Траст по-русски. Как завещать состояние при помощи наследственного фонда. Наследственный фонд - новое российское законодательство и иностранный опыт Наследственные фонды в зарубежных странах

Наследственным фондом признается создаваемый во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока. Неотъемлемой частью завещания, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, являются решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, а также условия управления фондом. В таком решении завещатель также определяет порядок, размер, способы и сроки образования имущества фонда, лиц, назначаемых в состав органов данного фонда и порядок определения таких лиц. Наследственный фонд подлежит созданию после смерти завещателя по заявлению, направляемому в уполномоченный государственный орган нотариусом, ведущим наследственное дело. К заявлению прилагается решение об учреждении фонда и утверждении устава фонда, составленные при жизни гражданина - завещателя. Наследственный фонд призывается к наследованию по завещанию после его создания.

Выделим следующие аспекты новых положений о наследственном фонде РФ:

  1. расширение сферы наследования по завещанию;

Распоряжение о создании наследственного фонда рассматривается как неотъемлемая часть завещания. Вместе с тем, представляется, что распоряжение завещателя о создании наследственного фонда представляет собой самостоятельный способ распоряжения имуществом на случай смерти. Решение наследодателя о создании фонда предопределяет особенный порядок распределения наследственной массы и иную судьбу имущества, передаваемого фонду. В данном случае, волеизъявление наследодателя о создании фонда и передаче фонду наследственной массы может ограничивать реализацию прав наследников по закону, включая и право на обязательную долю. Наследники, даже и участвующие в последующей деятельности фонда, уже не становятся непосредственными обладателями права собственности на объекты наследственного имущества. Также подразумевается и ограниченное целевое использование имуществом, переданным фонду, напротив прежнего, как правило, неограниченного обладания и распоряжения объектами наследования со стороны наследников. Таким образом, при возникновении нового субъекта права, каким является наследственный фонд, вещные правоотношения наследования трансформируются в обязательственные правоотношения по участию в управлении наследственным фондом или приобретению имущества от фонда.

  1. учредителем выступает исключительно одно физическое лицо;

Рассматриваемая норма соответствует доктринальному подходу РФ, согласно которому в завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина. Совершение завещания двумя или более гражданами не допускается. По прежнему, российское законодательство не предусматривает среди правовых средств договорного наследования такие распространённые в мире институты как совместное завещание или наследственный договор.

3. создание Фонда происходит только после смерти наследодателя;

Уникальность этой формы юридического лица состоит в его раздельном существовании от учредителя - уже умершего наследодателя. В таком учреждении отсутствует лицо, которое является собственником наследственного имущества, переданного фонду. В этом смысле и выражается истинность гениальной теории фикции папы римского Иннокентия VI . Наследственный фонд, являясь искусственной конструкцией и порождением правопорядка высокой ступени развития, самостоятельно существует в обществе вне принадлежности и вне зависимости от воли определённого физического лица.

4. наследственный фонд РФ является юридическим лицом и обладает признаками этого субъекта права.

5. некоммерческий характер деятельности;

6. целевое использование имущества, переданного фонду.

Наследственный фонд РФ относится к унитарным некоммерческим организациям, не имеющим членства, который учреждён физическим лицом на основе добровольных имущественных взносов. Исходя из основных положений о правосубъектности лиц этой организационной формы, цели наследственного фонда определены как благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Фонд использует имущество исключительно для этих некоммерческих целей, определенных в его уставе. Но в уставе фонда может быть предусмотрено право на осуществление приносящей доход деятельности, которая допускается законом лишь постольку, поскольку служит достижению целей, ради которых создан фонд, и если такая коммерческая деятельность соответствует таким целям.

Европейский наследственный фонд

Предложенная конструкция создания фонда физическим лицом на основе наследственного имущества имеет определённое сходство с фондами, которые широко распространены в правовых системах Западной Европы. Основу существования такой правовой формы составляют два правовых принципа: нераздельности и статичности наследственного имущества. Под нераздельностью понимается такое правовое состояние, которое предупреждает расщепление (разделение) объектов наследования. Статичность наследственного имущества выражается в замирании (неизменном состоянии) объектов наследования, в котором они находились при фиксации прав до даты смерти наследодателя.

Собственно фонды насчитывают уже многовековую историю как в Америке, так и в Европе, сходные по признакам правовой формы, но различные по целям создания и характеру деятельности. Новый наследственный фонд РФ воспринял характерные особенности фонда континентальной правовой системы:

Особенное развитие в этих странах фондовое право получило в законодательстве Великого княжества Лихтенштайн, к которому мы будем обращаться в ходе обзора.

Однако, выделим и следующие принципиальные различия европейских и российских наследственных фондов:

Такой фонд относится к частноправовым (непубличным) юридическим лицам вносится в Торговый реестр, но обладает определёнными особенностями правосубъектности. Одним из примеров является Депозитный фонд Лихтенштейна. Учредительные документы такого Фонда подлежат передаче в Торговый реестр, однако, сведения о фонде открыто не публикуются. При этом сохраняется анонимность о наименовании фонда, его учредителе и выгодоприобретателях, органах управления. Осуществление правосубъектности Депозитного фонда характеризуется тем, что при совершении сделок фонд представлен Адвокатами - доверенными лицами. Однако, отметим, что и на Депозитные фонды возлагается обязанность по открытию сведений о бенефициарном владельце организации по правилам современных международных требований. По смыслу правил, в данном случае к таким лицам относятся члены высшего коллективного органа управления - Совета депозитного фонда и выгодоприобретатели фонда.

  • европейские правопорядки строго ограничивают круг целей использования имущества такими наследственными фондами;

Главная их характеристика: общественно - полезные или личные цели. Осуществление коммерческой деятельности допускается только общественно - полезными фондами и при условии, что эта деятельность непосредственно направлена на достижение объявленных общественно - полезных целей. Цели Персонального фонда связаны с организацией управления имуществом фонда по определённому учредителем фонда порядку, а коммерческая деятельность такого фонда должна быть непосредственно связана с управлением активами фонда.

Если для наследственного фонда РФ формирование уставного капитала законом не предусмотрено, то для европейского фонда это требование относится к обязательным. Например в Германии уставный капитал фонда составляет от 50.000 ЕВРО, в Лихтенштайне - от 27.000 ЕВРО, в Швейцарии от 44.000 ЕВРО. Представляется вполне логичным формирование в существенном размере начального капитала наследственного фонда РФ, иначе, каким образом фонд будет достигать общественно - полезных целей своего создания, каким имуществом будут управлять три органа фонда и, собственно, что получит выгодоприобретатель такого безимущественного фонда?

  • явная направленность на объявленные цели международного наследования и простота процедур создания;

Например, в Лихтенштайне для основания Персонального фонда для целей наследования достаточно письменного заявления основателя об обособлении имущества в фонд, в котором указаны выгодоприобретатели. Такими выгодоприобретателями также могут выступать любые физические или юридические лица. Минимальный размер уставного капитала фонда составляет 27.000 ЕВРО и формируется на дату основания фонда в виде денежных средств, имущества или имущественных прав, в том числе и находящихся в разных странах.

  • средство для защиты имущества от притязаний кредиторов наследодателя;

Правовая форма европейского фонда может предусматривать преимущественное право на обязательную долю наследникам и (или) преимущественное право регулярных выплат выгодоприобретателю перед правами кредиторов наследодателя. Например, в уставе фонда предусматривается следующая формулировка: «наследственное имущество предназначается выгодоприобретателю как уступаемые и не подлежащие изъятию ежемесячного содержания (Apanage) или выплаты пенсии.»

К числу существенных преимуществ этой организационной формы относится относительно высокая степень анонимности фонда. Выше упомянуты Депозитные фонды, сведения о которых передаются в Торговый реестр, но не подлежат разглашению в открытом доступе. В других случаях, правоотношения в фонде регулируются не только уставом, сколько под - уставами, которые не подлежат опубликованию в Торговом реестре. Чистые Семейные фонды, заявляющие о своём основании, но не подлежащие регистрации в Реестре, продолжают сохранять конфиденциальность об учредителе и выгодоприобретателях фонда перед третьими лицами. Именно Депозитные фонды занимают передовое положение в общественной жизни Лихтенштайна при общем количестве более 29 000 Депозитных фондов против около 2 000 обычных зарегистрированных фондов. Общая стоимость имущества, обособленного в Фонды Лихтенштайна, составляет более 173 миллиардов ЕВРО по состоянию на 2015 год, что составляет около 50 % средств, размещённых в европейские Фонды в целом.

К структуре органов государственного управления европейских стран относятся учреждения по надзору за публичными и частными фондами, включая семейные и наследственные фонды. Такие органы контролируют целевое использование имущества фондов. На европейские фонды возложены обязанность по ежегодному предоставлению отчётности фонда и аудиторского заключения такому органу.

  • специальные суды по рассмотрению споров, вытекающих из правоотношений в фондах.

С 2011 года споры и разногласия связанные с правоотношениями Фонда, могут рассматриваться по арбитражным правилам Лихтенштейна внутри Княжества, которые характеризуются минимальным администрированием, простотой применения и высокой степенью конфиденциальности.

Передача имущества наследственному фонду

Имущество наследственного фонда РФ формируется при создании фонда, в ходе осуществления им своей деятельности, а также за счет доходов от управления имуществом наследственного фонда. Безвозмездная передача иными лицами имущества в наследственный фонд не допускается. При создании наследственного фонда и принятии им наследства нотариус обязан выдать фонду свидетельство о праве на наследство в срок, указанный в решении об учреждении наследственного фонда, но не позднее шестимесячного срока. Представляется, что такое свидетельство является подтверждением передачи наследственного имущества созданному фонду.

По условиям управления фондом может допускаться передача третьим лицам всего или части имущества фонда, в том числе после смерти гражданина-учредителя фонда. Такое положение представляется спорным, поскольку:

  • не соответствует положениям закона о целевом использовании имущества;
  • создаёт предпосылки для злоупотреблений, связанных с отчуждением имущества фонда;
  • противоречит фундаментальному правилу последней воли наследодателя.

Не прослеживается юридическая связь между фактом возникновения правосубъектности российского фонда при его государственной регистрации и юридической обязанностью осуществить действия по передаче имущества такому фонду. В германском праве эта проблема решена следующим образом: если фонд признаётся правоспособным лишь после смерти учредителя, то в отношении предоставлений учредителя считается, что фонд образован до его смерти. Под предоставлениями учредителя подразумевается наследственное имущество. К признанным преимуществам европейского Фонда, как раз и относится простота оформления передачи наследственного имущества. Передача осуществляется в форме вручения вещей уполномоченному органу Фонда. Правовым основанием для передачи является Свидетельство о праве на наследство уполномоченного органа (суда).

Представляется ошибочность подхода в отсутствии взаимосвязи положений о наследственном фонде с институтом наследования долгов наследодателя. Так, нормами статьи 1175. 1. ГК РФ предусмотрено, что наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Общее положение обязательственного права закрепляет принцип надлежащего исполнения обязательств и недопустимости от одностороннего исполнения обязательств. Поэтому права кредитора при солидарной обязанности выражены в требовании исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью. Остаётся неясным, что происходит с обязательствами наследодателя при создании наследственного фонда и передаче ему наследственной массы: Каким образом будет реализовано право кредитора умершего лица? Возлагается ли ответственность по обязательствам наследодателя на фонд или на выгодоприобретателя фонда? Каким образом и в каком объёме распределяется ответственность по долгам наследодателя между фондом и иными наследниками? Видимо, эти задачи предстоит решать российским нотариусам при оформлении завещания и разработке решения завещетеля о создании фонда.

Управление наследственным фондом

К составу субъектов Фонда отнесены: наследодатель (завещатель), наследники, выгодоприобретатели, а также органы управления фондом. При отсутствии умершего учредителя управление фондом будет осуществляться высшим коллегиальным органом фонда, коллегиальным и (или) единоличным исполнительным органом, а также попечительским советом фонда. Новыми положениями закона РФ предусмотрен особенный порядок формирования органов управления фондом. До направления нотариусом заявления о регистрации фонда в уполномоченный орган нотариус решает вопросы формирования органов фонда. Если в течение года такие органы не будут сформированы (отсутствие кворума в коллегиальных органах фонда, отсутствие единоличного исполнительного органа, отказ названных лиц войти в состав органов фонда), фонд подлежит ликвидации по требованию выгодоприобретателя или уполномоченного органа. Таким образом, возникает пробел в регулировании отношений последующей судьбы наследственного имущества при невозможности формирования органов фонда в соответствии с решением завещателя. В этом случае фонд не подлежит государственной регистрации и не приобретает прав юридического лица. Представляется, что восполнить регулирование возможно посредством закрепления положений, что при невозможности формирования органов фонда согласно воле завещателя, наследственное имущество фонда подлежит охране и наследованию по закону.

Отметим, что правовая форма наследственного Фонда при отсутствии учредителя (собственника) физического лица и изложенной структуре коллективного управления потребует высокой культуры управления и компетентности членов органов управления Фондом, свойственных корпоративным организациям. Например, представляется целесообразным формирование коллегиального органа управления по принципу Sechs Augen Prinzip, то есть в составе трёх физических лиц, как минимум. Также следует акцентировать важное положение, что управление наследственным фондом осуществляется органами фонда исключительно для достижения целей, ради которых он создан завещателем.

Как правило, в европейских правовых системах управление наследственным фондом имеет менее сложную структуру, но строже регламентировано в области надзора за целевым использованием имущества фонда. Например, в Лихтенштайне, органом фонда является Совет фонда, составляющий не менее двух членов, один из которых должен быть резидентом Лихтенштайна. Этот член Совета представительствует от имени фонда перед государственными учреждениями. Общественно - полезный Фонд, который зарегистрирован в Торговом реестре, подлежит государственному надзору со стороны Наблюдательного Совета за финансовым рынком в форме контроля за годовыми отчётами фонда. Надзор рассматривается средством обеспечения принципов нераздельности и статичности, а также обеспечения прозрачности общественно - полезной деятельности фонда.

Изменение устава наследственного фонда

На первый взгляд парадоксально, но устав и условия управления фондом не могут быть изменены после смерти гражданина, являвшегося учредителем фонда и после создания наследственного фонда. Исключением является изменение Устава на основании решения суда по требованию любого органа фонда в следующих случаях:

  1. если управление наследственным фондом на прежних условиях стало невозможно по обстоятельствам, возникновение которых при создании фонда нельзя было предполагать;
  2. если будет установлено, что выгодоприобретатель является недостойным наследником, если только это обстоятельство не было известно в момент создания наследственного фонда.

Выгодоприобретатель наследственного фонда

Выгодоприобретателями наследственного фонда могут быть любые участники регулируемых гражданским законодательством отношений, за исключением коммерческих организаций. Выгодоприобретатель наследственного фонда имеет право на получение в соответствии с условиями управления наследственным фондом всего или части имущества фонда. Права выгодоприобретателя наследственного фонда неотчуждаемы, на них не может быть обращено взыскание по обязательствам выгодоприобретателя. Сделки, совершенные с нарушением этих правил, являются ничтожными. Права гражданина-выгодоприобретателя наследственного фонда не переходят по наследству. Права выгодоприобретателя - юридического лица прекращаются в случае его реорганизации, за исключением случая преобразования, если условиями управления наследственным фондом не предусмотрено прекращение прав такого выгодоприобретателя при его преобразовании. Выгодоприобретатель не отвечает по обязательствам наследственного фонда, а фонд не отвечает по обязательствам выгодоприобретателя. Наследник, имеющий право на обязательную долю и являющийся выгодоприобретателем наследственного фонда, утрачивает право на обязательную долю. Если такой наследник в течение срока, установленного для принятия наследства, заявит ведущему наследственное дело нотариусу об отказе от всех прав выгодоприобретателя наследственного фонда, он имеет право на обязательную долю в соответствии с настоящей статьей.

Взаимосвязи института наследственного фонда с институтами семейного права

Ещё остаются непроработанными вопросы взаимосвязи института наследственного фонда РФ с положениями семейного законодательства о правоотношениях в области общей совместной собственности супругов, права пережившего супруга, оснований для признания недействительным всего или части решения о создании наследственного фонда. В новых нормах Кодекса отсутствует отсылка к нормам законодательства, регулирующим семейные правоотношения, что рассматривается неосмотрительностью российского законодателя.

Напротив, европейская доктрина предусматривает особенную правовую форму чистого Семейного Фонда, целью создания которого и является управление имуществом при наследовании. На примере законодательства Лихтенштайна выделяется следующие преимущества при международном наследовании:

  • основатель Наследственного фонда становится свободным в принятии решения о передаче имущества многим последующим поколениям;
  • такой фонд выступает привлекательным правовым средством защиты последующих поколений от раздробления общности имущества. Например, в качестве средства защиты от раздробления, раскола в последующих семейных отношениях;
  • свобода волеизъявления наследодателя выражается в предусмотренном законом ограничении возражений против целевого использования общности имущества при сокращении обязательной доли наследства;
  • внесение цельного предприятия в состав имущества фонда позволяет эффективно преодолесть правовую ситуацию, при которой требуется как сохранить в цельности имущественные активы, так и ограничить право на участие в управлении этим предприятием со стороны наследников, например, в силу их ограниченной дееспособности или недостаточной компетентности;
  • в определённых случаях право наследования фонда получает преимущество против требований третьих лиц, предъявленных к наследодателю. В частности, право на обязательную долю при наследовании имеет преимущество перед правами кредиторов по обязательствам наследодателя;
  • посредством фонда Основатель может обеспечить определённым лицам будущие пенсионные выплаты от предприятия, которое передано фонду и управляется компетентными органами.

Налогообложение наследственного фонда

Никаких особенностей налогообложения наследственного фонда новый Закон от 29.07.2017 N 259-ФЗ не содержит. Налоговый кодекс РФ также не предусматривает особенностей налогообложения наследственного фонда, приравнивая это учреждение к режиму налогообложения всех некоммерческих организаций. Между тем, эти положения имеют концептуальное значение. В частности, будут ли предусмотрены законодательством РФ особенности налогообложения передачи права собственности на имущество фонда или права пользования таким имуществом выгодоприобретателю, отдельные правила налогообложения периодичных и регулярных выплат выгодоприобретателю. Между тем, ключевыми причинами появления в правовой доктрине такой формы наследования как фонд явились именно создание благоприятных условий для последующего наследования, сохранение наследственного имущества, обеспечение иных благоприятных гражданско - правовых и налоговых последствий при переходе прав на наследственное имущество наследникам. Поэтому при выборе европейского фонда в качестве правового средства для передачи наследственного имущества заинтересованными лицами, нотариусами и адвокатами всегда учитываются критерии налогообложения и их применение в определённых странах, где может находиться имущество, квалификация имущества и ее влияние на налогообложение, средства благоприятного налогообложения при международном наследовании.

Изложенными обстоятельствами и может быть обусловлена степень инвестиционной привлекательности наследственного фонда, а следовательно желание резидентов РФ избрать формой наследования фонд под юрисдикцией РФ. В том числе, руководствуясь благоприятным налогообложением доходов, приобретаемых от европейского фонда, эта форма наследования приобрела завидную популярность у резидентов европейских стран, имеющих высокие ставки налогообложения доходов физических лиц. В качестве примера отметим, что налогообложение фондов Лихтенштайна является более благоприятным, чем корпораций и иных предприятий. Например, физические лица - выгодоприобретатели фонда освобождены от налога на наследование и дарение, а фонд - от налога на капитал и на акции. Налог на доходы фонда составляет 12,5 % в год, но не менее 1.100 ЕВРО. При определённых условиях фонд с общественно - полезными целями освобождается от налогообложения доходов, реально осуществляющий такую деятельность. Кроме того, Княжество располагает развитой сетью Соглашений об устранении двойного налогообложения с 55 странами, включая Германию, Австрию, США, Великобританию, Кипр, Мальту, ОАЭ, Монако и Швейцарию, что позволяет шире использовать такой фонд при планировании наследования.

Признание российского наследственного фонда за пределами РФ

Положение осложняется тем обстоятельством, что свидетельство о праве на наследство, выданное российским нотариусом наследственному фонду РФ, в большинстве стран подлежит признанию через суд или иной уполномоченный государственный орган. То есть при передаче фонду из юрисдикции РФ имущества, находящегося за пределами РФ, становится актуальной задача вступления во владение таким зарубежным имуществом. В данном случае мы обращаемся к известным следующим международным правилам признания иностранных официальных документов:

  • признание и исполнение иностранного документа в силу положений международного договора;
  • признание и исполнение иностранного документа в силу положений национального закона;

Приходится снова возвращаться к теме недостаточной активности государственных органов РФ в согласовании с другими странами регулирования вопросов ежедневной потребности граждан в семейных и наследственных правоотношениях. Так, РФ по прежнему не участвует в ряде Конвенций, регулирующих эти вопросы, а именно: Конвенция о единообразном законе о форме международного завещания (Вашингтон 26.10.1973), Конвенция о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений (Гаага 05.10.1961), Конвенция относительно международного управления имуществом умерших лиц (Гаага 02.10.1973), Конвенция о праве применительном к доверительной собственности и ее последующем признании (Гаага 01.07.1985). Да и имеющиеся двусторонние договоры РФ об оказании правовой помощи зачастую не определяют простые и доступные правила исполнения нотариальных актов РФ на территории других стран.

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=221507&dst=4294967295&req=doc&rnd=285391.17633309#0 (дата обращения 16.09.2017)

Последние несколько лет российские власти активно внедряют институты и принципы англосаксонской правовой системы в гражданское законодательство. Так, в 2015 году в вещной и обязательственной частях Гражданского кодекса РФ появились положения про опцион (ст. 429.2, ст. 429.3), эскроу счета (ст. 860.7), эстоппель (ст. 431.1) и т.д. Теперь настал черед наследственного права.

Реформирующий его Федеральный закон от 29.09.2017 г. №259-ФЗ, который вступает в силу с 1 сентября 2018 года, вводит в гражданский оборот новый правовой институт - наследственный фонд. По задумке законодателей, он должен стать российским аналогом английских трастов, то есть институтом, позволяющим состоятельным гражданам не только передавать наследникам требующие операционного управления активы (бизнес, недвижимость, ценные бумаги и т.д.), но и определять их дальнейшую судьбу.

Что такое наследственный фонд?

С правовой точки зрения наследственный фонд представляет собой обособленное юридическое лицо - некоммерческую организацию (НКО). При этом он обладает рядом отличительных характеристик. Несмотря на то, что имущество передается в наследственный фонд с целью дальнейшего распределения среди выгодоприобретателей (ими могут быть не только «наследники по закону»), в течение всего срока существования фонда оно принадлежит только ему.

В то же время фонд не имеет права передать имущество кому бы то ни было, кроме самих выгодоприобретателей, и обладает полной независимостью от их обязательств, то есть не отвечает по долгам выгодоприобретателей (но учредитель фонда может дать особые распоряжения на случай их банкротства). Права выгодоприобретателя неотчуждаемы и не могут быть переданы любым третьим лицам, в том числе близким родственникам. Однако наследники выгодоприобретателя вправе наследовать его права, предусмотренные уставом фонда.

Фонд, как и любое другое юрлицо, имеет свои управляющие органы. При составлении специального завещания для осуществления этой функции наследодателем либо выбирается конкретное лицо, либо определяется порядок его избрания уже после создания фонда. Управляющим может быть любое физическое или юридическое лицо, кроме выгодоприобретателя. Однако для последнего можно предусмотреть полномочия, позволяющие снимать/назначать управляющего, одобрять его сделки и т.д., то есть фактически осуществлять руководство фондом.

Также для надзора за деятельностью исполнительного органа и соблюдения им условий управления фондом наследодатель может предусмотреть создание высшего коллегиального органа (куда могут войти выгодоприобретатели) или попечительского совета.

Как создать фонд

Гражданин, принявший решение о создании наследственного фонда, должен составить специальное завещание, включающее в себя:

  • решение о создании фонда;
  • устав;
  • условия управления фондом.

При формировании фонда он вправе определить срок, на который фонд создается, либо сделать его бессрочным.

В решении о создании фонда наследодатель определяет порядок, размер, способы и сроки образования имущества наследственного фонда. Имущество может формироваться тремя способами: непосредственно при создании наследственного фонда, при осуществлении фондом собственной хозяйственной деятельности, а также за счет доходов от управления имуществом. Безвозмездная передача третьими лицами имущества в фонд не допускается.

Регистрация и начало деятельности фонда происходят только после смерти наследодателя. В течение трех дней с момента открытия наследственного дела нотариус обязан подать заявление о создании фонда в регистрирующий орган. В этот же срок он должен получить согласие лиц, которые были выбраны завещателем для управления фондом. Без этого наследственный фонд не будет зарегистрирован.

После получения согласия нотариус передает один экземпляр решения об учреждении наследственного фонда вместе с уставом в государственный орган для регистрации фонда. Другой экземпляр решения вместе с уставом и условиями управления фондом передается управляющему. Кроме того, копии документов об учреждении и управлении фондом нотариус обязан также передать выгодоприобретателям. При создании наследственного фонда и принятии им наследства нотариус выдает фонду свидетельство о праве на наследство в срок, указанный в решении о создании.

Права наследников

За выгодоприобретателями закреплен ряд прав, защищающих их как бенефициаров фонда. Прежде всего, они имеют право на получение имущества фонда (в соответствии с условиями управления наследственного фонда). Кроме того, они могут запрашивать и получать у наследственного фонда информацию о его деятельности, а также требовать проведения ее аудита. В случае нарушения условий управления фондом, выгодоприобретатель имеет право потребовать возмещения убытков, причиненных таким нарушением.

Также он может давать согласие на совершение наследственным фондом определенных сделок в случае, если это предусмотрено уставом фонда.

Права выгодоприобретателя не могут перейти по наследству. В случае его смерти право на получение имущества переходит к лицу, определенному документами наследственного фонда.

Фонды vs. трасты

Во-многом копируя конструкцию и принципы функционирования трастов, наследственные фонды обладают рядом существенных отличий:

Траст может быть создан как при жизни, так и после смерти наследодателя (наследственный фонд - только после смерти);

Траст по своей правовой природе является соглашением (а не организацией, как многие ошибочно считают);

В наиболее популярных у наших соотечественников юрисдикциях (Джерси, Кипр, БВО) трасты освобождены от уплаты большинства налогов, в то время как наследственные фонды обязаны уплачивать налог на прибыль и налог на имущество наравне с иными НКО;

Траст не отвечает по долгам наследодателя, тогда как к наследственному фонду могут быть предъявлены требования кредиторами завещателя;

Траст может быть прекращен по требованию наследника с передачей ему имущества, в то время как фонд может быть ликвидирован только по решению суда (по иску государственного органа, в связи с истечением срока или наступлением соответствующих условий);

В большинстве юрисдикций траст не может быть бессрочным (самый частый максимальный срок -100 лет).

Приведенные выше отличия не являются ультимативными. В зависимости от вида траста (обычный, фиксированный, дискреционный и т.д.) их количество может увеличиваться, либо уменьшаться.

Достоинства и недостатки

Главным плюсом наследственного фонда является возможность установления условий управления наследуемым имуществом. В существующих сейчас способах наследования (по закону и по завещанию) имущество передается наследникам «безусловно», т.е. без наложения на них каких-либо обязательств для его получения и использования.

Грамотное управление имуществом фонда может не только сохранить, но и приумножить его, примеры высокодоходных трастов/фондов известны по всему миру. Такая прибыль может возникать у фонда как вследствие распоряжения наследственной массой, так и из приобретенного самим фондом имущества (например, доходы от участия в компаниях). Нередко при передаче в наследство бизнеса возникают сложности, связанные с необходимостью ожидания даты вступления наследников в права. Срок ожидания может составить от полугода и более.

При создании фонда минимальный срок между смертью завещателя и началом функционирования фонда позволяет не прерывать операционное руководство бизнесом. Кроме того, разделить доли в бизнесе среди нескольких наследников можно таким образом, чтобы предотвратить корпоративные конфликты между ними.

Существуют, впрочем, и минусы, которые не позволяют пока рассматривать фонд как популярный способ передачи наследства. Очевидным недостатком является отсутствие возможности создать фонд при жизни наследодателя. В западных странах граждане часто организуют трасты при жизни для того, чтобы увидеть, как они будет работать после их смерти, и при необходимости внести корректировки в условия управления.

Также есть момент неопределенности с передаваемым в фонд имуществом, которое находится в иностранной юрисдикции. Пока неизвестно, будет ли, например, нотариус Кипра считать российский фонд надлежащим наследником акций в уставном капитале местной компании, и какие сложности нужно будет преодолеть для такого признания.

Нельзя обойти вниманием и налоги - отсутствие каких-либо льгот в сравнении с тем же трастом будет играть существенную роль в выборе бизнесменами между этими двумя способами передачи наследства. Недостатком является и то, что наследственный фонд должен нести ответственность перед кредиторами наследодателя. На имущество траста в англосаксонских юрисдикциях нельзя обратить взыскание по долгам учредителя.

Таким образом, несмотря на революционный характер нового закона, во многом он остается «сырым». В приватных беседах руководство Федеральной нотариальной палаты признает, что мнение их экспертов от нотариата не было учтено в финальном тексте законопроекта. Складывается впечатление, что, используя форму и частично содержание английского траста, законодатель не до конца продумал, как новый институт встанет на существующие правовые рельсы.

Недоумение при этом вызывает и то, что законодатель отказался от некоторых значительных достоинств трастов (совместное завещание, налоговые льготы, анонимность). Так что не исключено, что в закон о налоговых фондах будут внесены изменения еще до его вступления в силу.

Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, один из авторов нового закона Павел Крашенинников рассказал корреспонденту "Российской газеты" о новых возможностях граждан по распоряжению имуществом. Такие возможности предоставляет подписанный президентом Закон " ".

Павел Владимирович, новый закон касается едва ли не каждой российской семьи. Ведь он о наследственном праве. В чем главное новшество?

Павел Крашенинников: Закон расширяет возможности граждан по распоряжению их имуществом на случай смерти. Вводится совершенно новая для российского наследственного права конструкция - наследственный фонд. Это и есть главное нововведение закона. Наследственный фонд - это способ управления имуществом, бизнесом, капиталом, которые остаются после смерти наследодателя.

Растолкуйте нашим читателям, как будет работать этот наследственный фонд.

Павел Крашенинников: Наследственный фонд будет создаваться и функционировать после смерти гражданина-наследодателя и в соответствии с теми условиями, которые он сам определит. Решение об учреждении фонда оформляется гражданином при составлении завещания.

Такое решение должно содержать сведения об учреждении наследственного фонда, об утверждении его устава и условий управления фондом, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества фонда, об условиях распоряжения имуществом и доходами фонда, а также о лицах, назначаемых в состав органов этого фонда, или о порядке определения таких лиц. Все это определяется наследодателем при жизни и не может быть изменено после его смерти.

Наследственный фонд - 
это новый способ управления имуществом, бизнесом, 
капиталом

Кто конкретно займется организацией фонда?

Павел Крашенинников: После смерти гражданина нотариус, ведущий наследственное дело, в течение 3 дней с момента открытия наследственного дела направляет в уполномоченный государственный орган заявление о регистрации наследственного фонда. К заявлению он прикладывает то самое решение наследодателя об учреждении фонда, где указаны все условия.

Если появился фонд, то куда денутся наследники и как будет работать вся схема?

Павел Крашенинников: Наследственный фонд становится одним из наследников наряду с указанными в завещании гражданами или организациями, или наряду с наследниками по закону. Такое правило обеспечивает защиту интересов кредиторов умершего, которые смогут предъявить требования ко всем принявшим наследство наследникам, включая наследственный фонд. А еще таким образом защищаются права несовершеннолетних детей наследодателя и других наследников, имеющих по закону право на обязательную долю имущества, выдаваемого им вне зависимости от завещания.

Как долго должен существовать наследственный фонд и за чей счет он будет действовать?

Павел Крашенинников: Управление фондом должно осуществляться бессрочно или в течение определенного срока, в соответствии условиями, указанными учредителем.

Имущество фонда может пополняться в ходе осуществления фондом своей деятельности, в том числе за счет доходов от управления имуществом. Из имущества или из доходов будут производиться выплаты тем лицам, которые были указаны учредителем в завещании. Это могут быть члены семьи наследодателя, различные организации или граждане, не являющиеся наследниками умершего. Таким образом, наследодатель обеспечивает финансовую поддержку определенных лиц даже после своей смерти.

Кроме того, устанавливается возможность делать выплаты и другим лицам, которые будут определяться попечительским или иным советом фонда. Это позволит реализовать волю умершего по осуществлению благотворительности. Например, по поддержке одаренных детей, выдающихся ученых, спортсменов. По аналогии с зарубежными благотворительными фондами.

Наследственный фонд - это гарантия того, что воля человека, составившего завещание, будет реализована. Фото: Depositphotos

Для кого больше всего может быть интересен наследственный фонд?

Павел Крашенинников: Наследственный фонд - это важный инструмент для наследования, сохранения и развития бизнеса и других активов. Он позволит сразу после смерти наследодателя передавать имущество, бизнес в управление фонду. И таким образом избежать потерь в период между датой смерти наследодателя и получением свидетельства наследником, составляющий полгода. Это решает проблему так называемого "лежачего наследства" в бизнесе, когда за эти полгода с активами могло произойти все, что угодно.

Кроме того, появление такого инструмента в российском законодательстве - это, в том числе, антиофшорная мера. Поскольку ранее российские предприниматели вынуждены были переводить свои активы за рубеж, чтобы учредить такой фонд или траст. Сейчас они смогут оставлять бизнес в России, сохраняя здесь капиталы, рабочие места, развивая нашу экономику. Так что эта новелла будет способствовать повышению привлекательности российской юрисдикции.

В других странах есть нечто подобное или мы говорим о совершенно новой инициативе?

Павел Крашенинников: Возможность учреждать такие фонды, в том или ином виде, давно существует в праве многих государств - в Великобритании, США, Австрии, Германии и других.

Самым известным примером наследственных фондов за рубежом является фонд Альфреда Нобеля, из которого выплачиваются нобелевские премии. Другой пример - фонд Генри Форда, получивший все активы компании Ford. Он является одним из крупнейших фондов, занимающихся благотворительностью. Или фонд Роберта Боша, созданный основателем немецкого концерна Bosch. Этот фонд финансируется за счет дивидендов от акций концерна и предоставляет гранты в образовании, медицине и культуре.

Когда эти изменения начнут работать?

"4. В случае создания наследственного фонда (статья 123.20-1) решение об учреждении наследственного фонда принимается гражданином при составлении им завещания и должно содержать сведения об учреждении наследственного фонда после смерти этого гражданина, об утверждении этим гражданином устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества наследственного фонда, лицах, назначаемых в состав органов данного фонда, или о порядке определения таких лиц.

После смерти гражданина нотариус, ведущий наследственное дело, направляет в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда с указанием имени или наименования лица (лиц), осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа фонда.";

2) в статье 123.17:

а) пункт 3 дополнить словами ", а также законами, устанавливающими основания и порядок реорганизации фонда";

б) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Правовое положение наследственных фондов определяется настоящей статьей и статьями 123.18 - 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьями 123.20-1 - 123.20-3 настоящего Кодекса.";

3) подпараграф 1 параграфа 7 главы 4 дополнить статьями 123.20-1 - 123.20-3 следующего содержания:

"Статья 123.20-1. Создание наследственного фонда, условия управления им и его ликвидация

1. Наследственным фондом признается создаваемый в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом.

2. Наследственный фонд подлежит созданию после смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании создание наследственного фонда, по заявлению, направляемому в уполномоченный государственный орган нотариусом, ведущим наследственное дело, с приложением к заявлению составленного при жизни указанного гражданина его решения об учреждении наследственного фонда и утвержденного этим гражданином устава фонда и после его создания призывается к наследованию по завещанию в порядке, предусмотренном разделом V настоящего Кодекса.

Завещание, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, должно включать в себя решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, а также условия управления наследственным фондом. Такое завещание подлежит нотариальному удостоверению.

Наследственный фонд может быть создан на основании решения суда по требованию душеприказчика или выгодоприобретателя наследственного фонда в случае неисполнения нотариусом обязанности по созданию наследственного фонда.

Нотариус, ведущий наследственное дело, обязан направить в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда не позднее трех рабочих дней со дня открытия наследственного дела после смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании создание наследственного фонда. Наследственный фонд не подлежит регистрации по истечении одного года со дня открытия наследства.

(см. текст в предыдущей редакции)

Действия нотариуса по созданию наследственного фонда могут быть оспорены выгодоприобретателями наследственного фонда, душеприказчиком или наследниками, если нотариусом нарушены содержащиеся в завещании или решении об учреждении наследственного фонда распоряжения наследодателя относительно создания наследственного фонда и условий управления им.

3. Имущество наследственного фонда формируется при создании фонда, в ходе осуществления им своей деятельности, а также за счет доходов от управления имуществом наследственного фонда. Безвозмездная передача иными лицами имущества в наследственный фонд не допускается.

При создании наследственного фонда и принятии им наследства нотариус обязан выдать фонду свидетельство о праве на наследство в срок, указанный в решении об учреждении наследственного фонда, но не позднее срока, предусмотренного статьей 1154 настоящего Кодекса. В случае неисполнения нотариусом указанных обязанностей наследственный фонд вправе обжаловать бездействие нотариуса.

4. Условия управления наследственным фондом должны включать в себя положения о передаче определенным третьим лицам (далее также - выгодоприобретатели фонда) или отдельным категориям лиц из неопределенного круга лиц (далее - отдельные категории лиц) всего имущества наследственного фонда или его части, в том числе при наступлении обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет.

Условиями управления наследственным фондом может быть предусмотрено, что выгодоприобретатели фонда или отдельные категории лиц, которым подлежит передаче имущество фонда, определяются органами фонда в соответствии с условиями управления фондом.

Порядок передачи выгодоприобретателям наследственного фонда или отдельным категориям лиц всего имущества фонда или его части, в том числе доходов от деятельности фонда, должен быть определен условиями управления фондом путем указания на вид и размер передаваемого имущества или порядок определения вида и размера имущества, в том числе имущественного права (например, права пользования имуществом, права на оплату работ, услуг, оказываемых третьими лицами выгодоприобретателям или отдельным категориям лиц), срок или периодичность передачи имущества, а также на обстоятельства, при наступлении которых осуществляется такая передача.

5. Устав наследственного фонда и условия управления наследственным фондом не могут быть изменены после создания наследственного фонда, за исключением изменения на основании решения суда по требованию любого органа фонда в случаях, если управление наследственным фондом на прежних условиях стало невозможно по обстоятельствам, возникновение которых при создании фонда нельзя было предполагать, а также в случае, если будет установлено, что выгодоприобретатель является недостойным наследником (статья 1117), если только это обстоятельство не было известно в момент создания наследственного фонда.

6. Условия управления наследственным фондом до направления нотариусом указанного в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи заявления доводятся им до сведения лиц, входящих в состав органов фонда, и могут быть раскрыты только выгодоприобретателям, а также в предусмотренных законом случаях органам государственной власти и органам местного самоуправления.

7. Ликвидация наследственного фонда осуществляется по решению суда по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 4 пункта 3 статьи 61 настоящего Кодекса, а также в связи с наступлением срока, до истечения которого создавался фонд, наступлением указанных в условиях управления наследственным фондом обстоятельств или невозможностью формирования органов фонда (пункт 4 статьи 123.20-2).

Оставшееся после ликвидации наследственного фонда имущество подлежит передаче выгодоприобретателям соразмерно объему их прав на получение имущества или дохода от деятельности фонда, если условиями управления наследственным фондом не предусмотрены иные правила распределения оставшегося имущества, в том числе его передача лицам, не являющимся выгодоприобретателями. При отсутствии возможности определить лиц, которым подлежит передаче оставшееся после ликвидации наследственного фонда имущество, такое имущество в соответствии с решением суда подлежит передаче в собственность Российской Федерации.

8. Наименование наследственного фонда должно включать слова "наследственный фонд".

Статья 123.20-2. Управление наследственным фондом

1. В качестве единоличного исполнительного органа наследственного фонда или члена коллегиального органа наследственного фонда может выступать физическое или юридическое лицо. Выгодоприобретатель наследственного фонда не может выступать в качестве единоличного исполнительного органа фонда или члена коллегиального исполнительного органа наследственного фонда.

2. В случаях, предусмотренных уставом наследственного фонда, в нем создаются высший коллегиальный орган и попечительский совет. В состав высшего коллегиального органа наследственного фонда могут входить выгодоприобретатели фонда.

3. До направления нотариусом указанного в абзаце четвертом пункта 2 статьи 123.20-1 заявления о государственной регистрации наследственного фонда в уполномоченный государственный орган нотариус предлагает лицам, указанным в решении об учреждении фонда, или лицам, которые могут быть определены в порядке, установленном решением об учреждении фонда, войти в состав органов фонда. При согласии указанных лиц войти в состав органов фонда нотариус направляет сведения о них в уполномоченный государственный орган.

В случае отказа лица, указанного в решении об учреждении фонда, войти в состав органов фонда и невозможности сформировать органы фонда в соответствии с решением об учреждении фонда нотариус не вправе направлять в уполномоченный государственный орган заявление о создании наследственного фонда.

4. Замена членов коллегиальных органов наследственного фонда и лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа наследственного фонда, осуществляется в порядке, предусмотренном уставом фонда. Уставом фонда может быть предусмотрен порядок определения членов коллегиальных органов фонда и лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа наследственного фонда, в случае их выбытия, в том числе предусмотрено подназначение указанных лиц из определенного списка.

Если в течение года со дня возникновения необходимости формирования органов наследственного фонда (отсутствие кворума в коллегиальных органах фонда, отсутствие единоличного исполнительного органа) такие органы не будут сформированы, фонд подлежит ликвидации (пункт 7 статьи 123.20-1) по требованию выгодоприобретателя или уполномоченного государственного органа. До истечения указанного срока единоличный исполнительный орган наследственного фонда (при наличии такого органа) продолжает осуществлять деятельность наследственного фонда в соответствии с условиями управления наследственным фондом.

5. Условиями управления наследственным фондом могут быть предусмотрены порядок выплаты и размер вознаграждения лицу, осуществляющему полномочия единоличного исполнительного органа фонда, членам попечительского совета фонда или членам иных органов фонда за исполнение своих обязанностей.

6. Уставом фонда может быть предусмотрена необходимость получения согласия высшего коллегиального органа фонда или иного органа фонда на совершение наследственным фондом указанных в уставе сделок.

7. Аудит деятельности наследственного фонда проводится по основаниям, предусмотренным условиями управления наследственным фондом, а также по требованию выгодоприобретателя в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 123.20-3 настоящего Кодекса.

8. Единоличный исполнительный орган наследственного фонда обязан хранить устав фонда и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение об учреждении фонда, документы, подтверждающие права фонда на его имущество, документ, содержащий условия управления наследственным фондом, годовые отчеты, документы бухгалтерского учета, документы бухгалтерской (финансовой) отчетности, протоколы собраний коллегиальных органов фонда, отчеты оценщиков, заключения ревизионной комиссии (ревизора) фонда, аудитора фонда, государственных и муниципальных органов финансового контроля, судебные акты по спорам, связанным с управлением фондом, иные документы, предусмотренные настоящим Кодексом, уставом фонда и условиями управления наследственным фондом.

2. Выгодоприобретателями наследственного фонда могут быть любые участники регулируемых гражданским законодательством отношений, за исключением коммерческих организаций.

3. Права гражданина-выгодоприобретателя наследственного фонда не переходят по наследству. Права выгодоприобретателя - юридического лица прекращаются в случае его реорганизации, за исключением случая преобразования, если условиями управления наследственным фондом не предусмотрено прекращение прав такого выгодоприобретателя при его преобразовании.

После смерти гражданина-выгодоприобретателя или ликвидации выгодоприобретателя - юридического лица, а также в случае заявленного наследственному фонду в нотариальной форме отказа выгодоприобретателя от права на получение имущества новые выгодоприобретатели определяются в соответствии с условиями управления наследственным фондом, в частности, они могут быть определены путем подназначения.

4. В случаях, предусмотренных уставом наследственного фонда, выгодоприобретатель вправе запрашивать и получать у наследственного фонда информацию о деятельности фонда.

5. Выгодоприобретатель наследственного фонда вправе потребовать проведения аудита деятельности фонда выбранным им аудитором. В случае проведения такого аудита оплата услуг аудитора осуществляется за счет выгодоприобретателя наследственного фонда, по требованию которого он проводится. Расходы выгодоприобретателя фонда на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению попечительского совета за счет средств фонда.

6. В случае нарушения условий управления наследственным фондом, повлекшего возникновение у выгодоприобретателя убытков, последний вправе потребовать их возмещения, если это право предусмотрено уставом фонда.

7. Выгодоприобретатель не отвечает по обязательствам наследственного фонда, а фонд не отвечает по обязательствам выгодоприобретателя.".