Регистрация волонтерской организации. Волонтерская книжка: как получить документ

1. Обсудите идею с друзьями и единомышленниками

Многие люди самостоятельно помогают детским домам, домам престарелых, многодетным семьям, бездомным животным. Среди них и ищите единомышленников, движимыми схожими с вашими мыслями. К тому же у одиночных добровольцев уже есть опыт волонтерской деятельности, и они смогут не только поддержать вас, но и предложить свои интересные идеи.

2. Запишите свою цель

Определение цели и задач – один из наиболее важных и сложных моментов в организации объединения. Однако на практике целеполагание зачастую формально: цели деятельности и сама деятельность существуют сами по себе, отдельно друг от друга. Один из способов проверить правильность формулировки цели – ответить на вопрос: «Почему мы хотим делать то, что мы будем делать?».

Различают уставные цели волонтерского отряда и цели конкретной деятельности.

Уставные цели – это то, ради чего люди объединились. Они носят чаще всего глобальный и более общий характер и фиксируются в основном документе, уставе.

Цель возникает тогда, когда появляется проблема. Найти, «нащупать» проблему и означает определить цель деятельности. При постановке цели важно правильно оценить свои силы

Сформулировать задачу – значит указать конкретный результат, который предполагается получить на определенном этапе работы. Волонтерскому отряду достаточно иметь не более 3–7 задач. Каждая из них формулируется так, чтобы:

· было ясно, чего конкретно следует добиться за определенный период;

· для ее решения имелись реальные условия и возможности;

· ее действительно можно было достичь именно в те сроки, на
которые она ставится;

· побуждать волонтеров действовать в направлении ее достижения.

Формулировка должна быть короткой (не более трех предложений), написана ясно и понятно, как минимум для членов объединения; сформулирована позитивно; написана в настоящем времени с предпочтением глагольных форм.

3. Запишите правила

Для кого открыт/закрыт вход в вашу организацию, как начинается проект, о чем можно/запрещено говорить, о каких вещах необходимо знать.

Без правил любая система превратится в хаос. Как минимум нужно определить организационную и корпоративную культуру

К основным элементам оргкультуры относятся: система самоуправления, структура, планирование и анализ деятельности. Все это нужно зафиксировать в Уставе. Важный момент – ведение документации. Минимальный список документов, которые должны быть в каждом общественном объединении таков:

1. Устав волонтерского отряда – основной документ.

2. Списки или картотека членов волонтерского отряда.

3. Список членов Совета волонтерского отряда.

4. Протоколы общих собраний (конференций) членов волонтерского отряда.

5. Протоколы заседаний Совета волонтерского отряда.

6. Планы работы как отряда в целом, так и каждого структурного органа.

7. Журнал учета проведенных дел.

8. Документы, приходящие в волонтерский отряд и исходящие из него (письма, запросы, заявления о вступлении и выходе из отряда и др.).

Общественное объединение будет развиваться, если будет иметь сильную корпоративную культуру. Корпоративная культура, с одной стороны, создает образ, «лицо» волонтерского отряда и позволяет ему занять свою нишу среди других общественных объединений. С другой стороны, корпоративная культура объединяет всех участников движения для достижения провозглашенных целей.

Лучше письменно зафиксировать ценности отряда и нормы поведения в нем. Они должны быть доступны для каждого члена объединения в любое время. Нормы поведения (законы, кодексы) должны создаваться самими членами волонтерского отряда, только тогда они и будут выполняться ими.

Разработайте символику объединения. Символика используется на документах, письмах, на встречах с другими организациями, на выставках, при оформлении мест проведения слетов, сборов, мероприятий и т. п.

Разработайте традиций, обряды, ритуалы объединения. Традиции не просто исторически складываются, они часто целенаправленно разрабатываются и внедряются. Даже традиционное участие вашего волонтерского отряда в местных праздниках, акциях, мероприятиях, событиях может оказать неоценимую услугу объединению в плане привлечения внимания общественности, государственных структур к его деятельности, привлечения дополнительных ресурсов для осуществления этой деятельности, привлечения новых членов в ряды самой организации.

Чем больше в организации традиций, тем сильнее ее корпоративная культура. Традиции должны:

· работать на цель, идею организации;

· быть признаваемы, уважаемы членами организации;

· сохраняться, поддерживаться.

Определите, как будете набирать и отбирать волонтеров.

4. Приступайте к планированию

Заручившись поддержкой и вооружившись советами, составьте план деятельности вашей организации. Определите, в чем будет выражаться волонтерская деятельность, где будут происходить собрания, какими другими способами будет доставляться информация для участников движения.

5. Разработайте систему обмена идеями

Например, можно проводить собрания, создать веб-сайт, вести блог или выполнять рассылку. Не ограничивайте свою фантазию указанными примерами, найдите то, что понравится людям. Добровольцы должны быть осведомлены о вашей деятельности, чтобы присоединиться к организации или выполнению задания в запланированное время.

6. Заявите о себе

Делать это стоит в первую очередь на мероприятиях, где вы можете встретить потенциальных соратников – на благотворительных концертах, выставках, презентациях. Сделайте как можно больше визитных карточек, чтобы раздавать их на мероприятиях.

Создайте группу в социальной сети и разошлите приглашения всем знакомым и незнакомым пользователям, которых вы найдете по соответствующим интересам. Наберите в поиске по людям ключевые слова: животные, помощь детям-инвалидам и т. д. Сервер выдаст вам список пользователей, которые, возможно, станут вашими соратниками.

Постарайтесь, чтобы о вас написали в прессе.

Как только вы соберете небольшую группу, начинайте организовывать интересные мероприятия. Договоритесь с детским домом о том, что вы своими силами проведете у них концерт, устройте «дог-шоу», привлекая внимание к проблеме бездомных животных. Средства массовой информации будут рады новому сюжету, а о вас узнают еще больше людей.

7. Заведите расчетный счет для помощи нуждающимся

Открыв свой счет, вы увидите, что вокруг множество людей, которые не готовы стать волонтерами, но с удовольствием помогут вам материально, если будут знать, что их деньги пойдут на нужное дело. При создании счета выберите систему, которая удобна в использовании, чтобы потенциальные спонсоры не испугались трудностей, связанных с переводом денег.

8. Ведите записи выполненных проектов.

Наличие у объединения архива – это возможность анализа его развития, использования опыта предыдущих поколений членов объединения.

Запишите миссию организации.

Не падайте духом и продолжайте попытки!

Найдите единомышленников, желающих работать вместе.

Благотворительные проекты могут быть стандартными (кормление бездомных, раздача одежды и т.д.) или направлены в любую сферу, где кто-то нуждается в помощи.

Всегда помните о цели.

Перед тем как приступить к деятельности, важно, чтобы волонтеры прошли этап предварительной подготовки, которая позволит им приобрести необходимые умения и навыки. Значимыми для волонтерской деятельности являются навыки взаимодействия друг с другом.

Деятельность руководителя волонтерского отряда

В волонтерской деятельности членов объединения или отряда сопровождает руководитель. Руководитель волонтерского отряда организует деятельность в отряде, помогает подросткам и молодежи выбрать те направления работы, которые им более интересны, которые соответствуют их возможностям. Руководитель оказывает детям моральную поддержку, выступает в роли «старшего товарища». Он проводит с детьми практические занятия, готовит их к профилактической и другой волонтерской деятельности.

Заповеди руководителя волонтерского отряда

Четко знайте цель своей работы со всеми детьми и с каждым в
отдельности.

Не злоупотребляйте правом приказывать: просьбу всегда легче и приятнее принимать.

Подростки должны знать, что ваши действия и даже голос продиктованы дружелюбием.

Работая с подростками, чаше вспоминайте, какими вы сами были в их возрасте: легче будет их понять.

Знайте о подростках все, но не используйте информацию для мелких придирок к детям, более того, умейте что-то не расслышать, не заметить, не понять.

Не столько оберегайте подростков от «дурного», сколько учите ему сопротивляться,

Учитесь сотрудничать с детьми, а не командовать ими.

Не подменяйте детский актив и не подавляйте детскую инициативу.

Будьте с подростками вместе, рядом и чуть впереди. Истинное
воспитание – воспитание правдой.

Будьте хозяином своего слова. Не смогли выполнить обещание – объясните подросткам причины и извинитесь (обещайте только то, что можете выполнить).

Уважайте детей и детский коллектив. Будьте настойчивы,
требовательны, но не грубы: грубость рождает ответную грубость.

Не осуждайте и не обсуждайте действия своего напарника в присутствии ребят.

Будьте счастливы! И пусть подростки видят это!

Если

Если ты входишь к подросткам, пусть у тебя будут теплые руки, приветливое лицо и доброе сердце.

Если подростку плохо, поставь себя на его место.

Если хочешь добиться успеха, советуйся с подростками.

Если хочешь иметь с детьми согласие, уважай разногласие.

Если ты не понимаешь шуток – «пиши пропало».

Если ты хочешь рассердиться на ребят – сосчитай до ста.

Если хочешь крикнуть на них – сосчитай до тысячи.

Если ты занимаешься пересудами, у тебя и дети будут сплетниками.

Если ты постоянно критикуешь ребят, ты сеешь вокруг уныние и скуку и учишь детей «науке ненависти».

Если детей подбадривать и одобрять, они научаться верить в себя.

Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеются, ты –
победитель.

Если ты говоришь, что у тебя в отряде ужасные дети, ты прав. У тебя они
не могут быть дружными.

Если хочешь быть хорошим руководителем, будь им!

Непременными условиями эффективной работы волонтерской организации выступают гласность, система поощрений (прежде всего морального плана). Особое значение это имеет для детей – волонтеров: тем самым осуществляется стимулирование их дальнейшей активности.

Формы и методы работы с волонтерами

Существуют следующие направления деятельности волонтерских объединений:

– психолого-педагогическое (воздействие на самочувствие и поведение участников движения);

– социально-бытовое (воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие интересы к потребности);

– социокультурное (влияние на уровень культуры, организацию досуга);

– трудовое (организация трудовой занятости, профориентационной деятельности);

– валеологическое (формирование здорового образа жизни);

– социально-правовое (повышение уровня правовой культуры, защита прав человека).

– профилактическое (предотвращение возникновения социально запущенной, маргинальной молодежи);

– лидерское (формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни);

– патриотическое (воспитание любви и уважения к Родине, обучение основам взаимопонимания, уважения к своей национальной и другим культурам);

– информационное (внедрение новых технологий, обеспечение взаимосвязи между специалистами, пропаганда новых форм, методов, методик).

Ребята сами определяют для себя те формы работы, которыми они хотели бы заниматься. Кому-то нравится проведение массовых мероприятий (акции, шествия), кому-то по душе выступления на сцене (участие в агитбригадах, шоу), кто-то склонен заниматься разработкой средств наглядной агитации и контрпропагандой наркотиков (проведение бесед, практических занятий по профилактике зависимости от ПАВ, ролевых и деловых игр).

Как создать волонтерский отряд для постоянной помощи организации

(алгоритм действий для НКО)

Члены организации поставили перед собой цель - создать волонтерский отряд для совместной работы. Для достижения этой цели обозначены следующие задачи:

1. Обучение молодых людей навыкам волонтерской деятельности.

2. Формирование позитивного представления о семьях, столкнувшихся с МВ, и о самих больных МВ.

План работы

Подготовительный этап:

1. На общем собрании членов организации выбрали инициативную группу в количестве 7 человек, которая будет задействована в подготовке мероприятий. Обязанности между членами инициативной группы распределили таким образом:

ü ответственный за связи с общественностью и поиск потенциальных доноров;

ü ответственный по взаимодействию с организациями – партнерами;

ü ответственные по обучению волонтеров;

ü ответственный по выпуску печатных материалов;

ü ответственный за оповещение членов организации.

2. Обеспечение волонтеров, задействованных на мероприятиях, одеждой с символикой организации. Одетые в футболки, с эмблемой организации, волонтеры привлекают к себе больше внимания, поднимается имидж организации.

3. Подготовка раздаточных материалов.

Заказали печать листовок, которые будут раздавать волонтеры.

4. Обучение волонтеров

· Познакомились с ребятами из Воронежского волонтерского движения. Первые совместные шаги уже были сделаны (ребята принимали участие в Благотворительной Акции, проводимой нашей организацией). Мы попросили лидеров Волонтерского движения, рассказать своим друзьям о нашей организации, и тех, кого заинтересует эта тема – пригласить на встречу.

· В уютной, доверительной атмосфере прошла встреча с уже знакомыми ребятами и знакомство с новыми. Основная цель знакомства - определить, чем хочет заниматься волонтер, в чём он заинтересован, а затем объяснить, как он может плодотворно подключиться к работе в нашей организации. Всего в этот день на встречу пришло 8 человек.

· Мы постарались доходчиво рассказать ребятам о деятельности и целях нашей Организации, о самом заболевании. Показали ролики и фотографии с мероприятий. Рассказали истории семей и о том, кто как попал в организацию.

· Молодые люди заполнили анкету волонтера , которая дает нам основную информацию о нем. На эту встречу пришли ребята уже имеющие представление о том, кто такой волонтер, ранее принимавшие участие в добровольческой деятельности. Многие вопросы, которые мы планировали затронуть, пришлось опустить.

· Далее произошло еще два обучающих занятия , направленных на мотивацию и подготовку волонтера к участию в Благотворительной Акции. Главной целью этих встреч было: помочь волонтеру понять цель своей деятельности, обеспечить его базовой и практической информацией. Занятия проводили родители ответственные за обучение волонтеров.

Основной этап (работа волонтеров):

Волонтеры во время проведения праздника рассказывали горожанам о генетическом заболевании муковисцидоз. Призывали всех не оставаться равнодушными, оказывать помощь в информировании общества, а также, по возможности, помочь финансово больным МВ.

Участники акции раздавали прохожим воздушные шары голубого цвета, голубые браслеты и информационные листовки о МВ.

Заключительный этап:

1. Встреча с целью привлечения волонтеров для постоянного сотрудничества и долгосрочной совместной деятельности.

Состоялась встреча сотрудников организации и участников Волонтерского движения Воронежской области . Во время встречи расширили представление ребят об особенностях заболевания. Подростки познакомились с историей возникновения заболевания, характеристикой, симптомами, жизненными ситуациями больных МВ.

По окончании мероприятия были подведены итоги волонтерской деятельности , были вручены благодарственные письма волонтерам , уже участвовавшим в совместных благотворительных мероприятиях. В завершение мероприятия состоялось дружеское чаепитие.

2. Члены организации выступили экспертами по теме «Волонтерство» в Фестивале школьной и молодежной самодеятельной прессы РЕПОРТЕР, проводимой ВРОДО «Искра». На факультете журналистики Воронежского Государственного университета в этот день собралось более 200 студентов и школьников старших классов. Во время этого мероприятия был организован сбор пожертвований, но акцент больше делался на мотивацию и информирование участников мероприятия о заболевании МВ

Работая с группами, во время деловой игры рассмотрели следующие вопросы:

o «Введение в добровольчество». Сессия направлена на знакомство с целями и задачами волонтерского объединения, его структурой, особенностями взаимодействия, режимом обучения, историей добровольчества. Кроме того в рамках этой сессии, постарались создать условия для знакомства волонтеров между собой.

o «Я могу быть добровольцем». Сессия направлена на обучение навыкам волонтерской деятельности.

Пообщаться с представителями школьных и студенческих редакций мы смогли и во время игры «Пресс-тур», которая была посвящена теме Фестиваля «Волонтёрство в России: кому и зачем это нужно?». На время игры ребята из педагогического отряда «Искра» перевоплотились кто в Старый дом с протекающей крышей, кто в Малыша, брошенного родителями, кто в бездомного Пса… Юным журналистам нужно было решить проблемы этих и десятка других героев с позиций волонтёра. Найти выход из непростых, хотя и смоделированных, жизненных ситуаций. Члены организации выступали в роли экспертов, каждый по своей теме. Ребята подходили к нам с заранее подготовленными вопросами, на которые мы старались дать исчерпывающий ответ. Если экспертам нравились вопросы и пути его решения, то в маршрутном листе ставилась подпись о том, что игроки прошли определенный уровень. По итогам игры самые отзывчивые и смекалистые редакции пополнили копилки своих достижений дипломами Фестиваля.

Завершилось мероприятие большими дебатами, которые ещё раз заострили внимание юных журналистов на теме Фестиваля.

Результаты: 18 заполненных анкет; 12 готовых для активной помощи добровольцев (среди них: 1 с личным автомобилем – сможет быть курьером, 1 фотограф).

Итоги:

Ребята, прошедшие собеседование, определились, чем они хотят заниматься, какая деятельность им более близка.

С нашей организацией сотрудничают студенты Воронежского государственного технического университета, Воронежского государственного педагогического университета и Воронежского государственного университета.

Большая часть ребят нацелена на участие в организации и проведении публичных мероприятий, готовы по возможности исполнять обязанности курьера.

Две девушки изъявили желание посещать стационар и заниматься/играть там с больными МВ, выполнять просьбы мам, сходить в магазин или аптеку .

Создание отряда волонтеров

1. Привлечение

· Беседа с уже знакомыми нам волонтерами

· Встреча с теми, кого заинтересовала деятельность нашей Организации

2. Ориентация и обучение

1. Раздел «Я знаю о муковисцидозе» - 1 час

2. Раздел «Введение в добровольчество» - 1 час

3. Раздел «Я могу быть добровольцем» - 1 час

4. Раздел «Общественное признание» - 2 час

Дружеское чаепитие

Поддержка, решилась часть финансовых проблем.

Расширилось представление ребят об особенностях заболевания.

Слушатели познакомились с целями и задачами волонтерского объединения, его структурой, особенностями взаимодействия.

Студенты обучились навыкам волонтерской деятельности.

Поощрение волонтеров, принимавших участие в мероприятиях, и тех, кто оказал финансовую поддержку (всего 20 благодарностей)

Сотрудники организации и добровольцы лучше узнали друг друга, пообщавшись в неформальной обстановке.

История волонтерства

Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя как и понятие "социум". В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и/или жить.

Однако только в ХХ веке, на пропахшем войной и индивидуализмом европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена.

После Первой Мировой, в 1920 во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой Войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности (см. Словарик).

Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных, гендерных и даже политических границ. Многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих НКО (некоммерческих организаций) привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей ежегодно.

1. СЕМЬ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ ВОЛОНТЕРСТВА

2. ФОРМЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ВОЛОНТЕРСКИХ ГРУПП

4. СОСТАВ ГРУППЫ

5. ОБЩЕЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

6. КТО ЖЕ ТАКИЕ ВОЛОНТЕРЫ?

7. ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЕРАМИ?

8. ЗАЧЕМ ПРИВЛЕКАТЬ ВОЛОНТЕРОВ, ЕСЛИ ЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЫ?

9. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

10. КАК ОРГАНИЗОВАНО ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

11. ФУНКЦИИ ВОЛОНТЕРОВ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
И РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

12.КТО МОЖЕТ СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ

13. СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ РАБОТАЮТ ВОЛОНТЕРЫ?

14. КТО ОРГАНИЗОВЫВАЕТ РАБОТУ МОЛОДЕЖИ
В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ?

15. КАК ПРИВЛЕЧЬ ВОЛОНТЕРОВ? КАК НАБИРАЮТ В ВОЛОНТЕРЫ?

16. КАК УДЕРЖАТЬ ВОЛОНТЕРОВ?

17. КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ СПОСОБЫ ПООЩРЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ?

18. ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ?

19. ДЕВУШКИ ИЛИ ЮНОШИ ЧАЩЕ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЕРАМИ?

Семь базовых принципов волонтерства:

ü добровольность:
мы работаем в любое время суток, но никогда не берем денег;

ü независимость:
нами руководят нужды других людей, а не люди;

ü единство:
у нас много идей, но один идеал;

ü универсальность:
мы уважаем нации, но пересекаем границы, чтобы оказать помощь;

ü гуманность:
мы служим людям, а не системам;

ü беспристрастность:
мы заботимся о жертвах- виновных и невиновных;

ü нейтральность:
мы берем инициативы, но никогда не берем стороны.

Формы волонтерской деятельности:
-
Дружеская поддержка и помощь
-Телефонное дежурство
-Постоянная телефонная связь
-Чтение вслух младшим школьникам, дошкольникам
-Общение в неформальной обстановке с младшими
-Организация дежурства при работе с преступной молодежью
-Групповая добровольческая помощь

Принципы создания волонтерских групп.

Волонтерские группы создаются преимущественно из старшеклассников общеобразовательных школ, студентов, других представителей взрослой молодежи. В порядке исключения могут быть приняты в волонтерскую группу подростки и дети, если они проявляют желание и социальную активность.

Волонтерские группы могут быть одновозрастные (ученики одного класса, студенты одного курса) и разновозрастные, собранные по интересам, но разные по возрасту.

Группы могут формироваться по общей цели. Например, студенты медицинского ВУЗа отделения педиатрии, заинтересованные в более глубоком изучении поведения детско-подростковой группы; студенты журналистского факультета, заинтересованные в отработке качеств, необходимых для сбора и обработки информации, а так же для непринужденного общения; старшеклассники, проявляющие ярко выраженные лидерские качества и.т.д

Молодые люди, входящие в волонтерские группы по профилактике наркотизма, должны быть не курящими, не пьющими. Особенно эффективно создавать группы из молодых людей решивших жить в полной свободе от табака, алкоголя и наркотиков по собственному убеждению.

Группы волонтеров для осуществления антинаркотической пропаганды и формирования трезвенного мировоззрения создаются под руководством опытного педагога-психолога, специалиста по антинаркотической профилактической работе.

Участие в благотворительной просветительской, воспитательной деятельности осуществляется на принципах добровольности и открытости.

На 1 этапе составляется список волонтерской группы. Перед тем, как выйти в детско- подростковую аудиторию, волонтеры должны пройти обучение правилам работы, установить между собою контакт, составить приблизительный план деятельности. На 2 этапе осуществлять акции профилактики, просвещения, общения, а на 3 этапе подвести итоги и обсудить выводы.

Состав группы.

Группа, в которую идет работать волонтер должна состоять из 8 - 14 человек. Желательно, чтобы группа была разнополой. Но в зависимости от темы может состоять только из мальчиков или только из девочек.

Продолжительность общения не должна превышать 45 минут.

Встречи могут проводяться 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, но обязательно с определенной цикличностью, через равные и известные детям промежутки времени.

Общее в организации занятий

Каждая встреча, должна начинаться с короткого приветствия и объявления цели данной встречи.

Заканчивать занятия лучше всего упражнением на эмоциональное единство, направленное на позитивное отношение к себе и окружающим, затем можно ответить на вопросы или задать их группе.

Можно предложить участникам вести дома дневник, в котором описывать свое отношение к тому, что они узнали, свои чувства, мысли, анализировать причины возникновения тех или иных переживаний, реакций на происходящее. Кроме того, в конце занятия ведущий предлагает участникам задание на закрепление полученных знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.

Требования к ведущему группы

Очень важно, чтобы подобные встречи проводились подготовленным волонтером, который сам прошёл специальную подготовку и сам был в роли рядового участника,

под руководством опытного педагога.

Прежде чем приступать к проведению встреч необходимо подготовить группу и настроить на успех (заинтересовать). Это выполняет опытный педагог. Он же дает краткую интригующую информацию о волонтере, который придет на встречу и буде курировать данную группу.

Оговаривается и периодичность дальнейших встреч.

Взаимодействие с администрацией школы заключается в необходимости оказания материальной помощи: выделение помещения, музыкальное оснащение, снабжение канцелярскими принадлежностями и др.

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому.

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом - помогать людям.

КТО ЖЕ ТАКИЕ ВОЛОНТЕРЫ?

Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, - добровольность (деньги не являются основным мотивом работы). Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики.

Мы называем волонтерами не-профессиональных добровольных помощников, которые прошли обучение по нашей программе и помогают осуществлять профилактическую деятельность (проведение тренингов, подготовка и проведение массовых акций, станционных игр, участие в разработке полиграфической продукции и т.п.) Как правило, наши волонтеры являются равными по возрасту и социальному статусу целевой группе (то есть в основном это подростки и молодежь).

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЕРАМИ?

Причины могут быть разными, и вот основные:

ЗАЧЕМ ПРИВЛЕКАТЬ ВОЛОНТЕРОВ, ЕСЛИ ЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЫ?

Слово «профессионал» и слово «волонтер» не противоречат друг другу, но они и не взаимозаменяемы.

Профессионал тоже может выступать в качестве волонтера, работая на проект бесплатно. Как показывает практика, привлечь профессионалов к организации и проведению профилактических мероприятий не всегда возможно, особенно в необходимом количестве, поэтому приходится прибегать к помощи волонтеров - непрофессионалов.

Привлечение волонтеров дает ряд преимуществ:

  1. Экономические

Чтобы понять экономическую эффективность, следует произвести обычный расчет.
Предположим, что в вашем проекте охват целевой группы - 4 тысячи человек. Если проводить по 3 часа тренингов с каждой группой (200 групп - по 20 человек), то вам, если вы работаете один, потребуется 200 дней. Если работаете вдвоем - 100 дней, 50 - если вчетвером. В общем, чтобы вы могли проводить мероприятия раз в месяц и при этом могли еще заниматься своими обычными делами, вам необходимо 20 человек. 10 дней - 10 групп на каждого. Где взять столько человек, особенно если у вас работает пятеро, и из них только двое могут реально проводить профилактические программы? Да если еще учитывать минимальную оплату труда (если кто согласится) в 1000 рублей - вам надо 20000 рублей без учета расходов на проведение мероприятий. Где же взять ресурсы? - Волонтеры!

  1. Идеологические

Если суть вашей работы - распространение идей, то ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека - не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать - привлечь к информированию других. Один из самых действенных способов усвоения информации - передача ее кому-либо.

  1. Коммуникативные

Хорошего контакта с группой профессионалы не всегда могут достичь. Использование волонтеров как ретрансляторов информации и позитивного опыта дает явный качественный эффект. Такие подходы, как равное обучение, посредничество, лидерство дают возможность достичь более эффективной передачи информации на уровне, соответствующем аудитории.

  1. Оценочные

Мнения волонтеров - это «взгляд со стороны», который может быть полезен для оценки качества работы организации, ее коррекции и улучшения.

  1. Количественные

За счет волонтеров происходит значительное увеличение количества представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

Все начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости сделать так же, как у кого-то и осознания того, что на реализацию всего этого не хватает человеческих ресурсов.

Как правило, вначале собирается инициативная команда, затем к ней присоединяются волонтеры, которые либо проходят предварительное обучение, либо сразу подключаются к работе.

КАК ОРГАНИЗОВАНО ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

Разнообразие форм и систем волонтерских движений может поразить воображение.
Но в основном все формы организации можно разделить на несколько весьма условных групп.

  1. «Команда» - группа от 3 до 30 человек активистов, созданная и работающая на базе общественной организации, молодежного клуба или учебного заведения. Группа имеет своего лидера (руководителя), установленное место сбора, план работ. Как правило, основным движущим и объединяющим фактором участников группы является общение в хорошей компании. Многое также зависит и от лидера «команды».
  2. «Агентство» - независимые друг от друга отдельные люди, объединенные общей идеей и привлекаемые по мере необходимости. Как правило, агентство имеет ядро в виде инициативной группы, которая время от времени организует мероприятия.
  3. «Система» - объединение команд, агентов, подчиняющихся общим правилам и идеологии. Подобная форма организации имеет финансовую поддержку, офис, документацию, а порой и официальную регистрацию.

ФУНКЦИИ ВОЛОНТЕРОВ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
И РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

Использование волонтеров возможно во множестве сфер деятельности, но, учитывая тематику данного пособия, ниже мы перечислили только те виды деятельности, которые касаются профилактики:

  • Проведение профилактических занятий или тренингов.
  • Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр.
  • Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).
  • Первичное консультирование и сопровождение.
  • Подготовка других волонтерских команд и участников.
  • Работа с закрытыми группами (наркозависимые, проститутки, военнослужащие, дворовые тусовки).
  • Творческая деятельность. Разработка станционных игр, массовых акций, создание плакатов, брошюр, видеороликов.
  • Сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.
  • Экспертная деятельность по оценке качества услуг.

КТО МОЖЕТ СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ?

Стать волонтером может любой человек от 13 лет (но бывают и исключения, волонтерами становятся ребята младшего возраста). Так что в принципе никаких возрастных ограничений для того, чтобы стать волонтером, нет.

В профилактической работе наиболее хорошо
себя зарекомендовали 4 группы:

  1. Старшеклассники, учащиеся колледжей (профтехучилищ);
  2. Студенты вузов;
  3. Медицинские работники, психологи, педагоги, социальные работники, социологи;
  4. Сотрудники общественных организаций.

Потенциально, помимо перечисленных категорий,
волонтерами могут стать:

  1. Родственники, знакомые, друзья;
  2. Друзья родственников, друзей и знакомых;
  3. Участники проведенных тренингов;
  4. Молодежь, приглашенная в рамках информационной кампании;
  5. Посетители подростковых и молодежных клубов.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ РАБОТАЮТ ВОЛОНТЕРЫ?

От 1 дня до 5 лет. Одни могут прийти 1 раз и уже больше никогда не появиться. Другие работают от 6 месяцев до 2 лет и, как правило, получив то, что хотели, уходят, так как у них появляются другие интересы, проблемы и новые перспективы. Есть и те, кто работает более 3–5 лет. Именно такие люди писали эту книгу. Почему 3–5, а не 10? Потому что через 3–5 лет волонтер, посвящающий все свое свободное время интересному для него делу, становится профессионалом и, как правило, начинает работать в организации уже как специалист.

Уход волонтеров - процесс необратимый. Кому-то стало интересней в другом деле, кто-то уехал, обзавелся семьей, нашел работу. Но по опыту РОО «Взгляд в будущее» ничто не проходит бесследно, и существует феномен возврата. Люди, снимая с себя тяжкое бремя волонтера, уходят учиться, работать, заниматься семьей. Но проходит время, и один за другим многие из них приходят помогать, отдавая свои силы и часть своего времени на благое дело. Поэтому главное, чтобы, уходя, волонтеры чувствовали, что им будут всегда рады.

КТО ОРГАНИЗОВЫВАЕТ РАБОТУ МОЛОДЕЖИ
В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ?

Руководители молодежных, общественных организаций, медицинских учреждений, учебных заведений, работающие в них инициативные специалисты, сотрудники фондов - все те, кто заинтересован в расширении и улучшении работы с молодежью.

КАК ПРИВЛЕЧЬ ВОЛОНТЕРОВ? КАК НАБИРАЮТ В ВОЛОНТЕРЫ?

В самом вопросе «Как привлечь волонтеров?» содержится намек на ответ. Вначале сделайте так, чтобы ваша команда или движение были привлекательными. Нужны приманки, например, форма, полиграфическая продукция, положительные отзывы в СМИ. А главное - ядро вашего движения (команды) должны составлять позитивные энергичные люди, с ярко выраженными лидерскими качествами, за которыми хотелось бы идти, и идти было бы весело.

Необходима информационная кампания (распространение информации) о волонтерском движении. Обычно привлечение волонтеров происходит через:

  • Объявления, стенды, листовки в местах скопления молодежи (клубы, школы, тусовки). Пример объявления для набора волонтерских групп см. в Приложении к статье «Молодежное Движение «ЭХО».
  • Наборы из групп клиентов или участников тренингов.
  • Наборы в других организациях, переманивание или вовлечение в работу из других сфер деятельности.
  • Проведение всевозможных акций.
  • Приглашения через друзей и близких.

Если информация направлена на людей, совсем далеких от профилактики, есть несколько «вкусных наживок» для молодежи:

  • Значимость предлагаемого.
  • Общение и времяпрепровождение.
  • Карьерный рост и улучшение своего социального положения (ты будешь круче других).
  • Слава и известность.
  • Юмор.
  • Дух свободы: приходи, не понравится - уйдешь!
  • Опыт предыдущих: показать, как здорово все сделали до них и как можно сделать еще круче.
  • Всевозможные незначительные материальные блага (например, сувениры, пока ничем не обоснованные), то есть халява.
  • Внедренная мысль о том, что если ты не волонтер - с тобой что-то не так.

Понимание идеи, осознание значимости, энтузиазм появляются чуть поз же, когда люди уже включаются в деятельность.

КАК УДЕРЖАТЬ ВОЛОНТЕРОВ?

  • Доверие. Если тебе доверяют, значит, уважают и ценят! Доверяйте волонтерам посильную работу, и если она увенчается успехом, вы все будете очень довольны.
  • Понимание значимости и сути работы. Волонтеры должны пройти обучение, принимать участие в составлении плана работ и видеть положительные результаты своей деятельности.
  • Карьерный рост. Для этого практически во всех организациях распределены должности и создана иерархия. В зависимости от успехов человек приобретает тот или иной статус, что не только повышает его самооценку, но и развивает чувство ответственности.
  • Новая деятельность. Молодым людям свойственно пробовать себя в различных видах деятельности, и чем больше вы предоставите таких возможностей, тем интереснее им будет работать. Пусть тот, кто не очень хорошо проводит занятия, попробует себя в разработке полиграфии или анкетировании, или подготовке акций.
  • Перспектива. Например, возможность получения рабочего места в организации, поездка, обучение на семинаре, рекомендательное письмо для поступления в вуз или получения работы, получение премии.
  • Поощрения (см. ниже).

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ СПОСОБЫ ПООЩРЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ?

  • Похвала. Но помните, что главное в похвале - своевременность и объективность, иначе она становится лестью.
  • Доска почета на видном месте.
  • Вручение грамоты.
  • Благодарственное письмо на место работы, учебы или родителям.
  • Личная благодарность от известного человека (представителя администрации города или звезды).
  • Присвоение очередного звания, должности.
  • Знак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение.
  • Представительство на конференции, выставке.
  • Материальное вознаграждение (денежная премия или подарок, например, плеер, с дарственной надписью).
  • Наем на работу по результатам деятельности в волонтерском движении.
  • Допуск до ресурсов (компьютер, Интернет, принтер, ксерокс, видеокамера).
  • Поручение ответственных работ.
  • Публичное признание заслуг с привлечением прессы или ТВ, друзей, или вручение чего-либо при большом стечении народа.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ?

  • Помещение. Как показала практика, если волонтерам негде собираться, мотивация и эффективность работы снижаются. При наличии помещения волонтеры имеют возможность общаться, готовиться к занятиям, обмениваться опытом.
  • Поддержка. Ничто так не разваливает волонтерские группы, как пренебрежительное к ним отношение и скептицизм в отношении их деятельности. Ребята это быстро понимают и уходят. Отношение к волонтерам должно быть таким же уважительным, как к сотрудникам. Многие вещи волонтеры в силу возраста и отсутствия полномочий сделать не могут. В составе волонтерской группы должен быть взрослый участник или руководитель, способный решать проблемы «взрослого характера».
  • Обучение. Иначе вопросы: «Зачем заниматься этой деятельностью и как это делать?», - останутся без ответа.
  • Материальное обеспечение. Рано или поздно материальные затраты все же потребуются. При работе волонтеров они минимальны, но есть. В основном это расходы на канцелярские товары, призы, транспорт.

ДЕВУШКИ ИЛИ ЮНОШИ ЧАЩЕ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЕРАМИ?

К сожалению, в большинстве случаев, девушки. Соотношение 3 к 1. Возможно, это связано с тем, что волонтерская деятельность связана во многом с преподаванием и общением с людьми, а это считается «женским уделом». Однако если посмотреть соотношение оставшихся через 2 года, то пропорция может уже быть 1 к 1.

Чтобы не показаться голословными и пояснить, на основе чего мы сделали все эти обобщения, предлагаем вашему вниманию достоверный рассказ об инициированном нами волонтерском движении, которое действует до сих пор, и надеемся, проживет еще несколько лет, а может, и увеличится. Кстати, до сих пор движение пополняется новыми командами, так что, если хотите присоединиться, добро пожаловать!

Без подразделения ВЫСШИЙ СОВЕТ ГЕО-СПАС МИИГАиК ВСКС ДСО-СПАС КП 11 ДСО-СПАС МГППУ ИСПОЛКОМ МАМИ-СПАС ОССО - Вода ОССО - Горы ОССО - Кинологи ОССО - ПРТК ОССО - Руководство ОССО - Спелеологи ОССО - Туристы Региональное подразделение Коми Региональное подразделение Адыгея Региональное подразделение Алтай Региональное подразделение Амурская обл. Региональное подразделение Архангельская обл. Региональное подразделение Байконур Региональное подразделение Башкортостан Региональное подразделение Белгородская обл. Региональное подразделение Брянская обл. Региональное подразделение Бурятия Региональное подразделение Владимирская обл. Региональное подразделение Волгоградская обл. Региональное подразделение Вологодская обл. Региональное подразделение Воронежская обл. Региональное подразделение Дагестан Региональное подразделение Еврейская Аобл Региональное подразделение Забайкалье Региональное подразделение Ивановская обл. Региональное подразделение Ингушения Региональное подразделение Иркутская обл. Региональное подразделение Кабардино-Балкария Региональное подразделение Калининградская обл. Региональное подразделение Калмыкия Региональное подразделение Калужская обл. Региональное подразделение Камчатский край Региональное подразделение Карачаево-Черкессия Региональное подразделение Карелия Региональное подразделение Кемеровская обл. Региональное подразделение Кировская обл. Региональное подразделение Костромская обл. Региональное подразделение Краснодарский край Региональное подразделение Красноярский край Региональное подразделение Курганская обл. Региональное подразделение Курская обл. Региональное подразделение Ленинградская обл. Региональное подразделение Липецкая обл. Региональное подразделение Магаданская обл. Региональное подразделение Марий Эл Региональное подразделение Мордовия Региональное подразделение Москва Региональное подразделение Московская обл. Региональное подразделение Мурманская обл. Региональное подразделение Ненецкий АО Региональное подразделение Нижегородская обл. Региональное подразделение Новгородская обл. Региональное подразделение Новосибирская обл. Региональное подразделение Омская обл. Региональное подразделение Оренбургская обл. Региональное подразделение Орловская обл. Региональное подразделение Пензенская обл. Региональное подразделение Пермский край Региональное подразделение Приморский край Региональное подразделение Псковская обл. Региональное подразделение Ростовская обл. Региональное подразделение Рязанская обл. Региональное подразделение Самарская обл. Региональное подразделение Санкт-Петербург Региональное подразделение Саратовская обл. Региональное подразделение Саха/Якутия Региональное подразделение Сахалинская обл. Региональное подразделение Свердловская обл. Региональное подразделение Сев.Осетия-Алания Региональное подразделение Смоленская обл. Региональное подразделение Ставропольский край Региональное подразделение Тамбовская обл. Региональное подразделение Татарстан Региональное подразделение Тверская обл Региональное подразделение Томская обл. Региональное подразделение Тульская обл. Региональное подразделение Тыва Региональное подразделение Тюменская обл. Региональное подразделение Удмуртия Региональное подразделение Ульяновская обл. Региональное подразделение Хабаровский край Региональное подразделение Хакасия Региональное подразделение Ханты-Мансийский АО Региональное подразделение Челябинская обл. Региональное подразделение Чеченская респ. Региональное подразделение Чувашия Региональное подразделение Чукотский АО Региональное подразделение Ямало-Ненецкий АО Региональное подразделение Ярославская обл. Региональное подразделение ЯЯ Спасрезерв СПСО МАИ ССО МПГУ ССО Скальпель ЦСО ВСКС РОССОЮЗСПАС

Слово «профессионал» и слово «волонтер» не противоречат друг другу, но они и не взаимозаменяемы. Профессионал тоже может выступать в качестве волонтера, работая на проект бесплатно. Как показывает практика, привлечь профессионалов к организации и проведению профилактических мероприятий не всегда возможно, особенно в необходимом количестве, поэтому приходится прибегать к помощи волонтеров - непрофессионалов.

Привлечение волонтеров дает ряд преимуществ :

1.Экономические

Чтобы понять экономическую эффективность, следует произвести обычный расчет. Предположим, что в вашем проекте охват целевой группы - 4 тысячи человек. Если проводить по 3 часа тренингов с каждой группой (200 групп - по 20 человек), то вам, если вы работаете один, потребуется 200 дней. Если работаете вдвоем - 100 дней, 50 - если вчетвером. В общем, чтобы вы могли проводить мероприятия раз в месяц и при этом могли еще заниматься своими обычными делами, вам необходимо 20 человек. 10 дней - 10 групп на каждого.

Где взять столько человек, особенно если у вас работает пятеро, и из них только двое могут реально проводить профилактические программы? Да если еще учитывать минимальную оплату труда (если кто согласится) в 1000 рублей - вам надо 20000 рублей без учета расходов на проведение мероприятий.

Где же взять ресурсы? - Волонтеры!

2.Идеологические

Если суть вашей работы - распространение идей, то ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека - не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать - привлечь к информированию других. Один из самых действенных способов усвоения информации - передача ее кому-либо.

3.Коммуникативные

Хорошего контакта с группой профессионалы не всегда могут достичь. Использование волонтеров как ретрансляторов информации и позитивного опыта дает явный качественный эффект. Такие подходы, как равное обучение, посредничество, лидерство дают возможность достичь более эффективной передачи информации на уровне, соответствующем аудитории.

4.Оценочные

Мнения волонтеров - это «взгляд со стороны» , который может быть полезен для оценки качества работы организации, ее коррекции и улучшения.

5.Количественные

За счет волонтеров происходит значительное увеличение количества представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей.

С чего начинается волонтерское движение?

Все начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости сделать так же, как у кого-то и осознания того, что на реализацию всего этого не хватает человеческих ресурсов. Как правило, вначале собирается инициативная команда, затем к ней присоединяются волонтеры, которые либо проходят предварительное обучение, либо сразу подключаются к работе.

Как организовано волонтерское движение?

Разнообразие форм и систем волонтерских движений может поразить воображение. Но в основном все формы организации можно разделить на несколько весьма условных групп.

1.«Команда» - группа от 3 до 30 человек активистов, созданная и работающая на базе общественной организации, молодежного клуба или учебного заведения. Группа имеет своего лидера (руководителя), установленное место сбора, план работ. Как правило, основным движущим и объединяющим фактором участников группы является общение в хорошей компании. Многое также зависит и от лидера «команды».

2.«Агентство» - независимые друг от друга отдельные люди, объединенные общей идеей и привлекаемые по мере необходимости. Как правило, агентство имеет ядро в виде инициативной группы, которая время от времени организует мероприятия.

3.«Система» - объединение команд, агентов, подчиняющихся общим правилам и идеологии. Подобная форма организации имеет финансовую поддержку, офис, документацию, а порой и официальную регистрацию.