Арма. новая жизнь московских газгольдеров. Московский газовый завод Завод арма что раньше там делали

Зиммеринг – одиннадцатый район Вены, юго-восточная окраина, промзона, ничем, казалось бы, не примечательная. Однако туристы добираются сюда всеми доступными способами. И все для того, чтобы побывать внутри гигантских хранилищ для газа – газгольдеров. Комплекс «Газометр» - это своеобразный альянс жилья, развлекательных центров и магазинов. И это – судьба промзоны в Европе.

Газовый завод. Ретортное и аппаратное здание со стороны подъездной ветки. Из альбома зданий, принадлежащих Московскому Городскому Общественному Управлению. Не всякий знает, но в Москве тоже есть газгольдеры, позади Курского вокзала, в двух шагах от метро, в Нижнем Сусальном переулке. В XIX веке в Европе на смену керосиновым фонарям пришли газовые. Естественно, что в России отставать не хотели. В 1863-м был построен первый завод по производству светильного газа для освещения Большого и Малого императорских театров. В 1861 году (по другим данным в 1865-м, даже точная дата есть – 25 января 1865 года) «Английское общество освещения города Москвы текучим газом» выиграло концессию на строительство в городе первого газового завода по сухой перегонке каменного угля, прокладку труб и постановку фонарей и освещение Москвы «текучим газом посредством подземных труб». Московская Городская Дума заключила контракт с голландским предпринимателем А. Букье и британским инженером Н. Д. Гольдсмитом на целых 30 лет из-за крайне выгодных цен: 14 руб. 50 коп. за один уличный фонарь, горящий ежегодно 2000 часов. Уголь для получения газа решено было доставлять из Великобритании.

В 1865-м Общество выкупило часть огородов Кобыльской слободы под застройку. Четыре кирпичных газгольдера 20 м высотой и 40 м в диаметре были возведены по проекту архитектора Рудольфа Бернгардта, два конторских корпуса созданы Федором Дмитриевым. Сам газовый завод был выстроен между газгольдерами и административным корпусом и представлял собой сооружение, состоявшее из нескольких цехов.

Теперь уже надо объяснять, что такое газгольдеры. Так как потребление газа неравномерно в течение года – возрастает зимой и снижается летом - нужны специальные хранилища для хранения избыточного газа. Это и есть газгольдеры. В них же хранился аварийный запас газа. Сейчас газ хранят в подземных хранилищах, а газгольдеры более не строят, т.к. они занимают большие площади и недостаточны по объему. Да и стоят дорого.


Газгольдеры. Из альбома зданий, принадлежащих Московскому Городскому Общественному Управлению. Пробное освещение произвели на Кузнецком Мосту 25 декабря 1865 года, а 27 декабря состоялось торжественное открытие «газификации» Москвы – возле Архангельского собора в Кремле зажгли первый газовый фонарь. К 1868 году в Москве горело уже более трех тысяч газовых фонарей с простой разрезной горелкой, дававшей силу света до 12 свечей, однако англичане несли огромные убытки - москвичи не спешили проводить в дома дорогой газ, да и торговцы керосином активно распространяли слухи о вреде газа для здоровья.

Не помогло даже предпринятое повышение арендной платы до 40 рублей за один фонарь. И в 1888 году Английская компания передала концессию Генеральному Французскому и Континентальному Обществу освещения.

В 1882 году австрийский ученый Ауэр фон Зильбах изобрел газокалильную сетку. При накаливании сетки получался яркий, так называемый «жаровой» свет. «Сетки Ауэра» давали тройное увеличение силы света. В Москве, пусть и под давлением со стороны общественности, сетки также были установлены.

В 1905 году, по истечении срока контракта, завод перешел к городу. Надо отметить, что к тому моменту дело было основательно запущенно, сеть газовых труб давала сильную утечку газа – до четверти от годового расхода. Поэтому дума пошла на беспрецедентный шаг и выделила на развитие и переустройство завода сразу четыре миллиона рублей - большую по тем временам сумму. В 1912 году начались работы по строительству шести новых корпусов и еще одного небольшого газгольдера с целью увеличения мощности завода. По данным на 1910 год в Москве было 8725 газовых фонарей, 322 – электрических, 13873 – керосиновых и 236 керосино-калильных.


Здание для производства водяного газа. Из альбома зданий, принадлежащих Московскому Городскому Общественному Управлению. Завод сохранял свою функцию, более того оставался основным поставщиком газа в Москве, до середины 1940-х годов, а после был перепрофилирован сначала на производство ракетных сопл, затем, в 1950-х, на выпуск газового оборудования: плит и счетчиков. В 1990-х годах здесь стали изготовлять газозапорную арматуру, а сам завод переименовали в завод "Арма". За все это время корпуса предприятия обросли многочисленными пристройками, в некоторых газгольдерах были прорублены окна и сделаны перекрытия.

В конце 1990-х годов (перед этим завод даже попробовал наладить выпуск моек и смесителей) он практически прекратил свое существование. В 2002 году производство было остановлено, а площади бывшего завода сдали в аренду многочисленным коммерческим фирмам.

Газгольдеры в Вене первоначально предназначались к сносу, однако им решено было дать новую жизнь. В 1995-м был объявлен конкурс идей по перестройке газометров. Выиграли его архитекторы Жан Нувель, Вильгельм Хольцбауэр, Манфред Ведорн и группа «Кооп Химмельблау». В октябре 2001 года состоялось официальное открытие преображенного комплекса.

Газгольдеры, 2006 год. Фото Дениса Ромодина. Московский завод тоже стали обживать мастерские, галереи и дизайн-студии. Они постепенно вытесняли торговые предприятия и склады. Появилось даже творческое объединение «Газгольдер», создавшее проект реконструкции территории завода, сохраняющий все исторические здания, но предлагающий освободить их от наслоений советской эпохи. Архитекторы ТО убеждены: реализация проекта позволит вернуть заводу первозданный облик и создаст совершенно уникальное культурное пространство. Возникнет квартал, подобный Сохо или Челси.

Никто не говорит о музеефикации, напротив, ставится вопрос о выявлении наиболее интересных характеристик зданий и о их использовании в «новой жизни» современного комплекса, - комментирует главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований г. Москвы Борис Пастернак. - Ведь Московский газовый завод для своего времени представлял передовое предприятие, оборудованное по последнему слову техники. Для его строительства были приглашены лучшие архитекторы и инженеры (есть сведения даже об участии знаменитого инженера Шухова в проектировании конструкций), иностранные специалисты. Весьма интересна вся историческая композиция комплекса. Но, к сожалению, примеров цивилизованной реставрации и приспособления исторических промышленных предприятий в Москве крайне мало. Чаще всего инвесторы идут по пути полного сноса или по пути временного приспособления с последующим переходом на первый вариант. Долговременные вложения и уровень рентабельности, соотносимый с европейскими городами, у нас никого не устраивают.

Печально, но верно. Проект ТО – альтернативный. Основной же разработан «Моспроектом-4». Он фактически предполагает сохранение только четырех газгольдеров, которые преобразуют в офисные здания с цветной подсветкой. В одном ряду с ними выстроят «псевдогазгольдер» - новый административно-гостиничный комплекс. Чуть поодаль вырастет многофункциональный комплекс, включающий подземные автостоянки. И это несмотря на то, что, после проведенных исследований территории, специалисты рекомендовали «при реконструктивных работах предусмотреть максимальное использование исторических объемов и деталей».

Жизнь архитектурно ценных объектов на закрытых от любопытных горожан территориях бывших заводов и фабрик вообще заслуживает отдельного рассмотрения. Что происходит за забором, можно узнать только случайно. Поэтому лишь за 2008 год были утрачены интерьеры конструктивистского дворца культуры завода «Серп и Молот» (ремонтные работы), разобран и воссоздается в новых материалах старейший деревянный дом Москвы – дом Всеволожского, где во время войны 1812 года печатались бюллетени и воззвания Наполеона (территория фабрики «Красная Роза»).

Индикатор, который показывал уровень заполнения бака, 2006 г. Фото Дениса Ромодина. Комплекс зданий Газового завода был заявлен к постановке на охрану как образец промышленной архитектуры. В конце августа 2008 года историко-культурный экспертный совет Москомнаследия рассмотрел заявку и решил, что только четыре больших, один маленький газгольдер и два корпуса по Нижнему Сусальному переулку могут быть объявлены исторически ценными градоформирующими объектами, остальные здания (а их немало!) вообще ценности не имеют. Кстати, утверждают специалисты, статус ценных градоформирующих объектов фактически ни в одном законе подробно не прописан. То есть, на бумаге он существует, но какие именно ограничения на изменение внешнего вида и внутренней планировки «градоформирующего объекта» налагает – неясно.

Итого: бывший газовый завод - не комплекс зданий, образец промышленной архитектуры, охраняемый законом. Это только отдельные корпуса, имеющие всего лишь статус вновь выявленных ценных градоформирующих объектов.

Иными словами, реконструировать будут – это факт. И степень этой реконструкции предсказать невозможно: решение, принятое Москомнаследием, дает застройщику большое пространство для воображения. Причем на стороне даже самых "смелых" мечтаний - закон.

Что появится вместо: крупный культурный центр, модный квартал, сохраняющий весь уникальный комплекс, или новый офисный центр, базирующийся на четырех газгольдерах с подсветкой? К сожалению, для реализации последнего варианта препятствий практически не осталось. Более того, недавно появились сведения, что застройщик уже выходит на сносную комиссию Москомнаследия со своими предложениями по "преображению" бывшего московского газового завода. Даже кризис не помеха. Увы, офисы, как известно, для Москвы объекты первостепенные. В отличие от той же Вены.

Так что спешите видеть. В путеводитель московский газовый завод, в отличие от своего австрийского собрата, скорей всего, никогда не попадет… Не потому что не заслуживает этого. Просто не успеет.

Фотогалерея




P.S.

За помощь в подготовке статьи мы благодарим Бориса Евгеньевича Пастернака и Дениса Ромодина (проект «СовАрх»).

В пяти минутах ходьбы от Садового кольца, за путями Курского вокзала расположен интереснейший памятник промышленной архитектуры 19 века – Московский газовый завод, бывший завод Общества освещения Москвы текучим газом. Это место обладает огромным реконструктивным потенциалом, несмотря на то, что его освоение будет весьма непростой задачей.
В мировой практике есть примеры сохранения и развития аналогичных объектов, превращения их в важнейшие узлы городской жизни (Например – комплекс «Газометр» в Вене, полностью преобразивший промышленный район на окраине города). Реконструкция Газового завода на Курской – вопрос недалёкого будущего. Среди предлагавшихся в последние годы проектов были и те, которые предлагали сохранение и обустройство уникального комплекса, и те, что подразумевали новое строительство с сохранением одного-двух старинных зданий. Не определена и новая функция территории – обсуждается возможность создания крупного культурного центра, аналогичного соседнему «Винзаводу», либо строительство очередного офисного комплекса.

В 1861 году майнцский купец Дитрих и петербургские купцы Сименс и Гальске обратились к Московскому генерал-губернатору с предложением об устройстве в городе газового освещения. Торги на концессию выиграло «Английское Общество освещения города Москвы текучим газом».

В 1865 году Общество выкупила часть огородов Кобыльской слободы на берегу речки Черногрязки, к югу от Нижнего Сусального переулка. Первыми заводскими постройками стали корпуса по производству газа из кокса. По линии Нижнего Сусального переулка были выстроены два двухэтажных корпуса для контор и проживания рабочих (архитектор Фёдор Дмитриев). Тогда же архитектором Рудольфом Бернгардом по задней границе участка были построены четыре кирпичных газгольдера высотой 20 метров, глубиной 10, и по 40 метров в диаметре. Сам газовый завод был выстроен между газгольдерами и административным корпусом, представлял собою единое, симметричное в плане сооружение, состоявшее из нескольких цехов.

И в 1868 году в Москве зажглись три тысячи газовых фонарей.

В 1888 году Английская компания передала концессию Генеральному Французскому и Континентальному Обществу освещения, а в 1905 году, по истечении срока контракта, завод перешёл к городу. В 1912 году начались работы по строительству новых корпусов с целью увеличения мощности завода. Старое здание было снесено ровно по линии симметрии, после чего техником Александром Константином Вольдемаром Рооп выстроено шесть новых корпусов (аппаратное и ретортное отделения, аммиачный завод, сооружения для очистки газа от примесей, завод счётчиков, завод водяного газа) и ещё один небольшой газгольдер. Также был перестроен один из конторских корпусов по переулку.

В пояснительной записке к проекту схема действия завода объясняется следующим образом:
«Для приёмки выработанного водяного газа служит здание, подземная часть которого является бассейном, наполненным водой. В этот бассейн погружен однотелескопический железный газгольдер, который наполняется выработанным газом. Из газгольдера газ подаётся в очистные здания, где он вместе с каменноугольным газом, идущим из существующего завода, очищается в специальных ящиках от серы. Из очистного здания водяной и каменноугольный газ поступают в здания счётчиков и регуляторов, где они сосчитываются и направляются в газгольдеры, где газы смешиваются и уже смешанные поступают обратно в здание.»

В конце 1920-х и начале 30-х выстроен ряд вспомогательных строений, а также крупное здание газогенератора (архитектор Николай Морозов). Но после ввода в строй газопровода Саратов-Москва в 1946 году производительность завода резко снизилась. Основной его функцией стало производство тугоплавких газовых горелок, в том числе и ракетных сопл. Пол генплану Москвы 1971 года завод был включён в число предприятий, выводимых за пределы города. Тогда же его территория была разделена на несколько владений.

В данный момент на территории завода происходит весьма любопытная культурная жизнь – от репетиционных баз с малолетними панками до нескольких закрытых клубов высшей категории. Как пишет «Большой город»: «Гиблое место на задах Курского вокзала стало преображаться по берлинско-лондонской системе». Архитекторы Творческого Объединения «Газгольдер» создали план реконструкции завода, оставляющий все исторические здания в их неприкосновенности и предполагающий «что в скором времени здания завода будут полностью заняты художниками, музыкантами, дизайнерами, архитекторами и прочим творческим народом, то есть возникнет район, подобные которому существуют во всем мире, - например, Сохо, Челси - но у нас пока нет.»

Одновременно разрабатываются варианты переоборудования завода под крупный бизнес-центр. Понятно, что в этом случае трансформация исторической среды будет не в пример ощутимее. Как бы там ни было, скоро эту удивительную территорию ожидают серьёзные перемены.

«Наибольшей ценностью обладают здания четырёх газгольдеров, уникальные по своей конструкции сооружения, которые отличаются мощной пластикой фасадов, оригинальной цилиндрической формой и представляют собой значительные доминанты.
За советский период интерьеры и фасады газгольдеров претерпели изменения и утраты, сохранился почти полностью только корпус №17. Он обладает уникальной пространственной конструкцией перекрытия цилиндра диаметром в 40 метров. Полагаем целесообразным предложить к сохранению свободное пространство интерьера данного сооружения…

Интерьеры трёх других газгольдеров, в силу сложности воссоздания исторического перекрытия, могут быть изменены с восстановлением оконных проёмов по рисунку административного корпуса 1895 года.

Важными элементами исторической застройки, отличающимися средовой и пластической выразительностью, являются производственные здания, выстроенные в предреволюционные годы по проекту архитектора Роопа. Богатство фасадного декора, изысканные пропорции, свободная планировка этих сооружений дают возможность увидеть воочию удивительные образцы промышленной архитектуры, когда функция и технология не превалировали над архитектурным образом. При реконструктивных работах необходимо предусмотреть максимальное использование исторических объёмов и деталей.

Бывший Московский газовый завод в Нижнем Сусальном переулке, 5 является памятником архитектуры излома XIX-XX веков и относится к лучшим образцам промышленной застройки в Москве.

К строительству завода приступили в 1865-м, после того, как Английское общество обеспечения освещения города Москвы так называемым текучим газом выиграло на открытом конкурсе и получило концессию на возведение в Первопрестольной столице первого газоперерабатывающего завода, получающего газ по технологии сухой перегонки угля. Кроме этого, контрактом предусматривалась прокладка газовых труб к уличным фонарям и установка на улицах газовых светильников.

Фото 1. Нижний Сусальный переулок, владение 5 в городе Москве

Стоит отметить, что Мосгордума заключила поистине выгодный контракт с Английским обществом, которое представляли инженер Гольдсмит и предприниматель Букье. Согласно договору, подписанному на 30 лет, плата за уличный фонарь составляла 14,5 рубля в год, причем, светить он должен был 2000 часов ежегодно.

Каменный уголь для перегонки намеревались везти из Туманного Альбиона - Великобритании.


Фото 2. Начало строительства Московского газового завода

История становления завода и газового хозяйства Москвы

В первую очередь в нынешнем Нижнем Сусальном переулке, №5 возвели конторский корпус и здание для проживания рабочих (проект зодчего Федора Дмитриева), а затем приступили к строительству газгольдеров по проекту профессора столичного Инженерного института Рудольфа Богдановича Бернгарда. Сами газгольдеры представляли собой резервуары под 20 метров в высоту, 40 в диаметре и заглубленные на 10 метров.


Первое пробное освещение было произведено на в том же 1865 году, 25 декабря. Спустя два дня – 27 декабря – провели торжественное действо по началу «газификации» города Москвы. Мероприятие прошло рядом с московского , где был зажжен газовый фонарь.

Спустя три года на улицах Первопрестольной было установлено 3000 газовых уличных светильников.


К 1893 году на территории огромного комплекса Газового завода возвели необходимые производственные корпуса, которые размещались симметрично резервуарам-хранилищам газа и административному корпусу. Проекты исполнили архитекторы , Михаил Петрович Степанов, Александр Константинович Рооп и Николай Павлович Милюков.

К сожалению, вендорная компания несла огромные убытки из-за того, что москвичи, в большинстве своем, не хотели проводить в дома газ. Поводом служили слухи о его вреде для здоровья, а потому обыватели предпочитали обходиться привычными свечками.


Наконец, в 1905 Газовый завод, размещенный в Нижнем Сусальном, владение 5 переходит городу, как и магистральные трубопроводы, которые к тому периоду оказались сильно изношеными и давали утечку текучего газа, доходяшую до четверти его общего производства.

В 1911 году Мосгордума своим решение выделяет на развитие завода и газового хозяйства 4 млн. рублей. На эти средства, для увеличения объемов выпускаемого газа, возвели 6 производственных корпусов, а также дополнительный газгольдер. К работам был привлечен инженер , который выполнил проект перекрытий цехов и производств: очистного, водяного газа, электростанции, аппаратного и ретортного, холодильника и регулирующего газгольдера.

Продолжаем прогулки по Басманному району Москвы. Зайдём в бывшую промзону, расположенную возле Курского вокзала. Ещё лет 10-15 назад это было достаточно депрессивное место с полузаброшенными производственными зданиями, но зато с богатой историей и прекрасной индустриальной архитектурой. Речь пойдёт о бывшем Московском газовом заводе.


История газового освещения в России началась ещё до войны с Наполеоном. В 1811-м году Пётр Соболевский создал и испытывал первую отечественную установку для получения искусственного газа — «термоламп». А в 1816-м Соболевский успешно применил «термоламп» для освещения мастерских на Пожевском заводе (Пермская губерния). В 1819-м первый газовый фонарь зажгли на Аптекарском острове Санкт-Петербурга. В 1850-м газовое освещение появилось и в Одессе.
В 1863-м первый газовый завод был построен в Петербурге. Вырабатываемый на нём газ использовался для освещения Большого и Малого Императорских театров. Здесь Москва немного отставала, поэтому в 1864-м провели конкурс на организацию уличного освещения, в которым победила «Букье и Компания». "Компанию" голландцу Букье составил английский инженер Гольдсмит. И уже в следующем году был построен первый в Москве газовый завод.
Темпы развития были такие, что через три года в стране было уже 310 газовых заводов. Светильный газ стал активно вытеснять керосин в городских фонарях и стал основным источником освещения городов до появления электрических фонарей. Газ к фонарям доставлялся через подземные чугунные трубы. Пробное освещение произвели на Кузнецком Мосту 25 декабря 1865 года, а 27 декабря состоялось торжественное открытие «газификации» Москвы - возле Архангельского собора в Кремле зажгли первый газовый фонарь. К 1868 году в Москве горело уже более трех тысяч газовых фонарей с простой разрезной горелкой, дававшей силу света до 12 свечей.
Надо сказать, что победа в конкурсе досталась «Букье и Компания» благодаря низкой цене, предложенной на торгах. Уголь первоначально приходилось возить аж из самой Англии, потом перешли на донбасский. Систему освещения компания сдавала "под ключ", т.е. определялась цена за один фонарь, который должен был гореть 2000 в год и снабжение его газом. Под строительство завода были выкуплены огороды в Кобыльской слободе на берегу речки Черногрязки.

Технология получения «светильного» газа" заключалась в сухой перегонке каменного угля. В ретортных печах без доступа воздуха уголь нагревался до температуры 1100 °С. В состав завода входили газовые печи, здание охлаждения и очистки газа, здание счётчиков и регуляторов давления газа в городской сети, основные и вспомогательные газгольдеры для хранения газа.

Первыми возвели заводские корпуса - сооружения, состоящие из нескольких цехов и предназначенные для производства газа из угля.
Вдоль Нижнего Сусального переулка выросли двухэтажные корпуса - конторский и для рабочих. Архитектор - Фёдор Дмитриев.

2.Позже к ним были пристроены трёхэтажные блоки.

3. Аппаратная и ретортная.

4. Видно, что здание удлинили, изменили форму окон, снесли башенку и две трубы.


5. Очень похоже на католический храм.


6.


7. Желание получить побольше площадей несколько испортило общий вид.


8. Но хорошо, что хоть фасады сохранили.

9. Здание для производства "водяного газа". Справа от него выглядывает маленький газгольдер, в котором хранился аммиак.


10. Так оно выглядит сейчас. "Глубокая" реконструкция его пока не коснулась. Трубу снесли.


11.

12. Газгольдер для аммиака. Тоже ещё не подвергался реконструкции. Только кондиционеры на стене говорят о том. что здание обитаемо. Лет 6-7 назад здесь был ночной клуб


Такие вот металлические пристройки до реконструкции были и у многих других зданий.

13. Угол этого здания выглядывет справа на фото 9..

14. А эту трубу сохранили. Надолго ли?

15. Это здание выбивается из общего архитектурного ансамбля.


16. Построено в 1931-32 годы.

Его технологическая функция - газогенератор. Но вот какой именно газ здесь генерировался, затрудняюсь сказать. Либо тот, который шёл потребителю, либо который шёл на подогрев угля.
Вообще сейчас трудно определить, в каком году построены здания. С уверенностью можно сказать только то, что 4 больших газгольдера и два конторских корпуса построены в 1865-м, да и те перестраивались. В 1912-м году завод пережил достаточно серьёзную реконструкцию, были построены 6 новых корпусов. Возможно, часть из них была построена на месте старых.

Газгольдеры (четыре кирпичных строения: 20 м высотой, 10м глубиной и 40 м в диаметре) построили по проекту архитектора Рудольфа Бернгарда, профессора Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. В газгольдеры поступал газ для хранения и последующей подачи в распределительную сеть. Заводские корпуса расположились между зданием конторы и газгольдерами. Расположение рядом с железной дорогой, в центре города облегчало подачу газа в городской центр, а также давало возможность поставлять уголь по железной дороге.

Такие большие объёмы газгольдеров нужны были для компенсации неравномерности потребления газа. Газ вырабатывался равномерно в течение суток, а потреблялся только в тёмное время. Сейчас система газоснабжения действует с запасом, поэтому суточная неравномерность ей не опасна, а вот сезонная покрывается в основном за счёт подземных хранилищ газа.

17. Газгольдеры, фото приблизительно 1911 года. Видно, что второй от нас ниже остальных.


18. Они же, три года спустя. Надстроенный "этаж" выделяется цветом.


19. А это современное фото, сделанное примерно с той же точки.


20. Растёсаны окна, сделан новый купол.


21. Вот что мне не нравится, так это то, что не оставили натуральный цвет кирпича.


22. Сейчас в газгольдерах размещаются офисы.

23. Рядом со старыми добрыми газгольдерами построили новый офисный корпус в тех же цветах и почти такой же высоты.

Завод сохранял свою функцию, более того оставался основным поставщиком газа в Москве, до середины 1940-х годов. Когда в 1946-м в Москву пришёл первый магистральный природный газ из Саратовской области, он был перепрофилирован сначала на производство ракетных сопел, затем, в 1950-х, на выпуск газового оборудования: плит и счетчиков. В 1990-х годах здесь стали делать газозапорную арматуру, а сам завод переименовали в завод "Арма". Это, последнее его название, осталось на картах города. Бизнес-квартал "Арма" - так сейчас называется это место.

24. А о газовом прошлом напоминает расположенное теперь уже по соседству АО "Мосгаз".

То, что мы видим сегодня - это результат серьёзной борьбы за сохранение архитектурно-исторического наследия. Когда завод практически прекратил своё существование, возникло несколько проектов использования территории.
Один из проектов был разработан «Моспроектом-4». Он предполагал сохранение только четырех газгольдеров, которые преобразуют в офисные здания с цветной подсветкой. В одном ряду с ними планировалось построить «псевдогазгольдер» - новый административно-гостиничный комплекс. Чуть поодаль должен был быть построен многофункциональный комплекс, включающий подземные автостоянки.
Альтернативный проект был разработан творческим объединением «Газгольдер», он предусматривал реконструкцию территории завода, сохраняющую все исторические здания, но предполагающую освобождение их от всяких уродливых пристроек советской эпохи.

25. В качестве примеров приводился районы "Газометр" в Вене, где аналогичный завод с газгольдерами был перестроен в квартал с жильём, торговыми и развлекательными заведениями.


Эти газгольдеры хорошо видны с шоссе, по которому въезжаешь в Вену с восточной стороны.

Как мы видим, в результате получился хоть и компромиссный, но не худший вариант. Большинство зданий удалось сохранить хоть и не в первозданном, но похожем на него виде.

26. И по вечерам и по выходным, когда офисы уже не работают, здесь достаточно многолюдно, особенно много молодёжи.


Надеюсь, что и те здания, которые ещё не подверглись реконструкции, будут сохранены в своём первоначальном историческом облике.
А мы от газового завода пойдём на расположенный совсем рядом Винзавод.