Концепция интегрированной логистики. Логистическая интеграция Интегрированные логистические системы

Стремление к интеграции в логистике возникло с убеждением, что интегрированное исполнение дает результаты, превосходящие те, которых можно было бы достичь, выполняя отдельные самостоятельные функции, существующие в относительной изоляции. Проблема состоит в том, чтобы распознать и воздействовать на реальную взаимозависимость логистических элементов. Ориентация систем на логистику приводит к необходимости такого распознавания и требует, чтобы менеджер по логистике развивал логистические стратегии, должным образом их разрабатывая для поддержки выполнения целей предприятия. Такой подход должен подтвердить изменяющиеся и контрастирующие цели различных функций, которые осуществляются в единой системе (предприятии). Финансы, как необходимый компонент системы, могут иметь цель - уменьшение суммы наличных денег, связываемых в активах, типа большого оборудования. Менеджер по оборудованию, наоборот, может предпочесть наличие значительного количества оборудования, которое позволит быстро выполнять заявки по обслуживанию.

Роль менеджера по интегрированной логистике - разрешать конфликты такого типа. Вмешательство менеджера должно быть направлено на компромиссное решение конфликтов, при котором цели функциональных блоков в пределах предприятия, вероятно, придется скорректировать (оптимизировать) для пользы фирмы.

Интегрированная логистика объединяет логистику действий и логистику систем во взаимосвязанное целое, которое сохраняет баланс между приемлемым уровнем эффективности и реалистическими финансовыми ожиданиями.

Логистика действий представляет собой объединение двух самостоятельных, но связанных между собой действий: логистических действий (операций) и логистической координации. Логистические действия имеют отношение к движению и хранению ресурсов предприятия, в то время как логистическая координация связана с определением этих ресурсов.

Движение и хранение необходимых ресурсов может быть связано с системной концепцией фирмы. Входной компонент фирмы несет ответственность за приобретение ресурсов или сырья, которые необходимы для технологического процесса. Приобретению этих материалов должен предшествовать выбор их источника или источников. Критериями выбора при этом являются:

A. Способность источника удовлетворять требованиям фирмы.

B. Расположение источника относительно фирмы.

C. Доступность подходящих транспортных каналов.

D. Надежность источника.

Выбор источника должен сопровождаться перемещением материала в фирму. Управление материалами должно включать обеспечение условий для хранения этого материала со времени его получения и до использования в технологическом процессе.

Материал, полученный на входе в фирму, может теперь использоваться для производства готовых изделий. Пока входной материал преобразовывается в конечный продукт, полуфабрикаты существуют в пределах фирмы. Эти полуфабрикаты контролируются посредством так называемого внутрифирменного перемещения. Эта функция также влечет за собой необходимость хранения, так как частично готовые изделия, вероятно, придется сохранить, пока не появится необходимость в них на последующих этапах производства.

Конечным результатом технологического процесса является готовый продукт. Созданные продукты, за исключением редких видов, таких, как строительство на заказ, требуют хранения, пока не запрошены заказчиком. После продажи физическое распределение продукции становится другой функцией логистики. Однако с распределением продуктов заказчику логистика не заканчивается. Рассмотрим, например, товар, проданный под гарантию. Если товаром является автомобиль, то в случае дефекта он должен быть отремонтирован либо принят обратно. Это действие представляет собой обратный поток, через распределительный канал.

Очень тесно связана с логистическими действиями логистическая координация. В то время как логистические действия имеют отношение к движению и хранению предметов в предприятии, через предприятие, и вне предприятия, логистическая координация предназначена для определения потребности в этих логистических действиях. Как и в логистических действиях, определение потребности в движении и хранении легко рассматривается через системную модель фирмы.

Выходной компонент системной модели настроен на прогнозирование рынка продукта , на предварительную оценку спроса производимых товаров. Прогнозирование, или процесс предсказания будущих событий через систематический анализ актуальных данных, предназначен значительно расширить простой прогноз количества товара, требуемого на данный период времени (обычно один год). Прогнозы будущего спроса должны также рассматривать потенциальные изменения в этом спросе. Например, имеется сравнительно малый, но устойчивый круглогодичный спрос на игрушки, чтобы отметить дни рождения, специальные случаи и просто сделать подарки. Но известно, что имеется предсказуемое увеличение этого спроса перед Рождественскими праздниками.

Входной компонент также полагается на прогнозирование спроса на товар, для того чтобы выявить потребности в материалах, преобразовав которые, можно обеспечить спрос на готовые изделия. Движение и хранение материалов в фирме задерживают удовлетворение потребности в готовом товаре на определенное время, приблизительно равное продолжительности их преобразования. Материал должен, однако, быть запрошен фирмой заранее до нужной даты. Величина этого авансированного времени приблизительно равна времени на транспортировку плюс время на оформление заказа и время на обработку груза. Соответствующее действие в течение этого времени часто упоминается как планирование материальных потребностей (MRP). (MRP может также быть расширено, чтобы охватить весь технологический процесс. В этом случае оно называется производственным планированием ресурса.) Отсюда процесс «вход - преобразование - выход» фирмы - деятельность, именуемая как операционное планирование. Операционное планирование пытается объединить возможности фирмы с ее желаниями.

Промышленные возможности любой фирмы ограничены и в ближайшей перспективе могут быть расширены только в пределах жестких лимитов (например, через разумное использование сверхурочного времени или дополнительные смены). Менеджер при этом должен распознать эти пределы и воздерживаться от перерасходования ресурсов фирмы.

Системная логистика объединяет элементы логистики действий (движение и хранение материалов, работа в процессе, и законченный товар) и расширяет процесс, чтобы охватить логистические элементы, обеспечивающие поддержку, последующую за распределением продукта. В эти логистические элементы входят резервы и запчасти, персонал и их обучение, технические инструкции, испытательное, опорное оборудование и средства.

Как иллюстрацию логистической поддержки, следующей за производством, рассмотрим постоянно увеличивающуюся сложность (степень интеграции) потребительского рынка. Возьмем, например, производство видеомагнитофонов или персональных компьютеров. Будет ли разумным предположить, что обязательства предприятия завершаются с физическим распределением законченного товара потребителю? Конечно, нет! Фирма должна (или сама, или через независимых посредников) обеспечивать поддержку элементов системы логистики.

Главное и значительное отличие между логистикой действий и логистикой систем - предсказуемость логистики действий в противоположность случайному характеру логистики систем. Спрос на любой данный продукт может быть предсказан с разумной точностью через применение сложных методов прогнозирования рынка. Спрос на товар непосредственно связан со спросом на материалы, используемые в создании этого товара. Эта же самая предсказуемость не является, тем не менее, истиной для логистики систем. Неудача готового товара имеет случайный характер, и прогнозы в пределах этой области должны быть основаны на теории вероятностей и статистике.

Основной элемент поддержки системной логистики - запасная часть. Без запасных частей, которыми заменяют те части, что сломались или подозреваются в поломке, механизм быстро становится недействующим. Поломки создают спрос на запчасти, однако поломки - случайные события. Таким образом, полученный спрос на запасные части также случаен. Случайный характер резервного процесса, однако, не устраняет потребность в обеспечении и распределении дискретных величин. Как тогда будет определяться их потребное количество и как они будут распределяться?

Количество запасных частей, требуемых для поддержания данной единицы, определяется: (1) статистическим анализом ожидаемого коэффициента неудачи, (2) временем для восстановления сломанной единицы, (3) общим числом обеспечиваемых единиц и (4) средним временем между запросом запасной части и ее получением (транспортировка или конвейерное время плюс время на подготовку и обработку груза). Анализ должен быть сделан до того, как в этом возникнет необходимость.

Другой элемент логистики систем - техническая инструкция. Должны быть разработаны инструкции, с помощью которых можно было бы эффективно и действенно поддерживать законченный продукт. В зависимости от сложности обслуживаемого продукта, инструкции могут быть от одностраничной брошюры до многотомной библиотеки технических справочников. Содержание инструкции может колебаться от простого руководства по обслуживанию до детального описания процедур по установке, определению сбоя и повреждения изоляции и их восстановлению. Инструкции по техническому обслуживанию должны включать в себя идентификацию частей и соответствующее использование инструментальных средств и испытательного оборудования. Все инструкции и процедурные данные должны соответствовать возможностям потребителя.

Главная цель поддержки - установка, обслуживание и ремонт единицы. Это действие может быть облегчено с помощью испытательного и опорного оборудования, которое выбрано или разработано, чтобы поддерживать исходные параметры. Испытательное и опорное оборудование может быть, и часто бывает, более сложным, чем обслуживаемая единица. Комбинация выбора, количества и своевременной поставки этого испытательного и опорного оборудования - уже другой элемент системной логистики.

Персонал представляет собой наиболее дорогостоящий элемент логистики систем. Эта стоимость может, однако, быть минимизирована через тщательный подбор и подготовку персонала поддержки. Процесс обучения должен быть разработан в соответствии с выпускаемой продукцией, технической документацией, запчастями оборудования, испытательным и опорным оборудованием.

Последний элемент, составляющий логистику систем, - средства. Пакет логистических ресурсов не может считаться полным, пока не приобретены средства, необходимые для обеспечения логистической поддержки. Средства могут быть новой или модифицированной структуры. Сначала необходимо обследование существующих средств. Результаты обследования затем сравниваются с требованиями логистической поддержки. Любой дефицит между тем, что является доступным, и тем, что необходимо, следует компенсировать через рентабельное использование ресурсов.

Концепция интегрированной логистической поддержки стала применяться сравнительно недавно в деятельности предприятия, несмотря на то, что сама логистика использовалась в течение тысяч лет. Последнее скачкообразное развитие логистики стимулировалось потребностью в улучшении эффективности при более низкой стоимости. Это стало возможным при помощи крупного массива технологических продвижений. Применение управленческих дисциплин обещает огромные дивиденды на десятилетия вперед.

Логистика существования затрагивает основные жизненные потребности. Логистика действий включает в себя логистику существования и добавляет тонкости жизни. Логистика действий имеет отношение к движению и хранению материалов на фирме, полуфабрикатов через фирму и готовых изделий из фирмы.

Логистика систем затрагивает логистику действий и элементы, требуемые в обеспечении поддержки последующего распределения продукции, типа резервов и запчастей, персонала и подготовки, технических инструкций, испытательного и опорного оборудования и средств.

Управление логистикой - искусство использования логистических ресурсов для обеспечения экономичного и эффективного достижения целей логистики. Цели логистики могут быть определены как наличие нужного количества, нужной единицы, в нужном месте, в нужное время. Управление логистикой может быть облегчено системным подходом, при котором фирма рассматривается как система. Фирма, когда рассматривается как система, включает в себя вход, процесс преобразования и выход. Она состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов и функционирует как единое целое.

Таким образом, назначение логистики заключается в разработке такой логистической системы, которая обеспечивает желаемое исполнение логистических целей по самой низкой возможной цене. В пределах этого контекста проблемой логистики является установление баланса между эффективностью и стоимостью, что оптимизирует цели предприятия.

Введение.

Логистику рассматривают как совокупность действий для комплексного управления циркуляционными материальными и информационными потоками в сфере экономики и как междисциплинарную науку.

Логистика как наука устанавливает связь между запасами, вместимостью, производительностью и гибкостью системы, позволяет преодолеть инерционные процессы при переходе от частично оптимальных к полностью оптимальным системам.

Логистика в методическом плане основывается на общеизвестных подходах, которые применяют при планировании и управлении производственными и экономическими системами. Вместе с тем, для управления логистическими цепями используют также специфические методы, вытекающие из особенностей учения материальных потоках и концепции системного подхода. Эта особенность находит свое выражение в методах решение многоразмерных оптимизационных задач, которые ставятся в рамках макрологистических систем.

Вариант №4.

1.Алгоритм построения логистических систем. Интегрированные логистические системы.

Логистическая система – это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции (ЛФ), например, промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. ЛС, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель ЛС – доставка товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном (заданном) уровне издержек.

Построение логистических систем обычно реализуются по следующему общему алгоритму:

1.Сбор и анализ необходимой информации для построения такой системы при соблюдении необходимых ограничений для ее функционирования.

2.Четкая формулировка цели и задачи создания системы, а также принимаемых при этом ограничениях.

3.Анализ недостатков существующих систем управления и возможных путей их устранения.

4.Определение данных о потребных входных и выходных материальных, финансовых и информационных потоках, циркулирующих между системой и внешней средой.

5.Разработка возможных вариантов создаваемой логистической системы при выборе наилучшего по установленному экономическому критерию.

6.Согласование интересов всех участников этой системы и документальное оформление между ними.

7.Детальная разработка концепций логистической системы с позиций макро- и микрологистики. При изучении процессов в логистических системах возможно применение двух принципиально различных подходов. Один из них –локальный, другой – системный. Системный подход и системный анализ предполагают, что система сама по себе сложный объект, где необходимо учесть:

1).тесную связь между обилием факторов, определяющих поведение этой структуры;

2).неполную определенность поведения системы и особенно в процессе ее развития. 2.(78с.)

Системный подход позволяет установить принципы, на основе которых разрабатываются логистические системы и осуществить внедрение в практику оптимизационное решение по общему для всей этой структуры критерию. Но с другой стороны, если эта система становится слишком громоздкой, ее невозможно реализовать с практической точки зрения. В этом случае целесообразно деление на ряд подсистем, а входную и выходную информацию в них учитывать в возможных оптимальных вариантах. Но в любом случае системный подход объединяет в рациональных соотношениях методы анализа и синтеза систем.

В основу построения логистических систем заложены четыре основные парадигмы: аналитическая, технологическая (информационная), маркетинговая и интегральная.

Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. Примером концентрации исследований вокруг аналитической парадигмы являются американские университеты, где логистика - одна из основополагающих дисциплин. Аналитическая основана твердой теоретической базе, использующей при исследованиях методы и модели теории управления запасами, экономической кибернетики, математической статистики, теории массового обслуживания. В итоге разрабатывается сложная экономико-математическая модель,но реализовывать ее на практике трудно, а подчас и не имеет смысла. Поэтому применение таковой ограничено внутрипроизводственными процессами, где существует однотипная и не столь разнообразная исходная информация, и построение экономико-математической модели не вызывает особых затруднений. Для большинства фирм, заинтересованных в интегральномподходе к логистическим исследованиям, аналитическая парадигма неудобна.

Технологическая парадигма появилась в 1960-х гг. и тесно связана с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. Философия данной парадигмы заключается в том, что с одной стороны, можно сформулировать общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой - синтезировать информационно- компьютерное обеспечение решения проблемы.

Технологическая (информационная) парадигма в своей основе предполагает решение простых управленческих задач с приминением информационно-компьютерных технологий. Стратегия логистического управления помогает решить ряд административных функций: планирование, закупка материальных ресурсов, регулирование производственных проблем, распределение готовой продукции и др. Примером практического использования являются системы MRP\DRP во внутрифирменном планировании закупок и поставок продукции. Недостатком является то, что такие логистические системы не обладают гибкостью и динамичностью и не способны урегулировать отношения производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции. Логистические системы, построенные на принципах технологической парадигмы, не являются достаточно гибкими и динамичными относительно современных требований развития рыночной экономики.

С начала 1980-х гг. и до настоящего времени в ряде развитых стран при синтезе фирменных логистических систем часто применяется маркетинговая парадигма. Модели, использующие эту парадигму, имеют целью описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе.

Маркетинговая парадигма стала развиваться в течении последних двадцати лет и подчиняться стратегической цели фирмы – стратегии конкуренции на рынке сбыта продукции. В основе решения моделей, использующих эту парадигму, лежат качественные и достоверные исходные данные, что, безусловно, затрудняет получение простых аналитических решений. Практическим примером может служить система LDP (систем управления логистической цепью). Эта система обеспечивает:

    концептуальный маркетинговой подход к управлению запасами в распределительной сети внутри фирмы;

    прогнозирование потребностей в материальных ресурсах и спроса на готовую продукцию;

    определение потребностей в транспортных средствах;

    определение оптимального количества звеньев в логистической цепи;

Интегральная парадигма. В моделях логистических систем, спроектированных на основе данной парадигмы, материальный поток представлен в качестве интегратора всего процесса. При этом интегрирующая функция может распространяться на ряд предприятий, организаций, подрядчиков, обобщенных функций, информационных систем и финансовых институтов. Другими словами, логистическая система представляется как интегрированная система, реализующая цели предприятия. 3(145 с.)

Сегодня многие хозяйственные организации на практике, как правило, комбинируют использование трех вышеуказанных парадигм. Однако в последние годы укоренилась и широко распространяется новая логистическая парадигма, которую большинство исследователей называют интегральной. Она, по существу, развивает маркетинговую, учитывая при этом новые предпосылки развития бизнеса на современном этапе, к которым можно отнести следующие:

    новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;

    новые перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные отношения;

    радикально изменившиеся технологические возможности, в частности гибких производств и информационно-компьютерных технологий, которые открыли новые горизонты контроля и управления во всех сферах производства и обращения продукции.

Примером применения интегрированной логистики являются концепция JIT (just-in-time - точно в срок), TQM (Total Quality Management - всеобщее управление качеством), интегрированные системы дистрибьюции и др.

На интегральной парадигме базировалось создание такой логистической системы, как ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) - интегрированной информационной системы, обслуживающей логистический канал. ISCIS реализует интегрированную координацию логистических систем и звеньев на микро - и макроуровнях как по материальным, так и по информационным потокам с помощью онлайнового режима обработки сообщений в телекоммуникационных сетях.

Интегральная парадигма успешно используется при синтезе макроло-гистических структур. В качестве примера можно привести создание мировой сети центров торговли (Trade Point) в рамках международной программы ООН по повышению эффективности мировой торговли (программа UNCTAD 1995-2005 гг.).

Сущность новой интегральной парадигмы заключается в рассмотрении логистики как некоего синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения целей бизнеса. В этой связи считаем целесообразным при формировании интегрированных микрологистических производственных систем для фармацевтических предприятий, включая ГФП, придерживаться интегральной парадигмы и рассматривать логистическую систему как единое целое - интегрированную систему, реализующую цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя.

Реальная потребность в интеграции становится присуща всем коммерческим предприятиям, независимо от отраслевой принадлежности, точно так же, как организация государственного сектора. Сегодняшние условия развития экономики России настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных,торговых предприятий и компаний, обслуживающих инфраструктуру рынка, в интегрированные логистические системы. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.

Главной тенденцией современности, включая процессы в мировой экономике, становится обретение новых факторов эффективности логистики, слияние ее традиционных сфер применения и образование качественно новой стратегической инновационной системы – интегрированной логистики .

Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:

    Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятия.

    Реальные перспективы и тенденции по интеграции участников логистических цепочек между собой, развитию новых организационных форм – логистических сетей.

    Технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для управления всеми сферами производственно-коммерческой деятельности.

Динамика рыночных отношений, глобализация международного бизнеса и ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных, финансовых и информационных потоков, сокращению числа посредников в логистических цепях, уменьшению устойчивости и надежности их функционирования. Поэтому достижение стратегических целей предприятий становится возможным при трансформации существующих логистических систем в интегрированные логистические сети. Работа предприятий в составе логистических сетей определяет целый ряд преимуществ, связанных с объединением независимых рисков, т.е. уменьшением числа «колебаний» в системе, а также существенным снижением затрат и повышением качества функционирования всей системы. Основная причина их создания кроется в том, что успех фирмы зависит не только от наличия собственных ресурсов, но и умения привлекать ресурсы и конкурентные возможности других участников. Интегрированной логистике свойственны черты движения экономических ресурсов, которые обеспечивают функционирование любого делового предприятия. На рис. 1 представлена схема логистики предприятия, которая обеспечивает функционирование различных потоковых процессов, требующих интеграции. построения логистической системы и акцентирования внимания... по специальному алгоритму . Так, сначала... интегрированную микрологистическую систему , в которой объединены финансовое планирование и логистические операции. Данная система ...

  • Реструктуризация системы управления хозчасти МЛПУ Семеновская ЦРБ

    Дипломная работа >> Менеджмент

    3)8. Частные потоки Интегрированный поток материальный ПАЦИЕНТ финансовый... проектирования логистических систем . 3.4. Принципы проектирования и построения логистических систем , формирования логистических связей. 3.5. Логистические информационные системы и...

  • Совершенствование логистической системы путем оптимизационного сочетания отраслей

    Реферат >> Логика

    Агрохолдингов и тому подобных интегрированных структур. Логистика - это... решений (так называемый алгоритм действий). Знание показателей... системы ; их следует взять за основу при планировании и постановке задач. Принципы построения логистических систем ...

  • Цели и роль информационных потоков в логистической системе

    Реферат >> Логика

    Применения интегрированных информационных и управленческих систем , ... основой для построения всех логистических систем . В... информационных потоков в логистической системе Важность информационной логистической системы , прежде всего... специальному алгоритму на...

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Міністерство освіти і науки України

    Доклад

    на тему «Логистическая интеграция»

    Донецьк 2010

    Логистическая интеграция определяется А.И. Семененко как "... способ, форма системообразования в слабоструктурированной среде, к каковой, в частности, относится производственно-комплексная (предпринимательская), коммерческая и др. Экономическая деятельность, позволяющая синтезировать логистические системы на всех уровнях экономики: микро-, мезо-, макро".

    Мы рассмотрим логистическую интеграцию шире, распространяя ее не только на логистические системы, но и сопряженные функции бизнеса, и виды предпринимательской деятельности. Причем это может происходить как в рамках отдельно взятого предприятия, так и за его пределами, т.е. с участием ряда взаимосвязанных предприятий и организаций. Соотносить их только с логистическими системами не совсем корректно, поскольку логистическая интеграция далеко не всегда имеет четко выраженные формы организации.

    Рис. 3.6. Интегрировання система логистики

    Рис. 3.7. Графическая интерпретация логистической интеграции

    Потенциальная возможность логистической интеграции заложена в самой логистике, экономическая природа которой выражается в системном подходе к решению проблем организации движения экономических потоков. В частности, авторы книги "Логистика фирмы" дают следующую развернутую характеристику интегрирующей функции логистики:

    * интеграция функции формирования хозяйственных связей с функциями определения потребностей в перевозках;

    * координация оперативного управления поставками и процесса транспортировки продукции;

    * кооперация управления товародвижением через комплексное использование складов, находящихся в собственности разнообразных субъектов (снабженческо-сбытовые, транспортные, производственные фирмы различных отраслей);

    * оптимизация совокупных затрат на перемещение продукции путем экономической заинтересованности транспортных, коммерческих организаций и обслуживаемых ими фирм в повышении процессов распределения и передвижения продукции;

    * развитие специфических функций управления товародвижением в увязке с универсальными функциями управленческого процесса, рациональное распределение их между субъектами управления и концентрация в соответствующих структурных подразделениях. Общая модель интегрированной системы логистики представлена на рис. 3.6.

    Основные принципы построения интегрированных логистических систем, сформулированные В.М. Пурликом:

    1) координация всех процессов товародвижения, начиная от закупки необходимого сырья и материалов (снабжения) и кончая доставкой готовых изделий до конечного потребления (логистический подход к управлению материальными ресурсами и их потоками);

    2) вытекающая из логистического подхода необходимость внедрения системы интегрированного управления и контроля за движением и использованием всей номенклатуры продукции, поступающёй в производство, а также готовых изделий, доставляемых к потреблению;

    3) в этой системе интегрированного управления и контроля - отказ от разделения материального потока на несколько функциональных блоков (снабжение, производство, сбыт) и управление всеми материальными потокоми как единым целым по общим для всей системы критериям;

    4) высокая способность всей этой системы к адаптации, ориентация ее на постоянную перестройку в соответствии с развитием внутренней среды фирмы и в связи с изменениями во внешней среде, при последовательном, как правило, характере этой перестройки;

    5) четкое взаимодействие и согласованность всех функциональных элементов логистической системы;

    6) непрерывность обеспечения системы достоверной информацией о движении продукции, гарантируемая использованием в системе интегрированного управления и контроля технологии информационного обслуживания материалопотоков на основе "бездокументных" носителей информации;

    7) рациональное построение специализированного структурного подразделения фирмы, ответственного за оптимизацию материальных потоков.

    В рамках предприятия вполне уместно исследовать горизонтальную и вертикальную логистическую интеграцию. Первая представляет собой как бы функциональную интеграцию, предполагая создание интегрированной логистической системы на базе закупочной, производственной и распределительной логистики. Вторая строится по иерархии управления, охватывая стратегический, оперативный и операционный уровни логистики предприятия. Графическая интерпретация логистической интеграции представлена на рис. 3.7.

    Обозначения:

    Стратегия логистики управления

    Логистика МТО, производственная, логистика распределения и т.д.

    Логистическая интеграция позволяет:

    * улучшить выбор стратегических и тактических целей и соответственно улучшить формы и методы их достижения;

    * повысить эффективность разработки альтернативных вариантов, решения задач управления, планирования производственно-хозяйственной деятельности пред приятий;

    * повысить эффективность использования критериев оценки решаемых задач управления с целью выбора наилучшего варианта;

    * применить методы, обеспечивающие более глубокое и достоверное прогнозирование;

    * повысить эффективность анализа и контроля за деятельностью, охватывая все звенья материального и денежного потоков.

    Если проблемы горизонтальной интеграции логистики изучены достаточно полно, то вертикальная интеграция исследуется значительно реже. Достаточно удачным примером иллюстрации последней можно признать модель планирования в рамках микрологистической системы предприятия коммерческого посредничества (МСПКП), разработанную А.Г. Белоусовым (см. рис. 3.8).

    В модели, представленной на рис. 3.8, показаны три уровня планирования. Первый уровень -- стратегическое планирование -- включает:

    * определение перспектив логистизации коммерческого посредничества исходя из миссии фирмы на рынке;

    * разработку логистической стратегии предприятия коммерческого посредничества как составной части общей стратегии развития фирмы;

    * установление логистических приоритетов в инвестиционной политике фирмы;

    * формирование ресурсной политики фирмы в соответствии с логистической стратегией коммерческого посредничества;

    * учет развития кадрового потенциала логистических подразделений фирмы в рамках кадровой политики предприятия.

    Оперативное планирование включает:

    * планирование закупок товаров на рынке, включая разработку системы управления товарными запасами;

    * планирование работы складов (транспортно-складских комплексов), включая разработку системы управления оборудованием, транспортом, складскими работниками и другими ресурсами фирмы;

    * планирование поставок товаров и оказания услуг потребителям, включая разработку системы комплексного обслуживания клиентов.

    Рис. 3.8. Упрощенная модель планирования в рамках МСПКП

    Регулирование, как третий уровень планирования, включает:

    * организацию закупок товаров с учетом оптимизации хозяйственных связей с поставщиками (товаропроизводителями) и минимизацию транспортно-заготовительных расходов;

    * организацию работы складов (транспортно-складских комплексов) фирмы с учетом оптимизации уровня товарных запасов и минимизации затрат на их хранение;

    * организацию продаж (поставок) товаров потребителям (покупателям) с учетом максимально возможного удовлетворения спроса в товарах и услугах при максимально допустимых затратах фирмы.

    Интегрирующая роль логистического планирования более полно проявляется в логистическом менеджменте, где стратегическое планирование логистики -- это одна из функций управления экономическими потоками фирмы. Можно согласиться, что "логистический менеджмент на фирме представляет собой синергию основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) с элементарными и комплексными логистическими функциями для достижения целей логистической системы". Иллюстрацией этого служит фирменная цепь полной стоимости, разработанная М. Портером (см. рис. 3.9).

    Цепь полной стоимости предполагает разделение бизнеса на ключевые и поддерживающие функции фирмы с выделением соответствующих затрат и установлением потенциальных источников дифференциации продукции. В этой цепи ключевую роль играет логистика как внутренняя (в производстве), так и внешняя (в снабжении и сбыте). Помимо логистики к ключевым функциям бизнеса относятся также производство, маркетинг, организация продаж и сервис, что создает предпосылки для их интеграции в достижении общефирменных целей.

    Непосредственно к логистическому менеджменту авторы учебного пособия "Логистический менеджмент в строительстве" относят следующие функции управления: 1) аналитико-исследовательские, включая анализ ресурсных возможностей фирмы и исследование конъюнктурны рынка; 2) организационно-плановые, в том числе организация рыночных трансакций и планирование мероприятий по оптимизации экономических потоков фирмы; 3) коммуникационно-стимулирующие (формирование надежной системы внешних и внутренних коммуникаций и стимулирование рационального использования ресурсов фирмы); 4) контрольно-регулирующие (проведение логистической ревизии и контроля, а также логистическое регулирование деятельности фирмы).

    Рис. 3.9. Фирменная цепь (пирамида) полной стоимости

    Организационное оформление названных функций и логистической интеграции в рамках фирмы в целом можно представить в виде типовой схемы логистического менеджмента (см. рис. 3.10).

    Рис. 3.10. Схема типовой организации логистического менеджмента фирмы

    логистическая интеграция товародвижение снабжение

    Предполагается концентрация функций управления материальными потоками фирмы в руках директора по логистике, который является заместителем генерального директора фирмы. Для достаточно крупной фирмы-товаропроизводителя можно рекомендовать следующую функциональную дифференциацию служб, подведомственных директору по логистике:

    1) управляющий материальными ресурсами, обеспечивающий материально-техническое снабжение производства, включая организацию закупок МР, их доставку на фирму, хранение на складах фирмы, управление производственными запасами, подготовку МР к производственному потреблению, снабжение цехов и других подразделений фирмы МР;

    2) управляющий транспортно-складским хозяйством фирмы, который обеспечивает организацию работы складов, транспорта, внешние и внутрифирменные перевозки, а также сбор и утилизацию отходов производства;

    3) управляющий распределением продукции обеспечивает выбор каналов распределения и товародвижения, организацию поставок готовой продукции потребителям, логистический сервис, хранение готовой продукции на складах фирмы, фирменную торговлю и т.п. Логистическая интеграция фирмы может принять форму производственно-коммерческой логистики, под которой следует понимать "... управление экономическими потоками коммерческой и производственной деятельности фирмы с целью их сквозной оптимизации и рационализации, начиная от закупок материально-технических ресурсов и заканчивая сбытом готовой продукции". При этом синтез производственной и коммерческой логистических систем обеспечивается:

    * единством руководства, когда функции общего управления производственно-коммерческой логистической системой принимает на себя высший управляющий фирмой (генеральный директор) или делегирует эти полномочия своему первому заместителю;

    * единством планирования, особенно при разработке стратегии развития фирмы, когда объектами планирования выступают сквозные экономические потоки фирмы;

    * общностью целей и сопряжением интересов всех подразделений фирмы, когда оптимизация и рационализация экономических потоков подчинены общефирменным целям и сами они приобретают общефирменный статус;

    * единством логистических целей, когда достигается сопряжение техники и технологии материального потока от закупок материально-технических ресурсов до поставок готовой продукции потребителям;

    * единством экономических результатов функционирования всех подсистем, которые сопряжены с конечными результатами деятельности фирмы.

    Формирование интегрированной системы производственно-коммерческой логистики фирмы создает условия для трансформации относительно автономных функций маркетинга и логистики в интегрированную функцию маркетинговой логистики (см. табл. 3.6).

    Таблица 3.6. Генезис маркетинговой логистики в сфере товарного обмена

    Атрибутивный комплекс

    Теоретический подход

    Маркетинг

    Логистика

    Маркетинговая логистика

    Целеполагание

    Максимизация рентабельности

    Минимизация совокупных затрат

    Оптимизация обмена

    Теоретико-прикладное содержание

    Изменение спроса

    Удовлетворение спроса

    Формирование спроса

    Объект управления

    Целевой рынок

    Экономический поток

    Товарное обращение

    Характер управления

    Рыночный

    Системный

    Комбинированный

    Организационная форма

    Маркетинговая система

    Логистическая система

    Интегрированная система

    Как видно из табл. 3.6, маркетинговая логистика характеризуется:

    * целевой ориентацией на оптимизацию товарного обмена на основе рыночной ориентации производства и оптимизации экономических потоков фирмы;

    * активным формированием спроса на товары и услуги фирмы за счет разработки и реализации планов маркетинга, а также развития системы логистического сервиса;

    * объектной трансформацией целевого рынка в маркетинге и экономического потока в логистике в интегрированное товарное обращение как основной объект маркетингово- логистических усилий;

    * организацией управления преимущественно комбинированного типа, сочетающего в себе рыночно-ориентированное производство и системную организацию экономических потоков фирмы;

    * созданием интегрированной системы маркетинговой логистики, сочетающей в себе преимущества управления маркетингом и микрологистической системой фирмы.

    Логистическая интеграция во внешних для фирмы экономических потоках всегда связана с сопряжением экономических интересов их участников. Примером может служить модель интегрированной системы товародвижения, описанная в книге "Логистика товародвижения": "Развитие системы интегрированной организации товародвижения направлено на маневренное использование складских мощностей и координацию товаропотоков через складские объекты. Основными условиями создания такой системы являются: становление посреднических организаций в качестве субъектов логистического обслуживания; рациональное использование материально-технической базы коммерческо-посреднических организаций при развитии транспортных терминалов и в интегрированных с ними структурах; интеграция функций коммерческо-посреднических организаций с функциями складов обслуживаемой клиентуры и создание ими на этой основе совместных структур".

    Основным видом организационного оформления подобной логистической интеграции являются макрологистические системы, создаваемые в региональном, отраслевом, национальном и международном масштабе. Теоретико-методологические основы создания макрологистических систем исследованы достаточно подробно отечественными и зарубежными учеными.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Изучение сущности логистики - стратегического управления (менеджмента) материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готовой продукции. Суть, преимущества, проблемы и недостатки концепции just-in-time.

      реферат , добавлен 09.04.2011

      Цель и свойства логистической системы – доставки товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном уровне издержек. Виды микрологистических и макрологистических целостностей. Логистическая система ООО "Фармацевт".

      контрольная работа , добавлен 25.04.2011

      Организационно-производственная структура предприятия, система материально-технического снабжения, состояние управления качеством на предприятии. Методы и формы контроля качества и учета сырья и готовых изделий. Управление производственным ассортиментом.

      отчет по практике , добавлен 10.11.2012

      Цели и принципы интеграции. Вертикальная и горизонтальная интеграция, ее сущность, значение, различия. Интеграция как оптимальная форма функционирования участников технологической цепочки. Анализ хозяйственной и финансовой деятельности ОАО "Макфа".

      курсовая работа , добавлен 26.11.2012

      Закономерности осуществления процессов дифференциации и интеграции в компании. Особенности интеграции организационных культур на совместных российско-германских предприятиях. Взаимосвязь экономических интересов и социальной ответственности организации.

      курсовая работа , добавлен 22.08.2013

      Теоретические аспекты коммерческой логистики. Организация пространственного размещения и материального потока. Логистическая концепция и принципы коммерции. Организация товародвижения и хозяйственных связей. Товарные запасы и товарооборачиваемость.

      курсовая работа , добавлен 05.05.2009

      Толкающая система управления материальными потоками. Тянущая система управления материальными потоками. Логистическая концепция RP. Логистическая концепция "just-in-time". Системы KANBAN, ORT. Управление запасами на предприятии с помощью анализа XYZ.

      курсовая работа , добавлен 18.11.2005

      Сущность понятия "интеграция", ее основные формы. Процессы на современном этапе развития общества. Цели деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Особенности построения и функционирования штабных организационных структур предприятия.

      контрольная работа , добавлен 15.09.2013

      Сходства и различия систем управления. Сбалансированная система показателей развития бизнеса. Факторы, способствующие интеграции. Порядок создания и внедрения интегрированной системы менеджмента. Направления интегрирования элементов и процедур ИСМ.

      презентация , добавлен 19.07.2015

      Теория и практика современного корпоративного менеджмента. Слияние и поглощение компаний. Создание первых холдингов в России. Интеграционные процессы в производстве. Образование финансово-промышленных групп. Влияние факторов среды на мотивы интеграции.

    Ключевые слова

    ЛОГИСТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / LOGISTICS / INTEGRATION / MANAGEMENT

    Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Шиндина Татьяна Александровна, Салимоненко Екатерина Николаевна

    Интеграция является процессом взаимного приспособления, расширения производственного, экономического сотрудничества, форма интернационализации хозяйственной жизни, объединения хозяйств нескольких субъектов. В процессе интеграции решается одна из главных функций логистики снижение общих издержек. В данной работе рассмотрены некоторые особенности интеграционной логистики , присутствующие сегодня при решении задач в предпринимательских структурах. Интеграция управления по отдельным операциям и функциям, не связанным друг с другом в единый процесс, характерна для операционного уровня интеграции . Каждое из структурных подразделений имеет локальные цели и показатели оценки результатов деятельности, изолированные от оценки их влияния на условия и результаты деятельности других подразделений или служб предприятия. Основой организации работы при операционном уровне являются пооперационные карты процессов или описания бизнес-процессов, а также графики Ганта. Объединение операций и функций, по мнению авторов, приводит к возникновению ограниченно интегрированных функциональных областей, например, управления запасами, управления закупками, складирование и грузопереработка, производство, управление сбытом, управление распределением. Данная частичная интеграция приводит к формированию перечня основных функций, например снабжение, производство, оказание услуг, сбыт.

    Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Шиндина Татьяна Александровна, Салимоненко Екатерина Николаевна

    • Организация деятельности в современном электроэнергетическом комплексе России

      2013 / Салимоненко Екатерина Николаевна, Шиндина Татьяна Александровна
    • Генезис и современное состояние логистической интеграции в условиях глобализации экономики

      2014 / Кузменко Юлия Геннадьевна, Левина Алена Борисовна, Шмидт Андрей Владимирович
    • Логистика закупок: теория и практика реализации (на примере строительной отрасли)

      2014 / Шиндина Татьяна Александровна, Шиндин Евгений Владимирович
    • Методология логистической интеграции торгового обслуживания с позиции уровневого системного подхода

      2014 / Кузменко Юлия Геннадьевна, Левина Алена Борисовна, Воложанин Владимир Владимирович
    • Управление интегрированными межкорпоративными логистическими системами в условиях цифровой экономики

      2019 / Гвилия Н.А., Парфёнов А.В., Шульженко Т.Г.
    • Интеграция функций контроллинга и логистики в цепи поставок

      2018 / Боргардт Елена Алексеевна, Шмырева Анна Владимировна
    • Логистический подход к организации снабженческо-сбытовой деятельности в интегрированных производственных структурах

      2010 / Щеголева Т. В., Белоусова Ю. Г.
    • Концептуальные основы интегрированной логистики

      2017 / Федотова И.В.
    • 2014 / Демченко Александр Иванович
    • Модели и методы эффективного управления хозяйственными образованиями в региональных промышленных комплексах

      2014 / Бутрин Андрей Геннадьевич

    Integration is a process of mutual adaptation, expansion of industrial, economic cooperation, the form of business life internationalization, combining economies of several entities. One of the main logistics functions, namely, the reduction of combined costs is solved in the process of integration . This paper considers some features of integrated logistics , which are present when solving problems in business entities. The integration of management of individual operations and functions, not combined in a single process, is typical for the operational level of integration . Each of the structural units has local targets and indicators of performance evaluation, isolated from the assessment of their impact on the conditions and performance results of other units or services of the enterprise. The basis for work arrangement at the operational level is a step-by-step process map or the description of business processes, as well as Gant charts. The combination of operations and functions, according to the authors, leads to a limited extent integrated functional areas, such as inventory management , procurement management , storekeeping and materials handling, manufacturing, sales management , distribution management . This partial integration leads to the formation of the list of basic functions, such as procurement, manufacturing, provision of services, and distribution.

    Текст научной работы на тему «Интегрированная логистика в организации»

    УДК 658.7 + 339.18 ББК У9(2)30-59

    ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА В ОРГАНИЗАЦИИ

    Т.А. Шиндина, Е.Н. Салимоненко

    Интеграция является процессом взаимного приспособления, расширения производственного, экономического сотрудничества, форма интернационализации хозяйственной жизни, объединения хозяйств нескольких субъектов. В процессе интеграции решается одна из главных функций логистики - снижение общих издержек. В данной работе рассмотрены некоторые особенности интеграционной логистики, присутствующие сегодня при решении задач в предпринимательских структурах. Интеграция управления по отдельным операциям и функциям, не связанным друг с другом в единый процесс, характерна для операционного уровня интеграции. Каждое из структурных подразделений имеет локальные цели и показатели оценки результатов деятельности, изолированные от оценки их влияния на условия и результаты деятельности других подразделений или служб предприятия. Основой организации работы при операционном уровне являются пооперационные карты процессов или описания бизнес-процессов, а также графики Ганта. Объединение операций и функций, по мнению авторов, приводит к возникновению ограниченно интегрированных функциональных областей, например, управления запасами, управления закупками, складирование и грузопереработка, производство, управление сбытом, управление распределением. Данная частичная интеграция приводит к формированию перечня основных функций, например снабжение, производство, оказание услуг, сбыт.

    Ключевые слова: логистика, интеграция, управление.

    Понятие «интеграция» используется во многих областях знания, в каждой из которых его значение имеет некую специфику. В общепринятом смысле интеграция означает состояние связанности дифференцированных частей и функций системы в одно целое или процесс, ведущий к состоянию связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы или организма в одно целое. В экономической теории интеграция - это процесс взаимного приспособления, расширения производственного, экономического сотрудничества, форма интернационализации хозяйственной жизни, объединения хозяйств нескольких субъектов и т. д.

    Интеграция - часто используемый термин в современной науке и практике управления. Интегрированный менеджмент, интегральный менеджер, интегральная концепция логистики - далеко не полный перечень устойчивых словосочетаний, используемых в настоящее время для описания процессов управления организации разного уровня. В связи с этим значение термина «интеграция» требует анализа в данной профессиональной сфере. Об интеграции говорят как о соединении видов деятельности, комплексной реализации функций и управленческих взаимодействий, взаимодействии участников процесса товародвижения, построении организационных отношений.

    Интегрированная логистика в организации:

    Все взаимосвязанные логистические виды деятельности выполняются согласованно - в виде определенной единой функции;

    Отвечает за все виды хранения и перемещения материалов в организации;

    Занимается возникающими проблемами, решая их в интересах всей организации, и старает-

    ся добиться максимальной общей выгоды.

    Интеграция управления по отдельным операциям и функциям, не связанным друг с другом в единый процесс, характерна для операционного уровня интеграции. Каждое из структурных подразделений имеет локальные цели и показатели оценки результатов деятельности, изолированные от оценки их влияния на условия и результаты деятельности других подразделений или служб предприятия. Основой организации работы при операционном уровне являются пооперационные карты процессов или описания бизнес-процессов, а так же графики Ганта.

    Объединение операций и функций приводит к возникновению ограниченно интегрированных функциональных областей, например, управления запасами, управления закупками, складирование и грузопереработка, производство, управление сбытом, управление распределением. Данная частичная интеграция приводит к формированию перечня основных функций, например, снабжение, производство, оказание услуг, сбыт. Функциональный уровень интеграции имеет локальные, но уже более укрупненные, чем при операционной интеграции, цели, задачи, показатели для оценки деятельности. Принципиальным отличием является функциональная изоляция различных служб и функциональных областей друг от друга при достаточно развитой интеграции в рамках каждой из функций или функциональных областей.

    Межфункциональная интеграция позволяет интегрировать усилия всех структурных подразделений и служб предприятия для получения заданного конечного результата. Межфункциональная интеграция часто наталкивается на традиционные препятствия, которыми являются организационная

    Краткие сообщения

    структура, закрепляющая функциональное деление центров ответственности, обязанностей и полномочий; система оценки результатов, отражающая функциональную организационную структуру управления; традиционный подход к управлению запасами; конфигурация информационных систем, которая связана с функциональной организационной структурой управления; отсутствие в организации системы накопления знаний. Межфункциональная интеграция недостаточна для достижения конкурентного преимущества предприятия в современном бизнесе.

    При межорганизационной интеграции производится объединение не только процессов, но и объектов, например, поставщик - закупки -производство - дистрибьюция - потребитель [ 1]. Современное предприятие может быть эффективно только при достижении внешней интеграции на межорганизационном уровне. Одним из элементов механизма укрепления межорганизационного взаимодействия является информационное пространство или информационные потоки, которые позволяют установить с потребителями отношения, при которых потребители сами формируют свой спрос, что позволяет поставляющей организации опираться в планировании своей деятельности не только на прогнозные оценки, которые практически никогда не бывают точными. Построение отношений с поставщиками (потребителями) является одним из путей обеспечения устойчивой работы цепи поставок. Другим путем взаимодействия является более традиционная вертикальная интеграция, когда в рамках предприятий одного собственника (или группы собственников) сосредоточены все или почти все пределы, необходимые для получения готовой продукции. К инструментам развития межорганизационных связей относятся также формирование отношений партнерства, контрактные взаимодействия и развитие стандартов DRP, ERP.

    При управлении организацией может исполь-

    зоваться один, несколько или все из выше названных уровней интеграции деятельности как объекта управления (см. таблицу).

    Логистическая интеграция дает о себе знать на межфункциональном и межорганизационном уровнях деятельности . Объединение элементов бизнес-систем при этом ведется на основе концепция интегрированной логистики (интегральная парадигма логистики), согласно которой информационные и материальные потоки между источником поставок и конечным потребителем управляются в рамках единой системы. Неким интегратором бизнес-процесса являются потоки. В концепции логистической интеграции происходит переход от вертикальной организации управления к горизонтальной организации. Логистическая интеграция стала настолько популярной, что синонимом горизонтальной структуры управления стала так называемая «логистическая структура», а горизонтально организованные предприятия стали называться логистическими. В концепции интегрированной логистики происходит объединение таких интеграторов, как процесс, концепции маркетинг-менеджмента, материальных и информационных потоков .

    Межорганизационную интеграцию на онове логики интегрированной логистики стали называть концепцией управления цепью поставок, которая является не чем иным, как развитым операционным (процессным) подходом к выполнению действий на межорганизационном, а иногда и на межфункциональном уровне управления.

    Материальный поток может рассматриваться как интегрирующий элемент управления. Философия управления, опирающаяся на видение потоков как основных объектов управления получила название логистического подхода к управлению, заключающегося в определенных чертах: минимизация затрат, максимизация уровня обслуживания клиентов, краткосрочная максимизация прибыли, максимальное преимущество над конкурентами.

    Сравнительный анализ традиционного управления и управления на основе интеграции

    Фактор Конфликтный подход Подход на основе сотрудничества

    Прибыль Получение прибыли организацией в ущерб прибыли другой стороны Обе получают прибыль

    Взаимоотношения Одна из сторон доминирует Равное партнерство

    Доверие Небольшое Значительное

    Коммуникации Ограниченные и формальные Всесторонние и открытые

    Информация Ограниченная Открытость и активный обмен

    Контроль Интенсивный Делегирование полномочий и наделение ответственности

    Качество Высказывание претензий Совместное решение возникающих проблем

    Условия контрактов Жесткие Гибкие

    Сфокусированность На собственных операциях На потребителя

    Шиндина Т.А., Салимоненко Е.Н.

    Интегрированная логистика в организации

    В рамках логистической интеграции, прежде всего, интеграция управления может проводиться на базе материального потока, объединяющего все этапы жизненного цикла изделия от идеи конструкции к производству, распределению, продажам, обслуживанию и к повторению цикла. Такой прием сквозного управления получил название логистического. Работа по размещению запасов и управлению ими представляет собой основную область взаимодействия между функциями управления и оперативной деятельностью.

    Материальные потоки являются носителями добавленной стоимости, формирующейся в результате выполнения определенных действий, что подчеркивает связь материальных потоков с другим интегратором - операционным процессом и с концепцией управления цепями поставок.

    Информационные потоки, начиная с конца 50-х годов ХХ века, начали использоваться и развиваться в рамках информационно-поисковых систем, переросших в автоматизированные системы управления предприятием.

    Финансовые потоки, как и информационные, обеспечивают движение материальных потоков и зачастую рассматриваются совместно с ними. Именно на этом принципе основан стандарт МОТ. Финансовые потоки могут выступать в качестве интегратора как на внутрифирменном, так и на межорганизационном, в том числе межрегиональном и межотраслевом уровнях. Логистика рассматривается как профессиональная сфера, обеспечивающая интеграцию на основе потоков. В то же время надо иметь в виду, что управление дви-

    жением потоков подразумевает управление и выполнение всех операций, обеспечивающих это движение. Таким образом, интеграция по потокам основывается на операционном уровне интеграции.

    Схожую логику имеет и концепция управления цепями поставок, в которой материальные, информационные и финансовые потоки рассматриваются как интеграторы цепи поставок.

    Итак, интегрированная логистика - это не только ответственность за снижение издержек, связанных с внутрифирменными затратами, но и ответственность за эффективность и своевременность поставок, выбор между производством продукции или ее приобретением у поставщиков, управление бизнесом на основе вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс с целью предотвращения потерь ресурсов.

    Литература

    1. Гусев, Е.В. Тендерные торги в строительстве. Участвовать или не участвовать?: монография / Е.В. Гусев, Т.А. Шиндина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 144 с.

    2. Исаева, А.А. Оценка эффективности инвестиций в развитие логистических систем региона / А.А. Исаева, З.А. Гиматова, Т.А. Шиндина // Вестник ГУУ. - 2010. - № 8. - С. 52-57.

    3. Нефедова, С.А. Производственные концепции производства: логистическая и традиционная / С.А. Нефедова, Т.А. Шиндина // Вестник ПГУ. -2011. - № 1. - С. 41-48.

    Шиндина Татьяна Александровна. Доктор экономических наук, доцент, декан факультета экономики и предпринимательства, заведующий кафедрой «Финансовый менеджмент», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].

    Салимоненко Екатерина Николаевна, ассистент кафедры «Финансовый менеджмент», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected]

    Краткие сообщения

    Bulletin of the South Ural State University Series "Economics and Management" _2014, vol. 8, no. 4, pp. 195-198

    INTEGRATED LOGISTICS IN AN ENTERPRISE

    T.A. Shindina, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation E.N. Salimonenko, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

    Integration is a process of mutual adaptation, expansion of industrial, economic cooperation, the form of business life internationalization, combining economies of several entities. One of the main logistics functions, namely, the reduction of combined costs is solved in the process of integration. This paper considers some features of integrated logistics, which are present when solving problems in business entities. The integration of management of individual operations and functions, not combined in a single process, is typical for the operational level of integration. Each of the structural units has local targets and indicators of performance evaluation, isolated from the assessment of their impact on the conditions and performance results of other units or services of the enterprise. The basis for work arrangement at the operational level is a step-by-step process map or the description of business processes, as well as Gant charts. The combination of operations and functions, according to the authors, leads to a limited extent integrated functional areas, such as inventory management, procurement management, storekeeping and materials handling, manufacturing, sales management, distribution management. This partial integration leads to the formation of the list of basic functions, such as procurement, manufacturing, provision of services, and distribution.

    Keywords: logistics, integration, management.

    1. Gusev E.V., Shindina T.A. Tendernye torgi v stroitel"stve. Uchastvovat" ili ne uchastvovat"? Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2004. 144 p.

    2. Isaeva A.A., Gimatova Z.A., Shindina T.A. . Vestnik GUU . 2010, no. 8, pp. 52-57. (in Russ.)

    3. Nefedova S.A., Shindina T.A. . Vestnik PGU . 2011, no. 1, pp. 41-48. (in Russ.)

    Shindina Tatyana Aleksandrovna. Doctor of Science (Economics), associate professor, Dean of the Faculty of Economics and Entrepreneurship, Head of the Department of Financial Management, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected].

    Salimonenko Ekaterina Nikolaevna, teaching assistant at the Department of Financial Management, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected]

    С развитием логистики и появлением идеологии SCM в организациях бизнеса непрерывно повышался уровень интеграции логистической деятельности. При этом интеграция в логистике также развивалась постепенно: от инфраструктурной интеграции через организационную - к информационной.

    Интеграция 1 - чрезвычайно емкий и часто используемый термин в менеджменте и логистике. Интегрированный менеджмент, интегрированные услуги, интегральный логистический менеджер, интегрированные информационные системы/технологии - далеко не полный перечень устойчивых словосочетаний, используемых в настоящее время для описания логистических бизнес- процессов в цепях поставок.

    Инфраструктурная интеграция была связана первоначально с простой идеей объединения управления логистическими инфраструктурными мощностями - транспортными подразделениями и складами компании - в единый транспортно-складской комплекс, подчиненный службе логистики. Такое объединение давало существенные преимущества компании с точки зрения лучшей синхронизации транспортных и складских операций (бизнес-процессов) и более рационального использования материально- технической базы и основных фондов (сооружений, подвижного состава транспорта, подъемно-транспортного складского оборудования и пр.). В дальнейшем эта интеграция затронула и информационную часть инфраструктуры логистики - локальные информационные системы типа WMS, TMS и т.п. (в части технического оборудования и программного обеспечения).

    Организационная интеграция была связана с эволюцией типа организационной структуры служб логистики компаний - от линейно-функциональной структуры управления к матричной и процессно-ориентиро- ванной. Как известно, эти типы структур управления характеризуются переходом от управления отдельными операциями к управлению их совокупностью - интегрированными бизнес-процессами - с целью оптимизации ресурсов компании и удовлетворения требований конечных потребителей.

    Наконец, информационная интеграция была вызвана необходимостью построения единого информационного пространства контрагентов цепей поставок, которое позволило бы обеспечить необходимую в современных условиях скорость, полноту и точность получения нужных данных для реализации логистических бизнес-процессов. Особое значение имели разработка и внедрение систем интегрированного планирования, управления запасами в цепях поставок, электронного документооборота, систем мониторинга цепей поставок, интегрированных корпоративных информационных систем и т.п.

    Создание единого информационного пространства, т.е. среды интегрированного планирования и управления всей цепью по- 2 См. п. 218, 219.


    ставок, а также координации и коммуникации контрагентов цепи - важнейшая составляющая SCM- концепции. Основными целями информационной интеграции для управления цепями поставок являются:

    • достижение необходимого уровня информационной открытости (прозрачности) в отношении потребностей, загрузки мощностей и уровня запасов в цепи поставок;
    • оперативное прогнозирование спроса, планирование загрузки мощностей и уровня запасов в цепи;
    • мониторинг логистических бизнес-процессов и своевременное определение отклонений и нарушений в функционировании цепи поставок. Информационные системы выполняют

    роль функциональной технической инфраструктуры, обеспечивающей интеграцию контрагентов в концепции SCM. Задачами данной инфраструктуры являются стратегическое конфигурирование цепи поставок {Supply Chain Configuration ), тактико-оперативное планирование {Supply Chain Planning) и оперативное управление цепью поставок {Supply Chain Execution). Для решения этих задач был разработан специальный тип информационных систем - Advanced Planning Systems - Система расширенного планирования, поддерживающая новую логику планирования, при помощи которой можно преодолеть недостатки традиционных систем планирования и управления предприятием. А /^-системы могут использоваться в качестве дополнения к традиционным трансакционным ^ЛД-системам, выступая при этом в роли самостоятельных систем планирования, которые способны устранить недостатки традиционных систем. Для построения целостного информационного пространства управления цепями поставок в состав интегрированной информационной поддержки помимо ERP- и ЛДЗ’-систем должны входить Customer Relationship Management {CRM) - управление взаимоотношениями с потребителями, Supplier Relationship Management {SRM) - управление взаимоотношениями с поставщиками, Supply Chain Event Management {SCEM) - управление событиями в цепи поставок и Е-Supply Chain Management {E-SCM).

    Развитие информационной интеграции в области логистики и SCM идет в направлении расширения использования таких кон- цепций/технологий, как СPRE {Collaborative

    Planning, Replenishment and Forecasting) - совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов, VMI (Vendor-Managed Inventory) - управление поставщиком/про- давцом запасами у потребителя, SCMo {Supply Chain Monitoring) - мониторинг цепей поставок, DCC {Demand and Capacity Collaboration) - взаимодействие по управлению спросом и мощностями, CSRP {Customer Synchronized Resource Planning) - планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем, EVCM {Extended Value Chain Management) - расширенное управление цепочкой добавленной стоимости, ECR {Efficient Consumer Response) - эффективная реакция на запросы потребителей и др.

    В настоящее время в передовых фирмах функциональные области бизнеса - снабжение, производство, дистрибьюция, а также традиционные в этих сферах бизнеса логистические функции - транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка - интегрируются на базе общей информационно-компьютерной платформы, образуя стратегическую инновационную систему. Внедрение методов интегрированного логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить товарно-материальные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить логистические издержки, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в области качества товаров и сопутствующего сервиса.

    В концепции интегрированной логистики особое значение приобретает согласование между различными функциональными областями логистики (логистики снабжения, логистики производства и логистики распределения) в отношении общих издержек, сервиса доставки и гибкости.

    Требования к логистической интеграции и ее суть

    Инновационный интегрированный подход к логистике и SCM требует расширения сфер интеграции. Сегодня усилия многих компаний направлены на повышение степени интеграции Supply С/шш-деятельности между взаимодействующими компаниями и внутри них. Наряду с упомянутыми ранее информационно-технологическими мерами по совершенствованию, которые должны



    привести к ускорению и качественному улучшению информационных потоков между контрагентами цепей поставок, применяются меры физической, организационной и социальной интеграции. К физическим мерам интеграции относится реорганизация логистической сети или тенденция к пространственному сведению (консолидации) логистической деятельности в технопарках и логистических центрах.

    Организационными мерами интеграции являются попытки внедрять менеджеров процесса, т.е. Supply С/шш-менеджеров, которые отвечают за координацию всей цепи поставок. На многих предприятиях с той же целью создаются Supply С/г г///?-команды и комитеты. В качестве организационных усилий по повышению степени интеграции можно привести поиск новых, более тесных форм сотрудничества между поставщиком и производителем (системный поставщик). Кроме того, часто предпринимаются усилия по укреплению социальных и межличностных связей между Supply Chain-менепжсрами, например между сотрудниками отдела планирования и отдела закупок предприятий производства или торговли, с одной стороны, и сотрудниками отделов продаж и выполнения заказа, с другой стороны.

    SCM - важная, возможно даже важнейшая, составляющая сегодняшней деятельности топ-менеджеров многих передовых компаний. Как показывает практика, 60- 80% персональных ресурсов, объема затрат и существенная часть успеха компании определяются тем, насколько хорошо или плохо организованы взаимодействия контрагентов в цепях поставок. Перед многими предприятиями, занятыми различной деятельностью или вовлеченными во множество параллельных цепей поставок, стоит задача разумной «горизонтальной» интеграции таких звеньев в цепи создания стоимости для клиентов. Горизонтальная интеграция применима там, где синергия от связывания процессов дает лучшие результаты, чем изолированное выполнение деятельности внутри функциональных сфер. Например, успешные компании Siemens и 3М признали потенциалы частичных, тщательно выбранных объединений деятельности различных цепей поставок и прилагают большие усилия, чтобы их осуществить. Компании, которые уже на этапе разработки продукции и выбора рынка предусматривают последующие требования повседневной интеграции и координации деятельности в цепи поставок, добьются лучших результатов, чем те, которые работают без согласования различных уровней деятельности.

    • Термин «интеграция» происходит от лат. integer - целый, восстановленный. В словарях иностранных слов русского языка понятие «интегральный» определяется как неразрывно связанный,цельный, единый. В общепринятом смысле интеграция означает: 1) состояние связанности отдельныхдифференцированных частей и функций системы,организма в одно целое; 2) процесс, ведущий к состоянию связанности отдельных частей и функцийсистемы. Подробный семантический анализ термина «интеграция» применительно к логистике именеджменту дан в работе: Стерлигова А.Н. Анализзначения термина «интеграция» в контексте управления организацией // Логистика и управление цепями поставок. - 2005.- № 6.