Кто придумал пластилин и зачем. Детская исследовательская работа «Пластилиновая история. Приготовление домашнего «Маминого пластилина»

Лепка – один из интересных и увлекательных видов прикладного творчества. Чем глубже постигаешь азы, тем больше открывается для тебя что-то новое. Хочется лепить, неординарно подходя к подбору материалов для работы: ракушки, камешки, ткань, мех, кожу и многое другое любопытно добавить в тесто. От этого работы приобретают живость, неповторимость и очарование.

Спорный вопрос происхождения пластилина.

Первая версия.

В 1897 году английский преподаватель школы искусств Вильям Харбут разработал новый, знакомый всем нам, пластилин, взяв за основу его первоначальный состав и добавив в него красок растительного происхождения. Затем он получил патент в 1899 году, а в 1900 году на заводе Bathampton началось его промышленное производство. Фабрика проработала до пожара в 1968 году. В «глину которая никогда не высыхает» , как он ее вначале назвал, влюбились не только художники, но и шестеро детей самого Вильяма. Оригинальный пластилин был серого цвета (его точная формула до сих пор – СЕКРЕТ), но поступил в продажу уже в четырех цветах, а в вскоре выпускался во множестве ярких цветов. Название «пластицин» придумывали всей семьей.

Вторая версия.

Поблагодарить за пластилин нужно Джо Маквикера из Цинциннати. Работая на химической фабрике, он запатентовал нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях обычную глину по лепке на новый материал, который был, более пластичным инее пачкал руки. Скоро совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать его на занятиях.

Шариковый пластилин появился совсем недавно. Необычность этого материала в том, что он состоит из маленьких шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями. Цвета такого пластилина хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу. Лепить из шарикового пластилина – одно удовольствие, ведь он совсем не липнет к рукам и абсолютно безопасен. Готовые поделки высыхают в течение 24 часов.

Есть еще и очень интересный пластилин, который появился совсем недавно, это арт – пластилин или пластилин ключниковых. Арт – пластилин бывает двух видов. Арт – пластилин «мягкий» - подходит для изготовления плоских изделий – картин, аппликаций. Арт – пластилин «твердый» или каркасный – подходит для изготовления объемных изделий, кукол, игрушек. Изделия из этого пластилина подвергаются отвержению в бытовых условиях. Например, за 15-20 минут в горячей воде, духовом шкафу, под настольной лампой или в СВЧ – печи.

Почему пластилин так популярен? Почему мы пользуемся пластилином, а не глиной или чем – то другим. В чем его преимущество?

Пластилин в отличие от глины и воска остается мягким, практически не твердеет и не сохнет. В отличие от керамики, он имеет широкий спектр цвета, не прилипает к рукам. Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет продолжать с ним работу через любой промежуток времени. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ. Пластилин используется детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев.

Для тех, кому нравиться лепить, есть рецепт приготовления «домашнего пластилина», который будет абсолютно безвреден.

Для этого нам потребуется:

400 гр. муки, 200 гр. соли, 500 мл. кипящей воды, 1 столовая ложка «alann» (это порошок, похожий на желатин, он не вреден и продается в аптеке) и 1 столовая ложка подсолнечного масла.

Муку, соль и «alann» перемешать в одной чашке, налить кипяток и быстро перемешать, не допуская образования комочков. Перемешивать лучше миксером. После того, как налили воду, добавьте столовую ложку масла. В кипяток нужно добавить пищевую краску в большом количестве, чтоб цвет стал красивый и сочный. Когда масса станет густой и миксер не сможет далее крутить, нужно еще хорошенько замесить массу, как тесто. И пластилин готов!

Домашний пластилин можно сушить и на воздухе и в микроволновке, покрывать лаком и даже пробовать на вкус (соленый!). Домашний пластилин, завернутый в пакет, может храниться в холодильнике около месяца. Наконец, такой пластилин не должен размываться, прилипать и пачкать столы, полы, стены, одежду и руки!

А вот что можно сделать из пластилина:

МЕДВЕДЬ В БЕРЛОГЕ

В У Л К А Н

Чтобы изготовить вулкан, вполне безопасный и тем не менее очень эффектный, потребуется тарелка, пластилин, питьевая сода, уксусная кислота(уксус), краситель (можно взять фукорцин из домашней аптечки или красный пищевой краситель, или свекольный сок), любая жидкость для мытья посуды.

Пластилин делим на две части и одну из них раскатываем в плоский «блин» - основание вулкана, а из второй лепим полый конус с отверстием наверху (склоны вулкана). Защепив обе части по краям, надо налить внутрь воду и убедиться, что «вулкан» не пропускает ее снизу. Объем внутренней полости «вулкана» не должен быть очень велик (лучше всего 100-200 мл. , это емкость стакана). Вулкан на тарелке ставят на поднос.

Чтобы «зарядить» вулкан «лавой», готовим смесь жидкости для мытья посуды (1 столовая ложка), сухой питьевой соды (1 столовая ложка) и красителя (достаточно нескольких капель). Эту смесь наливаем в вулкан, а потом добавляем туда уксус (четверть чашки). Начинается бурная реакция с выделением углекислого газа. Из жерла показывается ярко окрашенная пена

Лубошнова Аделина и Лубошнова Ольга

В данной проектно-исследовательской работе можно познакомиться с новыми приёмами работы с пластилином.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старочукальская основная общеобразовательная школа»

Шемуршинского района Чувашской Республики

Секция - начальные классы (технология)

Творческий проект

«Волшебный пластилин»

Выполнили:

Лубошнова Аделина и

Лубошнова Ольга -

учащиеся 3 класса

Руководитель:

Можаева Надежда Вадимовна,

учитель начальных классов

2011-2012

Введение………………………………………………………………….. 3 стр.

  1. Основная часть……………………………………………………….5 стр.
  1. Когда, зачем и где придумали пластилин?..................................5 стр.
  2. Пластилин - это больше, чем хобби………………………………6 стр.
  3. Что такое пластилин…………………………………………………8 стр.
  4. Наши исследования…………………………………………………..9 стр.
  5. Какие бывают пластилины………………………………………….10 стр.
  1. Практическая часть…………………………………………………..11 стр.

2.1. Инструменты, правила безопасности……………………………..11 стр.

2.2.Основные техники……………………………………………………...11 стр.

  1. Заключение…………………………………………………………….14 стр.

Список использованной литературы …………………………………15 стр.

Введение

Мы с малых лет лепили из пластилина разные самодельные скульптуры и дарили маме на 8 марта. Для большинства жителей нашей планеты поделки из пластилина связаны с детством. Этот универсальный материал традиционно используется для развития мелкой моторики рук малышей, при обучении ребят постарше художественным навыкам, а также для изготовления оригинальных и незатейливых вещей.

Тема нашей творческой работы будет актуальна, наверняка, ещё много лет. Потому что изготовление своими руками красивых и нужных предметов из пластилина вызывает интерес к творческому процессу и приносит удовлетворение результатами труда, побуждая к последующей деятельности.

По результатам анкетирования все дети любят лепить из этого гибкого чудесного материала. Актуальность ещё подтверждается тем, что наши одноклассники тоже увлеклись этой темой, оставались вместе с нами после уроков и творили, создавали великолепные работы, вместе с нами осваивали новые техники.

Материалы, информация нашего проекта имеют практическую значимость, их можно использовать не только на уроках, но и во внеклассных занятиях. Мы думаем, что они будут интересны не только малышам, но и учащимся старшего возраста.

Нам нравится работать с пластилином. Он яркий, мягкий, эластичный, и главное из него можно сотворить абсолютно все: свой красочный мир, полный приключений и необычных существ. Мы уже умеем лепить всевозможные фигуры: кукол, зверей, загадочных существ. Но хотелось бы узнать больше о возможностях пластилина. Поэтому цель нашей работы такова - освоить другие техники работы с пластилином.

Чтобы достичь этой цели, мы должны решить следующие задачи :

  1. Познакомиться с научной литературой по теме.
  2. Узнать на основе эксперимента свойства пластилина.
  3. Пополнить свою «копилку» новыми поделками.

Сначала будем анализировать литературу по этой теме, собирать разный материал с Интернета. Затем будем осваивать разные техники. Мы надеемся, что у нас всё получится.

  1. Основная часть
  1. Когда, зачем и где придумали пластилин?

Давайте разберемся, как возник пластилин, из чего он сделан и как к нам попал. Слово пластилин берет свое начало от итальянского слова plastilina, и от греческого plastós, что означает лепной. Как материал для лепки, пластилин был известен очень давно, им пользовались для выполнения работ еще в средние века. В его изначальный состав входил очищенный и размельчённый порошок глины с добавлением натурального или минерального воска - озокерита, сала и других веществ.

История пластилина начинается со спорного вопроса об авторстве изобретения . Существуют две версии происхождения пластилина, которым мы сейчас пользуемся.

Первая версия. Поблагодарить за пластилин нужно Джо Маквикера из Цинциннати. Работая на химической фабрике, он запатентовал нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях обычную глину по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки.
Неизвестно как он чистил обои, но детям, вещество, не пачкающее руки и более пластичное, чем глина, пришлось по нраву. Скоро совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать его на занятиях. Коммерческий успех пришел к пластилину в 1955 году, когда на изобретение Маквикера обратили внимание крупные универмаги: покупатели буквально сметали с полок в отделах игрушек баночки с беловатым податливым веществом.

Сейчас в пластилиновых наборах можно встретить не только все цвета радуги, но даже серебряную и золотую массу для лепки. Которая стала поистине золотой жилой для своего изобретателя, Джо Маквикер стал миллионером в 27 лет.

Вторая версия. В 1897 году английский преподаватель школы искусств Вильям Харбут разработал новый, знакомый всем нам, пластилин, взяв за основу его первоначальный состав и добавив в него красок растительного происхождения. Затем он получил патент в 1899 году, а в 1900 году на заводе Bathampton началось его промышленное производство. Первоначальный пластилин производили в четырех цветах.

Кто же автор изобретения пластилина? Общественное мнение все же ссылается именно на Харбатта, как на автора. В “глину которая никогда не высыхает”, как он ее вначале назвал, влюбились не только художники, но и шестеро детей самого Вильяма. Название “Пластицин” придумывали всей семьей.

В 1900 году Харбутт открыл свою фабрику, которая проработала до пожара 1968 года, в данный момент производство перенесено в Таиланд.

  1. 2. Пластилин - это больше, чем хобби

Но для многих детей уже в подростковом возрасте пластилин теряет свою притягательность и волшебную силу преображения. У них появляются другие увлечения. Однако есть и такие энтузиасты, которые проносят любовь к пластилину через всю жизнь. Для них этот материал превращается из хобби в настоящее творчество.

Пластилин оказался настолько удачным материалом, что, начиная с двадцатого века, ни один скульптор уже без него не обходился. Так, например, восстановление знаменитой янтарной комнаты в Царском Селе мастера начинали с того, что вылепили ее из пластилина в натуральную величину. Да, именно в натуральную величину!

На создание чудесного мультфильма «Пластилиновая ворона» ушло восемьсот кг пластилина. А в северной столице появился памятник «Пластилиновой вороне».

Так, например, известный голландский дизайнер Маартен Баас умело и с интересом создает и выставляет на всеобщее обозрение пластилиновую мебель и муляжи бытовой техники: стулья, столы, вентиляторы и радиоприемники.

Испанская художница Ирма Грюнхолз делает из пластилина реалистичные объемные картины-сюжеты.

В 2010 году британский телеведущий Джеймс Мэй (James May) при помощи более чем 2000 участников создал настоящий сад с цветами, деревом, спелой клубникой и цветной капустой в натуральную величину , состоящий исключительно из пластилина, и назвал его “Пластилиновый Рай”. На создание такого сада ушло 6 недель и 2,6 тонны пластилина 24 цветов. По словам Мэя, это самая большая и сложная композиция подобного типа когда-либо созданная.

Однако для некоторых умельцев поделки из пластилина давно стали настоящей работой. Помимо удивительно красивых мультфильмов сейчас при помощи этого материала создают живые комиксы, небольшие киноленты и модели для рекламы.

Так, например, недавно жители Лондона получили возможность лицезреть прямо на улице ярко-синий пластилиновый Chevrolet Orlando MPV весом в 1,5 тонны. Его создали 8 человек в рамках рекламной компании этого автомобиля и установили на обочине проезжей части между настоящих припаркованных машин.

  1. 3. Что такое пластилин и зачем он нужен?

Вы никогда не задумывались, из чего делают пластилин? А мы вот задумались. Сначала мы думали, что пластилин состоит из каких - то сложных веществ. Однако, покопавшись в Интернете, мы нашли состав. Состав пластилина, не такой и сложный.

Пластилин - это та же глина , с которой человек знаком вот уже несколько тысячелетий. Он только технологически усовершенствован и более приспособлен к изготовлению прикладных изделий. Поэтому в состав современного пластилина помимо мелкого очищенного глиняного порошка входят еще и красители, воск, животное сало, озокерит нефтяного происхождения и производный от него церезин, а также вазелин и другие вещества, не дающие пластилину высыхать и затвердевать.

Кстати, помимо заводского пластилина существует еще и его самодельный аналог. Для изготовления этого материала в домашних условиях необходимо в стакане миксера смешать 200 грамм соли, 400 грамм муки и столовую ложку аптечного медицинского порошка «alann» наподобие желатина.

Затем туда же следует влить пол-литра кипятка и быстро все перемешать, чтобы не осталось комочков. Далее в смесь требуется добавить 1 столовую ложку подсолнечного масла и много яркой пищевой краски. Когда масса станет густой и миксер уже не сможет ее перемешивать, необходимо пластилин вынуть из стакана и хорошенько замесить как тесто.

Хранить такой домашний материал для лепки следует в закрытом пакете или банке.

  1. 4. Наши исследования

«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина», - поётся в известной песне из одного кинофильма.

Пластилин является популярным материалом для лепки. Поделки из пластилина имеют ряд преимуществ по сравнению с глиняными изделиями. Мы сравнили свойства глины и пластилина:

  1. Глина - быстро сохнет, а пластилин - не сохнет и не твердеет.
  2. Глина - крошится, растрескивается, а пластилин - нет.
  3. Глина - теряет свои качества при длительном хранении, а у пластилина - срок годности не ограничен.
  4. Глина - бесцветный материал, а пластилин - цветной.
  5. Глина - сильно прилипает к рукам, а пластилин - не прилипает.
  6. Глина - могут жить там разные червячки и их личинки, а пластилин - экологически чистый, безвредный. Мы узнали секреты пластилина. Это - пластичность; вязкость, «прилипчивость»; цветность; термолабильность.

Каким должен быть хороший пластилин:

  1. легко разрезаться пластмассовым ножичком;
  2. быстро согреваться в руках и становиться мягким;
  3. не крошиться, но и не размазываться;
  4. не таять;
  5. легко отмываться с рук теплой водой.
  1. 5. Какие бывают пластилины?

В анкетировании мы хотели узнать, какие пластилины знают учащиеся. Дети знают, что пластилины бывают съедобные, ароматные, цветные, белые, с блёстками, мягкие.

Сейчас на прилавках любых книжных и художественных магазинов можно найти пластилины даже самых необычных оттенков и видов.

Различают обычный пластилин для детей, специальный скульптурный мягкий и твёрдый .

Также существуют пластилины, светящиеся в темноте, затвердевающие при высыхании, плавающие в воде, прыгающие , состоящие из маленьких шариков , соединенных между собой тоненькими клейкими нитями, и умный пластилин или по-другому Фанпластик, Хэндгам или Хэппигам. Умный пластилин (дословно - ручная жвачка, англ.), это вещество на основе силикона, на ощупь напоминает жевательную резинку, может принимать любую форму и всячески изменять свое состояние: рваться и течь, затвердевать и отскакивать от пола словно упругий мяч, может ещё магнититься, светиться, менять цвет. Вещество нетоксично, не имеет ни запаха, ни вкуса, не прилипает к рукам и не пачкается.

II.Практическая часть

2.1.Инструменты, правила безопасности

Прежде чем начать лепить, кроме пластилина необходимо обзавестись нехитрыми инструментами. Это различные деревянные или пластмассовые палочки, стеки, да и любые подручные средства. Годятся гвозди, иглы, зубочистки, любые рельефные поверхности - шестерёнки, крышки от бутылок, трубочки, а также кондитерские или медицинские шприцы для выдавливания мягкого материала.

И нужно вспомнить правила безопасной работы с пластилином:

  1. Нельзя брать пластилин в рот!
  2. Нельзя тереть глаза грязными руками!
  3. Помни , что инструменты острые!
  4. Обязательно мой руки после работы с пластилином!

2.2.Основные техники

Помимо традиционных детских поделок из современного пластилина мы создали самые удивительные вещи. Нам понравилось рисовать пластилином. Оказывается, этот материал может служить незаменимым художественным средством для работы в живописном жанре. Да, пластилином можно рисовать картины. Начинать осваивать технологию работы с пластилином мы начали с небольших рисунков. Рисование пластилином - один из самых молодых видов живописи . Техника пластилиновой живописи уникальна. Мы с удовольствием придумывали новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками. Пластилинография - нетрадиционная техника работы с пластилином, это создание лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

В процессе лепки мы смачивали пальцы водой, чтобы к ним не приставал пластилин. А начинается создание пластилинового шедевра с эскиза, который рисуют обычными красками или карандашами на листе бумаги, или используют готовые раскраски. При этом очень часто картины «рисуют» не чистыми пластилиновыми цветами, а получают нужные оттенки путем смешения двух или трёх цветов. Получаются сложные цветовые оттенки.

Какие существуют техники и приёмы рисования пластилином?

Сама техника нанесения пластилина может быть разной. Можно рисовать, используя необычную методику накладывания мазков на основу. Крупные красочные мазки создают иллюзию подвижности, мерцания.

Пластилин – материал, знакомый всем с детства. В его состав входят очищенный и размельченный порошок глины, воск, жир и другие вещества, препятствующие высыханию. Игры с пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук, фантазии, усидчивости. Однако не только дети имеют дело с этим материалом – скульпторы используют его для выполнения эскизов своих работ, а аниматоры – для создания героев мультипликационных фильмов. Самые известные – мультфильмы «Пластилиновая ворона», «Уоллес и Громит», а также компьютерная игра The Neverhood.

Кто придумал пластилин и зачем, отвечает сайт Жили-Были


Пластилин был придуман в 1897 году в Англии преподавателем школы искусств Вильямом Харбуттом. Он хотел изобрести материл, который бы, в отличие от глины, не высыхал при контакте с воздухом. Точный состав получившейся у Вильяма Харбутта смеси серого цвета остается секретом, поскольку защищен патентом с 1899 года, но известно, что в неё входили соли кальция, вазелин и стеариновая кислота. Такой пластилин практически не сох и, давал возможность студентам спокойно делать (и переделывать) свои скульптуры. Кроме того, пластилин не прилипал к рукам, благодаря чему он быстро завоевал популярность у детей.


Промышленное производство пластилина началось в 1900 году в Германи. К тому моменту в него уже стали добавлять красители, что позволило сделать его разноцветным. Вот почему рабочие фабрики прозвали упаковочный отдел, где вручную нарезали пластилин на полоски, «Аллеей радуги». Вильям Харбутт был очень доволен своим изобретением и даже издал брошюру «101 способ применения пластилина Харбутта».


Что можно делать с пластилином

К вам в руки попал пластилин, и вы не знаете, что с ним делать? У вас есть масса вариантов! Кроме лепки, его можно использовать для рисования на бумаге или картоне. Можно делать картины на прозрачном стекле, можно обмазать картонку или стеклянную баночку пластилином, а потом выкладывать на нем узоры из гречки, риса, гороха, фасоли, бусин, блесток, кусочков разноцветной бумаги – в общем, из всего, что придет в голову. А может вам повезло, и ваш пластилин можно даже… есть? Не стоит, впрочем, сильно обольщаться, поскольку даже если вам достался съедобный пластилин, и вы решитесь его попробовать, вряд ли эту попытку вы захотите когда-нибудь повторить. В состав таких пластилинов входят мука, растительные масла и много-много соли. В общем, не вкусно, но и не вредно. Ничего страшного, если любопытный малыш решит попробовать изготовленный им самим колобок. Кстати, судя по составу, первым «съедобным» пластилином можно считать пластилин марки Play-Doh. Забавно, что данный материал был изобретен в 1956 году как средство для очистки обоев, однако сестра одного из изобретателей работала в детском саду, и ей удалось найти более подходящее применение этому средству. Хотя может быть дети сами (без разрешения воспитателя) нашли новое применение пластилину – дети могут придумать всё что угодно.


И все-таки – что конкретно можно сделать? Вот несколько идей:


1. Вариант для самых маленьких – отрывать маленькие кусочки пластилина и прилеплять на заранее приготовленный рисунок. Это может быть ёлка, которую надо украсить перед новым годом или цветочки, которым не хватает серединок. Можно даже «повесить» листья и яблоки на дерево. А может на вашей картине неожиданно пойдет снег? Или дождь? Или наступит осень и начнется разноцветный листопад? В процессе игры можно учить цвета, а заодно учиться их смешивать.


2. Когда ребенок научился лепить «шарики» и «колбаски», из них можно сделать различные овощи, фрукты и другие продукты. Приготовленные вкусности можно резать на части пластмассовым стеком (как ножом), раскладывать на тарелки и угощать ими гостей (маму, папу, куклу, плюшевого медвежонка и т.д.). Кстати, подходящий момент для ненавязчивого знакомства с математикой (счет, дроби, понятие целого-части)


3. Пластилиновый ежик. Разомните пластилин. Скатайте с ребенком шарик, чуть-чуть оттяните «носик». Из бусинок или из маленьких кусочков пластилина черного цвета сделайте носик и глазки. Воткните спички или кусочки спагетти. Ежик готов!


4. Улитка. Лепим «колбаску» и сворачиваем ее в спираль. Прилепляем шарик – это будет голова. На шарике делаем два глаза (из бусинок или пластилина). Втыкаем две тонкие макаронины – рожки.


5. Картины из пластилина. Возьмите мягкий пластилин, хорошо подойдет восковый. Лепите с ребенком простые формы и прикрепляйте их к бумаге или пластиковой доске. «Колбаски» могут стать стволом дерева, бревном в доме, частью скамейки, доской из забора, руками-ногами-телом человечка и т.п. «Шарик» может превратиться в солнце, мяч, колесо, воздушный шарик. Чтобы сделать дереву листочки можно попросить ребенка отрывать от пластилина маленькие кусочки и налеплять их рядом со стволом. Восковый пластилин очень мягкий – его легко размазывать по бумаге. Так можно сделать цветочек или звездочку – слепить шарик, а дальше размазать его в разные стороны. В общем, проявим немного воображения и шедевр готов.


6. Картины из пластилина и подручных средств. Облепить листок картона пластилином. Дальше можно в меру своей фантазии выкладывать на нем рисунки из гречки, риса, гороха, фасоли, семечек, макарон, ракушек, камней, бусинок, блесток или кусочков бумаги.


7. Если намазать пластилин на небольшую баночку получится замечательная ваза. Украсить ее можно, так же как и в предыдущем варианте.


8. Можно слепить разноцветных рыбок, водоросли, камни, а затем поместить все это внутрь прозрачной стеклянной банки и залить водой. Получится великолепный аквариум.

9. Слепите героев какой-нибудь сказки и разыграйте представление. Можно делать фотографии в процессе представления, а затем их собрать вместе (например, в MS Photo story) – получится самодельный мультфильм. Заодно можно рассказать ребенку об анимации и пересмотреть «Пластилиновую ворону».


10. Лепите несуществующих животных. Пусть они станут героями Вашей собственной сказки, например, о том, как маленький Чучундр ходил в первый раз в садик, поздравлял Мумундру с днем рождения, не поделил с другом игрушку, укусил маму за нос и так далее. Такие игры помогут подготовить малыша к различным ситуациям, дают возможность «проиграть» и разобрать недавний конфликт.

Домашний пластилин


Пластилин легко можно приготовить самим. Рецепт: смешайте 400 г муки, 200 г соли и 2 столовых ложки квасцов (продаются в аптеке). Затем залейте смесь 0,5 л кипящей воды и, постоянно помешивая, добавьте 3-4 ст. ложки растительного масла. Готовую массу можно подкрасить пищевой краской, не содержащей сахара. Хранить такой пластилин следует в холодильнике в герметичной упаковке.


Вместо заключения

В общем, не зря! Не зря пластилин пользуется такой популярностью у детей и взрослых уже больше 100 лет! Желаю всем творческих пластилиновых успехов!

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение. Актуальность: пластилин используют не только как материал для лепки детей, но и его используют в разных целях.

В детском саду, на уроках технологии мы работали с пластилином. Меня заинтересовала история возникновения пластилина, какой бывает пластилин, что можно сделать из пластилина.

Цель: Изучить историю возникновения пластилина, познакомиться с разновидностью пластилина, приготовление пластилина в домашних условиях и выполнить изделия из пластилина.

Задачи:

    Изучить литературу по данному вопросу.

    Провести практическую работу:

    Приготовление пластилина в домашних условиях

    Изготовление изделий из пластилина

    Сделать вывод о том, какой вид пластилина использовать для творчества детей.

Методы исследования : изучение литературы, наблюдения, практическая работа, анализ.

Гипотеза : пластилин не только материал для творчества детей, но и материал для производства.

Объект исследования : пластилин, как материал используемый в разных практических целях.

Предмет исследования: изделия из пластилина.

2.Литературный обзор

2.1. История изобретения пластилина

Пластилин - это материал, использующийся для лепки различных изделий. Название «Пластилин» произошло от итальянского plastilina, которое, в свою очередь, древнегреческого слова plastos, означающего «лепной».

Известно, что пластилин был изобретен преподавателем Школы искусств Вильямом Харбаттом в Англии в 1897 году (Приложение I. Рис.1). До этого для лепки использовалась исключительно глина, и Харбатт хотел обеспечить своих студентов таким материалом, который бы не высыхал при создании скульптур и мог быть использован многократно.

Вначале Вильям планировал использовать свое изобретение в образовательных целях. Но, увидев, какое удовольствие от пластилина получила его семья, принял решение о продаже пластилина, чтобы и другие дети могли ему радоваться. Название « Пластилин» придумывали всей семьей.

В 1900 году Харбутт открыл свою фабрику, которая проработала до пожара 1968 года, в данный момент производство перенесено в Тайланд.

В Германии изобретателем пластилина считают Франца Колба. (Приложение I. Рис.2). Пластилин по его рецептуре до сих пор продается под названием «Мюнхенский художественный пластилин».

С тех пор художники, архитекторы, инженеры и дети использовали тонны пластилина для создания самых разных вещей.

2.2. Изготовление пластилина

Изготавливают пластилиниз очищенной и измельченной в порошок глины. Для того чтобы пластилин не засыхал на воздухе, в глиняный порошок добавляют воск, животное сало, озокерит, церезин, вазелин. Сначала в промышленном производстве находился пластилин только серого цвета (тот который был изобретен англичанином). Но позже стали добавлять краску, и появилось четыре основных цвета.

2.3.Отличие пластилина от других материалов

Отличие пластилина от других материалов заключается в том, что он имеет различные оттенки, остается мягким и не твердеет на воздухе (за исключением отдельных разновидностей), практически не липнет к рукам. В зависимости от температуры имеет разную степень мягкости. Пластилин практически безвреден и не имеет срока годности.

В основном пластилин используется для детского творчества в качестве материала, развивающего творческие навыки и координацию пальцев.

Хорошим считается пластилин, который легко режется пластмассовым ножичком, быстро согревается в руках и становится мягким, держит форму, хорошо липнет к самому себе, но не к рукам, не трескается и не крошится, не пачкает руки и легко смывается теплой водой.

    1. Разновидности пластилина

Сегодня материал для лепки представлен в широком ассортименте.

Разновидность пластилина: обычный детский пластилин, профессиональный скульптурный, плавающий, восковой, АРТ пластилин, шариковый, прыгающий, съедобный.

Скульптурный пластилин , как правило, бывает черного или темно-оливкового цвета, и продают его в больших брикетах. Его недостатком является сложность работы с ним: сначала с помощью взрослых необходимо отрезать ножом часть брикета, затем нагреть его в горячей воде в течение 15-20 мин. В процессе работы он более упругий, чем обычный пластилин, и достаточно скучного цвета.

Восковой пластилин. Состав воскового пластилина традиционный, но имеет усовершенствованную формулу - добавление большего количества натурального воска.

Воск — клейкое вещество животного или растительного происхождения, состоящее из эфиров, жирных кислот и других компонентов. Воск пластичен, водонепроницаем, размягчается при невысокой температуре. С глубокой древности использовался для лепки.

Восковой пластилин идеально подходит для детей.

Шариковый пластилин .

Отличительная особенность этого пластилина заключается в том, что он состоит из небольших мягких шариков поролона, которые соединены тонкими клеевыми нитями. Крупнозернистый шариковый пластилин выпускается на глицериновой основе. Он целиком безопасен.

Арт-пластилин. Отличается тем, что затвердевает под воздействием тепла, например в микроволновой печи, духовом шкафу или в горячей воде. Бывает двух видов. Мягкий предназначен для плоского моделирования, создания аппликаций и картин. Твердый используют для создания объемных форм, каркасных кукол и игрушек.

Прыгающий пластилин, или«Жвачка для рук» - пластилин, способный принимать любую форму. Изобрели в Америке в 1943 году. Обладает одновременно рядом свойств: может тянуться, рваться, быть твердым и жидким, способен менять цвет, магнититься и светиться. «Умный пластилин» не маслянистый, поэтому не пачкает ни одежду, ни руки. Его можно мыть. Он не токсичен, гипоаллергенен и целиком безопасен. В упаковке умный пластилин может храниться пять лет и при этом не потерять своих свойств. Плавающий пластилин . Настолько легкий, что слепленные из него фигурки не тонут в воде. С ним можно играть даже во время купания

Съедобный пластилин. Съедобный пластилин выпускается в основном зарубежными производителями и состоит из муки, растительных масел и огромного количества соли.

Съедобным такой пластилин называют формально. Им не отравишься, но особо и не поешь. Впрочем, для начинающих маленьких скульпторов, отправляющих в рот все предметы без исключения, такой вариант очень удачный.

    Применение пластилина

3.1. Пластилин в детском творчестве.

Лепка из пластилина способствует развитию мелкой моторики, речи, воображения, пространственного мышления, учит быть аккуратным и внимательным, расширяет наш кругозор. Этот материал легко лепится к бумаге, дереву, пластмассе, картону. Поэтому пластилин - неиссякаемый источник для развития детской фантазии и творчества. Слепленная из качественного пластилина поделка не теряет свою форму и может долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств.

    1. Профессии, связанные с лепкой.

Профессии, связанные с лепкой: скульптор, гончар, военный, инженер, врач-ортодонт, мультипликатор.

Скульптор — художник или мастер, изготовляющий произведения скульптуры. Он создает объемные художественные произведения из дерева, металла, гипса и т.д. Основные способы: резьба, высекание, лепка, литье. (Приложение I. Рис. 3).

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

Некоторые скульпторы используют пластилин и в крупных работах, в основном для лепки тонких деталей, которые в глине быстро сохнут. Но для этого пластилин подвергается дополнительной переработке. Он переваривается, т.е. расплавляется до жидкого состояния, в него добавляются пластификатор и цветовой пигмент, чтобы пластилин попал в цвет и среднюю мягкость глины, из которой сделана вся скульптура.

Гончар. Гончара, горшечники - мастера, изготовляющие различные изделия из обожженной глины. Гончара занимаются обработкой, обжиганием глины для превращения её в предметы домашнего обихода, созданием керамики. Основным материалом для выделки всяких изделий служит глина. Для работ этого рода избирают по возможности чистую «горшечную» глину, обладающую должною вязкостью и таким сопротивлением жару, который отвечает назначению изделий. (Приложение I. Рис.4).

Архитектор. Архите́ктор — специалист, который занимается, разработкой планов зданий, их фасадов — в целом и в деталях, а также внутренних пространств. Архитектор может заниматься и расчётом конструкций зданий. Современный архитектор, в широком смысле — это создатель материальной части городской среды. Конкретно это могут быть отдельные здания, общественные комплексы, в некоторых случаях — целые поселки и даже города. (Приложение I. Рис.5).

Военный . Военные используют восковые рельефные карты, так как они обладают наглядностью, то есть дают возможность зрительно воспринимать пространственные формы, размеры и размещения изображенных объектов. К специальным картам, создаваемым для войск, относятся дорожные, аэронавигационные и ряд других. Карты с данными о поверхности дна морей, океанов и других водоемов называются морскими навигационными картами. (Приложение I. Рис.6,7)

Ортодонт. Врач-ортодонт изучает и лечит аномалии прикуса, положения зубов, формы зубных дуг, улучшает пропорцию лица, а также занимается профилактикой подобных нарушений. Изготавливает слепки зубов при протезиировании. (Приложение I I. Рис. 1).

Мультипликаторы. Мультипликаторы — художники, занимающиеся созданием мультипликации.Мультипликатор придумывает персонажей мультфильмов, выполняет эскизы основных сцен, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищет интересные приемы, которые позволяют выделить фильм из массы других. Занимается раскадровкой и расцветкой будущего фильма, анимацией персонажей (прорабатывает их движения, рисуя промежуточные фазы). Обычно над мультфильмом трудятся несколько специалистов, и каждый из них выполняет свою часть работы. (Приложение I I. Рис.2).

Инженер. Инженер — это специалист с высшим техническим образованием. Инженеры работают во многих отраслях народного хозяйства: на заводах, стройках, шахтах, в военном деле, авиации, транспорте, ведут разработки в научно-исследовательских институтах. Оказывается, инженеры тоже лепят. Это модели машин, приборов. Модель первого космического скафандра тоже была слеплена из пластилина. (Приложение I I. Рис.3).

    Практическая часть.

    1. Правила поведения и меры предосторожности при работе с пластилином.

Работая, с пластилином я составила памятку работы с ним и предложила её одноклассникам.

1. Во время лепки нужно следить, чтобы пластилин не падал на пол или застелить пол газетами.

2. Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду.

3. После работы с пластилином следует вымыть руки с мылом. Не стоит трогать тетради, книги и другие принадлежности грязными от пластилина руками, так как на предметах останутся жирные пятна.

4. Даже маленькие кусочки пластилина, оставшиеся от работы, не стоит выбрасывать, а следует складывать их в отдельный пакет или пластиковый контейнер, так как они могут пригодиться для другой поделки.

5. Поделку, которая не получилась, не стоит сминать в один комок; нужно аккуратно разобрать ее по цветам, так как чистые цвета всегда могут пригодиться для другого изделия.

6. Наиболее успешные работы можно сфотографировать для домашней коллекции.

7. После занятий лепкой нужно убрать свое рабочее место. Рабочую доску следует очищать от пластилина стекой, а с пола собрать пластилин и по возможности рассортировать его по цветам или убрать в отдельный контейнер, в котором хранятся чистые остатки разноцветного пластилина.

8 .Готовую или неготовую поделку убирайте в коробку для поделок.

9 .Стеки нужно протереть чистой тряпкой и убрать в коробку или пакет.

    1. Изготовление пластилина в домашних условиях

В промышленных условиях пластилин изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, церезина, жира и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. (Приложение I I. Рис.4,5,6,7,8).

В Интернете мы с мамой нашли около 10 различных способов изготовления пластилина в домашних условиях. Решили выбрать самый доступный, его компоненты есть на любой кухне. Нам потребовалось:

    3,5 стакана муки,

    0,5 стакана соли,

    1 ложка картофельного крахмала,

    2,5 столовой ложки растительного масла или глицерина,

    2 стакана воды,

    пищевые красители,

    1 ч.л. лимонного сока или яблочного уксуса (для стойкости цвета)

    большая чашка для замешивания и деревянная ложка. В кипящую воду добавляем пищевой краситель. Снимаем воду с плиты и добавьте в нее уксус и масло. Смешиваем сухие ингредиенты в большой чашке и медленно добавляем цветную воду с маслом. Тщательно перемешиваем массу с помощью деревянной ложки. Когда смесь остынет, нужно вымесить её руками до тех пор, пока она не достигнет пластичной консистенции. Этот продукт можно хранить в герметичном контейнере в течение неограниченного времени.

Для сравнения мы приготовили пластилин другим способом. (Приложение III. Рис.1,2,3) Ингредиенты: воск, глицерин и белая глина (порошок, который на самом деле имел зелёный оттенок). Вместо воска взяли парафин от растопленной свечи. Влили его в сухую глину. Парафин быстро остыл и взялся хлопьями. Добавили по каплям глицерин и стали пальцами разминать эту массу, напоминающую грязь и трудно отстающую от пальцев. У нас получился комок тёмно-зелёного цвета. Он имел слоистую структуру. При формировании «рулетика» масса не проявляла эластичных свойств, ломалась и крошилась. Возможно, в этом рецепте нужно использовать именно воск, т.к. это компонент природного происхождения, будет становиться мягким и пластичным от тепла рук. Парафин имеет неприятный запах, я не советую его использовать детям.

    1. Изготовление изделий из пластилина

Из литературы я узнала, пластилин бывает: обычный детский пластилин, скульптурный, восковой, шариковый, АРТ пластилин, прыгающий, плавающий, съедобный. Я решила выполнить из разного вида пластилина различные изделия.

Выполнила несколько поделок из обычного пластилина. (Приложение III. Рис.4)

Из скульптурного пластилина телесного цвета я вылепила лошадку. (Приложение III. Рис.5). Я потратила достаточно много времени на изготовление туловища. Гриву и хвост я сделала из обычного пластилина, т.к. хотелось украсить и скорее закончить поделку.

На занятиях изобразительного искусства в детском клубе «Солнышко» мы выполняли поделки из белой, серой и коричневой глины. Все мои работы представлены на фотографиях. (Приложение III. Рис.6).Глину, как и скульптурный пластилин, перед работой нужно размягчить в теплой воде. Преимуществом белой глины является её цвет (лошадка, в стиле дымковской игрушки). Больше всего мне понравилось заниматься с серой глиной, которую можно купить в магазине. Лягушка на листе лилии выполнена из этого материала. Серая глина более гладкая, однородная, на неё хорошо ложится гуашь. Коричневая глина - природный материал, она очень вязкая, липнет к рукам. На такую поделку (котёнок с клубком) уходит много краски, она ложится неравномерно. Все изделия из глины должны сохнуть не менее трёх дней и только затем подлежат окрашиванию. Я заметила, что после высыхания, на моих работах появились трещинки. А пока я несла их домой, некоторые детали откололись. Части изделий можно склеивать клеем ПВА - и мои животные были спасены!

В отличие от глины, пластилин остается мягким и практически не твердеет и не сохнет. Он не прилипает к рукам. Имеет широкий спектр цветов. Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет продолжать с ним работу через любой промежуток времени.

Из мелкозернистого шарикового пластилина я слепила цветок и бабочку. (Приложение III. Рис.7) Я заметила, что этот пластилин липнет к рукам, имеет сильный запах, цвета плохо смешиваются. Однако, он яркий и лёгкий. После высыхания поделка похожа на объёмную картину.

    Заключение.

В своей работе я изучила историю возникновения пластилина, разновидность пластилина, составила правила поведения и меры предосторожности при работе с пластилином, в домашних условия изготовила пластилин и выполнила изделия из пластилина. Сделала вывод: детям для работы скульптурный пластилин не подойдёт, так как слишком твёрдый и имеет небольшую гамму цветов. Восковой, шариковый, отскакивающий, « Умный пластилин», плавающий - эти виды пластилина хорошо подойдут для творчества детей. Съедобный пластилин подходит для лепки лишь малышам. Школьникам для обычной лепки не подходит. Мягкий АРТ пластилин хорошо использовать детям для рисования на плоскости. Твёрдый АРТ пластилин не подходит для повседневной лепки. Из него можно слепить сувенирные работы.

Пластилин стал очень популярен среди аниматоров, благодаря простоте использования: ему легко придать нужную форму, он достаточно гибкий, чтобы персонаж мог двигаться, и хорошо держит форму, особенно если использовать арматуру. Ярким тому примером служит мультфильм «Пластилиновая ворона». Меня очень заинтересовал процесс «оживления» пластилиновых фигур, и я хотела бы на следующий год создать свой собственный мультфильм.

Литература.

    Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. - М.: Айрис- пресс, 2005.- 175 с. : ил.- (Внимание: дети!)

    Белова Е. Фигурки, игрушки и зверюшки в разных техниках: пряжа, бисер, пластилин, бумага. Ярославль, 2013.- 111с. : цв. ил.- (100 идей для творчества)

    Анистратова А. А. Поделки из пластилина и слоёного теста.- М.: Ин-т инноваций в образовании, 2010.- 44с.: ил.- (Развиваем творческие способности)

    Кард В.А. Сказки из пластилина.- СПБ., 1997.- 157с. : ил.- (Учить и в оспитывать, развлекать)

    Игры из пластилина// Подарки для друзей: поделки из природных материалов.- Смоленск: Русич, 2002.- с.5-112

Приложение I.

Рис. 1. Вильям Харбатт Рис. 2. Франц Колба.

Рис.3. Мастерская скульптора Рис. 4. Гончар

Рис.5.Архитектор. Рис.6. Военный.

Рис.7. Восковая рельефная карта.

Приложение I I.

Рис.1. Ортодонт. Рис.2. Мультипликатор.

Рис.3. Инженер Рис. 4 Изготовление пластилина

Рис. 5,6,7,8. Изготовление пластилина.

Приложение I I I.

Рис.1,2,3. Выполнение изделия из пластилина.

Рис.4. Из детского пластилина Рис.5. Лошадка из скульптурного пластилина

Рис.6. Изделия из глины Рис.7. Изделия из шарикового пластилина

Игрушки для детей должны быть простыми. Всякие сложные машинки и самолетики, которые сверкают огнями и звенят музыкой, надоедают детям очень быстро. Что остается, что становится любимыми игрушками у малышей? Кубики, пирамидки, простые куклы... С ними можно возиться бесконечно. Да, еще акварельные краски и пластилин, которые раскрывают творческие способности, фантазию и учат работать руками...

Пластилин любят не только дети. Его используют скульпторы в качестве эскизного материала и для изготовления мелкой пластики. Пластилином пользуются дизайнеры (например, для создания моделей автомобилей). Пластилин в качестве материала освоили мультипликаторы. «Пластилиновую ворону» помните? Компьютерная игра-квест о пластилиновом мире The Neverhood появилась в 1996 году.

Пластилину уже более 100 лет. В 1897 году его придумал англичанин Вильям Харбутт, преподаватель школы искусств. Студенты школы занимались лепкой, в том числе из глины. Глина - материал тяжелый для учащихся. Во-первых, липнет к рукам. Во-вторых, быстро высыхает. Если что-то сделать не успел - уже не доделаешь. Начинай сначала. Харбутт придумал невысыхающую глину для лепки и назвал ее пластицином.

Но это англо-американская версия. Немцы утверждают, что пластилин (и само это слово тоже) придумал немецкий фармацевт Франц Колб в 1880 году и защитил свое изобретение патентом. Кстати, и промышленное производство пластилина начали в 1900 году в Германии.

Скорее всего, верна и та, и другая версия. Ведь невысыхающий материал для лепки можно приготовить различными способами. Пластицин Харбутта и пластилин Колба имели разный состав. Среди прочего пластилин содержит в своем составе стеариновую кислоту, вазелин и соли кальция. Ну, а поскольку пластилин уже давно используется, как главный строительный материал для детей, то его еще и окрашивают в самые разнообразные цвета.

Кстати, для тех, кому не хватает двух вариантов происхождения пластилина, имеется еще один. В 1950-х годах американский химик Ноах Мак-Викер (Noah McVicker) придумал легко деформируемый липкий состав, который предполагалось использовать для чистки обоев от следов угля. Но после Второй мировой войны дома стали отапливать газом, а не углем. К тому же бумажные обои стали заменять на моющиеся виниловые. Фабрика, производившая чистящее средство обанкротилась бы, если бы один из ее руководителей не услышал о том, что в соседней школе дети использовали производимое ими чистящее средство для создания красивых рождественских узоров и картинок. Он смог внедриться на новый перспективный рынок, предлагая свое изделие в качестве нового материала для детского творчества под названием Play-Doh. В первый же год (1958) объем продаж достиг 3 миллионов долларов.

Пластилин в первую очередь используют для того, чтобы обучать детей лепке. Мало того, что возня с пластилином очень нравится маленьким детям, эта возня обучает ребенка очень полезным навыкам, совершенствует ловкость рук и мелкую моторику. Кроме того, дети, продолжая работу с пластилином, начинают фантазировать и проектировать, что, несомненно, очень полезно для становления маленького человека.

Пластилин специально рассчитан на занятия с детьми. Поэтому его делают не только многоцветным, но и абсолютно не ядовитым. Даже если малыш проглотит кусок пластилина, на его здоровье это не скажется. И кишочки тоже не слипнутся. Многократно проверено.

Лепкой могут заниматься уже дети в двухлетнем возрасте. Сначала ребенка учат делать из мягкого пластилина «шарики» и «колбаски». Из таких «полуфабрикатов» дети учатся делать более сложные предметы: фрукты, животных, узоры и предметы. Это способствует развитию у детей комбинаторных и аналитических способностей.

Пластилин еще и оттого замечателен, что возможности его применения широки. При хорошо развитой фантазии творца - почти неограничены. Кроме лепки пластилин можно использовать для рисования, размазывая его по бумаге и процарапывая на нем линии. Дети среднего и старшего возраста могут научиться делать из пластилина чудесные скульптуры. Те, кого привлекает техническое моделирование, часто начинают создание моделей, вылепливая их из пластилина и продумывая каждую деталь что называется «руками». Можно слепить героев какой-нибудь сказки и разыграть представление. Ключевые моменты такого спектакля можно сфотографировать. Получится фотокомикс.

Вспомним слова В.И.Ленина из его труда «Материализм и эмпириокритицизм» о том, что пластилин так же неисчерпаем, как атом. И вооружившись этой светлой идеей, поищем в Интернете совета: что еще можно сделать из пластилина? Поищем и приятно удивимся, обнаружив большое количество сайтов и сообществ в социальных сетях, где не только дают советы, как и что можно сделать, но и выставляют просто замечательные работы, которые вдохновят и детей, и взрослых на новые творческие подвиги.