223 фз о саморегулируемых организациях с изменениями. Что требовать от участников при закупке строительных и ремонтных работ

Как выбрать СРО в сфере финансового рынка и не ошибиться? (Щеголихин Д.А.)

Дата размещения статьи: 11.02.2016

Вопрос, вынесенный в название настоящей статьи, заботит сегодня десятки и сотни тысяч российских организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке: брокеров; дилеров; управляющих; депозитариев; регистраторов; акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; специализированных депозитариев; негосударственных пенсионных фондов; страховых организаций; страховых брокеров; обществ взаимного страхования; микрофинансовых организаций; кредитных потребительских кооперативов; жилищных накопительных кооперативов; сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; форекс-дилеров (далее - финансовые организации).

Почему?
Федеральный закон от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 223-ФЗ) обязывает практически все финансовые организации стать членами саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемой такой финансовой организацией.

Когда?
Предельные сроки для вступления в СРО исчисляются следующим образом.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, профильным для соответствующего вида финансовых организаций, финансовая организация обязана вступить в СРО в течение 180 дней со дня получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации соответствующего вида при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации соответствующего вида (ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации со дня внесения сведений о ней в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (далее также - Единый реестр) (ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Проще говоря, для финансовых организаций каждого вида отсчет начинается с даты, когда Банк России внесет в Единый реестр первую СРО соответствующего вида деятельности финансовых организаций.
Здесь важно не путать уже имеющиеся специализированные реестры конкретных финансовых организаций с вновь создаваемым единым реестром саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.
Так, например, уже давно ведется государственный реестр саморегулируемых микрофинансовых организаций. На дату подготовки настоящей статьи в нем числятся три СРО микрофинансовых организаций. Однако эти СРО не являются саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка в контексте положений Закона N 223-ФЗ, поскольку они не включены в новый Единый реестр.
Чтобы попасть в Единый реестр, необходимо подать соответствующее заявление в Банк России вместе с целым перечнем документов (ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). При этом организация - кандидат на внесение в Единый реестр должна соответствовать особым требованиям (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Закон N 223-ФЗ вступает в силу с 11 января 2016 года. Есть вероятность, что особо нетерпеливые СРО, спешащие получить новый статус и полномочия, подадут соответствующие заявления в Банк России, не дожидаясь указанной даты, в расчете на сокращение установленного 30-дневного срока рассмотрения заявления, который по усмотрению регулятора может быть дополнительно продлен еще на 30 календарных дней (ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Таким образом, вполне вероятно, что сведения о первых СРО будут внесены в Единый реестр уже в конце января - начале февраля 2016 года. И именно с этой даты для финансовых организаций соответствующего вида начнется обратный отсчет, который завершится примерно в июле - августе 2016 года.
Здесь необходимо отметить, что 11 января 2015 года в Единый реестр автоматически будут внесены саморегулируемые организации кредитных потребительских кооперативов, осуществляющих не менее одного года деятельность в статусе саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов, созданной в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (ч. 4 ст. 33 Закона N 223-ФЗ). Таким образом, для большинства кредитных потребительских кооперативов выбор СРО, по сути, откладывается до 11 января 2017 г., когда в Едином реестре останутся только три СРО соответствующего вида (вместо нынешних девяти).
Итак, для большинства финансовых организаций предельный срок для принятия решения о вступлении в соответствующую СРО наступит не ранее середины июля 2016 г., а скорее всего - гораздо позднее.

Зачем?
О целях внедрения механизмов саморегулирования на финансовых рынках написано немало.
В Законе N 223-ФЗ с присущим законодателям изяществом цели деятельности саморегулируемых организаций определены так:
1) развитие финансового рынка Российской Федерации, содействие созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы Российской Федерации и обеспечения ее стабильности;
2) реализация экономической инициативы членов саморегулируемой организации;
3) защита и представление интересов своих членов в Банке России, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, судах, международных организациях.
Для многих финансовых организаций, которых по большей части волнуют практические последствия вступления в СРО, имеет существенное значение лишь третья из обозначенных целей.
Совокупный анализ положений Закона N 223-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что законодателем заложены основы для установления дополнительных регуляторных, административных и надзорных функций и механизмов в отношении финансовых организаций.
Объяснение, которое лежит на поверхности, - Банк России объективно не в состоянии качественно и в полном объеме выполнять надзорные функции в отношении всех участников финансовых рынков. Именно поэтому значительную часть надзорных функций должны взять на себя саморегулируемые организации.
Отдельные специалисты и эксперты указывают на более глубокие и скрытые мотивы внедрения механизмов саморегулирования - желание крупного бизнеса получить официальные и легальные методы борьбы с мелкими конкурентами. Так ли это - покажет время.

Что будет?
Внимательно изучив положения Закона N 223-ФЗ, можно определить примерные масштабы грядущих изменений регулирования на финансовых рынках.
Что будет находиться в компетенции СРО? По сути, это еще один надзорный орган, разве что более лояльный, нежели сотрудники Банка России, скованные в принятии решений длинным перечнем указаний, инструкций и регламентов.
На СРО возлагается обязанность по разработке единых базовых стандартов по соответствующему виду деятельности финансовых организаций, которые будут распространяться на все без исключения финансовые организации соответствующего вида. Речь идет, в частности, о следующих стандартах:
1) по управлению рисками;
2) корпоративного управления;
3) внутреннего контроля;
4) защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций;
5) совершения операций на финансовом рынке.
Конкретные виды стандартов, необходимых для каждого вида деятельности, определит Банк России.
Наработки СРО должны быть согласованы со специальным комитетом по стандартам при Банке России и представлены для утверждения и введения в действие Банку России.
Основываясь на предусмотренных Законом N 223-ФЗ порядке и сроках разработки и утверждения базовых стандартов, можно спрогнозировать, что базовые стандарты будут утверждены примерно в конце 2016 - начале 2017 года.
Помимо базовых стандартов каждая СРО обязана разработать и утвердить следующие внутренние стандарты:
1) порядок проведения СРО проверок соблюдения ее членами требований законодательства РФ, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО;
2) условия членства в СРО, в том числе размер или порядок расчета, а также порядок уплаты вступительного взноса и членских взносов;
3) система мер воздействия и порядок их применения за несоблюдение членами СРО требований базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО;
4) требования к деловой репутации должностных лиц СРО;
5) правила профессиональной этики работников СРО.
Наибольший практический интерес для финансовых организаций представляет внутренний стандарт, устанавливающий порядок проведения проверок деятельности членов СРО (как выездных, так и документарных).
Не менее интересен должен быть и внутренний стандарт, определяющий систему мер воздействия и порядок их применения в отношении членов СРО. Проще говоря, речь идет о мерах реагирования, применяемых СРО в отношении своих членов, допустивших те или иные нарушения.
Среди таких мер реагирования Закон N 223-ФЗ называет следующие:
1) предъявление требования об устранении нарушений;
2) вынесение предупреждения;
3) наложение штрафа;
4) исключение из членов СРО;
5) иные меры, установленные внутренними документами СРО.
Размер налагаемого штрафа устанавливается внутренними документами СРО и не имеет каких-либо пределов (!!!). Остается лишь уповать на разумность и добросовестность лиц, которые будут разрабатывать и утверждать соответствующие внутренние документы.
Еще одним значимым полномочием СРО может стать право на получение от членов СРО отчетности. Решение о делегировании СРО данного полномочия (а также об определении перечня и объема получаемой отчетности) принимается Банком России по итогам рассмотрения соответствующего обращения СРО и после процедуры согласования с Банком России сметы, подтверждающей возможность осуществления СРО соответствующих функций.
Скорее всего, СРО будут относиться к своим членам максимально лояльно: настолько, насколько это будет возможно в условиях надзора за деятельностью самих СРО со стороны Банка России.
Справедливости ради следует отметить, что вступление в СРО помимо дополнительного регулирования и надзора принесет для финансовых организаций и ряд бесспорных преимуществ.
Так, например, члены СРО вполне могут (и должны!) рассчитывать на:
- получение консультационной юридической, бухгалтерской и технической поддержки, методических и обучающих пособий и материалов;
- организацию и проведение обучающих семинаров и обязательных инструктажей;
- скидки на приобретение и льготы на обслуживание специализированного программного обеспечения;
- возможность раскрытия информации на ресурсах СРО;
- рассылку и оповещение о новшествах и изменениях в законодательстве;
- помощь в подготовке ответов на запросы проверяющих органов, а также при проведении различных проверок.
Одно из наиболее существенных требований к СРО для включения в Единый реестр - объединение не менее 26% от общего количества финансовых организаций соответствующего вида деятельности. Иначе говоря, в Едином реестре может находиться не более трех СРО каждого вида.
Соблюдение требований о достаточном количестве членов для включения в Единый реестр, о наличии утвержденных Банком России базовых стандартов, а также требований к руководителю СРО пока не является обязательным для СРО участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. В полном объеме указанные требования будут предъявляться к указанным СРО с 11 января 2017 г.

Как быть?
Вероятность того, что необходимость вступления в СРО будет отменена, крайне мала. Указанные выше сроки для вступления также вряд ли будут перенесены.
Поэтому финансовым организациям уже сейчас необходимо приступить к изучению порядка и условий вступления в ту или иную СРО соответствующего вида деятельности.
Однако торопиться с вступлением, на наш взгляд, не стоит. И вот почему...
На дату подготовки настоящей статьи подавляющее большинство СРО не привели свои уставы и внутренние документы в соответствие с требованиями Закона N 223-ФЗ.
Когда и как именно это будет сделано - пока неизвестно.
Будет ли конкретная СРО предпринимать меры, необходимые для включения в Единый реестр, - пока неизвестно.
Будет ли конкретная СРО соответствовать требованиям Закона N 223-ФЗ и будет ли она внесена в Единый реестр - пока неизвестно.

Как сделать правильный выбор СРО?
При выборе СРО, на наш взгляд, следует руководствоваться следующими параметрами СРО, которые можно условно разделить на две группы.
Первая группа параметров - маркетинговые, т.е. это те меры, которые предпринимает СРО для привлечения новых членов (а мы помним про требования о количестве в членах СРО финансовых организации соответствующего вида).
К числу таких критериев можно отнести следующие:
- упрощенная процедура вступления в СРО (небольшие сроки рассмотрения заявлений, минимальный пакет представляемых кандидатом документов);
- незначительный размер вступительных и членских взносов;
- активная рекламная и информационная кампания, призванная повысить узнаваемость названия, представителей, официальной символики СРО;
- анонсируемые многочисленные привилегии для членов СРО;
На вторую группу параметров - реальных, - на наш взгляд, следует обратить особое внимание. Именно они должны быть положены в основу осознанного, обдуманного выбора СРО.
К числу реальных, весомых критериев следует отнести следующие:
- вхождение в состав руководящих органов СРО известных, опытных специалистов по соответствующему виду деятельности на финансовых рынках;
- подробные, выполненные с высоким уровнем юридической техники внутренние документы СРО (в т.ч. устав), соответствующие положениям Закона N 223-ФЗ и учитывающие специфику соответствующего вида деятельности на финансовых рынках;
- активно ведущаяся работа по реальной защите интересов финансовых организаций соответствующего вида деятельности (например, разработка адекватных базовых стандартов, учитывающих интересы как можно большего количества финансовых организаций соответствующего вида деятельности);
- наличие среди членов СРО долгое время работающих, известных финансовых организаций;
- качественное информационное наполнение и функциональность официального сайта СРО в сети Интернет;
- высокое качество консультационной поддержки, а также методических и обучающих материалов;
- разумные и обоснованные цены на участие в обучающих мероприятиях, адекватная стоимость предлагаемого программного обеспечения и методических материалов (СРО не должно зарабатывать на своих членах, должны лишь окупаться фактические и организационных расходы).

Искренне надеемся, что данная статья поможет вам сделать правильный выбор саморегулируемой организации в сфере финансового рынка.

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Свидетельства о допуске к отдельным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства с 1 июля 2017 года не действуют. Вместо них заказчик должен потребовать от участника приложить к заявке выписку из реестра членов саморегулируемых организаций. Именно этот документ предоставляют теперь участники закупок на инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капстроительства.

Заказчик вправе устанавливать требование о предоставлении выписки о членстве в СРО в случае осуществления закупки на:

Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальном ремонте объектов капстроительства, где размер обязательств по каждому из таких договоров (контрактов) превышает 3-х миллионов рублей;

Инженерные изыскания (размер обязательств по каждому из таких договоров (контрактов) не имеет значения);

Подготовку проектной документации (размер обязательств по каждому из таких договоров (контрактов) не имеет значения).

С 1 июля 2017 года изменился состав документов, которые участники прилагают к своей заявке. Расскажем, для кого изменились документы и что теперь надо включать в заявку.

Свидетельства о допуске к отдельным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства с 1 июля не действуют. Вместо них заказчик должен потребовать от участника приложить к заявке выписку из реестра членов саморегулируемых организаций. Именно этот документ предоставляют теперь участники закупок на инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капстроительства. Такое правило внесли в Градостроительный кодекс РФ поправки Закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ.

Выписка из реестра членов СРО понадобится, когда ИП и юрлица участвуют в госзакупках и закупках по Закону № 223-ФЗ.

Когда правило о требовании СРО не действует

Если закупку проводят на строительство, реконструкцию и капремонт и размер обязательств по контракту или договору не больше 3 млн рублей, членство в СРО не нужно. У заказчика в этом случае нет права требовать от участников выписку из реестра членов СРО.

Если НМЦК выше 3 млн рублей, то заказчику необходимо установить требование о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Устанавливайте его с учетом исключений, которые делает часть 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

Членство в СРО не потребуется также в случаях из:

  • части 2.1. статьи 47 ГрК РФ — для закупок на инженерные изыскания;
  • части 4.1. статьи 48 ГрК РФ — для закупок на архитектурно-строительное проектирование.

Какие взносы в СРО делает участник

Члену саморегулируемой организации, который хочет участвовать в конкурентных закупках, надо уплатить:

  1. взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (далее — КФ ВВ);
  2. взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (далее — КФ ОДО).

При этом КФ ОДО необходим только чтобы обеспечивать договорные обязательства членов СРО, которые заключают договоры на конкурсной основе. Значит формировать этот фонд необходимо только членам СРО, которые участвуют в конкурсных процедурах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Для вашего удобства мы собрали в таблицы размеры взносов членов СРО.

Таблица 1. Размер взноса в КФ ВВ и КФ ОДО на одного члена СРО в области инженерных изысканий или в области архитектурно- строительного проектирования (ч. 10 и 11 ст. 55.16 ГрК РФ)

Таблица 2. Размер взноса в КФ ВВ и КФ ОДО на одного члена СРО в области строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства (ч. 12 и 13 ст. 55.16 ГрК РФ)

Рассмотрим на конкретном примере размер взносов в фонды для участия в закупках. Допустим, НМЦК закупки на работы по капремонту объекта капитального строительства составила 510 млн рублей. Победитель конкурентной закупки предложил цену 480 млн рублей. Тогда уровень ответственности в его выписке из реестра не может быть ниже второго уровня. Взнос, который победитель внес в КФ ВВ, должен быть как минимум 500 тыс. рублей, а минимальный взнос в КФ ОДО для него — 2,5 млн рублей.

В документации о закупке надо указать, что цена, которую предложил участник, не может быть выше уровня ответственности в соответствии с взносами в фонды.

Чтобы проверить выписку участника из реестра, заказчик может направить в СРО запрос о достоверности данных. Ее должны предоставить заказчику в течение 3 рабочих дней, после того как поступил запрос.

Форму такой выписки утвердили приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.

Что требовать от участников при закупке строительных и ремонтных работ

С 1 июля 2017 года заказчики должны учитывать изменения градостроительного законодательства, когда готовят документацию о закупке, - вместо свидетельства СРО требовать от участников выписку из реестра членов саморегулируемой организации. Расскажу подробно, какие единые и дополнительные требования установить к участникам при закупке строительных и ремонтных работ и для кого в законе предусмотрены исключения.

При любой закупке заказчик обязан установить к участникам закупки единые требования из Закона № 44-ФЗ. Какие единые требования установить, когда закупаете строительные и ремонтные работы, и как подтвердить, что участник отвечает требованиям, смотрите в таблице:

Требование к участнику Как подтвердить
Соответствует требованиям законодательства к лицам, которые выполняют строительные или ремонтные работы

Выписка из реестра членов СРО

п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Участник закупки - юрлицо не ликвидируется, арбитражный суд не признавал юрлицо или ИП банкротом, не открывал конкурсное производство

Декларация

п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Деятельность участника не приостановлена на дату, когда подали заявку

Декларация

п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

За прошедший календарный год у участника нет недоимки по налогам, сборам, задолженности по другим обязательным платежам, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов. Данные берут из бухгалтерской отчетности за последний отчетный период

Декларация. Примите заявку, если участник подал заявление об обжаловании недоимки или задолженности и решения по заявлению на дату рассмотрения заявки еще нет

п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Гражданина, руководителя, члена коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера организации не судили за экономические преступления, не лишили права занимать должность и заниматься строительными или ремонтными работами, не дисквалифицировали

Декларация

п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Участника закупки - юрлицо в течение двух лет до подачи заявки не штрафовали за взятку или коммерческий подкуп

Декларация

п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Между участником закупки и заказчиком нет конфликта интересов

Декларация

п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Участник закупки - не офшорная компания

Выписка из ЕГРЮЛ

п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Декларацию о том, что участник отвечает единым требованиям, и выписку из реестра членов СРО подают в составе заявки.

В каком случае требовать СРО

Когда закупаете работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и НМЦК превышает 3 млн руб., установите требование, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации. Исключение - случаи, когда членство СРО не нужно согласно части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. Пропишите в документации о закупке, что участники должны подтвердить членство СРО. Потребуйте, чтобы в составе заявки участники представили выписку из реестра членов СРО. Правила работают с 1 июля 2017 года - статьи 46.8, 52, 55.17 Градостроительного кодекса РФ.

Форму выписки из реестра членов СРО установил Ростехнадзор. Чтобы проверить, достоверна ли информация из выписки, запросите данные об участнике у саморегулируемой организации. По просьбе заинтересованного лица организация обязана представить выписку из реестра членов СРО в течение трех рабочих дней с даты, когда поступил запрос. Срок действия выписки - один месяц с даты, когда документ выдали (ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Е сли НМЦК меньше 3 млн руб., требовать, чтобы участник закупки был членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, нельзя (ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Если требуете выписку из реестра членов СРО, установите в документации о закупке два требования.

Требование 1. Саморегулируемая организация должна быть зарегистрирована в том же субъекте, что и участник.

Обоснование: членами саморегулируемой организации могут быть только ИП и юрлица, которые зарегистрированы в том же субъекте РФ, в котором зарегистрирована СРО. Региональный принцип членства в СРО на проектировщиков и изыскателей не распространяется. Об этом сказано в части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ.

Требование 2. Ценовое предложение участника не должно превышать уровень ответственности члена СРО из выписки. Речь идет об ответственности по обязательствам по договорам строительного подряда, которые заключают в результате конкурентных процедур. В зависимости от уровня ответственности член СРО вносит взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» вступает в силу 11 января 2016 г. , за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением некоммерческими организациями, объединяющими финансовые организации, статуса саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, осуществлением ими прав и обязанностей, взаимодействием саморегулируемых организаций и их членов с Банком России.

СРО вправе разрабатывать стандарты, нормы и правила, дополняющие и (или) детализирующие нормы госрегулирования. СРО обязаны разрабатывать базовые стандарты, перечень которых устанавливается ЦБ РФ для определенного вида СРО. Помимо базовых, СРО могут утверждать внутренние стандарты, устанавливающие дополнительные требования к соответствующей деятельности.

Определены квалификационные требования и требования к деловой репутации руководства СРО.

Предусмотрена возможность передачи Банком России по инициативе СРО полномочий по получению от ее членов отчетности. Перечень последней определяет ЦБ РФ.

Установлены правила членства в СРО, порядок его прекращения.

За деятельностью СРО надзирает Банк России. Он может накладывать штрафы, требовать замены руководителя СРО, прекращать ее статус, приостанавливать исполнение функций СРО.

СРО вправе создать совет из числа руководителей СРО для координации своих интересов и представительства в Банке России.

Чтобы получить статус СРО, вновь создаваемым профобъединениям нужно соответствовать определенным требованиям, установленными частью 4 статьи 3. Федерального закона. Статус присваивается со дня внесения сведений о СРО в единый реестр СРО в сфере финансового рынка. Соответствующее решение принимает Банк России. Он же уполномочен вести указанный реестр.

Что касается созданных и действующих более 1 года СРО кредитных потребительских кооперативов, то частью 4 статьи 33 Закона установлено, что сведения о таких саморегулируемых организациях считаются внесенными в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка со дня вступления в силу настоящего Федерального закона без соблюдения указанными организациями требований, предусмотренных Федеральным законом.