Рф от 11.12 1352. Особенности применения Постановления о закупках отдельными видами юридических лиц

С 1 июля 2015 г. отдельными видами юридических лиц Отдельные виды юридических лиц, указанные в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ« О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». - инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием — начало применяться Постановление Правительства Р Ф от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства Критерии понятия „субъект малого и среднего предпринимательства“ установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ „О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“, Постановлением Правительства Р Ф от 09.02.2013 N 101 „О предельных значениях выручки от реализации товаров(работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства“. в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»(далее — Постановление о закупках).

Постановление о закупках принято в рамках разработанного Правительством Р Ф в середине 2013 г. плана мероприятий План мероприятий(«дорожная карта») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденный Распоряжением Правительства Р Ф от 29 мая 2013 г. N 867-р. по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства(далее — субъекты МСП) к закупкам отдельных видов юридических лиц(далее — корпоративные заказчики, заказчики) и направлено на снятие административных, финансовых и информационных барьеров для субъектов МСП при участии в закупках и поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для таких крупных корпоративных заказчиков, а также на увеличение доли закупок у субъектов МСП в общем годовом объеме закупок в целом.

Утвержденное Постановлением о закупках Положение Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденное Постановлением Правительства Р Ф от 11 декабря 2014 года N 1352. устанавливает специфику участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках корпоративных заказчиков, а также детально регламентирует правила осуществления такими заказчиками закупок у субъектов МСП, устанавливает объем их прав и обязанностей, годовой объем закупки, который такие заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП и порядок расчета указанного объема.

Постановлением о закупках также утверждены Требования к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг у субъектов МСП, которыми установлены особенности систематизации, учета и раскрытия корпоративными заказчиками информации о совершенных ими закупках у субъектов МСП и сама форма годового отчета.

В настоящей статье предлагаем рассмотреть особенности применения Постановления о закупках корпоративными заказчиками.

1. Особенности применения Постановления о закупках отдельными видами юридических лиц

Согласно пунктам 2, 3 Постановления о закупках оно вводится в действие поэтапно как по предмету регулирования, так и по кругу лиц.

Квалифицирующим признаком круга лиц, подпадающих под действие Постановления, являются их финансовые показатели за предыдущий отчетный период.

Корпоративные заказчики, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд руб., начинают применять Постановление о закупках с 1 июля 2015 г.; остальные заказчики, годовой объем выручки которых меньше и составляет от 1 млрд руб. до 10 млрд руб., позже — с 1 января 2016 г.(п. 3 указанного Постановления).

Здесь необходимо обратить внимание, что на отдельные виды юридических лиц, закупочная деятельность которых также подпадает под действие Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ« О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»(далее — Закон о закупках), но годовой объем выручки которых составляет менее 1 млрд руб., рассматриваемое Постановление о закупках не распространяется. В этом случае закупки такими заказчиками осуществляются в порядке, установленном Законом о закупках в соответствии с разработанным положением о закупке, без соблюдения правил, установленных рассматриваемым Положением.

По предмету регулирования Постановление о закупках в основной части, касающейся регламентирования осуществления корпоративными заказчиками закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, вступило в силу 23 декабря 2014 г., кроме пп. «б» п. 34 о составлении годового отчета о проведении таких закупок и размещении указанного отчета в соответствии с ч. 21 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе(на официальном сайте), который вступает в силу с 1 января 2016 г.

Обращаем внимание, что с 8 июля 2015 г. Постановлением Правительства Р Ф от 26 июня 2015 г. N 641 изменен обязательный годовой объем закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с новыми положениями(п. 2.1 рассматриваемого Постановления о закупках) в 2015 г. годовой объем закупок у субъектов МСП для заказчиков устанавливается в размере не менее чем 9% совокупного стоимостного объема договоров против установленного ранее объема в размере 18%.

Показатель общей стоимости договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства(пп. «б» п. 4 Положения), с 8 июля 2015 г. также уменьшен вдвое и должен составлять не менее 5% от совокупного годового стоимостного объема договоров.

При расчете указанных объемов учитываются договоры, заключенные по результатам закупок, осуществленных за период с 1 июля по 31 декабря 2015 г.

2. Как определить в соответствии с п. 2 Положения суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения(оказания) работ(услуг), а также от прочих доходов по данным бухгалтерской(финансовой) отчетности за предшествующий год для вновь созданных обществ?

В п. 3 рассматриваемого Положения установлено, что заказчики, зарегистрированные в Едином государственном реестре юридических лиц после вступления в силу Положения(то есть после 23 декабря 2014 г.), применяют его с 1 января года, следующего за годом, в котором они были зарегистрированы.

То есть заказчики, зарегистрированные в любом месяце 2015 г., будут применять Положение с 1 января 2016 г. и должны рассчитывать суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ(оказания услуг), а также от прочих доходов по данным своей бухгалтерской(финансовой) отчетности за 2016 г.

При этом Положение все также будет распространяться на них в случае, если суммарный объем выручки за предшествующий 2015 г. составит не менее 1 млрд руб.(без верхнего предела).

Общества, зарегистрированные с 24 декабря 2014 г. по 31 декабря 2014 г., будут применять Положение на общих основаниях с учетом п. 2 Постановления о закупках, то есть либо с 1 июля 2015 г., если годовой объем выручки более 10 млрд руб., либо с 1 января 2016 г., если годовой объем выручки составит от 1 млрд руб. до 10 млрд руб. При этом, в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ« О бухгалтерском учете», суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ(оказания услуг), а также от прочих доходов будет рассчитываться по данным бухгалтерской(финансовой) отчетности за соответствующий период 2014 г.

3. За какой период времени в 2015 г. заказчик должен учитывать договоры для расчета доли договоров с субъектами МСП? Необходимо ли учитывать те договоры, которые уже заключены с начала текущего года с субъектами МСП, когда Постановление о закупках не вступило в силу?

Для ответа на этот вопрос необходимо понимать отличие момента вступления в силу документа и начало его применения, так как в данном случае моменты обозначены разными датами. Постановление о закупках вступило в силу и начало действовать с 23 декабря 2014 г.(кроме пп. «б» пункта 34 Положения, вступающего в силу с 1 января 2016 г.). По датам 1 июля 2015 г. и 1 января 2016 г., указанным в п. 2 Постановления о закупках, разделяется его применение. Следовательно, в совокупном годовом стоимостном объеме договоров заказчики при расчете доли закупок у субъектов МСП должны учитывать договоры, заключенные в период с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г.

4. Что понимается под совокупным годовым стоимостным объемом договоров, заключенных заказчиками в том числе с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, расчет которого установлен п. 7 Положения? И подлежат ли учету в совокупном годовом общем объеме закупок закупки, не публикуемые заказчиками в единой информационной системе, в соответствии с п. 15 ст. 4 Закона о закупках, закупки, стоимость которых не превышает 100 000 рублей(в отдельных случаях 500 000 рублей)?

Пунктом 7 Положения регулируется расчет совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, включая договоры с субъектами МСП. При расчете этого показателя учитываются все заключенные заказчиком договоры по результатам закупок, осуществленных в соответствии с Законом о закупках, кроме прямо перечисленных в данном пункте.

Таким образом, под совокупным годовым стоимостным объемом договоров, заключенных заказчиками в том числе с субъектами МСП по результатам закупок, имеется в виду общий(совокупный) объем закупок, осуществленный заказчиком в соответствии с положением о закупках, за год.

При этом закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 рублей или 500 000 рублей(малобюджетные закупки) также подлежат учету, так как не учитываемые в расчете закупки определены в п. 7 Положения. Этот перечень закрытый, расширительному толкованию не подлежит и малобюджетные закупки отдельно не поименованы в указанном перечне.

5. Каковы особенности и порядок расчета годового объема закупок, осуществляемых корпоративными заказчиками у субъектов МСП согласно форме годового отчета Постановления о закупках? Почему в соответствии с п. 2 формы при расчете процента закупки у субъектов МСП в годовой стоимостный объем закупок, который является знаменателем, входят закупки, сведения о которых составляют государственную тайну, и закупки, в отношении которых принято решение Правительства Р Ф (ч. 16 ст. 4 Закона о закупках), при том что в п. 7 Положения эти два вида закупок указаны как неучитываемые?

Противоречия между п. 2 формы и п. 7 Положения нет. Сведения о закупках, которые составляют государственную тайну, а также закупках, в отношении которых принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона о закупках, не учитываются при расчете сведений о доле закупок у субъектов МСП, где данный показатель выступает в качестве знаменателя(п. 2 формы), так как такие сведения исключены изначально при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров в соответствии с п. 7 Положения.

В п. 1 раздела I отчета(формы отчета) сведения о таких закупках отсутствуют с целью неотражения их показателей в силу прямого указания на это в п. 1 Требований к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденных этим же Постановлением. В то же время это не означает, что они вновь принимаются к расчету при вычислении доли закупок у субъектов МСП.

6. Каким образом рассчитывать в соответствии с п. 5 Положения годовой стоимостный объем для тех заказчиков, которые исполняют требования Постановления о закупках с 1 июля 2015 г.

Те заказчики, которые применяют Постановление о закупках с 1 июля 2015 г., рассчитывают годовой объем закупок, осуществленных у субъектов МСП по проведенным закупкам в 2015 г. за период с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г., по итогам года.

Правила расчета установлены в п. 6 Положения — путем сложения стоимости договоров, заключенных с субъектами МСП по результатам закупок: участниками которых являются любые лица, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в положении о закупке в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона о закупках; участниками которых являются только субъекты МСП; и стоимости договоров, которыми субъекты МСП привлечены как соисполнители(пп. «а», «б» и «в» п. 4 Положения).

7. Программа партнёрства

Отдельно обращаем внимание на возможность разработки корпоративными заказчиками программы партнёрства, которая предусмотрена п. 15 Положения.

Программа партнёрства — специально разрабатываемая заказчиком по его желанию программа лояльности к тем субъектам малого и среднего предпринимательства, которые:

а) исполнили не менее 2 договоров, заключенных с заказчиком по результатам закупок, без взыскания с исполнителей — субъектов МСП неустойки(штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных такими договорами;

б) прошли процедуры определения на соответствие субъектов МСП требованиям, предъявляемым к поставщикам(исполнителям, подрядчикам), установленным заказчиком в соответствии с его положением о закупке.

Такая программа может быть полезна для обеих сторон закупок, так как формирует доверие корпоративных заказчиков и участников закупок друг к другу, выявляет надежных, постоянных участников закупок. Кроме того, субъектам МСП — участникам программы партнёрства — заказчиком может быть установлено авансирование в размере не менее 30% суммы договора при осуществлении закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Однако программа партнёрства предусмотрена только для участников закупок — субъектов МСП. Юридические лица, участвующие в закупках, но не обладающие статусом субъектов МСП в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ« О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», не могут быть ее участниками.

8. Отчетность заказчиков об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в объявленных закупках

В целях контроля за осуществлением закупок у субъектов МСП, анализа их количественных и качественных характеристик разделом IV Положения предусмотрено формирование отчетности об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках.

Для тех корпоративных заказчиков, которые уже начали с 1 июля 2015 г. применять Постановление Правительства Р Ф от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», напомним, что положения Постановления о закупках о составлении годового отчета о закупках у субъектов МСП как по форме, так и по содержанию вступает в силу с 1 января 2016 г. До указанной даты формировать результаты закупочной деятельности в виде годового отчета по установленной Постановлением о закупках форме не обязательно.

Обязанность опубликования в единой информационной системе(до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте) годового отчета о закупках и информации о годовом объеме закупок, который заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП, также вступает в силу с 1 января 2016 г.(ч. 21 ст. 4 Закона о закупках).

Вместе с тем сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупок у субъектов МСП, подлежат обязательному опубликованию заказчиками по правилам Закона о закупках не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным(пп. «а» п. 34 Положения и п. 4 ч. 19 ст. 4 Закона о закупках).

В заключение статьи остается отметить, что рассматриваемое Постановление о закупках не меняет порядок осуществления закупок, установленный федеральным законом, оно определяет особенности их осуществления относительно закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и правила их учета. При этом особенности, установленные Постановлением о закупках, должны учитываться корпоративными заказчиками при всех способах закупок: помимо конкурса или аукциона это может быть запрос предложений, закупка у единственного поставщика(подрядчика, исполнителя) и другие, предусмотренные в положении о закупке, регламентирующем закупочную деятельность заказчика.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема;
требования к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства;
форму годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Настоящее постановление применяется в отношении:
юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, составляет более 10 млрд. рублей, с 1 июля 2015 г.;
юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, и годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд. рублей, юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 Федерального закона и являются кредитными организациями, величина активов которых, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд. рублей, а также государственных компаний, созданных на основании федерального закона, акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляющего деятельность в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, с 1 января 2016 г.;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2016 N 719, от 02.08.2016 N 749)

Юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона и являются дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона, с 1 июля 2017 г.;

Юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона и являются дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным в абзаце четвертом настоящего пункта дочерним хозяйственным обществам, с 1 июля 2017 г.;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 608)

Хозяйственных обществ, которые указаны в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых совокупная доля участия Российской Федерации и субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов и доля участия субъекта Российской Федерации превышает долю участия Российской Федерации, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не соответствуют условиям, предусмотренным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", с 1 июля 2017 г.;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 608)

Дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит юридическим лицам, указанным в абзаце шестом настоящего пункта, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не соответствуют условиям, предусмотренным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", с 1 июля 2017 г.;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 608)

Дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит дочерним хозяйственным обществам, указанным в абзаце седьмом настоящего пункта, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не соответствуют условиям, предусмотренным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", с 1 июля 2017 г.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 608)
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169)

2(1). Установить, что в 2015 году годовой объем закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд. рублей, у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее чем 9 процентов совокупного стоимостного объема договоров, заключенных указанными юридическими лицами по результатам закупок товаров, работ, услуг, осуществленных за период с 1 июля по 31 декабря 2015 г., при этом совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных такими юридическими лицами с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, должен составлять не менее чем 5 процентов совокупного стоимостного объема договоров, заключенных отдельными видами юридических лиц по результатам закупок товаров, работ, услуг, осуществленных за период с 1 июля по 31 декабря 2015 г.
(п. 2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 641)

2(2). Установить, что годовой объем закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства за 2016 год определяется с учетом сведений о совокупном годовом стоимостном объеме договоров, заключенных заказчиками, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень конкретных заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, по результатам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год. При этом в случае если указанными заказчиками в 2015 году не осуществлялась закупка инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, при расчете годового объема закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства за 2016 год используется совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных указанными заказчиками по результатам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год, в размере, равном 0,5 процента от совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных указанными заказчиками по результатам закупок товаров, работ, услуг за 2015 год. При расчете такого совокупного годового стоимостного объема договоров не учитываются договоры, заключенные по результатам закупок, предусмотренных пунктом 7 Положения, утвержденного настоящим постановлением.
(п. 2(2) введен Постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 N 1442; в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2016 N 1355)

2(3). Установить, что в 2017 году годовой объем закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, указанными в абзацах четвертом - восьмом пункта 2 настоящего постановления, у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее чем 9 процентов совокупного стоимостного объема договоров, заключенных указанными юридическими лицами по результатам закупок товаров, работ, услуг, осуществленных с 1 июля по 31 декабря 2017 г., при этом совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных такими юридическими лицами с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, должен составлять не менее чем 5 процентов совокупного стоимостного объема договоров, заключенных отдельными видами юридических лиц по результатам закупок товаров, работ, услуг, осуществленных с 1 июля по 31 декабря 2017 г.
(п. 2(3) введен Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 608)

3. Подпункт "б" пункта 34 Положения, утвержденного настоящим постановлением, вступает в силу с 1 января 2016 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 декабря 2014 г. N 1352

Деятельность хозяйственного общества, хозяйственного партнерства заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно хозяйственного общества, хозяйственного партнерства - бюджетным, автономным научным учреждениям или являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования

Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку

инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике"

Сведения о том, что руководитель, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер субъекта малого и среднего предпринимательства не имеют судимости за преступления в сфере экономики, а также о том, что в отношении указанных физических лиц не применялось наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с деятельностью субъекта малого и среднего предпринимательства, и административное наказание в виде дисквалификации

(подпись) М.П. _________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии) подписавшего, должность)

договоры, заключенные по результатам закупок работ или услуг, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации

договоры между основным хозяйственным обществом и дочерним хозяйственным обществом и (или) хозяйственным обществом, созданным дочерним хозяйственным обществом, заключенные по результатам закупок, - в случае закупки товаров, работ, услуг собственного производства, - при необходимости соблюдения единого технологического процесса производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также в случае закупки товаров, работ (услуг), связанных с оказанием бухгалтерских услуг, информационных услуг, охранной деятельностью или с сохранением коммерческой и информационной безопасности основного хозяйственного общества, его дочерних хозяйственных обществ, хозяйственных обществ, созданных дочерними хозяйственными обществами

договоры (соглашения), заключенные на срок более 5 лет по результатам закупок товаров, работ, услуг государственными компаниями, созданными на основании федерального закона, которые предусматривают софинансирование, проектирование и (или) разработку рабочей документации и строительство (реконструкцию и (или) комплексное обустройство), эксплуатацию, включая содержание, ремонт (при необходимости капитальный ремонт) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог) общего пользования федерального значения и (или) отдельных дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, а также могут предусматривать выполнение функций оператора по сбору платы за проезд по платным автомобильным дорогам (платным участкам автомобильных дорог) общего пользования федерального значения при условии установления указанными заказчиками в отношении участников закупки требований о привлечении к исполнению таких договоров (соглашений) субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства

договоры, заключенные по результатам закупок работ, услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и обслуживанию особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также закупок работ, услуг по подготовке проектной документации таких объектов в случае, если начальная (максимальная) цена договора на выполнение работ, оказание услуг по результатам указанных закупок превышает 400 млн. рублей

договоры, заключенные по результатам закупок работ, услуг по проектированию, строительству, эксплуатации, реконструкции, капитальному ремонту, техническому перевооружению, консервации и ликвидации объектов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к категории опасных производственных объектов, либо критически важных объектов топливно-энергетического комплекса, критических элементов объектов топливно-энергетического комплекса, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (за исключением закупки работ, услуг, включенных в утвержденный заказчиком перечень товаров, работ, услуг (в том числе инновационной продукции, высокотехнологичной продукции), закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства, в случае если начальная (максимальная) цена договора на выполнение работ, оказание услуг по результатам указанных закупок превышает 400 млн. рублей

Всего заключено договоров за вычетом договоров, заключенных по результатам закупок, указанных в абзацах третьем - двадцать девятом позиции 1 настоящей формы, не включающих договоры, заключенные поставщиками (исполнителями, подрядчиками) непосредственно с субъектами малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договоров, заключенных с заказчиком по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства

Всего заключено договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - положение о закупке), участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства

Всего заключено договоров непосредственно с субъектами малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договоров, заключенных с заказчиком по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (по результатам закупок, указанных в абзаце двадцать седьмом позиции 1 настоящей формы)

Всего заключено договоров непосредственно с субъектами малого предпринимательства (в том числе с субъектами малого предпринимательства, относящимися к микропредприятиям) в целях исполнения договоров, заключенных с заказчиком по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (по результатам закупок, указанных в абзаце двадцать седьмом позиции 1 и графе 5 позиций 4

(ф.и.о. уполномоченного лица заказчика)

С 1 июля 2015 г. отдельными видами юридических лиц Отдельные виды юридических лиц, указанные в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ« О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». - инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием — начало применяться Постановление Правительства Р Ф от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства Критерии понятия „субъект малого и среднего предпринимательства“ установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ „О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“, Постановлением Правительства Р Ф от 09.02.2013 N 101 „О предельных значениях выручки от реализации товаров(работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства“. в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»(далее — Постановление о закупках).

Постановление о закупках принято в рамках разработанного Правительством Р Ф в середине 2013 г. плана мероприятий План мероприятий(«дорожная карта») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденный Распоряжением Правительства Р Ф от 29 мая 2013 г. N 867-р. по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства(далее — субъекты МСП) к закупкам отдельных видов юридических лиц(далее — корпоративные заказчики, заказчики) и направлено на снятие административных, финансовых и информационных барьеров для субъектов МСП при участии в закупках и поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для таких крупных корпоративных заказчиков, а также на увеличение доли закупок у субъектов МСП в общем годовом объеме закупок в целом.

Утвержденное Постановлением о закупках Положение Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденное Постановлением Правительства Р Ф от 11 декабря 2014 года N 1352. устанавливает специфику участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках корпоративных заказчиков, а также детально регламентирует правила осуществления такими заказчиками закупок у субъектов МСП, устанавливает объем их прав и обязанностей, годовой объем закупки, который такие заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП и порядок расчета указанного объема.

Постановлением о закупках также утверждены Требования к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг у субъектов МСП, которыми установлены особенности систематизации, учета и раскрытия корпоративными заказчиками информации о совершенных ими закупках у субъектов МСП и сама форма годового отчета.

В настоящей статье предлагаем рассмотреть особенности применения Постановления о закупках корпоративными заказчиками.

1. Особенности применения Постановления о закупках отдельными видами юридических лиц

Согласно пунктам 2, 3 Постановления о закупках оно вводится в действие поэтапно как по предмету регулирования, так и по кругу лиц.

Квалифицирующим признаком круга лиц, подпадающих под действие Постановления, являются их финансовые показатели за предыдущий отчетный период.

Корпоративные заказчики, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд руб., начинают применять Постановление о закупках с 1 июля 2015 г.; остальные заказчики, годовой объем выручки которых меньше и составляет от 1 млрд руб. до 10 млрд руб., позже — с 1 января 2016 г.(п. 3 указанного Постановления).

Здесь необходимо обратить внимание, что на отдельные виды юридических лиц, закупочная деятельность которых также подпадает под действие Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ« О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»(далее — Закон о закупках), но годовой объем выручки которых составляет менее 1 млрд руб., рассматриваемое Постановление о закупках не распространяется. В этом случае закупки такими заказчиками осуществляются в порядке, установленном Законом о закупках в соответствии с разработанным положением о закупке, без соблюдения правил, установленных рассматриваемым Положением.

По предмету регулирования Постановление о закупках в основной части, касающейся регламентирования осуществления корпоративными заказчиками закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, вступило в силу 23 декабря 2014 г., кроме пп. «б» п. 34 о составлении годового отчета о проведении таких закупок и размещении указанного отчета в соответствии с ч. 21 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе(на официальном сайте), который вступает в силу с 1 января 2016 г.

Обращаем внимание, что с 8 июля 2015 г. Постановлением Правительства Р Ф от 26 июня 2015 г. N 641 изменен обязательный годовой объем закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с новыми положениями(п. 2.1 рассматриваемого Постановления о закупках) в 2015 г. годовой объем закупок у субъектов МСП для заказчиков устанавливается в размере не менее чем 9% совокупного стоимостного объема договоров против установленного ранее объема в размере 18%.

Показатель общей стоимости договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства(пп. «б» п. 4 Положения), с 8 июля 2015 г. также уменьшен вдвое и должен составлять не менее 5% от совокупного годового стоимостного объема договоров.

При расчете указанных объемов учитываются договоры, заключенные по результатам закупок, осуществленных за период с 1 июля по 31 декабря 2015 г.

2. Как определить в соответствии с п. 2 Положения суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения(оказания) работ(услуг), а также от прочих доходов по данным бухгалтерской(финансовой) отчетности за предшествующий год для вновь созданных обществ?

В п. 3 рассматриваемого Положения установлено, что заказчики, зарегистрированные в Едином государственном реестре юридических лиц после вступления в силу Положения(то есть после 23 декабря 2014 г.), применяют его с 1 января года, следующего за годом, в котором они были зарегистрированы.

То есть заказчики, зарегистрированные в любом месяце 2015 г., будут применять Положение с 1 января 2016 г. и должны рассчитывать суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ(оказания услуг), а также от прочих доходов по данным своей бухгалтерской(финансовой) отчетности за 2016 г.

При этом Положение все также будет распространяться на них в случае, если суммарный объем выручки за предшествующий 2015 г. составит не менее 1 млрд руб.(без верхнего предела).

Общества, зарегистрированные с 24 декабря 2014 г. по 31 декабря 2014 г., будут применять Положение на общих основаниях с учетом п. 2 Постановления о закупках, то есть либо с 1 июля 2015 г., если годовой объем выручки более 10 млрд руб., либо с 1 января 2016 г., если годовой объем выручки составит от 1 млрд руб. до 10 млрд руб. При этом, в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ« О бухгалтерском учете», суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ(оказания услуг), а также от прочих доходов будет рассчитываться по данным бухгалтерской(финансовой) отчетности за соответствующий период 2014 г.

3. За какой период времени в 2015 г. заказчик должен учитывать договоры для расчета доли договоров с субъектами МСП? Необходимо ли учитывать те договоры, которые уже заключены с начала текущего года с субъектами МСП, когда Постановление о закупках не вступило в силу?

Для ответа на этот вопрос необходимо понимать отличие момента вступления в силу документа и начало его применения, так как в данном случае моменты обозначены разными датами. Постановление о закупках вступило в силу и начало действовать с 23 декабря 2014 г.(кроме пп. «б» пункта 34 Положения, вступающего в силу с 1 января 2016 г.). По датам 1 июля 2015 г. и 1 января 2016 г., указанным в п. 2 Постановления о закупках, разделяется его применение. Следовательно, в совокупном годовом стоимостном объеме договоров заказчики при расчете доли закупок у субъектов МСП должны учитывать договоры, заключенные в период с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г.

4. Что понимается под совокупным годовым стоимостным объемом договоров, заключенных заказчиками в том числе с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, расчет которого установлен п. 7 Положения? И подлежат ли учету в совокупном годовом общем объеме закупок закупки, не публикуемые заказчиками в единой информационной системе, в соответствии с п. 15 ст. 4 Закона о закупках, закупки, стоимость которых не превышает 100 000 рублей(в отдельных случаях 500 000 рублей)?

Пунктом 7 Положения регулируется расчет совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, включая договоры с субъектами МСП. При расчете этого показателя учитываются все заключенные заказчиком договоры по результатам закупок, осуществленных в соответствии с Законом о закупках, кроме прямо перечисленных в данном пункте.

Таким образом, под совокупным годовым стоимостным объемом договоров, заключенных заказчиками в том числе с субъектами МСП по результатам закупок, имеется в виду общий(совокупный) объем закупок, осуществленный заказчиком в соответствии с положением о закупках, за год.

При этом закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 рублей или 500 000 рублей(малобюджетные закупки) также подлежат учету, так как не учитываемые в расчете закупки определены в п. 7 Положения. Этот перечень закрытый, расширительному толкованию не подлежит и малобюджетные закупки отдельно не поименованы в указанном перечне.

5. Каковы особенности и порядок расчета годового объема закупок, осуществляемых корпоративными заказчиками у субъектов МСП согласно форме годового отчета Постановления о закупках? Почему в соответствии с п. 2 формы при расчете процента закупки у субъектов МСП в годовой стоимостный объем закупок, который является знаменателем, входят закупки, сведения о которых составляют государственную тайну, и закупки, в отношении которых принято решение Правительства Р Ф (ч. 16 ст. 4 Закона о закупках), при том что в п. 7 Положения эти два вида закупок указаны как неучитываемые?

Противоречия между п. 2 формы и п. 7 Положения нет. Сведения о закупках, которые составляют государственную тайну, а также закупках, в отношении которых принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона о закупках, не учитываются при расчете сведений о доле закупок у субъектов МСП, где данный показатель выступает в качестве знаменателя(п. 2 формы), так как такие сведения исключены изначально при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров в соответствии с п. 7 Положения.

В п. 1 раздела I отчета(формы отчета) сведения о таких закупках отсутствуют с целью неотражения их показателей в силу прямого указания на это в п. 1 Требований к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденных этим же Постановлением. В то же время это не означает, что они вновь принимаются к расчету при вычислении доли закупок у субъектов МСП.

6. Каким образом рассчитывать в соответствии с п. 5 Положения годовой стоимостный объем для тех заказчиков, которые исполняют требования Постановления о закупках с 1 июля 2015 г.

Те заказчики, которые применяют Постановление о закупках с 1 июля 2015 г., рассчитывают годовой объем закупок, осуществленных у субъектов МСП по проведенным закупкам в 2015 г. за период с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г., по итогам года.

Правила расчета установлены в п. 6 Положения — путем сложения стоимости договоров, заключенных с субъектами МСП по результатам закупок: участниками которых являются любые лица, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в положении о закупке в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона о закупках; участниками которых являются только субъекты МСП; и стоимости договоров, которыми субъекты МСП привлечены как соисполнители(пп. «а», «б» и «в» п. 4 Положения).

7. Программа партнёрства

Отдельно обращаем внимание на возможность разработки корпоративными заказчиками программы партнёрства, которая предусмотрена п. 15 Положения.

Программа партнёрства — специально разрабатываемая заказчиком по его желанию программа лояльности к тем субъектам малого и среднего предпринимательства, которые:

а) исполнили не менее 2 договоров, заключенных с заказчиком по результатам закупок, без взыскания с исполнителей — субъектов МСП неустойки(штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных такими договорами;

б) прошли процедуры определения на соответствие субъектов МСП требованиям, предъявляемым к поставщикам(исполнителям, подрядчикам), установленным заказчиком в соответствии с его положением о закупке.

Такая программа может быть полезна для обеих сторон закупок, так как формирует доверие корпоративных заказчиков и участников закупок друг к другу, выявляет надежных, постоянных участников закупок. Кроме того, субъектам МСП — участникам программы партнёрства — заказчиком может быть установлено авансирование в размере не менее 30% суммы договора при осуществлении закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Однако программа партнёрства предусмотрена только для участников закупок — субъектов МСП. Юридические лица, участвующие в закупках, но не обладающие статусом субъектов МСП в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ« О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», не могут быть ее участниками.

8. Отчетность заказчиков об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в объявленных закупках

В целях контроля за осуществлением закупок у субъектов МСП, анализа их количественных и качественных характеристик разделом IV Положения предусмотрено формирование отчетности об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках.

Для тех корпоративных заказчиков, которые уже начали с 1 июля 2015 г. применять Постановление Правительства Р Ф от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», напомним, что положения Постановления о закупках о составлении годового отчета о закупках у субъектов МСП как по форме, так и по содержанию вступает в силу с 1 января 2016 г. До указанной даты формировать результаты закупочной деятельности в виде годового отчета по установленной Постановлением о закупках форме не обязательно.

Обязанность опубликования в единой информационной системе(до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте) годового отчета о закупках и информации о годовом объеме закупок, который заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП, также вступает в силу с 1 января 2016 г.(ч. 21 ст. 4 Закона о закупках).

Вместе с тем сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупок у субъектов МСП, подлежат обязательному опубликованию заказчиками по правилам Закона о закупках не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным(пп. «а» п. 34 Положения и п. 4 ч. 19 ст. 4 Закона о закупках).

В заключение статьи остается отметить, что рассматриваемое Постановление о закупках не меняет порядок осуществления закупок, установленный федеральным законом, оно определяет особенности их осуществления относительно закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и правила их учета. При этом особенности, установленные Постановлением о закупках, должны учитываться корпоративными заказчиками при всех способах закупок: помимо конкурса или аукциона это может быть запрос предложений, закупка у единственного поставщика(подрядчика, исполнителя) и другие, предусмотренные в положении о закупке, регламентирующем закупочную деятельность заказчика.

Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема;

Требования к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства;

2. Настоящее постановление применяется в отношении отдельных видов юридических лиц, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд. рублей, с 1 июля 2015 г., в отношении остальных отдельных видов юридических лиц - с 1 января 2016 г.

Положение
об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352)

1. Настоящее Положение устанавливает особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - закупки), годовой объем закупок, который такие виды юридических лиц обязаны осуществить у указанных субъектов, а также порядок расчета годового объема закупок.

2. Действие настоящего Положения распространяется на юридические лица, указанные в части 2 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее соответственно - Федеральный закон, заказчики), суммарный объем выручки которых от продажи товаров, продукции, выполнения (оказания) работ (услуг), а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 1 млрд. рублей.

3. Заказчики, зарегистрированные в Едином государственном реестре юридических лиц после вступления в силу настоящего Положения, применяют настоящее Положение с 1 января года, следующего за годом, в котором такие заказчики были зарегистрированы.

4. Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом (далее - положение о закупке), торгов, иных способов закупки:

А) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

В) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

5. Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее чем 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения, должен составлять не менее чем 10 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

6. При расчете годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства учитываются договоры, заключенные заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 4 настоящего Положения, а также договоры, заключенные поставщиками (исполнителями, подрядчиками) непосредственно с субъектами малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договоров, заключенных поставщиками (исполнителями, подрядчиками) с заказчиками по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящего Положения.

7. При расчете в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками в том числе с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, не учитываются:

В) закупки, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях";

Г) закупки, которые осуществляются за пределами территории Российской Федерации и предметом которых является поставка товаров, выполнение (оказание) работ (услуг) за пределами территории Российской Федерации;

Д) закупки финансовых услуг, включая банковские услуги, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга, а также услуги, оказываемые финансовой организацией и связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

Е) закупки, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте договора;

З) закупки услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

И) закупки работ (услуг), выполнение (оказание) которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением и государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;

К) закупки услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации на объект капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объекта капитального строительства авторами, а также по проведению технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов;

П) закупки результатов интеллектуальной деятельности у поставщика (исполнителя, подрядчика), обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, удостоверенным правоустанавливающим документом;

Т) закупки товаров, являющихся источником радиоактивной и химической опасности и применяемых для разведки, добычи, транспортировки и переработки сырой нефти и природного газа;

У) закупки товаров, происходящих из иностранного государства и (или) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами для проведения планового ремонта, технического обслуживания и (или) модернизации импортного оборудования в рамках гарантийных или лицензионных обязательств;

Ф) закупки происходящих из иностранного государства товаров и (или) выполняемых (оказываемых) иностранными лицами работ (услуг) в целях реализации шельфовых проектов (при условии невозможности закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства).

8. Для проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения заказчики обязаны утвердить перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - перечень).

9. Перечень составляется на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, подразделов и рекомендуемым указанием групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов и подклассов продукции и услуг, а также видов продукции и услуг).

10. Заказчик размещает перечень в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) или до ввода в эксплуатацию единой информационной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт), а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").