Сенситивный тренинг. Сенситивный тренинг Тренинг сензитивности в социальной психологии

Активные формы обучения

1.3 Тренинг-методы

Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Юрий Емельянов отмечает: «…Термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использования не для обозначения методов обучения…

Классификация психотренингов

1. Психологический тренинг

1.1 Общая характеристика В современном мире высоких технологий и информации с технической стороны возможно и доступно практически все. В этой связи компетентные…

Механизмы становления агрессивного поведения

3.5 Тренинг социальных умений

Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокацию других, чтобы погасит пламя гнева…

Особенности гендерной идентичности подростков

Задание 4. Тренинг гендерного самоопределения

Тренинг ориентирован на развитие и рост личностных качеств, коммуникационную компетентность участников в период младшего подросткового возраста (12-14 лет)…

Поиск ресурсов в кризисных ситуациях у людей от 35 до 45 лет

2.3 Тренинг как метод раскрытия ресурсов

Наиболее эффективным методом раскрытия ресурсов является тренинг. Так как во время тренинга человеку предоставляется возможность «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта…

Психологический тренинг

1.1.1 Понятие психологический тренинг

На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к расширительному толкованию метода и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и средств…

Психологический тренинг как средство личностного развития подростков

2.2 Психологический тренинг личностного роста

Данный тренинг — средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, творчества, умений и опыта в области межличностного общения, устранения неэффективного психологического напряжения…

Психолого-социальные аспекты сопровождения персонала военно-медицинского профиля

1.3 Социально-психологический тренинг (СПТ)

СПТ — это практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы (здесь используются специфические формы обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции)…

Работа психокоррекционной группы

4. Социально — психологический тренинг

Для проведения СПТ была приглашена группа педагогов средней образовательной школы. Группа состояла из 15 человек. Женщины в возрасте от 30 до 45 лет с высшим педагогическим образованием и стажем работы от 5 и более лет…

Развитие фантазии на кружковых занятиях по живописи

1.2 Тренинг развития фантазии

Есть три закона развития творческого воображения: 1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно…

Сенситивность и способы ее развития

Глава 1. Теоретические основы тренинга сенситивности

Синдром эмоционального выгорания у педагогов (стаж работы более 10 лет) дошкольного образовательного учреждения

2.2 Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания

Тренинг проводится в течение двух с половиной часов с группой 11 человек в довольно просторном помещении. Форма проведения тренинга — круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах…

Социально-психологический тренинг как средство формирования успешности в бизнесе

2.5 Социально-психологический тренинг

1 день Начало 16.00 Окончание 19.00 Перерыв 17.10 — 17.20 I этап СПТ На I этапе СПТ задания были посвящены созданию работоспособности в группе. Задавались правила и нормы общения в исследуемой группе. Эти нормы обеспечивают активность, инициативность…

Тренинг как средство коррекции социальной дезадаптации у подростков из неблагополучных семей

2.1 Сущность понятия «тренинг»

В среде психологов интерес к игре является уже традиционным. Достаточно назвать только некоторых из них, занимающихся проблемой игры: К.Бюллер, А.Валлон, Л.С.Выготский, А.Гросс, А.В.Запорожец, К.Коффка, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, З.Фрейд, В…

Характеристика тренингов, направленных на формирование имиджа

2.2 Тренинг самосовершенствования

Кто делает утром зарядку, тот поддерживает свое тело в форме. Кто идет в поликлинику, тот хочет полечить свое тело. Кто ночью спит, тот дает ему отдых. А кто идет на тренинг личностного роста, тот стремится поддерживать в форме свою душу…

Тренинг на развитие познавательных процессов
для подростков 11–13 лет

Окончание. Начало в № 12.

Вступительная часть

1. Рассказ ведущего об особенностях раннего подросткового возраста.
2.

Правила тренинга.
Ведущий предлагает участникам прочитать правила, записанные на заранее подготовленных карточках, которые помещены в общий пакет (или сумку). Все дают согласие, по очереди достают карточки, читают вслух:
Кто больше дает – тот больше получает.
Говорит только один человек, его не перебивают.
Не допускаем негативных высказываний.
Можно пропустить свою очередь.
Не даем оценок друг другу.
Каждый имеет право на свое мнение.
Предлагаем в добровольцы только себя!

Упражнение «Мячик»
Цель: знакомство, диагностика настроения до начала игры.
Инструкция: участники становятся в круг.

Все держат руки впереди себя «ковшиком». Ведущий бросает кому-либо из круга мячик, называя его имя. Получив мяч и перебросив его другому, игрок убирает руки за спину: каждый получает мяч только один раз. Последний бросает мяч ведущему, а тот снова вводит его в игру в такой же очередности по кругу, чтобы воспроизвелась цепочка бросков.

Можно бросать мяч в обратной последовательности.

Упражнение «Четыре угла»
Цель: изучение интересов группы, самопрезентация участников, выравнивание эмоционального фона.
Инструкция: ведущий в каждом углу комнаты приклеивает листок определенного цвета: синий, зеленый, красный или желтый.
Ведущий объявляет, что, после того как он назовет вопрос, каждому нужно встать к выбранному цвету. Если участник не может определиться с выбором, то он остается в центре.
Первый вопрос: какой из этих цветов вам наиболее приятен?
Далее вопросы составляются согласно цели тренинга.

Например:
Что любите есть? (1 – фрукты; 2 – овощи; 3 – мясо; 4 – сладости.)
Кого боитесь? (1 – змей; 2 – пауков; 3 – лягушек; 4 – собак.)
Кто какие фильмы любит?

(1 – комедии; 2 – боевики; 3 – мультфильмы; 4 – ужастики.)
Любимое время года? (1 – зима; 2 – весна; 3 – лето; 4 – осень.)
Какой период считаете самым важным в жизни человека? (1 – детство; 2 – отрочество; 3 – зрелость; 4 – старость.)
Какому виду отдыха отдаете предпочтение?

(1 – сон; 2 – музыка; 3 – прогулки на природе; 4 – общение с друзьями.)
Все ответы соответствуют цветам по порядку: 1 – синий, 2 – зеленый, 3 – красный, 4 – желтый.
По окончании игры участники делятся впечатлениями.

Основная часть

Упражнение «Раз-два-три»
Цель: концентрация на тренинговой работе и сплочение участников группы.
Инструкция
Ведущий:
– Сейчас мы проверим, насколько организованно и согласованно вы умеете работать в команде, сообща.

Работая плечом к плечу, мы должны понимать друг друга без слов. Желательно удобно сесть. По моей команде «раз-два-три» все показывают на пальцах какое-нибудь число – от одного до пяти. Необходимо за 2 минуты прийти к одинаковому результату, причем не переговариваясь, не жестикулируя. Будьте внимательны.
Команда подается четко, ведущий анализирует работу группы.

Упражнение «Узнай себя»
Цель: формирование умения задавать вопросы, слушать ответы и составлять единый образ.
Инструкция: ведущий прикрепляет на спину каждому участнику игры листочек с именем известного героя из сказки или реальной жизни.

Нужно угадать, кем ты назван. Разрешается задать по три вопроса, на которые можно получить ответ только «да» или «нет» от любого выбранного участника группы. Задав свои вопросы и получив на них ответы, игрок обращается с вопросами к следующему участнику, пока не определит свое новое имя.

Возможные герои: Колобок, Алла Пугачева, Золушка, Чебурашка, Илья Муромец, Буратино, Дед Мороз, Кармен и т.д.
Подведение итогов.
Трудно ли было «себя отгадать»?
Как происходило осознание нового имени?
Что вы поняли?
Что извлекли полезного для себя?
Участники группы отвечают на вопросы, называют условия, при которых общение становится наиболее успешным.

Упражнение «Молва»
Цель: развитие умения слушать и передавать информацию точно.
Инструкция: выбираются 5 желающих принять участие в игре.

Ведущий предлагает четверым из них выйти из комнаты и находиться за дверью, пока не позовут. Первому участнику ведущий читает рассказ, предупредив о том, что услышанное ему придется пересказать следующему игроку. После прочтения рассказа приглашается из-за двери следующий участник, и тот, кто слушал, передает ему содержание. Последний же рассказывает свой вариант группе. Затем зачитывается первоначальный текст, чтобы все участники услышали оригинал и сравнили его со своим пересказом.

Группа анализирует, на каком этапе текст был наиболее искажен.
Подведение итогов:
С какими трудностями вы столкнулись при передаче и получении информации?
Что происходит с общением людей в случае искажения информации?
Участники анализируют, отвечают на вопросы и делают выводы.

Заключительная часть

Упражнение «Плавание»
Цель: релаксация, двигательная активность, разминка после долгого сидения.
Инструкция
Ведущий:
– Сядьте на стул так, чтобы не касаться его спинки, руки поставьте локтями на колени.

ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ

Сейчас будем имитировать движения пловца. Плавать будем брассом, прогибаясь в спине и пояснице. При движении рук вперед спина и позвоночник сгибаются как можно сильнее, при движении рук назад позвоночник разгибается. Движения при плавании легкие, грациозные.

Понаблюдайте за красотой и стремительностью ваших движений. Итак, имитируем плавание стилем «брасс». Начали!.. Закончили заплыв.

Упражнение «Накопление энергии»
Цель: рефлексия чувств, эмоций, выравнивание эмоционального фона.
Инструкция
Ведущий:
– Поставьте ноги на ширину плеч. Поднимите руки в стороны ладонями вверх. В такой позе закройте глаза.

Все готовы? Сделайте спокойный, глубокий вдох. Подтянитесь, напрягите мышцы рук и ног, всего тела. Постарайтесь почувствовать, как сверху в вас через раскрытые ладони начинает вливаться энергия – энергия солнца, космоса, Вселенной. Представьте себе, что вы – мощное дерево с высокой и широкой кроной, протянувшее высоко к солнцу свои ветки-руки, на которых шелестят листья-пальцы. Пьянящий ветер мая обдувает вас. Мощные ноги-корни впитывают живительную силу матушки земли.

Почувствуйте всем телом-стволом прилив жизненной энергии. Почувствуйте во всем стволе ток живительной влаги, от корней до каждой веточки. Вдыхайте всей кроной свежий аромат ветра, впитывайте в себя живительные соки родной земли.

Наполняйтесь целительной энергией ласкового солнца.
Ствол выпрямляется, ветки тянутся к свету! Тянитесь, тянитесь! Ощутите мощную энергию во всем теле, силу, вдохновение, радость.

Подвигайтесь, походите, будто рожденные заново… Игра окончена, будьте счастливы!
Подведение итогов.
Участники игры отвечают на вопросы: «Что видели?», «Что чувствовали?», «Что слышали?» – и делают выводы.

Упражнение «Обратная связь»
Цель: восстановление работоспособности; структурирование опыта развития памяти; выравнивание эмоционального состояния.
Инструкция
Ведущий:
– Сядьте удобно.

Закройте глаза и вспомните все, что происходило, в обратном порядке, начиная с того момента, как я закончу говорить. Вспомните как можно подробнее, ничего не объясняя и не интерпретируя.

В конце участники делятся мнениями об общем впечатлении от участия в тренинге, об открытиях о себе самом, а также высказывают пожелания ведущему тренинга.

Тренинг общения и позитивного отношения к себе
Для учащихся 14–17 лет

Цели:
1) развитие коммуникативных навыков;
2) формирование навыков уверенного поведения;
3) осознание своих положительных и отрицательных качеств;
4) формирование положительной «я-концепции».

Разминка

Упражнение «Я такой, каким хочу быть»
Цель: знакомство участников тренинга между собой, самопрезентация участников.
Инструкция: участникам предлагается назвать свое имя и определение (прилагательное), которое наиболее ярко отражало бы представления о себе.

Упражнение «Футболка с надписью»
Цель: знакомство, самовыражение, фиксирование настроения в начале тренинга.
Инструкция: участникам предлагается придумать, представить себе фасон, цвет, говорящую надпись на футболке и рассказать об этом окружающим.

Упражнение «Перекати мяч»
Цель: сплочение, повышение эмоционального фона, тактильный контакт.
Инструкция: участникам предлагается, стоя в кругу, вытянув руки вперед ладонями вниз, перекатить небольшой мячик по кругу, не уронив его.

Основная часть

Упражнение «Ассоциации»
Цель: возможность посмотреть на себя со стороны, развитие интуиции.
Инструкция: кто-то из участников становится ведущим.

Он выходит из комнаты. Остальные загадывают одного из игроков группы. Задача ведущего – отгадать с помощью ассоциативных вопросов, кого загадали.

При этом ведущий может задавать вопросы, сравнивающие загаданного с любым предметом, а участники отвечают, проговаривая свои ассоциации. Например: «Если бы этот человек был книгой, деревом, мебелью, то какой?».

Упражнение «Психологическая поддержка»
Цель: осознание своих качеств через призму восприятия группы, оказание психологической поддержки, избавление от чувства вины, формирование положительной самооценки.
Инструкция: каждому участнику по очереди предлагается закончить предложение: «Меня могут не любить люди за…».

Сосед справа поворачивается к нему и произносит: «Все равно ты молодец, потому что…». Таким образом, называя положительные черты этого человека, он оказывает ему психологическую поддержку.
Подведение итогов.
Ведущий задает вопросы:
Какая часть задания была для вас наиболее приятной – первая или вторая?
Что вы чувствовали, когда называли свои отрицательные качества?
Что вы чувствовали, когда слышали от другого о своих положительных качествах?

Упражнение «Брачное объявление»
Цель: самопрезентация, формирование навыков уверенного поведения, осмысление положительного «я-образа», развитие способности понимать партнера.
Инструкция: каждому участнику предлагается написать небольшое объявление в газету «Знакомства».

Объявления участников собираются «в шапку». Далее ведущий зачитывает объявления. Задача группы – отгадать автора.

Заключительная часть

Упражнение «Пейзаж»
Цель: релаксация, сплочение, выравнивание эмоционального фона.
Инструкция: звучит музыка.

Участникам предлагается закрыть глаза и продолжить за ведущим словесное рисование картины, добавляя один-два элемента.

Упражнение «Я дарю тебе»
Цель: рефлексия, выражение эмоций.
Инструкция: участникам предлагается поблагодарить соседа за участие и сделать ему какой-либо подарок (нематериальный) с пожеланиями.

Упражнение «Рефлексия»
Цель: обратная связь ведущего тренинга с участниками.
Инструкция: ведущий благодарит участников за работу в тренинге, предлагает желающим высказать впечатления, пожелания и т.д.

Статья подготовлена при поддержке интернет магазина «topavenue.ru». Женская сумка – это один из атрибутов современной женщины, поэтому он должен быть стильным и красивым, а также показывать статус красивой половины человечества.

На сайте, расположенном по адресу www.TopAvenue.Ru, вы сможете, не вставая с кресла,купить сумку moschino love jc4114 по выгодной цене. Интернет магазин «topavenue.ru» имеет широкий ассортимент женских сумок ведущих брендов.

Занятие 3. Паутина предрассудков

Цель: развить у подростков позитивный образ собственной этнической группы и ее ценностей. Сформировать положительные установки на принятие особенностей менталитета других народов.

Материал: на каждого участника карандаш и бумага формата А4, ватман, клубок ниток или моток веревки, мячик.

Ход занятия

Упражнение «Моя команда»

Ведущий предлагает выйти на середину трем участникам-добровольцам.

— Каждый из вас начинает набирать себе команду.

В команду можно приглашать человека, отличающегося от вас по определенному признаку, например, по цвету волос, полу, количеству колец на руке и т.п.

Книга о сенситивном тренинге

При этом данный признак озвучивается: «Я приглашаю Ирину — у нее волосы убраны в косичку».

Затем выбранный член группы таким же образом приглашает в команду следующего человека и т.д. Выбор участников осуществляется представителями трех команд по очереди.

Упражнение «Групповая картинка»

Ведущий: «Теперь в этих группах вам предстоит изобразить людей какой-то национальности. Сначала нужно обсудить, какую национальность вы выберете, затем продумать, как вы будете демонстрировать ее остальным участникам.

Ваша задача — изобразить людей определенной национальности так, чтобы остальные участники могли отгадать, что это за национальность.

При показе можно использовать мимику, жесты, междометия, но нельзя произносить слова. Даю вам пять минут на подготовку задания».

Обсуждение:

— Пантомима какой группы особенно запомнилась вам?

Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?

— Какие признаки национальности были использованы в данном случае?

— С какими затруднениями вы столкнулись при подготовке?

Упражнение«Паутина предрассудков»

Ведущий рассказывает о негативной роли предрассудков в отношениях между людьми: «…Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным, лишенным права голоса.

В отношении некоторых национальностей, этнических меньшинств ходит множество анекдотов, основанных на отрицательных стереотипах и ярлыках».

— Вспомните, какой народ традиционно является объектом насмешек и анекдотов. (Дети называют чаще всего чукчу, «лиц кавказской национальности», коми…).

— Я попрошу выйти добровольца, готового сыграть роль представителя … народа.

(Этот участник садится в центр круга на стул).

— Задача остальных — рассказывать по очереди анекдоты, основанные на отрицательных стереотипах и предрассудках, или высказы-вать бытующие негативные представления об этой национальности.

После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, представляющего «народ», веревкой, как бы опутывая «паутиной предрассудков», до тех пор, пока тот не сможет пошевелиться.

Периодически ведущий спрашивает «представителя народа» о том, что он сейчас чувствует.

Участник рассказывает о своем состоянии и своих чувствах.

Затем ведущий задает группе вопросы:

— Какие у вас возникли чувства?

— Вы бы хотели оказаться в такой роли?

В ходе высказываний у членов группы возникает желание распутать участника.

Для этого ведущий предлагает всем вспомнить что-то хорошее об этом народе, посочувствовать ему. Участники по очереди берут слово, а ведущий в это время постепенно распутывает «паутину».

Упражнение заканчива-ется, когда «представитель народа» полностью освобожден от «паутины» и предрассудков.

Упражнение «Хиппи»

Участники группы рассаживаются по местам.

Ведущий: «Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи.

Хиппи имели разнообразные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одной из таких традиций было делать какие-нибудь надписи на своей одежде.

Эти надписи часто отражали жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас мы будем бросать этот мяч друг другу со слова-ми: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано…». При этом важно подобрать такой текст, который, с вашей точки зрения, действительно отражает изюминку человека, его уникальную особенность.

В свою очередь, тот, кому брошен мяч, должен сказать, согласен ли он надеть футболку с такой надписью или нет: «Да, я немедленно надеваю эту футболку. Она мне необходима» или «Спасибо за футболку, возможно, я одену ее завтра».

Ведущий следит за тем, чтобы мяч побывал в руках каждого участника, и каждый получил футболку с надписью.

После упражнения проводится обсуждение.

Рефлексия

— Какие выводы вы для себя сделали?

Над чем сегодня задумались?

— О чем хотелось бы еще поговорить?

— Какую игру хочется провести еще раз?

Занятие 4. Инь-Янь

Цель: сформировать у подростков адекватное представление о гендерных отличиях.

Помочь принять разные социальные роли мужчин и женщин.

Материал: на каждого участника карандаш и бумага формата А4, ватман, фломастеры, маркеры, цветная бумага, клей, пластилин, скотч, ножницы.

Ход занятия

Упражнение «Создание миров»

Ведущий делит участников на две команды по половому признаку и предлагает им занять места, максимально удаленные друг от друга.

Ведущий: «Сегодня нашу работу мы начнем с создания цивилизаций.

Каждой группе предлагаю использовать план (см. приложение 2). Помните, вы создаете особенные, пока еще никому неведомые инопланетные цивилизации «Инь» и «Янь».

На обсуждение группам дается двадцать минут».

Игра «Встреча»

Команды собираются в одной комнате.

Ведущий игры произносит речь, в которой описывает ситуацию встречи между представителями цивилизаций и обосновывает необходимость более близкого знакомства между ними (см. приложение 2.1).

Далее происходит поочередная презентация «миров». Сна-чала «хозяева» сообщают название своего мира, учат гостей принятому в их цивилизации приветствию, показывают портрет обитателя и рассказывают о нем, знакомят гостей со своим законодательством.

В заключение гостей угощают «блюдами» инопланетной кухни, обучают «национально-му танцу». Затем презентует свой мир другая команда.

Обсуждение:

— Что интересного заметили в укладе жизни представителей цивилизации Янь?

— Что ценят яньцы?

— Какие нормы и правила они выносят на первый план?

— Что отличает представителей цивилизации Инь?

— Какие негласные законы соблюдаются всеми представителями?

— Чем же похожи и чем различаются обитатели миров?

Упражнение «Принятие общих законов»

Ведущий произносит речь (см.

приложение 2.2).

Получив необходимые инструкции, команды удаляются на десять минут для обсуждения законов, которые, с их точки зрения, необходимо принять (каждая команда формулирует не больше четырех законов).

По истечении времени обе команды садятся за «стол переговоров».

Законы выдвигаются командами по очереди. Каждый из предложенных законов сначала обсуждается (если необходимо, в него вносятся поправки), потом ставится на общее голосование (например, поднятый вверх палец — «за», опущенный вниз — «против»). Закон принимается, если за него проголосовало большинство участников.

Принятые законы фиксируются на листе ватмана.

После процедуры принятия все участники ставят под «законодательством» свои подписи, после этого ватман прикрепляется на стену.

Обсуждение:

— На что делали упор при выдвижении законов представители цивилизации Инь?

— Что пытались подчеркнуть своими законами яньцы?

— Какие из принимаемых «законов» вызвали наибольшее разногласие при обсуждении?

— С чем это связано?

— Что могло бы сделать процесс переговоров более успешным?

Рефлексия

— Что помогало и что мешало командам находить ком-промиссы и заключать соглашения в процессе игры?

— Какие шаги нужно предпринимать, каким правилам следовать, чтобы отношения между людьми носили то-лерантный характер?

Занятие 5.

Цель: развить у подростков умение принимать чувства другого человека, сформировать уверенность в себе, эмпатию.

Материал: на каждого участника карандаш и бумага формата А4, ватман.

Ход занятия

Упражнение «Контакт»

Участники сидят в кругу.

Ведущий: «Один доброволец выйдет из комнаты.

Когда он вернется, ему предстоит определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установления контакта или о его отсутствии надо после того, как вы посмотрите на человека».

Ведущий спрашивает группу о том, кто хотел бы начать работу, или предлагает это сделать конкретному участнику. Вызвавшийся выходит из комнаты, а группа в его отсутствие определяет участника, которому надо будет вступить в контакт.

Остальные демонстрируют отсутствие готовности это сделать. Затем приглашается ожидающий за дверью участник. Последовательно подходя к каждому, он определяет готовность участников вступить в контакт.

Во втором случае в контакт готовы вступить трое участников, в третьем — каждый сам решает, будет он вступать в контакт или нет.

Обсуждение:

— Как вы поняли, что человек хочет вступить с вами в контакт?

— Подсказывали ли вам невербальные проявления, что человек не готов вступить в контакт?

Практический опыт тренировки сензитивности был обогащен одним из родоначальников социально-психологического тренинга К. Роджерсом (1937), который разработал форму работы Т-групп (тренинговые группы), как интенсивного взаимодействия в атмосфере доверительности и взаимопомощи в малых группах, которые в последующих технологиях назывались как «группы встреч» (открытого общения) и т.п.

Субъект общения в наших методиках «активного социального обучения» рассматривается и понимается в функциональном единстве процессов отражения, отношения и обращения. Само название «активного социального обучения» говорит о социально-дидактической ориентации такого воздействия на личность и ее подструктуры и может и должна осуществляться с педагогической целью, хотя этими методиками сейчас пользуются не только педагоги, но и психологи, психиатры и психотерапевты. Если тренировка проводится для общих неспецифических задач общения, то ее основная ориентация направлена на повышение «сензитивности» именно к межличностным проблемам, при специальной ориентации. Внимание направляется на тренировку значимых воспринимающих анализаторов (двигательного, слухового, зрительного).

Основная задача проводимой тренировки сензитивности - это выработать умение учащегося сопереживать, сочувствовать, содействовать другому человеку в его поступках, мыслях и переживаниях. Опыт работы с заикающимися, нуждающимися в сопереживании, убедил нас в пользе такого рода работы. Собранные материалы: дневники, самоописания заикающихся и основной метод педагогики - наблюдение и опрос, свидетельствуют о том, что тренинг сензитивности позволяет осуществить следующие положения:

1) научить с помощью тренировки понимать другого человека как субъекта и как личность с ее специфическими подструктурами, своими волевыми, интеллектуальными и эмоциональными проявлениями, то есть смотреть на явления «глазами другого»;

2) тренировка позволяет, научаясь понимать другого, еще лучше понять истинные мотивы собственных действий, чему способствует «обратная связь» и все каналы групповой работы, как «в зеркале» отражающей взаимодействия между людьми, их поведенческими реакциями и личностными характеристиками, включая и мотивацию субъекта и его поступков;

3) тренировка дает возможность выработки вариативного поведения, избегать категоричности, ригоризма и других форм инертного поведения заикающихся, подчас в силу болезни проявляющих косность и боязнь интерперсонального «обнажения». Вследствие же сензитивной тренировки общение делается более открытым, психические процессы у закиющихся в условиях «доверительного» взаимодействия протекают без излишней фиксации на речевых формах общения за счет наработанных в игре и в исполнении пантомимических упражнений «открытости» психики, преодоления привычного способа поведенческого реагирования, которое приобретает теперь альтернативный характер.

По С.В. Гипиусу основными признаками сензитивности являются следующие:

1) устойчивые проявления общего темпа возникновения и развертывания чувственно-двигательных реакций - скорость их возникновения и развертывания, их длительность и «эффект последействия»;

2) устойчивые проявления психомоторного ритма - способа переключения с одного вида чувственного различения на другой, плавность или скачкообразность перехода (наиболее показательным является тут способ переключения, связанный с пластичностью всей мозговой организации человека);

3) характер силы реакции, которой человек отвечает на самые различные раздражители;

4) характер глубины реакции, о которой можно судить, главным образом, по глубине следовых реакций, глубине запечатлевания непосредственных образов и яркости образующихся представлений и их ассоциаций.

Изначальная сущность сопереживания - одна из первых стадий развития динамического потенциала - подражание. Естественный спутник всякого подражания - микромимика, но она еще не является проявлением активного перевоплощения.

Важным корригирующим личностно-характерологические черты тревожности и замкнутости у заикающихся было обучение их сопереживать эмоциям радости и юмора. «Ни в чем не проявляется характер людей так, как в том, что они считают смешным», - писал Гёте.

Описанные в предыдущем разделе конкретные материалы и методики социально-психологической тренировки общения избавляют от необходимости изложения тренинга эмпатии, поскольку для этих целей используются те же способы. Наиболее часто для воспитания сопереживания используются упражнения на «смену ролей», и тогда более эффективно один человек начинает понимать и сочувствовать другому.

Важно не только научиться «входить» в роль другого и в его чувства, но и «выходить» из перевоплощаемого образа.

Здесь помогают не только способ «переживания» («перевоплощения») - театра Станиславского, «театр переживания», но и приемы «отчуждения» (по Б. Брехту), заимствованные из приемов «театра представления».

По К. Роджерсу, который одним из первых авторов дал определение эмпатии, это положение также разделяется: «эмпатический» способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем «как дома». Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что Вы оставляете в стороне свое «я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле, они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят. Далее Роджерс пишет: «Быть эмпатичным трудно, это означает быть ответственным, активным, сильным, и, в то же время, - тонким и чутким».

Еще у Г.Д. Неткачева находим в монографии «Новый психологический метод» коллективный метод коррекции речи заикающихся, где они делились удачами и неудачами, преодолевая в коллективе свои нарушенные приемы общения. Автор проводил беседы просветительного характера, в которых разъяснялась сущность заикания и приемы преодоления страха перед общением, методы самоисправления речи. Помимо ведения дневников, заикающимся предлагалось самим во время их коллективных дискуссий и обсуждений делиться «проблемами и поражениями, ничего не скрывая и не преувеличивая».

Мы также взяли методы ведения дневников и организацию «коллектива здоровой речи и правильного поведения» на вооружение и включили эти педагогические приемы в общую систему коррекции заикания с элементами театральной педагогики.

В процессе психакоррекционной работы с заикающимися, в групповых беседах и дискуссиях, мы сосредотачивали внимание учащихся на необходимости преодоления конфликта между социальными и идеальными потребностями, то есть развивали сверхсознание личности. Опираясь на понимание П.В. Симоновым сверхсознания, мы объясняли его механизмы, которые защищают потребность личности от превратностей внешних явлений, набор «шаблонов поведений», данный в ролевых играх, делает богаче «психические мутации», дающих большую свободу поступкам личности; избавляя от имеющейся узости своих интересов, сосредоточенных на заикании.

Тренинг сенситивности относится преимущественно к групповым формам работы, хотя некоторые его элементы могут быть использованы и индивидуально.

Называют множество различных целей, которые могут достигаться в группах тренинга сенситивности. Ю. Н. Емельянов, подытоживая данные ряда источников, перечисляет следующие задачи сенситивного тренинга:

  • 1. Повышение самопонимания и понимания других.
  • 2. Чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры.
  • 3. Развитие ряда поведенческих навыков.

Л. А. Петровская со ссылкой на зарубежную литературу выделяет два уровня целей: непосредственные и так называемые метацели, или цели более высокого уровня общности. Среди непосредственных целей наиболее соответствует нашему представлению о тренинге сенситивности обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от партнеров (интонация голоса, выражение лица, поза тела и другие контекстуальные факторы, дополняющие слова).

  • 1. Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы.
  • 2. Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания.
  • 3. Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.

Эти цели могут достигаться в рамках индивидуальных и групповых программ сенситивного тренинга различной продолжительности. Заметим, что в сопоставлении с другими программами, например, тренинг партнерского общения или тренинг ведения переговоров, основным методическим средством сенситивного тренинга выступают психогимнастические упражнения, которые позволяют получать обширный и одновременно детализированный материал, необходимый для осознания процесса и результатов социально-перцептивной деятельности, а также формируют среду, дающую возможность каждому участнику развивать свои сенситивные способности.

Психотехнические упражнения и ролевые игры в тренинге межличностного общения разделяются на три раздела.

  • 1. Упражнения и игры, которые преимущественно воздействуют на состояние группы как целого и/или на каждого ее участника в отдельности (упражнения на создание работоспособности в начале работы тренинговой группы, в начале дня, на поддержание и восстановление работоспособности).
  • 2. Упражнения и игры, направленные преимущественно на содержательную сторону работы (упражнения содержательного плана по установлению контакта, восприятию и пониманию эмоциональных состояний партнеров, по приему и передаче информации, развитию наблюдательской интуитивности, развитию способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей и групп и др.).
  • 3. Упражнения и игры для получения обратной связи. Независимо от вида тренинга работа в группе начинается с этапа формирования работоспособности, основная цель которого - создать такую групповую атмосферу, такие отношения, которые позволяют перейти к содержательной части работы. Этот этап соответствует этапу установления контакта в начале любого взаимодействия, общения. Основными характеристиками необходимого для работы тренинговой группы «климата отношений» являются эмоциональная свобода участников, открытость, дружелюбие, доверие друг к другу и ведущему.

Наряду с достаточно традиционными действиями, которые совершаются на этом этапе работы тренинговой группы (знакомство участников или их представление перед группой в том случае, если они уже знакомы друг с другом, высказывание ожиданий в связи с предстоящей работой, сомнений и опасений, которые могут быть у пришедших на занятия людей, обсуждение формы обращения), могут быть использованы различные психотехнические упражнения.

Задача создания работоспособности группы специфична для начала занятий и на ее решение тратится определенное время. Однако эта задача не снимается и на последующих этапах работы: в начале дня и после больших перерывов в работе выполняются упражнения на восстановление утраченной работоспособности, включенность в группу, повышение уровня внимания, эмоциональную разрядку, снижение усталости и т.д.

Проводимые в начале занятий психотехнические упражнения позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе и такое состояние каждого участника, которые позволяют им успешно работать и продвигаться в содержательном плане. Кроме того, проведенные на этом этапе упражнения могут дать материал, обсуждение которого послужит «мостиком» для перехода к содержательным этапам работы тренинговой группы.

Также могут успешно использоваться психотехнические упражнения по созданию атмосферы доверия и открытости в группе, психотехнические упражнения содержательного плана по установлению контакта, восприятия и понимаяие эмоционального состояния. Данные упражнения позволяют членам группы тренинга осознать разнообразные вербальные и невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при этом не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь, на состояние, в котором он находится.

Психотехнические упражнения, формирующие обратную личностную связь. Характер и формы обратной связи зависят от состояния, уровня зрелости группы. На ранних этапах развития групповой динамики, самых первых, начальных фазах тренинга, уместно предлагать упражнения, где обратная связь носит формализованный, анонимный и опосредованный характер. Иначе говоря, впечатления группы относительно конкретного участника формализуются, например, в виде десятибалльной шкалы оценки по какому-то конкретному параметру. Эти баллы участник получает от членов группы, допустим, на листах бумаги без подписи. Так соблюдается анонимность и опосредованность.

На следующих этапах развития группы следует видоизменять обратные связи. Начинать изменение лучше с постепенного усложнения, а затем и отказа от формализации, регламентации и прочих сужающих свободу выражения ограничений. Например, отказываясь от взаимных оценок в баллах, можно заменить их сначала на ассоциативную форму обратной связи, а затем отказаться от ассоциаций и использовать вид обратной связи в форме высказывания мнений.

Отказ от анонимности обратных связей правильнее будет реализовывать не тотально, а ситуативно, периодически возвращаясь к ней, помня, что право на отказ имеет каждый участник.

Позитивная обратная связь является хорошим средством стабилизации и даже повышения самооценки участников занятий, актуализации их личностных ресурсов, а также создания позитивного эмоционального фона в группе.

Сензитивность (от lat.sensus-чувства, ощущения) является особенностью человеческого характера. Проявляется в виде повышенной восприимчивости происходящих с человеком событий. Основными можно считать повышенную тревожность, боязнь окружающих, нестандартных ситуаций, испытаний различного рода и т. д. Сензитивному человеку свойственны необщительность, глубокие переживания по поводу минувших или будущих событий, комплексу неполноценности, не высокого уровня притязаний.

Ознакомившись со все этой не лицеприятной информацией и найдя в своем характере довольно большое количество перечисленных пунктов, я решил слегка подкорректировать свои чувства при помощи тренинга сензитивности.

Лучшие упражнения курса на развитие сензитивности включает в себя три уровня:

  1. Осознание внутреннего мира и восприятие внешних жизненных факторов.

На данном этапе я научилась понижать пороги восприятия окружающей меня действительности. Благодаря работе с установками, я научилась интуитивно разделять поток поступающей информации на ту, которую следует замечать, и на ту, что следует отсеять. Смогла научится распознавать психологическое состояние групп и отдельных людей, входить с ними в контакт, о собственном действии на них при общении (умение «читать людей»)

Семинар на развитие сверхсензитивности

Данный этап научил меня общению с окружающими на психофизическом и интуитивном уровне. Следует на интуитивном уровне для начала снизить, а в дальнейшем убрать барьеры и пороги запретов внутри себя, так как именно они мешают развиваться человеку как свободной полноценной личности. Далее я стала наблюдать за манерой поведения окружающих, за их реакцией на слова, адресованные им. Я научилась анализировать причины того или иного поведения. Все это помогло мне лучше понять мотивацию тренингов сензитивности.
Следует отметить, что первый и второй уровни развития являются основами бесплатного курса сензитивности в Москве. Они способствуют развитию разнообразных способностей, без которых не может существовать общения, при котором может быть достигнута ваша цель с минимум затрат и максимум пользы.

Лучший тренинг на развитие сензитивности

На данном этапе мне открылись перспективы самосовершенствования и неожиданные ресурсы для развития моей новой личности. В результате упражнений семинара сензитивности в городе Москве я приобрел навыки активного слушанья, наблюдения за поведением людей, их реакцией на ту или иную ситуацию. Следует отметить что гармоничное и качественное сензитивное развитие возможно только в том случае, когда индивид готов развиваться личностно и всесторонне. Например, на тренингах даются специальные упражнения (домашнее задание), для выполнения которых необходима мотивация.

Способность чувствовать или воспринимать - необходимое условие жизни. Базовый уровень сензитивности позволяет выживать - благодаря чувству боли мы способны различать слишком сильные воздействия и избегать их, чувство голода дает нам вовремя информацию о том, что нужно подкрепиться, а чувство усталости - о том, что нужно отдохнуть и т.д. Нам нужна хорошо развитая психологическая внимательность и наблюдательность, важно уметь распознавать собственные эмоции и мотивы, чтобы понимать - чего мы хотим в той или иной ситуации, нам важно уметь видеть эмоции и мотивы других людей, чтобы различать ложь и правду, угрозы и реальную опасность, сомнения и доверие... Способность понимать свое и чужое состояние, уметь управлять ими, уметь использовать это знание в общении - всё это можно постичь на тренинге…

тренинг сензитивности

План

  1. Общее понятие тренинге сензитивности
  2. Тренинг сензитивности как составная часть тренинга партнерского общения
  3. Упражнения на развитие сензитивности.

Понятие «тренинг сензитивности» используется очень широко и неоднозначно. Тренинг сензитивности (или тренинг межличностной чувствительности) в практике зарубежной социальной психологии сформировался к концу 50-х гг. XX в. Корни тренинга лежат в практике Т-групп. Многие зарубежные специалисты используют эти два понятия как равнозначные. К. Роджерс, предлагая одну из известных классификаций групповых форм работы, выделяет две их основные категории, или два основных типа: группы «тренинга сензитивности» и «группы организационного развития». Термин «тренинг сензитивности» обычно используют для обозначения и роджеровских «групп встреч», и так называемых Т-групп, или групп тренинга человеческих отношений, возникших в русле школы групповой динамики К. Левина. Т-группы определяют как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся для исследования межличностных отношений и групповой динамики, которую они сами порождают своим взаимодействием. Отличительная особенность этого метода - стремление к максимальной самостоятельности участников при организации и функционировании Т-группы. Основным средством стимуляции группового взаимодействия является отсутствие структуры. Участники, оказавшись в социальном вакууме, вынуждены сами организовывать свои взаимоотношения внутри группы и разрабатывать процедуры коммуникативной деятельности. Обучение при этом оказывается скорее результатом проб и ошибок участников группы, чем усвоением объективных принципов, объясняющих межличностное поведение. Кроме того, Т-группы, развивая межличностную чувствительность, совершенствуют восприятие самого себя, осознание групповых процессов и умение конструктивно включаться в деятельность группы.

Г. Смита интересовало, развивает ли Т-группа точность предсказывания поведения других людей. Ссылаясь на результаты четырех исследований, в которых использовались объективные измерения у участников Т-групп точности предсказывания поведения 1) ведущего, 2) отдельных членов группы, 3) группы в целом, 4) отдельных людей вне группы, Г. Смит констатирует отсутствие улучшений в точности предсказываний. Хотя он отмечает, что субъективно участники воспринимали свой опыт работы в Т-группах как очень развивающий.

Существует, по крайней мере, два подхода к определению понятия “сенситивность”. Многие авторы рассматривают ее как целостное, общее свойство, как способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека. Другие авторы отдают предпочтение многокомпонентной теории. Американский психолог Г. Смит считает, что ответ на вопрос, какую точку зрения стоит принять, зависит от того, что мы хотим: отбирать сенситивных людей или же тренировать их. При отборе должно быть отдано предпочтение взгляду на сенситивность как на общую способность, для тренинга больше подходит многокомпонентная теория, так как именно она дает ключ к тому, с чего начинать тренинг, для чего тренировать, как это делать, и, добавим для себя, - что тренировать.

В частности, Г. Смит выделяет четыре компонента сензитивности: наблюдательскую, теоретическую, номотетическую и идеографическую.

Основанием для такой классификации послужил анализ теорий и практики специалистов в области сенситивного тренинга, а также собственный опыт автора.

Итак, наблюдательская сенситивность - способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил.

При этом наблюдению подлежат:

а) речевые акты, их содержание, последовательность, интенсивность, направленность, частота, продолжительность, уровень экспрессии, особенности лексики, грамматики, фонетики, интонации и голосовых качеств говорящего, речемоторная синхронизация, графические проявления (почерк, рисунок);

б) выразительные движения (лица и тела);

в) перемещения и позы людей, дистанция между ними, скорость и направление движений, аранжировка в межличностном пространстве;

г) тактильное воздействие (касания, поддерживающие жесты, толчки), передача и отнятие предметов, удержание;

д) запахи и локализация их источников;

е) сочетание перечисленных действий, признаков и характеристик.

Самонаблюдение (интроспекция) также относится к наблюдательской сенситивности.

Г. Смит рассматривает наблюдение не как пассивный акт запечатления, замечая при этом, что все, что мы видим и слышим, проходит сквозь призму нашего сознания и мы получаем в результате то, что хотим получить.

Влияние установок, стереотипов, опыта приводит к субъективным искажениям образа “Я” и других людей. Желания, предположения, привычные способы восприятия могут “программировать” наблюдение, фокусируя внимание на ограниченных фрагментах поведения человека. Поэтому развитие навыков отграничения того, что мы слышим и видим, от чувств и мыслей по поводу этого относится к важным задачам тренинга сенситивности.

Следующий вид - теоретическая сенситивность - рассматривается как способность выбирать и применять теории для более точных интерпретаций и предсказания чувств, мыслей и действий других людей; другими словами, изучение различных теорий личности может улучшить наше понимание поведения окружающих и самих себя.

Ориентация в различных теоретических концепциях личности, каждая из которых обладает своей областью адекватности, безусловно, может усиливать сенситивные возможности, в частности, за счет сокращения ошибок “по невидению” и различных вариантов структурирования наблюдаемых проявлений. Однако наличие лишь теоретической сенситивности без хорошо развитой и лежащей в ее основе наблюдательской сенситивности приводит к ошибкам “по невидению”, к тому, что люди начинают с готовностью применять различные теории для объяснения поступков других, не фиксируя тех проявлений отдельного человека или группы, которые не соответствуют их предвзятому восприятию.

Номотетическая сенситивность определяется как способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для предсказания поведения других людей, принадлежащих к данной группе. Такая способность улавливать закономерности и идти от общего к частному определяется объемом знаний человека о группе и его опытом в общении с ней.

Идеографическая сенситивность - способность понимать своеобразие каждого человека.

Комментируя этот вид сенситивности, Г. Смит обращает внимание на то, что его существенным отличием от наблюдательской и теоретической сенситивности является зависимость от времени наблюдения, степени знакомства людей. Поэтому он определяет идеографическую сенситивность как способность использовать продолжающееся знакомство и увеличивающийся объем информации о человеке для более точных предсказаний его поведения. На наш взгляд, противопоставление идеографической сенситивности другим ее видам необоснованно, например, противопоставление идеографической и номотетической сенситивности может привести к крайним формам развития идей уникальности каждого человека, к отказу от создания статистически обобщенных моделей. Целесообразнее, по-видимому, исходить из того, что идеографическая сенситивность позволяет углубить, расширить и придать своеобразие тем представлениям о другом человеке, которые сложились на основании наблюдательской, теоретической и номотетической сенситивности.

Г. В. Оллпорт описал восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях:

“1. Опыт. Для того чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего необходима зрелость. Это подразумевает не только достижение определенного возраста (30 лет или около того), но и богатый запас опыта взаимодействия с человеческой природой в самых разнообразных и запутанных ее проявлениях. Юность видит людей в узкой перспективе своего ограниченного опыта, и когда юных людей заставляют судить о тех, чья жизнь значительно отличается от их собственной, они часто обращаются к незрелым и несообразным клише, вроде: „старик отстал от жизни", „нормальный парень" или „чудак".

У опытного человека для каждого из бесчисленных человеческих проявлений уже есть богатая апперцептивная цепочка тщательно проверенных интерпретаций. Даже если ассоциации и умозаключения не являются единственными умственными процессами, помогающими понимать других людей, даже если - что возможно - нам нужно отдать дань и теориям интуитивного понимания, то и для интуитивного понимания необходимы прочные опытные основания.

2. Сходство. Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять. Экспериментальные исследования показали, что те, кто точнее оценивают какую-то черту в другом человеке, сами в высокой степени обладают этой чертой. Но корреляция здесь не абсолютная, и все обстоит не так просто: подвижность воображения одного оценщика может оказаться ценнее, чем огромные запасы неиспользованного опыта другого.

Следует заметить, что „сходство" - это особый случай „опыта". Чем больше другой человек похож на меня, тем больший опыт общения с ним я имею. Именно по этой причине члены одной и той же национальной, религиозной или профессиональной группы обычно точнее других судят друг о друге.

3. Интеллект. Экспериментальные исследования вновь и вновь подтверждают тот факт, что существует некоторая связь между высоким интеллектом и способностью точно судить о других людях. Верной обнаружил, что высокий интеллект особенно характерен для тех, кто точно оценивает самих себя и незнакомых людей, но если оценщики хорошо знакомы с теми, кого они оценивают, то опыт до определенной степени может заменить исключительный интеллект. В целом, однако, хороший интеллект необходим, и причина здесь совершенно проста. Понимание людей - это в значительной степени задача уяснения связей между прошлыми и нынешними поступками, между экспрессивным поведением и внутренними свойствами, между причиной и следствием, а интеллект и есть способность устанавливать такого рода соотношения.

4. Глубокое понимание себя. Правильное понимание наших собственных антисоциальных тенденций, своего притворства и непоследовательности, собственных сложных мотивов обычно удерживает нас от слишком поверхностных и простых суждений о людях. Слепота и ошибочность в понимании нашей собственной природы будет автоматически перенесена на наши суждения о других. Компульсивный невроз или любая другая причуда, не понятая нами самими, обязательно будут накладываться как проекция или ценностное суждение на наши оценки других людей. В практике психоанализа давно была признана необходимость предварительного познания себя. Прежде чем аналитик может развязать узлы других людей, он должен распутать свой собственный.

5. Сложность. Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих. Прямолинейный ум не питает сочувствия к волнениям ума культурного и разносторонне развитого... Две души обитали в груди у Фауста, и только одна у его помощника Вангера; и именно Фауст оказался способным в конце концов постигнуть значение человеческой жизни.

Из этого следует, что если психиатр обладает сложной натурой, то может извлекать из этого определенные преимущества, поскольку ему приходится иметь дело с исключительно сложными психическими состояниями, и даже если у него есть собственные невротические трудности, с которыми он хорошо справляется, то это будет лишь повышать его квалификацию.

6. Отстраненность. Эксперименты показали, что те, кто хорошо разбирается в других, менее общительны. Для них более характерна интроверсия, чем экстраверсия, и лучшие оценщики бывают загадочными и с трудом поддающимися чужой оценке. В среднем они не очень высоко ставят социальные ценности. У тех, кто занят социальными ценностями, не хватает времени на беспристрастное изучение других людей. Они испытывают сочувствие, жалость, любовь или восхищение и не могут отстраниться от этих эмоциональных отношений настолько, чтобы обрести непредвзятый взгляд. Человек же, который не пытается все время быть участником каких-то событий, но остается в стороне и наблюдает их, ничего не пропуская, вероятнее всего сможет сделать более ценные суждения. Часто случается и так, что хороший знаток людей (например, писатель) какое-то время почти целиком отдается участию в неких событиях, но затем выходит из них и начинает ретроспективно исследовать людей и случившееся с ним отстранение.

7. Эстетические склонности. Часто с меньшей общительностью связаны эстетические склонности. Это качество стоит выше всех остальных, особенно если мы возьмем наиболее одаренных знатоков людей... Эстетический ум всегда пытается проникнуть во внутренне присущую объекту гармонию, будь то нечто настолько тривиальное, как какой-нибудь орнамент, или нечто настолько значительное, как человеческое существо. Уникальность и уравновешенность структуры - вот что интересует эстетическую личность во всех случаях. Такой склад ума необходим новеллисту или биографу. При высоком своем развитии эстетический склад ума может до определенной степени возместить ограничения „опыта", „интеллекта", „глубокого понимания себя", „сходства" и „сложности". Если же эстетический склад ума сочетается с этими качествами, то это чрезвычайно высоко поднимает искусство оценки...

8. Социальный интеллект. Это качество не является обязательным. Романисты или художники часто им не обладают. С другой стороны, скажем у интервьюера, должен быть такой „солидный дар", поскольку его функция более сложна: он должен спокойно слушать и в то же время исследовать, побуждать к откровенности, но при этом никогда не казаться шокированным, быть дружественным, но сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим, - и при всем этом еще и никогда не выказывать скуки. Такое тонкое равновесие в поведении требует высокого уровня развития разнообразных качеств, обеспечивающих гладкость в отношениях с людьми.

Для того чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем, социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не глубина понимания”.

Близким по содержанию понятию сенситивности является используемое В. А. Лабунской понятие социально-перцептивной способности, под которой понимается способность, формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность адекватного отражения психических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть свое воздействие на этого человека.

По мнению автора, эта способность представляет собой сложную систему, совокупность способностей. При этом В.А. Лабунская разграничивает социально-перцептивные способности личности и их функциональную сторону, к которой можно отнести умение прогнозировать поведение другого человека, предвидеть свое воздействие на него. «Опорными» социально-перцептивными способностями она считает способность адекватно понимать свойства и качества личности, а также оценивать отношения других людей. Уровень развития этих способностей определяет уровень развития других способностей и в целом организует функциональные связи между ними.

Таким образом, сензитивность может рассматриваться как способность, обеспечивающая отражение и понимание, запоминание и структурирование социально-психологических характеристик человека и группы и прогнозирование их поведения и деятельности.

Развитие сензитивности может осуществляться в процессе осознания человеком ее структуры и индивидуальных особенностей протекания социально-перцептивных процессов путем включения в проблемные ситуации, требующие ее актуализации.

Тренинг сензитивности - частная форма (составная часть) социально-психологического тренинга общения, основанная на тренировке межличностной чувствительности в процессе социального взаимодействия и направленная на развитие способностей адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения.

По мнению Г. Смита, развивающее влияние Т-групп на сензитивность зависит от целей сензитивности. В частности, целью может быть развитие умозрительного понимания, основанного на достижении субъективного впечатления близости, симпатии к другому человеку. Именно это и происходит, по мнению Г. Смита, в Т-группах. В то же время развитие эмпирического понимания другого, которое проявляется в том, насколько человек может предсказать его чувства, мысли и поведение, не происходит. Одна из существенных причин этого - отсутствие обратной связи, адекватной задаче развития сензитивности. Начиная тренинг своих сензитивных возможностей, человек должен знать их состояние на момент начала занятий, что определяет цель и готовность ее достигнуть. Осознанное продвижение к цели требует интенсивной и незамедлительной обратной связи о результатах тренинга, получаемой по различным каналам.

Основные цели тренинга сензитивности:

Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы;

Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стерео-типизированными фрагментами сознания;

Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.

Психотехнические упражнения, направленные на развитие наблюдательской сензитивности.

Данные упражнения развивают возможности улавливать и запоминать широкий спектр сигналов, которые поступают от других людей, что позволяет получать целостный и в то же время детализированный образ человека и группы.

Для тренировки наблюдательности по отношению к невербальным аспектам общения используются задания, выполнение которых требует фиксирования особенностей внешнего облика, мимики, жестикуляции, поз, вегетативных изменений, микроэкспрессии глаз, паралингвистических компонентов звучащей речи и т.д.

Упражнения, направленные на фиксацию вербальных аспектов поведения другого, включают задания, связанные с запоминанием содержания, его изменения, установлением «авторства» мысли, идеи, своеобразия композиции высказываний и аргументации.

Для развития чувствительности к пространственно-временным характеристикам взаимодействия людей предлагаются задания, требующие фиксации дистанции взаимодействия, пространственного расположения, перемещений, ритма движений.

Тренинг сенситивности относится преимущественно к групповым формам работы, хотя некоторые его элементы могут быть использованы и индивидуально.

Называют множество различных целей, которые могут достигаться в группах тренинга сенситивности.

Ю. Н. Емельянов, подытоживая данные ряда источников, перечисляет следующие задачи сенситивного тренинга:

1. Повышение самопонимания и понимания других.

2. Чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры.

3. Развитие ряда поведенческих навыков.

Л. А. Петровская со ссылкой на зарубежную литературу выделяет два уровня целей: непосредственные и так называемые метацели, или цели более высокого уровня общности. Среди непосредственных целей наиболее соответствует нашему представлению о тренинге сенситивности обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от партнеров (интонация голоса, выражение лица, поза тела и другие контекстуальные факторы, дополняющие слова).

Эти цели могут достигаться в рамках индивидуальных и групповых программ сенситивного тренинга различной продолжительности. Заметим, что в сопоставлении с другими программами, например, тренинг партнерского общения или тренинг ведения переговоров, основным методическим средством сенситивного тренинга выступают психогимнастические упражнения, которые позволяют получать обширный и одновременно детализированный материал, необходимый для осознания процесса и результатов социально-перцептивной деятельности, а также формируют среду, дающую возможность каждому участнику развивать свои сенситивные способности.

Психотехнические упражнения и ролевые игры в тренинге межличностного общения разделяются на три раздела.

1. Упражнения и игры, которые преимущественно воздействуют на состояние группы как целого и/или на каждого ее участника в отдельности (упражнения на создание работоспособности в начале работы тренинговой группы, в начале дня, на поддержание и восстановление работоспособности).

2. Упражнения и игры, направленные преимущественно на содержательную сторону работы (упражнения содержательного плана по установлению контакта, восприятию и пониманию эмоциональных состояний партнеров, по приему и передаче информации, развитию наблюдательской интуитивности, развитию способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей и групп и др.).

3. Упражнения и игры для получения обратной связи. Независимо от вида тренинга работа в группе начинается с этапа формирования работоспособности, основная цель которого - создать такую групповую атмосферу, такие отношения, которые позволяют перейти к содержательной части работы. Этот этап соответствует этапу установления контакта в начале любого взаимодействия, общения. Основными характеристиками необходимого для работы тренинговой группы «климата отношений» являются эмоциональная свобода участников, открытость, дружелюбие, доверие друг к другу и ведущему.

Наряду с достаточно традиционными действиями, которые совершаются на этом этапе работы тренинговой группы (знакомство участников или их представление перед группой в том случае, если они уже знакомы друг с другом, высказывание ожиданий в связи с предстоящей работой, сомнений и опасений, которые могут быть у пришедших на занятия людей, обсуждение формы обращения), могут быть использованы различные психотехнические упражнения.

Задача создания работоспособности группы специфична для начала занятий и на ее решение тратится определенное время. Однако эта задача не снимается и на последующих этапах работы: в начале дня и после больших перерывов в работе выполняются упражнения на восстановление утраченной работоспособности, включенность в группу, повышение уровня внимания, эмоциональную разрядку, снижение усталости и т.д.

Проводимые в начале занятий психотехнические упражнения позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе и такое состояние каждого участника, которые позволяют им успешно работать и продвигаться в содержательном плане. Кроме того, проведенные на этом этапе упражнения могут дать материал, обсуждение которого послужит «мостиком» для перехода к содержательным этапам работы тренинговой группы.

Также могут успешно использоваться психотехнические упражнения по созданию атмосферы доверия и открытости в группе, психотехнические упражнения содержательного плана по установлению контакта, восприятия и понимаяие эмоционального состояния. Данные упражнения позволяют членам группы тренинга осознать разнообразные вербальные и невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при этом не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь, на состояние, в котором он находится.

Психотехнические упражнения, формирующие обратную личностную связь. Характер и формы обратной связи зависят от состояния, уровня зрелости группы. На ранних этапах развития групповой динамики, самых первых, начальных фазах тренинга, уместно предлагать упражнения, где обратная связь носит формализованный, анонимный и опосредованный характер. Иначе говоря, впечатления группы относительно конкретного участника формализуются, например, в виде десятибалльной шкалы оценки по какому-то конкретному параметру. Эти баллы участник получает от членов группы, допустим, на листах бумаги без подписи. Так соблюдается анонимность и опосредованность.

На следующих этапах развития группы следует видоизменять обратные связи. Начинать изменение лучше с постепенного усложнения, а затем и отказа от формализации, регламентации и прочих сужающих свободу выражения ограничений. Например, отказываясь от взаимных оценок в баллах, можно заменить их сначала на ассоциативную форму обратной связи, а затем отказаться от ассоциаций и использовать вид обратной связи в форме высказывания мнений.

Отказ от анонимности обратных связей правильнее будет реализовывать не тотально, а ситуативно, периодически возвращаясь к ней, помня, что право на отказ имеет каждый участник.

Позитивная обратная связь является хорошим средством стабилизации и даже повышения самооценки участников занятий, актуализации их личностных ресурсов, а также создания позитивного эмоционального фона в группе.

Упражнения на развитие сензитивности, эмпатии.
Данная группа упражнений может быть использована для тренинга сензитивности, способности чувствовать себя, других и ситуацию. Эти упражнения развивают понимание невербального поведения других людей, тренируют способность выражения своих чувств с помощью невербальных средств общения и понимания того, какие чувства хотел выразить другой человек. Отдельные упражнения можно включать в тренинг коммуникативных навыков менеджеров, так как сензитивность способствует установлению психологического контакта с партнером.

А теперь я опишу несколько практических упражнений, подходящих для тренинга сензитивности.

Упражнение 1. Вербализация признаков экспрессии эмоциональных состояний.
Нужно описать экспрессивные признаки шести эмоциональных состояний: радости, удивления, отвращения, гнева, страха, страдания, на которые каждый член группы ориентируется при опознании эмоциональных состояний другого человека.
Каждый член группы пишет самостоятельно на листочке. Затем все по очереди зачитывают написанное индивидуально вслух для совместного обсуждения. Участники могут отметить общие признаки, скорректировать неадекватные признаки.
Упражнение 2. Экспрессия эмоционального переживания.
Все свободно перемещаются по комнате с закрытыми глазами. Тренеру нужно позаботиться о том, чтобы никто не ударился о предметы, о мебель, чтобы было достаточно большое пространство. Потом по команде тренера все останавливаются и открывают глаза. Тренер дает инструкцию встать лицом к тому члену группы, который оказался ближе всех. Так все распределяются по парам. Затем идет инструкция: «Представьте, что перед вами незнакомый человек, просто постойте и молча посмотрите друг другу в глаза». После этого все снова закрывают глаза и ходят по комнате. Тренер снова всех останавливает, и все открывают глаза и с тем, кто стоит рядом, образуют пары.
Тренер дает новую инструкцию: «Представьте, что вы встретили своего лучшего друга». Снова все закрывают глаза и ходят по комнате. Снова тренер останавливает всех, и по команде все открывают глаза, разбиваются на пары.
Следующая инструкция: «Представьте, что перед вами ваш злейший враг». Снова все закрывают глаза и ходят по комнате. Тренер снова всех останавливает, члены группы открывают глаза, разбиваются на пары.
Заключительная инструкция: «Представьте, что перед вами человек, у которого большое горе, нужно его успокоить». Участники выполняют предложенное задание.
Потом все садятся в круг и обмениваются впечатлениями.
Упражнение 3. Невербальное выражение эмоций и «чтение» по невербальным признакам. Участники группы разбиваются на пары, становятся в круг. По команде тренера всем нужно начать испытывать то или иное эмоциональное состояние, эмоцию или чувство. Тренер может неожиданно командой «стоп» остановить всех в тех позах, в каких они находятся. Можно выделить одну пару, тогда остальные наблюдают их. Пары можно менять, чтобы охватить большее количество участников и эмоций.
Тренер может предложить передать невербально переживания следующих ситуаций, эмоций и чувств:
1) друг не позвонил и не пришел на день рождения;
2) неожиданный сюрприз, подарок;
3) гордость за себя;
4) высокомерие;
5) подозрительность;
6) враждебность;
7) гнев;
8) любовь;
9) радость; 10) обида.
После выполнения упражнения проводится обсуждение. Можно сделать обобщения о том, каким образом выражаются те или иные чувства.
Упражнение 4. Развитие способности понимать эмоциональное состояние партнера.
Водящий выходит в коридор, все принимают позы и выражение лица в соответствии с выбранным каждым членом группы эмоциональным состоянием. Тренер приглашает водящего. Тот должен отгадать, определить, кто в каком эмоциональном состоянии находится или что выражает. Тот член группы, кого не отгадали, выходит водить.
Упражнение 5. Выбор по рукопожатию. Один человек становится в центр, закрывает глаза. К нему подходят все по очереди и пожимают руку. Водящий, если хочет, чтобы данный человек стал его начальником, посылает его направо, если не хочет — налево. Возможна модификация: если хочет сотрудничать с ним как с партнером — направо, если не хочет —налево. Рекомендации. Упражнение выполняется молча. Потом выполняющий упражнение член группы открывает глаза и смотрит, кого

Упражнение 6. «Передача чувства» по кругу. Все члены группы очень плотно друг к другу садятся на стульях в круг. Все закрывают глаза. Задача в том, чтобы передать по кругу какое-нибудь чувство без слов, только только используя прикосновения к рядом сидящему члену группы, в соответствии с передаваемым чувством. Тренер назначает того, кто делает это первым. После этого участник может открыть глаза, а член группы, воспринявший переданное чувство, должен передать его следующему члену группы. При этом совсем не обязательно в точности повторять движения предыдущего члена группы, главное — передать то же самое чувство, состояние, при этом можно использовать другие движения, прикосновения.
После того как чувство передано по кругу, оно возвращается тому, кто его отправил. К этому моменту все сидят с открытыми глазами. Каждого, начиная с первого участника, спрашивают, какое чувство получил, какое отправил. В результате находят того или тех людей, из-за которых произошло искажение.
Упражнение 7. Прикосновение. Цель. Передать и почувствовать чувство через прикосновение. Миф: телепатия. Выбирается один участник, который садится на стул, — «сенсор». Любой другой участник посредством прикосновения передает ему какое-то чувство. «Сенсор» пытается это чувство угадать. В случае угадывания его место занимает другой.
Варианты. Возможен социометрический вариант этой игры: «сенсор» садится спиной к группе, а прикасающиеся к нему выражают свое отношение. Задача «сенсора» — отгадать, кто к нему прикоснулся.
Упражнение 8. «Разведчик» . Выбирается один из участников — «разведчик». По команде ведущего «замерли!» вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза (или возвращается); его задача — обнаружить все перемены.
Упражнение 9. «Таможня». Каждый должен (можно не все) несколько раз зайти в комнату. Один раз нужно попытаться провести контрабанду: спрятать что-то в одежде. Группа (каждый индивидуально) должна отгадать, в который из его заходов он провозил контрабанду. Группа может задавать вопросы. Каждый должен подсчитать, сколько раз отгадали. Кто больше всех отгадал, тот лучше всех определяет состояние человека. Тот член группы, кого реже всего отгадывали, — обычно его труднее всех бывает «разморозить» в упражнении «Реаниматор» — лучше всего скрывает свои эмоции, обманывает.

Упражнение 10. Концовка. В конце дня или всего тренинга все встают и кладут руки на плечи друг другу. Стоят в кругу. Тренер предлагает передать энергию, тепло по очереди каждому члену группы. Все делается молча, не спеша.

Сензитивный человек — это прежде всего человек, психически здоровый, способный к творческим решениям, извлекающий, в первую очередь, положительные эмоции, радость от общения с людьми. Более реалистическое понимание действительности обеспечивает ему большой успех в общении.
Тренинг сензитивности далеко не исчерпывает всех возможностей повышения эффективности межличностного общения. В нем не затрагиваются проблемы ролевого поведения, не устраняются невротичность и тревожность.

Высокая сензитивность позволяет освободиться от штампов в обращении с людьми, обеспечивает более гибкий, индивидуальный стиль в общении.