Организация и проведения контроля качества проектных работ. Системы качества в проектных организациях. Управление проектированием. Структура проектной организации. Входной контроль. Комплектация, тиражирование и хранение проектной продукции

Принятый в ООО «СТИЛЛЕР» подход к контролю качества проектов основан на принципах Шухарта-Деминга, что позволяет, во-первых, сделать этот контроль непрерывным и постоянным, во-вторых, автоматически корректирует сам процесс проектирования по параметру минимизации допускаемых ошибок. Что, в свою очередь, повышает качество выполняемых проектных работ. В целях реализации этого подхода в ООО «СТИЛЛЕР» разработаны и регламентированы специальные процедуры верификации, утверждены формы документов для статистического анализа и формы для передачи исходных данных между группами на различных этапах проектирования.

В основу положен общепринятый процессный подход, созданы каналы обратной связи для статистического анализа и оценки ошибок при проектировании. Выводы по результатам анализа являются исходными данными для корректировки или изменения форм. На предприятии приняты и регламентируются следующие группы форм документов:

1. Группа исходных данных для проектирования, которая включает в себя:

1.1. форму Технического задания на проектирование,

1.2. регламент заполнения Технического задания,

1.3. регламент проверки ТЗ,

1.4. регламент согласования изменений в ТЗ,

1.5. статистическая форма корректировок в ТЗ.


2. Группа, регламентирующая организационную структуру проекта:

2.1. приказы о назначении ответственных лиц за этапы или разделы проекта,

2.2. должностные инструкции ответственных лиц,

2.3. регламент взаимодействия между подразделениями или проектными группами,

2.4. регламент изменения процедуры взаимодействия.


3. Группа нормативных документов и стандартов, в которую включены процедура актуализации и формы запросов.


4. Группа верификации проекта, которая включает:

4.1. формы актов проверки проектных решений, расчетов,

4.2. регламент выполнения проверок,

4.3. процедуру изменения регламентов и форм,

4.4. формы отчетов статистической обработки результатов проверки.

5. Регламенты, должностные инструкции, в которых описаны полномочия ответственных лиц и процедура выпуска проекта.


6. Группа документов, регламентирующая процедуру:

6.1. создания копий,

6.2. архивных копий,

6.3. замены документов,

6.4. хранения и передачи архивных данных.


Применяемый в ООО «СТИЛЛЕР» подход отражен в прилагаемой блок-схеме организации управления и контролем качества проектирования.



В случае, если требуется разработка Технического задания на проектирование, на первом этапе выполняется сбор исходных данных. Затем они оформляются по утвержденной форме и направляются Заказчику на согласование. При необходимости, в процессе обсуждения ТЗ, в него вносятся корректировки, информация о которых также архивируется. Если Техническое задание на проектирование предоставляются Заказчиком, то выполняется его проверка.

На втором этапе (по требованию Заказчика) разрабатываются эскизные проектные решения, выполняются предварительные инженерные расчеты, оценивается бюджет проекта. После согласования и утверждением Заказчиком эскизных проектных решений формируются задания для проектных групп. Координация работы проектных групп входит в функциональные обязанности Главного инженера проекта. Процесс передачи информации по разделам и этапам проекта выполняется по описанным и утвержденным формальным процедурам. Проверка результатов выполнения разделов проекта (третий этап ) являются обязанностью руководителей групп. В полномочия главного инженера проекта входит контроль за выполнением процедур верификации.

На третьем этапе проектирования проверяется соответствие по следующим параметрам:

1. проверка выполненных инженерных расчетов (ответственное лицо – руководитель группы, руководитель отдела проектирования, генеральный директор),

2. проверка на соответствие актуальным нормативным документам (нормоконтролер),

3. проверка проекта на соответствие ТЗ (ГИП),

В случае необходимости принимается решение о корректировке либо проектных решений, либо Технического задания на проектирование.

После подтверждения технических проектных решений на четвертом этапе проводится проверка Проекта на соответствие бюджетным требованиям, если это требуется по условиям договора. В случае необходимости в проект вносятся изменения. Координация процесса корректировки выполняется по утвержденной процедуре и находится в компетенции главного инженера проекта.

Только после согласования Проекта на всех предыдущих этапах может быть запущена процедура утверждения Проекта и он отправляется на печать. Эта, на первый взгляд, формальная процедура, на самом деле, является дополнительным пятым этапом верификации Проекта. При этом обязательно соблюдается регламент, при котором в работе находится только актуальная версия Проекта, что исключает возможность использования устаревших версий. Обязанность контролировать дальнейшую работу с утвержденной версией Проекта возлагается на архивариуса.

Дополнительным преимуществом такого подхода является то, что всегда имеется возможность отследить хронологию и обоснованность принятых решений и изменений Проекта как со стороны Заказчика, так и со стороны Исполнителя. Описанная выше система контроля качества позволяет ООО «СТИЛЛЕР» не только выпускать проектную документацию в полном соответствии с принятыми в РФ нормативными требованиями, но и постоянно улучшать качество проектов.

Наши клиенты

Для заказа готового проекта или индивидуального проектирования Вашего здания достаточно оставить запрос с Вашими контактными данными.

Проектная документация подлежит контролю и оценке качества с целью определения соответствия принятых технологий, оборудования, строительных решений, организации производства и труда новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники и прогрессивным удельным показателям.

При оценке качества проектной продукции можно выделить четыре уровня контроля
1-й уровень. Проектная организация при разработке проектной продукции осуществляет самоконтроль (нормоконтроль). Каждый лист проекта содержит подписи исполнителя, руководителя группы, главного специалиста, руководителя отдела, ГИП (ГАП). Все подписи на листе фиксируют соответствие СНиП и другим нормативным документам, соблюдение качества проектного решения. После окончания разработки проекта проектная организация подготавливает и передает заказчику одновременно с проектной документацией проект акта оценки качества этой документации. При необходимости к проекту акта могут прилагаться расчеты экономического эффекта от принятых проектных решений.

2-й уровень. Государственный экспертный орган, после приемки от заказчиков проектной документации, проводит экспертизу проектов строительства и по ее результатам составляет заключение. В заключении даются рекомендации об утверждении или отклонении проекта.

3-й уровень. Заказчик с учетом заключения экспертизы рассматривает материалы, обосновывающие оценку качества проектной документации, утверждает акт оценки ее качества и возвращает его проектной организации.

4-й уровень. Строительная организация, получившая от заказчика проект строительства, осуществляет входной контроль его качества. При входном контроле должны проводиться проверка комплектности проектной документации и достаточности содержащейся в ней технической информации для производства работ.

Оценка уровня качества проектной документации представляет собой совокупность операций, включающих: выбор номенклатуры качества; определение значений этих показателей; сравнение их с базовыми значениями соответствующих показателей.

Уровень качества разработанной проектной документации целесообразно характеризовать системой показателей. Сравнивая их значения со значениями базовых показателей, можно сделать вывод: качество оценивающего проекта выше или ниже, или на уровне базового проекта.

Утверждаю

Директор

ООО «…………..»

Иванов И.И.

«____» «______» 201… г.
Положение

о системе контроля качества проектной документации
1. Общие положения

Контроль качества является неотъемлемой частью разработки проектной документации и ее завершающим этапом.

Контроль качества работ по подготовке проектной документации для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, включая работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства, рекомендуется осуществлять на следующих этапах:


  • предпроектный контроль;

  • текущий контроль;

  • нормоконтроль - за правильностью применения проектных норм при выполнении работ по подготовке проектной документации;

  • «выходной» контроль;

  • внешний контроль - экспертиза проекта;
Перечень специалистов, рекомендуемых для осуществления контроля качества проектных работ:

  • руководители работ - ответственные за выполнение работ по разработке разделов, подразделов проектной документации

  • специалисты - нормоконтролёры,

  • специалисты - разработчики разделов, подразделов, проектной документации или их частей;

  • руководитель проекта (ГИП, ГАП), ответственный специалист по обеспечению контроля качества проектных работ.
Рекомендуемая периодичность осуществления контроля качества проектных работ:

  • до начала работ (предпроектный контроль);

  • текущий (при выполнении работ);

  • нормоконтроль (при завершении разделов, подразделов и работ в целом);

  • выходной контроль (при выдаче проектной документации заказчику)

2. Предпроектный контроль
До заключения контракта руководитель проекта (ГИП, ГАП) определяет соответствие уровня возможностей предприятия предполагаемому для исполнения заданию на проектирование, а именно:


  • наличие специалистов соответствующего уровня, профиля образования и стажа работы;

  • соответствие задания на проектирование нормам и требованиям законодательства Российской Федерации в области проектирования;
наличие на предприятии соответствующих технических средств (вычислительной техники, программного обеспечения и т.д.);

  • наличие материальных ресурсов.
Результат предпроектного контроля оформляется руководителем проекта (ГИПом, ГАПом), в виде служебной записки на имя руководителя предприятия для принятия решения о заключении контракта и планирования мер по его исполнению.

3. Текущий контроль
Осуществляется руководителем проекта (ГИПом, ГАПом), назначенным Приказом по предприятию для руководства проектными работами для конкретного объекта капстроительства.

Руководитель проекта ГИП (ГАП) производит текущий контроль, как в процессе выполнения работ, не реже 1 раза в 3 дня, так и по окончанию определенного вида работ по подготовке разделов (подразделов) проектной документации с подписью в графах «Проверил» основной надписи (штампа).

В случае назначения руководителей работ - ответственных за выполнение определённых видов работ, они аналогично проводят текущий контроль с подписью в графах «Проверил».

Документация передаётся на текущий контроль для подписания в графах «Проверил» после получения подписей разработчиков смежных разделов (подразделов) в боковых дополнительных графах «Согласовано».

В случае выявления нарушений в расчетах, оформлении чертежей и т.д. или Несоответствия принятых проектных решений действующим нормативным документам, техническим регламентам и заданию на проектирование, руководитель проекта ГИП (ГАП) или руководитель группы выдаёт разработчику перечень замечаний со сроками их исправлений, и уведомляет руководителя предприятия служебной запиской о нарушениях имеющих системный характер для принятия корректирующих действий.
4. Нормоконтроль
Нормоконтроль- контроль за правильностью применения проектных норм при выполнении работ по подготовке проектной документации.

4.4. Задачи нормоконтроля.

Основными задачами нормоконтроля являются:


  • обеспечение соответствия проектной документации требованиям действующих межгосударственных, государственных, отраслевых стандартов, стандартов предприятия, строительных норм и правил и др. внешних и внутренних нормативных документов, применяемых при проектировании объекта строительства;

  • обеспечение комплектности документации, передаваемой Заказчику в объеме, установленном договором (контрактом) и соответствующими нормативными документами;

  • проведение корректирующих действий по исправлению обнаруженных отклонений от нормы до выпуска продукции;

  • анализ выявленных замечаний в целях возможности подготовки предупреждающих действий и улучшения качества;
Нормоконтроль должны осуществлять высококвалифицированные специалисты, утвержденные приказом или распоряжением руководства организации.

Не допускается осуществление нормоконтроля специалистами, которые участвовали в разработке проверяемой документации или подчинены лицам, заинтересованным в результатах проверки.

Всю проектную документацию предъявляют на нормоконтроль в соответствии с планом - графиком ее выпуска, в котором должно быть предусмотрено время на проведение нормоконтроля.

4.5. Порядок проведения нормоконтроля:

Документы предъявляют на нормоконтроль на завершающем этапе проектирования при наличии всех установленных подписей, кроме подписи руководства подразделения.

Документы предъявляют на нормоконтроль комплектно. Независимо от того, разрабатывается ли документация вручную или на ПЭВМ, документы предъявляют только в подлинниках (или копиях с подлинников).

Нормоконтроль проводится на рабочем месте нормоконтролера. Специалист, осуществляющий нормоконтроль, должен быть обеспечен всеми необходимыми для его деятельности организационно - распорядительными, нормативными, методическими, справочными, и др. информационными документами, содержащими сведения о сроках действия нормативных документов, об изменениях и дополнениях к ним, о вновь разработанных и введенных в действие документах.

При проведении проверки специалист, осуществляющий нормоконтроль, должен руководствоваться только установленными требованиями действующих документов.

Предъявленная на нормоконтроль документация должна быть зарегистрирована в «Карточке учета документации и регистрации и несоответствий» при проведении нормоконтроля.

Документы, не подписанные нормоконтролером, не должны приниматься техническим архивом (на учет, хранение и тиражирование) и не подлежат передаче Заказчику.

Исправление ошибок по замечаниям специалиста, осуществившего нормоконтроль, связанных с нарушением установленных требований, является обязательным.

Исправление подписанных подлинников документов, без ведома специалиста, осуществившего нормоконтроль, не допускается.

Специалист, осуществляющий нормоконтроль, не проводит экспертизу технических решений, не проверяет расчеты, размерные «цепочки» и др. технические данные, являющиеся обоснованием принятых технических решений.

Специалисты, не назначенные руководством или участвующие в разработке документа, не имеют право подписывать документы за нормоконтролера.

Разногласия между разработчиками документации и специалистом, осуществляющим нормоконтроль, разрешает главный инженер организации.

Подпись специалиста, осуществляющего нормоконтроль, следует проставлять на каждом листе подлинника документа в основной надписи, выполняемой по формам 3, 4, и 5 приложения Ж ГОСТ Р 21.1101.2013.

При привязке типовых и повторно - применяемых проектов подпись нормоконтролера проставляют в штампах привязки. При оформлении «Разрешения на внесение изменений» - в дополнительных графах основной надписи (ГОСТ Р 21.1101-2013).

Специалист, осуществляющий нормоконтроль, проверяет правильность внесенных изменений в соответствии с содержанием «Разрешения на внесение изменений» и подписывает подлинник документа в дополнительных графах основной надписи, отведенных для согласования.

Для осуществления проверки и учета возможных замечаний руководства организации, нормоконтроль проводят до подписания руководством и после. В этом случае специалист, осуществляющий нормоконтроль, визирует документ карандашом на поле для подшивки до его подписания первым руководителем или главным инженером. После подписания документа руководством организации нормоконтролер, проставляет свою подпись в подлиннике, а карандашную визу убирает.

В остальных случаях специалист, осуществляющий нормоконтроль, ставит свою подпись после подписания документа всеми лицами, участвующими в разработке.

Специалист, осуществляющий нормоконтроль, наносит в проверяемой документации в местах, подлежащих исправлению, пометки карандашом в виде условных обозначений, которые он снимает при подписании документа. В карточке регистрации несоответствий против каждой пометки кратко и ясно излагает содержание замечаний и предложений.

Нормоконтролю подлежат:


  • проектные документы, разрабатываемые на всех стадиях проектирования;

  • привязанная к конкретной площадке строительства типовая и повторно - применяемая проектная документация;
- изменения, внесенные в ранее разработанную проектную документацию, выданную Заказчику.

4.7. Специалист, осуществляющий нормоконтроль проектной документации проверяет:


  • соответствие обозначений документов, установленной в организации системе обозначения (кодирование);

  • внешний вид предъявляемой проектной документации;

  • комплектность и состав проектной документации;

  • соблюдение требований, установленных к документации, подлежащей микрофильмированию;

  • правильность оформления привязок типовых проектов (типовых проектных решений);

  • правильность применения типовых конструкций, изделий и узлов;

  • наличие и правильность ссылок на действующие нормативные документы;

  • соответствие оформления документации требованиям стандартов СПДС и ЕСКД, распространяющихся на строительство (ГОСТ Р 21.1101.12);
возможность сокращения объема документации, отсутствие дублирования на чертежах и в текстовых документах;

  • правильность оформления Разрешений на внесение изменений и наличие в них необходимых подписей;

  • соответствие внесенных изменений в ранее выполненную и выданную Заказчику проектную документацию утвержденному Разрешению на внесение изменений;

  • целесообразность замены индивидуальных конструкций, изделий и узлов типовыми, стандартизированными или повторно - применяемыми;

  • правильность присвоения наименований и обозначений изделиям и материалам;

  • правильность нанесения позиционных обозначений (марок) на сборочных чертежах, марок оборудования и элементов конструкций - на чертежах расположения оборудования и схемах расположения элементов конструкций;
соответствие предусмотренного в документации оборудования указанному в действующих каталогах или согласованному с заказчиком;

  • соблюдение правил заполнения основных надписей, ведомостей, спецификаций и др. таблиц;

  • правильность наименований и обозначений и документов на изделия, материалы, записанных в ведомостях, спецификациях и таблицах.
Средняя норма проверки документов специалистами, осуществляющими нормоконтроль за 8-часовой рабочий день (независимо от специализации), составляет 80-100 листов, приведенных к формату А4. Нормы проверки Разрешений на внесение изменений должны быть такими же, как и для документов, на которые эти Разрешения выполняют.

При необходимости проведения нормоконтроля документов в подлинниках и оригиналах, норма проверки соответственно увеличивается. В эту норму не входит время, затрачиваемое на:


  • изучение вновь поступающей нормативно-технической и информационной документации;

  • поиск необходимых документов по информационным источникам;
- оказание информационно-консультационных услуг для предотвращения несоответствий в процессе разработки документации;

Просмотр документов, предъявляемых разработчиком, после исправления замечаний;

Ведение картотеки применяемости.

Специалист, осуществляющий нормоконтроль, проводит анализ несоответствий, обнаруженных при проверке документа, и результаты анализа ежемесячно передает в службу качества.

4.8. Права специалиста, осуществляющего нормоконтроль

Специалист, осуществляющий нормоконтроль имеет право:


  • возвращать разработчику документацию без рассмотрения в случаях нарушения установленной комплектности, отсутствия обязательных подписей и нечеткого выполнения текстового и графического материала;

  • требовать от разработчиков документации, разъяснений по вопросам возникающим при проведении нормоконтроля;

  • выявлять документы повторного применения для их последующей подготовки к унификации и внутренней типизации;

  • давать рекомендации руководителю подразделения о корректирующих и предупреждающих мероприятиях по повышению качества документов и намечаемых корректирующих действий, направленных на недопущение выявленных несоответствий.
Результаты управления процессами, обеспечивающие нормоконтроль проектной документации, должны подтверждаться соответствующими данными по установленной форме. Регистрацию записей по качеству следует осуществлять с учетом требований процедуры СМК-ДП-02/05.
5. «Выходной» контроль
«Выходной» контроль осуществляется рабочей комиссией в составе руководителя проекта ГИПа (ГАПа), руководителей отделов (групп), других специалистов, назначенных распоряжением руководителя предприятия, с целью определения готовности результатов работ, выполненных работниками предприятия и субпроектировщиками, для предъявления заказчику.

Результат проверки выполненных работ оформляется протоколом производственного совещания, содержащим вывод о соответствии выполненных работ требованиям действующих норм, технических регламентов, содержанию контракта и о необходимости доработки.

В случае положительного решения рабочей комиссии о готовности разделов (подразделов) или проектной документации в целом, для предъявления Заказчику, руководитель предприятия (главный инженер, исполнительный директор) ставит свою утверждающую подпись на титульных листах соответствующих разделов и подразделов, а руководитель проекта (ГИП, ГАП) подписывает в пояснительной записке заверение, о том, что проектная документация разработана в соответствии с заданием, техническими регламентами и т.п.

6. Внешний контроль - экспертиза проекта
Решение о направлении проекта Заказчику принимается руководителем проекта по результатам выходного контроля. Замечания Заказчика (экспертизы) должны устраняться в соответствии с действующими нормативными документами, при этом изменения, вносимые в проектную документацию, подлежат нормоконтролю.

Контроль проектирования входит в обширный перечень услуг, предоставляемых нашей организацией. Чтобы связаться с нами, посетитель может воспользоваться как комментариями к данной записи, так и расположенными в соответствующем разделе сайта контактными данными.

Проектирование - это очень важный этап строительного процесса. Качеством проведения проектных мероприятий определяется эффективность использования инвестиций, а также надёжность, безопасность и долговечность возводимого объекта.

Если ошибки, допущенные в процессе проектирования, будут выявлены лишь на этапе проведения строительных процедур, то их исправление может потребовать очень значительных вложений. Грамотный контроль проектирования позволяет исключить вероятность возникновения таких проблем за счёт своевременного устранения ошибок проектирования ещё в процессе подготовки проекта.

Главная цель такого контроля заключается в том, чтобы не допустить передачу ошибок в проектных решениях на дальнейшие этапы строительства . Чтобы гарантированно достичь обозначенной цели, необходимо своевременно привлекать к процессу опытных и высококвалифицированных специалистов, обладающих всеми необходимыми разрешениями на реализацию контрольно-проектной деятельности. Сотрудники нашей организации удовлетворяют данному требованию в полной мере.

Как правило, контроль проектирования выполняется в комплексе операций по строительному контролю, также входящему в перечень услуг нашей организации При необходимости проектные мероприятия могут быть проконтролированы и обособленно, в отдельном виде.

Контроль проектирования составляется следующими задачами :

  • Поиск отступлений от изначальных требований . Проектируемое здание или сооружение обязано соответствовать определённым показателям, обозначенным на предварительном этапе строительного процесса. Если в ходе проектных мероприятий часть исходных требований будет проигнорирована или упущена, конечные характеристики строения могут быть намного хуже прогнозируемых. Как следствие, проблемы со сдачей и/или эксплуатацией объекта.
  • Проверка принятых проектных решений. Даже если все изначальные требования были учтены исполнителем в полной мере, в процессе проектирования по-прежнему могут быть допущены грубые ошибки, приводящие к снижению надёжности и долговечности строительного объекта. Контроль проектирования позволяет минимизировать подобные ошибки, обеспечить наивысшее качество проектных решений.
  • Контроль сроков разработки и согласования проектной документации. Любые значительные задержки по времени могут оказать крайне неблагоприятное влияние на успех, целесообразность конкретного строительства. Между тем, исправление ошибок проектирования - процесс небыстрый, способный значительно растянуться. Грамотный контроль позволит максимально сократить время, необходимое на устранение найденных ошибок, обеспечит соблюдение изначально запланированных сроков проведения работ.

В качестве объектов контроля могут выступать проектные решения, документы, расчёты, данные. В процессе работ специалист тщательно проверяет все разработанные чертежи и схемы, проверяя не только их соответствие действующим нормативным положениям, но и полноту, применимость и другие параметры.

Обычно контроль проектирования выполняют те специалисты, которые имеют отношение к подготовке проектной документации. Распространена, впрочем, и практика обращения в сторонние организации, подтвердившая свою эффективность на долгом промежутке времени

Контроль проектирования силами наших специалистов

Если на Вашем объекте потребовался профессиональный контроль проектирования, то мы будем рады Вам помочь. Наши сотрудники смогут своевременно приступить к работе, проведут все требуемые мероприятия на высочайшем уровне качества.

Обращайтесь - мы поможем!

Виды контроля проектной деятельности

Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любой проект-менеджер должен своевременно фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они причинят вред проекту. Различают три вида контроля: предшествующий, текущий и заключительный.

Предшествующий контроль осуществляют к фактическому началу работ по реализации проекта; он направлен на соблюдение определенных правил и процедур. Такой контроль, как правило, касается ресурсного обеспечения работ (трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами).

Текущий контроль осуществляют непосредственно во время реализации проекта. Цель этого контроля - оперативно регулировать процесс реализации проекта. Текущий контроль базируется на сравнении достигнутых результатов с установленными в проекте стоимостными, временными и ресурсными характеристиками. Различают текущий контроль времени (достижение промежуточных целей и выполнение объемов работ), бюджета (уровня затрат финансовых средств), ресурсов (их фактических затрат) и качества (работ).

Заключительный контроль осуществляют на стадии завершения проекта для интегральной оценки реализации проекта вообще. На основе этого контроля обобщают приобретенный опыт для дальнейшей разработки и реализации проектов-аналогов, а также совершенствуют процедуры управления.

Составление отчетов о состоянии реализации проекта . Указанные отчеты требуют первичной информации. Для их эффективности в процессе контроля представление информации может базироваться на специально разработанных принципах. Независимо от применяемой формы представления отчетных данных для достижения эффективности функций контроля отчеты должны содержать такие позиции:

  • сметную стоимость (суммарную, на определенную дату или за конкретный период) для сравнения фактических и прогнозируемых результатов;
  • фактические результаты, которые характеризуют процесс выполнения заданных объемов работ на определенную дату или за конкретный период;
  • прогнозируемые результаты, которые базируются на селективности имеющейся информации и характеризуют ожидаемое состояние проекта и его составляющих на последующий период;
  • отклонения, которые свидетельствуют о том, в какой мере фактические и прогнозируемые результаты отличаются от запланированных и расчетных показателей;
  • причины, то есть ожидаемые и непредвиденные обстоятельства, которые определяютфактический и прогнозируемый процесс реализации проекта, в частности егоотдельных операций, и объясняют важные отклонения от плановых показателей.

Оценка состояния работ и прогнозирования изменений проекта . Для того чтобы получить обобщенный показатель реализации проекта, разрабатывают систему показателей, на основе которых сравнивают выполнение работ по времени и стоимости. Для оценки показателя состояния реализации проекта необходимо определить объемы выполненной работы. По предположению, что коллектив, который выполняет работу, остается неизменным и его производительность работы постоянна, объем фактически выполненной работы будет пропорционален времени, на протяжении которого эта работа была выполнена к определенному моменту. В этом случае работа может характеризоваться не объемами, а соотношением плановых и реальных моментов ее начала и завершения.

Прогнозирование деятельности и выявление тенденций . С целью обеспечения эффективности управления проектом и возможности предотвращения сбоев в отчетах должны отражаться не только минувшие события, а и ситуации, которые могут состояться. Для этого используют специальные средства прогнозирования и определения имеющихся тенденций. Для контроля выполнения сетевых графиков, календарных планов и затрат ресурсов применяют разные модели, методы и средства. В случае графического изображения (в виде календарных планов и сетевых моделей) осуществлению функций контроля оказывает содействие именно логическая последовательность этих инструментов, которая обеспечивает определение влияния изменений в одной работе на реализацию проекта вообще. Разработка систем контроля своевременности поставок, а также других систем базируется на таких же принципах. При этом следует полностью исключить возможность такой ситуации, когда оборудование, сроки монтажа которого уже наступили, еще не заказано. Во всех приведенных случаях информация должна передаваться своевременно.

Регулирование процесса реализации проекта . Основными задачами регулирования процесса реализации проекта является контроль за фактическим выполнением работ, выявление и анализ имеющихся отклонений от плановых задач, корректирование и внесение в проект соответствующих изменений с помощью организационно-технологических, экономических и технических решений, которые обеспечивают своевременное и эффективное достижение заданной цели проекта. Процесс регулирования состоит в повторении с определенной периодичностью (сутки, неделя, декада, месяц) таких процедур: сбор и анализ оперативной информации о фактическом состоянии реализации проекта; обсуждение и принятие решений о дальнейшей реализации комплекса работ (корректирование оперативных планов); восстановление сетевых моделей (перерасчет) и актуализация календарных планов; доведение изменений до ответственных исполнителей и руководителей соответствующих уровней.

ВЫВОДЫ

Все основные элементы проекта должны контролироваться руководством, которое должно определить процедуру и установить последовательность сбора данных через определенные интервалы времени, производить анализ полученных данных, анализировать текущие расхождения фактических и плановых показателей и прогнозировать влияние текущего состояния дел на выполнение оставшихся объемов работ.

Основные принципы построения эффективной системы контроля включают: наличие четких планов; наличие ясной системы отчетности; наличие эффективной системы анализа фактических показателей и тенденций; наличие эффективной системы реагирования.

Завершающим шагом процесса контроля являются действия, предпринимаемые руководством и направленные на преодоление отклонений в ходе работ проекта. Эти действия могут быть направлены на исправление выявленных недостатков и преодоление негативных тенденций в рамках проекта. В ряде случаев может потребоваться пересмотр плана.