Юридические формы финансового контроля. Формы и методы финансового контроля. Виды контроля по субъектному составу

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

  1. государственный финансовый контроль;
  2. внутрихозяйственный финансовый контроль;
  3. общественный финансовый контроль;
  4. независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления. Объектом ведомственного контроля является производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций. Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия в целом, а также его структурных подразделений в отдельности.

Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время. В настоящее время общественный контроль приобрел новые формы (контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов).

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы или службы. Независимая аудиторская проверка предоставляет пользователям финансовой отчетности дополнительное подтверждение достоверности данных о деятельности компании. Условием проведения аудиторских проверок является независимость проверяющего от руководства проверяемого предприятия и от результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Формы финансового контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий.

Осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов, финансовых планов учреждений, организаций; проектов законов.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент проведения финансовых операций в целях предупреждения злоупотреблений при получении и расходовании средств.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа бухгалтерской и финансовой отчетности. Его целью является оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности экономическихсубъектов.

По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

Проверки проводятся на основе отчетной документации, балансовых и расходных документов. В процессе проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения негативных последствий.

Обследования охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей субъекта в целях определения его финансового состояния и перспектив развития.

Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности.

Ревизия представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

Методы проведения контроля: проверки; обследо­вания; надзор; анализ финансового состояния; наблю­дение (мониторинг); ревизии. Проверка - это метод финансового контроля, предусмат­ривающий исследование отдельных вопросов финансовой деятельности тех или иных субъектов на основе документов, получения объяснений от обязанных лиц, а также осмотра помещений и других объектов.

Формы, виды и основные методы финансового контроля

Проверки бывают тематиче­ские и документальные.

Тематические проверки - это изучение отдельных сто­рон финансово-хозяйственной деятельности подконтроль­ного объекта. Разновидностью тематической проверки явля­ется налоговая проверка, которая бывает камеральной и выездной.

Документальные проверки - это изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта только на основании документов: балансов, счетов, отчетов и др.

Обследование производится в отношении отдельных сто­рон финансовой деятельности и опирается на более широ­кий круг показателей, чем проверки, используя такие приемы, как опрос и анкетирование.

Надзор проводится контролирующими органами за эко­номическими субъектами, которые осуществляют тот или иной вид финансовой деятельности с помощью лицензии, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нор­мативов.

Анализ финансового состояния означает детальное изу­чение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль, ко­торый осуществляется со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состо­янием организации-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования, требованию досроч­ного возврата ссуды.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, предполагающий полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономическо­го субъекта с целью проверки ее законности, правильности, -целесообразности и эффективности.

Ревизии могут быть:

полными и частичными;

2. комплексными и тематическими;

3. плановыми и внеплановыми.

⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 127 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Финансовый контроль это регламентированная норма­ми права деятельность государствен-ных, муниципальных, об­щественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевремен-ности и точности финансового планирования, обо­снованности и полноты поступления доходов в соответствую­щие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является одним из важнейших средств обеспечения законности в финансовой деятельности.

19.Финансовый контроль, его сущность, виды, формы и методы

Он призван обеспечить соблюдение действующего законода­тельства в области налогообложения, валютных операций, страхования и т.д. Действенность финансового контроля, осуществляемого органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами и другими субъектами, в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Государственный финансовый контроль – это способ реализации финансовой политики госу-дарства, он помогает созданию условий для финансовой стабилизации. В Указе Президента РФ
«О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 23 июля 1996 г. № 1095 сказано, что государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресур-сов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, а также специально созданными органами исполнительной власти.

Законодательно признано необходимым проведение данного контроля не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических сверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федераль­ного бюджета.

Государственный контроль в пределах своей компетенции осуществляют также органы представительной (законодатель­ной) и исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции. Субъектами государственного финансового контроля в соответствии с установленным законода-тельством Российской Федерации разграничением функций и полномочий являются следующие органы:

– Счетная палата Российской Федерации;

– Центральный банк Российской Федерации;

– Министерство финансов Российской Федерации (Глав­ное управление Федерального казна-чейства, Департамент страхового надзора, Департамент государственного финансового контроля и аудита, Контрольно-ревизионное управление);

– Министерство Российской Феде­рации по налогам и сборам;

– Государственный таможенный комитет Российской Фе­дерации;

– контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

– иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств феде-рального бюджета и феде­ральных внебюджетных фондов.

Среди правоохранительных органов, осуществляющих финансовый контроль, следует назвать Прокуратуру РФ, МВД России (в частности, Управление по борьбе с экономическими преступ-лениями), Государственный таможенный комитет РФ.

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

Финансовый контроль, кроме того, можно классифицировать по времени проведения, по субъектам контроля, по сферам финансовой деятельности, по форме проведения и методам проведения.

По времени проведения финансовый контроль можно разделить на:

а) предварительный, который применяется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам.

Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба финансовой деятельности предприятия, учреждения;

б) текущий, который осуществляется в процессе реализации финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций, а также при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп законодательных органов местного самоуправления, парламентских слушаниях и в связи с депутатскими запросами. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами, при этом ему свойственны оперативность и гибкость;

в) последующий, который организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций, в процессе рассмотрения и утвержде-ния отчетов об исполнении бюджетов. Его задачами являются: выявление недостатков и упущений, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной ответственности виновных лиц.

Посубъектам контроляфинансовый контроль классифицируется на:

а) президентский;

б) контроль представительных органов власти и местного самоуправления;

в) контроль исполнительных органов власти;

г) контроль финансово-кредитных органов;

д) ведомственный;

е) внутрихозяйственный;

ж) аудиторский.

Формами финансового контроля являются способы конк­ретного выражения и организации контрольных действий. По форме проведения финансовый контроль бывает: обязательный (внеш-ний) и инициативный(внутренний).

Читайте также:

Внутриведомственный финансовый контроль — это специфическая система сбора, обобщения и анализа информации о финансово-экономической деятельности подконтрольного объекта. Его целью является определение законности проведенных операций, а также полноты и достоверности учета, отчетности и отдельных социально-экономических показателей.

Формы и методы финансового контроля

Причем выполняется он внутри конкретного ведомства или министерства.

На ведомственном уровне контрольные функции выполняют специально созданные контрольно-ревизионные группы. Например, межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита при Министерстве обороны РФ.

Основные задачи внутриведомственного финконтроля детализированы. Помимо соблюдения действующего законодательства и оценки правильности ведения учета и составления отчетов, к задачам относят:

  • выявление фактов хищения, недостач и нецелевого использования средств;
  • принятие мер по возмещению причиненного ущерба ответственными лицами;
  • надзор за своевременностью внедрения профессиональных стандартов, их исполнением;
  • разработка и усовершенствование действующих методик, стандартов и правил с учетом особенностей специфики деятельности ведомства, учреждения;
  • разработка предложений, направленных на снижение количества нарушений, исключения факторов, повлекших эти нарушения.

Периодичность проведения проверок

Периодичность внутренних проверок утверждена в Указе Президента РФ от 25.07.1996 (в ред. Указов от 25.07.2000 № 1358, от 18.07.2001 № 872). Так, для получателей средств федерального бюджета ведомственный государственный финансовый контроль проводится раз в год, а для распорядителей средств федерального бюджета — раз в два года. Причем внеплановые проверки в данные условия не включаются. Незапланированные контрольные мероприятия могут быть проведены при смене руководства, материально-ответственных лиц или главного бухгалтера.

Особенности организации внутреннего финансового контроля

Финконтроль должен быть организован не только на уровне министерств, ведомств и госструктур, но и на уровне каждой государственной (муниципальной) организации.

В учреждении для организации ФК создается специальная комиссия, члены которой обязаны осуществлять контрольные мероприятия. Чтобы регламентировать деятельность комиссии в госучреждении, следует разработать и утвердить положение о финконтроле.

Ответственность за организацию ФК возлагается на руководителя организации.

Результаты проверок должны быть оформлены отдельным актом, в котором отражены не только выявленные нарушения и отклонения от установленных стандартов, но и рекомендации по повышению качества учета, снижения количества нарушений и исправлению выявленных недостатков. Причем устранить все недостатки придется в установленный срок.

Вневедомственный финансовый контроль

Одним из видов государственного финансового надзора является вневедомственный или внешний контроль. Особенность данного подвида государственного надзора заключается в организации контрольно-ревизионных мероприятий специальными финансово-кредитными организациями, которые не связаны с их ведомственной принадлежностью.

Примером внешнего общегосударственного контроля могут быть камеральные проверки Налоговой инспекции по своевременной уплате налоговых обязательств и предоставления отчетности.

Внешний госконтроль имеет систематический, повседневный и регулярный характер, то есть осуществляется постоянно, независимо от ведомственной принадлежности, объемов и методов ведения учета, организационно-правовой формы, статуса и прочих факторов.

Формы, методы финансового контроля

Финансовый контроль: понятие, виды, формы и методы

Финансовый контроль это регламентированная нормами права дея тельность государственных, муниципальных, общественных и иных хо­зяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности фи­нансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Виды финансового контроля

По контролирующим субъектам финансовый конт­роль может бытьгосударственным, внутрихозяйственным, финансо­во-кредитных органов, общественным и неза­висимым (аудиторским).

По направлениям (объектам) финансового контроля он подразделяется на: бюджетный, налоговый, страховой, банковский, инвестиционный, таможенный, валютный и др.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения за­конности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван пре­дупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денеж­ных средств, определять целенаправленность и эффективность использования фондов финансовых ресурсов.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от степени организации контрольно-ревизионной работы.

Подформой финансового контроля понимают способы конкретного вы­ражения и организации контрольных действий. В зависимости от време­ни совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий, которые осуществляются в соответствующих формах.

Предварительный финансовый контроль производится до совершения финансово-хозяйственных операций в форме: проверки финансово-плановых документов, проверки приходно-расходных документов при их подписании руководителем и главным бухгалтером (оформления 1 и 2 подписи), регистрации и утверждения штатных расписаний, проверки и визирования договоров, проверки авансовых отчетов и др. Кроме того, предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной си­стемы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии лимитов бюджетных назначений и перечисле­нии бюджетных средств, оплаты расходных документов через территориальные органы федерального казначейства.

Последующий контроль проводится после совершения финансово-хозяйственных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности, целесообразности и экономической эффективности. Эта форма контроля осуществляется в форме: ревизии, разнообразных проверок (тематических, оперативных, углубленных, кустовых и др.), анализа отчетов и балансов, а также с использованием других форм непосредственно на месте - на пред­приятиях, в учреждениях и организациях.

проводится непосредственно в про­цессе операций по расходованию и поступлению денежных средств, является разновидностью управленческого финансового контроля, осуществляемого на всех стадиях управленческого решения, связанного с образованием, распределением и использованием фондов финансовых ресурсов и осуществляется форме мониторинга (наблюдения). На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогаетпредотвратить совер­шение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски, обеспечивает достижение целей управления. Объектомтекущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств, исполнением бюджетов и смет. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расхо­дованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществле­ния. Основные методы финансового контроля объединяются в 4 группы:

Методы документального контроля , которые основываются на проверке документов, подтверждающих совершение финансово-хозяйственных операций (проверка существа операции, ее счетная проверка и др.).

Методы фактического контроля основываются на проверке фактического наличия денежных, материальных и иных средств (активов), установления их соответствия данным бухгалтерского учета (инвентаризация, контрольная закупка, контрольный обмер или вскрытие и др.).

Расчетно-аналитические методы , которые основываются на причинно-следственных взаимосвязях между событиями и явлениями, а также плановыми, учетными и отчетными данными (логическая оценка сведений, анализ бухгалтерской отчетности, выборка и группировка данных и др.)

Информативные методы — получение дополнительной информации, подтверждающей вид и размер финансового нарушения, причины и виновных лиц, обстоятельства и иные факты его совершений (письменные объяснения, справки и др.).

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая про­водится с целью установления законности, целесообразности и экономической эффективности каждой финансовой операции и деятельности должностных лиц по их совершению, оценке состояния финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ре­визий. Они проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчет­ности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной про­граммы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

ü проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгал­терскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, цен­ных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

ü проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать скла­ды, кассы, кладовые;

ü привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

ü получать от должностных и материально-ответственных лиц письмен­ные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

Ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах: министерствах, федеральных службах и агентствах. Пла­новые ревизии организаций, совершающих кассовые операции, проводятся не реже одного раза в год, а — не совершающих кассовые операции, — не реже двух раз в год.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

4.3. Формы и методы финансового контроля

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля:предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится до совершения каких-либо финансовых операций (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом, путем анализа отчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций.

В зависимости от волеизъявления субъектов финансовых правоотношений и требований законодательства выделяют обязательный и инициативный финансовый контроль.

Обязательный контроль проводится в силу требований законодательства в установленные сроки. К нему относится, в частности, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ.

Инициативный контроль самостоятельно определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

В зависимости от сферы финансовой деятельности финансовый контроль подразделяется на бюджетный, налоговый, валютный, страховой, банковский, контроль за денежной денежным обращением.

Под методами контроля понимаются приемы и способы его осуществления. Финансовый контроль осуществляется, как правило, двумя основными методами: ревизией и проверкой.

Ревизия – это способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведение бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

Проверка – способ контроля, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

По месту проведения контрольных действий проверка (ревизия) подразделяется на камеральную и выездную.

Камеральная проверка (ревизия) проводится контролирующим органом по месту своего нахождения на основе данных различных документов, представленных субъектами хозяйствования или их представителями, а также на основании имеющихся у контролирующего органа документов и сведений.

Выездная проверка (ревизия) проводится непосредственно по месту нахождения субъекта хозяйствования.

По периодичности проведения проверки (ревизии) делятся на плановые и внеплановые.

Плановая проверка (ревизия) проводится на основе ежемесячных или квартальных графиков проверок, утвержденных приказом или распоряжением начальника (заместителя начальника) контролирующего органа. Плановые проверки (ревизии) одного и того же субъекта предпринимательской деятельности могут проводиться не более одного раза в год. Внеплановая проверка (ревизия) одного и того же субъекта предпринимательства проводится только по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, налоговых, правоохранительных и судебных органов. Иные контролирующие органы вправе обращаться к указанным государственным органам и Совету по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь с предложениями о необходимости проведения внеплановых проверок.

Внеплановая тематическая оперативная проверка проводится с целью оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности. Срок ее проведения в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения не должен превышать трех рабочих дней. Такие проверки не включаются в планы работы (т.е. являются внеплановыми), назначаются руководителем контролирующего органа или его уполномоченным заместителем непосредственно перед началом проведения. Основанием для назначения таких проверок может служить необходимость контроля (например, за соблюдением порядка проведения валютных операций, валютно-обменных операций с участием физических лиц, осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров).

Выделяют также встречную проверку, под которой понимается установление фактического отражения субъектом предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществляющихся с другими субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых проводятся плановые или внеплановые проверки.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе проверки (ревизии) различают сплошные проверки (ревизии), заключающиеся в исследовании всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период, и выборочные (ревизии), суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

По полноте охвата проверяемых материалов проверки (ревизии) подразделяются на комплексные , при которых проверяется финансовая деятельность субъекта хозяйствования в различных областях (в них принимают участие одновременно контролирующие работники нескольких органов), и тематические , сводящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

Также возможно проведение встречной проверки , которая проводится в целях установления фактического отражения налогоплательщиком в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых проводятся плановые или внеплановые проверки. Встречная выездная налоговая проверка проводится по мере необходимости и на основании предписания ИМНС Республики Беларусь. В любом случае она всегда носит вспомогательный характер и невозможна без основной проверки налогоплательщика, поэтому ее вряд ли можно считать самостоятельной разновидностью налоговой проверки.

Для более эффективного финансового контроля используют такой вид как совместная проверка . Эта проверка проводится несколькими контролирующими (надзорными) органами, за исключением проверки, проводимой вышестоящим контролирующим (надзорным) органом с участием должностных лиц нижестоящих контролирующих (надзорных) органов, а также проверки, проводимой органами Комитета государственного контроля, прокуратуры с привлечением к участию в проверке представителей других контролирующих (надзорных) органов.

Контрольная проверка проводится для установления фактов устранения субъектами хозяйствования нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки. Ее продолжительность не должна быть более пяти рабочих дней. Вместе с тем, если в процессе контрольной проверки возникает необходимость в испытании продукции или обследовании производства, то по решению руководителя государственного органа срок контрольной проверки может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.
Дополнительная проверка назначается для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего органа (должностного лица) или на требование (предписание) об устранении нарушений.

Виды и формы финансового контроля

Ее причинами являются необходимость изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды; факты несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок. Срок проведения дополнительной проверки не может превышать 10 рабочих дней. Это правило не распространяется на дополнительные проверки, инициированные органами уголовного преследования по возбужденному уголовному делу либо осуществляемые по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов в отношении находящихся в их производстве дел (материалов).

Выделяют также другие методы финансового контроля.

Анализ представляет собой детальную проработку документации с целью общей оценки результативности и эффективности. Он проводится на базе текущей и годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

Обследование , которое заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, но проводятся контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, наблюдения и т. д.

Под формами финансового контроля понимают способы конкретного выражения организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий (Рисунок 1).

Рисунок 1- Формы финансового контроля

Предварительный контроль предшествует фактическому расходованию и поступлению средств. Главная цель предварительного контроля - выявление возможности увеличения доходов и пути наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.

Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, финансовых планов и программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансово-экономических документов и проектов законов. Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий, организаций на текущие и капитальные расходы.

Текущий контроль осуществляется в процессе финансирования плановых мероприятий и мобилизации доходов. Он заключается в анализе оперативных данных, текущей отчетности контролируемыми организациями. В процессе его выявляются и недостатки в работе отдельных организаций. Текущий контроль позволяет предупредить неоправданное расходование средств и улучшить работу по мобилизации доходов.

Он опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов роста рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции, просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений.

Последующий контроль проводится финансовыми органами в трех формах: документальная ревизия, проверка и анализ отчетов.

Документальная ревизия устанавливает обеспеченность сохранности, законности, целесообразности использования материальных ценностей и денежных средств.

Проверка проводится экономистами финорганов на закрепленном за ними участке работы (по бюджету, налогам).

Третьей формой последующего контроля является анализ финорганами отчетов ведомств, управлений, отделов исполнительных органов власти, организаций и учреждений.

Таблица 1.

Признак классификации

Время проведения контроля

Предварительный, текущий, последующий

Направление воздействия субъекта на объект контроля

Внешний, внутренний

Место проведение контроля

Камеральный, выездной

Полнота охвата проверяемого материала (информации)

Сплошной, выборочный

Характер источников контроля

Документальный, фактический

Периодичность проведения контроля

Систематический, периодический, единовременный

Полнота охвата проверяемых вопросов

Комплексный, тематический, встречный

Повторяемость изучения источников контроля

Первичный, повторный, дополнительный

Для определения видов финансового контроля исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. Традиционно выделяют следующие виды финансового контроля (См. табл. 2).

Таблица 2.

Основные виды финансового контроля

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Государственный контроль проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Федеральной службой налоговой полиции РФ, Счетной палатой РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Центральным банком РФ и др.).

Негосударственный финансовый контроль включает в себя:

аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы или службы. Независимая аудиторская проверка предоставляет пользователям финансовой отчетности дополнительное подтверждение достоверности данных о деятельности компании. аудиторский финансовый контроль дебиторский

Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти. Инициативный аудит проводится с целью получения информации, которая необходима исполнительному органу или участникам организации для принятия управленческих решений. [ 5, C. 152]

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций. Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия в целом, а также его структурных подразделений в отдельности. Цели и задачи, осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время. Такая форма контроля, выполняется неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами (экспертами) на основе добровольности.

Профессор Романовский М. В. в зависимости от субъекта выделяет еще правовой и гражданский контроль. Правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно - бухгалтерской экспертизы ит.д. Гражданский контроль осуществляется физическими лицами при налогообложении, их доходов и имущества, получении ими доходов виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и.т.д.

Бюджетный контроль является одним из важнейших видов финансового контроля. Его задачей на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджетов является проверка полноты использования в доходной части бюджета имеющихся резервов.

Налоговый контроль является частью финансового контроля. Его основная цель - мобилизация налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, установленных налоговым законодательством.

Главной задачей таможенного контроля является обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет.

Целью валютного контроля является обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию и обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Страховой контроль и надзор осуществляется за правильным проведением страховых операций. Его задачей является обеспечение стабильного развития конкурентоспособного рынка страховых услуг.

Таким образом, финансовый контроль классифицируется в зависимости от:

1. времени проведения, он может быть предварительным, текущим и последующим;

2. субъектов, осуществляющих его, он может быть государственный и негосударственный (внутрихозяйственный, ведомственный, аудиторский);

3. объектов - бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и т.д.

Под методами финансового контроля понимают приемы, или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольных правоотношений и др. По методам проведения финансового контроля различают:

1) проверки;

2) обследования;

3) надзор;

4) анализ финансовой деятельности;

5) ревизии;

6) наблюдения (мониторинг) (См. рис. 2).

Рис.

Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок - по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства.

Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.

Наблюдение (мониторинг) - это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводится арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнение взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и по факторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц.

Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполагает сплошной охват проверяемых документов. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное

определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.

По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают:

1. Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

2. Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

3. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

4. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Таким образом, применяются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки, обследования, надзор, наблюдение, анализ финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Финансовый контроль – контроль экономических субъектов общества за процессом формирования и использования денежных фондов.

Финансовый контроль классифицируют по следующим признакам:

1) в зависимости от времени проведения различают: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль осуществляется на стадии прогнозирования и планирования денежных потоков до реального движения финансовых средств. Он позволяет заранее предупредить нерациональное расходование средств, выявить резервы, возможные нарушения финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совершения денежных сделок, финансовых операций. Он сводится к контролю процесса деятельности и результатов труда. Цель контроля – предупреждение возможных злоупотреблений при получении и расходовании средств, соблюдение финансовой дисциплины.

Заключительный контроль проводится после осуществления доходов и расходов фондов на основе учетной и отчетной документации. Его цель – проверка правильности и целесообразности расходов, полноты и своевременности поступления доходов.

2) В зависимости от экономических субъектов существуют:

Индивидуальный частный (гражданский) контроль, осуществляемый каждым гражданином общества. Цель - проведение в жизнь личной финансовой политики граждан, обеспечение их интересов при поступлении доходов и расходов;

Государственный контроль, проводимый органами власти (президентом, парламентом, правительствами, министерствами и др.). Главная цель - обеспечение интересов государства и рамках функционирования государственной собственности (бюджета, государственного экономического сектора, инфраструктуры и т.д.), прежде всего при поступлении доходов и расходовании государственных средств;

Ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств в отношении деятельности подотчетных им предприятии, учреждений и организаций;

Внутрихозяйственный контроль ведется экономическими и финансовыми службами организаций. Объект контроля - хозяйственная и финансовая деятельность;

Общественный контроль производится неправительственными opганизации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;

Независимый контроль проводится специальными органами, аудиторскими фирмами и другими службами;

Международный контроль осуществляется международным субъектами.

3) В зависимости от сферы финансовой деятельности различают бюджетный, инвестиционный, налоговый, кредитный, валютный, страховой и другие виды контроля.

Методами проведения финансового контроля являются: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, наблюдение, ревизии.


Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию и т.д.

Надзор за экономическими субъектами проводится гражданами, контролирующими органами, получившими специальные полномочия (лицензия и т.д.) на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль соблюдения установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ как разновидность финансового контроля имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль финансового состояния в целом или одной из сторон.

Ревизия взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных денежных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления рушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

Многообразие форм собственности повышает роль видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных органов, но в соответствии с действующими законами и нормативными актами. К такому виду финансового контроля относится аудиторский контроль .

Полная и всесторонняя оценка деятельности организации и ее платежеспособности, достоверности показателей бухгалтерского баланса и финансовой отчетности должна основываться на принципах достаточности и убедительности аудиторских доказательств. Аудит бывает внутренний и внешний.

Внутренний аудит проводится в целях совершенствования управления организацией и определяется руководителем предприятия. Он подразделяется на управленческий аудит и аудит хозяйственной деятельности.

Внешний аудит подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности и законность совершенных операций. Результатом работы аудитора является отчет аудитора и итоговое заключение.

Аудит финансовой отчетности ведется с целью выдачи заключения о соответствии отчетности установленным критериям и правилам учета.

Специальный аудит - это проверка конкретных вопросов хозяйственной деятельности. Цель - подтвердить законность, добросовестность и эффективность работы администрации, правильность составления налоговой отчетности и т.д.

Аудит может быть обязательным и необязательным (добровольным). Первый проводится в соответствии с законодательством для подтверждения достоверности годовой бухгалтерской отчетности. Второй - по инициативе руководящих органов организации.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора, которое имеет несколько вариантов, в том числе:

Заключение без замечаний;

Заключение с замечаниями;

Отрицательное заключение.

Заключение может и не составляться.

Финансовый контроль общества следует понимать в широком и узком (сугубо государственном) смысле. В первом он охватывает контрольную деятельность всех субъектов общества за функционированием общественного денежного фонда и называется общественным национальным) бюджетным контролем. В узком смысле он сводит исключительно к контрольной деятельности государственных органов власти и представляет государственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль включает непосредственный контроль финансового состояния всех структур государственной финансовой системы и косвенный контроль состояния других частей финансовой системы общества. Он осуществляется в процессе разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов, а также через мониторинг финансовой деятельности граждан и негосударственных организаций. Косвенный финансовый контроль негосударственной сферы экономики затрагивает весь спектр финансовой деятельности субъектов: выполнение денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности и т.д. В этой связи огромное практическое значение имеет организация государственных контрольных структур и определение их полномочий.

Финансовый контроль осуществляется в установленном порядке всей системой органов государства, а также специальными контрольными органами. Если рассматривать финансовый контроль в зависимости от осуществляющих его субъектов, то различается государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный контроль реализуется через общегосударственный, вневедомственный и ведомственный финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти и управления.

Общегосударственный контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов. Сейчас это Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ. Общегосударственный контроль осуществляется в рамках всего государства и направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении государственного прогноза экономического и социального развития страны, проектов бюджетов по всем звеньям бюджетной системы, отчетов по их исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществляемых расходов.

Вневедомственный финансовый контроль осуществляется специальными финансово-кредитными органами, такими, как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Федеральное казначейство РФ и др. Деятельность данных органов будет подробно рассмотрена ниже, здесь же отметим, что финансовый контроль этих органов направлен на объекты независимо от их ведомственной принадлежности и имеет повседневный, систематический и регулярный характер.

Ведомственный финансовый контроль - это контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Данный контроль осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств, ведомств, подчиненными непосредственно руководителям этих органов. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

Ведомственный контроль в настоящее время вызывает обоснованную критику, так как он все более не соответствует своему назначению. Ликвидация отраслевых министерств и связанной с ними системы ведомственного контроля явилась одной из предпосылок создания института аудита в Российской Федерации.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на конкретных предприятиях, учреждениях и организациях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделом планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае связаны с процессом повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также входящих в него структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).

Независимый (аудиторский) контроль осуществляется физическими лицами - специально аттестованными аудиторами и юридическими лицами - аудиторскими фирмами независимо от вида собственности.

Это прежде всего предпринимательская деятельность (т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли), основной целью которой является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. В этом заключается некоторое различие между аудиторской деятельностью и финансовым контролем государственных органов.

Форма финансового контроля - это способ выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени проведения финансовый контроль можно подразделить на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов и доходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозяйственных органов в целом.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе испол-нения финансовых планов в ходе осуществления хозяйственных или финансовых операций, когда, например, проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Последующий финансовый контроль осуществляется после за-вершения отчетного периода и финансового года в целом. В частности, проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнение финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.

Указанные три вида контроля должны следовать один за другим, циклично приобретая качества предварительного, текущего и последующего.

Возможны и иные варианты классификации форм финансового контроля. Можно, например, выделить постоянный, систематический (дискретный) и эпизодический контроль.

Под методами контроля понимаются приемы и способы его осуществления.

Методы осуществления финансового контроля различны. Они могут подразделяться на ревизии, обследования хозяйственной деятельности, проверки, экономический анализ и др. Ревизия - это всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления ее соответствия действующему законодательству. При проведении ревизий (плановых, внеплановых) может использоваться комплекс методов, таких, как встречная проверка, восстановление количественного учета, контрольное сличение и т.д. Существуют также специальные методы контроля, которые можно в свою очередь подразделить на методы документального и фактического контроля.

Виды финансового контроля:

В зависимости от субъектов осуществляемых контроль выделяют:

1) государственный контроль – проводится органами государственной власти и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Указом Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" от 25 июля 1996 г. установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Субъектами государственного финансового контроля являются:
Счетная Палата РФ, Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, добавить, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Законодательством предписано проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств как в федеральных органах исполнительной власти, так и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Президентский контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории. В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление, которое также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента.

Министерство финансов РФ является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере. Оно контролирует рациональное и целевое использование бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями, проверяет составленные ими сметы. В пределах своей компетенции Минфин проводит комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета. Он организует проверки и ревизии получателей государственных гарантий, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций. К его функциям относится составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджетаРФ, а также разработка единой методологии отчетов об исполнении бюджетов всех уровней. Все управления и отделы Минфина осуществляют финансовый контроль в пределах своей компетенции.



2) ведомственный контроль – проводится контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств, охватывает только подотчетные организации.

.Внутриведомственный финансовый контроль в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях осуществляется руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации.

Ведомственный контроль направлен на то, чтобы обеспечить целевое использование бюджетополучателями выделенных средств, их своевременный возврат, а также представление отчетности и внесение платы за пользование бюджетными средствами. Для осуществления этих функций в министерствах и ведомствах существуют специальные контрольно-ревизионные подразделения. Они проверяют законность финансово-хозяйственных операций, соблюдение финансовой дисциплины, составление и исполнение смет бюджетополучателей, контролируют эффективность и целевой характер расходов, выявляют хищения средств и другие нарушения, проверяют правильность ведения бухгалтерского учета. Особенностью ведомственного контроля является то, что он распространяется не на все предприятия и организации, а ограничен кругом тех бюджетополучателей, которые находятся в подчинении данного ведомства.

3) внутрихозяйственный контроль – проводится финансово-экономическими службами предприятий.

· оценка эффективности финансовой деятельности,

· выявление внутренних резервов,

· предупреждение хищений и бесхозяйственности

· законность и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Объектом внутрихозяйственного контроля может выступать организация в целом и отдельные структурные подразделения.

Внутрихозяйственный контроль (внутренний аудит) - осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов. Важнейшей его формой является бухгалтерский учет.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

4) аудиторский контроль , аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Целью аудита является формирование мнения о достоверности отчетности и соответствии ведения бухгалтерского учета законодательством. Аудиторский контроль может быть добровольным и обязательным.

5) правовой контроль – проводится правоохранительными органами в форме ревизий судебной экспертизы (при нарушении законодательства)

6) общественный контроль – выполняется не правительственными общественными организациями или гражданами на основе добровольности.

7) банковский контроль

Формы контроля:

По времени проведения контроль условно подразделяют:

1) предварительный контроль – проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней, смет бюджетных организаций, финансовых планов и программ. Он носит предупреждающий характер способствует предотвращению не целевого и не эффективного использования средств.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и в других случаях.

Вне предприятия предварительный контроль за законностью операций наиболее системно осуществляют банковские органы (контроль обоснованности получения банковской ссуды, правильности оформления чека или платежного поручения и т.п.). В более широком смысле слова, имея в виду хозяйственную деятельность объекта в целом, внешний предварительный контроль осуществляют также органы местной администрации (регистрация устава предприятия), финансовые органы (контроль за ценами), вышестоящие организации (утверждение смет, расчетов и т.п.).

2) текущий контроль – ведется в процессе совершения финансовых операций с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой дисциплины, соблюдение финансовых нормативов. Текущий контроль – опирается на данные первичного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает факторный анализ.

Текущий контроль в основном реализуется фактическими методами. С его помощью определяют соответствие содержания документа действительным характеристикам выполняемой хозяйственной операции. Внутри хозяйства он осуществляется руководством, экономической службой, другими управленческими подразделениями. Вне хозяйства текущий контроль проводится контролирующими органами общественных организаций (например, обществом защиты прав потребителей), специализированными инспекциями некоторых ведомств (торговая инспекция, пробирный надзор и др.).

3) последующий контроль – проводится по окончании финансового года, проверяется количественное и качественное выполнение наличных показателей: на государственном уровне - по поступлению доходов и расходованию бюджетных средств, средств внебюджетных фондов; на уровне предприятия исполнения финансовых планов - по выручке, объемом продаж, снижение продаж, снижение себестоимости и т.д.

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операций по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

Основным методом финансового контроля является ревизия , т. е. обследование с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.