Риски зоны развития сотрудника пример. Особенности составления индивидуального плана развития сотрудника. Развитие государственных служащих

Индивидуальный план развития (Personal Development Plan, PDP) – план мероприятий по обучению и развитию сотрудника, составленный на основе оценки его компетенций. Документ, как правило, формируется в табличном виде и содержит в себе:

  1. Цели развития.
  2. Мероприятия по развитию.
  3. Указание лиц, ответственных за проведение этих мероприятий.
  4. Сроки проведения мероприятий.
  5. Отметки о выполнении.

Позволяет управлять развитием сотрудника, сделать этот процесс плановым и контролируемым, включенным в общий контекст кадровой политики компании. Чаще всего составляется в следующих ситуациях:

  1. Сотрудник только что принят на работу, необходимо упорядочить процесс его ввода в должность, адаптации к работе. В этом случае план развития чаще всего содержит в себе набор стандартных мероприятий, обусловленных не особенностями нового сотрудника, а требованиями конкретной должности.
  2. Сотрудник определен в на вышестоящую должность, необходимо планирование перспективного освоения функционала будущей должности. Чаще всего данный план представляет собой набор мероприятий по развитию управленческих компетенций.
  3. Сотрудник демонстрирует недостаточно удовлетворительные результаты в работе, необходимо точечное развитие его компетенций. План развития формируется по результатам аттестации или деловой оценки сотрудника, представляет собой набор развивающих мероприятий, которые необходимо осуществить до повторной аттестации или деловой оценки.
  4. Составление индивидуального плана развития сотрудника находится в рамках бизнес-процесса по управлению результативностью (Performance Management), внедренного в данной компании, осуществляется в обязательном порядке на ежегодной основе, и предназначено для согласования целей развития сотрудника с целями развития подразделения и компании в целом. Индивидуальный план развития формируется в процессе встречи сотрудника с непосредственным руководителем, в ходе которой сотрудник получает обратную связь об эффективности своей работы за год и выполнении предыдущих целей по развитию, в процессе совместного обсуждения согласуется постановка целей на будущий год. Как правило, данное мероприятие имеет влияние на результаты бонусирования сотрудника по итогам прошедшего года, а также может влиять на определение принципов бонусирования в будущем году.

В качестве мероприятий по развитию компетенций может использоваться участие в корпоративных обучающих мероприятиях (тренингах, семинарах, вебинарах), участие в обучающих мероприятиях сторонних организаций (краткосрочных и долгосрочных, от тренингов до курсов переподготовки и МВА), самоподготовка (например, самостоятельная работа с литературой), выполнение делегируемых со стороны руководителя дел, участие в проектах, участие в мероприятиях по обмену опытом, прохождение стажировок, осуществление наставничества, разные формы получения наставничества. В качестве лиц, ответственных за проведение этих мероприятий, могут выступать сам сотрудник, его непосредственный руководитель, руководитель его руководителя, сотрудники HR-службы, сотрудники со статусом внутреннего наставника, ведущие специалисты других подразделений и т.д.

В некоторых компаниях план развития сотрудника превращается в формальный документ, который не поддерживается в актуальном состоянии и не отражает реальной ситуации с уровнем развития сотрудника. Индивидуальный план развития будет эффективным только в том случае, если он внутренне принимается сотрудником, поддерживается его окружением и корпоративной культурой компании:

  1. У сотрудника есть мотивация профессионального развития.
  2. План развития составлен совместно с сотрудником, сотрудник подтверждает данные о своем текущем уровне развития, принимает цели развития, мероприятия и поставленные сроки.
  3. Цели, мероприятия и сроки соответствуют потенциалу ближайшего развития сотрудника.
  4. Сотрудник имеет возможность отслеживать результаты работы по плану развития.
  5. Профессиональное развитие поддерживается непосредственным руководителем, сотрудник получает с его стороны психологическую поддержку и наставничество. Если сотрудник является резервистом, то в его адрес осуществляется делегирование управленческих функций.
  6. Профессиональное развитие поддерживается корпоративной культурой компании.
  7. Работа по плану развития формирует мотивацию сотрудника на профессиональный рост и на работу в компании.

Для компаний сферы FMCG, как правило, характерна корпоративная культура, включающая в себя ценность профессионального развития, даже если это не декларируется документально на официальном уровне. Это обусловлено высокими темпами развития, общей динамикой перемен, характерной для большинства компаний данной сферы. В связи с этим составление индивидуальных планов развития сотрудников – от линейных сотрудников до управленцев высшего звена – является в компаниях сферы FMCG широко распространенной практикой.

…Торговый представитель одной из компаний пришел к выводу, что он перерос свою должность. Он добился встречи с генеральным директором и заявил ему об этом напрямую. На встрече договорились о создании для этого торгового представителя индивидуального плана развития на квартал, подразумевающего развитие как управленческих, так и торговых компетенций. Критерием достаточного развития торговых компетенций было определено выполнение задачи по достижению 80% активности клиентской базы на самой удаленной и самой отсталой областной территории. Через три месяца оба выполнили свои договоренности: торговый представитель завершил работу по плану индивидуального развития, в том числе достиг требуемого показателя активной клиентской базы, а генеральный директор нашел для него должность супервайзера, несмотря на то, что в тот момент в компании управленческие вакансии отсутствовали.

Каждый работодатель заинтересован в развитии сотрудника, особенно если лицо работает на руководящей должности. Повышение квалификации работника увеличивает общую эффективность предприятия. Совершенствованию сотрудника способствует составление индивидуального плана развития (ИПР).

Что представляет собой индивидуальный план развития

План развития – это совокупность обучающих мер, способствующих улучшению компетенции, профессиональному росту. Индивидуальный он потому, что составляется в соответствии с особенностями работы конкретного сотрудника.

При разработке плана нужно учитывать потребности специалиста, а также потребности фирмы. По этой причине индивидуальный план развития выгоден как фирме, так и специалисту.

Исполнение плана сотрудником можно поощрять материально. В индивидуальном плане развития указываются стратегии развития, приводятся рекомендации. В плане может быть указан перечень книг, которые нужно прочитать, ряд семинаров и лекций, положенных для прослушивания.

Цели составления плана

Индивидуальный план развития составляется со следующими целями:

  • Увеличение лояльности штата.
  • Повышение профессиональной квалификации.
  • Повышение конкурентоспособности товаров, которые выпускает предприятие.
  • Увеличение эффективности труда.
  • Планомерное развитие специалиста.
  • Координация трудовых целей.
  • Повышение эффективности контроля.
  • Превращение гипотетических целей в действия.
  • Упрощение анализа сильных и слабых сторон специалиста.
  • Своевременная подготовка к модернизации предприятия.
  • Обеспечение самоорганизации.
  • Расстановка приоритетов.

Без плана сотрудник также может развиваться, но это будет хаотичным. Кроме того, работодатель не сможет отслеживать результаты развития.

Кто создает индивидуальный план развития и для кого

Для кого формируется план развития? Однозначно дать ответ на этот вопрос нельзя. Компания может выбрать одну из следующих стратегий:

  • Индивидуальный план развития разрабатывается для каждого работника. Данная модель базируется на том, что каждый сотрудник, вне зависимости от своей должности, может повысить эффективность фирмы.
  • План оформляется только для сотрудников, претендующих на высокие должности. Модель основана на том, что разработка индивидуального плана – процесс сложный и дорогостоящий. Поэтому лучше разрабатывать план только для лиц с высоким потенциалом.
  • План оформляется только для руководящего состава. Модель базируется на мнении, что эффективность компании определяется эффективностью действий руководства.

Выбор модели зависит от того, какие именно сотрудники способствуют повышению продуктивности работы фирмы. Развитие этих специалистов позволит с минимальными затратами увеличить эффективность. Именно в этих сотрудников имеет смысл вкладывать наибольшее количество сил.

Формированием плана должен заниматься руководитель совместно с сотрудником. Однако для качественного составления плана руководитель должен обладать всеми соответствующими знаниями. Не у каждого управленца есть эти знания. Поэтому в помощь себе следует привлечь профессионального коуча.

Этапы разработки плана развития

Рассмотрим основные шаги по разработке индивидуального плана развития:

  1. Подготовка. Разрабатываются рекомендации по развитию, а затем они изучаются сотрудником. Работник формирует приоритеты развития лица. Заказывается консультация по составлению плана, если она требуется.
  2. Составление плана. Составляется таблица, в которой указываются приоритеты, развивающие мероприятия.
  3. Согласование плана. Сформированный план нужно согласовать с руководителем. Если нужно, вносятся коррективы.
  4. Утверждение плана. Утверждением плана также занимается руководитель.

Составленный план развития анализируется на предмет соответствия критериям:

  • Наличие логики, разумная последовательность. Предполагается, что сначала сотрудник будет решать простые задачи, а только потом сложные.
  • Соответствие основной цели. В плане указывается навык, который должен развить сотрудник. Поставленные задачи должны способствовать формированию этого навыка.
  • Установление сроков. Развивающие мероприятия должны исполняться в определенный срок. Это облегчит контроль их выполнения.

Важно, чтобы план был реалистичным. То есть сотрудник должен успеть исполнить все развивающие задачи. По этой причине нужно учитывать его стандартную трудовую нагрузку.

Элементы, составляющие план развития

Структура индивидуального плана развития зависит от потребностей фирмы и сотрудника. Как правило, план включает в себя эти элементы:

  1. Сведения о работнике. Это ФИО, должность, отдел, в котором работает сотрудник, период планирования.
  2. Задачи. Нужно перечислить актуальные профессиональные задачи.
  3. Рекомендации. Нужно перечислить рекомендации по развитию профессиональных компетенций.
  4. Цели. Нужно перечислить цели исполнения тех или иных мероприятий, а также указать сроки достижения этих целей.
  5. Результаты исполнения плана. Прописываются результаты. В этот раздел могут быть включены комментарии.

Если требуется, план может включать в себя дополнительные пункты.

При разработке индивидуального плана развития имеет смысл руководствоваться этими рекомендациями:

  1. В год устанавливается не больше двух направлений развития. Только в этом случае можно добиться должной эффективности.
  2. Каждое направление должно включать полный комплекс мероприятий: теория, обучение под присмотром опытных специалистов, практика.
  3. Обеспечение равномерной нагрузки в течение всего года.
  4. Нельзя группировать в одном периоде один и тот же развивающий метод. Важно их правильное сочетание. К примеру, не следует давать сотруднику задание весь месяц читать книги. Теорию нужно обязательно сочетать с практикой.

Руководители должны оценить ресурсы для исполнения плана. Это материальные затраты, время.

ВАЖНО! Для того чтобы план был еще более эффективным, к его созданию имеет смысл привлекать несколько специалистов: сотрудников, представителей отделов управления персоналом, консультантов, коучей.

Пример плана развития

План развития оформляется в форме таблицы. Рассмотрим пример. Сначала нужно указать личную информацию: ФИО сотрудника, дату его рождения, должность, период, в течение которого план будет актуальным. Затем прописывается эта информация:

Задачи Формирование и введение на предприятии системы менеджмента качества
Рекомендации Сотруднику следует:
  1. Развить аналитическое мышление.
  2. Особое внимание обратить на планирование.
  3. Совершенствовать навыки управления.
  4. При постановке задач ориентироваться на анализ экономической составляющей.
  5. Развивать большую инициативность.
Цели развития Приобретение навыка распределения ответственности
Методы развития В рамках плана используются следующие методы:
  • Самостоятельное обучение (прочитать не менее 3 глав из книги «Искусство менеджмента». Составление конспекта по самым значимым моментам.
  • Тренинги и семинары. Запись и принятие участия в семинаре «Как повысить эффективность работы».
Дата создания плана 28.09.2018
Подписи (сотрудника и руководителя)

Вторая часть плана – результаты. Они включают в себя самостоятельную оценку своего развития сотрудником, оценку со стороны руководителя. Управленец также может дать определенные комментарии.

ВАЖНО! Каждая задача должна иметь свои сроки. К примеру, сотруднику нужно прочитать указанную книгу до 1 июня, посетить тренинг до 1 августа.

Стремление к постоянному развитию - признак профессионализма, обладая которым специалист повышает как свою эффективность, так и эффективность той организации, где он работает. Не секрет, что руководители в подавляющем большинстве случаев хотят видеть в своем коллективе высокопотенциальных сотрудников, готовых развивать собственные компетенции с учетом стратегических целей компании. Очевидно, что мотивацией для таких кадров является предоставление возможности саморазвития. Но эффективно вести процесс развития специалиста практически невозможно без четко составленного плана. Кроме того, важно иметь в виду, что подход к развитию, например, сотрудника банка и менеджера по продажам будет разным, и универсального «рецепта» здесь нет. Помощником по развитию конкретного профессионала является план индивидуального развития (ИПР).

Планирование индивидуального развития - это подход, который предполагает самостоятельный контроль сотрудника над процессом его собственного развития.

Те компании, которые понимают значимость развития своих сотрудников, четко осознают и необходимость формирования ИПР, основными задачами которого являются:
разработка стратегий индивидуального обучения;

  • управление знаниями;
  • формирование интеллектуального капитала;
  • повышение эффективности управления в организации.

Для решения этих задач в компаниях проводятся ежегодные оценки персонала, центры развития и другие оценочные мероприятия, направленные на изучение эффективности работы каждого сотрудника: определение его сильных и слабых сторон, навыков, которые необходимо развить или выявление потребностей в наработке дополнительных компетенций для перехода на решение задач более высокого уровня.

Для того, чтобы помочь руководителям и HR-специалистам верно выстроить процесс развития сотрудников, компания сайтssia разработала удобный и полезный инструмент - Сборник развивающих действий , в котором в интересной и доступной форме изложены практические рекомендации по составлению индивидуального плана развития. Следование рекомендациям сборника позволит сотруднику освоить эффективные способы и методы развития, а также определить, какие именно профессиональные навыки необходимо раскрывать или дополнительно осваивать, и незамедлительно приступить к качественному развитию выбранных компетенций.

Чтобы разработанный план развития был эффективным, перед его составлением необходимо понять, какими достижениями, навыками и знаниями уже обладает работник, а также определить, в чем заключается потребность в развитии. Важно видеть как сильные стороны, так и области развития в контексте рабочей обстановки.

Метод планирования индивидуального развития будет полезен, прежде всего, в случаях, когда критерии (компетенции) были сформулированы заранее, и была проведена их формальная оценка. В связи с тем, что сотрудник может развивать одновременно только от 1 до 3-х компетенций в течение одного года, целесообразно выбрать из них самые актуальные.

Индивидуальное развитие: с чего начать?

Принимая участие в процессе индивидуального развития, сотрудник берет на себя ответственность за определение собственных первоочередных потребностей в развитии, выбирая цели для обучения, методы и приемы, а также оценивая собственные результаты.

Процесс любого развития, и индивидуального в том числе, условно можно разделить на несколько этапов:

  • Первоочередным и самым важным шагом на пути к индивидуальному развитию является понимание необходимости этого развития. Здесь на помощь может прийти HR- специалист, который проконсультирует кандидата или предоставит ему необходимые данные оценки по результатам проведенных мероприятий. Но, повторимся, решение о развитии принимает только и непосредственно сам кандидат.
  • Вторым этапом станет определение сферы или направления развития, при котором будут полезны данные одного или нескольких источников, предоставленные сотруднику его руководителем или HR-подразделением. Сюда относятся: результаты ежегодной оценки, прохождения центра развития, обратной связи от коллег и др.
  • Для систематизации полученной информации доступна Универсальная модель компетенций SHL - UCF (Universal Competency Framework), где сотруднику предлагается проанализировать степень проявленности у себя 8 факторов, таких, как: руководство и принятие решений, поддержка и сотрудничество, взаимодействие и презентационные навыки, анализ и интерпретация и др.
  • Третий этап - анализ особенностей процесса обучения, осознание специфики своего стиля обучения и причин, которые могут повлиять на результативность работы. На этом этапе кандидат определяет свой профиль ученика и предпочтительные методы обучения.
  • Этап четвертый - непосредственное формирование индивидуального плана развития, для чего необходимо по каждому направлению развития определить результат (на основании технологии SMART), выбрать необходимые развивающие действия, указать сроки их выполнения и тех коллег, которые будут включены в этот процесс.

Для того чтобы намеченный план развития реализовывался в соответствии с поставленными целями, необходимо регулярно проводить общий мониторинг соответствия поставленных целей результатам. Такой контроль необходимо осуществлять совместно с сотрудником 1 раз в 3-4 месяца, либо в зависимости от графика развивающих мероприятий. Здесь необходимо фокусироваться не столько на достижении определенных результатов, сколько на осуществлении самих действий по развитию.

Практические советы по составлению индивидуального плана развития, включая пример его заполнения можно найти в Сборнике развивающих действий компании сайтssia .

Более подробную информацию об этом инструменте и особенностях работы с ним Вы можете получить у Вашего аккаунт-менеджера или в офисах компании сайтssia .


Планирование - это способ путешествия по жизни. Многие люди не умеют и не хотят этого делать, поэтому неудивительно, что в какой-то момент они спрашивают себя: «Где я и как я здесь вообще оказался?». Вот почему вам нужен - чтобы в случае, если вы почувствуете себя потерянным в жизни, можно было заглянуть в него и напомнить себе, куда вы идете и зачем.

Работая над своим будущим, вы получите чувство контроля над жизнью и будете принимать более правильные решения на этом пути. План персонального развития также помогает сделать верный выбор, потому что учитывает ваши личные ценности.

Шаблон плана личного развития

При создании плана нужно уделить внимание нескольким вещам. Вот девять шагов, которые нужно сделать:

  1. Определите свои .
  2. Расставьте приоритеты.
  3. Установите крайние сроки.
  4. Осознайте свои сильные стороны.
  5. Распознайте возможности и угрозы.
  6. Развивайте новые навыки.
  7. Действуйте.
  8. Получите поддержку.
  9. Отслеживайте прогресс.

Рассмотрим каждый шаг отдельно.

Определите свои цели

Что для вас важно? Какими новыми навыками вы хотите овладеть? Есть ли какие-то мечты, которые нужно воплотить? Есть ли непреодолимое желание сменить работу и попробовать себя в чем-то другом?

Первый шаг - определить цели, которые действительно важны для вас. Они могут быть связаны с карьерой, личной жизнью, здоровьем, чем угодно.

Шаг первый : запишите 5-10 целей, достижение которых важно для вас.

Расставьте приоритеты

Вы только что записали свои самые важные цели. Какие из них наиболее важны? Ответ на этот вопрос е есть расстановкой приоритетов.

Шаг второй : взгляните на список своих целей и выберите 1-3, над которыми будете работать в первую очередь.

Установите крайние сроки

Если есть цель, но вы не знаете, когда собираетесь ее достичь, то, скорее всего, этого никогда не произойдет.

Или если вы планируете достичь чего-то значительного за короткий промежуток времени, то очень возрастают шансы потерпеть неудачу.

При планировании очень важно поставить себе реалистичные сроки. После чего еще немного сократить их, чтобы не расслабляться и не давать себе поблажек.

Шаг третий : установите четкие крайние сроки для своих целей.

Осознайте свои сильные стороны

Каждый человек в мире в чем-то хорош, но в остальном имеет средний или низкий уровень навыков (Леонардо да Винчи - исключение, подтверждающее правило).

Как узнать о своих сильных и слабых сторонах? Самое отрезвляющее и интересное упражнение: спросить у близких и родственников: «Каковы мои сильные стороны?». Их ответы могут вас очень сильно удивить. К тому же это поможет взглянуть на себя под иным углом и скорректировать собственное представление.

Шаг четвертый : понимая свои сильные стороны, запишите, как именно они помогут вам достичь своих целей.

Распознайте возможности и угрозы

Ваше текущее поведение и привычки могут либо помогать, либо мешать достижению цели. Соответственно, они делятся на возможности и угрозы.

Привычки, что открывают новые возможности нужно культивировать. А от тех, что препятствуют им, необходимо избавляться.

Например, если ваша цель - прожить здоровую жизнь - то нужно прекратить употреблять алкоголь, вредную еду, отказаться от курения. При этом необходимо заниматься спортом, и уметь справляться со .

Шаг пятый : составьте список того, что нужно начать и прекратить делать.

Развивайте новые навыки

Процитируем Брайана Трейси: «Для всего, чего вы хотите в жизни, есть цена, которую вы должны заплатить. Полностью и заранее. Решите, что вы действительно хотите, а затем определите цену, которую вам придется заплатить, чтобы ее достичь. Помните, что для достижения того, чего вы никогда не достигали раньше, вы должны делать то, чего никогда не делали раньше. Вы должны стать тем, кем никогда не были».

Другими словами, вам нужно развить навыки, которых у вас никогда не было, и начать эту работу как можно скорее.

Шаг шестой : запишите список навыков, которые необходимо развить, чтобы достичь своей цели.

Действуйте

Это самый очевидный шаг, который многие так и не совершают. Планы часто остаются на бумаге, так и не обретя форму конкретных действий.

Шаг седьмой : запишите 3-5 наиболее важных действий, которые приблизят вас к цели и которые нужно будет предпринять в течение определенного времени.

Получите поддержку

Кто вам поможет советом или просто добрым словом? Это необязательно должен быть родственник, есть еще наставники и преподаватели, к которым можно обратиться.

Шаг восьмой : перечислите всех людей, которые по вашему мнению помогут достичь цели.

Отслеживайте прогресс

Лучший мотиватор - ваш собственный прогресс. Даже если он совсем небольшой, это все равно придает много сил.

Важно понять, что вы делаете успехи. А если нет, то выясните, что делаете не так и что можно сделать иначе.

Шаг девятый : запишите, что нужно улучшить и определите новые работающие стратегии.

План личного развития можно создать и вести как в бумажном, так и электронном виде. Второй вариант несколько предпочтительней, ведь вносить изменения удобнее (а изменения это тоже часть работы с планом развития личности). В любом случае у вас должен получиться документ, в котором должны быть записаны все девять шагов-упражнений, о которых шла речь выше.

«Я провожу тренинги 12 лет, и вот что вам скажу: есть много других способов развивать навыки и черпать знания. Более того, в ряде случаев они даже эффективнее тренингов». Антон Краснобабцев рассказывает, как планы индивидуального развития сотрудников помогают пережить кризис.
Итак, «ПИР» во время чумы.

Об авторе

Антон Краснобабцев , бизнес‑тренер, управляющий партнёр тренинговой компании Key Solutions . Проводит тренинги с 2002 года.

Выполнил ряд проектов для компаний «Сбербанк», «Росатом», «Газпром», «ВЭБ‑лизинг», Inditex, «СИБУР», «ТМК» и многих других.

Руководил службой персонала дистрибьюторской компании, группой в тренинговой компании, работал старшим тренером.

Работать с эффективностью — недорого?

Кризис требует от компании изменений, повышения её эффективности. Теперь приходится больше и скорее продавать, качественнее обслуживать, быстрее принимать решения, эффективнее руководить... Для этого исполнителям и руководителям нужно приобретать новые навыки и улучшать те, что уже освоены.

И тут происходит столкновение с суровой реальностью: на дополнительное обучение, тем более в кризис, денег в бюджете нет. А всегда ли они нужны? Только ли дорогостоящими тренингами решается эта проблема? Мой ответ — нет.

Нетренинговое развитие

Я провожу тренинги 12 лет, и вот что вам скажу: есть много других способов развивать навыки и черпать знания. Более того, в ряде случаев они даже эффективнее тренингов. Кроме того — очень хорошо дополняют последние, увеличивая их эффективность.

Самообучение

Самый нехитрый вариант, когда нужны новые знания, — учиться самостоятельно. За считаные минуты в Интернете отыскивается материал практически на любую тему — от техники холодных звонов до ускоренного разведения орхидей. И это будут не только подробные письменные руководства, но и видео.

Наблюдение за специалистом

Если рядом есть человек, обладающий нужным навыком, то он может стать отличным наглядным пособием, причём на 100 % практическим. Посмотреть на действия коллеги в рабочей среде, получить объяснение и консультацию, попробовать сделать что‑то вместе — так профессионал, даже и без преподавательского таланта, превращается в наставника.

В компании нет эксперта? А если «напроситься» на стажировку к внешнему — возможно, даже бесплатно или за символические деньги.

Разбор работы ученика

Обладатель нужных навыков также очень полезен, чтобы оценить прогресс и задать направление дальнейшего развития. Наблюдая и раскладывая работу «ученика» по полочкам, он оказывает тому неоценимую услугу: указывает на ошибки, как их исправить и делится «фишками».

Если работу не получается наблюдать непосредственно, то для разбора можно использовать аудио‑ и видеозаписи. Иногда для получения ценной обратной связи достаточно и словесного описания: типа «я сделал так‑то — вышло вот это, тогда я сделал то‑то».

Я уверен, что любому специалисту, работающему с людьми, квалифицированная обратная связь нужна регулярно, хотя бы раз в полгода.

Особенно важна такая обратная связь после тренингов, самообучения или перенятия опыта. Очень трудно взглянуть на себя со стороны, из‑за чего часто кажется, что мы всё делаем верно, по технологии, хотя на самом деле упускаем массу неочевидных, но значимых деталей.

В активных продажах это настолько важно, что почти незаменимой стала практика «двойных визитов», или полевого сопровождения, когда вместе с торговым представителем по точкам отправляется наставник — для разбора работы новичка.

Развитие во время работы

На тренинге, при самостоятельном изучении материала, при перенятии опыта или получении обратной связи человек приобретает информацию не столько к размышлению, сколько к применению. Алгоритмы, эффективные приёмы, «фишки» — всё это нужно вводить в свою работу.

Для этого необходимо определить, какие рабочие ситуации позволят нам развивать каждое из умений и как именно.

Например, мы прочитали материал по тайм‑менеджменту и решили отработать расстановку приоритетов по матрице Эйзенхауэра .

    Будем это делать, во‑первых, в конце каждого рабочего дня, а во‑вторых, всякий раз при поступлении новой задачи.

    Как именно: составлять (дополнять) список задач, расписывать их по квадратам матрицы Эйзенхауэра, и в течение дня делать сначала задачи из первого квадрата, затем «стейки» из второго и так далее.

Развитие в процессе работы — практически единственный путь, позволяющий выработать навыки, и более эффективный в этом, чем тренинг. Удобство его в том, что для отработки навыков не нужны никакие ресурсы, кроме рабочих ситуаций.

Но что делать, если этих самых ситуаций нет? Например, как развивать навыки лидерства специалисту кадрового резерва? Ведь ему, скорее всего, пока не приходится кем‑то руководить!

«Специальные проекты»

Можно создать другие рабочие ситуации! Это задачи, выходящие за пределы обычных обязанностей, например:

    чтобы развить лидерские качества, нужно побыть для кого‑то наставником или возглавить рабочую группу проекта;

    чтобы развить навыки переговоров — выйти на встречу с новым, более сложным типом клиентов (например, с первыми лицами);

    чтобы развить навыки презентации — подготовить и провести для коллег небольшой тренинг на эту тему.

План развития

Определяем цели развития

Системный план развития начинается с целей развития, которые называют ситуации, в которых нужно повысить эффективность; задают направление улучшений; мотивируют сотрудника.

Есть два основных подхода к постановке целей развития.

    Достижение показателей эффективности, например:

    • Выполнить план продаж доп. оборудования за май на 100 %.

      Прийти к среднему размеру предоставляемых скидок, не превышающему 5 % объёма продаж за май 2015 года.

    Достижение качественных изменений в работе, например:

    • Научиться использовать индивидуальный мотивационный подход к каждому подчинённому до 1 сентября 2015 года.

У каждого подхода — свои плюсы. В случае с первым — развитие легче контролировать, а второй не даёт забыть о его сути.

Всю работу с планом развития важно «продать» сотруднику, чтобы он понимал, зачем ему всё это и почему действовать нужно именно так. Такое понимание повышает инициативность и ответственность сотрудника, избавляет его руководителя от необходимости «воспитательных бесед» и излишнего контроля.

Итак, инструменты и цели определены, теперь нужно создать план развития, который их задействует.

Составляем план мероприятий с точками контроля

Безусловно, необходимо делать это совместно с сотрудником, чтобы тот был соавтором плана, а выбранные действия — реалистичными и продуктивными с его точки зрения.

Для плана по каждой цели можно использовать бланк следующего вида.

Действия

Самообучение

Найти и изучить материалы по работе с возражениями по цене и составить конспект методов.

Перенятие опыта

Три выезда со специалистом Иваном на переговоры с клиентом. Обсуждение с Иваном итогов каждой совместной встречи.

Составить перечень основных аргументов, которые использует Иван для работы с возражениями по цене.

Развитие во время работы

Использовать самостоятельно изученные методы (из конспекта) и аргументы Ивана (из перечня) во время переговоров с клиентами.

Обратная связь

На двойном визите получить от руководителя обратную связь по моей работе с ценовыми возражениями.

(не менее 2 раз)

Отслеживаем прогресс и двигаемся дальше

Периодически, например, раз в месяц, встречайтесь с сотрудником для обсуждения прогресса, улучшения плана и постановки новых целей развития.

Такой подход приучает сотрудника к ответственности за своё развитие и даёт лучшие результаты, чем эпизодические тренинги.