Причины глобальных проблем человечества философия. Глобальные проблемы современности и их философское осмысление. Рассмотрим теперь некоторые из глобальных проблем подробнее и попробуем понять, как их можно преодолеть

Что охватывается понятием «глобальные проблемы»? Какие особые признаки позволяют говорить о них, как о явлении всего человечества? Ответы на эти вопросы важны как в теоретических номах, так и в практическом плане, поскольку от этого зависят основные нации поиска путей их решения.

Этимологически термин «глобальный» происходит, с французского «global», что означает целый, весь, общий. Отсюда наиболее распространенным является определение, согласно которому проблемы, которые затрагивают интересы человечества в целом и каждого человека в разных точках планеты, т.е. носящие планетарный общечеловеческий характер, принято называть глобальными.

Глобальные проблемы охватывают весь земной шар, причем не только часть, где проживают люди, но и другую ее поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающих в сферу деятельности человека. Важно при этом отметить, что любая проблема лишь тогда может считаться глобальным, когда она актуальна отношении любого региона, т.е. проявляется в них. Для более строгого определения глобальных проблем в отличие от всех других в науке и философии, кроме «географического», вводятся дополнительные критерии, которые характеризуют их со стороны существенных черт, которыми они владеют. Большинство исследователей определяют такие особые черты, отделяют собственно глобальные проблемы от любых других:

  • 1. По своей сути глобальные проблемы затрагивают интересы не только отдельных людей, народов, государств или групп государств, а всего человечества, т.е. носят планетарный, общечеловеческий характер.
  • 2. Эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы, а потому требуют немедленных решений.
  • 3. Нерешенность глобальных проблем представляет угрозу для существования человечества: может привести к гибели цивилизации как таковой.
  • 4. Глобальные проблемы не могут быть решены усилиями отдельных государств, а требуют целенаправленного согласованного действия, объединение всех народов, всего мирового сообщества.

Принципиальной особенностью глобальных проблем их комплексность, т.е. сложная взаимозависимость, взаимообусловленность и тесная связь между собой

Обновление или наоборот решения одной из них прямо или косвенно отражается на всей системе глобальных проблем современности. Поэтому решение одной из глобальных проблем предполагает учет на нее влияния других проблем.

Характерной чертой глобальных проблем их динамизм, есть возможность увеличения количества проблем, которые относятся к глобальным, или наоборот уменьшение по мере их решения. Ярким примером является проблема терроризма, которая перерастает в глобальную проблему на наших глазах. Фролов И.Т., Загладин В.В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты - М., Международные отношения, 2002г.С 42.

Среди различных подходов к классификации глобальных проблем наибольшее признание в современной науке имеет разделение, учитывающие объекты, которые испытывают на себе действие этих проблем и деятельность субъектов, которые вызывают обострение их.

Первую группу глобальных проблем составляют, проблемы, которые характеризуются наибольшей всеобщностью и актуальностью и вытекающие из взаимодействия между такими социальными общностями людей как государство, народы, нации, социально-экономические системы и т.д., поэтому их называют интерсоциальными. Эти проблемы обусловлены общественно-политическими реалиями, которые предопределяют прежде противоречия между различными государствами мира. К одной из важных проблем этой группе относят проблему устранения войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира, установление нового экономического порядка, направленного на преодоление экономического, экологической, научно-технической отсталости развивающихся стран, преодолении и полную ликвидацию терроризма.

Вторая группа объединяет те проблемы, которые возникают в результате взаимодействия человека и общества с природой - это природно-социальные проблемы. Во второй половине XX в. было отмечено, что человеческое общество должно не только черты преемственности по отношению к органическому миру, который породил его, но и глубокие принципиально отличительные черты, которые выделяют человечество из всего биологического мира. Эти черты, как считал Ю.П.Трусов, связаны с разумом, познанием мира и социальным организованным трудом. Это позволило ему выделить из биосферы особую область - ноосферу, т.е. сферу разума, продуктом которой является техника в самом широком понимании, включающем искусство, науку и литературу как кристаллизацию деятельности разума.

Но плоды рук человеческих имеют существенное отличие от творений природы. Человеческое творчество вырывает из природы частицы вещества и вжимает их в кандалы формы. Камни превращаются в пирамиды, металл - в танки и станки, шерсть - в одежду. А эти предметы лишены саморазвития, они могут только разрушаться. Итак, человек занимает промежуточное положение между мертвой техносферой и живой природой. Это означает, что они находятся в оппозиции. И как бы мы не относились к идее существования ноосферы, полярность техники и жизни бесспорна. Этот антагонизм и лежит в основе данной группы глобальных проблем. К ним в первую очередь относится экологическая проблема, а также энергетическая, минерально-сырьевая и проблема освоения космоса и Мирового океана. Третью группу составляют проблемы, связанные с отношениями между человеком и обществом - это антропосоциальные проблемы. К ним в первую очередь относится демографическая, а также проблемы здравоохранения, нищеты и голода.

Каждый из трех блоков глобальных проблем имеет свою специфику, но они образуют целостную систему, ядром которой является проблема человека и его будущего, которая превратилась в общенаучную и требует для своего решения объединения усилий представителей всех областей знания естественных, общественных и технических наук.

Итак, круг глобальных проблем, стоящих перед человечеством, достаточно широк, и каждая из них - результат действия специфических причин и предпосылок, а с другой стороны закономерно возникает вопрос: если все эти проблемы носят планетарный характер, если они затрагивают интересы и судьбы всего человечества, то очевидно, существуют и общие факторы, которые их порождают, ведут к обострению и углублению. Какие же это факторы. Фролов И.Т. Сущность и значение глобальных проблем. - М.: Знание, 2002.С 48.

Следует отметить, что обострение глобальных проблем е наследником комплекса причин и противоречий второй половины XX века. Наиболее общей причиной превращения ранее локальных и региональных проблем в глобальные е быстрый рост интернационализации хозяйственной, социально-политической и духовной жизни общества, в которых проявляется общая тенденция превращения в будущем человечества в целостную систему, единый субъект социального действия. Уже сейчас создается взаимосвязанный, во многом целостный мир, в котором с необходимостью возникают проблемы, свойственные развитию человечества в целом. Понятно, что несвоевременное решение этих проблем приводит к тому, что они приобретают характер глобальных.

В свою очередь возникновение глобальных проблем, их обострения способствует дальнейшему усилению всемирного характера многих общественных процессов, в частности, что касается центрального вопроса международных отношений - обеспечение мира на Земле и решения других глобальных проблем современности. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.С. 27-28.

Техническая цивилизация, которая разъедает наш общий дом сегодня, возникла и эксплуатируется не сама по себе, а в рамках определенной культуры. В культуре производятся те ценности, которые ориентируют человечество на неограниченное развитие технических средств, эксплуатацию природных запасов. В культуре было заложено отношение о неограниченности этих запасов и право бесконтрольно распоряжаться ими. Культура формирует людей проводить эксперименты в Чернобыле, уничтожать запасы пресной воды, разворачивать атомное вооружение и т.п.

И в этой связи самая страшная из всех катастроф - это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты разного уничтожения человечества, сколько антропологическая - уничтожение человека в человеке. Причина многих бед заключается в ошибках, допущенных человечеством, и более того - в выборе ложных ориентиров, следствием которых является не только нанесение природе вред, но и вред человеческой сущности. Ряд катастроф, в частности в нашей стране является следствием нашей некультурности, безответственности и недостойного организации.

Таким образом, причины глобальных проблем своими корнями: достигают истории становления современной цивилизации, породившей кризис и индустриального общества и технически ориентированной культуры в целом, охватившей весь комплекс взаимодействий людей между собой, с обществом, с природой. Этот кризис распространилась практически на все мировое сообщество, даже на самые удаленные от центров цивилизации регионы. Все это дало основания назвать нашу планету «общим домом», а проблемы, которые оказались общими для всех людей - глобальными.

Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом.

Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

К глобальным проблемам современности относятся:

Этот набор не является постоянным и по мере развития человеческой цивилизации меняется понимание существующих глобальных проблем, корректируется их приоритетность, а также зарождаются новые глобальные проблемы (освоения космического пространства, управления погодой и климатом и др.).

Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним.

Одной из главных глобальных проблем является проблема бедности . Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода) в наименее развитых странах, а также несбалансированности питания в развитых. Ее решение будет во многом зависеть от эффективного использования , научно-технического прогресса в сфере сельского хозяйства и от уровня государственной поддержки.

Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Если развитые страны решают эту проблему сейчас прежде всего за счет замедления роста своего спроса путем снижения энергоемкости, то в остальных странах идет сравнительно быстрый рост энергопотребления. К этому может добавиться растущая конкуренция на мировом рынке энергоресурсов между развитыми странами и новыми крупными индустриальными странами (Китай, Индия, Бразилия). Все эти обстоятельства в сочетании с военно-политической нестабильностью в некоторых регионах могут обусловливать значительные колебания в уровне на энергоресурсы и серьезно влиять на динамику спроса и предложения, а также производства и потребления энергетических товаров, создавая подчас кризисные ситуации.

Экологический потенциал мировой экономики все больше подрывается хозяйственной деятельностью человечества. Ответом на это стала концепция экологически устойчивого развития . Она предполагает развитие всех стран мира с учетом настоящих потребностей, но не подрывающее интересы будущих поколений.

Защита окружающей среды является важной частью развития. В 70-х гг. 20 века экономисты осознали важное значение проблем окружающей среды для экономического развития. Процессы деградации окружающей среды могут иметь самовоспроизводящийся характер, что грозит обществу необратимым разрушение и исчерпанием ресурсов.

Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых — эмиграция и реформирование пенсионной системы.

Взаимосвязь роста населения и экономического роста длительное время является предметом исследования экономистов. В результате исследований выработалось два подхода к оценке влияния роста населения на экономическое развитие. Первый подход в той или иной степени связан с теорией Мальтуса, который полагал, что рост населения опережает рост и поэтому население мира неизбежно . Современный подход к оценке роли народонаселения на экономику является комплексным и выявляет как положительные, так и негативные факторы влияния роста населения на .

Многие специалисты считают, что действительная проблема — не рост населения сам по себе, а следующие проблемы:

  • слаборазвитость — отсталость в развитии;
  • истощение мировых ресурсов и разрушение окружающей среды.

Проблема развития человеческого потенциала — это проблема соответствия качественных характеристик характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Нарастающая , взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз , от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам.

Проблема Мирового океана — это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана — это прежде всего проблема его выживания и, следовательно, выживания современного человека.

Пути решения глобальных проблем современности

Решение названных проблем является сегодня актуальной задачей для всего человечества. От того когда и как они начнут решаться зависит выживание людей. Выделяют следующие пути решения глобальных проблем современности.

Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.;

Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;

Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха;

Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах;

Предотвращение негативных последствий современной научно-технической революции;

Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

по теме: «Глобальные проблемы современности»

Подготовил:

доктор философских наук,

профессор Науменко С.П.

Белгород – 2008

Литература:

Основная

1. Введение в философию /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1986. IIч. Глава XVIII. С.585-618.

2. Кохановский В. Философия. – Ростов-на-Дону, 1998. Глава XIV. С.541-570.

3. Радугин А.А. Философия. – М., 1998. С.249-260.

Дополнительная


Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступает в качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, потребовалось внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция на которой присутствовали главы правительств многих государств, которые приняли документы, где говорится, что ценности, которые предлагает Запад ведут человечество к гибели.

Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований. В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими науками – экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. В 90-е годы возникла новая область междисциплинарных исследований, получившая название глобалистики. Глобальные проблемы изучаются также философией в мировоззренческом, методологическом, социально-гуманитарном аспектах. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. В то же время этот анализ необходим, помимо его эвристической ценности, для дальнейших исследований, так как способствует интеграции частных наук, нуждающихся в согласованности о координации при исследовании глобальных проблем. Философия становится для представителей различных научных дисциплин связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность.

Каждая эпоха рождает свою философию. Современная философия должна стать прежде всего философией выживания. Задача современной философии состоит в поиске таких ценностей и социальных систем, которые обеспечили бы выживание человечества. Новая философия призвана выработать модель решения глобальных проблем, помочь практической ориентации человека в современном мире в деле выживания цивилизации.

Новый импульс заключается в развитии прикладной философии, имеющей дело с практическими проблемами. Без философского видения всей ситуации в целом ни дна из глобальных проблем не может получить принципиальное решение.

Специфика философского осмысления глобальных проблем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Таким образом, к извечным философским проблемам бытия, познания, смысла жизни человека и т.д. современная эпоха добавила принципиально новую тему – сохранение жизни на Земле и выживание человечества.


Осознание человечества как общепланетарного фактора происходит не только за счет позитивных аспектов его влияния на мир, но и через целый спектр негативных последствий техногенного пути развития. Глобальность этих проблем не позволяет их решать регионально, т.е. в плане одного или нескольких государств. В организационном плане решение глобальных проблем неизбежно потребует создания особого «генерального штаба человечества», который должен определить стратегию использования знаний для предотвращения глобальных катастроф.

При выяснении путей решения глобальных проблем следует определить стратегию их решения. Здесь в качестве отправного пункта можно взять их классификацию на три взаимосвязанных группы. Сегодня имеется множество попыток разработки путей решения глобальных проблем. И здесь особое место занимает Римский клуб, во главе которого долгое время находился Аурелио Печчеи. По инициативе этой неправительственной организации был осуществлен ряд крупных исследований, опубликованных в форме докладов. К их числу относятся: «Пределы роста», «Человечество у поворотного пункта», «Цели человечества» и др. В рамках этого направления осознается единство современной цивилизации и общность судеб всех стран и народов.

Глобальные проблемы во многом меняют сам подход к пониманию социального прогресса, заставили переоценивать те ценности, которые закладывались на протяжении всей истории цивилизации в ее основание. Для многих становится очевидным то, на что полстолетия назад обратил внимание академик В.И.Вернадский, который писал: «Человек впервые понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства, но и в планетарном аспекте». Такой обобщенный, общепланетарный взгляд на человека и его место в мире явился важным шагом к становлению глобального сознания на основе понимания человеком своей целостности. Следующий шаг состоит в нравственной переориентации людей, в осмыслении с этих позиций сложившейся ситуации и поиске практических путей выхода из нее.

Кризис современного общества в значительной мере обусловлен тотальным, глобальным отчуждением человека. Отсюда спасение человечества в усовершенствовании общества и в воспитании самого человека, а не только в научно-технических достижениях. Системная организация программ решения глобальных проблем предполагает использование глобального моделирования.

Глобальные проблемы требуют от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых отношений между людьми, а также отношений людей к природе.


1. Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. – М., 1996.

2. Лейбин В.М. Глобалистика - история и современность. – М., 1992.

3. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Вопросы философии. – 1992. – №8.

4. Наука и глобальные проблемы современности. Круглый стол //Вопросы философии. – 1984 – №7,8.

5. Ясперс К. Будущий мировой порядок //Век XX и мир. – 1990. – №9.

Философии принадлежит фундаментальная роль не только в развитии культуры человечества, но и в ее обосновании. В теоретическом плане такая «охранительная» функция этой дисциплины состоит в своего рода поиске ответов на вопросы о том, что именно в материальном и духовном бытии людей относится к настоящим ценностям. То есть философия разрабатывает онтологию культуры. Успешный поиск ответов является необходимой предпосылкой сохранения нормальной среды, помогающей выжить человечеству и решить основные глобальные проблемы современности. Основная функция и, наверное, высшая миссия философии, а также главная ценность для общества состоит, таким образом, в ее антропологическом предназначении. Она должна содействовать тому, чтобы человек укоренился в окружающем мире не только как сознательное, но и как разумное и моральное существо.

Глобальные проблемы современности и их обострение

В настоящее время, когда возникает столько серьезных вопросов, связанных с охраной окружающей среды, войнами, распространением оружия массового поражения, голодом и преодолением бедности, философия имеет особое предназначение. Она должна продемонстрировать, насколько опасно утилитарное отношение к природе. Она делает анализ того, где проходит граница этого прагматизма. Она такж

е призвана показать нам альтернативу, которая смогла бы и дальше вести человеческую цивилизацию по пути прогресса, и в то же время не погубить планету. Сейчас, на переломе тысячелетий, нет ничего более актуального, чем сохранить жизнь на Земле, а также противостоять глобальной катастрофе человечества. Ведь философия обладает моральными принципами, которых часто лишены естественно-математические науки. Современные мыслители не могут абстрагироваться от возможного апокалипсиса. Глобальные проблемы современности должны заставить философию вновь сделаться «учительницей жизни», как в античные времена.

Фундаментальные задачи философии в обществе

Несмотря на то, что многие считают «любовь к мудрости» не наукой, а идеологией, указывая на ее связь с политикой, между этими двумя культурными феноменами нет прямого тождества. Это абсолютно разные виды общественного сознания. Ведь философия осмысливает стратегические пути дальнейшего существования человечества, пытаясь преодолеть глобальные проблемы современности. Политика же часто создает их. Философия - если сравнивать ее с оружием - обладает зарядом гуманитарного дальнего действия. Разве мы можем сказать то же самое о политике? Она на наших г

лазах порождает гуманитарные катастрофы, поскольку представляет интересы групп людей, устремленных к абсолютной власти. Важно также сделать ударение на том, что и в аспекте развития личности ценность философии не менее значима. Ведь она пробуждает у человека творческий, конструктивный порыв - основу общественной практики и прогресса в будущем. Она воспитывает поколения, способные справиться с искушениями наживы и тотального контроля и начать думать о будущем нашей планеты. Глобальные проблемы современности не могут быть решены, если у человека не будет устремления к новым горизонтам своего сознания, представлений о возможной картине мира. Недаром Платон в диалоге «Тимей» расценил философию как подарок богов, лучше которого ничего и быть не может.

Во второй половине нынешнего столетия сформировалось и такое течение, как философия глобальных проблем. Оно ориенти­ровано на осмысление острых противоречий и проблем в разви­тии современного человечества, их истоки и проявления, тенден­ции развития, пути и способы их решения. Глобальные проблемы (экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и иные) представляют собой комплекс сложных противоречий, ко­торые охватывают своим воздействием все человечество и ставят на повестку дня вопрос о выживании и дальнейшем существовании человечества. В рамках этого течения осознается и подчеркивает­ся единство современной цивилизации и общность судеб всех стран и народов. Волею судьбы оказавшись в одной лодке, они обречены на то, чтобы сообща искать и находить пути и способы выживания.

Интенсивное развитие философии глобальных проблем нача­лось в 60-е годы. В это время началась активная разработка тео­ретических моделей будущего человечества. В 1968 г. был обра­зован Римский клуб - неправительственная международная ор­ганизация, объединившая ученых и специалистов из нескольких десятков стран. В него вошел ряд известных ученых (Дж. Фор-рестер, Д. Медоуз, М. Месарович ), а первым президентом клуба стал итальянский ученый Аурелио Печчеи (1908 - 1984 гг.). Дея­тельность этой организации была направлена в первую очередь на всестороннее осмысление глобальных проблем, поиск путей их практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. К их числу относятся «Пределы роста» (1972 г.), «Человечество у поворотного пункта» (1974 г.), «Цели для человечества» (1977 г.), «Нет пределов обучению» (1979 г.), «Революция босоногих» (1985 г.) и другие. В деятельно­сти Римского клуба неизменно затрагивались вопросы прекра­щения разрушительной и бессмысленной гонки ядерных воору­жений, напряженная экологическая ситуация на планете, соци­альное расслоение в мире. Стержнем теоретической деятельности клуба стала проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений*. Было подчеркнуто, что выживание человечества и его будущее возможны лишь путях совершенствования и развития человеческих качеств, через «Человеческую Революцию» и формирование так называемого нового гуманизма.

B своей книге «Человеческие качества» А. Печчеи сформулировал основной тезис собственной концепции: выживание и будущее человечества возможны лишь на путях Человеческой Революции, т.е. совершенствование духовного мира людей. Все интеллектуальное могущество человека должно быть употреблено в первую очередь для его культурной эволюции. Очевидно, что существующие в мире глобальные проблемы в значительной мере являются результатом очень медленного протекания такой эволюции, проявлением несоответствия между научно-техническим и духовно-нравственным прогрессом человечества.

По убеждению Печчеи, основная проблема сейчас - это острая необходимость совершенствования человеческих качеств. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. До сих пор человек вместо того, чтобы изменяться самому, предпочитал преобразовывать внешний мир, став в нем «звездой первой величины» и создав «империю человека». В итоге человек может стать, по мнению Печчеи, пленником собственных страстей, желаний и амбиций и оказаться одиноким странником посреди зыбучих песков пустыни. Человек XX столетия стал утрачивать чувство реальности, перестал трезво оценивать свою роль и место в мире, смысл жизни и призвание. Все это есть, по сути дела, эпохальный кризис, который пронизывает все стороны жизни современной цивилизации.

Выход из этого кризиса Печчеи видел в так называемом «новом гуманизме», который призван обеспечить трансформацию человека, коренное изменение его качеств и восстановить тем самым кулътурную эволюцию человеческого рода. В возврате к этой эволюции и состоит, по убеждению ученого, суть Человеческой Революции как первейшего условия самосохранения человечества. Новый гуманизм должен включить в себя, прежде всего чувство глобальности (единство человечества), любовь к справедливости, неприятие насилия.

Увязывание глобальных проблем современного человечества с кризисом человека имеет место и в творчестве других мыслителей и ученых. Так, немецко-французский ученый Альберт Швейцер (1875 - 1965 гг.) выдвинул концепцию «новой этики». По его убеж­дению, подлинной этикой в наше время может быть лишь безгра­ничная ответственность за жизнь на планете. Благоговение перед жизнью в Космосе должно стать исходным принципом современно­го гуманизма. Гуманно лишь то, что способствует сохранению и развитию жизни, включая и человеческую. Если сутью «старого» гуманизма (период Нового времени) было покорение внешнего ми­ра для человека, то сутью «нового» гуманизма должно стать прими­рение с этим миром, поиск гармоничного единства с ним, ориента­ция на ненасилие. «Помогать любой жизни» - вот в чем должна со­стоять основная установка «нового» гуманизма. Критерием разви­тия общества призвана быть степень гуманизма в нем, сохранение всех без исключения форм жизни.

На глобальные проявления кризиса современного человека ука­зывал и австрийский ученый Конрад Лоренц (1903 - 1989 гг.). Он подчеркивал, что на человеке XX века лежит много «смертных гре­хов». К ним относятся такие, как разрушение природной среды, глобальные и локальные военные конфликты, неконтролируемый рост населения, создание и совершенствование оружия массового поражения. В наше время происходит интенсивное разрушение че­ловеческого в человеке, и в XX столетии он, по сути дела, стал Де­миургом (творцом) Зла во всемирном масштабе. Если в XIX веке «Бог умер» (Ф. Ницше), то в XX веке «человек умер» (Э. Фромм), и с этим обстоятельством также связаны глубинные истоки и пред­посылки глобальных противоречий и проблем в развитии совре­менной цивилизации.

В наше время развитие человеческого рода создает почву для глубоких тревог и опасений, ведь в XX веке человечество создало предпосылки для самоуничтожения. Но укорененность разумных и нравственных начал в культуре общества все же порождает и наде­жду на лучшее будущее, на выживание человечества. Однако для реализации этой надежды потребуется выполнение ряда условий.

Во-первых, для разрешения глобальных проблем необходимо осознание их «стоков, остроты и масштабов, возможных негативных последствий накопления критической массы этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы представляют собой единое человечество с общими проблемами и интересами. Выживание человечества возможно лишь через ненасилие и сотрудничество на основе общечеловеческих ценностей.

Вo-вторых, для решения глобальных проблем требуется революция человеческих качеств и утверждение нового гуманизма. Ради собственного будущего современному человеку необходимо оказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психо­логии насильственного покорения природы и сосредоточиться на ином: на сохранении жизни во всех ее формах. Надо учиться культуре выживания, подчиняя этому весь свой духовный и физический опыт.

B-третьих, острота и масштабность глобальных проблем настоятельно побуждают перейти на так называемый устойчивый контролируемый (направляемый) тип развития. Всесторонняя и широкомасштабная деятельность человеческого рода должна быть постав-под разумный и предметный жесткий контроль. Прошедшая в 1992 году Конференция ООН по проблемам окружающей среды активно под­ла модель устойчивого развития и рекомендовала ее всем и государствам. Было подчеркнуто, что удовлетворение денных потребностей нынешних поколений не должно достигаться путем лишения такой возможности для последующих поколений людей. Необходима коэволюция, т.е. согласованное (партнерское) существование Человека и Природы. Будущее человечества ложно, если оно сумеет направить энергию своего Разума не на рушение, а на созидание, на поиск более цивилизованных форм го существования в Космосе и новой миссии в нем.