Сущность управления инновационным развитием предприятия. Методология исследования процесса управления инновационным развитием экономических субъектов реального сектора экономики. Использование инновационных технологий и их технико-экономические характерис

Управление инновационным развитием предприятий

Маснавиева Гульназ Фаилевна

аспирант

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

gulnaz55@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрено управление инновационным развитием предприятия, как один из важнейших составных частей экономического развития. Представлено инновационное развитие строительных предприятий с точки зрения организационно-управленческих аспектов. Определены основные задачи в процессе реализации инновационной политики строительного предприятия.

Abstract: In the article a management is considered by innovative development of enterprise, as one of major component parts of economic development. Innovative development of building enterprises is presented from the point of view of organizationally-administrative aspects. Basic tasks are certain in the process of realization of innovative policy of building enterprise.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, инновационная политика, управление

Keywords: innovations, innovative development, innovative policy, management

На сегодняшний день экономика оказалась в принципиально новых условиях, требующих от хозяйствующих субъектов в конкурентной борьбе доказать свое право на существование путем насыщения рынка новыми технологиями. В настоящее время все больше внимания уделяется инновационному развитию отдельных хозяйствующих субъектов, приходит осознание того, что это важнейшая составная часть экономического развития.

Увеличение роли инноваций в современных условиях предопределяет активизацию инновационной деятельности предприятий на основе повышения эффективности производства, осуществления перспективных научно-исследовательских разработок и реализации инновационных программ. Этому отвечает неуклонный рост, совершенствование управления инновационным развитием первичных звеньев всех сфер и отраслей национального хозяйства, в том числе строительства, роль которого все более возрастает в решении экономических и социальных задач страны и региона.

Необходимо отметить, что инновации – это не только использование высоких технологий, но и инновации в сфере управленческих решений. Для реализации возникающих перед предприятием инновационных задач необходима реорганизация системы управления предприятием на основе новых управленческих технологий – инновационных подходов в управлении строительных предприятий.

В сложившихся условиях в вопросе управления инновационным развитием строительного предприятия возрастает значение организационно-управленческих аспектов, направленных на эффективное обеспечение комплексного осуществления инновационной деятельности. Это обуславливается общим положением, что динамика инновационного развития строительных предприятий во многом зависит от организации эффективных форм взаимодействия государства, бизнеса и науки, а также коммуникационных связей, выступающих субъектами процесса развития. Тем самым инновационному развитию строительных предприятий способствуют все мероприятия, увеличивающие разнообразие в инновационной политике. Здесь следует учитывать, что она в основном определяется внутрифирменным уровнем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, который на предприятиях России сегодня следует считать недостаточным. В результате возрастает значение управленческих и организационных нововведений, обеспечивающих активизацию инновации.

При этом необходима направленность на успех инновационной политики и ее конкретная реализация, которая выражается в определенных действиях, увязанных между собой:

Контроль внешнего воздействия;

Контроль уровня подготовленности и ответственности линейных руководителей;

Контроль за реализацией политики предприятия;

Контроль уровня организационной культуры управления.

Любая новая стратегия требует адаптации общего поведения предприятия как социально-экономической системы, изменение приоритетов и ценностей, поведения руководителей и сотрудников, изменения методов управления и их инструментария.

В процессе реализации инновационной политики строительного предприятия решаются задачи:

Повышения эффективности процесса принятия решений через оптимизацию управленческо-технических аспектов, в том числе развитие и эффективное обучение кадрового персонала;

Реализации политики предприятия – в частности, вопросы снабженческого характера;

Улучшения управления документооборота и делопроизводства;

Повышения надежности системы инженерной и финансовой подготовки производства.

Таким образом, управление инновационным развитием предприятия представляет собой комплекс мер, вызывающих различные преобразования в организационной системе, трудовых отношениях, отношениях с поставщиками и потребителями продукции .

Результативность инновационного развития предприятия обуславливается взаимоувязкой основных факторов:

Потенциала науки, новых идей, открытий и разработок;

Структуры и потребностей производства;

Ресурсной базы инновационного развития;

Наличия эффективной системы управления, адекватной требованиям времени;

Совершенствование системы кадрового состава, взаимодействий отделов подразделений и работников.

Любое предприятие – это есть руководство - структура – планирование, то есть сбалансированность в четкой постановке вопроса, цели и его спланированности.

Правильная структура – обеспечение полной и эффективной занятости персонала, гибкости в использовании ресурсов и соответствия требованиям рынка.

Нарушение графиков, планов работ, завышение фактической стоимости относительно сметных затрат – основные показатели низкой эффективности предприятия. Из чего следует, что приведение в соответствие этих понятий занимает одну из первых строк по важности организации работ на предприятии.

Система автоматизации управления – автоматизация решения тактических задач предприятия, таких как, управление персоналом, объемами складских запасов, техникой и технологическими процессами, качеством продукции и услуг, финансами, условиями труда и производства, добычи исходных материалов.

Успех предприятия во многом зависит от выбора квалифицированного персонала, от правильного метода управления и точно сформулированной поставленной цели.

Расширенная концепция эволюционных преобразований в процессе инновационного развития предприятия включает структурные и кадровые аспекты. В рамках структурного подхода реализуются инновационные мероприятия с помощью изменений в организации управления и создания благоприятных условий для достижения целей развития. Кадровый подход предусматривает развитие персонала на базе повышения его квалификации, стимулирование его к готовности реализации инновационной стратегии развития.

Для эффективного решения рыночных и инновационных задач, стоящих перед предприятием, необходимо разработать систему управления инновационной деятельностью, основа которой - разбиение сложного процесса на простые компоненты и выстраивание своеобразного управленческого бизнес-процесса. Это дает целый ряд эффектов: работа из процесса превращается в целенаправленное движение, снижаются требования к квалификации персонала, резко возрастает производительность труда, снижается количество ошибок. Для реализации такого подхода необходимо разработать эффективную организационную структуру, систему управления финансами, сформировать службу маркетинга, обеспечить документооборот. Для каждого конкретного случая понадобится лишь доработка и чаще только небольшая “настройка” системы на конкретный бизнес. Управляющие инновационной компании будут погружены в готовую среду, которая заставит их работать по единым правилам, обеспечит управляемость компании.

Таким образом, обеспечивается снижение требований к квалификации в непрофильных направлениях управленческого персонала, где требование повышения эффективности исключает возможность снижения требований к квалификации. Это стало возможным благодаря тому, что сложный процесс сборки разбит на простые элементы, доступные персоналу любой квалификации.

Управление инновационным развитием в строительных предприятиях заключается в создании организационной структуры взаимодействия научных коллективов, конкретных сотрудников, которая усилит стимулы повышения уровня инновационных разработок, так как четкое распределение функций коллективов и их конкретных исполнителей позволит повысить эффективность, результативность инновационного развития предприятий производства и научных организаций . Такой подход требует углубления специализации с ориентацией на повышение эффективности функционирования строительных предприятий и их инновационного развития.

В отношении вопроса управленческих кадров – одним из проблемных, рассматриваемых сегодня – это отсутствие практики в учебных заведениях. Выпускники ВУЗов недостаточно представляют масштабы деятельности предприятий и понимают свое назначение в малом охвате. В связи с этим необходимо упорядочить, усовершенствовать методы преподавания в ВУЗах с увеличением времени образовательного процесса вне стен учебного заведения в условиях реального производства.

В значительной степени решение проблемы кадров может быть дополнена постоянным повышением квалификации специалистов и выработкой соответствующих программ.

Одним из наиболее болезненных процессов, в отношении кадрового аспекта, для любой фирмы является перестройка организационной структуры, затрагивающая материальные и карьерные интересы сотрудников. Основная проблема, возникающая в связи с этим, заключается в необходимости одновременного сохранения устойчивого "ядра" коллектива и введения новых работников. Эффективная организационная структура, кроме того, дает возможность как согласованного взаимодействия всех отделов, служб и должностных лиц в соответствии с принятыми планами, так и возможность самореализации всех работников, которые обеспечивают развитие, прогресс предприятия.

Прибегать к делегированию полномочий рано или поздно приходится каждому управленцу. Но далеко не все эффективно его используют, а зачастую и не знают, какими критериями следует руководствоваться.

Необходимо, чтобы система делегирования полномочий обеспечивала распределение и координацию задач и функций и чтобы были четко определены сферы ответственности.

Передача полномочий - достаточно эффективное средство управления, однако только за счет этого решить все проблемы нереально. Распределение обязанностей и ответственности наиболее эффективно, когда действительно

необходимо, хорошо подготовлено и квалифицированно осуществлено.

Подготовка управленческих кадров – обеспечение 100% выполнения работы путем повышения сознательности каждого человека – члена коллектива, который должен осознавать значимость выполняемой работы, понимать, что он есть тот «винтик» всего состава коллектива, без которого работа не продвигалась бы, но в то же время должен быть «скелет работы», то есть шаблон, по которому любой сотрудник мог выполнить его работу.

Внедрению эффективных управленческих технологий мешает отсутствие управленческой культуры, то есть привычки руководства и персонала работать в жестко заданном временном, функциональном, информационном и прочем регламенте, то есть отсутствие привычки “работать по правилам”. Разработанные методики позволяют реализовать управление проектами даже в небольших предприятиях, снизив издержки неквалифицированного управления.

Одним из основных задач инновационной политики строительных организаций сегодня остается проблема и документационного обеспечения управления, при помощи которого процессы документирования, организации документов и документооборота приобретают нормативный или упорядоченный характер. Сегодня это огромный процесс, требующий больших затрат, труда и времени. Для эффективного функционирования предприятия необходимо новые технологии организации делопроизводства, то есть, детально сформулированные правила работы предприятия.

В настоящее время различными фирмами разработано и внедрено большое число автоматизированных систем управления документацией, характеризующихся специфическими подходами и компьютерно-коммуникационными средствами реализации. Это легко сделать с помощью интернета, сетевой системы – проверка, контроль за ними – работа в системе, что немаловажно и при сотрудничестве с предприятиями-поставщиками. Такая работа позволит не только облегчить работу, но и улучшить качество и быстроту выполнения заданий.

Прежде всего, автоматизированные системы управления документацией должна выполнять все задачи документационного обеспечения управления в полном объеме: подготовку документов, их регистрацию, контроль за исполнением, поиск документов, их хранение и справочную работу по массиву документов. Эта система электронного документооборота.

Внедрение системы электронного документооборота позволяет автоматизировать большинство критичных для предприятий бизнес-процессов .

Электронный документооборот - автоматизированная многопользовательская система, сопровождающая процесс управления работой иерархической организации с целью обеспечения выполнения этой организацией своих функций. Система может значительно ускорить большое количество рутинных офисных бизнес-процессов, что немаловажно в развитии строительных предприятий.

Инновационное развитие с помощью внедрения изменений в вопросах структурного, кадрового аспекта и делопроизводства можно обобщить под инновациями в области управления, направленные на улучшение организационной структуры, методов принятия решений, условий труда, социального обеспечения коллектива.

Задачи управления предприятия включает в себя и вопросы снабжения, направленные на целевые изменения сбытовой деятельности – торговые инновации.

Снабжение – это огромный процесс, требующий реорганизаций на основе новых управленческих решений. Жизненный цикл продукции с момента его изготовления проходит целый кругооборот действий, прежде чем поступить «на прилавок». Для поддержания и улучшения системы этого кругооборота необходимо:

Постоянно совершенствовать технологию и систему контроля технического уровня, чему должно способствовать внедрение системы качества в соответствии с международными стандартами ИСО;

Ввести новый компьютеризированный метод учета и движения материальных средств, оборудования;

Упорядочивание складского хозяйства, введение к ним международных кодов для получения ИСО;

Новые технологии учета технических средств.

Комплексная система управления качеством разрабатываются на основе внутренних стандартов предприятия, предполагающее сочетание самоконтроля

исполнителя с внешним контролем.

Инновационное развитие строительных предприятий рассматривает экономические инновации, связанные с изменением методов планирования производственной деятельности и наличия комплексных автоматизированных систем.

В современном мире существует достаточно много компьютерных программ в области строительства – Гранд-смета, 1С и другие. Они постоянно обновляются и чаще используются на предприятиях. В вопросах финансовой деятельности имеет место программа «Бюджетирование (2.0)» - продукт нового поколения, позволяющий в комплексе автоматизировать задачи долгосрочного, краткосрочного и оперативного планирования финансово-хозяйственной деятельности и контроля исполнения планов.

Эта программа дает возможность более качественно планировать деятельность предприятия путем моделирования производственно-коммерческой деятельности в любых горизонтах планирования с любой детализацией временных интервалов. Длина интервала планирования может составлять от одного дня до недели, месяца, квартала, года.

В рамках разрабатываемой комплексной автоматизированной системы проектирования и управления строительным комплексом получает все большее признание и применение программный комплекс «Инвестор», который позволяет значительно снизить трудозатраты и сократить время создания проектно-технологической документации, путем ее преобразования из традиционной проектно-сметной.

Инвестор – программный комплекс, который позволяет создать в автоматизированном режиме информационно-правовую основу определения стоимости строительства, полностью соответствующую реальным организационно-технологическим и экономическим условиям работы каждого участника строительного процесса.

«Инвестор» и создан с этой целью, а также с целью:

Упрощения расчетов в определении стоимости строительства на различных этапах инвестирования проекта;

Автоматизированного расчета объемов работ проекта и потребности в ресурсах, с использованием программных комплексов автоматизированного

проектирования и действующих сметных нормативов;

Определения сроков строительства, распределения ресурсных и финансовых потребностей проекта во времени, с использованием программных комплексов

управления проектами (Microsoft Project и Spider Project)

Подготовки информационной основы для определения стоимости и реализации последующих проектов, с использованием информации об уже построенных объектах.

Использование данных продуктов совместно с ранее используемыми в строительных организациях, на мой взгляд, даст достаточный успех, лучший результат в развитии инноваций и самого предприятия в целом.

Таким образом, схематично, управление инновационным развитием предприятий представлена на рис.1:

Рис.1. Управление инновационным развитием предприятий

Инновационное развитие предприятия необходимо точно также проектировать, как и любую систему. Необходимо не только определить задачи, стоящие перед предприятием, но и создать систему, обеспечивающую переход предприятия в это состояние, определить необходимые ресурсы, разработать бизнес-процессы инновационной деятельности. Только так можно рассчитывать на успех в работе и деньгах.

Все выше перечисленные факторы, безусловно, влияют на инновационное развитие строительных предприятий и позволяют управлять их деятельностью в современных экономических условиях.

Библиографический список:

  1. Афанасьева Л. П. Электронные документы в документообороте и архиве организации / Л. П. Афанасьева. // Секретарское дело. 2008.№1
  2. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2003.
  3. Организационная структура предприятия [Электронный доступ] – Режим доступа: http://quality.eup.ru/DOCUM3/osp.html
  4. Яновский А., 2007г. [Электронный ресурс] – Режим доступа:

Одной из отличительных особенностей функционирования большинства предприятий в сфере развития инноваций является то, что их внешняя среда характеризуется динамичностью. Это может иметь различные причины, объясняться влиянием разнообразных факторов.

Многие предприятия, занимающиеся инновационным развитием, функционируют в среде с высоким уровнем конкуренции, где высока возможность появления новых продуктов и, как следствие, развитие новых отраслевых сегментов рынка. Это, как правило, вызывает изменение расстановки сил конкурирующих компаний на отраслевом рынке и обострение накала конкурентной борьбы.

Другой фактор, определяющий высокую скорость изменения внешней среды многих предприятий, - изменение стиля жизни и предпочтений потребителей.

Предприятие и в этом случае оказывается в потоке быстрых изменений и должно выбрать правильное направление действий.

Кроме того, на изменение внешней среды предприятий в сфере инноваций, безусловно, оказывают влияние и все те общие факторы (политические, макроэкономические, социальные, демографические), которые воздействуют на все хозяйствующие субъекты, изменяя условия и среду их функционирования.

Высокая динамичность внешней среды предприятий существенно увеличивает значимость для их успешного функционирования стратегического подхода к управлению.

Наличие на предприятии долгосрочных планов, существование отдела или любой другой структурной единицы по планированию или прогнозированию, четкая формулировка миссии и целей функционирования - все это еще не является свидетельством стратегического подхода к управлению этим предприятием.

Существует немало предприятий, где, несмотря на имеющиеся атрибуты стратегического менеджмента, подход к управлению, по сути, является нестратегическим. При таком подходе стратегия рассматривается как конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели. Такое понимание стратегии базируется на том, что все изменения предсказуемы, что все процессы, происходящие во внешней среде организации, детерминированы и поддаются контролю и управлению.

Процессы, проходящие во внешней среде инновационных предприятий, не только не являются детерминированными, но в современных условиях становления и развития информационного общества усиливаются факторы, определяющие динамичность и изменчивость внешней среды организаций.

Стратегия поведения инновационного предприятия в рыночной экономике должна нести в себе возможность получения преимуществ от все более динамичных изменений внешней среды организации.

Поэтому в рамках стратегического подхода понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, предопределенность характера изменения ее среды. В этом случае стратегия состоит из двух частей: планируемой, которая включает преднамеренные и целенаправленные действия, и адаптивной, которая включает реакции на непредсказуемые тенденции развития и новые, только что появившиеся воздействия со стороны внешней среды организации.

Стратегическое управление инновациями на предприятии является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы управления, планирования и реализации инновационных проектов, имеет дело с процессом предвидения изменений в экономической ситуации фирм, поиском и реализацией крупномасштабных решений, обеспечивающих ее выживание и устойчивое развитие за счет выявленных будущих факторов успеха.

Стратегическое управление инновациями - это значительно более широкое понятие, чем перспективное планирование крупномасштабных новшеств. Оно включает: ситуационный анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в том числе внешних (продукты, рынки, поставщики, патенты и лицензии) и внутренних (новые технологии, финансирование, мощности, сотрудники, технический уровень), потенциал сферы исследований и разработок, систему управления и ее организационные формы, этику и культуру предпринимательства (философия и предпринимательская политика).

Любые стратегические меры, принимаемые фирмой, носят инновационный характер, поскольку они так или иначе основаны на нововведениях в его экономическом, производственном или сбытовом потенциалах. Стратегия развития фирмы предусматривает обеспечение использования научно-технических достижений в области организации, техники и технологии, т.е. комплекса инноваций.

Роль инновационных стратегий в современных условиях резко повысилась, так как нововведения определяют основные направления развития фирмы.

К внешним факторам (стимулам) нововведений относят развитие технологий, действия конкурентов, предпочтения потребителей и инвесторов.

К внутренним факторам , стимулирующим техническое и организационное развитие, можно отнести предпочтения собственников и менеджеров организации относительно доходности инвестированного капитала и роста стоимости фирмы, выражающиеся в стремлении максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, как материальные, так и нематериальные (достигнутый маркетинговый потенциал, профессиональные качества работников, возможности совершенствования продуктов и технологий).

С точки зрения стратегического управления нововведения служат инструментом адаптивного приспособления к меняющимся условиям внешней среды, а также средством постоянного совершенствования процессов в организации, направленного на рост эффективности ее деятельности. Решение стратегических задач, стоящих перед фирмой, возможно двумя способами: на основе уже освоенных, традиционных процессов или на основе изменения существующих и создания новых процессов (инновации). Таким образом, в системе принятия стратегических решений инновации являются одним из двух вариантов реагирования на вероятные будущие изменения ситуации. От выбора этого варианта зависит успех деятельности компании и достижение целей в долгосрочном периоде.

Стратегия нововведений включает в себя объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции. Она предусматривает выбор определенных объектов исследований, с помощью которых предприятие стремится содействовать в первую очередь систематическим поискам новых технологических возможностей.

В этом смысле стратегическое управление инновациями на предприятии ориентируется на достижение будущих результатов непосредственно через инновационный процесс (стадия исследований, ввод нововведений в производственное использование, ввод нового продукта в рыночную среду).

Стратегическое управление инновациями затрагивает как концептуально-предпринимательские, так и организационнопроцедурные аспекты стратегического развития фирмы и, следовательно, реализует свою функцию через подсистемы общего и функционального менеджмента. Общий менеджмент определяет генеральную линию стратегического развития. Он включает виды менеджмента:

  • нормативный - разработку философии, предпринимательской политики, определенные позиции предприятия в конкретной нише рынка, формулирование общих стратегических намерений;
  • стратегический - выработку набора стратегий, их реализацию во времени, фиксирование изменений, переформулирование стратегий, стратегический контроль и контроллинг, управление стратегическими решениями в целом;
  • оперативный - разработку и реализацию тактических мер, связанных с практическим осуществлением мероприятий по внедрению стратегий в действие.

Инновационная деятельность - неотъемлемая составляющая развития современного предприятия. Ежедневно на мировом рынке появляется масса новых товаров и услуг, но продолжительность жизни части из них очень коротка. Они не признаются покупателями и так же мгновенно исчезают с рынка, как и появились. Это означает, что они не состоялись как инновации, хотя представляли собой новые продукты, основывавшиеся на интересных и оригинальных идеях.

Общеизвестно, что товары, технологии имеют ограниченный срок жизни. Большинство предприятий уделяет большое внимание продлению жизненного цикла товаров. Ими руководит желание получить максимальную отдачу на вложенный капитал. Однако предприятие рискует упустить момент, когда ему следует прекратить выпуск устаревшего товара и выделить ресурсы для создания нового. Ситуация усугубляется тем, что в современных условиях смена продукции происходит гораздо быстрее, чем это было 15-20 лет назад.

Ограниченный период «жизни» товара означает, что фирме необходимо эффективно организовать продажи производимых товаров на каждом этапе их жизненного цикла с учетом морального старения и своевременно разрабатывать новые продукты. Обеспечение баланса между совершенствованием существующих и разработкой новых товаров является важной, но чрезвычайно трудной задачей для любой фирмы.

Инновационная деятельность в силу ее свойств должна быть организована отдельно от основных производственных процессов. Она должна иметь собственный бюджет, особое управление. В любом случае необходимо стремиться к обеспечению организационной гибкости инновационного предприятия. В некоторых компаниях исследователи и специалисты легко переходят из проекта в проект, обеспечивая расширение или сокращение масштаба работ. Как показывает анализ отечественной и зарубежной практики, общее руководство производством и инновационной деятельностью лишает предприятие будущего. В этом случае руководитель всегда отдает предпочтение текущим делам, так как они обеспечивают поступление средств от реализации продукции. Поэтому одним из основных организационных принципов инновационной деятельности является создание автономной группы или команды, которая должна действовать вне существующей структуры управления текущим производством.

Точно так же из общей сметы производства должны быть выделены финансы, предназначенные для инновационной деятельности. Это связано с тем, что средства на разработку новой продукции представляют собой затраты, отдача от которых будет получена лишь в будущем. Следовательно, руководители фирмы будут стремиться сократить их при первой возможности. Инновационная деятельность должна финансироваться самостоятельно. Более того, необходимо обязательно резервировать средства на реализацию проекта, иначе в нужный момент их может не оказаться и инновационный процесс затормозится. В конечном счете, подобное промедление может привести к потере конкурентоспособности предприятия.

При создании инноваций следует ориентироваться не на продукт, а на рынок, то есть на удовлетворение конкретных потребностей. Ориентация на продукт характерна для деятельности многих исследователей и разработчиков. Идеи новых продуктов базируются на накопленном опыте их работы и логике развития исследований. Совершенствование продукта или создание нового, исходя из собственных стремлений разработчиков, вне ориентации на рынок, ведет к провалу проекта. Ошибочная ориентация при разработке нововведений на краткосрочную выгоду, что выражается в неприятии риска и неопределенности. Прогнозирование инноваций представляет собой сложный, противоречивый, связанный с различными рисками процесс. Возникающие трудности связаны с воздействием следующих факторов:

  • * изменение спроса на новую продукцию. При создании новых товаров организация осуществляет определенные затраты на НИОКР, и чем меньше будет спрос на продукцию, тем дороже она будет для покупателей в силу значительных расходов на исследования и разработки;
  • * изменение цен на данную продукцию и, соответственно, прибыли. Может произойти под влиянием резкого повышения требований к экономической и экологической безопасности, изменения цен на сырье и материалы;
  • * объем собственных издержек. Невозможность полного учета собственных издержек на инновационную продукцию обусловлена такими факторами, как непредвиденные расходы на дополнительные исследования, повышение цен со стороны поставщиков комплектующих, рост заработной платы, арендных платежей, тарифов. Следовательно, предприятию необходимо вводить определенный поправочный коэффициент;
  • * в современных условиях учет действий конкурентов зависит от размеров предприятия и степени наукоемкости его продукции. Чем больше предприятие, тем меньше у него рыночных соперников. Небольшим предприятиям сложнее учитывать действия конкурентов.

Инновации как объект управления требуют ресурсного обеспечения. Для разработки и выведения на рынок нового продукта необходимы научные, проектно-конструкторские, технологические, маркетинговые и другие подразделения. Требования современного рынка к качеству и представлению новой продукции очень высоки и их успех обеспечивается применением разнообразных знаний.

Инновации требуют соответствующего обеспечения, которое можно подразделить на информационное, технологическое, финансовое и кадровое. Информационное обеспечение инноваций представляет собой сложный, противоречивый процесс. С одной стороны, необходима как можно более полная информация о состоянии дел в определенных сферах науки и техники, а с другой -- требуется максимально сократить объем информации по собственным разработкам.

Для информационного обеспечения инноваций на предприятии необходимо иметь группу специалистов, которые на основе изучения продукции конкурентов могли бы обеспечить руководство информацией о ее качестве, возможностях модернизации, собственных товарах и ориентировочных издержках. Технологическое обеспечение инноваций подразумевает соответствующую техническую базу для проведения работ по конструированию, изготовлению опытных образцов и отладке технологий. К сожалению, опыт реформ в России, с точки зрения технического обеспечения инновационного процесса, во многом является отрицательным. Наибольший урон был нанесен в результате ликвидации научно-производственных объединений, имевших достаточную для осуществления инноваций техническую базу. Сложившееся положение требует принятия кардинальных шагов по восстановлению и повышению конкурентоспособности отечественной инновационной продукции на мировом рынке.

Одним из важнейших вопросов инновационной деятельности является проблема ее организации, управления нововведениями.

Многие предприятия пытаются в том или ином виде осуществлять инновационную деятельность самостоятельно, через создаваемые специально для этого дочерние структуры или инновационные центры, призванные способствовать продвижению и использованию инновационной продукции.

Приглашаются на работу специалисты, разбирающиеся в патентно-лицензионной деятельности, охране интеллектуальной собственности и прочих компонентах, необходимых для коммерческого использования инноваций.

Казалось бы все сделано правильно, остается только получать доход от самой инновационной деятельности. Однако, как правило, так не получается. В чем же дело? Причина, как правило, кроется в устаревшей системе управления инновационной деятельностью.

Инновации - это не только использование высоких технологий, но и изменение в сфере управленческих решений. Для реализации большинства стоящих перед предприятием задач необходима реорганизация системы управления предприятием на основе новых управленческих технологий. Предприятие, намеревающееся работать гибко, неизбежно приходит к необходимости использования инновационных подходов. Суть его - в создании такой структуры управления компанией, в которой персонал встроен в своеобразный конвейер (бизнес-процесс), обеспечивающий качественное изготовление выпускаемого продукта. Достигается это за счет организационных мер.

Важная роль в построении такой системы принадлежит методологии управления проектами. Для этого необходимо разработать систему управления, основа которой - разбивка сложного процесса на простые компоненты на основе проектного подхода и выстраивание своеобразного управленческого “конвейера”. Это дает значительный эффект: работа превращается в целенаправленное движение, снижаются требования к квалификации персонала, резко возрастает производительность труда, сокращается количество ошибок. Для реализации такого подхода необходимо разработать эффективную организационную структуру, систему управления финансами, сформировать службу маркетинга, обеспечить документооборот, т. е. детально сформулировать правила работы предприятия, в основных чертах общие для всех компаний инновационной направленности.

Для каждого конкретного случая понадобится лишь корректировка (в большинстве случаев - незначительная), настройка” системы на конкретный бизнес. Предлагаемая схема напоминает схему франчайзинга. Разница лишь в том, что не передается торговая марка, а делегируются важнейшие функции от маркетинга до производства. Скорее даже передается структура системы управления компании, выстроенная и опробованная в конкретном бизнесе.

В подобной структуре трудно осуществлять убыточные проекты - экономическая эффективность каждого инновационного проекта рассчитывается и планируется, а результат затем сравнивается с плановыми показателями. Следует не только определить задачи, стоящие перед предприятием, но и создать систему, обеспечивающую переход предприятия в это состояние, определить необходимые ресурсы, разработать бизнес-процессы инновационной деятельности. Только так можно рассчитывать на успех.

Представлены теоретико-концептуальные положения инновационного переоснащения факторов воспроизводства высокотехнологичных корпораций России. Предложены практические рекомендации по совершенствованию системы управления инновационными проектами и программами высокотехнологичных корпораций России в условиях глобальной конкуренции. Отдельные разделы посвящены анализу теорий инноваций и концепций инновационного развития. Определены базовые тенденции и на их основе закономерности перехода экономики на инновационный путь развития. Установлены базовые недостатки системы нормативно-правового регулирования инновационных преобразований факторов воспроизводства российской экономики. Разработаны стратегические ориентиры, уточняющие перспективы активизации системы управления инновационными программами в высокотехнологичных компаниях России. Для научных работников, преподавателей вузов, аспирантов, студентов экономических специальностей, а также специалистов практиков в области стратегического и инновационного менеджмента.

* * *

компанией ЛитРес .

Глава 2. Оценка системы управления инновационным развитием высокотехнологичных компаний

2.1. Характеристика отечественных и зарубежных систем управления инновациями

С середины 50-х годов истекшего столетия, как справедливо полагают видные российские ученые Балацкий Е.В., Полтерович В.М. Петрушенко Л.А., Ревуцкий Л.Д., будущий прогресс науки связан с приобретением с этого периода постоянно растущей популярности в научно-исследовательской среде системного метода осмысления событий окружающей социополитической и экономической среды. По утверждению Балацкого Е.В., «не будет ошибкой утверждение, что данная методология ознаменовала собой своеобразную парадигмальную революцию. Смысл произошедшей смены парадигмы познания очень ёмко выразил О. Розеншток-Хюсси: вместо парадигмы выведения высшего из низшего (иначе – системы из элементов, целого из частей) стали пользоваться парадигмой выведения низшего из высшего (т. е. элементов из системы, частей из целого).

Проведенное нами исследование систем управления инновационным развитием секторов российской экономики позволило выявить два направления в характеристике прикладного значения системного метода исследований. Одни эксперты, в частности Е.В.Балацкий , Ревуцкий Л.Д. , Комлев Л.Н. полагают, что не стоит преуменьшать роль новой парадигмы в инновационных преобразованиях факторов воспроизводства. Другие исследователи утверждают, что в настоящее время применение системного метода в поиске ответа на наиболее сложные вопросы инновационных преобразований так не решило имеющиеся в данной плоскости проблемы. Напротив, как считает Е.В. Балацкий, применения этого метода «порождает новые, ранее неизведанные проблемы. Главная среди них состоит в том, что описание, основанное на системном методе, становится неоднозначным в смысле множественности. Один и тот же процесс, как оказывается, можно описать разными способами. В основе этого эффекта лежит само понятие системы, которое относится к разряду слабоструктурированных и плохо определяемых». Разумеется, этот ученый, верно отмечает невозможность решения применением системного метода познания всех проблем. Однако, по нашему убеждению, без системных исследований, позволяющих установить причинно-следственные связи элементов системы между собой и своей совокупности с внешней средой, а на их основе определить «слабые звенья» и «точки роста» не может обойтись ни одно сколько-нибудь серьёзное исследование.

Всё мироздание находится в системной связи, нарушения в одном элементе приводит к сбоям всей системы – это Закон развития СИСТЕМ. Экономика от масштабной конфигурации (экономика страны) до самой малой (домашнее хозяйство) представляет собой «живую» развивающуюся систему и их познание требует применения системного метода (метода взаимообусловленности элементов системы их спецификой, прочностью связей между собой и внешней средой, адаптивностью к её изменениям). Как известно, видов систем бесчисленное множество и как утверждает Петрушенко Л.А., существует множество понятий, близких понятию «система»: образование, объединение, множество, объект и т. п. В конечном счете, ученый определяет понятие «система» как «объединение, обладающее внешней и внутренней необходимостью по своему существованию и содержанию» . По мнению Петрушенко Л. А., для любого объекта характерна известная целостность, полнота и законченность, однако, для системы эти свойства играют особенно важную роль .

Следует полагать, что системный метод познания эффектов внешнего мира и их вызвавших причин и последствий представляет собой моделирование систем и их поведения в интересующей исследователя сфере. Разделяя мнение Балацкого Е. Е в том, что «под моделью в данном случае им понимается формализованное, структурированное и упрощенное представление (описание) реального объекта, выраженное в символической форме» нами предпринята попытка создания модели управления инновационным предобразованием факторов воспроизводства в структуре деятельности ГК «Росатом». При этом нами было использовано предупреждение видных ученых о том, что «любая модель содержит некоторую ошибку в отношении воспроизводимого ею реального мира. Это связано с тем, что модель по определению является упрощенным образом реальности. Для минимизации ошибки, любая модель строится, исходя из ее целевого характера, т. е. она строится для конкретных целей и для решения вполне определенных задач. Изменение целей и задач ведет к изменению модели и, следовательно, к изменению описания элементов системы и их взаимосвязей. Кроме этого существует множество приёмов в описании системы (методов моделирования), применение которых дает разные модели и теории даже для одних и тех же задач. Тем самым в основе системного метода лежит множественность моделей системы, а вместе с этим и множественность погрешностей, которые присущи всем моделям .

Национальная экономика и все её сферы и сектора (макро- мезо- микроэкономика, в т. ч. частные предприниматели, домашние хозяйства и др.) относятся к числу сверхсложных и подвижных систем, как своём развитии, так и при разрушении. Следовательно, выбрать наиболее адекватную модель для познания и управления интересующей исследователя системы из множества существующих моделей – задача крайне сложная. Разнообразие свойств сверхсложных и подвижных систем свидетельствует о важном эффекте, сформулированном В.М. Полтеровичем: «Экономическая действительность настолько многовариантна и подвижна, что скорость ее изменения опережает темп ее изучения» . Следовательно, такое опережение может быть определено в качестве когнитивного препятствия для прикладного использования результатов теории управления экономическими, в т. ч. инновационными процессами. Создание теорий и прикладных моделей их материализации растягивается, как правило, на долгие годы, а реальная действительность за это время может уйти далеко вперед и тогда все труды теоретиков-инноваторов становятся бесполезными. Осмысление данной ситуации П. Вирилио (P.Virilio), дало основание для формулирования специального термина – дромократия, т. е. господство скорости в передаче объектов и символов . Как полагает Д.Дзоло, «ускорение темпа жизни, вызванное новыми технологиями, является причиной усиливающейся сенсорной недостаточности у людей . По аналогии с этим утверждением правомерно отметить наличие особой сенсорной недостаточности не только в науках, развивающих прикладные процессы (например, инноватика), но и, как полагает Е.В. Балацкий «всех социальных наук, которые не успевают вовремя реагировать на происходящие в обществе изменения .

В связи с выше раскрытыми положениями относительно использования системного метода познания реальности, важной представляется идея, высказанная В.М. Полтеровичем «о необходимости целенаправленного построения институциональных траекторий, представляющих собой описание совокупности институтов во времени. Речь идет о том, что реформатор ставит задачу построения финального (искомого) института и для ее решения выбирает определенную институциональную траекторию, т. е. последовательность промежуточных институтов, ведущую к намеченной цели. Промежуточные (вспомогательные) институты «соединяют» действующие институты с наиболее передовыми, финальными. При приближении к финальному институту промежуточные институты подлежат демонтажу и расформированию как утратившие свое значение. Однако без них построить высокоэффективный институт в неподходящей среде практически невозможно . Следовательно, на наш взгляд, создание и постоянное совершенствование институциональной платформы для инновационной модернизации факторов воспроизводства является непременным условием достижения желаемого результата, которых определяется Стратегией инновационного развития национальной экономики в целом и Миссией инновационного развития экономических субъектов в высокотехнологичных сферах российской экономики. Согласно данной концепции нами разработаны и предложены в главе 3 работы инструменты активизации системы управления инновационными проектами в высокотехнологичных компаниях.

Многие ученые при характеристике методов управления инновационным процессом, инновационными проектами и программами предлагают разграничивать термины «инновационный менеджмент» и «менеджмент инноваций». Так, например, Бабанова Ю.В. считает, что «первый термин следует понимать как систему инновационных методов управления, а во второй как управление инновациями в организации, которые могут осуществляться в различных сферах – как производственной, так и организационной». Нами в параграфе 1.1 исследования отмечалось методологически некорректное использование прилагательных по отношению к словам «стратегия», планирование, управление и т. д. В этом же ряду стоит и термин «инновационный менеджмент», не дающий конкретного представления о специфике предмета, объекта и субъекта управления. Еще раз повторимся, что традиционный термин «управление объектом, в той или иной предметной области и осуществляемый тем или иным субъектом» не следует заменять на иностранное слово «менеджмент». Далее Бабанова Ю.В. характеризует «менеджмент инноваций как систему механизмов управления инновационной деятельностью в организации с целью достижения и поддержания высокого уровня ее конкурентоспособности в условиях глобальной экономики. Наряду с принципами, процессами и методами общего менеджмента, характерными для любого предприятия в целом, выделяются отдельные его разновидности, использующие специфические формы управления различными функциональными сферами предприятия или видами хозяйственной деятельности. Они получили название функционального менеджмента. Так, управление процессами производства продукции составляет содержание производственного менеджмента, финансовыми процессами – финансового, инвестициями – инвестиционного, кадрами – персонального менеджмента и т. п. На наш взгляд управление всегда функционально, ибо его олицетворяет двуединое понятие, с одной стороны, это – система с присущими ей особыми функциями и целеориентированием, а, с другой, это – совокупность действий (процесс) по отношению к управляемому объекту со стороны управляющего субъекта. Дуализм этого понятия ничуть не противоречит глубинной сути данного понятия, поскольку при конструировании системы (выбор методов управления, выявление специфики объекта и др.) изначально описывается концепция, а затем разрабатываются методики её воплощения на практики с предполагаемым набором показателей оценки результативности функционирования данной системы. Совокупность таких методик можно определить как организационно-функциональный механизм «запуска» системы «в жизнь».

Различные сферы фундаментальной науки генерируют и разного рода знания, которые материализуются в прикладных научно-исследовательских сферах деятельности. Разумеется, результаты такого рода деятельности окажутся в том случае применимыми, если они будут способствовать развитию того или иного сектора экономики. А для этого необходима действенная система управления продвижением фундаментальных знаний в конкретные продукты, технологии, методы управлении и коммуникации. В действительности, во всех элементах данной системы взаимодействия науки, техники и производства имеются проблемы и задачи, требующие решения. Алгоритм выявления проблем и логическая последовательность действий по их разрешению представлены на рис. 2.1.1.

Управление инновационные проектами и программами – органичная часть системы управления стратегией развития бизнеса компаний, т. е. важнейшая функциональная подсистема. Как справедливо полагает Д. Методовников, в частных компаниях новый тип управленца – менеджер инноваций стал необходим из-за того, что ресурс нетехнологической конкуренции (за счет цен, дешевой рабочей силы и т. д.) оказался почти исчерпанным. Начался бум создания компаниями собственных К&Б-центров, специалисты заговорили о необходимости реинкарнации отраслевой науки в корпоративном формате и преодолении инжинирингового провала. Этой хорошо забытой функцией – разработкой и внедрением новых технологий в компаниях, созданием нового продукта и доведением его до рынка – нужно управлять. Отсюда и возникает острая потребность в соответствующих департаментах и их руководителях. Однако для реинкарнации отраслевой науки в крупных государственных корпорациях российским правительством был выбран далеко не оптимальный путь. Так, по его приказу такие корпорации были вынуждены в срочном порядке подготовить Программы инновационного развития, назначить вице-президентов по инновациям и создать соответствующие департаменты. Разумеется, формальное отношение к такому важнейшему делу привело к появлению множества бумажной макулатуры и электронных программ с красочными отчетами. В действительности воспроизводственный процесс продолжал базироваться на зарубежных технологиях или «отверточном» оборудования с вкраплением отечественных инновационных проектов малой эффективности. Иными словами, менеджеры инноваций крупных корпоративных структур ни по каким параметрам не могут быть отнесены к так называемому «креативному классу», занятому преимущественно творческим созиданием нового продукта, технологий и коммуникаций. Их рутинная работа никак этому не способствует. Обязанности таких менеджеров, распределенные нами по доле временных затрат труда, показаны на рис. 2.1.2.


Рис. 2.1.1. Логическая схема стратегически ориентированного планирования реализации Миссии инноватизации факторов воспроизводства компании (составлено автором)


Рис. 2.1.2. Процентная доля менеджеров инноваций, занятых различными видами деятельности (составлено автором)


Процесс созидания инноваций является наиболее пространственно неопределенным (изобретатель, ученый и другой «инноватор» может находиться на другом континенте от места функционирования своей корпорации) и предельно растянутым во времени. Это обусловливает применения особых методов управления. Кроме того, сложность оптимизации системы управления предопределена наличием в инновационной «цепочке» совершенно разнородный процессов (рис. 2.1.3).


Рис. 2.1.3. «Цепочка» инновационного цикла (составлено автором)


Для обеспечения бессбойного процесса в такой «цепочке» требуется профессиональная команда менеджеров (управленцев) с ответственным руководителем в каждом звене такой «цепочки». Вся проблема системы российской системы управления инноваций, как подчеркивают многие эксперты в том, что «если суть деятельности компании – инновации, то так и происходит.

Если нет, но мода или политическое руководство требует, приходится создавать департаменты инноваций где-то сбоку от главной траектории движения корпорации и заставлять тратить на них свое рабочее время управленцев третьего уровня, хорошо вписанных в организационную рутину»

Осознание остроты проблем перехода российской экономики на инновационный путь развития отчетливо проявилось на Международном форуме в Дубне и Москве «Инновации. СНГ. Будущее» (2012 г.). Участники форума обсуждали возможности консолидация усилий в области развития инноваций представителей научного, образовательного и бизнес-сообществ на пространстве СНГ, и готовность экономических субъектов и правительственных органов России и других стран в развитии инновационного сотрудничества. Предполагалось, что итогом форуму станет концептуальные положения модели управления инновациями на постсоветском пространстве. Как подчеркнул руководитель форума А. Рузаев, следует опираться на опыт Объединенного института ядерных исследований и разработки отечественного Международного инновационного центра нанотехнологий СНГ. Российские ученые и менеджеры инноваций знают, что собой представляет опыт и модель управления инновациями в Европе, которая, как нам кажется, по ментальности ближе к России и к странам СНГ. Следует обозначить те особенности и те характерные черты, которые свойственны моделям управления инновациями в Европе, в СНГ, в России.

Интересное мнение относительно полезности (бесполезности) менеджера по инновациям представлено А. Акиньшиной. Она полагает, что это – лишняя фигура в компании и приводит ряд убедительных на наш взгляд доводов. Во-первых, такой специалист не владеет общей инновационной методологией и ориентирован в большей степени на внешнюю по отношению к компании среду, нежели на внутренние задачи по согласованию действий функциональных подразделений в ходе внедрения инновационного решения. Во-вторых, кросс-функциональность задач управления инновациями не позволяет свести их лишь к обязанностям менеджера по развитию бизнеса, заведомо не предназначенного для выполнения роли координатора (Orchestrator) инновационных преобразований в компании. В-третьих, появление этой должности является следствием политики «принуждения к инновациям» и не имеет ничего общего с реальным бизнесом. Тем не менее, крупнейшее специализированное мероприятие для руководителей инновационных подразделений крупных международных компаний – Chief Innovation Officer Summit – состоялось в июне 2014 г. уже в третий раз, собиравшее более 200 представителей профессионального сообщества директоров по инновациям со всего мира. Все солидарны во мнении, что управление инновациями должно стать такой же необходимой корпоративной функцией, как финансы или маркетинг. В-четвертых, корпоративное предпринимательство является сложнейшей формой воплощения инновационной активности сотрудников компании, позволяющая, при должных усилиях и благоприятной внешней среде, достигать существенных результатов. Однако, как и любая форма организации деятельности, близкая к краудсорсингу, она требует постоянного мониторинга и приведения всех действий в соответствие с корпоративной стратегией развития бизнеса. В компании с развитой культурой корпоративного предпринимательства менеджер по инновациям способен выполнять важную функцию по координации и поддержке инновационных предложений сотрудников компании. В итоге, следует заключить, что менеджер по инновациям в структуре российских крупных компаний уже нельзя назвать профессией отдаленного будущего, это – реальность настоящего времени, переживающая те же «болезни роста», что были свойственны всем мировым державам. Характерно, что «в 2007 г. исследование, проведенное на базе американской Ассоциации Инновационных Менеджеров, наглядно показало, что одна из основных причин провала планов инновационного развития в компаниях – полная неопределенность задач специалистов, занимающихся их осуществлением. Инновационные задачи решались чересчур «инновационными» методами, не предусматривавшими простейшего разделения зон ответственности и степени участия профильных специалистов в конкретных процессах».

Важным элементом системы управления инновациями, является, на наш взгляд, такая институциональная структура как государственно-частное партнерство. В настоящее время механизм взаимодействия субъектов власти и бизнеса требует совершенствования как нормативно-правовой базы, так практических форм и условий взаимодействия. Наиболее существенные препятствия для такого взаимодействия показаны на рис. 2.1.4.


Рис. 2.1.4. Первопричины слабости инструментов системы ГЧП


В структуре учреждений отечественной науки по-прежнему, доминируют самостоятельные научные организации, обособленные от ВУЗов и компаний промышленной сферы, включая энергетической комплекс (на них приходится свыше 80 % затрат на науку). В зарубежных странах эффективность функционирования НИС напрямую зависит от взаимодействия компаний и университетов, причём, именно университеты генерируют новые, знания, инновационные продукты и технологии.

Тенденция последних лет свидетельствует о том, что большинство организаций, выполняющих исследования и разработки, являются государственными автономными учреждениями с минимальной величиной бюджетного финансирования. Прикладная наука представлена НИИ, а не промышленными компаниями (их не более 7 %). Исследовательской деятельностью занимаются 45 % ВУЗов, на долю которых приходится порядка 7 % от общих затрат на науку (в два раза ниже средних показателей по странам ОЭСР), а результаты составляют менее одного процента от выделенных объёмов бюджетного финансирования. Поддержка науки из средств федерального бюджета с 2011 г. стала увеличиваться, достигнув до уровня государственного финансирования во Франции и Италии.

Тем не менее, это не отразилось на ее результативности в части прикладных и фундаментальных исследований (рис. 2.1.5). Несмотря на тенденцию увеличения бюджетных расходов на фундаментальные и прикладные исследования, в 2000 г.– 17,4 млн. руб., в 2005 г. – 76,9 млн. руб., а на начало 2012 г. составили 313,9 млн. руб. (0,57 % к ВВП и 2,87 % к общим расходам федерального бюджета) сохраняется проблема ее недофинансирования. Россия занимает 29-е место в мире по абсолютным масштабам затрат на ИР она отстает от США – в 17 раз, Китая – в 5, Германии – в 4, Франции и Кореи – примерно в 2 раза


Рис. 2.1.5. Утрата конкурентных позиций российской науки


Научно-производственная сфера является составной частью НИС. На основании выявленных проблем выше и факторов, оказывающих влияния на развитие НПС нами была установлена взаимосвязь между факторами и инструментами влияния (рис. 2.1.6).

Сознанные в НПС «продукты» научно-технической деятельности не могут автоматически включаться в инновационный процесс воспроизводства новых товаров, работ, услуг промышленных компаний. Для передачи «продуктов» научно-технической деятельности требуется среда посредников, которую может представлять рынок новшеств, определяемый нами как система товарно-денежных отношений, выражающих научно-техническое (инновационное) предпринимательство экономических субъектов, предлагающих рынку товарные новшества и услуги и субъектов, приобретающих их за сложившуюся на рынке цену.

В настоящее время широко пропагандируется в среде менеджеров крупных компаний новая парадигма управления «Кайдзен – (яп. 改善)»

Это своеобразная японская философия организации практики, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании всех стадий воспроизводства и её факторов от снабжения до продаж, а также систем управления взаимоотношениями в коллективе, вплоть до основных аспектов жизнедеятельности и личностных ценностей. Парадигмой (от лат. paradeigma – пример, образец) принято считать ключевую идею, лежащую в основе построения научной концепции управления или действия или организации любой системы (учета, контроля, бюджетирования и т. п.). Парадигма управления – это одновременно и сама основа теории управления со своими особыми понятиями, и концептуальная схема выявления проблем и постановка задач для её разрешения, господствующая в науке управления. В свое время возникла парадигма человеческого фактора управления, которая в основу определения понятия «управление» и построения научной концепции управления ставит деятельность человека. В этой парадигме решающую роль играют такие факторы поведения человека, как мотивы, интересы, ценности, стимулы, опасения, установки и т. п.


Рис. 2.1.6. Состав и содержание экзогенных факторов и их взаимосвязи, определяющие развитием НПС (составлено автором )


Термин «кайдзен» стал широко известен благодаря одноимённой книге Масааки Имаи «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний» (1986, Kaizen: The Key to Japan’s Competitive Success), выдержавшей уже несколько изданий на русском языке. Концепция управления «Кайдзен» пока не распространения в корпоративной сфере предпринимательства. Так, по мнению В. А. Лапидуса, «кайдзен – отличная стратегия для честного бизнеса и порядочных людей, строящих успех на основе партнерства и доверия. К остальным просьба: не беспокоиться по пустякам». К сожалению, в нашей стране ОСТАЛЬНЫЕ составляют большинство….33

Далее Ю.П. Адлер справедливо констатирует, «кайдзен способен победить доминирующую парадигму управления, поскольку изменился мир, изменились внешние условия ведения бизнеса». В вышеупомянутом предисловии к книге Имаи он пишет: «… становится ясно, что бизнесу не выгодно… рассматривать сотрудников как объект эксплуатации. Он может рассчитывать на нечто большее, если сделает сотрудников. своими партнерами.». Этот подход коррелирует с пониманием того, что никто лучше исполнителя не знает своей работы. Наивно думать, что менеджер может «дотянуться» до всех нюансов работы, если исполнители не будут с ним сотрудничать. Важен один интересный взгляд на ту же проблему: для повышения результативности (производительности) используйте подход «спроси» вместо устаревшего (и менее эффективного) – «расскажи». Вовлекайте сотрудников в процесс совершенствования, а не навязывайте его».

В силу важности рекомендаций Ю.П. Адлера, позволим привести еще одно его высказывание о концепциях управления. «Применительно к японскому опыту обычно говорят о «пяти великих системах создания отношений между человеком и организацией»: «есть ли в этом перечне что-то такое, чего нельзя внедрить в отечественном бизнесе? Пожалуй, «пожизненный наём» вызовет больше всего споров. Не следует доводить идею до крайности. Пусть не пожизненно. но, если строить отношения с сотрудниками, как с людьми, нанятыми на длительный срок, то и это позволит внедрить концепцию управления «кайдзен». И тогда пожизненный наём не будет выглядеть странным. Многие наши предки всю свою трудовую жизнь проработали в одном НИИ! Понятно, что в советские времена это было менее удивительно, чем сейчас. Из выше сказанного следует, что центральная идея концепции Кайдзен – без совершенствования в компании не должно проходить ни дня. Кайдзен – это не какая-то одна методика, это – зонтик, под которым живут большинство «уникальных для Японии» практик.

Выводы из параграфа 2.1

Таким образом, развитие понятий «концепция управления», инструменты управления», «модели управления», «управление бизнес-процессами» и др. было осуществлено на основании результатов исследования вклада ученых в методологию управления в целом как методологически сложной системы (табл. 2.1.1) – это регулярно повторяющаяся последовательность взаимосвязанных мероприятий (операций, процедур, действий), при выполнении которых используются ресурсы внешней среды, создается ценность для потребителя и выдается ему результат.


Таблица 2.1.1. Свод наиболее известных определений терминов «процесс» и «бизнес-процесс»

2.2. Законодательные основы функционирования системы управления инновациями

В России Указом президента от 20.05.2009 г. № 579 была учреждена специальная Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики, возглавляемая Д.А. Медведевым. По его словам, необходимо «развернуть ржавую машину российской экономики в сторону инноваций. Пока процесс внедрения новых технологий в производство идет очень медленно. Моя задача как руководителя этой комиссии – как следует толкнуть этот процесс, так как у нас никто вопросы инновации и обеспечения промышленности новейшими технологиями не решит… сегодня бизнес никак не мотивирован на такого рода деятельность, он не хочет этим заниматься, не хочет вкладывать деньги в то, что не приносит быстрой отдачи». С полной уверенностью можно сказать, что для решения такой стратегической и крайне сложной задачи, прежде всего, требуется концентрация усилий ученых на разработке методологии исследования инноваций. Это понимает и высшее руководство страны, считающее проблемой перехода российской экономики на инновационный путь развития отсутствие четких критериев разграничения инноваций и технических новаций, уже применяемых в мировой практике. «Не надо путать инновации «с новыми технологиями, которые, в общем, в мире известны, поэтому к инновациям их относить нельзя. Например, светодиодные лампочки, производство которых пытаются наладить «Ростехнологии», дело, конечно, хорошее, но это не инновации»34. Это предопределено тем, что «в России многие путают науку и инновации. Наука – это основа для инноваций, но сама по себе наука не может обеспечить инновации. Вначале знания, а потом их техническое воплощение и, соответственно, ресурсы, которые бизнес или государство дает для того, чтобы на этой основе развивать инновации». Спустя два года президент РФ В.В. Путин создал и возглавил совет по модернизации экономики и инновационному развитию. Премьер-министр РФ Д.А. Медведев утвержден председателем президиума Совета .

Инновационная и научно-техническая политика в атомной энергетике является важной составляющей государственной энергетической политики РФ, главная стратегическая цель которой заключается в создании устойчивой национальной инновационной системы в сфере энергетики. Такая система призвана обеспечить российский топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) высокоэффективными отечественными технологиями и оборудованием, научно-техническими и инновационными решениями в объемах, необходимых для поддержания энергетической безопасности РФ.

На протяжении последних двух с лишним десятилетий наблюдается процесс демодернизации и деинтеллектуализации России. За два десятилетия (с 1992 по 2011 гг.) количество научно-исследовательских организаций в России сократилось почти на 20 % (с 4555 до 3682); количество промышленных организаций, имеющих научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения – на 18 % (с 340 до 280). Количество конструкторских бюро сократилось в 2,4 раза (с 865 до 364), число проектных организаций – в 13 раз (с 495 до 38).

Законопроект Д.В. Ливанова по реформирования РАН, представленный в 2013 г. для рассмотрения в правительство РФ предлагает создать механизм управления наукой, которого нет ни в одной стране – лидере мирового научного прогресса. В США нет ни министерства науки, ни агентства по управлению имуществом государственных научных организаций. В Китае есть Академия наук, действующая по образцу РАН. В других ведущих странах (Япония, Германия, Франция, Корея) применяются свои особые формы государственного управления наукой, однако, ни одна из них не совпадает со схемой Д.В. Ливанова. Даная схема предусматривает изменение роли самих научных институтов, превращение их в некую «поддерживающую платформу» для временных научных групп. Ключевым объектом финансирования в новой модели станет «научная лаборатория групп ученых» при существенном сокращении доли (менее 50 %) сметного финансирования организаций. Данная реформа приведет к ликвидации сложившейся научной инфраструктуры и разрушению имеющихся научных школ. Произойдет массовое сокращение научных организаций и увольнение ученых. Будут уничтожены и сообщества ученых по отраслям науки – отделения РАН, что приведет к фрагментации научного сообщества. Минобрнауки России разработало проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оценки результативности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения». Чиновники испытывают «затруднения в вопросах сопоставления результативности российских научных организаций с научными организациями экономически развитых стран». В связи с этим предлагается полностью изменить подход к оценке результатов деятельности научных институтов.

Об отношении к науке российских властей свидетельствует тот факт, что наука рассматривается государством в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности от 1.01.2013 г. как «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» (раздел К). По мнению чиновников, это понятие включает систематическое изучение и творческие усилия в области естественных наук (физико-математических, химических, биологических, геолого-минералогических, сельскохозяйственных, медицинских, фармацевтических, ветеринарных и других), а также технических наук. Они направлены на увеличение объема знаний и повышение эффективности их использования. В области общественных и гуманитарных наук (экономических, философских, филологических, географических, юридических, педагогических наук, искусствоведения, архитектуры, психологических и других) «увеличение объема знаний и повышение эффективности их использования» чиновниками не предусматривается. Этот шедевр бюрократического мышления, похоже, лег в основу законопроекта о реформе РАН.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление инновационным развитием высокотехнологичных корпораций России (Т. М. Рогуленко, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром -

1

В статье исследуются вопросы концептуального подхода к разработке механизма управления инновационным развитием предприятия, в основу которого положены организационный, экономический и производственные блоки управления. Рассмотрено управление инновационным развитием предприятия как объективный, целенаправленный, динамичный и сбалансированный процесс, направленный на формирование качественно нового синергетического состояния инновационных направлений управления организационным, экономическим и производственным развитием предприятия. Организационный блок управления инновационным развитием предприятия является структурой, отвечающей за повышение эффективности использования структурно-функциональных ресурсов. Действие экономического блока направлено на повышение эффективности использования финансово-экономических ресурсов. Стратегической задачей производственного блока управления инновационным развитием предприятия является повышение эффективности использования научно-технических ресурсов. К общим принципам функционирования предприятия, избравшего путь инновационного развития, относятся: адаптивность, динамичность, самоорганизация, саморегуляция, саморазвитие. Механизм управления инновационным развитием предприятия рассматривается как ряд определенных функций, реализация которых ведет к инновационным изменениям как в рамках самого предприятия, так и во взаимосвязях с внешней средой.

принципы

эффективность

развитие

инновация

управление

механизм

концепция

1. Коробейников О. П., Трифилова А. А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3.

2. Тхабит А.Ф. Генезис понятия инновация как экономической категории // Вопросы экономики, учета и финансов. 2014. № 2. С. 25-29

3. Ферафонтова М.В. Концептуальные подходы к оценке роли инноваций в стратегическом управлении и некоторые аспекты выбора инновационной стратегии предприятия // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2010. № 6. С. 102-109.

4. Фомченкова Л.В. Кто на новенького? (Формирование и реализация инновационного потенциала промышленного предприятия) // Российское предпринимательство. 2005. № 8.

5. Grant R.M. The resource-based theory of competitive advantage: Implications for strategy formulation // California Management Review. 1991. Vol. 33. Spring.

Главной целью инновационных преобразований в России является инновационное развитие предприятий, реализация которого должна осуществляться исключительно на основе структурной перестройки перспективных отраслей производства, технологического обновления промышленности при широком использовании современных инновационных технологий.

В качестве инноваций могут восприниматься любые внутрихозяйственные изменения (переход на новый вид продукции, внедрение новых организационных форм, применение новых методов работы на рынке и т.п.), приводящие в конечном счете к коммерческому успеху . Инновационный потенциал предприятия - это экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот . Именно использование одобренных рынком инноваций определяет успех той или иной корпорации .

Процесс инновационных преобразований еще недостаточно отработан с точки зрения теории управления, что привело к отсутствию его методологического обоснования и тем самым обусловило сокращение объемов высокотехнологических производств и научно-исследовательской деятельности. Отсюда, реализация обозначенных приоритетных направлений управления инновационным развитием предприятий требует системного рассмотрения, что, в свою очередь, обуславливает объективную необходимость разработки соответствующего механизма управления, который бы позволил максимально реализовать имеющийся у предприятий инновационный потенциал.

Современный инновационный процесс на предприятии характеризуется тесной взаимосвязью стратегического и инновационного управления . Инновационная деятельность предприятий связана с непрерывным внедрением инноваций, адаптация которых требует разнообразных преобразований, - организационных, экономических, производственных. Отсюда, для успешного достижения поставленных инновационных целей необходим новый подход к управлению изменениями инновационного характера. Управление инновационным развитием предприятия осуществляется посредством рычагов, которые характеризуют отдельные направления развития предприятия. Процесс инновационного развития предприятия по своему содержанию предполагает движение научной идеи к практическому использованию, что в свою очередь предполагает реализацию соответствующей системы связей и отношений.

В связи с этим возникает объективная необходимость в разработке концепции механизма управления инновационным развитием предприятия, в основу которого положены организационный, экономический и производственный блоки управления, методологическое наполнение которых отражает выбранные направления управления инновационным развитием.

В процессе исследования установлено, что управление инновационным развитием предприятия представляет собой объективный, целенаправленный, динамичный и сбалансированный процесс, направленный на качественно новое синергетическое состояние инновационных направлений управления организационным, экономическим и производственным развитием, реализация которых должна осуществляться соответствующим комплексным механизмом.

Концепция, как система взглядов на понимание сущности управления инновационным развитием предприятия и как система, определяющая комбинацию блоков управления, включает следующие элементы: цель, задачи, методы их решения, какие принципы положены в основу построения и функционирования данной системы, критерии эффективности управления.

При разработке концепции механизма управления инновационным развитием предприятия определяющим является целенаправленность данного процесса, которая выражается в синтезированном результате управления инновационным развитием. Отсюда, целью управления инновационным развитием предприятия является повышение уровня его инновационного потенциала.

В свою очередь реализация данной цели предусматривает решение определенных задач в рамках блоков управления инновационным развитием.

Так, необходимой задачей организационного блока управления инновационным развитием предприятия является повышение эффективности использования структурно-функциональных ресурсов. Действие экономического блока управления инновационным развитием предприятия направлено на повышение эффективности использования финансово-экономических ресурсов. Стратегической задачей производственного блока управления инновационным развитием предприятия является повышение эффективности использования научно-технических ресурсов.

Следует отметить, что критерии эффективности механизма управления инновационным развитием предприятия целесообразно выделить в рамках каждого блока управления, а именно критерием эффективности организационного блока управления будет выступать показатель деловой активности предприятия, критерием экономического блока - показатели платежеспособности, критерием производственного блока - показатели конкурентоспособности.

На основе вышеизложенного возникает необходимость построения концепции механизма управления инновационным развитием предприятия.

При разработке концепции механизма управления инновационным развитием предприятия существенное значение имеет определение принципов управления этим процессом, которые в нашем понимании представляют собой основные руководящие идеи, отражающие требования объективных закономерностей управления вышеуказанными направлениями инновационного развития предприятия.

К общим принципам функционирования предприятия, избравшего инновационный путь развития, следует отнести: адаптивности, динамичности, самоорганизации, саморегуляции, саморазвития:

  • Принцип адаптивности, означает постоянное стремление к поддержке определенного баланса внешних и внутренних возможностей развития (внутренних побудительных мотивов деятельности субъекта хозяйствования и внешних, которые генерируются рыночной средой);
  • Принцип динамичности - что подразумевает динамичное приведение в соответствии с поставленными целями и стимулами деятельности предприятия (включая его владельцев, менеджеров, работников);
  • Принцип самоорганизации - самостоятельное обеспечение поддержки условий функционирования, то есть самоподдержка обмена ресурсами между организационным, экономическим и производственными блоками, а также между предприятием и внешней средой;
  • Принцип саморегуляции - предполагает корректирование блоков управления в рамках механизма управления инновационным развитием предприятия в соответствии с изменениями условий функционирования;
  • Принцип саморазвития - предполагает самостоятельное обеспечение условий повышения эффективности использования ресурсов и инновационного развития.

Специфические принципы управления инновационным развитием предприятия целесообразно группировать в рамках блоков управления: организационного, экономического и производственного.

В основу организационного блока управления положены такие принципы:

  • принцип правового обеспечения инновационного развития - требует от руководителей знания действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия этих решений действующим правовым нормам;
  • принцип соответствия целей инновационного развития инновационным ресурсам - обеспечивается за счет непрерывного мониторинга имеющихся инновационных ресурсов на предмет соответствия их поставленным целям и задачам инновационного развития;
  • принцип информационной доступности и достоверности - достигается путем обеспечения всех участников инновационного развития необходимой, полной и своевременной информацией относительно процессов инновационного развития;
  • принцип перманентного совершенствования управления - обеспечивается путем повышения функциональных возможностей предприятия, что в итоге ведет к ослаблению или полному устранению внутрисистемных негативных процессов и повышает эффективность управляемой системы.

Экономический блок управления должен функционировать в соответствии со следующими принципами:

  • принцип экономической поддержки инноваций - заключается в разработке и реализации механизмов финансирования участия субъектов хозяйствования в различных инновационных проектах;
  • принцип концентрации финансовых ресурсов на создании и распространении инноваций - достигается путем приоритетного рассмотрения инвестиционных проектов, включающих внедрение и распространение инноваций, если они влекут определенный экономический эффект;
  • принцип оценки экономической целесообразности инновационной деятельности - обеспечивается путем предварительного финансового анализа проекта инновационного развития, сравнения расчетных затрат и расчетных прибылей;
  • принцип управления инновационным развитием по центрам финансовой ответственности - позволяет оценить экономический вклад в инновационный процесс каждого сегмента в конечные результаты инновационного развития, децентрализовать управление затратами, наблюдать за их формированием на всех уровнях управления.

Производственный блок управления должен функционировать в соответствии со следующими принципами:

  • принцип сохранения и развития инновационной среды - достигается путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечивающей поддержку инновационной деятельности на всех ее стадиях;
  • инновационной продукции - обеспечивается путем разработки эффективной системы мониторинга соответствия производимой продукции международным стандартам качества и сравнения их с аналогами конкурентов;
  • принцип экологической безопасности инновационного процесса - обеспечивается за счет выполнения норм экологической регламентации производственной деятельности и повышения экологизации производственных процессов;
  • принцип перманентного совершенствования технологических инновационных процессов - обеспечивается путем модернизации существующих наукоемких производств, разработки и внедрения инновационных производственных программ по снижению материалоемкости, энергоемкости и фондоемкости производства.

При этом механизм управления инновационным развитием предприятия понимается как ряд определенных функций, реализация которых ведет к инновационным изменениям как в рамках самого предприятия, так и во взаимосвязях с внешней средой.

Функции механизма управления инновационным развитием представляют:

  1. Анализ внешней и внутренней среды - анализируется текущая конъюнктура рынка и факторы ее определяющие, составляется прогноз развития, выполняется анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия.
  2. Выбор направлений и вариантов инновационного развития, проводится на основе анализа рыночных возможностей и сопоставления их угрозам, обусловленных внешней средой, проводится анализ и количественная оценка риска на этапах инновационного развития.
  3. Формирование новых инновационных ресурсов, поддерживающих инновационное развитие, усиление их мощности. Ресурсы делят на материальные (физические активы и финансовые ресурсы), нематериальные (бренды, торговые марки, репутация и т. д.), человеческие (производительные услуги, которые люди предлагают фирме в форме своих навыков, знаний, способностей) .
  4. Трансформация ограничивающих факторов инновационного развития, снижение их влияния с последующим окончательным преобразованием ограничивающих сил в инновационные ресурсы.
  5. Текущая координация инновационного развития предприятия заключается постоянном мониторинге процессов инновационного развития на основе гибких экстренных решений.
  6. Количественная оценка управления инновационным развитием проводится как по отдельным направлениям развития, так и всей системы управления инновационным развитием в целом.
  7. Создание организационной структуры управления инновационным развитием. В соответствии с системой целей и составом решаемых задач формируются оргструктуры, состоящие из специалистов различного профиля для управления процессами инновационным развитием предприятия.
  8. Контроль за реализацией процесса инновационного развития, выполняется сбор и анализ информации, характеризующей ход выполнения задач, возникающих в процессе развития, степени соответствия запланированных результатов с фактическими.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что реализация концепции механизма управления инновационным развитием предприятия позволяет повысить уровень его инновационного потенциала на основе комплексного применения организационного, экономического и производственного блоков управления.

Рецензенты:

Гамидуллаев Б.Н., д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет» Министерства образования и науки РФ, г. Махачкала.

Османов М.М., д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Махачкала.

Библиографическая ссылка

Тхабит А.Ф. КОНЦЕПЦИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13993 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»