Как делается аттестация рабочих мест. Срок действия аттестации рабочих мест. Порядок подготовки к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда

С 1 сентября 2011 г. начал действовать новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. В документе более детально прописан регламент проведения этой сложной процедуры, состав участников, их обязанности и требования к ним.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н утвержден новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок). Он вступил в силу 1 сентября 2011 г.
До этого момента действовал прежний Порядок аттестации, который утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах. Ее проводят в целях:
- выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;
- осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Об этом говорится в ст. 209 Трудового кодекса.

Правовые основания для проведения аттестации

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению нового Порядка, напомним положения Трудового кодекса, которые регулируют правила и порядок проведения аттестации.

Обязанности работодателя

Работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда. В связи с этим он должен предпринять определенные меры, в числе которых проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Это установлено в ст. 212 Трудового кодекса.

Кто устанавливает правила аттестации

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ). Таким ведомством на сегодняшний день является Минздравсоцразвития России (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321).

Примечание . Аттестация и взносы в ФСС РФ
Минздравсоцразвития России планирует внести изменения в ст. ст. 17 и 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Возможно, работодателей обяжут сообщать в ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медицинских осмотрах работников.

Проект также предусматривает, что размер скидки или надбавки к страховому тарифу будет рассчитываться по итогам работы компании за три года с учетом состояния охраны труда, включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и обязательных медицинских осмотров работников. В настоящее время в расчете фигурирует один предыдущий год.

Для чего нужна аттестация

Согласно п. 3 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда необходимы:
- для контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- применения скидок (надбавок) к страховому тарифу взносов на случай травматизма;
- подготовки поименного списка лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
- установления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и т.д.

Кто должен проводить аттестацию

Проводить аттестацию, как и ранее, должны работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка):
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели.
На работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, требования Порядка не распространяются.

Когда проводят аттестацию

Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Это положение осталось неизменным. Однако теперь в Порядке говорится о том, что указанный срок отсчитывают от даты завершения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

В новом Порядке отмечено, что аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Ранее п. 7 прежнего Порядка предусматривалось, что вновь созданные рабочие места подлежат аттестации после их ввода в эксплуатацию.

Внеплановая аттестация

Введено понятие внеплановой аттестации. Она проводится (п. п. 47 и 48 Порядка):
- при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест - в полном объеме;
- по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества процедуры аттестации;
- при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
- замене производственного оборудования;
- в случае изменения технологического процесса;
- изменения средств коллективной защиты.
Результаты внеплановой аттестации оформляют в общем порядке. При этом для каждого рабочего места создается новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений (о ней и других документах, которые необходимо оформить при аттестации рабочих мест, мы расскажем в следующем номере).

Какие рабочие места подлежат аттестации

Аттестации подлежат все рабочие места компании (п. 4 Порядка). Однако в отдельных случаях проведение измерений, а также оценка факторов рабочей среды и трудового процесса могут угрожать безопасности работников или специалистов, проводящих аттестацию.
В таких ситуациях аттестационная комиссия выносит мотивированное решение о том, что измерения и оценка проводиться не будут, условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным. Такое решение оформляют в письменном виде, оно подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.

Аналогичные рабочие места. Существует такое понятие, как аналогичные рабочие места. Оценку производственных факторов на таких рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух).

Рабочие места признают аналогичными, если:
- профессии или должности имеют одно наименование;
- при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы выполняются одни и те же профессиональные обязанности;
- используется однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
- ведется работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
- используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- производственное оборудование, транспортные средства и т.п. расположены на рабочем месте одинаково;
- существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
- присутствует одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты (этот пункт появился в новом Порядке).
Если все условия исполняются, рабочие места признают аналогичными. При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% рабочих мест. После этого определяется новый перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.
На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда.
Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест (п. 40 Порядка).
Нестационарные рабочие места. Если рабочее место не является стационарным, порядок его аттестации несколько меняется.
Сначала определяют типичные технологические операции со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов. Затем производят оценку этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей.

Об ответственности

Теперь в п. 52 Порядка четко прописано, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит на работодателе и аттестующей организации. В прежнем Порядке такой нормы не было.
Напомним, нарушение законодательства о труде и об охране труда грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ). Для должностного лица он составит от 1000 до 5000 руб. (а если оно было ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, то это может повлечь дисквалификацию на срок от одного года до трех лет). Для предпринимателей штраф составит от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Компания же может расстаться с суммой 30 000 - 50 000 руб., или ее деятельность приостановят на срок до 90 суток.

Распределение обязанностей по проведению аттестации

В новом Порядке более четко распределены обязанности по организации и проведению аттестации между ее участниками.
Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация. Ее привлекают на основании договора гражданско-правового характера (п. 6 Порядка). Ранее аттестующую организацию привлекали лишь при необходимости.

Аттестационная комиссия

Новый Порядок предусматривает, что аттестационную комиссию создает работодатель. Он также определяет график проведения работ по аттестации.
Состав аттестационной комиссии. Аттестационная комиссии должна состоять (п. 10 Порядка):
- из представителей работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, по труду и заработной плате, главные специалисты, медицинские работники и иные сотрудники). Кто-то из них будет возглавлять аттестационную комиссию;
- специалиста по охране труда;
- представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
- представителей аттестующей организации. Они и проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. п. 14, 20 и 29 Порядка).
В Порядок введена норма, которая касается микропредприятий и компаний малого бизнеса. Если аттестация проводится у них, состав аттестационной комиссии может быть сокращен. В нее включают (п. 10 Порядка):
- работодателя (его представителя);
- представителей аттестующей организации;
- представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
- представителей организации или специалиста, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Обязанности аттестационной комиссии. Согласно п. 12 Порядка аттестационная комиссия должна выполнять следующие действия:
1. Осуществлять руководство и контроль проведения аттестации на всех ее этапах.
2. Формировать комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организовать их изучение.
3. Составлять перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (его образец дан в Приложении N 1 к Порядку).
4. Готовить предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с их наименованием в ЕТКС работ и профессий рабочих (ЕТКС должностей руководителей, специалистов и служащих).
5. Присваивать каждому рабочему месту уникальный порядковый номер (не более восьми знаков).
6. Заполнять и подписывать карты аттестации.
7. Готовить предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя:
- по обеспечению работника средствами индивидуальной защиты;
- установлению соответствующего режима труда и отдыха;
- по обеспечению сотрудников другими гарантиями и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
8. По результатам аттестации разрабатывать план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Так сказано в ст. 211 Трудового кодекса.

Аттестующая организация

В новых правилах четко определены требования к аттестующей организации. Ею может являться юридическое лицо, аккредитованное в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н.
Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к компании, на рабочих местах которой проводится аттестация.
Работодатель вправе привлечь несколько аттестующих организаций. Работа между ними может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам выполняемых на рабочих местах работ.
С аттестующей организацией работодатель заключает договор, по которому она обязана:
- произвести измерения;
- провести оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- оформить и подготовить отчет об аттестации;
- представить по требованию работодателя обоснования сделанных выводов.
При проведении аттестации аттестующая организация:
- определяет методы проведения измерений и оценок, количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;
- исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда в компании, на рабочих местах которой проводится аттестация;
- запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам.
Организация может отказаться от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

Как проходит аттестация

Аттестационная комиссия должна оценить соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Для этого последовательно проводится оценка:
- соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- травмоопасности рабочих мест;
- обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
- условий труда на рабочих местах (комплексная).

Оценка по гигиеническим нормативам

В данном случае аттестующие должны оценить все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном месте (п. 15 Порядка).
Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке, формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников.
Для оценки применяют инструментальные измерения. Кроме того, анализируют уровни факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации.
Гигиеническая оценка условий труда должна проводиться в соответствии с документом "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (Р 2.2.2006-05), утвержденным 29.07.2005 Главным государственным санитарным врачом РФ. Согласно этому Руководству выделяют (табл. 1) четыре класса вредности и опасности рабочих мест. Все зафиксированные в ходе оценки гигиенических нормативов данные заносят в протокол измерений и оценок (о его заполнении мы расскажем в следующем номере).

Оценка травмоопасности рабочих мест

При оценке травмоопасности рабочих мест аттестующая организация исследует (п. 21 Порядка):
1) производственное оборудование. В частности, проверяются наличие и соответствие норме:
- комплекта эксплуатационной документации;
- средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также разлетающихся предметов;
- ограждений элементов производственного оборудования, повреждение которых связано с возникновением опасности, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов, сигнальной окраски и знаков безопасности;
- сигнализаторов нарушений нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, включая наличие устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также повреждении цепи управления энергоснабжением (самопроизвольного пуска при восстановлении энергоснабжения, невыполнения уже выданной команды на остановку);
- защиты электрооборудования, электропроводки от различного рода воздействий;
2) приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов;
3) соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям (совместное Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29).
Аттестующая организация выясняет, соответствуют ли вышеуказанные объекты требованиям охраны труда (их невыполнение может привести к травмированию работников), в том числе:
- требованиям по защите от механических воздействий;
- требованиям по защите от воздействия электрического тока;
- требованиям по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;
- требованиям по защите от токсического воздействия химических веществ.
Оценивая травмоопасность производственного оборудования, специалисты анализируют техническую документацию, которая содержит требования безопасности при выполнении работ, проводят внешний осмотр оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда.
Инструменты и приспособления осматривают и проверяют на предмет соответствия их состояния требованиям нормативных правовых актов по охране труда.

Также могут проверить наличие сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности.
По результатам оценки травмоопасности условия труда классифицируются по трем классам.

(скачать файл в формате Word)

Оценка обеспеченности работников СИЗ

После того как оценены гигиенические условия труда и травмоопасность рабочих мест, начинается следующий этап аттестации - оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Для оценки обеспеченности работников СИЗ специалисты аттестующей организации:
- сопоставляют номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ;
- проверяют наличие сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;
- проверяют, выполняется ли порядок обеспечения работников СИЗ (установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н);
- оценивают соответствие выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.
Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения всех требований по обеспечению СИЗ. При наличии одного и более несоответствий рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ.
Если выдача средств индивидуальной защиты предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ, установленными законодательством, и требуется по фактическому состоянию условий труда, оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте. Его образец приведен в Приложении N 5 к Порядку.
Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодателю следует подготовить ряд документов

Итоги аттестации

По итогам аттестации производится комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте. Она включает в себя результаты всех предыдущих оценок (п. 36 Порядка). В табл. 4 на с. 102 отражена зависимость между результатами оценки каждого этапа аттестации и итоговым решением (п. 37 Порядка). Обращаем ваше внимание, что понятие "условно аттестовано", как и ранее, не применяется.

При отнесении условий труда к опасным компания должна разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Отчитываемся перед трудовой инспекцией

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждения отчета об аттестации должен направить в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (п. 45 Порядка):
- сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
Компания должна направить документы на бумажном и электронном носителях.
На электронном носителе эти документы передаются аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.
До вступления в силу нового Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда компания-работодатель должна была направить в трудовую инспекцию:
- перечень аттестованных рабочих мест;
- ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации;
- сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации;
- сведения об аттестующей организации.


  • Классы вредности по гигиеническим условиям труда (RTF 66.659 Кб)
  • Класс травмоопасности рабочего места (RTF 44.699 Кб)

Статьи этого раздела

  • Независимая оценка квалификации

    В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в системе независимой оценки квалификации внесены изменения в Налоговый кодекс. А поправки в Трудовой кодекс предоставляют гарантии и компенсации работникам в период прохождения независимой оценки квалификации.

  • СанПиН для рабочих мест

    Утверждены СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" (пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 № 81). Новые СанПиН устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и…

  • Внедрение профессиональных стандартов в организации

    Вот уже несколько месяцев в некоторых случаях необходимо применять профессиональные стандарты. В связи с этим компании следует четко представлять порядок внедрения профессиональных стандартов, а также последствия и ответственность за их неприменение.

  • Что такое психотип?

    HR, в особенности не обременённые психологическим образованием, любят слово «психотип». «Этот кандидат не подходит нам по психотипу!». Когда спрашиваешь, что это такое, и какие психотипы бывают, обычно слышишь в ответ что-то про интравертов и экстравертов. Ещё вспоминают холериков и сангвиников. На вопрос, к какому психотипу относится данный кандидат, и какие психотипы в компании предпочтительны, вразумительного ответа обычно не бывает.

  • Как создать модель компетенций в своей компании, без серьёзных затрат

    Одним из наиболее эффективных способов создания действенной системы управления персоналом является разработка компетенций. Подобная работа проводится для того, чтобы стратегические цели компании можно было правильно сформулировать и достаточно легко осуществить. Благодаря правильной разработке компетенций руководитель сможет правильно озвучить стандарты работы персонала и повысить эффективность его работы.

  • Системный подход в организации и проведении Assessment Center в компании

    В настоящее время Центр Оценки Assessment Center чаще всего проводится как разовый проект для решения конкретных кадровых задач. Такими задачами могут быть отбор лучших при приеме на работу, оценка соответствия должности руководителей или продавцов, формирование кадрового резерва, проведение внутреннего конкурса на новую вакансию, выявление чему учить ключевых сотрудников.

  • Документальное оформление поощрения сотрудника

    Под поощрением за труд понимаются публичное признание трудовых заслуг, оказание почета отдельному работнику или группе работников, которые выражаются в форме применения установленных действующим трудовым законодательством мер поощрения, льгот и преимуществ.

  • Оцениваем персонал по правилам: Положение об Аттестации

    Аттестация - одна из наиболее распространенных форм оценки персонала. Но в отличие от других форм периодической оценки, аттестация является единственной оценочной процедурой, предусмотренной законодательством, и поэтому требует особой тщательности в части документального оформления.

  • Аудит службы управления персоналом: выбор критериев и показателей оценки

    Современные тенденции в деятельности организаций связаны с повышением роли и значимости научного управления персоналом. Руководство крупных и средних компаний начинает отчетливо понимать, что без грамотных специалистов и мотивированных работников добиться успеха в бизнесе практически невозможно.…

    Впервые Assessment Center (далее – Центр Оценки) как процедуру кадровой работы применили в компании АТ&Т в 1954 году в рамках исследовательской программы, а уже в 1958 году его стали постоянно использовать для оценки готовности к управленческой деятельности. В 60-70 годы многие американские фирмы создали у себя Центры Оценки персонала (IBM, «Стандарт ойл оф Огайо», «Сирс Робакс» и др.). В 1970 году Центрами Оценки располагали 100 фирм, а в 1980 году – уже около 2-х тысяч.

    Примерно с 1998 года данная технология начала активно адаптироваться и развиваться российскими консалтинговыми компаниями, а с 2001-го – повсеместно применяется в России.

  • Когда организации нужна комплексная оценка?

    Система аттестации и оценки персонала - важный элемент управления человеческими ресурсами. Принципиальным условием эффективной работы системы оценки является ее комплексный характер, учитывающий все многообразие задач, решаемых конкретной организацией в общей системе кадрового менеджмента. Сегодня компании используют два понятия: оценка и аттестация персонала. Дадим наиболее общее определение этим понятиям.

Проведение аттестации рабочих мест нацелено на предотвращение несчастных случаев на производстве и профзаболеваний сотрудников предприятия, а также на реализацию мероприятий по проведению условий труда в соответствии с общегосударственными нормативно-правовыми требованиями .

Задачи аттестации рабочих мест:

  • исследование влияния вредных факторов на жизнь и здоровье человека в результате рабочей деятельности;
  • экономическая обоснованность использования к отдельным категориям профессий льгот и компенсаций за вредные условия труда;
  • разработка мер по улучшению уже существующих рабочих условий и уменьшению пагубного влияния на физическое здоровье человека.

Согласно Трудовому Кодексу РФ, Федеральному закону об аттестации рабочих мест, Приказу Министерства здравоохранения № 342н, работодатели и организации обязаны проводить соответствующую проверку и обеспечивать своих подчиненных безопасными условиями труда.

С 1 января 2014 года, аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда, которая будет проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426. Настоящий закон был принят участниками Государственной Думы 23 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря. Новый закон устанавливает нормативно-правовые и организационные основы, а также процедуру проведения специальной оценки условий труда и регламентирует законодательное положение, права, обязательства и ответственность соучастников данной аттестации.

Глава первая (статьи 1-7). Основные понятия. Определяет:

  • предмет регулирования действительного Федерального закона;
  • регламентирование специальной аттестации;
  • специальная аттестация условий труда;
  • права и обязательства предпринимателя;
  • права и обязательства сотрудников;
  • применение соответствующих результатов.

Глава вторая. Процедура проведения специальной оценки условий труда:

  • ст 8. Учреждение, которое занимается проведением аттестации;
  • ст 9. Подготовка к проведению;
  • ст 10. Аутентификация потенциально вредных и пагубных факторов;
  • ст 11. Провозглашение соответствия условий труда;
  • ст 12. Исследования и измерения условий труда;
  • ст 13. Вредные и пагубные факторы производственной среды и трудового порядка;
  • ст 14. Виды условий;
  • ст 15. Результаты проведения аттестации;
  • ст 16. Особенности проведения аттестации;
  • ст 17. Осуществление внеплановой проверки;
  • ст 18. Федеральная общегосударственная информационная система учета.

Глава третья (статьи 19-24). Учреждения, которые занимаются проведением специальной оценки условий труда. Данный раздел включает в себя следующие организации:

  • экспертные;
  • реестр организаций;
  • независимое учреждение, которое проводит внеплановую аттестацию;
  • экспертиза качества;
  • гарантирование исполнения обязательств всех учреждений.

Глава четвертая (ст 25-28). Итоговые положения закона. Регламентирует:

  • общегосударственный и профсоюзный надзор за соблюдение норм и требований действительного закона;
  • несогласие относительно вопросов проведения специальной аттестации и улучшения условий труда;
  • переходные положения;
  • процедура вступления в законную силу закона.

До конца 2013 года, порядок аттестации проводился в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения от 26.04.2011 № 342н. Однако был разработан новый Приказ Минтруда от 12.12.2012 № 590н, который вступил в законную силу также с 01 января 2014 г.

Порядок аттестации по закону

Оценка рабочего места предусматривает объективную аттестацию условий труда. Работодатель предоставляют все необходимую документацию, гарантирует беспрепятственный доступ на каждый производственный участок. Для осуществления аттестационных действий, необходимо совершить некоторые организационные мероприятия. Работодателем создается соответствующий комитет, а также определяется состав руководящего совета. После чего составляется график проведения оценки рабочих мест. Сроки выполнения регламентируются на основе специальной документации. Между работодателем и учреждением заключается договор относительно проведения аттестации.

Порядок проведения аттестации по закону следующий:

  • устанавливаются рабочие места, которые могут подлежать общей оценки, включая Список № 1 и Список № 2;
  • определяются вредные и пагубные факторы;
  • осуществляется обзор вспомогательных факторов, а именно - гарантирование наличие спецодежды и средств защиты сотрудников;
  • оформляется заключительный документ, позволяющий сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости установить виды обязательных льгот и компенсаций.

Важно! Соответствующий порядок не касается удаленных сотрудников и физических лиц, которые заключали договор с работником, не предпринимателем.

Изменения в законе

Главным изменением стала не только смена закона, существенно был изменен порядок проведения процедуры. А также была ужесточена ответственность за несоблюдение норм и требований, установленных законодательством России. Последние изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» были приняты участниками Госдумы 01 мая 2016 года.

В новой редакции закона следует выделить следующие статьи:

Статья 10

В данной статье был измен пункт 1 части 6: «рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых были включены в перечни соответствующих работ, производств, профессий, с учетом которых реализовывается досрочное назначение страховой пенсии по старости».

Часть 7 статьи 14

Изложить в следующей редакции: «По согласованию с федеральной службой исполнительного правления, которая исполняет функции по организации и реализации федерального общегосударственного санитарно-гигиенического контроля, допускается уменьшение класса и (или) подкласса условий труда более чем на 1 ступень».

Статья 17

Согласно новой редакции, внеплановая специальная аттестация проводится в течение 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1, 3 части первой настоящей статьи.

Статья 18 закона № 426

В соответствии с разработанными нововведениями, основанием для создания прав сотрудников, занятых на соответствующем рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Основные положения нового закона устанавливают, что оценивание вредности условий труда осуществляется на всех рабочих местах, включая места с наличием компьютеров и оргтехникой. В обязательном порядке присваивается класс опасности и (или) вредности.

Скачать закон об аттестации рабочих мест

В новой редакции закона четко прописано, что ответственность за реализацию аттестации, а также достоверность предоставления информации в общегосударственную инспекцию труда возлагается на работодателя. За несоблюдение российского законодательства, ответственным лицам грозит административная ответственность в размере от 1000 до 5000 тысяч рублей. За аналогичное правонарушение, соответствующие органы вправе дисквалифицировать работодателя/организацию на срок от одного года до трех лет.

Нужна ли и кому по закону аттестация рабочих мест? Что включает в себя подобное мероприятие? Как часто проводится аттестация рабочих мест, сколько лет действует? В связи с тем, что термин АРМ с 01.01.14 г. заменен на СОУТ (специальная оценка условий труда) разберемся в нормативных нюансах.

В соответствии с нормами стат. 209 ТК аттестация рабочих мест по охране труда – это комплекс мероприятий по оценке безопасности рабочих условий с целью выявления и последующего устранения различных опасных или вредных факторов. Для чего нужна аттестация рабочих мест? Такая процедура направлена на установление классов/подклассов уровня вредности (опасности) рабочих условий (п. 2 стат. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам разрабатываются меры по приведению трудовых условий в соответствие с законодательными требованиями по охране труда; по оценке профриска; предоставлению сотрудникам дополнительных льгот, гарантий и компенсаций и т.д.

Обратите внимание! Для ФСС аттестация рабочих мест важна при установлении размера скидок или надбавок к основному тарифу по «травматизму». Эти сведения страхователи обязаны подтверждать ежегодно.

С 2014 г. определение аттестация рабочих мест было заменено на СОУТ. Произошло это после отмены Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26.04.11 г. и принятия Закона № 426-ФЗ от 28.12.13 г. Однако суть такой процедуры осталась прежней и заключается в оценке трудовых условий. Поэтому, что АРМ, что спецоценка рабочих мест по условиям труда – это синонимы.

Аттестация рабочих мест – обязательна или нет

Согласно стат. 212 ТК обеспечить безопасность труда сотрудников обязан работодатель. В связи с этим предприятие должно не только соблюдать действующие нормативы по охране труда, но и проводить СОУТ в соответствии с требованиями закона. Федеральный порядок оценки регламентируется Законом № 426-ФЗ, где в том числе определены:

  • Обязанности и права персонала и работодателя при СОУТ.
  • Порядок проведения оценки.
  • Оформление результатов СОУТ.
  • Иные условия оценки труда.

Все ли предприятия должны проводить оценку? В соответствии с нормами стат. 212 ТК абсолютно каждый работодатель обязан позаботиться о безопасности рабочих условий для персонала. Но поскольку некоторые организации ранее уже проводили АРМ, таким компаниям разрешается не организовывать повторно оценку, если с даты окончания аттестации не прошло еще 5 лет (п. 4 стат. 27 № 426-ФЗ). Исключение – случаи внеплановых проверок по п. 1 стат. 17 Закона № 426-ФЗ. Не проводится СОУТ в части сотрудников-надомников; дистанционных специалистов; сотрудников, имеющих трудовые взаимоотношения с гражданами без статуса ИП (п. 3 стат. 3 № 426-ФЗ).

Периодичность аттестации рабочих мест, сроки

Насколько часто работодателям необходимо проводить спецоценку трудовых условий? В соответствии с п. 4 стат. 8 № 426-ФЗ СОУТ следует организовывать каждые 5 лет, если иные требования не установлены законодательно. Обозначенный срок действия аттестации рабочих мест начинает исчисляться со дня утверждения результатов оценки.

К примеру, аттестация рабочих мест в школе должна проводиться раз в пятилетку, равно как и в дошкольных детских учреждениях. АРМ офисных работников не осуществляется, если занятость таких лиц направлена на собственные нужды организации (п. 4 Приказа № 342н). А при внеплановых мероприятиях срок аттестации рабочих мест по условиям труда составляет 12 мес. с момента введения в эксплуатацию новых мест занятости, изменения условий технологий производства, влияющих на степень опасности (вредности) труда (п. 2 стат. 17 № 426-ФЗ). В остальных ситуациях срок внеплановой АРМ равен 6 мес.

Как проводится аттестация рабочих мест на предприятии

Какие учреждения обладают правом проводить АРМ или СОУТ? Безусловно, это не все компании, а только имеющие право заниматься подобными услугами. В обновленном Классификаторе аттестация рабочих мест, ОПКД 2 71.20.19.130, занимает отдельный блок. Для проведения АРМ работодатель на основании договоров ГПХ привлекает стороннее независимое предприятие, требования к которому перечислены в стат. 19 № 426-ФЗ. Такое учреждение должно состоять в специальном реестре и иметь в штате не меньше 5 сертифицированных экспертов.

Аттестация и рационализация рабочих мест выполняются после утверждения работодателем приказа о необходимости подобных мероприятий и назначении ответственного лица. Затем выбирается учреждение, способное качественно провести АРМ. Для законности процедуры составляется договор на оказание услуг, в бюджетных структурах аттестация рабочих мест по КОСГУ – статья 226. По завершении процедуры составляются отчет, карта аттестации рабочего места по условиям труда, протоколы, ведомость, экспертное заключение и иные обязательные документы (стат. 15 № 426-ФЗ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает:

  • Определение наличия у работодателя вредных и/или опасных факторов для персонала.
  • Измерение на специальных приборах таких факторов, а также проведение испытательных работ.
  • Установление уровня классов (подклассов) трудовых условий на отдельных рабочих местах.
  • Составление завершающего пакета документации по результатам АРМ, включая отчет, протоколы, рекомендации, заключение эксперта.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2018

С 01.01.15 г. была обновлена стат. 5.27.1 КоАП. В соответствии с ч. 2 указанной статьи за отсутствие у работодателя АРМ на рабочих местах, а также за нарушения в порядке проведения такой процедуры предусмотрены следующие размеры санкций:

  • Для должностных ответственных лиц – объявление предупреждения или взыскание штрафа в 5000-10000 руб.
  • Для предпринимателей – штраф в 5000-10000 руб.
  • Для организаций-юрлиц – штраф в 60000-80000 руб.

Нажимая на кнопку "отправить", Вы даете согласие на обработку персональных данных .

Аттестация рабочих мест различных компаний и ООО

До 31.12. 2013

Компания "Единый консалтинговый холдинг" предлагает проведение аттестации мест по условиям труда по невысокой стоимости. Наша компания готова провести аттестацию по вашему обращению, цена доступная, все подробности можно узнать по номеру телефона, указанному на сайте. С 1 января 2014 года аттестация заменена на Специальную оценку условий труда. (С 1 января 2014 года вступили в силу федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»)Наша компания имеет профессиональный уровень проведения подобных мероприятий, а цена на оказываемые услуги ниже, чем в аналогичных компаниях.

Целью данной процедуры является профессиональная оценка условий труда каждого сотрудника различных компаний и ООО, а также выявление и устранение возможных факторов, представляющих опасность для здоровья и жизни работника.

Все правила и порядок проведения законной аттестации мест труда, на законных условиях для ООО, были внесены в законодательство Российской Федерации. Аттестации мест условий труда имеет право проводить только наниматель. Проведение аттестации рабочих условий с целью выявления вредных различных факторов, которые присутствуют на рабочем пространстве всех работников ООО, это обязательная проверка на каждом предприятии (ООО).

В ходе осуществления этих мероприятий для ООО, будут установлены определенные правила и порядок аттестации мест для каждого работника. Если будет необходимость, сотрудники обеспечиваются средствами защиты и дополнительными принадлежностями. Проведение запланированной аттестации позволит точно определить, какие работники должны пройти медицинский осмотр. Также можно определить, кто попадает под категорию льгот и дополнительных компенсаций.

В комиссию, которая будет проводить все мероприятия, входит руководитель предприятия, специалисты из профсоюза и охраны труда. Со всеми результатами, которые получит комиссия, обязаны ознакомиться сотрудники предприятия.

Наниматель, вместо себя, может доверить руководить комиссией юристу, специалисту в области условий труда и кадрам.

Организации проводящие аттестацию для ООО, не должна иметь ничего общего с нанимателем. Эта фирма является юридическим лицом, которое аккредитовано в Реестре РФ по Москве и всей России и имеет все полномочия для данной процедуры. Обращайтесь в надежную организацию проводящую аттестацию рабочих мест. Чтобы определить стоимость рабочего места в компании "ЕКХ" и узнать цену - позвоните по указанному на сайте номеру телефона. Наши специалисты Вам расскажут про порядок и цену аттестации и какие цены на отдельные услуги. Наши приемлемые цены и качество услуг вне конкуренции. Отличие цен нашей компании от аналогичных, оценили уже многие наши клиенты.

Пошаговые этапы проведения аттестации каждого места труда для ООО в Москве и в других городах РФ (цену за оказание услуги уточняйте по телефону)

  • создание приказа, с которым должны быть ознакомлены сотрудники;
  • создание комиссии и назначение руководителя этой комиссии;
  • определение сроков и порядка действий для проверки;
  • создание и подписание соответствующего документа;
  • выезд специалистов на место проверки;
  • обработка и получение всех результатов;
  • создание протокола в установленном порядке;
  • создание плановых работ для улучшения условий труда в ООО;
  • (Цена на услуги зависит от формы собственности предприятия и количества рабочих мест. Изменение цен на внешнем и внутреннем рынке не влияет на наши цены)
  • создание отчетности о проведенной работе.

Прежде чем наниматель решит заказать услугу в сторонней компании, которая проводит аттестации для ООО, он имеет полное право потребовать у них такие документы, как

  • подтверждение того, что ООО имеет право на проведение качественной аттестации условий труда (с соблюдением правил и не превышением цен за оказание услуг);
  • документ, который подтверждает то, что, компания аккредитована в Реестре РФ по Москве и другим регионам России, имеет право проведения подобных проверок.

Обязанности работодателя при проверки:

Проведение проверки труда подразумевает, что работодатель обязан во всем помогать и содействовать аттестующей стороне. Предоставлять всю необходимую документацию. При необходимости запрашивать нужную документацию и информацию у третьих лиц. Запрещается работодателю скрывать документы или информацию, предпринимать действия, которые приведут к уменьшению вопросов по АРМ и должны быть проверены максимально тщательно.

Задачи, которые должна выполнять аттестующая сторона

  • подобрать необходимый метод проведения оценки условий труда
  • в момент проведения, точно определить количество сотрудников, которые нуждаются в спец оценке условий труда
  • внимательно изучить всю необходимую документацию
  • при необходимости запросить у работодателя всю нужную информацию

Осуществление аттестации рабочих мест и условий проводится в соответствии с необходимыми требованиями и государственными нормами.

Аттестация на рабочее место - перечень условий

  • определение уровня травмоопасности труда
  • определение соответствия показателям гигиеничности
  • наличие индивидуальной защиты
  • общая оценка аттестации рабочих мест по условиям труда работников

Проверка на предприятии или ООО с опасными условиями труда проводиться на 20% рабочих мест, минимальное количество таких мест 2. Если на одном рабочем месте выявлены несоответствия нормам, проверка должна обязательно пройти и на остальных рабочих местах. После проведения законной аттестации рабочих мест, получается обновленный перечень рабочего пространства. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта АРМ. Все мероприятия, которые необходимы для улучшения условий труда являются общими для всех аналогичных рабочих мест.

Проверка на рабочем пространстве, которое меняет свое территориальное расположение, проходит путем анализа стандартных технологических операций. В этом случае сроки проведения, в которых будет произведена проверка, указаны в нормативах. Все особенности и детали АРМ должны быть урегулированы нормативными актами у работодателя и соответствовать нормам осуществления АРМ. Наша компания окажет вам услуги на высочайшем уровне, цена демократичная, а уровень проведения проверки - профессиональный. Цена на услуги зависит от формы предприятия и колличества рабочих мест.

Так же можете ознакомиться с другими нашими услугами и материалами по ним.

Аттестация рабочих мест – это комплекс мероприятий, которые проводятся специализированной компанией с целью проконтролировать состояние рабочих мест на предприятии. Новый порядок контроля принят в 2011 г. Изменения коснулись перечня компаний, подлежащих оценке: если ранее ей подвергались только предприятия, априори имеющие вредные условия, то сегодня аттестация рабочих мест положено проводить офисным компаниям, образовательным и детским учреждениям, которых раньше аттестация не касалась.

Зачем нужна аттестация?

(АРМ) необходима, в первую очередь, потому что эта процедура установлена законодательно. Во-вторых, она нужна работодателю, как ответственному лицу, отвечающему за соблюдение норм содержания рабочих мест в надлежащем порядке и здоровье работников. Необходимость проведения АРМ основана на требованиях к руководству предприятий:

  • выполнять закон;
  • контролировать условия труда;
  • обосновать предоставление льгот персоналу, занятому на вредном производстве и назначения льготных пенсий работникам;
  • избежать необоснованных финансовых затрат на охрану труда;
  • исключить претензии со стороны контролирующих органов о несоответствующем состоянии рабочих мест.

Аттестационные мероприятия позволяют работодателю улучшить условия работы трудового коллектива и сэкономить денежные средства. Информация по результатам оценки отражается в картах АРМ. Сведения о состоянии РМ могут стать основанием для ФСС уменьшить размер взноса работодателя на социальное страхование.

Положительные результаты аттестации становятся основанием для предоставления скидок по взносам в ПФР. Их размер будет зависеть от того, какой класс присваивается рабочему месту.

Законодательная база

Порядок контроля состояния РМ изложен в законодательных актах РФ:

  • ФЗ No 426
  • Приказ Минтруда No 33н

Проверка состояния условий труда в любой организации на наличие отклонений от норм закона значительно добавляет хлопот руководителю, но именно он должен быть заинтересован в комплексном проведении АРМ и ее положительном исходе, так как преимуществ от этого значительно больше, чем проблем.

Периодичность проведения АРМ

Состояние условий труда на рабочих местах должно контролироваться каждые 5 лет . С момента выхода приказа об окончании и итогах очередной аттестации начинается отсчет следующего периода.

Если на предприятии произошли изменения, то АРМ производится досрочно. Аттестацию необходимо организовать и провести в течение 60 дней после того, как руководитель ставит в известность трудовую инспекцию о таких моментах:

Внеочередную оценку могут инициировать государственные органы, осуществляющие надзор за состоянием ОТ, если ими выявлены нарушения ее проведения, или не соблюдаются сроки.

Порядок проведения

Аттестация рабочих мест проводится в определенной последовательности.

Этапы АРМ :

  1. Определение рабочих мест для оценки. Образец перечня РМ, которые подлежат аттестации, Вы можете скачать .
  2. Выбор аттестующей компании и заключение договора на проведение работ.
  3. Издание локального акта о проведении аттестации.
  4. Ознакомление персонала с приказом.
  5. Проведение АРМ.
  6. Оформление документации: протоколов проведенных исследований, карт АРМ.
  7. Составление перечня мероприятий по улучшению условий труда.

Дальнейшие действия руководство организации осуществляет согласно плану.

Все работники, подлежащие аттестации, должны ознакомиться с приказом руководителя о проведении АРМ и подписать его.

За месяц до начала аттестации руководство утверждает график контроля и доводит его до сведения трудового коллектива.

При оформлении трудового договора в него рекомендуется включать пункт об аттестации – это обязательное требование к его содержанию. Если работник отказывается принять участие в АРМ, то этот факт становится дополнительным аргументом не в его пользу: работодатель может отказать в приеме на работу.

Приказ об аттестации

Первичный документ, который издается на предприятии на период прохождения АРМ – приказ. Законодательством не предусмотрен стандартный формат данного локального акта, каждое предприятие оформляет его по своей форме, на собственном фирменном бланке. Основные пункты :

  1. Шапка: название компании, ФИО учредителя.
  2. Дата издания, населенный пункт.
  3. Название приказа.
  4. Преамбула: на основании каких законодательных норм производится аттестация.
  5. Основные позиции содержания: о создании комиссии, о распределении обязанностей внутри нее, о сроках и времени аттестационного периода.
  6. Перечень рабочих мест, подлежащих оценке.
  7. Категории работников, которые освобождаются от аттестации с указанием причин и ссылкой на законодательные акты.
  8. Подпись работодателя.

Работодатель обязан ознакомить персонал с критериями оценок, описанием системы оценивания соответствия работников занимаемым должностям по итогам прохождения АРМ. Этот пункт может быть включен в приказ или присоединен к нему как отдельное приложение.

Кто проводит аттестацию?

Для проведения АРМ создается комиссия. В ее состав входят работники специального аттестующего органа, у которого имеется свидетельство об аккредитации на этот вид деятельности. Работодатель выбирает самостоятельно организацию, заключает с ней договор на оказание услуг, оплачивает их.

В функции работодателя входит организовать процесс в соответствии с установленным графиком, доставить комиссию в указанное время на предприятие. Все аттестационные действия и оформление документов комиссия производит самостоятельно. В состав комиссии включается представитель профсоюзного комитета предприятия для обеспечения прав работающих.

Требования к организации , которая аттестует рабочие места:

  1. Запись о том, что оценка РМ является основным видом ее деятельности.
  2. Наличие собственной официально аккредитованной лаборатории.
  3. Наличие сертификатов у персонала о допуске к проведению оценки условий труда.
  4. Наличие в штате санитарного врача.

Рабочие места, на которых по ходу исследования были обнаружены вредные факторы, исследуются дополнительно с применением комплексных лабораторных методов. После этого им присваивается категория по состоянию: оптимальная, допустимая, вредная или опасная.

Обязательна ли аттестация рабочих мест?

АРМ 1 раз в 5 лет на любом предприятии – обязательная процедура, установленная законодательно. Это не зависит от формы его собственности и порядка налогообложения, так как при любых обстоятельствах работодатель должен гарантированно обеспечить работникам надлежащие условия труда. Процедура аттестационных действий призвана оценить, насколько они соответствуют законодательным нормам.

Комиссия оценивает РМ по критериям: уровню шума, вибрации, микроклимату, тяжести и напряженности работы, наличию ионизирующих излучений, химическим и биологическим параметрам. Все показатели оказывают воздействие на здоровье персонала, если не соблюдается норма.

Карта аттестации рабочего места

В ходе процедуры контроля рабочего места комиссией заполняется карта аттестации рабочего места. Карта АРМ – это документ, в котором отображаются данные об условиях работы и результаты проверки:

  1. Указание на РМ, которые не соответствуют нормам. Если показатели значительно отклоняются от положенных норм, то комиссия выносит решение о запрете использовать РМ. На работодателя накладывается штраф.
  2. Составление плана действий по улучшению существующих условий труда, которые направлены на устранение выявленных нарушений.
  3. Обоснование на предоставление льгот для сотрудников предприятия. Если в карте АРМ комиссия отметит, что условия труда не отвечают нормам, то она дает рекомендацию руководству назначить дополнительные выплаты или компенсации персоналу.

Контроль их выполнения возлагается на Трудовую инспекцию. Если работодатель не отреагирует на замечание в карте, то работник может обратиться туда с жалобой или с исковым заявлением в суд.

При трудоустройстве необходимо ознакомить потенциального сотрудника с содержанием карты АРМ, чтобы иметь представление о состоянии своего будущего рабочего места.

Карта хранится в компании до следующей аттестации. У службы охраны труда есть возможность отслеживать по карте, изменились ли в сторону улучшения условия труда по истечении времени. Формат документа представляет собой официальный бланк на нескольких листах.

Стоимость и сроки проведения АРМ

Стоимость АРМ не статична, она различна для разных предприятий и зависит от конкретных условий:

  • площади исследуемой территории;
  • степени вредности факторов, оказывающих негативное влияние на работников;
  • оборудования и материалов, которые использовала комиссия;
  • количества исследованных РМ;
  • их территориального расположения.

Для определения более точной цифры работодателю необходимо направить предварительно заявку в аттестующий орган с указанием необходимых параметров рабочих мест, которые планируется обследовать. Организация рассматривает заявку в течение максимум 2 дней, рассчитывает стоимость работ.

После согласования финансовых вопросов между работодателем и исполнителем заключается договор о выполнении оценки. Сроки проведения АРМ зависят от объема работ, поэтому также обговариваются сторонами индивидуально.

Кто может не проходить аттестацию?

С 01.01.14 начал действовать ФЗ No426, в котором освещаются все вопросы аттестации или, как сейчас называется процедура, – оценки условий труда. Произошли изменения, которые коснулись некоторых вопросов аттестации:

  1. Определение исполнителей оценки. Если раньше АРМ можно было произвести собственными силами, то сегодня эта обязанность возлагается на специализированные организации.
  2. Правила оценки биологических факторов. Добавилось количество критериев оценки.
  3. Ответственность за нарушение сроков оценки. Ужесточилось наказание работодателей за невыполнение законодательства.

Долгое время не был решен окончательно вопрос об отмене комплексной оценки некоторых предприятий малого и среднего бизнеса. Сторонники отмены аттестации для некоторых видов производства не нашли поддержки у законодателей, поэтому по поправкам в законе аттестацию должны проходить все. Предприятия малого бизнеса, где в работе занято одно лицо, и с ним не составляется договор найма, не проходят АРМ. Например, это касается ИП, когда владелец бизнеса сам выполняет необходимые работы.

Ответственность за не проведение аттестации

Отказ от проведения аттестации – это нарушение законодательства. В соответствии с КоАП, работодатель считается виновным, и, как должностное лицо, ответственное за вверенное ему предприятие, подвергается административному наказанию:

Наименование нарушения Штраф (руб.)
Руководитель ИП Юридическое лицо
Нарушение норм охраны труда Предупреждение / 2-5 тыс. 2-5тыс. 5-8 тыс.
Нарушение в ходе аттестации или непроведение 5-15 тыс. 5-15 тыс. 65-80 тыс.
Допуск к работе без обучения нормам охраны труда 15-25 тыс. 15-25 тыс. 100-120 тыс.
Отсутствие предметов индивидуальной защиты 25-30 тыс. 25-30 тыс. 100-120 тыс.
Повторные нарушения 35-40тыс. /

дисквалификация

на 1-3 года

35-40 тыс. / остановка деятельности (до 90 суток) 100-150 тыс. /

остановка деятельности (до 90 суток)

Аттестация рабочих мест (видео)

В этом видео рассказано об изменениях в законодательстве касательно АРМ, а также о том, кто и когда должен проводить аттестацию, какие сроки и периодичность данного мероприятия и пр.

Проверку рабочих мест осуществляют прокуратура или трудовая инспекция. Кроме денежных штрафов, проверяющие могут выдать нарушителям предписание на устранение нарушений или освободить руководителя от занимаемой должности.