Физмат какие профессии. В каких профессиях необходима прикладная математика. Профилирующие предметы школьной программы

Вам нравится решать сложные задачи? Вы мечтаете совершить научное открытие? Вы любите работать за компьютером? В конце концов, вам нравится математика и физика? Значит, ваш выбор очевиден – специальности физико-математического профиля.

Физика

Главный миф современной физики – что она слишком трудна (если вы конечно не новый Эйнштейн). На самом деле это далеко не так. Конечно, физика может оказаться непростой – но не сложнее любой другой науки, если изучать ее серьезно. Многие физики признаются, что в школе были далеко не самыми сильными в своем предмете. Все, что нужно для начала, – это интерес и мотивация.

Большинство физиков сегодня работают в фундаментальной или прикладной науках. Первые занимаются теоретическими разработками, а вторые создают и развивают новые продукты или процессы.

Немалая часть физиков работают над созданием сложного оборудования, которое необходимо в других отраслях – например, лазерные технологии используются в хирургии; микроволновые печи – тоже изобретение физиков, как и многочисленные измерительные приборы.

Квалифицированные физики могут работать также в таких областях, как тестирование, проверка и контроль качества.

Научная степень по физике, полученная в ведущем вузе, – это отличная тренировка такого качества, как способность решать проблемы, которые могут пригодиться в бизнесе, на госслужбе, в образовании.

Математика

Профессия «математик», конечно, существует, но «чистых математиков» совсем немного. Во всяком случае, нечасто увидишь объявление «Требуется математик». Математика – это та база, на которой построены сотни самых разных профессий и карьер. Сюда входят инженеры, компьютерные специалисты, экономисты – все они постоянно используют математику в своей повседневной деятельности. Некоторые профессионалы, например, статистики, специалисты по страховым расчетам или специалисты по исследованию операций применяют математические знания из определенных областей этой науки. Специалисты по прикладной математике часто активно взаимодействуют с другими сотрудниками компании для решения общих задач.

Математика – старейшая и самая фундаментальная из всех наук. Специалисты в этой области используют математические теории, вычислительные методы, алгоритмы и новейшие компьютерные технологии для решения экономических, научных, инженерных, физических и даже бизнес-проблем. Выпускники математических специальностей могут найти себя в теоретической или прикладной математике, хотя эти области часто пересекаются.

Теоретики в основном оперируют чистыми и абстрактными теориями. Это чистая наука – открытие новых принципов, законов или методов. И хотя эти специалисты не создают нового продукта, их изыскания имеют прямое влияние на развитие многих других научных и инженерных прикладных знаний. Математики-теоретики часто работают в университетах, занимаясь научной деятельностью и преподаванием.

Прикладные математики используют самые разные теории и методы, например математическое моделирование или вычислительные методы, для формулирования и решения практических проблем в бизнесе, на государственной службе или в инженерной отрасли. К примеру, они могут рассчитывать оптимальные схемы управления авиаперелетами, эффект и безопасность новых лекарственных средств, аэродинамические характеристики экспериментальных моделей автомобилей или себестоимость новых продуктов, выводимых на рынок.

Приведем еще несколько популярных направлений, в которых работают выпускники физико-математических специальностей:

  • анализ финансовых рисков;
  • анализ фондового рынка;
  • лазерные и оптические технологии (телекоммуникации, оптометрия и т.д.);
  • экологические науки (погода, океанография, контроль за выбросами и т.д.);
  • медицина;
  • космические науки;
  • акустика;
  • электричество и магнетизм;
  • ядерная физика;
  • материаловедение (полупроводники, суперпроводимость, биоматериалы и т.д.)

Нанотехнологии

Отдельно стоит сказать о нанотехнологиях как быстрорастущей отрасли, которая очень нуждается сегодня в профессиональных физиках, математиках и других адептах точных наук.

Нанотехнологии относятся к прикладной сфере науки и технологии и оперируют веществом на атомарном и молекулярном уровнях, создавая объекты размеров 100 и менее нанометров.

Нанотехнологии включают три основных раздела:

  • Нанобиотехнологии (интеграция нанотехнологий и биотехнологий на уровне молекул и клеток). Нанотехнологии используются для изучения биологических процессов; либо биологические методы используются для производства технологических наносистем.
  • Наноматериалы (создание материалов толщиной в один или несколько атомов, что дает таким материалам новые полезные свойства, например, огромную прочность).
  • Наноэлектроника (электроника размером менее одного микрона позволяет создавать намного более мощные и компактные компьютеры)

Общайтесь с представителями вузов лично

Как видно, специализаций и программ по данному направлению великое множество. Поэтому проще и быстрее определиться с выбором будущей специальности можно, посетив бесплатную выставку «Магистратура и дополнительное образование» в или .

Математика - царица наук, вышедшая из философии. На первый взгляд она кажется абсолютно абстрактной и малоприменимой в областях реальной жизни, за исключением элементарных операций.

Удивительно, но математика в профессиях встречается так часто, что даже примелькалась. Она ненавязчива, но описывает все те действия, в которых присутствует хоть какая-то логика. Давайте более подробно познакомимся с такой наукой, как математика. В профессиях, в которых она используется, важна точность и расчет.

Обоснование причастности ко всем наукам

Математика - удивительная наука. При всей своей искусственности она умудряется описывать каждый процесс, происходящий с нами и вокруг нас. При помощи математики можно вывести правила, по которым происходят обменные процессы в нашем организме, описать сокращение мышц и многое, многое другое. Также она всегда направлена на некий результат или же на доказательство того, что результата добиться невозможно. Иными словами, все в математике подчинено - это заданная последовательность действий, направленная на достижение определенной цели. Похоже на работу, не так ли? Цели одни и те же. Конечно, напрямую сложно найти области, в которых используется чистая, не и математика. Профессии такие очень узки по специфике, мы же рассмотрим ниже общие варианты. Необходимо понимать, что перечень не ограничивается тем, что мы расскажем, так как любая человеческая деятельность, какой бы творческой и абстрактной она ни была, в основе своей содержит самое простое - механизм действия. То, что можно описать и разложить пошагово на математические формулы. Математика - скелет любого процесса.

Математика в технических профессиях

Это наиболее близкая к математике область. Инженеры соединяют в своей деятельности теоретический и наработанный годами. Имея ясный ум и научную базу, они создают все новые и новые элементы нашей современности, начиная от универсальных бытовых устройств и заканчивая космическими кораблями. На их плечах расчет, планирование и возведение зданий, дорог, мостов и так далее.

Инженер - это слишком общее название профессии. Связанные с математикой напрямую, инженеры разделились на множество специальностей узких направлений, дабы максимально полно и качественно охватить наше сегодня и завтра. Все проекты до практической реализации представляют собой бесконечные выкладки и расчеты, выполненные с применением специальных формул, описывающих те или иные характеристики материалов в отдельно взятых условиях. Также применяются и законы физики, без которых никуда. Все они опять же расписаны в виде математических выражений.

Математика в профессии автомеханика

На первый взгляд кажется странным, но без математики автомеханику не обойтись, так как в перечень его обязанностей входят следующие пункты:

  • ведение автомобильных фар. Для корректного функционирования зеркала фар должны отражать лучи параллельным пучком;
  • изготовление правильных шестерен: без базовых знаний в области геометрии не обойтись;
  • корректный подбор поршней к цилиндрам (для этого необходимо корректно вычислить зазор между ними);
  • составление таблицы, в которой указывается максимально допустимый износ элементов двигателя.

Естественно, на этом обязанности автомеханика, связанные с математикой, не заканчиваются. Тема столь глубока, что ей можно посвятить отдельную статью, рассматривая каждый индивидуальный случай по отдельности.

Математика в профессии повара

Не стоит недооценивать эту - это не просто человек, который может быстро сделать суши или пельмени (в зависимости от запроса). Он творец, способный из кучки самых простых продуктов создать шедевр, при этом учтя все погрешности и характер изменения пищи в процессе термообработки. Итак, некоторые из его обязанностей:


Математика в профессии архитектора

По большому счету, архитектор - это тот же инженер, который работает исключительно с проектами зданий и прочих недвижимых объектов. Основная задача архитектора - максимально полный контроль строительных работ. Также он создает план возведения и вносит в него корректировки по ходу действия в зависимости от потребностей. Вся документация, что ведется в процессе строительства, включает в себя математические выкладки, которые описывают не только желаемый результат, но и характеристики применяемых материалов. Помимо математики архитекторы оперируют такими науками, как химия, физика, минералогия, геология.

Математика в профессии музыканта

Удивительно, но факт: математика в профессиях музыкантов играет первую скрипку. Звук - явление природы. Значит, он идеально описывается математикой. Гармоничная мелодия невозможна без законов цифр.

Аккорды и прочие элементы базируются на математических формулах. Также эта наука нужна и для того, чтобы создавать "правильные" музыкальные инструменты - то есть те, что в готовом виде смогут издавать нужные, чистые звуки.

Математика в профессии синоптика

Перечисляя профессии, связанные с математикой, стоит упомянуть синоптиков. В переводе с греческого слово "синоптикос" означает "обозревающий все". Иными словами, синоптики - это люди, по роду деятельности схожие с метеорологами, единственно, последние занимаются изучением природных процессов и более поверхностным первичным анализом, тогда как основная обязанность синоптиков - составление прогнозов.

Профессия эта связана с постоянными стрессами, так как часто от качества их работы зависит жизнь людей. Изучая профессии с математикой, надо отметить, что тут мало быть гениальным теоретиком. Нужно выработать в себе стратегические умения, то есть способность думать на несколько шагов вперед. Иными словами, это похоже на игру в шахматы, только со стихией, причем, в зависимости от региона, принцип "игры" разнится. Ну а какая игра может быть более математична, нежели шахматы?

Математика в профессии штурмана

Выясняя, в каких профессиях нужна математика, необходимо упомянуть и штурманов. На них лежит огромная ответственность. Общее определение гласит, что штурман - это специалист, который прокладывает курсы, водит суда и Вся степень серьезности видна уже здесь.

Профессии этой столько же лет, сколько и первым попыткам передвижения человека на дальние расстояния. Древние караваны не смогли бы выполнять свои миссии без грамотных "путеводителей". Инфраструктуры как таковой не существовало, а мир тем не менее познавался и познавался - кусочек за кусочком, материк за материком. Тогда штурманом руководили звезды и первые приборы навигации, сейчас же для его работы созданы приборы и карты, соответствующие духу времени. Работать с ними без знаний математики невозможно. Да и в принципе основная задача штурмана - найти кратчайший путь прохождения некоторых точек. Данная цель полностью соответствует что относится к курсу высшей математики.

Математика в профессии аналитика

Математика в профессиях, связанных с аналитикой, нужна и важна, причем во всем ее многообразии. Эти люди работают с информацией. В их обязанности входит:


Второй пункт целиком и полностью опирается на математические выкладки. В курсе математического анализа существует и активно развивается такая область, как математика в экономике. Она позволяет собирать эффективные портфели акций, опираясь на законы математической статистики. Специалисты этой отрасли сейчас на пике популярности, их ценят и ждут в компаниях, ведущих финансовые операции, страховых фирмах, банках и прочих организациях, что заведуют "динамичными" деньгами.

Итог

Задаваясь вопросом, какую роль играет математика в моей будущей профессии, юные умы должны понимать, что она будет везде, куда бы они ни ступили. Самостоятельно или же в симбиозе с другими науками она образует фундамент для новых свершений.

Физика - одна из самых важных и древних наук. Благодаря ей, происходит изучение множества различных процессов. Поэтому специальности, связанные с физикой, будут актуальны ещё долгое время. Физика -фундаментальная наука, применение которой используется во многих сферах деятельности.

Вконтакте

Список профессий

  1. Физик-инженер.
  2. Физик-механик.
  3. Инженер-конструктор.
  4. Инженер-нефтяник.
  5. Инженер по ядерной физике.
  6. Специалист в компьютерных технологиях.
  7. Инженер-технолог.
  8. Архитектор.

О специальностях

Физик-инженер:

Профессия, связанная со знанием физических явлений и постоянной практикой. В этой профессии необходимо знать все механические процессы, так как эта работа связана с оборудованием на различных предприятиях и внедрением новых технологий. В случае изобретения новой технологии в каких-либо исследованиях, вас ждёт невероятный карьерный рост и успех. Направлений в этой сфере достаточно много, но можно выделить три самых основных:

Физик-механик:

Профессия, связанная с машиностроением и автоспортом, а именно внедрением новейших двигателей с огромной мощностью, технологий, способствующих уменьшить сопротивление воздуха и т. д. Работая в крупной компании, вы сможете добиться реального успеха.

Инженер-конструктор:

Главная деятельность этой профессии состоит в том, чтобы объединить составные части в целостный продукт. Эта профессия требуется в производстве, где нужно создание различных конструкций, электросхем и механизмов.

Инженер-нефтяник:

Самая высокооплачиваемая профессия, требующая серьёзных навыков. В сфере нефти и газодобычи постоянно нужны новые технологии и оборудование, способствующие улучшить результаты работы. И если вы сможете помочь этой сфере, вас будет ждать высокая награда.

Инженер по ядерной физике:

Применяет научные и технические данные для обогащения ядерной энергии, занимается проблемой утилизации радиоактивных отходов. Применяет знания в ядерной физике, для создания новейших технологий, таких как ядерное оружие, реакторы и ядерные электростанции. Вместе с физиками-атомщиками изучают свойства атомов. Изобретают новые материалы, например, новые поколения суперников и различные полимеры.

Специалист в компьютерных технологиях:

На данный момент компьютерные технологии остаются актуальным видом деятельности. Такие специалисты могут быть втянуты в теоретические проблемы программирования, обработку цифровых данных и решение задач программного обеспечения.

Инженер-технолог:

Профессия, в которой специальность техническая, физика встаёт на первое место. Здесь необходимо знать все технические процессы и быть в курсе самых новых технологий. Этот специалист занимается техническим обустройством предприятия и обновлением оборудования. Сам выбирает оборудование и технический режим работы. На его плечи ложится большой груз ответственности, так как от его решений будет зависеть будущее предприятия. И если вы будете владеть всеми профессиональными качествами профессии, то у вас обязательно должно все получиться.

Архитектор:

Творческая профессия, но все же связанная с физикой и другими науками. Чтобы получить эту специальность, нужно понимать все физические процессы и владеть навыками компьютерного моделирования. Но и, конечно, чтобы быть профессиональным , у вас должна быть склонность к творчеству.

Немного о других

Разобрав основные специальности, перейдём к профессиям, которые не так сильно связаны с другими науками как с физикой. Самая сложная из них - учёный. Роль учёных в мире очень велика. Именно благодаря им происходят важные научные открытия. Есть много людей, кто хотел бы сделать своё научное открытие, но для этого нужно приложить немало усилий. Чтобы стать учёным, необходимо ещё с детства интересоваться науками. Вы должны быть гением, способным целыми днями работать, не ради денег, а ради науки и научных достижений.

Если в университете вы показываете себя, как хорошего и способного специалиста, то университет сможет сам направить вас в какой-либо исследовательский центр. Выучиться на учёного нельзя. Ими становятся в процессе обучения , в том случае если вы реально разбираетесь в определённой теме и она толкает вас вперёд.

Если вы хотите связать вашу жизнь только с теоретической физикой, то вам следует подумать о профессии преподавателя. Вы сможете не только проводить лекции, но и заняться каким-либо исследованием, что принесёт вам явную пользу. Но чтобы стать профессиональным учителем физики, недостаточно только одних знаний. Необходимо уметь общаться со своими учениками и понимать их и направлять на правильный путь.

Профессия для девушек

Многие считают, что девушки не способны заниматься деятельностью, связанной с физикой. Но это глубокое заблуждение . Есть девушки, которые знают физику намного лучше мужчин и способны работать различными инженерами и проектировщиками наравне с мужчинами. Если подходить к выбору профессии для девушек, то здесь может подойти любая профессия из приведённого списка. Но чаще всего они выбирают роль преподавателей. Существует множество учёных женщин, которые тоже приносят свой вклад в науку. Не стоит думать, что профессии связанные с физикой подходят только для мужчин.

Специальности: математика, физика, механика и кибернетика, астрономия

Специализации по областям наук и избранным темам (ядерная физика, лазерная физика, вычислительная математика, астрофизика и т.п.)

Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):

Высшее (научный сотрудник по специальности) – физико-математические, механико-математические, физически факультеты академических университетов

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:

Интравертный склад личности, любовь к чтению научно-популярной и научной литературы, математические способности, способности легко решать физические и математические задачи, интерес к сугубо математическим и физическим задачам и проблемам.

Профилирующие предметы школьной программы:

Математика – геометрия, алгебра, физика, астрономия. Иностранные языки, в первую очередь английский.

Характер и содержание работы:

Проведение экспериментальной работы, выполнение работ и разработка отдельных проектов по договорам, написание статей и обзоров, возможна преподавательская деятельность

Очевидные плюсы

Высокий социальный престиж профессии, возможность реализации творческих способностей, работа в высококультурном и творческом окружении, работа за рубежом России в составе международных научных групп.

«Подводные камни», очевидные минусы

Проблемы «переходного периода» в отношениях к науке: отсутствие ясной государственной политики, недостаточный уровень финансирования программ и проектов в научной сфере.

Возможные профессиональные заболевания: нервные расстройства, опасность сердечно-сосудистых заболеваний, ухудшение зрения и возможность заболеваний, вызванных систематической работой на компьютере, возможны заболевания опорно-двигательного аппарата, остеохондроз, гиподинамия, ишемическая болезнь сердца, другие нарушения, вызванные сидячим и малоподвижным образом жизни.

В зависимости от конкретного места работы возможны профессиональные заболевания, вызванные нарушениями правил безопасности и воздействием проникающей радиации, токов и радиоизлучения высокой частоты, физически и химически активных отходов экспериментальной работы и др.

Вилка зарплаты (в рублях в среднем в месяц):

в Москве и Московской области: 20 000 – 40 000

в крупных областных центрах: от 15 000 – 30 000;

в научных городках глубинки России: 10 000 – 25 000

за рубежом – от 2,5 тыс. евро

Кому из очень умных людей, вроде основателя кибернетики Норберта Винера, принадлежат слова: «Наука – это способ удовлетворить личное любопытство за счет общества».

Эта статья посвящена сразу трем специальностям – математике, физике и астрономии, потому что проблемы современной российской науки имеют общий характер, и в том, что сегодня нужно знать об этих возможных направлениях деятельности гораздо больше общего, чем различного. Развитие науки и техники уже привело к тому, что разделись людей, занятых этими видами деятельности практически невозможно. Многие физические эксперименты сейчас проводится в «пробирке», точнее, моделируются на компьютерах, и подготовка такого эксперимента – написание соответствующих программ. Перед физиком стоит задача успешного владения прикладной математикой и кибернетикой. Даже если этими вопросами в его научной группе занимается специально приглашенный специалист по математике. Математическая физика – давний и устоявшийся раздел теоретической. Астрономия в наше время настолько превратилась в физику космоса с различными подразделами, что само это название сохранилось только для той части физики, которая продолжает наблюдения – радиоэлектронные и оптические за видимой частью Вселенной. Есть уже космическая геология, занятая изучением геологического строения и химического состава ближайших к нам планет Солнечной системы, метеоритов и комет, а также звезд. Как правило, современная наука выстраивается в виде отдельных научных коллективов, создаваемых из разных специалистов для решения определенных познавательных задач. Большое число научных открытий рождается именно на стыке наук, а математика – как всеобщий научный язык – позволяет оказаться в «нужное время на нужном месте».

Как люди сейчас попадают в науку и каковы сейчас перспективы успешной жизни и удачной карьеры в этой сфере?

Двадцать лет назад наука была устроена так: были институты академические – они входили в состав Академии наук и считались местом, где «делается» «настоящая наука», были ведомственные институты, например, Министерства среднего машиностроения – под этим забавным «средним» скрывались структуры, связанные с атомным производством и атомным оружием. Были еще учебные заведения, кафедры которых теоретически также участвовали в научной работе, должны был заниматься собственными разработками. Судя по ряду позиций – космосу, военному ракетостроению, по ряду оригинальных разработок, например, экранолетам Алексеева, и по статьям в журнале «Наука и жизнь» о Бюроканской астрономической обсерватории – в Советском Союзе наука занимала достаточно престижное место. Фильмы вроде «Девять дней одного года», «Иду на грозу» были наполнены романтизмом научного поиска, самоотверженности. Во всяком случае, идея решения научной проблемы во что бы то ни стало и вопреки всему до 1986 года казалась вполне симпатичной и увлекательной. Но со взрывом чернобыльского реактора симпатия как-то испарилась. Тем более, что в некоторых сообщениях о катастрофе упоминались «научные эксперименты в режиме выключения реактора».

Наверное, с этой катастрофой исчезло и романтическое отношение к науке. Пришло понимание, какое это часто страшное и опасное занятие, высвобождающее могучую энергию атомов и вещества. Но представление о необходимости науки. Ее важной роли для общества и развития исчезнуть не могло. Скорее, произошло взросление: отношение к науке стало более прагматичным.

Карьера в науке недавнего времени выстраивалась следующим образом.

С начала 1970-х годов на школьном уровне проводились различные олимпиады для школьников – по математике. Физике и т.д., позволявшие достаточно рано выявлять талантливых школьников. Часть из них могла поступить в физико-математические школы при университетах (например, ФМШ при Новосибирском государственном университете). Дальше следовала учеба в перспективном вузе – как правило, таких вузов было несколько, из которых относительно легко открывались перспективы интересной работы и дальнейшего роста. Вузы Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга) – Московский государственный университет, вузы по направлениям – МАИ (Московский авиационный – проблемы авиации и космоса), МВТУ им. Баумана (ракетное направление) и т.д., затем шли университеты при известных Академгородках и научных центрах: Новосибирский, Красноярский и т.д. Важным фактором при этом всегда была активная позиция студента: участие в научных кружках, самостоятельная подготовка обзоров и рефератов, углубление и развитие знаний, участие в лабораторных работах. Интерес к науке, проявляемый уже на студенческой скамье и определенные успехи позволяли зарекомендовать себя и оказаться на хорошем счету у уже известных ученых и признанных специалистов. В этом отношении ничего измениться не может: если желание заниматься наукой не проявляется в активной позиции студента, значит, никакого интереса к науке у студента на самом деле нет, и он ошибся, выбрав себе стезю ученого.

По окончании вуза начиналось распределение. Фактически речь шла об удовлетворении госзаказа на специалистов со стороны различных министерств и ведомств, в основном занимавшихся прикладными проблемами и научными разработками военно-оборонного характера. Физики были нужны ядерной и ракетной промышленности, физика сплавов и теплотехники стояли на службе двигателестроения, радиоэлектроника решала проблемы обнаружения летающих объектов «на дальних подступах», масса проблем была у ракетчиков – от наведения ракет до полетов на Марс; лазеры, авиация, физика взрывов – наука служила военной индустрии, сажавшей ученых в «шарашки», закрытые лаборатории и целые городки. Математики были нужны, чтобы все это «обсчитывать»; с развитием кибернетики задача «считать» у математиков приобрела новый и очень интересный смысл. Особняком во всем этом стояла астрономия, в обыденном представлении служившая только удовлетворению интереса к звездам. Но по мере развития техники, по мере развития научных представлений, обнаруживших интересные параллели и соответствия между макромиром Вселенной и микромиром строения вещества, астрономия стала вызывать все больший интерес. Изменились представления и о том, что для нас интересно в космосе, и представления о людях, занимающихся им. Астрономия стала физикой космоса. Оторванного от жизни ученого с телескопом и академической шапочкой на голове давно уже нет. Слишком много важного и интересного можно узнать, изучая космос современными средствами. А результат изучения может стать основанием интересных научных открытий. Например из современных представлений о происхождении Солнечной системы и распределении в ней «строительного материала» — различных элементов, можно сделать выводы о составе и строении Земли, чрезвычайно важные для геологии.

Какая-то перспектива открытости и занятий чистой наукой открывалось только по линии институтов Академии наук или в преподавании. Большинство выпускников вузов оказывались в закрытых лабораториях на должности младших научных сотрудников, лучшие из них «с отрывом или без отрыва от производства» поступали в аспирантуры и начинали писать диссертации под руководством своих же «завлабов» – заведующих лабораториями. Лучшие из лучших в конце концов сами защищали докторские диссертации по разрабатываемым ими темам, становились завлабами, директорами институтов и академиками, получали государственные награды, специальные пайки и жилье по увеличенной норме (доктор наук имел право на дополнительную комнату в квартире).

Но система эта была плохо увязана с экономикой. Атомные бомбы, ракеты, лазеры и многое другое делались «любой ценой», в логике выживания и противостояния. О мирном экономическом применению разработок речи практически не было. Все открытия засекречивались, а перспективные разработки оценивались только точки зрения будущей войны: пригодятся или нет? Поэтому экранолеты так и не смогли до сих пор найти своего применения, а мощный реактивный самолет-амфибия А-40 «Альбатрос» (Бе-42) только в последние годы показал свою выдающую эффективность и многоцелевое назначение в качестве самолета-пожарного и спасателя. И этот проект, в том числе и его различные гражданские модификации, оказался заморожен из-за отсутствия средств.

Закрытость вела к деградации и неэффективности. В настоящее время Россия официально располагает 17% научных кадров всего мира (и это при том оттоке «мозгов», который происходил в 1990-е годы!), но при этом коэффициент инноваций (внедрения открытий в жизнь) составляет всего 1%. Можно сравнить: у Америки есть GPS – система космической ориентации на местности, которая является открытой (совместно используется военными США и всеми желающими за отдельную плату) и которой пользуются по всему миру летчики гражданской авиации, капитаны кораблей, автомобилисты, туристы и т.д. Достаточно купить приборчик GPS, ввести в него данные и с точностью до нескольких метров тут же узнать свое местонахождение на земном шарике. Благодаря этому армия США пользуется этой системой практически бесплатно, а в случае нужды просто отключит всех гражданских, остановив современную жизнь на всех континентах. У России есть такой же ГЛОНАСС, на который не хватает денег. Зато гражданские пользоваться им до настоящего времени практически не могли ни бесплатно, ни за деньги.

Понятна позиция современных прагматичных руководителей России, не расположенных финансировать науку такой степени неэффективности. Нужны точки роста, точки внедрения, дающие экономическую отдачу, открывающие возможности самофинансирования и самообеспеченности. Одним из таких примеров может стать разворачивающая сейчас деятельность но развитию нанотехнологий.

Сегодня наука очень сильно интернационализируется, есть достаточно большой шанс оказаться в составе международной группы, работающей над какой-то проблемой.

Модель становления современного ученого: (1) международный или российский грант. Временный рабочий коллектив. (2) Открытие или разработка, основанная на каком-либо научном открытии. (3) Создание внедренческой фирмы (наука + внедрение). (4) Организация эффективного коммерческого использования разработки. Рыночный успех. Далее следует повторение цикла.

Сегодняшнее поколение выпускников российских школ имеет много шансов на реализацию подобной карьерной модели.

Путь в науку начинается в школе. Уже школьнику следует понять и принять мысль, что продвижение в науку – его собственное дело, результат его учебной и познавательной активности. Он начинается с интереса к каким-либо научным направлениям или проблемам и выражается в активной позиции школьника по интересующим его вопросам. Это – чтение книг, написание рефератов, активность в Интернете, развитие отношений с учителями интересующего профиля, участие в различных интеллектуальных соревнованиях и тематических Олимпиадах. Еще на школьной скамье можно попробовать установить отношения с вузом, в котором предполагается продолжить обучение. Проявить себя можно и на дне открытых дверей, которые стали традиционными в современных вузах, можно попробовать списаться по электронной почте, использовать подготовительные курсы, чтобы показать себя с лучшей сторон. Лето можно использовать для участия в работе летних ФМШ, традиции проведения которых сохранены многими вузами.

Следующий этап начинается в вузе. Познавательная активность студента и его желание принимать участие в реальной научной работе имеют принципиальное значение. Как правило, в вузе всегда находится время и силы для организации студенческой научной работы. Есть гранты, выделяемые российскими и международными организациями на такую деятельность, есть возможности принимать участие в российских и международных студенческих симпозиумах. Не дожидаясь завершения учебы уже на 1–2 курсе можно определиться с научным направлением, найти научного руководителя. Который поможет сделать первые серьезные шаги по научной лестнице, привлечь к какой-либо простой работе в составе научного коллектива или группы. Участие в студенческих и других научных конференциях, симпозиумах, встречах, дополнительное изучение литературы и источников, практическое участие в работе научных групп, самостоятельная работа — обязательны! Тем более, что при современной системе распределения выпускников вузов по специальностям, удачное распределение для включения в серьезную и интересную работу возможно только при личной активности.

Такая позиция даст новые знакомства и контакты, интерес и уважение со стороны уже сложившихся и известных специалистов. Дверь – откроется! Что вы будете там делать – зависит в дальнейшем только от вас. Перспективы зависят только от ваших знаний, умения их использовать и любви к решению загадок и проблем, которые люди могут найти где угодно – от земли под ногами до звёздного неба над головой.

Многие помнят еще со старших классов, а также со времени университетского и среднего специального образования, непонимание, зачем детям преподают такое большое количество «ненужных» предметов. Очень часто студенты, поступая на ту или иную специальность, недоумевают, зачем они учат психологию, если им нужен диплом программиста и наоборот. Зачем, например, биологу или географу прикладная математика?

В сфере медицины знания прикладной математики пригодятся в генной инженерии, медицинском приборостроении, биотехнических системах.

Полезная наука

Прикладная математика – это область математики, которая занимается использованием математических методов и алгоритмов в других научных и практических областях. Примеры такого применения очень разнообразны – это численные методы, линейное программирование, математическая физика, оптимизация, исследование операций, аналитика, биоматематика, биоинформатика, теории игр, информации и вероятности, статистический анализ, а также финансовая математика, теория страхования и многое другое.

С одной стороны, нельзя точно сказать, что же такое прикладная математика. Но ясно одно – этот предмет находит свое применения во многих современных сферах деятельности и науке.

Кто «дружит» с математикой

Одной из самых , где без прикладной математики не обойтись, является . В работе программиста прикладная математика применяется для линейного программирования, теории информации и процессов оптимизации программных продуктов. Данная все сильнее набирает популярность, так как работа с компьютерной техникой становится более распространенной и применяемой, чем, к примеру, 10 лет назад.

Еще одной не менее интересной и нужной профессией, в которой требуются знания методов прикладной математики, является системный аналитик. Эта сфера деятельности подразумевает работу с большими массивами данных, а также моделями реальных объектов, их анализом и применением полученных расчетов на практике. Для данных целей используется исследование операций, теория статистики, оптимизация моделей и методов, которые применяются на экономических объектах.

В космонавтике используются все достижения математики и техники, поэтому без освоения прикладной математики в этой области работать не получится.

Ну и конечно, не стоит забывать о такой нужной профессии, как бухгалтер. Здесь прикладная математика также нашла свое применение. Она нужна для решения задач теории статистики, финансовой математики и исследования операций. Данная профессия чрезвычайно значима для любого предприятия, так как без контроля баланса даже самая успешная идея провалится еще в начале своего существования.