Положение об оплате труда медицинских работников диспансеризация. Цена высокомерия. Диспансеризации в ЕАО существует на бумаге. Можно ли прохождение диспансеризации населения «засчитать» в прохождение обязательного медосмотра

Ежегодно Минздравсоцразвития выделяет бюджетные средства на финансовое обеспечение дополнительной диспансеризации работающих граждан. Что понимается под диспансеризацией? Обязаны ли работники проходить ее? Может ли работодатель применить меры дисциплинарной ответственности к работникам, отказывающимся проходить диспансеризацию?

Что понимается под диспансеризацией?

Определения диспансеризации нет в трудовом законодательстве. Если обратиться к словарям, то под ней понимается система медицинских мероприятий, осуществляемая лечебными учреждениями в целях своевременной диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Однако на практике работники довольно редко проходят такую медицинскую процедуру - в частности, потому, что работодатели не знают, по каким правилам она осуществляется.

Конечно, диспансеризацию можно было бы отнести к разновидностям медицинских осмотров, которые в силу ст. 213 ТК РФ работодатель обязан проводить для занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работах, связанных с движением транспорта.

Однако диспансеризация работников - это не периодический медосмотр в смысле, в котором данное понятие употребляется в Трудовом кодексе, так как порядок ее проведения определяется Минздравсоцразвития. Да и цели у них разные: осмотр проводят в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а диспансеризация направлена на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых (сахарный диабет , туберкулез, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата), являющихся основной причиной смертности и инвалидности трудоспособного населения РФ.

На вопрос, кто именно подлежит диспансеризации, дают ответ только правила предоставления из бюджета федерального фонда ОМС субсидий бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228. Пунктом 2 названных правил установлено, что дополнительной диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.

Порядок проведения дополнительной диспансеризации

Дополнительная диспансеризация проводится медицинскими учреждениями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, и предполагает:

1. Осмотр работника врачами-специалистами:

Терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом));

Акушером-гинекологом;

Хирургом;

Неврологом;

Офтальмологом.

2. Лабораторные и функциональные исследования:

Клинические анализы крови и мочи;

Биохимический анализ крови;

Кровь на онкомаркеры (для работников старше 45 лет);

Электрокардиография;

Флюорография;

Маммография (для женщин после 40 лет).

Дополнительной диспансеризации в силу п. 5 Порядка подлежат работающие граждане, а также занятые на работах с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров, и прошедшие диспансеризацию в 2007 году, если их не взяли под диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания.

На работника, явившегося в медучреждение для прохождения дополнительной диспансеризации, в регистратуре заполняется амбулаторная карта и передается в кабинет медицинской профилактики или в иное подразделение, на которое возложены функции по проведению диспансеризации. Там заполняют так называемый паспорт здоровья работника и отправляют его к врачам-специалистам.

После обследования работника врач-терапевт с учетом заключений всех врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований определяет (с целью планирования дальнейших мероприятий) группу состояния здоровья. Их пять.

I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни - по вопросам здорового питания, физической активности, поддержания оптимальной массы тела, вреда курения.

К сведению. Если работник зарегистрирован по месту жительства в одном субъекте РФ, а трудовую деятельность осуществляет в другом, он может пройти дополнительную диспансеризацию или по месту работы, или по месту жительства (п. 5 Порядка).

II группа - граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них оценивается суммарный сердечно-сосудистый риск, прочие риски заболеваний в зависимости от выявленных факторов риска, даются рекомендации по профилактике заболеваний.

III группа - нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых наступает выздоровление).

IV группа - нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации. Эти работники направляются на плановую госпитализацию.

V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В этом случае медицинская документация работника направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения для принятия решения о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Работникам, отнесенным к I и II группам состояния здоровья, рекомендуется посещение центров здоровья для дальнейших рекомендаций врачей-специалистов по здоровому образу жизни (п. 8 Порядка). Отнесенным к III-V группам состояния здоровья в зависимости от выявленных заболеваний составляется индивидуальная программа лечения, при необходимости устанавливается диспансерное наблюдение по месту жительства.

Как направить работников на диспансеризацию?

Первым делом органы исполнительной власти определяют медицинские организации, которые будут осуществлять мероприятия по диспансеризации, и компании, работники которых подлежат диспансеризации. В качестве примера можно привести приказ департамента здравоохранения г. Н. Новгорода от 14.04.2011 N 229 "О проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2011 году", Распоряжение Правительства г. Санкт-Петербурга от 18.04.2011 N 154-р "Об организации проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в Санкт-Петербурге в 2011 году".

При помощи работодателя составляется список сотрудников с указанием даты рождения, профессии, должности и направляется в медучреждения, проводящие дополнительную диспансеризацию. Медучреждение, в свою очередь, составляет план-график и определяет время проведения диспансеризации, согласовывает с исполнительным органом власти субъекта РФ в сфере здравоохранения (например, министерством здравоохранения). Эти графики доводятся до сведения работодателя, работники которого подлежат диспансеризации.

Частые вопросы

Обязательно ли проходить диспансеризацию? Трудовым законодательством предусмотрено обязательное прохождение только медицинских осмотров, и то для отдельных категорий работников. Поскольку ТК РФ не содержит норм, регламентирующих процедуру диспансеризации и обязательность ее прохождения, работник вправе отказаться от нее. Однако такая обязанность может быть зафиксирована в коллективном или трудовом договоре, и тогда работник должен явиться на дополнительную диспансеризацию.

Может ли работник пройти диспансеризацию в ином медицинском учреждении, нежели рекомендовано работодателем? Как мы отмечали выше, диспансеризация оплачивается государством. Медицинские учреждения, в которых будет осуществляться данное мероприятие, определяются исполнительным органом власти субъекта РФ, который и уведомляет работодателя, в каких именно учреждениях возможно прохождение диспансеризации. Поэтому пройти ее в ином медучреждении вряд ли получится.

Является ли отказ от диспансеризации нарушением трудовой дисциплины? Возможно ли применение к работнику дисциплинарного наказания за такой отказ? Если дополнительная диспансеризация не предусмотрена локальным нормативным актом или коллективным договором, применение мер дисциплинарной ответственности за отказ от прохождения данной процедуры неправомерно.

Обязан ли работодатель направлять работников на диспансеризацию? Предусмотрена ли ответственность, если он этого не сделает? Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 ТК РФ).

Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не предусмотрена обязанность работодателя направлять своих работников на прохождение дополнительной диспансеризации. В трудовом законодательстве отсутствуют и нормы, устанавливающие ответственность за уклонение от этого. Значит, работодатель не обязан направлять работников на диспансеризацию.

Ответ от 03.04.2014 18:32

Наталья, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении переданных им полномочий по организации ОМС на территориях субъектов РФ, в бюджете ФФОМС на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. предусмотрены субвенции. Расчет размера предоставляемых из бюджета ФФОМС бюджетам территориальных фондов ОМС субвенций производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 462 и в 2013 г. включает денежные выплаты медицинским работникам, финансовое обеспечение которых осуществлялось в 2012 г. за счет средств федерального бюджета и средств бюджета ФФОМС, предусмотренные на следующие цели:
- на финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации определенных групп населения, диспансерному наблюдению, профилактическим медицинским осмотрам в соответствии с порядками, установленными Минздравом на основании Постановлений Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228, от 31.12.2010 N 1234;
- на оплату труда медицинского персонала в рамках финансового обеспечения оказания дополнительной медицинской помощи, предоставляемой участковыми врачами-терапевтами, участковыми врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), участковыми медицинскими сестрами участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 N 1110;
- на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2009 N 1111.

Доплаты за диспансеризацию, осуществляемые медицинским работникам, участвующим в ее проведении. Они производятся в соответствии с названными выше Постановлениями Правительства РФ N N 1228, 1234. Конкретные размеры данных выплат этими нормативными актами не установлены. Медицинские учреждения расходуют выделенные средства на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением участковых врачей-терапевтов, врачей общей (семейной) практики, участковых медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики), по собственному усмотрению, то есть размер выплат, направленных на оплату труда, может быть любым. Кроме того, разрешается расходовать выделяемые средства:
- на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан;
- на оплату труда медицинских работников медицинских организаций, привлекаемых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, и приобретение расходных материалов в соответствии с договорами, заключаемыми медицинскими организациями, осуществляющими такую диспансеризацию, с медицинскими организациями, имеющими лицензии на выполнение (оказание) недостающих видов работ (услуг).
Доплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений скорой медицинской помощи. Они осуществляются в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1111 (далее - Правила N 1111).
Размер доплат определен п. 2 Правил N 1111 и в месяц составляет: для врача - 5000 руб., для фельдшера (акушерки) - 3500 руб., для медицинской сестры - 2500 руб. (с предоставлением медицинским работникам гарантий, установленных ТК РФ).
Доплаты медицинскому персоналу в рамках финансового обеспечения оказания дополнительной медицинской помощи, предоставляемой участковыми врачами-терапевтами, участковыми врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), участковыми медицинскими сестрами участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей). Данные выплаты производятся согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1110 (далее - Правила N 1110).
Размеры этих дополнительных выплат установлены п. 2 Правил N 1110:
- для участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, врачей общей практики (семейных врачей) - 10 000 руб. в месяц;
- для участковых медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей) - 5000 руб. в месяц.
Все вышеприведенные выплаты медицинским работникам производятся с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти субъектов РФ или федеральных органов государственной власти субъектов РФ. Средства выделяются с учетом отчислений по страховым взносам во внебюджетные фонды и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, предусматриваются средства для предоставления медицинским работникам гарантий, установленных ст. 114, ч. 4 ст. 139, ст. ст. 167, 183, 187 ТК РФ.
Доплаты врачам и среднему медицинскому персоналу, участвующим в реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. Они регламентируются нормативными актами субъектов РФ. В качестве примера приведем Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 30.05.2013 N 538 "О выплатах стимулирующего характера врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи и качества оказываемых услуг". Данным нормативным актом по субъекту РФ утверждены:
- Методические рекомендации по оформлению в 2013 г. трудовых отношений между врачами-специалистами, специалистами со средним медицинским образованием, участвующими в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, и медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (далее - Методические рекомендации);
- рекомендуемые формы дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы, выполняемой врачом-специалистом.
Так, в соответствии с п. 6 Методических рекомендаций размеры доплат составляют:
- врачам-специалистам, за исключением участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, - не менее 5000 руб.;
- специалистам со средним медицинским образованием, кроме медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности оказания амбулаторной медицинской помощи детям, - не менее 3000 руб.
При этом общий объем расходов на выплату надбавки стимулирующего характера, установленной всем категориям работников в рамках проводимых мероприятий на 2013 г., не должен превышать объема средств, выделенных учреждению здравоохранения в отчетном году на указанные цели.
Государственные учреждения здравоохранения ежемесячно анализируют выполнение дополнительного объема работы за предыдущий отчетный месяц врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием на основании дополнительного соглашения к трудовому договору в соответствии с Показателями и индикаторами деятельности, которые утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 21.02.2011 N 145н.
Анализ выполнения работ осуществляется комиссионно с обязательным ведением протокола комиссии и представлением фактических сумм выплат материального стимулирования на утверждение главному врачу медицинской организации.
За выполнение дополнительного объема работы, предусмотренного дополнительным соглашением, работодателю рекомендуется устанавливать работнику надбавку стимулирующего характера на срок до одного года, размер которой оговаривается в дополнительном соглашении и приказе об установлении надбавки. Надбавка стимулирующего характера не учитывается при исчислении надбавок и доплат, предусмотренных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Работодателю следует установить в дополнительном соглашении условие о возможности не начислять надбавку стимулирующего характера за месяцы, в которых были случаи неисполнения работником по его вине возложенного на него дополнительного объема работы.

Беспрецедентный для Среднего Урала судебный процесс идет в Нижнем Тагиле. В народе его уже окрестили "делом 10 карточек" по аналогии с пресловутыми делами сталинских времен о "трех колосках", когда людей сажали за подобранные на поле крохи, называя это борьбой с госхищениями. Впрочем, дело не столько в нем, сколько в системе надувательства в здравоохранении, которую он позволил вскрыть.

О сути процесса: на скамье подсудимых фельдшер, исполняющий обязанности участкового врача поликлиники ГБУЗ СО N 1 Нижнего Тагила, Наталья Николаева. По версии следствия, она подделала 10 карт по диспансеризации и получила за обман стимулирующую премию: по сто рублей за каждую "липу". То есть ради дополнительной тысячи рублей преступила сразу две статьи УК РФ, совершив служебный подлог и мошенничество. Более того, карты даже заполнены не ее рукой, что подтверждает почерковедческая экспертиза. Большинство документов расписаны участковой медсестрой, а одна карта, выражаясь протокольным языком, "составлена иными неустановленными лицами". Николаеву с этими бумагами роднит только именной штампик - оттиск печати медика.

Такие штампы есть у каждого врача. И как водится, Николаева хранила штамп в ящике рабочего стола. Печатью с легкостью мог воспользоваться кто угодно. К несчастью, в день допроса у следователя муж Николаевой попал в автоаварию. Чтобы быстрее вырваться из полиции, женщина, не читая, подписала все бумаги. Сейчас эти якобы "чистосердечные признания" приходится опровергать.

Однако собранные "РГ" вместе с врачом документы показывают совсем другой масштаб распила бюджетных средств. Как известно, по госпрограмме на диспансеризацию населения на Среднем Урале в 2016 году выделено более миллиарда рублей. Но не все они потрачены на здоровье людей. В поликлинике, где работает Николаева, наработана схема по штампованию фальшивых карт, которая позволяет получать дополнительные средства из Фонда обязательного медстрахования.

Схема проста. В начале каждого года заведующая поликлиникой выдает отделениям списки приписанных к медучреждению пациентов, которые в данный год имеют право на бесплатное профобследование. Пройдут ли люди реальную диспансеризацию, дело второе. Первое - это отчетная статистика. Чем больше к отчету будет предъявлено карт на прошедших диспансеризацию, тем больше денег получит клиника.

Чем больше к отчету предъявлено карт на прошедших диспансеризацию, тем больше денег получит клиника

За каждого пациента, прошедшего диспансеризацию, ТФОМС через страховые компании выплачивает поликлинике деньги. В среднем 1600 рублей за человека. И чем больше охват населения, тем больше средств получит поликлиника. Для медицинского учреждения это дополнительные деньги, и распоряжаться ими руководство клиники может по своему усмотрению. Определенную часть средств разрешается использовать на премирование сотрудников, - пояснила финансовый механизм госпрограммы пресс-секретарь ТФОМС Свердловской области Елена Денисламова.

Понятие "план диспансеризации" появляется в другом ведомстве - в областном минздраве. Как пояснили корреспонденту "РГ" в региональном центре медпрофилактики, курирующем эту программу: планы, предусматривающие обязательный процент прохождения диспансеризации, ими устанавливаются и "спускаются на места". Невыполнение сказывается не только на казне больницы, но и на премиях руководства медучреждения. Мы нашли приказ Министерства здравоохранения Свердловской области N 267-п от 7 марта 2014 года, где сказано, что "за нарушение плана диспансеризации прикрепленного населения" руководитель может лишиться премии на все 100 процентов.

Какова конкретная премия руководства медучреждения за выполнение плана в ГБУЗ N1 Нижнего Тагила, мы выяснить не смогли. В разговоре с корреспондентом "РГ" заведующая поликлиникой Марианна Дурова пояснила, что непосредственно за диспансеризацию премий не получает. "Квартальное вознаграждение зависит от многих факторов. Нужно набрать сто баллов по разным показателям работы. Из них диспансеризации касается только пять баллов", - заявила она. А вот стимулирующие выплаты для персонала клиники раскрыли без проблем. За каждую оформленную карту медицинская "бригада" (врач и участковая медсестра) получает двести рублей, и то при условии выполнения плана на 100 процентов по всей поликлинике. Если план не выполнен, то оплата на каждого члена бригады может снизиться до 50 рублей. Либо, по решению руководства, вообще отменена.

Сотрудники поликлиники N 1, где работает Николаева, в неофициальных беседах признаются, что план достигается любой ценой. "Заведующая поликлиникой Марианна Дурова постоянно выдвигает требования выполнения количественных планов по диспансеризации населения: 50 карт в месяц с участка. Было объявлено: кто не выполнит указанные нормы, получит выговор с занесением в личное дело", - говорится в имеющейся в "РГ" коллективной жалобе медработников.

Я знаю отделения, где план выполнялся на 293 процента в месяц. На участкового врача работали сразу две медсестры, и они в четыре руки заполняли карты по диспансеризации. При этом в отделении, рассчитанном на 10 участков, работало всего 5 врачей. С какой же скоростью должен работать участковый терапевт, чтобы успеть принять больных и плюс еще в три раза перевыполнить план по диспансеризации? Понятно, что эта погоня за планом дискредитирует саму госпрограмму, - уверена Николаева.

Механизм ускорения процесса штамповки карт доведен в поликлинике до совершенства. В ход идут несколько вариантов. Часть медицинских документов сдаются на регистрацию без результатов анализов, в других карточках данные вписываются с потолка - даже рост и вес человека указывается наобум. В-третьих, реальные данные добываются в дружественных ведомственных поликлиниках, к примеру, в поликлинике оборонного завода УВЗ, где работают и регулярно проходят медобследование многие жители района.

Но, как ни парадоксально, разбираться с системой по производству "липы" следователи не захотели, называя это "совсем другой историей". "Меня сразу предупредили, что объективного расследования проводить никто не собирается, систему сломать невозможно. Нужны определенные показания, чтобы быстрее закончить дело," - утверждает Николаева.

Да какая же она другая, когда раскрывает истинные масштабы подделки документов по государственной программе диспансеризации?

Кстати, несколько лет назад Росздрав проверил все медицинские учреждения страны, участвовавшие в диспансеризации. Злоупотребления были выявлены в 56 процентах поликлиник, наиболее серьезные - приписки и фальсификация документов с целью хищения средств.

Начавшаяся в 2011 году Программа модернизации здравоохранения, имела целью, в том числе, повысить заработок медицинских работников до 200% от среднего по соответствующему региону. Для этого было введено понятие «стимулирующие выплаты медработникам».

Кому положены стимулирующие выплаты в 2019-2020 году

Указанная выше программа принципиально изменила систему начисления заработной платы как врачам, так и медсёстрам.

Однако под ее действие попали далеко не все работники здравоохранения.

  1. Не положены стимулирующие:
    Администрации предприятия. Заведующие могут стать исключением из правила, если занимаются медицинской практикой.
  2. Медикам, попадающим под действие программы «Здоровье», а конкретнее:
    занимающимся оказанием помощи при родах, во время ухода за младенцами;
    педиатрам, участковым терапевтам, семейным врачам, младшему персоналу, работающему с ними в тандеме.
  3. Специалистам, оказывающим высокотехнологичную помощь.

Выплата стимулирующих медикам должна способствовать активизации их деятельности, повышению уровня обслуживания населения. Больше денег тому, кто лучше помогает людям!

Стимулирующие выплаты начисляются только тем работникам, которые имеют сертификат установленного образца по основной рабочей специальности.

Документальная база Программы

Федеральное законодательство в целом регулирует оплату труда бюджетников, в том числе и медработников.

В ст. 129 ТК РФ указаны следующие виды начислений:

  • основные, иначе именуемые базовыми;
  • компенсации, зависящие от специфики региона;
  • стимулирующие;
  • социальные.


Первая, основная часть выплачивается обязательно всем без исключения. Вторым пунктом обозначены начисления, зависящие от конкретных условий работы. Они различаются по регионам. Стимулирующие выплаты медикам, интересующие нас, насчитываются исходя из оценки эффективности работы врачей и медсестер.

Базовым нормативно-правовым актом, на который опирается администрация медучреждения, является Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее - Положение).

В этой бумаге сказано, что все части дохода, кроме стимулирующей, тружеников медицины строго регламентируется центральными и региональными законодательными актами. А вот стимулирующие отдаются на откуп медучреждению.

Администрация предприятия обязана издать документ, регламентирующий стимулирующие выплаты труженикам здравоохранения, затем, ознакомить тружеников с его содержанием!

Где разрабатываются критерии поощрения

На основании п. 6 указанного выше постановления Минздравсоцразвития разработаны и направлены во все учреждения рекомендации, обязательные к исполнению при разработке внутренних документов. Руководствуясь этой бумагой, каждая организация утверждает собственное Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам.

Поинтересуйтесь у администрации медучреждения содержанием вышеуказанного документа, для того чтобы понимать, как именно производятся начисления.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Контроль профсоюза

При разработке и утверждении рекомендаций медучреждениям, Правительство РФ советуется с профсоюзами.

Это формат называется трехсторонней комиссией, в которой еще принимают участие работодатели. Заседает она ежегодно, следовательно, рекомендациями снабжает администрации медучреждений тоже раз в год.

А это означает, что Положение о стимуляции труда деньгами тоже должно утверждаться на местах только на указанный период.

В нем отражаются отражены следующие моменты:

  • источники финансирования, из которых станут выплачивать стимулирующие (создается специальный фонд на предприятии);
  • категории специалистов, подпадающих под действие Положения;
  • конкретная схема начисления с разделением на финансирование из: средство обязательного страхования и денег, полученных от предпринимательской деятельности;
  • критерии эффективности труда медиков.

Нюансы начислений

Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» содержит ряд конкретных факторов, подлежащих поощрению, а именно:

  • продолжительность и непрерывность стажа;
  • итоги работы;
  • достижения, связанные с напряженностью деятельности;
  • качество труда.

Первые два критерия обычно понимаются однозначно, они являются количественными показателями. А вот, чтобы оценить уровень эффективности, качества, напряженности и результативности, пришлось создать специальную методику. Министерство здравоохранения приказом от 28.06.2013 № 421 предложило региональным ведомствам перечень показателей эффективности, которые следует учитывать при решении вопросов стимулирования, описанных в Методических рекомендациях.


Согласно указанному документу, факторами, характеризующими эффективность труда медиков, являются:

  • сколько недугов по своему профилю доктор выявил на ранней и запущенной стадии;
  • как много неправильных диагнозов он допустил;
  • были ли случаи несвоевременности госпитализации;
  • сколько выявлено осложнений после операций (иных манипуляций с телом);
  • жалобы и нарекания клиентов;
  • ошибки и неточности в ведении документов;
  • антисанитария;
  • прочее.

Осуществляет оценку эффективности специально созданная в организации комиссия. Ежемесячно этот орган издает специальный экспертный оценочный Акт, являющийся основанием для приказа о стимулирующих.

Вышеназванные критерии необходимо описать в Положении об оплате труда предприятия. Министерство здравоохранения региона обязано установить своим документом минимальную величину каждого из перечисленных факторов.

Если по окончании года выяснится, что у больницы образовались неиспользованные средства в рамках Программы, их можно выплатить медикам (годовая премия).

Как отражается совмещение и замещение на размере стимулирующих

Медработникам часто приходится трудиться за отсутствующего априори или временно товарища. Это далеко не всегда приводит к повышению зарплаты.

Совместителям стимулирующие начислят только в том случае, если их дополнительные обязанности оформлены должным образом, то есть трудовым договором. Врачам, которые заменяют своих коллег-отпускников, тоже могут доплатить. Но и подобный вид совмещения следует оформлять дополнительным соглашением.

Совмещение должностей в рамках основного договора не подлежит дополнительному стимулированию.

Лишение стимулирующих


Кому платить, а когда отказать, решает руководитель организации. Законом обязательность начисления стимулирующих медикам не закреплена , что предполагает гипотетическую вероятность лишения этой части зарплаты.

Для этого необходимо серьезное основание, например, минусы по всем вышеперечисленным критериям (ничего врач не делал) или грубое нарушение трудовой дисциплины.

Если столкнулись с отказом в начислении какой-либо части заработной платы, требуйте приказ руководства, на основании которого действовал бухгалтер. В этой бумаге ищите основания. Только после их изучения стоит принимать решение о подаче жалобы.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В связи с работой по исполнению так называемых, Майских указов Президента РФ (от 2012) в 2017 году произошло серьезное перераспределение финансирования частей, из которых состоят зарплаты медиков. Наблюдается снижение стимулирующих медикам по всей России.

Уменьшение размера поощрительных выплат происходит двумя способами.

В первом случае, ссылаясь на необходимость выполнения федерального законодательства, увеличивали базовую часть оклада. При этом некоторые виды стимулирующих урезали или вовсе отменяли.

Во втором случае сокращали выплаты, которые не регулируются государственными нормативными актами. В основном это коснулось поощрений за качество и интенсивность работ.

С конца 2018 г. изменился порядок расчетов и размер страховых взносов на ОМС неработающего населения, в том числе, в части возрастания стоимости медуслуг. Увеличение таких показателей должно повлечь и соответствующее возрастание оплаты труда медработников, рассчитываемой, исходя из числа обслуживаемых граждан с данным видом ОМС. Однако изменится ли реально оплата труда медработников или эта очередная рокировка в рамках бюджета ФФОМС - покажет лишь практика.

В 2019-2020 г. продолжится перераспределение денежных средств с целью выравнивания показателей оплаты труда бюджетников. Оплата труда медработников должна приводиться в соответствии со средней зарплатой в целом по региону.

Запланированное для младшего медперсонала повышение на 4,3% в 2019 г., на 3,8 в 2020-м и на 3,4% в 2021 г. фактически индексирует оплату труда на уровень инфляции.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию. Подписывайтесь на наши обновления!

Что делать при отмене стимулирующих выплат

27 января 2017, 11:39 Окт 5, 2019 23:20