуется на внешнем рынке. Исходный этилен выпускается на 11 заводах и в центрах ― Дэсан, Ульсан, Йончхон и Йосу, построенных после 1970 года. Крупнейшие три завода в г. Дэсан общей мощностью 1,7 млн тонн в год принадлежат компаниям «Хёндэ» и «Самсунг».

В этих же центрах сосредоточено в стране почти все производство пластмасс. Только в Дэсане выпускается более 0,5 млн тонн полиэтилена. Производство пластмасс и изделий из них ― важнейшая подотрасль химической промышленности Кореи. В стоимостном выражении на неё приходится более 33% товарной продукции.

Вслед за ней с большим отрывом идут фармацевтические препараты. Производство минеральных удобрений ― одно из немногих, имеющих отрицательный баланс внешней торговли. В основном она представлена в стране комплексными удобрения- ми. Южная Корея обладает сравнитель- но крупным (учитывая небольшую ёмкость внутреннего рынка) производством сырья для резиновой промышленности, прежде всего ― технического углерода и синтетиче- ского каучука (в Йончхоне и Дэсане).

Основными видами последнего являются бутадиен-стирольный каучук растворной и эмульсионной полимеризации и полибутадиен. Три компании («Ханкук тайр», «Кумхо тайр» и «Нексен тайр») выпускают на 7 заводах шины для различной техники. Крупнейший завод в г. Дэджон имеет мощность 24 млн штук в год и число работающих 2,4 тыс. человек. В последние годы строительство новых заводов комплекса направлено на выпуск новой и перспективной продукции, главным образом для нужд электроники и солнечной энергетики.

К ним относится поликристаллический кремний, полиметилметакрилат, полигидрофуран, жидкокристаллические полимеры и др. По объёму выпуска одного из перспективных видов пластмасс ― поликарбоната (1,5 млн тонн) Южная Корея занимает ведущее место в мире. На Тайване государство также сыграло большую инициирующую роль в создании нефтехимической промышленности. Первый небольшой завод этилена был построен государственной нефтяной компанией в 1968 году, однако наиболее широкое промышленное строительство развернулось в 80-е годы прошлого венка.

В тот же период началась приватизация химических предприятий, прежде всего крупнейшей компании «Формоза пластик». Однако этот процесс правительство Тайваня проводило крайне осмотрительно, и на начало текущего века он не был полностью завершён. Особенностью промышленной стратегии Тайваня явилась, наряду с её экспортной направленностью, ориентация на высокую производительность труда на основе новейшей техники.

Модернизация промышленности стимулируется государством прежде всего большими затратами на развитие науки, по уровню которых (2,8% от ВВП) Тайвань опережают лишь немногие страны мира. Большие затраты направляются также на охрану окружающей среды. Сохранение длительное время дик таблица 1 (* мощность заводов ** 2008 г.) татуры одной партии отнюдь не пре- пятствует высоким темпам экономического развития. Хотя в основе государственной экономической стратегии Тайваня лежит развитие частного предпринимательства, роль государства в экономике достаточно велика. Государство держит под жестким контролем всю финансовую и банковскую системы.

В стране осуществляется государственное планирование (4-летние и 6-летние планы), но только в сфере развития новой технологии и производств. Для привлечения иностранной технологии и развития национальной наукоемкой продукции оно практикует создание научно-производственных парков (первый из них создан в 1980 году в г. Синьчжу). Здесь концентрируются наиболее квалифицированные кадры научных работников.

Наилучшие условия для их работы созданы также для возвращения в страну уехавших с острова за рубеж учёных. Среди многих льгот и привилегий промышленным предприятиям для стимулирования развития прогрессивной технологии интерес представляют земельные льготы (земля в стране дефицитна и находится в полной собственности государства).

На Тайване действуют 7 заводов по производству этилена, получаемого пиролизом прямогонного бензина или этана, общей мощностью 4 млн тонн в год. Все они принадлежат двум компаниям ― частной «Формоза петрокемикл» и государственной «Чайна петролеум корпорейшн» ― и сосредоточены около двух центров ― Майляо и Гаосюн. Мощность новейших агрегатов этилена достигает 900 млн тонн в год. На базе этилена, побочных продуктов его производства и продуктов последующей переработки сложился комплекс разнообразной химической промышленности, отличающийся высоким техническим уровнем.

Ряд производств был создан при техническом содействии американских, британских и японских компаний. Здесь важно указать на большие единичные мощности установок по производству продуктов органического синтеза и полимеров. Так, построенный компанией «Бритиш Петролеум» агрегат по выпуску терефталевой кислоты (она перерабатывается далее в синтетические волокна) в начале нового века в г. Тачинь имел мощность 600 тыс. тонн в год.

Мощность установки бутанола в г. Майляо ― 250 тыс. тонн в год, окиси этилена в г. Гаосюне ― 500 тыс. тонн в год, этиленгликоля ― 250 тыс. тонн в год, полиэтилена (в Гаосюне) ― 280 тыс. тонн в год, поликарбоната в г. Тайнань ― 100 тыс. тонн в год, стирола в г. Майляо ― 400 тыс. тонн в год, фенола (там же) ― 200 тыс. тонн в год и др. Для нужд национального автомобилестроения на Тайване в 1954‒1982 гг. построено три шинных завода. На крупнейшем из них в г. Юньлинь компании «Чень-Шин» работает около 4 тыс. человек. Годовая мощность завода ― 44 млн шт. в год; выпускаются все виды шин ― от шин для грузовых автомобилей и сельхозтехники до шин для мотоциклов и промышленного транспорта. Два других завода в городах Синьчжу и Тайюань выпускают главным образом шины для легковых автомобилей. Производятся на острове и полупродукты для резиновой промышленности ― синтетический каучук и технический углерод.

В последние годы на Тайване быстро развивается выпуск малотоннажной химической продукции, прежде всего использующейся в радиоэлектронике ― ведущей отрасли в стране. В ней находят применение новые виды пластмасс специального назначения. Выделяется Тайвань и по выпуску синтетических красителей, превышающем 40 тыс. тонн.

В то же время производство минеральных удобрений и ряда неорганических химикатов, не обладающих высоким спросом на мировом рынке, находятся в застойном состоянии или сокращаются. По данным за 2009 год, основными продуктами химического комплекса Тайваня (по национальной класси- фикации он включает также нефтеперерабатывающую промышленность) являются: нефтепродукты ― 25,4%; полимерные материалы ― 14,5%; химические волокна ― 3,2%; неорганические продукты ― 2,3%; лакокрасочные материалы ― 1,4%; синтетический каучук ― 1,0%; минеральные удобрения и другие продукты агрохимии ― 0,9%.

Полимерные материалы и изделия из пластмасс лидируют также в экспорте продуктов комплекса. Следует отметить, что широкому выходу продукции острова на мировой рынок предшествовал длительный период импортозамещения. Только на переломе веков экспорт химической продукции превысил её импорт. В настоящее время авторитет тайваньской продукции на мировом рынке непрерывно повышается.

Наряду с ростом вывоза продукции растет также вывоз капитала: крупнейшие компании Тайваня строят химические заводы в Китае, других азиатских странах и даже в США. Ещё несколько десятилетий назад казалось невероятным, что Сингапур быстро превратится в процветающую и промышленно развитую страну. Для этого просто не было условий. Крошечная территория на острове близ южной оконечности Малаккского полуострова занята пятимиллионным городом.

Какие-либо ресурсы сырья и топлива в этом городе-государстве полностью отсутствуют. До сих пор всё необходимое для жизнедеятельности вплоть до питьевой воды и песка для цемента приходится импортировать. Не располагает Сингапур и сколько-нибудь свободными площадями для промышленного строительства. Но некоторые предпосылки для экономического роста всё же имелись.

Прежде всего следует отметить наличие квалифицированной, трудолюбивой и дисциплинированной рабочей силы. Население Сингапура (в большинстве своём ― китайцы) имеет давние традиции в торговле с соседними странами. Запасы торгового капитала позволили создать здесь крупный финансовый центр. Трудно переоценить выгодное географическое положение Сингапура, находящегося вблизи важнейших магистралей морского транспорта. Добавим еще отсутствие коррупции в среде государственных чиновников. Но правительство его (в первую очередь ― Комитет экономического развития) сумело полностью реализовать эти небольшие преимущества.

Первым шагом в сторону создания национальной нефтехимии явилось строительство сравнительно крупных нефтеперерабатывающих заводов с помощью американских и японских компаний. Им были предоставлены определённые экономические льготы и полная свобода действий. Три НПЗ общей мощностью 68 млн тонн в год были построены на прилегающих к Сингапуру островках и на морских платформах.

Эти заводы отвечали всем требованиям современного технического прогресса и самым жёстким природоохранным нормам. Переработка нефти (большей частью импортной) в целях продажи соседним странам нефтепродуктов оказалась достаточно оправданной в экономическом отношении, что подвигло правительство на следующий шаг.

В начале 90-х годов прошлого века значительная часть о. Джуронг (6500 га) была зарезервирована для создания не нем объектов инфраструктуры и строительства крупных нефтехимических установок. Для этих целей было потрачено более 35 млн сингапурских долларов, включая монтаж импортного оборудования. Иностранные компании, вкладывающие капитал в строительство нефтехимических предприятий, освобождались от уплаты налогов на период 15 лет при беспрепятственном вывозе капитала.

Интенсивное строительство нефтехимических заводов, в котором участвовало более 6 тыс. человек, разворачивалось в 90-е годы и в первые десятилетия нового века. Были построены 4 крупных установки этилена общей мощностью 3,5 млн тонн в год (самый большой завод по производству этилена в мире), установки пропилена мощностью 1,9 млн тонн в год, заводы полимеров (полиэтилена, полипропилена, полистирола) общей мощностью 2,3 млн тонн в год, заводы ароматических углеводородов обшей мощностью более 1,5 млн тонн в год и полиэфирных волокон. Эти предприятия принадле- жат более чем 80 компаниям, среди которых преобладают американские и японские («Шелл», «ЭксонМобил», «Селаниз», «Мицуи кемикал», «Сумитомо», «Теджин»).

В результате уже в 2010 году экспорт химических продуктов из Сингапура достиг 57 млрд долларов США. Дальнейшее строительство предприятий отрасли охватило также о. Буком, а между о. Джуронг и г. Сингапуром по морю проложена автотрасса длиной 2,3 км. В 2014 году германская компания «Ланксесс» ввела в Сингапуре первую очередь завода синтетического каучука, одного из лучших в мире по уровню автомати- зации и технической оснащенности производства.

Новые предприятия выпускают также малотоннажные продукты специального назначения (вспомогательные добавки для полимеров, поверхностно-активные вещества, продукты для электроники, технические газы), продукты на основе биотехнологии (метионин, заменители сахара, полупродукты для медикаментов), фармацевтические препараты, лаки и краски, полимеры для специального применения. В 2014 году в Сингапуре началось строительство одного из крупнейших в мире завода по выпуску акриловой кислоты с проектной мощностью 160 тыс. тонн в год, которая будет использоваться в производстве суперабсорбентов и средств гигиены. На всех производствах предусматривается использование новейших технологий.

Даже склады готовой продукции оснащены средствами управления на основе электроники и телекоммуникаций. Общий объём химической продукции этой крошечной страны эксперты США оценивают на 2012 год в 82 млрд долларов, что лишь немного ниже уровня Италии и выше, чем в России. Опыт трёх рассматриваемых стран не остался незамеченным. В первую очередь его попытались заимствовать три соседние азиатские страны ― Таиланд, Малайзия и Вьетнам.

С объективной точки зрения возможность этих стран несравненно выше, чем в рассмотренных ранее: они обладают многочисленным населением (а, следовательно, и ёмким внутренним рынком) и значительными природными ресурсами (натуральный каучук, пальмовое масло, углеводородное сырьё). По выпуску латексных перчаток Малайзия до сих пор занимает ведущее место в мире. Развитие нефтехимии в этих странах отличается также высокими темпами.

Южная Корея, или Республика Корея (официальное название) – это государство Восточной Азии со свободной рыночной экономикой. Народное хозяйство этой страны постоянно развивалось в течение последних десятилетий. Южная Корея относится к числу так называемых «Восточноазиатских тигров» – государств Восточной Азии (Гонконг, Республика Корея, Сингапур и Тайвань), которым удалось совершить экономический рывок и догнать по уровню развития промышленные страны Запада.

Несмотря на плохие стартовые условия для такого скачка, Республике Корея удалось добиться высоких темпов экономического роста, чему способствовала в том числе экономическая политика правительства страны, проводившаяся с 1960-х годов. Хотя кризис 1990-х годов, разразившийся в азиатском регионе, выявил слабые места южнокорейской экономики , ей поразительно быстро удалось оправиться от его последствий. В настоящее время республика принадлежит к числу крупнейших экономических держав мира и входит в Большую двадцатку (англ.: G20). Основу экономики страны составляют промышленность высоких технологий и автомобилестроение. А ведь ещё в 1960-е годы Южная Корея являлась одной из беднейших стран мира. К концу почти 35-летнего периода, включая японское колониальное господство (с 1920 по 1945 гг.) и Корейскую войну (с 1950 по 1953 гг.), на севере некогда единой Кореи образовался промышленный центр, в то время как на юге страны сформировалось народное хозяйство выраженной сельскохозяйственной направленности. Однако при энергичном управлении со стороны правительства и за счет осуществленной им стратегии индустриализации, ориентированной на экспорт, Южная Корея менее чем за одно поколение превратилась в динамично развивающееся промышленное государство.

Своим новым подъемом после азиатского кризиса 1997-1998 годов, а также крайне мягкими последствиями мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов Республика Корея обязана проводимой её правительством последовательной политике реформ. Страна является членом Большой двадцатки и с 1996 года входит в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. С общим валовым внутренним продуктом в размере 1,129 млрд. долларов США (по результатам 2012 г.) Южная Корея занимает 15-е место в мире. Доход на душу населения в 2012 году составил 22 708 долларов США. В конце 2013 года страна поднялась на 7-е место в мире по объему валютных резервов, который достиг рекордной суммы в 346,5 млрд. долларов США.

В 2013 году уровень инфляции потребительских цен составил 1,3 % (в 2012 г.: 2,2 %). С мая 2013 года базовая процентная ставка Центрального банка Южной Кореи установлена на уровне 2,5 %. Общая сумма государственного долга по состоянию на конец июня 2013 года составила 36,5 % ВВП, то есть осталась на сравнительно низком уровне. В 2013 году страна добилась экономического роста на 2,8 %. В 2014 году ожидается рост экономики Южной Кореи приблизительно на 3,9 %. Уровень безработицы в 2013 году составил 3,1 %. При этом самым высоким (8,0 %) этот показатель оказался среди молодежи (в возрасте от 15 до 29 лет).

В последние годы наряду с общей приверженностью к многосторонним переговорам в области мировой торговли южнокорейское правительство неизменно следует в русле политики, направленной на заключение соглашений о свободной торговле. В настоящее время такие соглашения действуют с Сингапуром, Европейской ассоциацией свободной торговли, Чили, странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Индией, Перу и Турцией.

1 июля 2011 года в силу вступило Предварительное соглашение о свободной торговле между Республикой Корея и ЕС, а 15 марта 2012 года – Соглашение о свободной торговле с США, подписанное ещё в июне 2007 года. Кроме того, 21 февраля 2013 года было подписано Соглашение о свободной торговле с Колумбией, а в конце 2013 года завершились соответствующие переговоры с Австралией. Помимо этого продолжаются переговоры с Вьетнамом, Канадой, Мексикой, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Новой Зеландией, Индонезией, Японией и КНР, а также переговоры по трехстороннему соглашению между Южной Кореей, Японией и КНР.

Общий объем внешнеторгового оборота (импорта и экспорта) составил в 2013 году 1 075 млрд. долларов США, то есть увеличился на 0,7 % по сравнению с предыдущим годом. Крупнейшими торговыми партнерами страны являются Китай (без Гонконга), ЕС, США и Япония.

Объем экспорта в 2013 году вырос на 2,1 % по сравнению с предыдущим годом. При этом основными статьями экспорта являлись нефтепродукты, легковые автомобили, химическая продукция, электроника, морские суда и их компоненты. В 2013 году экспорт электротехнических изделий увеличился на 9,8 %, а экспорт нефтепродуктов сократился на 6,0 %. Объем импорта снизился в 2013 году на 0,8 % по сравнению с предыдущим годом. При этом основными статьями импорта Южной Кореи были нефть, природный газ, полупроводники, легковые автомобили, а также схемотехника/ техника управления.

В 2013 году объем фактически осуществленных прямых иностранных инвестиций сократился на 9,4 % по сравнению с предыдущим годом и составил 9,7 млрд. долларов США. Общее количество иностранных компаний, действующих на территории Республики Корея, достигло приблизительно 7 500. В 2013 году крупнейшими инвесторами в экономику страны были ЕС (около 3,53 млрд. долларов США), Япония (около 2,87 млрд. долларов США), США (1,53 млрд. долларов США) и Нидерланды (около 0,76 млрд. долларов США).

Южная Корея (в отличие от Северной) обладает очень ограниченными месторождениями сырья и в связи с этим в значительной мере зависит от импорта промышленного сырья и почти полностью – от импорта ископаемого сырья. Для улучшения самообеспечения страна делает усиленный упор не только на использование возобновляемых видов энергии, а также атомной энергии, но и на освоение источников сырья за рубежом.

В период с января по октябрь 2013 года 96,0 % энергии, потребленной в Республике Корея, было произведено из импортных энергоносителей. В тот же период в стране сложилась следующая структура потребления энергии: 38,2 % – энергия нефти, 29,5 % – энергия каменного угля, 18,2 % – энергия природного газа, 10,6 % – ядерная энергия, 0,7 % – гидравлическая энергия и 2,8 % – другие возобновляемые виды энергии.

Экономика Южной Кореи по состоянию на 2009 год является 14-й в мире по валовому внутреннему продукту (по паритету покупательной способности) и 15-й в мире по номинальному ВВП. Валовый национальный продукт на душу населения вырос со 100 долларов США в 1963 году до более чем 28 000 долларов США в 2009 году.

Ключевые направления южнокорейской экономики за шестидесятилетнюю историю существования государства сильно изменились. В 1940-х годах страна экономика страны опиралась преимущественно на сельское хозяйство и лёгкую промышленность. В течение следующих нескольких десятилетий акцент сместился в сторону лёгкой промышленности и производства товаров народного потребления, а в 70-х и 80-х годах XX века - в сторону тяжёлой промышленности. В течение 30 лет после того, как президент страны Пак Чонхи в 1962 году объявил начало первой пятилетки, экономика страны росла очень высокими темпами, а её структура сильно изменилась.

Бурный экономический рост 80-х годов замедлился к концу десятилетия. К тому времени этот рост составлял 6,5 % в год, а с повышением заработной платы населения выросла и инфляция.

Как и в других высокоразвитых странах, к началу 90-х годов сфера услуг стала доминирующей в экономике страны, а в начале XXI века она составляет две трети всего ВВП.

Бюджет страны разрабатывается министерством планирования и бюджета и утверждается парламентом страны. В 2006 году внешний долг предполагалось удерживать на уровне около 30% ВВП, однако уже в 2007 году началось его снижение в процентном отношении. Налоговая нагрузка предполагалась на уровне 20%. В недавнее время этот показатель увеличился ввиду сокращения доходов. В течение периода 2005-2009 этот показатель удерживался на том же уровне. Акцент в расходной части бюджета в 2005-2009 годах был сделан на сектора экономики, которые более остро нуждаю

тся в поддержке правительства. Было вложено больше денег в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и образование. Увеличены также расходы на оборону.

Финансовая и банковская система Республики Корея

Финансовые учреждения в Южной Корее можно разделить на три основных категории: центральный банк, отдельные банковские организации и небанковские организации, такие как страховые компании, венчурные фонды и т. д. Основы современной финансовой системы в Южной Корее были заложены в начале 1950-х годов, когда был принят ряд нормативных документов, регулирующих деятельность банковской системы.

Большая часть небанковских финансовых учреждений возникла в течение 1970-х годов с целью диверсификации финансовых ресурсов и стимуляции денежного обращения в стране, а также для привлечения инвестиций. Начиная с 1980-х годов несколько коммерческих банков и небанковских финансовых организаций вовлечены в программу ускорения либерализации и интернационализации экономики. Общее количество филиалов коммерческих банков в июне 2004 года составляло 4448.

Единоличное владение ценными бумагами банков было ограничено в 1982 году. Предел составлял 8 % в 1982 и был ужесточён до 4 % в 1994 году. Однако в 2002 году этот он был снова поднят до 10 %.

Активы банков (на июнь 2004 года) распределялись следующим образом:

  • Общенациональные банки: 661 881,6 трлн вон (80,3 %).
  • Специализированные банки: 61 886,2 трлн вон (7,5 %).
  • Отделения иностранных банков: 100 196,1 трлн вон (12,2 %).

Специализированные банки начали создаваться в 60-х годах XX века. Главным образом они образовывались для поддержки ключевых секторов экономики (согласно пятилетним экономическим планам). Сейчас специализированные банки работают в основном с сельским хозяйством (National Agricultural Cooperative Federation), рыболовством (National Federation of Fisheries Cooperatives), внешней торговлей (Export-Import Bank of Korea), промышленностью (Industrial Bank of Korea) и пр.

Статистические показатели Южной Кореи
(по состоянию на 2012 год)

Центральный банк Южной Кореи был основан 12 июня 1950 года. Главной его функцией является выпуск национальной валюты, определение монетаристской и кредитной политики, контроль за курсом иностранной валюты, исследование и сбор статистики о финансовой системе страны, регулирование деятельности частных банков. Банк Кореи осуществляет кредитование правительства и является проводником деятельности правительства в отношении банков страны. Все южнокорейские банки поддерживают свою кредитоспособность через Центробанк Кореи.

Инвестиции в Республике Корея

В Южной Корее объём внешней торговли в 2005 году составил 70 % от ВВП, а доходы компаний, которые инвестировались из-за рубежа, составили почти 14 % от объёма продаж всей промышленности. Южнокорейское правительство направляет усилия на привлечение иностранных инвестиций в страну. Самый свежий пример - открытие крупнейшего в мире LCD-комплекса в Пхаджу, всего в нескольких километрах от Демилитаризованной зоны. Крупнейшие инвесторы в южнокорейскую экономику - США, Япония и Великобритания.

Для того чтобы сделать экономику страны более привлекательной для иностранных инвестиций, правительство приняло ряд мер, среди которых следует отметить принятие нового нормативного документа - «Акта об операциях в иностранной валюте» (англ. Foreign Exchange Transaction Act). Эти меры были разбиты на два этапа с расчётом на два года. Главные цели - либерализация капитала и модернизация рынка обмена валюты. В мае 1998 года был упразднён потолок на иностранные инвестиции в южнокорейские акции без фиксированного дивиденда. С 25 мая того же года иностранцы могут покупать доли в любой южнокорейской компании без разрешения совета директоров (за исключением компаний военно-промышленного комплекса и общественных объединений). Иностранцы могут приобретать до 50 % стоимости общественных объединений.

В апреле 2002 года правительство представило планы развития рынка иностранной валюты с целью создать в Южной Корее более инвестиционно привлекательный климат. Была упразднена процедура сертификации Центральный банком страны и упрощён документооборот при совершении финансовых сделок. Движение капитала стало более свободным.

Промышленность Республики Корея

Промышленность составляет более чем 25% ВВП, в ней занято около 1/4 части работоспособного населения. Большинство предприятий - небольшие, семейные подряды, небольшое число фирм представлено на национальной фондовой бирже. Около 20 крупных компаний производят до 1/3 всей промышленной продукции. Они заключают субподрядные договоры о производстве комплектующих товаров и услуг с малыми и средними предприятиями. Промышленное производство Республики Корея сместилось от текстильных товаров к электронным, электротехническим товарам, машинам, судам, производству нефтепродуктов и стали. Горнодобывающая отрасль промышленности занята разработками графитовых месторождений, добычей каолина, вольфрама и низкокачественного угля, который используется в энергетике. Крупнейшими отраслями промышленности являются производство электроники, кораблестроение, автомобильная промышленность, строительство и текстильная промышленность.

Производство добывающих отраслей в 1990-е гг. и в первые годы 21 в. стагнирует или даже сокращается. Запасы каменного угля исчисляются в 1,5 млрд. т, однако добыча его, составившая 24,5 млн. т в 1985 г., затем постоянно снижалась до 5 млн. т (2000 год). В свою очередь производство железной руды после своего максимума в 665 тыс. т в 1985 г. также снизилось до 180 тыс. т. Эта же тенденция характеризует добычу графита и других минеральных ресурсов. Процесс сокращения добычи отечественного сырья связан с растущей конкуренцией импорта более дешёвого и качественного топлива и сырья, главным образом из Австралии, Канады, США, Индонезии.

Важное место в экономике страны играют металлургия, химическая промышленность, судостроение. Производство в Республике Корея морских судов увеличилось в 1980-2000 гг. в 7 раз (общая грузоподъёмность 12 млн. т), производство стали - в 1,7 раза (41 млн. т). Динамично развиваются такие отрасли промышленности, как электроника, автомобилестроение, биотехнология. Выпуск автомобилей в 1980-2000 гг. вырос в 23 раза (2,8 млн. шт.). В долгосрочной перспективе (к 2010 году) южнокорейское правительство планирует увеличить объём производства до 4,25 млн автомобилей в год и объём экспорта до 2,1 млн автомобилей в год.

В настоящее время Южная Корея занимает одно из первых мест в мире по производству потребительской электроники. Сейчас в стране, как и во всём мире, наблюдается тенденция к переходу на цифровые технологии, что повышает спрос на такие продукты как цифровые телевизоры, DVD, MP3-плееры и т. д. Крупнейшие компании в отрасли - LG, Samsung и Daewoo Electronics. Они производят практически весь спектр потребительской электроники, большая часть которой идёт на экспорт. Объём производства потребительской электроники составил 17,6 млрд долларов в 2002 году, экспорт составил 11 млрд долларов.

Полупроводниковая промышленность производит интегральные микросхемы и полупроводниковые приборы, такие как диоды и транзисторы. В Южной Корее данная отрасль является одной из важнейших в экономической структуре. Её бурное развитие началось в середине 1980-х годов. В результате, начиная с 1992 года, полупроводники являются крупнейшей статьёй южнокорейского экспорта, составляя в нём 10 % (по состоянию на 2002 год).

Сельское хозяйство и рыболовство Республики Корея

Рисовые поля в Кёнджу.Климат Южной Кореи относится к муссонному типу с тёплым и влажным летом и относительно холодной и сухой зимой. До XX века основной продукцией сельского хозяйства страны был рис, однако сейчас номенклатура продукции существенно расширилась и включает многие виды фруктов, овощей, животноводческой продукции и продукции лесного хозяйства.

Доля сельского хозяйства и лесной промышленности в 2001 году составляла 4 % валового национального дохода (англ. Gross National Income) страны, крестьянское население - 4 миллионов человек (8,3 % всего населения). Хотя доля сельского хозяйства в экономике страны невелика, доля смежных отраслей, таких как производство минеральных удобрений, пищевая промышленность и т. п., составляет 14 % валового национального дохода. Вступление страны во Всемирную торговую организацию в 1995 году ускорило трансформацию и либерализацию сельскохозяйственного рынка, что привело к падению цен на продукцию. Правительству пришлось проводить политику протекционизма по отношению к национальным производителям.

Главный сельскохозяйственный продукт Южной Кореи - рис: около 80 % южнокорейских ферм культивируют этот злак. Рис потребляется в основном внутри страны, так как неспособен конкурировать на внешнем рынке из-за своей высокой цены. В 2001 году рис выращивался на 1,08 млн гектарах земли. Урожай составил 5,16 тонн на гектар. Производство других злаковых (прежде всего ячменя и пшеницы) составило в 2001 году 271 тыс. тонн. Сои и картофеля в том же году было произведено 140 тыс. тонн. В 2001 году на экспорт пошло 11,46 тыс. тонн персиков (в основном в США, Канаду, Тайвань и Индонезию), 3,73 тыс. тонн яблок (в основном на Тайвань, Сингапур и в Японию) и 4,66 тыс. тонн мандаринов.

Животноводство - второй после риса сектор сельского хозяйства по величине дохода. В 2001 году поголовье крупного рогатого скота составляло 1 954 тыс. голов, поголовье свиней достигло 8,7 млн голов, количество цыплят составляло 102 млн. Потребление животноводческой продукции в конце XX - начале XXI века постоянно росло. Потребление говядины в 2001 году достигло 384,06 тыс. тонн, свинины - 807,42 тыс. тонн, птицы - 350,3 тыс. тонн.

Лесная промышленность начала развиваться в стране с 1960-х годов. Леса покрывают 6,4 млн гектаров территории страны. Общий объём рынка в стране составлял в 2001 году 428 млн кубометров, в том же году было импортировано бревна объёмом 7,1 млн кубометров на сумму, объём импорта всех видов продукции лесной промышленности в денежном эквиваленте составил 1,7 млрд долларов. Некоторые продукты, однако, идут на экспорт - это, прежде всего, грибы и плоды каштана. В 2001 году объём экспорта составил 210 млн долларов.

Рыболовство является важной частью южнокорейской экономики. В этом секторе работает около 140 тыс. человек. В стране насчитывается около 96 тысяч рыбопромысловых судов. Объём добычи в денежном эквиваленте составил 3,6 млрд долларов в 2000 году. В прибрежных водах активнее всего идёт добыча сайды, сардин, скумбрии, анчоусов, камбалы, каракатиц и кальмаров. Морскую продукцию также выращивают в питомниках - это прежде всего моллюски. В подобных питомниках в 2000 году было выращено продукции на сумму 560 млн долларов. Экспорт в 2000 году составил 1,5 млрд долларов рыбы и рыбной продукции, а импорт - 1,4 млрд долларов. Главные потребители южнокорейской рыбной промышленности - Россия, Китай, Япония и США - на долю этих стран приходится 70 % всего южнокорейского экспорта.

Импортируются в страну в основном креветки, кальмары и сардины. 1 июля 1997 года Южная Корея приняла закон о снятии ограничений на импорт рыбной продукции. Таким образом был открыт рынок для 390 видов рыбной продукции, перечисленной в специальном списке, составленном правительством страны. В то же время было смягчено экспортное регулирование, и приняты меры к увеличению экспорта свежей и мороженой камбалы, угря и некоторых других видов рыбы.

Сфера услуг Республики Корея

В сферу услуг входят прежде всего страховые компании, предприятия общественного питания, подающие блюда корейской кухни, гостиницы, прачечные, сауны, медицинские и спортивные учреждения, предприятия, работающие в сфере развлечений, розничной торговли и т.п.

В середине 1980-х годов больше всего работников в этом секторе экономики было занято в розничной продаже. Подавляющее большинство магазинов было небольшими лавками с ограниченным ассортиментом, чаще всего принадлежавшими одной семье. В 1986 году в стране было около 26 тысяч оптовых и 542 тысяч розничных пунктов продаж, а также 233 тысячи гостиниц и пунктов общественного питания, в которых работало в совокупности 1,7 млн человек.

Сейчас сфера услуг стала доминирующей в экономике страны, составляя две трети всего валового внутреннего продукта. В 2006 году был принят закон о консолидации рынка капитала (англ. Capital Market Consolidation Act) для либерализации сектора услуг и превращения страны в крупный финансовый узел Восточной Азии.

Телекоммуникации Республики Корея

В настоящее время Южная Корея имеет одну из наиболее развитых систем телекоммуникаций в мире. В 2000 году, в рамках 15-летней программы электронного развития «КиберКорея-21», была построена расширенная сеть широкополосного доступа в Интернет, охватившая практически всю страну. Среди стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития по уровню проникновения широкополосного Интернета Южная Корея лидирует: по данным Министерства торговли, промышленности и энергетики страны, он составляет 24,08 на 100 человек.

Транспорт Республики Корея

Транспорт в Южной Корее представляет собой систему транспортных коммуникаций страны, таких как железные и автомобильные дороги, воздушные и морские магистрали.

Общая длина железных дорог - 6 240 километров (из них 525 километров электрифицировано). Шесть крупнейших городов Южной Кореи - Сеул, Пусан, Тэгу, Инчхон, Кванджу и Тэджон имеют метрополитен. Сеульский метрополитен - старейший в стране, первая линия от Сеульского вокзала до Чхоннянни была открыта в 1974 году. Общая протяжённость автомобильных дорог - 97 252 км, из них 74 641 км асфальтированные. Главные порты страны: Чинхэ, Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо. Главные авиаперевозчики Южной Кореи - Korean Air и Asiana Airlines. Оба предоставляют услуги по авиаперевозкам как внутри страны, так и за границу. Сеул обслуживается двумя аэропортами: инчхонским и аэропортом в Кимпхо. Международные рейсы принимаются в основном аэропортом Инчхона, тогда как Кимпхо принимает в основном местные рейсы. Другие крупные аэропорты расположены в Пусане и Чеджу. Всего в стране 108 аэропортов.

Железные дороги. Железные дороги - один из главных способов перемещения людей в Южной Корее. Национальные железные дороги Кореи (Хангук Чхольдо или Кукчхоль (KNR) - единственный железнодорожный пассажирский перевозчик в стране. Общая протяжённость: 6240 км. Со стандартной шириной колеи: 6240 км. с шириной 1,435 м. (из них 525 км. электрифицировано) (1998, оценка).

Главные железнодорожные линииГлавная железнодорожная линия страны - Линия Кёнбу, соединяющая столицу со вторым по величине городом страны, Пусаном.

В Южной Корее действует четыре вида железнодорожного пассажирского транспорта: KTX, скоростная железнодорожная экспресс-магистраль, покрывает расстояние от Сеула до Пусана за время, меньшее, чем самолёт, самая дорогая из четырёх. Сэмаыль (кор. «Новая деревня») делает несколько остановок. Мугунхва (кор. «Роза Шарона») - наиболее популярный вид железнодорожного транспорта, останавливается почти на всех остановках, довольно дешева. Тхониль (кор. «Общая») - самый медленный и дешёвый вид из четырёх.

Специальные маршрутыKNR еженедельно проводит экскурсионные туры на паровозе по линии Кёве между Сеулом и Ыйджонбу. Между Сеулом и городами Пусан, Мокпхо и Йосу курсируют поезда со спальными вагонами. Кроме того, существовали частные узкоколейные железные дороги, такие как Линия Сыин, проходившая между Сувоном и Инчхоном, однако в 90-е годы XX века от них отказались.

Высокоскоростная железная дорога, известная как Korea Train Express (KTX), осуществляет поездки между Сеулом и Пусаном через Чхонан, Асан, Тэджон и Тэгу. Железная дорога использует французскую технологию TGV. Работу начала в 2004 году, а на проектную мощность выйдет в 2010 году. Поезда могут достигать скорости в 300 км/ч по специальному железнодорожному полотну. Проект KTX основан на французской технологии TGV, но с некоторыми различиями относительно компонентов пути. Это, главным образом, шпалы (моноблок) и скрепления (Pandrol e-Clip). К этому привели результаты соответствующих исследований и тестов, проведенных в Корее. После 2 – 3 лет эксплуатации, было завоевано доверие, вследствие отсутствия отрицательных результатов. Можно сделать вывод, что путь оправдал все ожидания. Что касается укладки пути и его содержании, то французские технологии и методики лучше всего удовлетворяют корейским условиям. Скорость укладки и геометрические параметры пути сопоставимы или даже выше, чем во многих европейских странах. Были выполнены определенные измерения, для определения упругости пути, как функцию от воздействия подвижного состава и температуры окружающей среды, по сравнению с другими странами. Результаты были положительными и снова оправдали все ожидания. Другая цель проекта состояла в том, чтобы принять последнее технологическое достижения и внедрить их в Железнодорожную Промышленность Кореи. Примером такого внедрения новой технологии может служить замена рельсового скрепления e-Clip, успешно эксплуатируемого на Испытательной Трассе, на скрепление Pandrol FASTCLIP. Скрепления заменили на Испытательной Трассе и на части следующей секции, где были установлены скрепления e-Clip. Замена скреплений будет проводиться на всем балластном пути. Замена рельсовых скреплений мотивирована простотой и менее дорогим обслуживанием пути, которые достигнуты системой FASTCLIP, по сравнению со скреплением e-Clip. Подобно пути с системой e-Clip, система FASTCLIP была проверена в лабораторных условиях прежде, чем ее начали устанавливать в путь. Все компоненты скрепления Pandrol FASTCLIP производятся в Корее.

Линии в Северную КореюДо разделения Кореи Линия Кёни и Линия Кёнвон шли в северную часть страны, которую сейчас занимает КНДР. Линия Кёни соединяла Сеул с Кэсоном, Пхеньяном и Синыйджу, а Линия Кёнвон обслуживала Вонсан на восточном побережье. Другая линия - Линия Кымгансан - соединяла Чхорвон и Кымгансан на севере. Линия Кёный является одной из двух линий железных дорог, которые в настоящее время реконструированы, другой такой является Линия Тонхэ Пукпу.

Метрополитен и трамваи. Шесть крупнейших городов Южной Кореи - Сеул, Пусан, Тэгу, Инчхон, Кванджу и Тэджон имеют метрополитен. Сеульский метрополитен - старейший в стране, первая линия от Сеульского вокзала до Чхоннянни была открыта в 1974 году.

До ноября 1968 года больше всего пассажиров в Сеуле перевозили трамваи. Первые линии метро заменили их. К примеру, первая линия сеульского метро проходила по старому трамвайному маршруту вдоль Чонно между Сеульским вокзалом, Намдэмуном и Чоннянни, а вторая линия проходила вдоль Ыльджиро от Сити Холла до Тондэмуна. Трамваи работали в Сеуле с начала XX века до 1970-х годов. Трамвайная сеть покрывала весь центр города (Чунну и Чонногу), а также окрестные районы, включая Чхоннянни на востоке, Мапхогу на западе и Норянджин на юге. Сеть была заменена метрополитеном.

Автобусы. Практически через все города и посёлки Южной Кореи проходят маршруты междугородных автобусов. Они называются косок («скорые») или сиве («пригородные»). Автобусы косок покрывают большие расстояния и делают мало остановок. Сиве обычно покрывают меньшие расстояния и делают больше остановок.

Городские автобусы. Внутри городов работает два типа автобусов: чвасок («сидячий») и ильбан («обычный»). Оба типа часто обслуживают один и тот же маршрут, останавливаются на тех же остановках и ходят через одинаковые интервалы, единственным отличием является то, что чвасок более дорогие, с более удобными сиденьями, в них отсутствуют стоячие места, в отличие от автобусов ильбан.

Международный аэропорт Инчхон обслуживается сетью комфортабельных скоростных автобусов, маршруты которых охватывают всю страну. Свои автобусы имеют крупные церкви, школы, фирмы.

Автотранспорт. Общая протяжённость автомобильных дорог: 97 252 км, асфальтированные: 74 641 км (включая 2 778 км автострад), неасфальтированные: 22 611 км (2003, оценка).

Шоссе в Южной Корее подразделяются на фривеи (автострады/мотоциклетные дороги) и национальные автострады. Все фривеи являются платными скоростными дорогами, и все они, кроме трассы 130, являются собственностью Korea Highway Corporation (оф. сайт). Сетью фривеев покрыта вся территория страны (карта фривеев Южной Кореи).

Водный транспорт. Общая протяжённость путей - 1,608 км. Южная Корея держит один из самых крупных в мире паромных флотов, которые обслуживают прибрежные острова Кореи, а также осуществляют международные рейсы. Страны, связанные с Южной Кореей паромными переправами - Япония, Китай и Россия. Главные порты страны: Чинхэ, Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо.

Торговый флот. Всего: 650 судов (более 1000 брутто-регистровых тонн): всего 7 992 664 брутто-регистровых тонн с дедвейтом 12 730 954. Судна по типу: насыпные - 151, грузовые - 202, химические танкеры - 87, контейнерные - 79, танкеры со сжиженным газом - 20, пассажирские - 5, грузопассажирские - 20, нефтеналивные танкеры - 53, холодильные - 18, судна погрузки/разгрузки - 7, специализированные танкеры - 3, для перевозки наземного транспорта - 3 (2005, оценка).

Воздушный транспорт. АвиалинииГлавные авиаперевозчики Южной Кореи - Korean Air и Asiana Airlines. Оба предоставляют услуги по авиаперевозкам как внутри страны, так и за границу.

Сеул обслуживается двумя аэропортами: инчхонским и Кимпхо. Международные рейсы принимаются в основном аэропортом Инчхона, тогда как Кимпхо принимает в основном местные рейсы. Другие крупные аэропорты расположены в Пусане и Чеджудо. Всего количество аэропортов в Южной Корее - 108 (2005, оценка).

Туризм Республики Корея

Дворец Чхандоккун ночью.В Южной Корее существуют хорошие возможности для развития туризма. Красивая природа, историческое наследие, горы и море делают её привлекательной для туристов. По праву самый популярный вид туризма в стране - горный туризм. Около 70 % территории страны покрыты горами, в которых находится множество горнолыжных курортов.

Общее число иностранных туристов, посетивших страну, возросло с 173 тысяч человек в 1970 году до 4 600 тысяч человек в 1999 году. Развитие туризма является естественным результатом экономического роста страны, однако важным фактором явилась также правильная политика целевых капиталовложений в развитие туристических объектов. Правительство приняло ряд законов о развитии туризма, в результате чего в течение десяти лет в конце XX века среднегодовой рост числа туристов составлял 5,57%.

Туристическая индустрия в конце XX века смещалась от американского континента в сторону азиатского региона. В 1970 году 32 % туристов составляли американцы, а второе место по числу посетивших Республику Корея принадлежало японцам. Однако к 1999 году число граждан Японии составило уже 46,9 % от общего числа туристов, а количество туристов из стран Северной и Южной Америки, в основном из США, сократилось до 10 %. С тех пор, как были установлены дипломатические отношения между Южной Кореей и Китаем, количество китайских туристов постоянно увеличивается. В 1999 году по числу туристов Китай занимал третье место. Растёт количество гостей, приезжающих в Республику Корея и из других стран Юго-Восточной Азии, включая Гонконг.

6-7 ноября 2006 года в Сеуле состоялась первая международная конференция по инвестициям в туризм, где обсуждались положение туризма и перспективы его развития в Восточной Азии. По данным Мировой туристической организации, в ближайшем будущем рост туристического рынка Восточной Азии превзойдёт рост рынка в любом другом регионе.

Трудовые ресурсы Республики Корея

В 2004 году на предприятиях Южной Кореи работало свыше 15 млн наёмных работников, кроме того, насчитывалось 7,8 млн самозанятого населения, из них 60 % - в сфере услуг, 30 % - в промышленности. Безработица в стране невысока - при росте экономически активного населения с 8,230 млн человек в 1963 году до 23,370 млн человек в 2004 году, уровень безработицы долгие годы не превышал 2%.

Современная система социально-трудовых отношений была окончательно сформирована в 2004 году. С 27 декабря 2004 года вступил в силу Закон о пенсионном обеспечении (англ. Employee Retirement Benefit Security Act), который ввёл накопительную схему пенсионного страхования работников. В том же году законодательно была введена пятидневная 40-часовая рабочая неделя вместо существовавшей до этого шестидневной 44-часовой рабочей недели.

Структура рабочей силы за последние десятилетия XX века существенно изменилась - коэффициент суммарной рождаемости в стране крайне низок, велика проблема старения общества. Ввиду этого Южная Корея уже в 90-е годы столкнулась с нехваткой рабочих рук. Ожидается, что в XXI веке из-за старения населения и относительного уменьшения численности работающих положение ещё больше усугубится.

До Олимпиады 1988 года иностранцев в стране было немного, невелика была и занятость иностранной рабочей силы. В последующие годы привлечение и использование иностранной рабочей силы в южнокорейской экономике стало расширяться. Она стала привлекаться на различные предприятия, в первую очередь для выполнения грязных, тяжёлых и опасных видов работ. В результате в 1993 году иностранные рабочие составляли уже около 25 % всех занятых на мелких и средних предприятиях. В период 90-х годов в связи с возникшим дефицитом рабочей силы отдельных отраслей промышленности Южная Корея стала во все большей мере превращаться в страну, импортирующую трудовые ресурсы. В качестве особенности миграции Южной Кореи экономисты также выделяют иммиграцию квалифицированной рабочей силы, так как на неё в стране предъявляется повышенный спрос.

Внешне-экономические связи Южной Кореи

Страны ЗападаТорговые отношения со странами Запада включают в себя экономическое партнёрство прежде всего с США и Европейским Союзом.

США являются главным экономическим партнёром Южной Кореи. Кроме того, Южная Корея занимает седьмое место в списке торговых партнёров США, опережая многие развитые страны Европы, такие как Италия и Франция, и шестое место в списке - стран-импортёров из США. Кроме того, Южная Корея является привлекательной страной для инвестиций со стороны американских компаний - с 1996 по 2003 год США инвестировали в южнокорейскую экономику 20 млрд долларов. В 2003 году США были крупнейшим торговым партнёром Южной Кореи и седьмым по величине экспортным рынком.

Укреплявшиеся экономические связи между двумя странами, однако, сопровождались многочисленными разногласиями в торговой политике. Интенсивность этих споров значительно уменьшилась начиная с конца 80-х - начала 90-х годов XX века, в том числе и вследствие того, что Южная Корея провела ряд рыночных реформ в качестве компенсации за получение 58-миллиардного кредита от Международного валютного фонда после кризиса 1997 года. В начале XXI века обе страны стараются более мягко решать конфликтные ситуации. В этом немалую роль сыграли двусторонние торговые соглашения, сделанные в начале 2001 года.

Примерно в то же время была подписана серия торговых соглашений между Южной Кореей и странами Евросоюза, что подстегнуло рост товарооборота между двумя регионами. Объём торговли составил 46 млрд евро, удвоившись за десять лет. Однако до сих пор нерешёнными остаются некоторые вопросы взаимной торговли. В начале XXI века наибольший прогресс был сделан в ускорении процессов взаимовыгодного обмена в сфере науки и наукоёмких технологий (как известно, Южная Корея тратит 3 % своего валового внутреннего продукта на научные исследования). В 2005 году состоялись двусторонние переговоры об обмене в научной и технической сфере. Южная Корея также участвует в некоторых глобальных проектах, инициированных Евросоюзом, в частности в проектах Galileo и ITER.

Страны Востока, прежде всего Восточной Азии - главные торговые партнёры Южной Кореи. В общем товарообороте с этими странами выделяются три страны - Китай, Япония и Саудовская Аравия, являющаяся основным поставщиком нефти в Южную Корею.

Торговля в восточноазиатском регионе сильно выросла за первые годы XXI века. Ведущие страны региона (Южная Корея, Япония и Китай) стали более открыты, чем в конце XX века. Если в 1991 году товарооборот между этими тремя странами составлял 56 млрд долларов, то в 2004 году он превысил 324 млрд. Рост товарооборота Южной Кореи с Китаем и Японией в период с 2000 по 2004 годы превышал рост товарооборота со всеми другими странами в два раза. В настоящее время концентрация торговли в регионе выше, чем в Евросоюзе, хотя между странами региона нет таких благоприятной для взаимных сношений, как в Европе, законодательной базы.

Торгово-экономические связи между СССР и Южной Кореей стали осуществляться с конца 1988 года (до этого торговля велась через фирмы-посредники из третьих стран). Сейчас удельный вес России в общем товарообороте Южной Кореи не превышает 1,5%. Основные товары, импортируемые из России - это полезные ископаемые, такие как природный газ, сырая нефть и каменный уголь, а также продукция металлургической промышленности. В Россию экспортируется в основном бытовая электроника и продукция текстильной и машиностроительной промышленности.

Внешне-экономические связи Южной Кореи с КНДР

С 1988 года объём двусторонней торговли между двумя корейскими государствами увеличился в несколько раз (в 1989 году он составлял $18,8 млн, а в 2002 - уже $647 млн). В 2006 году эта цифра несколько снизилась ввиду ухудшения отношений между странами. В 2002 году Южная Корея импортировала продукции на сумму $271,57 млн из Северной Кореи, в основном продукцию сельского хозяйства и металлургии, а экспортировала товаров на сумму $371,55 млн, в основном это была гуманитарная помощь, включая минеральные удобрения и одежду. Южная Корея сейчас является третьим по объёму товарооборота торговым партнёром Северной Кореи после Китая и Японии. Южнокорейская компания Hyundai Group запустила несколько инвестиционных проектов, касающихся Северной Кореи, среди которых развитие туризма на Кымгансане (Алмазные горы). Только в 2001 году в рамках этого проекта Северную Корею посетило 84 347 человек. Из Северной Кореи в Южную въехало около тысячи северокорейских граждан, в основном для участия в спортивных соревнованиях. Ещё одна южнокорейская компания, активно вкладывающая деньги в северокорейскую экономику - Hyundai Asan, у которой есть планы возведения на площади в 3,2 км? промышленного комплекса в Кэсоне, недалеко от Демилитаризованной зоны. 2002 году ознаменовался также серьёзным прогрессом в строительстве железной дороги Сеул-Синыйджу (в начале 2004 года этот проект был заморожен).

Источник - http://ru.wikipedia.org/

Главными статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда. Все эти изделия в основном производятся на внешний рынок. За границу, в частности, уходит примерно половина всех произведенных в Корее автомобилей (в 2001 г. - 1,5 млн. из 2,95 млн.) и практически все крупные корабли, построенные на корейских верфях. В 2001 г. на первом месте находились полупроводники (9,5% всего экспорта). За ними следовали автомобили (8,8%), компьютеры (7,4%), средства сотовой связи (6,6%), и корабли (6,4% корейского экспорта).


Каким образом отсталая и бедная Корея смогла совершить экономический рывок, не имеющий равных во всей мировой истории? Если попытаться кратко описать избранную корейским правительством стратегию, то основой ее была ориентация на экспорт. Фактически за последние 35-40 лет Корея превратилась в своеобразную "страну-фабрику", которая ввозит из-за границы сырье и полуфабрикаты, превращает их в готовые изделия и отправляет эти изделия за границу. Другого выбора у лишенной запасов природных ископаемых Кореи, по сути, и не было. Однако ясно, что следствием такого стратегического решения стала крайняя зависимость Кореи от экспорта. Ситуация на мировых рынках, колебания курсов валют, изменения в таможенном законодательстве самым непосредственным образом затрагивают любого корейца, а экспортно-импортные сводки внимательно читаются всеми, кто так или иначе связан с корейской экономикой.

Стремительный рост корейской внешней торговли начался в середине 1960-х годов, то есть тогда, когда страна перешла к экспортной стратегии экономического развития. На протяжении четверти века (1964-2000 гг.) Южная Корея занимала первое место в мире по темпам роста своего экспорта, который в среднем увеличивался на 22,4% ежегодно (в особо удачные годы экспорт удваивался). В 2001 г. сравнительно небольшая Корея как по объему своей внешней торговли в целом, так и по объему экспорта находилась на 13-м месте в мире. Ее экспорт составил 150,6 млрд. дол, а вся внешняя торговля (экспорт и импорт вместе) - 291,5 млрд. дол. Для сравнения: по объему своей внешней торговли Россия в прошлом году занимала в мире 17-е место, ее экспорт составил 103,1 млрд. дол., а внешняя торговля в целом - 162,1 млрд. дол., то есть почти в два раза меньше южнокорейской. Это означает, что огромная Россия по масштабам своей внешней торговли находилась на одном уровне с Малайзией и Швецией, но существенно отставала не только от Тайваня, но даже от: города-государства Сингапура.

Крупнейшим внешнеторговым партнером Южной Кореи вот уже много лет являются США, объем торговли с которыми в 2001 г. составил 53,4 млрд. дол. (18,3% всего корейского внешнеторгового товарооборота). На втором месте находится Япония (43,1 млрд. дол. или 14,8% товарооборота), за ней следуют Китай (10,8%), Гонконг (3,7%) и Тайвань (3,5%). На шестом месте - Саудовская Аравия, торговля с которой весьма несбалансированна: корейский экспорт из этой страны составил 8 млрд. дол., а импорт - всего лишь 1,3 млрд. дол. Причина такого дисбаланса понятна: для Кореи Саудовская Аравия является одним из важнейших поставщиков нефти. 7-10 места в десятке главных корейских торговых партнеров занимают ФРГ, Индонезия, Австралия и Сингапур.

Торговый оборот с Россией в 2001 г. составил только 2,9 млрд. дол., так что среди южнокорейских торговых партнеров наша страна занимает скромное 29-е место. При этом российско-корейская торговля также несбалансированна: в 2001 г. корейский импорт из России составил 1929 млн. дол, а экспорт в Россию - 938 млн. дол. (здесь используются данные корейской статистики, так как Госкомстат РФ в своих публикациях называет заметно меньшие цифры). Дисбаланс вызван тем, что в торговле с Кореей, как и в торговле РФ в целом, преобладает сырьевое направление. Главные статьи корейского экспорта в Россию - продукты нефтехимии (20% всего экспорта), продукты питания, текстиль, автомобили и электроника. Россия продает в Корею минеральное сырье (примерно 30% всего импорта из России), металлоизделия (в основном - металлом для корейских металлургических комбинатов) и морепродукты. Впрочем, к этим цифрам следует подходить осторожно, так как они отражают только "официальную" торговлю - да и ту не в полной мере. В российско-корейской торговле, как известно, немалую роль играют "челноки", особенно заметные на Дальнем Востоке. Деятельность этих мелких и средних предпринимателей, равно как и полулегальный ввоз подержанных корейских автомобилей, официальной статистикой отражается только отчасти. Относится это, кстати, и к корейской торговле с Китаем, реальный объем которой также больше официально заявленного.

Главными статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда. Все эти изделия в основном производятся на внешний рынок. За границу, в частности, уходит примерно половина всех произведенных в Корее автомобилей (в 2001 г. - 1,5 млн. из 2,95 млн.) и практически все крупные корабли, построенные на корейских верфях. В 2001 г. на первом месте находились полупроводники (9,5% всего экспорта). За ними следовали автомобили (8,8%), компьютеры (7,4%), средства сотовой связи (6,6%), и корабли (6,4% корейского экспорта).

Импортирует Корея в основном сырье и (что не очень афишируется) технологии. В Корее полностью отсутствуют свои энергоносители, так что вся нефть и весь газ в стране импортные. Корея, несмотря на свои небольшие размеры, является пятым в мире импортером нефти! В 2001 г. нефть составила 15% всего корейского импорта в стоимостном выражении. За нефтью идет газ - примерно 3% всего импорта. Импортируется также заметная часть угля, в том числе и весь коксующийся уголь, без которого не может работать корейская металлургия. Именно коксующийся уголь является третьей по значению статьей импорта. Наконец, ввозится в Корею и примерно половина необходимой стране железной руды, а также древесина и иные виды сырья.

С точки зрения внешней торговли, 2001 год был не самым удачным для Кореи - в отличие от очень успешного 2000 г. В прошлом году существенно снизились цены на некоторые продукты корейского экспорта - в первую очередь, на сталь и полупроводники. Немалую роль тут сыграли события 11 сентября, которые негативно повлияли на экономику США - главного торгового партнера Кореи, а также трудности, которые во второй половине года переживали крупнейшие развитые экономики. Поэтому корейский экспорт в 2001 увеличился по сравнению с 2000 г. всего лишь на 0,7% - самый скромный результат с 1989 г. Немало проблем Корее создали и высокие цены на нефть, которые держатся уже довольно долго (к немалому удовольствию России). В то же время внешнеторговый баланс, несмотря на все трудности, остался положительным, то есть экспорт превышал импорт: в 2001 г. Корея продала товаров на 8.4 млрд.дол. больше, чем купила.

Однако эти проблемы - тактические и временные: цены, в конце концов, колеблются всегда, и за нынешним спадом неизбежно придет подъем. Увы, тактическими проблемами дело не исчерпывается: все большую стратегическую угрозу корейским внешнеторговым компаниям представляет Китай. Связано это со структурой корейского экспорта, в котором традиционно большую роль играли трудоемкие отрасли средней сложности - кораблестроение, автомобильная промышленность, металлургия. В этих областях главным преимуществом Кореи раньше было наличие недорогой и очень дисциплинированной рабочей силы, а также высокий уровень образования. В последнее время ситуация радикально изменилась. Корейские рабочие теперь согласны трудится только за такие зарплаты, которые не слишком отличаются от испанских или греческих, в то время как в Китае рабочим платят по-прежнему немного. В начале 2002 г. средняя зарплата рабочих на конвейере составляла в Корее 7,75 долларов в час, а в Китае она была в восемь раз ниже - всего лишь 0,92 доллара в час. Этот разрыв позволяет китайским фирмам постепенно вытеснять корейских конкурентов из трудоемких отраслей. Уже сейчас китайское давление ощущ""ается в судостроении и металлургии, не за горами появление и неплохих китайских автомобилей.

Корейские фирмы пока видят два выхода из этой потенциально опасной ситуации. Первый выход - это наращивание высокотехнологических производств, в первую очередь - в области электроники, информатики и телекоммуникаций. В этих областях китайские производители пока не составляют серьезной конкуренции, но зато корейским компаниям приходится решать другую сложную задачу: входить на сложившийся рынок, уже давно занятый западными и японскими фирмами. Второй выход - это постепенный перенос технологически простых, но трудоемких производств за пределы Кореи, в страны с дешевой рабочей силой. Не случайно, что все больше корейских компаний создают свои заводы в Малайзии, Вьетнаме и, конечно же, в самом Китае.

В любом случае ясно, что отказаться от ориентации на экспорт Корея в обозримом будущем не сможет. Экспорт - главное условие процветания страны, основа всей ее экономики.