В каком законе дано определение электронного сообщения. Что такое электронный документ и какова его юридическая сила? Документирование информации и информационные ресурсы

Л.Р. Фионова, д.т.н., - Пензенский гос. университет

Развивая проекты «Электронная Россия» и «Электронное правительство» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р утвердило государственную программу Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".

Цель Программы - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе

Задачи Программы - повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе, в том числе:

    развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

    перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;

    развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;

    повышение открытости деятельности органов государственной власти;

Таким образом, применение информационных и телекоммуникационных технологий в государственном масштабе идет очень быстрыми темпами и определяет переход к электронному документообороту, а значит к повсеместному использованию электронных документов. Это определяет необходимость точной формулировки термина «электронный документ».

В современном мире документ стал неотъемлемой частью жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

Документ является центральным, фундаментальным определением в понятийной системе документационного обеспечения управления. За длительный исторический период значение понятия «документ» постоянно менялось. И до настоящего времени применяются определения, то придающие ему самый широкий смысл, то сужающие его понимание до одного какого-нибудь вида документа.

Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.1995 (внастоящее время утратил силу) был первым законом современной России, в котором давалось определение документу: «документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». Такое же определение дается и в действующем ГОСТе Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».

В последнее время наряду с привычными бумажными документами, как уже отмечалось, стали появляться и применяться электронные документы, а также электронные сообщения, следовательно, появились и нормативные документы, регламентирующие порядок работы с данными документами и сообщениями. Рассмотрим эти нормативные акты в хронологическом порядке их появления (издания).

1. ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения». Этот стандарт установил основные виды электронных изданий, а также состав и место расположения выходных сведений в электронных изданиях. Он предназначен для производителей электронных изданий. В стандарте дано определение электронному документу.

2. Р 50.1.031-2001 «Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции». Эти рекомендации по стандартизации установили термины и определения понятий в области информационных технологий поддержки жизненного цикла продукции. Стандарт дает определение электронному документу.

3. Федеральный закон от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Он дал определение и установил правовые условия использования электронной цифровой подписи (ЭЦП) в процессах обмена электронными документами, при соблюдении которых ЭЦП признается юридически равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

4. ГОСТ Р 52292-2004 «Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения». Он утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.12.2004 № 135-ст. Стандарт дает своё определение электронному документу.

5. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ был первым федеральным нормативным актом, в котором дано определение понятиям «электронный документ» и «электронное сообщение». Закон содержит положения, направленные на регулирование отношений, связанных с электронными сообщениями. «В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами».

6. Распоряжение Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР) «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании» от 11.10.2007 № 190р являлось одним из первых документов, в котором подробно рассматривался электронный документооборот в конкретной сфере, даны термины и определения основных понятий, прописаны компоненты, участники системы электронного документооборота (СЭД) ПФР, принципы работы СЭД ПФР, порядок разбора конфликтных ситуаций, порядок осуществления обмена электронными документами, ответственность сторон, порядок смены ключей шифрования и ЭЦП.

В Распоряжении дано такое же определение ЭЦП, как и в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 года №149-ФЗ.

7. Приказ Федеральной налоговой службы (ФНС) «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@ дал определение термину «электронный документ» и определил виды электронных документов, которыми стороны обмениваются в процессе электронного документооборота.

8. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам «Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной цифровой подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам» от 25.03.2010 № 10-21/пз-н определил, что электронный документ считается исходящим от участника информационного обмена, если он подписан ЭЦП уполномоченного лица данного участника. При направлении электронного документа участником информационного обмена требуется обязательное использование сертифицированных средств ЭЦП.

9. Постановление Правительства РФ «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» от 08.09.2010 № 697 определило, что система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия органов и организаций с обеспечением фиксации времени передачи, целостности и подлинности электронных сообщений, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме. Электронные сообщения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат обработке в системе взаимодействия.

10. ГОСТ Р 53898-2010 «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению» от 26.10.2010 дал определение термину «электронное сообщение». Стандарт устанавливает, что каждое электронное сообщение, обеспечивающее информационное взаимодействие систем управления документами, оформляется как XML-документ. При необходимости к сообщению может быть прикреплен один или несколько дополнительных файлов - документов в электронном виде, кроме того могут быть прикреплены ссылки на местонахождение файлов. Прикрепленные файлы являются неотъемлемой частью сообщения. Обязательным реквизитом любого электронного сообщения является заголовок. Кроме заголовка в сообщении должен присутствовать как минимум еще один реквизит документа. Стандарт содержит описание основных полей (зон), которые должны быть в каждом электронном сообщении, также данный ГОСТ прописывает порядок ведения обмена электронными сообщениями. В электронном сообщении добавляется такой элемент, как время.

11. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ даёт определение термину электронная подпись, вводит классификацию электронных подписей. Закон упрощает использование электронной подписи, разделяя все подписи на две категории - простая и усиленная электронная подпись. Усиленная электронная подпись, в свою очередь, разделяется на квалифицированную и неквалифицированную. Усиленная квалифицированная электронная подпись во многом является аналогом электронно-цифровой подписи, установленной Законом 2002 г. Две другие категории вводятся впервые и упрощают использование электронной подписи, так как предъявляют менее строгие требования к ее созданию.1

12. Рекомендации по подготовке федеральными органами исполнительной власти перечней документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов при организации внутренней деятельности, утвержденные приказом Росархива от 29.04.2011 № 32 определяют состав документов, включаемых в перечни документов, создание, хранение, использование которых в федеральных органах исполнительной власти осуществляется в форме электронных документов. Сроки хранения документов, установленные перечнями и указанные в номенклатурах дел, едины для документов на бумажных и электронных носителях. В Рекомендациях приведен список документов, которые рекомендуется включать в Перечни электронных документов, определена их структура. Перечни электронных документов ведутся на бумажном носителе и в электронной форме.

В приложении представлен Рекомендуемый перечень видов управленческих документов, создание, хранение, использование которых в федеральных органах исполнительной власти осуществляется в форме электронных документов при организации внутренней деятельности.

13. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об утверждении Требований к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающих в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения» от 02.09.2011 №221 устанавливает требования к информационным системам электронного документооборота (СЭД) федеральных органов исполнительной власти, прописывает требования, которым должна отвечать СЭД для обеспечения работы с электронными документами, их защиты и безопасности.

Электронные документы, содержащиеся в СЭД федеральных органах исполнительной власти, необходимо наделить следующими свойствами: аутентичность, целостность и таким состоянием электронного документа, при котором после его создания не вносилось никаких изменений.

14. Письмо «Об отдельных вопросах применения электронных документов» от 05.10.2011 № ЕД-4-3/16368@. В нём Федеральная налоговая служба сообщает, что легитимно составленные первичные учетные документы на бумажном носителе и в электронном виде с использованием ЭЦП являются равнозначными (имеют одинаковую юридическую силу) и возлагают идентичные права и обязанности на субъекты хозяйственной деятельности.

Таким образом, из изложенного выше далеко неполного списка видно, что за последнее десятилетие было издано достаточное количество нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок, область применения и использования электронных документов и электронных сообщений. Тем не менее, остаются вопросы, над которыми необходимо работать. В первую очередь необходимо провести унификацию (стандартизацию) понятий «электронный документ» и «электронное сообщение», чтобы стороны электронного взаимодействия понимали друг друга и эффективно общались.

В таблице 1 представлены термины и определения, которые даются в рассмотренных выше нормативных актах.

Таблица 1 – Термины и определения

Термин «Электронный документ»

ГОСТ 7.83-2001

Документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники.

Р 50.1.031-2001

Информационный объект, состоящий из двух частей: реквизитной, содержащей идентифицирующие атрибуты (имя, время и место создания, данные об авторе и т.д.) и ЭЦП и содержательной, включающей в себя текстовую, числовую и/или графическую информацию, которая обрабатывается в качестве единого целого.

ГОСТ Р52292-2004

Форма представления документа в виде множества взаимосвязанных реализаций в электронной среде и соответствующих им взаимосвязанных реализаций в цифровой среде.

Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ

Документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Распоряжение Правления ПФР от 11.10.2007 № 190р

Документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Приказ ФНС от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@

Документ, представленный в электронном виде, в соответствии с требованиями формата для данного вида документа. Также в Приказе указаны требования к хранению электронных документов.

Термин «Электронное сообщение»

ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ

Информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.

ГОСТ Р 53898-2010 от 26.10.2010

XML-документ, а также, при необходимости, дополнительные файлы, передаваемые (получаемые) из одной системы управления документами в другую систему управления документами.

Термин «Электронная цифровая подпись»

ФЗ от 10.01.2002 №1-ФЗ

Реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Термин «Электронная подпись»

ФЗ от 06.04.2011 № 63-ФЗ

Информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Из таблицы видны существенные различия в трактовках, это связано с тем, что каждое из определений ограничено областью применения отдельного закона или стандарта и ориентировано на решение одной частной задачи. Изучение нормативной базы необходимо, т.к. именно в нормативно-правовых актах даются термины, определения, принципы, требования, регламентирующие конкретную отрасль деятельности. Правильное выполнение операций с документами невозможно без знания нормативных актов и соответствующих понятий.

В последние годы руководство нашей страны придает большое значение внедрению электронных технологий в различные сферы нашей жизни: в здравоохранение, образование, культуру и т.п. На это нацелена и государственная программа Российской Федерации "Информационное общество».

Однако, несмотря на то, что значительная часть министерств и ведомств уже имеют те или иные системы автоматизации работы с документами, заметного эффекта их использование не дает, так как хотя документы и создаются на компьютере, но в дальнейшем работа с ними в большинстве организаций происходит по традиционным технологиям

Для решения этой проблемы, кардинального сокращения сроков приема-передачи документов между ведомствами и перехода к работе с электронными документами необходимо организовать их прием-передачу в электронной форме, то есть электронный межведомственный документооборот. А начинать надо с унификации самих понятий «электронное сообщение» и «электронный документ».

Кузнецов, С.Л. Проблемы организации межведомственного электронного взаимодействия /С.Л.Кузнецов// Делопроизводство. – М, 2011, № 2.

Кузнецов, С.Л. "Электронное правительство" и организация межведомственного электронного документооборота / С.Л.Кузнецов// Делопроизводство, М., 2010, № 3.

Документированная информация выступает одной из форм представления свободной информации. Определение до­кументированной информации закреплено в абзаце третьем ст. 1 Закона Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. «Об информатизации». В соответствии с ним документированная информация (документ) представляет собой закрепленную на материальном носителе информа­цию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Признаки документированной информации:

1) наличие материального носителя информации . В ка­честве таковых, в принципе, могут рассматриваться любые объекты материального мира, включая вещи и физические поля, в которых находят свое отражение определенные све­дения;

2) идентифицируемость зафиксированных на носителе сведений . Это достигается путем присовокупления к содер­жательной стороне сведений данных, именуемых рекви­зитами, которые позволяют установить источник и назна­чение информации, время ее документирования, а в ряде случаев и обеспечить защиту того или иного документа (элект­ронная цифровая подпись). Реквизиты должны быть зафик­сированы на том же материальном носителе, что и иден­тифицируемые сведения;

3) возможность изменения форм ее закрепления . Дан­ный признак проявляется в том, что информация, закре­пленная на материальном носителе одного вида может быть одновременно представлена и на других видах носителей без угрозы утраты своего содержания и реквизитов. По су­ществу, это возможность копирования информации.

Информация обретает режим документированной ин­формации в результате прохождения процедуры докумен­тирования, которая является обязательным условием вклю­чения информации в систему информационных ресурсов. Эта процедура осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за ор­ганизацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность государства и преследует ряд конкретных целей , а именно:

- установить владельца информации ;

- обеспечить условия защиты информации в процессе ее хранения, обработки и передачи .

Общие требования к документированию информации определены в ст. 11 Закона Республики Беларусь от 6 сентяб­ря 1995 г. «Об информации». В этой статье, в частности, содержится правило о моменте обретения доку­ментом, полученным из автоматизированной информацион­ной системы, юридической силы. Законодательство свя­зывает наступление данного момента с подписанием до­кумента должностным лицом в порядке, установленном законодательство. Указанная подпись может быть как гра­фической (собственноручной), так и электронной.

Специфика применения электронной цифровой под­писи в электронных документах получила закрепление в За­коне Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «Об электронном документе», установившем правила, со­блюдение которых влечет признание равнозначности электронной подписи собственноручной. Применение элект­ронной цифровой подписи становится легальным, если оно обусловлено наличием соответствующего программного обеспечения и существованием специально создаваемых систем сертификации и выдачи кодов (ключей). Для этих целей законом установлен ряд базовых понятий, которые положены в основу функционирования всей системы ис­пользования электронной цифровой подписи. В их числе понятия электронного документа, электронной цифровой подписи, закрытого и открытого ключа электронной цифро­вой подписи, сертификата ключа подписи, владельца и поль­зователя сертификата ключа подписи.



Электронный документ - информация, зафиксированная на машинном носителе и соответствующая требованиям, установленным Законом Республики Беларусь от 10 янва­ря 2000 г. «Об электронном документе».

Электронная цифровая подпись - набор символов, вы­рабатываемый средствами электронной цифровой подписи и являющийся неотъемлемой частью электронного доку­мента.

Средства электронной цифровой подписи - программ­ные и технические средства, обеспечивающие выработку и проверку электронной цифровой подписи и имеющие сертификат соответствия или удостоверение о признании сертификата, выданного в Национальной системе серти­фикации Республики Беларусь.

Личный ключ подписи - набор символов, принадле­жащий конкретному лицу и используемый при выработке электронной цифровой подписи.

Открытый ключ проверки подписи - набор символов, доступный для всех заинтересованных лиц и используе­мый при проверке электронной цифровой подписи.

Карточка открытого ключа проверки подписи - доку­мент на бумажном носителе, содержащий значение откры­того ключа проверки подписи и подтверждающий его при­надлежность какому-либо физическому или юридическому лицу.

Собственник информационных систем и сетей - госу­дарство, административно-территориальная единица, фи­зическое или юридическое лицо, в соответствии с законом осуществляющие в полном объеме владение, пользование и распоряжение информационными системами и сетями.

Машинный носитель - магнитный диск, магнитная лен­та, лазерный диск и иные материальные носители, исполь­зуемые для записи и хранения информации с помощью электронно-вычислительной техники.

Обобщенная схема использования электронной цифро­вой подписи заключается в следующем. Отправитель элект­ронного документа создает с применением известного толь­ко ему личного ключа (кода) свою электронную подпись, т.е. специальную программу кодирования и направляет электронный документ с реквизитом в виде этой програм­мы по электронной почте адресату. Лицо (лица), которому адресован данный документ с электронной цифровой под­писью, имеет возможность прочесть электронный доку­мент и подтвердить правильность электронной подписи с помощью открытого ключа цифровой подписи. При этом получатель электронного документа лишен возможности воздействовать на содержательную сторону последнего путем внесения в него поправок, изменений и т.п.

Равнозначность электронной цифровой подписи собст­венноручной подписи в документе на бумажном носителе возникает при одновременном соблюдении трех условий .

Во-первых , наличие карточки открытого ключа про­верки подписи, относящейся к этой электронной подписи.

Во-вторых , подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе.

В-третьих , использование электронной цифровой под­писи в соответствии со сведениями, указанными в кар­точке открытого ключа проверки подписи.

К электронному документу предъявляются следующие требования:

1) создается, обрабатывается, передается и хранится с по­мощью программных и технических средств;

2) имеет структуру, установленную Законом Республи­ки Беларусь от 10 января 2000 г. «Об электронном документе»;

3) содержит реквизиты, позволяющие его идентифи­цировать;

4) должен быть представлен в форме, понятной для вос­приятия человека.

Электронный документ состоит из двух неотъемлемых частей - общей и особенной .

Общая часть электронного документа представляет ин­формацию, составляющую содержание документа. Инфор­мация об адресате относится к общей части.

Особенная часть электронного документа состоит из од­ной или нескольких электронных цифровых подписей.

Электронный документ имеет формы внутреннего и внеш­него представления.

Формой внутреннего представления электронного доку­мента является запись информации, составляющей элект­ронный документ, на машинном носителе.

Формой внешнего представления электронного доку­мента является воспроизведение электронного документа на экране дисплея, на бумажном либо ином отделимом от машинного носителя материальном объекте в доступ­ном для визуального обозрения виде (без дополнительных технических приспособлений) и форме, понятной для вос­приятия человеком.

Электронный документ на машинном носителе прирав­нивается к документу на бумажном носителе и имеет оди­наковую с ним юридическую силу.

Электронная цифровая подпись предназначена для:

1) удостоверения информации, составляющей общую часть электронного документа;

2) подтверждения подлинности и целостности элек­тронного документа.

Удостоверение информации, составляющей общую часть электронного документа, производится путем применения средств электронной цифровой подписи с использованием личных ключей подписей лиц, подписывающих этот до­кумент.

Подлинность и целостность электронного документа оз­начает, что документ в действительности создан владель­цем личного ключа подписи и в данный документ не вне­сены изменения.

Подтверждение подлинности и целостности электрон­ного документа производится путем применения средств электронной цифровой подписи с использованием откры­тых ключей проверки подписей лиц, подписавших элек­тронный документ.

Государственные органы и юридические лица, их долж­ностные лица, а также физические лица , в функции которых входит работа с электронными документами, содержащими информацию, составляющую служебную или коммерческую информацию, а также иную информацию, распространение которой запрещено или ограничено, обязаны обеспечивать необходимые меры ее защиты в соответствии с законода­тельством Республики Беларусь.

Тема 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Перечисленные в названии статьи понятия неизменно вызывают споры среди специалистов, что свидетельствует об отсутствии однозначности в их определении. Не требуется особых доказательств того, что однозначно понимаемые и определяемые понятия необходимы не только тем, кто занимается теорией и методологией науки, но и тем, кто занимается решением прикладных задач, практической работой, поскольку любая практическая деятельность – это по сути реализация теории либо ее отдельных положений. Понятно, что термины в плане выражения – это язык, на котором говорят специалисты, а в плане содержания – это понятийный аппарат, отражающий уровень (глубину) познания объекта исследования.

К определению понятия «документ»

Попытки однозначно определить понятие «документ» предпринимались неоднократно. В последнее десятилетие в связи с применением информационных технологий возникла потребность в определении нового понятия – «электронный документ» и связанных с ним понятий.

Вместе с тем, несмотря на важность понятия «документ» как центрального в понятийном аппарате документоведения, до настоящего времени у нас нет такого определения, которое устраивало бы всех специалистов, в том числе и занимающихся решением прикладных задач.

Достаточно привести в качестве примера Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации », который в своей терминологической части вообще не содержит понятия документа, вместе с тем включает такие понятия, как «документированная информация» и «электронный документ». Рассмотрим определения этих понятий, данных законом:

«11) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

11.1) электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах».

Понятие «документированная информация» определяется законом как информация, зафиксированная на материальном носителе и имеющая реквизиты для идентификации этой информации или носителя, на котором она закреплена. Трудно было бы возражать против этого определения, если бы закон определял с его помощью понятие «документ». Очевидно, что если мы говорим об информационной составляющей документа – документированной информации, – мы не должны говорить о носителе. Логично определять документированную информацию как информацию документа, или информацию, записанную (зафиксированную) в документе.

Второе определение – «электронный документ», если следовать логике, должно определяться через ближайшее родовое понятие «документ», а не через понятие «документированная информация». Если мы определяем электронный документ через понятие «документированная информация», носитель просто исчезает, и вопросы о том, как фиксируется информация в электронной форме и на каком носителе, становятся просто неправомерными.

В качестве отправной точки рассмотрения заявленной темы напомним дискуссию, которая состоялась в 2005 году между двумя учеными – представителями разных школ – К.Б. Гельманом-Виноградовым и Ю.Н. Столяровым. Ее суть заключалась в том, что, по мнению Ю.Н. Столярова, документом может быть любой объект, который несет какую-либо информацию (такое предельно широкое толкование понятия «документ» позволяет относить к документам не только так называемые трехмерные объекты – произведения скульптуры, архитектуры и др., но и объекты природного происхождения), а, по мнению К.Б. Гельмана-Виноградова, документ – это объект особого рода, результат сознательного запечатления (документирования) человеком информации о явлениях объективной действительности. Стремление Ю.Н. Столярова к предельно широкому определению понятия «документ» во многом объясняется стремлением включить в состав документов такие информационные объекты, как книги, брошюры, газеты и др.

Заметим при этом, что и Ю.Н. Столяров, и другие сторонники аналогичной точки зрения (в основном это, по выражению Ю.Н. Столярова, представители «неклассического документоведения» - библиотековедения и книговедения), в качестве базового принимают определение документа, принятое ИСО: «Документ – записанная информация или материальный объект, которые могут расцениваться как единица документационного процесса».

При этом, как справедливо отмечает в своей статье К.Б. Гельман-Виноградов, использование данного определения как базового и при этом причисление к документам трехмерных объектов (произведений архитектуры, скульптуры, музейных экспонатов и др.) свидетельствует о вольной трактовке данного определения и не является научно обоснованным. Следовало бы отметить также, что предложенное ИСО определение (или его перевод) некорректно просто по той причине, что определяемое понятие фактически определяется через само понятие: документ – единица документационного процесса. Если задать вопрос: что есть документационный процесс, ответом, очевидно, будет: процесс, в котором используются документы. Корректным предложенное определение будет в случае, если мы сформулируем его несколько иначе (не меняя его смысла в целом): документ – записанная информация или материальный объект с информацией, которые могут расцениваться как единица в процессе информационно-коммуникационного обмена».

Сам К.Б. Гельман-Виноградов в результате критического анализа различных определений понятия «документ» предлагает следующее: «Документ – материальный объект, содержащий запись семантической информации». При этом «семантическая информация» (иначе говоря, – содержание, контент) означает, что информация может быть воспринята и понята реципиентом (получателем), в том числе и с помощью технических средств.

Признаки документа

В попытке разобраться в том, что же такое документ, и определить, достаточно ли нам, документоведам, только этого понятия, сравним несколько определений документа, предложенных исследователями и зафиксированных в словарях и стандартах, и попробуем выделить те признаки документа, на которых строятся определения этого информационного объекта:

  1. документ – результат сознательного запечатления (документирования) информации о явлениях объективной действительности различными способами в целях надежной передачи этой информации во времени и на расстоянии, при обязательной идентификации запечатленного на языке слов;
  2. документ – материальный объект с информацией, зафиксированной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве.;
  3. документ – зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
  4. документ (record): зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или физическим лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности.

В представленных определениях выделены следующие признаки документа как информационного объекта:

  1. наличие носителя (документ – материальный объект);
  2. наличие семантической информации (содержание, контент);
  3. наличие информации о явлениях объективной действительности;
  4. способ записи информации (способ записи создан человеком);
  5. информация в форме документа создается и сохраняется организацией или физическим лицом;
  6. целевое назначение фиксации информации – для передачи во времени и пространстве, для использования в качестве доказательства (подтверждения) обязательств или деловой деятельности;
  7. наличие реквизитов, позволяющих идентифицировать зафиксированную информацию (как подчеркивает К.Г. Митяев, – «на языке слов», и отметим при этом, что реквизиты идентифицируют не только информацию документа, но и сам документ).

Выделим еще несколько обстоятельств, на два из которых обращал внимание еще К.Г. Митяев: 1) документирование – сознательный акт (это, на наш взгляд, так или иначе связано с тем, что документирование осуществляется организацией или физическим лицом); 2) каким бы способом ни осуществлялось документирование, обязательным является идентификация запечатленного на языке слов (очевидно, в данном случае имеются в виду не столько текстовые документы, сколько графические или фото-, кино-, видеодокументы, для которых наличие идентифицирующих реквизитов, представленных в текстовой форме, является обязательным).

Немаловажным является и то, что носитель, даже на заре документирования, – это материальный объект, который специально создавался для записи информации, и если это был природный материал (глина, папирус, береста, пергамент), то он специальным образом обрабатывался для использования его в качестве материала для письма.

Суммировав и проанализировав выделенные признаки, можно сказать, что документ – это результат сознательной фиксации на носителе (специально созданном для этого материальном объекте) информации о явлениях объективной действительности созданным человеком способом для ее сохранения и передачи во времени и пространстве, в т.ч. для использования в качестве подтверждения обязательств и деловой деятельности.

Определение получилось достаточно тяжелым для восприятия, но оставим его в таком виде, поскольку для нас главное – выделить и зафиксировать основные признаки документа, позволяющие отличать его от иных информационных объектов, прежде всего таких, как книги, газеты, журналы, которые не всегда являются носителями информации о явлениях объективной действительности.

Наличие реквизитов

За рамками данного определения остался, по сути дела, один признак – наличие реквизитов, идентифицирующих документ, то есть позволяющих установить автора, время создания и др. Если мы рассматриваем современный документ, то действительно, наличие реквизитов – один из важнейших признаков документа, но формуляр современного документа – результат длительного многовекового развития.

Первые из дошедших до нас документов не имели реквизитов как самостоятельных элементов, занимающих определенное место и имеющих определенную форму. Документ представлял собой сплошной текст, а последующее развитие документа шло по пути выделения отдельных блоков информации из текста и оформления их в виде самостоятельных элементов – реквизитов. В виде реквизитов с течением времени оформлялась именно та информация, которая выполняет идентифицирующую функцию, то есть позволяет соотнести документ с автором, местом, в котором создан документ, временем создания, адресатом и др. Информация, относимая к самому событию или ситуации, которая документируется и ради фиксации которой создается документ, содержится в тексте документа.

Это говорит о том, что в исторической перспективе наличие реквизитов – не обязательное условие для признания информационного объекта документом, но при этом документ не может быть документом, если он не содержит информации, которая позволяет его идентифицировать (в каком виде, в виде реквизитов или в виде фрагментов текста, не принципиально). Из этого мы можем сделать вывод, что наличие реквизитов как таковых, не является обязательным признаком документа (документ мог и может существовать как документ и без реквизитов).

В то же время в современном мире наличие реквизитов – обязательное условие существования той части документов, которые принято называть официальными документами. Из этого, по крайней мере, следует, что если мы определяем понятие «документ» как документ установленной формы с реквизитами, позволяющими его идентифицировать, значит, мы определяем не просто документ, а именно официальный документ.

Официальный документ – документ, имеющий установленную форму и необходимый набор идентифицирующих реквизитов, – это, по сути дела, не что иное, как юридически значимый документ, то есть документ, который может выступать в качестве доказательства (подтверждения) документируемой деятельности.

За пределами официальной документации есть такой класс документов, которые принято называть документами личного происхождения, и пусть видовой состав этой части документации не отличается большим разнообразием (это личная переписка, дневники, мемуары, или воспоминания), не существует установленных правил, в соответствии с которыми создаются эти виды документов, и мы вряд ли можем говорить о реквизитах как обязательных элементах, которые должны использоваться при создании этой группы документов.

В дальнейшем говоря о документах будем иметь в виду именно официальные документы.

Понятие «электронный документ»

Обратимся теперь к понятию «электронный документ». ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет электронный документ как «документированную информации, представленную в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах».

В начале статьи мы уже говорили о недостатках этого определения, в частности, о том, что видовое понятие «электронный документ» определяется не через родовое понятие «документ», а через понятие «документированная информация», что является типичной логической ошибкой. Но у этого определения есть и еще один недостаток: понятие «электронный документ» фактически определяется через самоё себя: электронный документ – информация, представленная в электронной форме. Вторая часть определения («…, то есть в виде пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин…») – это лишь уточнение, пояснение в отношении особенностей использования данного объекта, но не раскрытие его сущностных особенностей.

Рассмотрим еще некоторые из существующих определений понятия «электронный документ»:

  • электронный документ : документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники;
  • документ электронный (ДЭ) : информационный объект, состоящий из двух частей:

– реквизитной, содержащей идентифицирующие атрибуты (имя, место и время создания, данные об авторе и т.д. и электронную цифровую подпись);

  • электронный документ – информация в электронной форме, подписанная электронной подписью (квалифицированной, неквалифицированной, простой).

При определении понятия «электронный документ» необходимо соблюдать классическое правило терминологии: определение через ближайший род, в данном случае, – через понятие «документ», а также выделение таких признаков, которые являются видовыми и отличают электронный документ от других документов.

К числу признаков, отличающих электронный документ от иных документов (на бумажном и прочих материальных носителях), относятся:

  • цифровая среда существования электронного документа и цифровая форма документа;
  • существование документа в информационной системе (электронный документ создается в информационной системе или включается в нее как документ, созданный в другой системе) на протяжении всего жизненного цикла документа; при этом важно отметить, что фактически именно информационная система обеспечивает и поддерживает такие характеристики электронного документа, как аутентичность, достоверность, целостность и пригодность для использования;
  • формат электронного документа (формат файла) – существенная характеристика электронного документа, причем один и тот же документ может быть записан в различных форматах; от формата записи зависят дальнейшие возможности работы с документом: редактируемые форматы позволяют вносить изменения в документ, графические или неизменяемые форматы не позволяют редактировать документ – в этих форматах документ сохраняет свою неизменность;
  • иная структура электронного документа (по сравнению, например, с документом на бумажном носителе): документ на бумажном носителе имеет формуляр – совокупность реквизитов, расположенных в определенной последовательности на стандартном листе бумаги; электронный документ состоит из контента (содержания) и метаданных. Метаданные электронного документа не только содержат сведения регистрационно-учетного характера (реквизитные метаданные), но и обеспечивают управление электронным документом в информационной системе (функциональные метаданные) на протяжении всего жизненного цикла документа;
  • иное соотношение между понятиями «подлинник документа» и «копия документа». Специалисты по информационным технологиям вообще не считают возможным применять эти понятия к электронным документам, тем не менее с документоведческой точки зрения при исследовании электронных документов и при организации работы с ними необходимо различать электронный документ как цифровой объект в информационной системе (условно говоря – подлинник) и воспроизведение (визуализацию) электронного документа на экране монитора или в виде распечатки на бумажном носителе. По сути дела, визуализация электронного документа – это одна из форм его реализации в иной – аналоговой – среде, в форме, пригодной для восприятия человеком.

Основные признаки электронного документа

В результате рассмотрения особенностей электронного документа мы можем выделить следующие основные признаки электронного документа, которые нужно будет положить в основу его определения:

  • цифровая форма существования;
  • существование в информационной системе;
  • наличие метаданных, обеспечивающих управление им.

Формат файла, на наш взгляд, – это признак, если можно так сказать, второго уровня, он важен для классификации электронных документов различных типов (видов) между собой. Для отделения понятия «электронный документ» от документов на бумажном и иных видах материальных носителей на первый план выступает среда существования документа – цифровая, в отличие от аналоговой среды, в которой существуют, например, документы на бумажном носителе.

Таким образом, мы можем предложить следующее определение понятия «электронный документ» : документ, представленный в цифровой форме в информационной системе и имеющий метаданные, обеспечивающие управление им.

Как уже было сказано выше, человек не может воспринимать непосредственно цифровой объект, человек способен воспринимать не электронный документ, а его воспроизведение, иначе говоря, – его визуализированную копию. В данном случае термин «копия» употребляется в своем прямом значении («экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа») и одновременно в значении «экземпляр электронного документа, представленный в воспринимаемой человеком форме).

Очевидно, что, применяя понятия подлинника и копии к электронным документам, мы должны понимать, что значения и соотношение этих понятий иные, чем при их использовании применительно к документам на бумажном носителе. Если при работе с документами на бумажном носителе человек может работать, как с подлинником документа, так и с его копией (копиями), то, работая с электронными документами, человек имеет дело только с визуализированной копией этого документа.

Еще одним весьма актуальным вопросом является вопрос о визуализированных копиях электронных документов, извлекаемых из информационной системы и представленных, как на бумажном носителе, так и на обособленном электронном носителе (диске, флеш-карте и др.). Актуальными в данном случае являются и вопросы понятийного аппарата (определение понятия «копия электронного документа», вопросы организации работы с такими копиями, в частности, порядок свидетельствования их верности). Эти вопросы могут быть предметом отдельного рассмотрения.

Представленный анализ понятий «документ», «официальный документ», «электронный документ» свидетельствует о том, что закрепленные в нормативных актах определения данных понятий, которыми в настоящее время пользуются специалисты, не отражают сущностных характеристик соответствующих информационных объектов. Вместе с тем, в национальных стандартах различных серий (информационная технология, поддержка жизненного цикла продукции, СИБИД, система менеджмента качества и др.), научной литературе накоплен достаточно большой материал, расширяющий наше представление о природе названных информационных объектов. Для выработки таких определений, которые бы устраивали специалистов, занимающихся проблемами использования электронных документов и электронного документооборота, а также получили закрепление в законодательстве, нужна широкая дискуссия, обсуждение различных подходов и точек зрения. В конце концов, именно в споре рождается истина.

В.Ф. ЯНКОВАЯ, канд. ист. наук, доц., зам. директора ВНИИДАД

С началом активного использования информационных технологий в сфере документационного обеспечения управления (далее - ДОУ), появлением более совершенного программного обеспечения организации различных форм собственности активно переходят на электронный («безбумажный») документооборот. При этом в белорусском законодательстве можно встретить такие понятия, как «электронный документ» и «документ в электронном виде». В связи с этим возникает вопрос: а что же такое электронный документ и в чем принципиальная разница между электронными документами и документами в электронном виде?

Закон Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее - Закон об электронном документе) дает следующее определение понятию «электронный документ»: документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность.

В свою очередь, под подлинностью электронного документа понимается свойство электронного документа, определяющее, что он подписан действительной электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП). Целостность электронного документа - свойство электронного документа, определяющее, что в него не были внесены изменения и (или) дополнения.

Таким образом, для того, чтобы документ стал электронным, необходимо подтвердить его целостность и подлинность с помощью сертифицированной ЭЦП.

В соответствии со ст. 2 Закона об электронном документе действие указанного Закона не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи, а также при обращении документов в электронном виде, подтверждение целостности и подлинности которых осуществляется без применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи.

Таким образом, Закон об электронном документе вводит, но не дает определение понятия «документ в электронном виде».

В соответствии с Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 2059-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» документ в электронном виде - это документ, для создания и воспроизведения которого требуются средства электронно-вычислительной техники и сопрягаемые с ними устройства.

Например, документом в электронном виде будет считаться документ, созданный в текстовом редакторе Microsoft Word.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ И ДОКУМЕНТАМИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

Сегодня отношения в сфере обращения и использования электронных документов, а также документов в электронном виде регулируются следующими нормативными правовыми, инструктивно-методическими актами и стандартами:

  • Закон об электронном документе;
  • Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее - Инструкция по делопроизводству);
  • Инструкция о порядке организации работы с документами в электронном виде в архивах государственных органов, иных организаций, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 11.05.2012 № 120;
  • Инструкция о порядке проведения экспертизы ценности и передачи на постоянное хранение документов в электронном виде и информационных ресурсов, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 11.05.2012 № 121 (далее - Инструкция № 121);
  • Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1221-2000 «Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения», утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 22.05.2000 № 14.

ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОННЫМ ДОКУМЕНТАМ

В Законе об электронном документе закреплены основные требования, предъявляемые к электронным документам.

Электронные документы должны:

  • создаваться, обрабатываться, храниться, передаваться и приниматься с помощью технических, программных и программно-аппаратных средств;
  • иметь структуру, установленную Законом об электронном документе;
  • быть представляемыми в форме, доступной и понятной для восприятия человеком 1 .

Электронный документ состоит из двух неотъемлемых частей - общей и особенной.

Общая часть электронного документа состоит из информации, составляющей содержание документа. Особенная часть электронного документа состоит из одной или нескольких ЭЦП, а также может содержать дополнительные данные, необходимые для проверки ЭЦП и идентификации электронного документа, которые устанавливаются техническими нормативными правовыми актами 2 .

Электронный документ имеет формы внутреннего и внешнего представления. Формой внутреннего представления электронного документа является запись информации, составляющей электронный документ, на электронном носителе информации. А формой внешнего представления является воспроизведение электронного документа на электронном средстве отображения информации, на бумажном либо ином материальном носителе в форме, доступной и понятной для восприятия человеком 3 .

Оригинал электронного документа существует только в электронном виде. Все идентичные экземпляры электронного документа являются оригиналами и имеют одинаковую юридическую силу. Документы, созданные организацией или физическим лицом на бумажном носителе и в электронном виде, идентичные по содержанию, имеют одинаковую юридическую силу. В этом случае документ на бумажном носителе не является копией электронного документа 4 .

При получении документов, подписанных ЭЦП, осуществляется проверка:

  • подлинности ЭЦП;
  • соответствия способа использования ЭЦП сведениям, указанным в сертификате ключа подписи;
  • действительности сертификата ключа подписи 5 .

Проверка действительности сертификата ключа ЭЦП включает в себя проверку срока действия сертификата ключа подписи (срок действия сертификата ключа подписи не должен истечь на момент подписания документа), а также получение из удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа подписи, сведений о действии сертификата ключа подписи.

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

Допустимыми форматами документов в электронном виде являются:

  • Portable Document Format/A (PDF/A);
  • Office Open XML (DOCX);
  • OpenDocument Format (ODT) 6 .

Используемые форматы документов в электронном виде должны обеспечивать подлинность, доступность, целостность информации. Также они должны отражать полноту сведений о способах создания, транспортировки (получения, отправки), хранения с момента их создания (получения) до передачи в архив или уничтожения, в том числе при осуществлении конвертации документов в новые форматы, миграции в новые автоматизированные системы, экспорте из электронной почтовой системы и др.

Документ в электронном виде должен иметь все реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе. Исключение составляет изображение Государственного герба Республики Беларусь, а также оттиски печатей и штампов.

Расположение и оформление реквизитов в формуляре документа в электронном виде (общей части электронного документа) при его внешнем представлении (воспроизведение на электронном средстве отображения информации, на бумажном либо ином материальном объекте в виде, доступном и понятном для восприятия человеком) должно соответствовать требованиям, установленным в Государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» 7 .

Подготовка и согласование проектов документов в электронном виде осуществляются по правилам, установленным в отношении аналогичных документов на бумажном носителе.

Локальными нормативными правовыми актами организации могут быть установлены правила подписания, согласования, утверждения внутренних документов в электронном виде (за исключением локальных правовых актов) без использования ЭЦП. Такие правила могут быть установлены при условии, что программные средства, используемые в организации, позволяют однозначно идентифицировать лицо, подписавшее (согласовавшее, утвердившее) документ. Аналогично и отправка документов в электронном виде без использования ЭЦП допускается по соглашению сторон при условии, что программные средства, применяемые в организациях, позволяют однозначно идентифицировать лицо (организацию) - автора документа.

При осуществлении внешнего согласования проектов документов в электронном виде в качестве эквивалента собственноручной подписи, входящей в состав реквизита «Гриф согласования», используется ЭЦП. Согласование документа без использования ЭЦП допускается по соглашению сторон при условии, что программные средства, применяемые в организациях, позволяют однозначно идентифицировать лицо, согласовавшее документ, и совместимы между собой. Отсутствие ЭЦП допустимо для документов (за исключением электронных документов) информационно-справочного характера и (или) не подлежащих регистрации, а также для графических образов документов на бумажном носителе 8 .

Документы в электронном виде подлежат регистрации аналогично требованиям, установленным для бумажных документов. Дополнительно при регистрации документов в электронном виде могут использоваться реквизиты «Должность, инициалы и фамилия лица, подписавшего документ», «Адрес хранения документа в электронном виде», «Внутренняя переадресация документа по исполнителям», «Наличие приложений к документу», «Способ доставки документа» (по информационно-телекоммуникационной сети, на материальном носителе и др.) и др. 9

При пересылке по электронной почте документ в электронном виде оформляется по правилам, установленным Инструкцией по делопроизводству, и прикрепляется в виде приложения (файла) к электронному письму 10 .

Документы в электронном виде, в том числе отправляемые (получаемые) по каналам электронной почты, допускается:

  • экспортировать во внешние по отношению к почтовой системе электронные файлы;
  • экспортировать в автоматизированную систему ДОУ;
  • распечатывать на бумажном носителе.

При экспорте документа в электронном виде, отправленного (полученного) по каналам электронной почты, во внешний по отношению к почтовой системе файл или автоматизированную систему ДОУ с документом экспортируется (распечатывается) сопроводительное электронное письмо, включая информацию, содержащуюся в заголовочной части электронного письма (сведения об электронном адресе отправителя (получателя), дате отправки, дате получения, теме письма, о путях прохождения электронного письма по информационно-коммуникационным каналам связи, идентификаторе письма в информационной системе и др.), если документ не содержит реквизит «Дата документа», в иных случаях, когда указанная информация необходима для подтверждения факта и условий отправки (получения) документа и (или) может быть использована в справочных и доказательных целях 11 .

Документы в электронном виде после их исполнения подлежат хранению в течение сроков, установленных для аналогичных документов на бумажных носителях. При отсутствии в архиве организации условий для хранения документов в электронном виде, определенных законодательством в сфере архивного дела и делопроизводства, их хранение без создания оригиналов на бумажном носителе, оформленных и подписанных в установленном порядке, допускается только для документов со сроками хранения до 10 лет без дополнительных условий (в том числе: отметка ЭПК, после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства, после замены новыми). Перечень документов, создание и хранение которых возможно в электронном виде, указан в приложении 20 Инструкции по делопроизводству.

Исполненные документы в электронном виде формируются в электронные дела (папки, директории на жестком диске компьютера) в соответствии с номенклатурой дел организации.

ФОРМИРОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕЛ

Формирование и оформление электронных дел осуществляются с учетом общих требований формирования и оформления дел с документами на бумажных носителях. В деятельности организаций допускается формирование гибридных дел в том случае, когда в пределах одного дела объединяются документы, часть которых поступила в организацию по каналам электросвязи или была создана в организации в виде документа в электронном виде, а часть документов поступила в организацию или была создана в организации на бумажном носителе. При этом в номенклатуре дел делается отметка о том, что дело является гибридным.

Гибридное дело существует только на стадии оперативного хранения документов. После исполнения всех документов и завершения делопроизводственного года из гибридного дела, подлежащего архивному хранению, формируется либо дело с документами на бумажном носителе, либо электронное дело. При формировании дела с документами на бумажном носителе документы в электронном виде распечатываются и заверяются в порядке, установленном законодательством. При формировании электронного дела документы на бумажном носителе переводятся в электронный вид (сканируются).

Недопустимо формировать гибридные дела документами постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения 12 .

Место хранения электронных дел и отдельных документов в электронном виде до их передачи в архив или выделения к уничтожению определяется организацией самостоятельно и закрепляется в локальном правовом акте, утверждаемом руководителем организации.

Экспертиза ценности документов в электронном виде осуществляется в порядке, установленном для документов на бумажных носителях, а также Инструкцией № 121.

Передача в архив и выделение к уничтожению электронных дел и документов в электронном виде осуществляются в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству и иных актов законодательства Республики Беларусь 13 .

1 Ст. 16 Закона об электронном документе.

2 Ст. 17 Закона об электронном документе.

3 Ст. 18 Закона об электронном документе.

4 Ст. 19 Закона об электронном документе.

5 П. 225 Инструкции по делопроизводству.

6 П. 218 Инструкции по делопроизводству.

7 Утвержден постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.10.2016 № 83.

8 П. 222 Инструкции по делопроизводству.

9 П. 227 Инструкции по делопроизводству.

10 П. 231 Инструкции по делопроизводству.

11 П. 232, 233 Инструкции по делопроизводству.

12 П. 237 Инструкции по делопроизводству.

13 П. 240 Инструкции по делопроизводству.