Предмет и объект науки и учебного курса "психология и этика делового общения". Рабочая программа "этика и психология делового общения" Профессиональная этика и психология делового общения доу

«Южно-российский государственный университет экономики и сервиса»

(ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»)

Кавминводский институт сервиса (филиал)

(КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»)

«Психология и этика делового общения»

Целью данного учебного пособия является структурированное описание практических занятий по дисциплине, необходимое для успешного овладения основными психологическими навыками в процессе её изучения. При помощи данного пособия автор ставит перед студентами задачу, используя различные психологические методики, а также необходимый теоретический материал, исследовать свою индивидуальность и выработать основные психологические умения.

Данный курс опирается на знание студентами изученных ранее гуманитарных дисциплин: философии, общей психологии и педагогики, социологии. Подбор тем практических занятий осуществлен с учетом требований государственного образовательного стандарта и спецификой будущей профессиональной деятельности студентов.

Темы практических занятий по дисциплине «Психология и этика делового общения»

по дисциплине «Психология и этика делового общения».

Занятие №1. Тема: Характеристика видов общения: формально - ролевое, деловое, духовное, манипулятивное, светское.

1.Обсуждение теоретических вопросов по теме:

Понятие общения как многопланового процесса.

Виды общения, их характеристика.

Этапы общения, их функции.

Основные умения и качества, необходимые для общения.

2. Практические задания:

- Дайте краткую характеристику, представленным в классификации видам общения.

I . По цели общения:

1. «Контакт масок» -____________________________________________

2. Примитивное общение- ________________________________________

3. Формально-ролевое общение - __________________________________

4. Деловое общение - ____________________________________________

5. Межличностное (духовное) общение - ___________________________

6. Манипулятивное общение - _____________________________________

7. Светское общение- ____________________________________________

II. По средствам общения:

1. Вербальное -__________________________________________________

2. Невербальное - ________________________________________________

III . В зависимости от различных признаков:

1. Контактное-дистантное- _______________________________________________________

2. Непосредственное – опосредованное - ____________________________

3. Устное-письменное - ___________________________________________

- Определите функции каждого из этапов общения:

1. Вхождение в контакт.

2. Фаза концентрации внимания на чем-то, какой-то проблеме, задаче сторон и разработка темы.

4. Фаза поддержания внимания.

5. Фаза аргументации и убеждения,

6. Фаза фиксации результата.

7.Выход из контакта.

3. Упражнения:

1. Качества, важнейшие для делового общения

- Эмпатия - умение видеть глазами других, понимать его так же, как они.

- Доброжелательность - уважение, симпатия, умение понимать людей даже тогда, когда не одобряет их поступки, готовность поддерживать других.

- Аутентичность - способность быть самим собой в контактах с людьми.

- Конкретность - умение говорить о своих конкретныx переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы.

- Инициативность - способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

- Непосредственность - умение говорить и действовать напрямую.

- Открытость - готовность открыть другим свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность.

- Принятие чувства - умение выражать и готовность принимать свои чувства и эмоциональную экспрессию со стороны других.

- Конфронтация - предполагает не запугать или покарать другого, а установить подлинные и искренние отношения.

- Самопознание - исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, кок они воспринимают тебя, но при этом быть автором своей самооценки.

1. Каждый участник оценивает по шкале от 0 до 6,в какой мере ему присущи отдельные качества, руководствуясь своим собственным представлением о себе; если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, ставит 0, если выражено очень слабо - 1, если данное качество полностью свойственно - 6. Самооценка проводится в течение 10 минут.

2. Общее задание: группа должна проранжировать10 качеств в зависимости от их важности и решить, какое из них - самое важное в межличностном общении. Спорные проблемы следует обсуждать вплоть достижения согласия. По истечении 30 минут pабота группы прерывается, независимо от того, какая часть задания будет выполнена.

3. Группа анализирует переживания участников после групповой дискуссии согласно перечню Правил Совместных Поисков, которые зачитываются. Каждый, участник, руководствуясь этими правилами, в течение 1-2 минут говорит о том, что происходило между ним и другими людьми во время ранжирования качеств.

Правила Совместных Поисков:

1. Говори о своих действиях и чувствах, о поступках и переживаниях других людей группы.

2. Учись доверять своим ощущениям: они более ценны, чем общие рассуждения.

3. Старайся быть открытым, когда говоришь или слушаешь других.

4. Рискуй: без риска останешься в плену уже известного.

5. Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться.

Занятие №2. Тема: Коммуникативная компетентность и ее составляющие.

1.Обсуждение теоретических вопросов

Предмет и объект науки и учебного курса «Психология и этика делового общения»

Предмет науки и учебного курса «Психология и этика делового общения» представляет собой, прежде всего, содержание самого делового общения как реального явления общественной жизни. В каждом отдельном случае деловое общение партнеров представляет собой их взаимодействие по поводу осуществления в их интересах какого-либо дела. Для этого в обществе свободного предпринимательства возможностей немало.

В процессе делового сотрудничества между партнерами складываются межличностные психологические, нравственные и иные отношения, характер которых во многом отражает их настроение и расположение друг к другу, что дает свой результат. В деловом общении, как и в деловом сотрудничестве людей в целом четко проявляются следующие три неразрывно связанные его стороны: восприятие партнерами друг друга, обмен информацией (коммуникация) и взаимодействие. Подробно об их содержании пойдет речь в соответствующих главах учебника, сейчас же отметим лишь следующее.

Анализ восприятия партнерами друг друга предполагает учет их возраста, пола, особенностей характера, способностей, потребностей, интересов, мировоззренческих установок, ценностных ориентаций и их духовной культуры в целом. Все это обусловливает мотивы поведения деловых партнеров в определенный момент времени при всей совокупности сложившихся обстоятельств. Необходимо учитывать и то, насколько часто они встречаются друг с другом, является ли их данная деловая встреча первой или одной из многих, насколько хорошо партнеры знают друг друга. Следует также учитывать возможность ошибок в восприятии партнерами друг друга и факторы, порождающие эти ошибки, для того, чтобы их учитывать и исправлять.

Анализ другой стороны общения - коммуникации деловых партнеров путем передачи информации в процессе их вербального и невербального общения заключается в исследовании того, как лучше (более эффективно) говорить самому и слушать партнера. Исследованию подвергаются следующие вопросы:

  • как лучше построить свою речь, исходя из сложившихся правил риторики;
  • как лучше организовать диалог с учетом интересов и волевых устремлений партнера;
  • как лучше использовать при этом разного вида вопросы (так называемые открытые и закрытые вопросы, а также информационные, зеркальные, эстафетные и др.), которые могут оказать то или иное психологическое влияние на партнера, побудить его к большей открытости в деловой беседе, что способствует эффективному обсуждению решаемых проблем.

При анализе коммуникативной стороны делового общения также решается проблема повышения эффективности слушания партнерами друг друга, что влечет снижение потерь информации в ходе беседы, усиливает психологическое побуждение партнеров к более глубокому осмыслению обсуждаемых проблем. Анализируются такие психологические способы слушания, как рефлексивное и нерефлексивное слушание, и такие его стили, как категоричный, рассудительный, сочувствующий, аналитический.

Большое внимание уделяется изучению невербального общения деловых партнеров - несловесных форм общения, так называемого «языка тела» - мимики, жестов, контакта глаз, интонации голоса и т.д. Их роль в общении партнеров, в их взаимном влиянии друг на друга исключительно велика. Посредством невербальных средств передается информация о настроении партнеров, их готовности к общению, обсуждению проблем и дальнейшему сотрудничеству. Они активизируют, взбадривают партнеров, делают общение более динамичным, оживляют содержание речевого общения.

Предметом анализа науки и учебного курса «Деловое общение» является взаимодействие партнеров, включающее такие вопросы, как соответствующие психические и нравственные качества партнеров, их деловая квалификация и занимаемое положение в организационной структуре взаимодействия, сила их интересов и волевых устремлений к достижению успеха.

К предмету анализа данной научной и учебной дисциплины относятся и некоторые другие проблемы, в том числе деловое общение в рабочей группе, конфликты в деловом общении, стили поведения в конфликтных ситуациях и способы разрешения конфликтов.

Обобщая изложенное выше, скажем, что к предмету исследования в рамках «Делового общения» как научной и учебной дисциплины относятся проблемы, которые составляют свойственное ей содержание с его особенностями.

Необходимо учитывать, что деловое общение партнеров как реальное явление существует не само по себе, не изолированно от других явлений, в рамках которых оно возникает и осуществляется. Оно складывается и проявляется в контексте этих явлений, в прямых и обратных связях и взаимодействиях с ними. Поэтому при исследовании проблем делового общения приходится выходить за пределы его предмета, очерченного выше.

Прежде всего, следует осмысливать связи делового общения с другими явлениями общественной жизни - экономическими, правовыми, психологическими, нравственными и т.д., во взаимодействии с которыми оно проявляется. В отдельных случаях необходимо учитывать влияние на содержание делового общения политической и идеологической конъюнктуры. В связи с этим приходится прибегать к использованию положений других наук, прежде всего общей психологии, психологии личности и межличностных отношений, а также положений этики как науки о морали и нравственности, теории коммуникации, менеджмента и т.д.

Таким образом, объект исследований при анализе проблем дисциплины «Психология и этика делового общения» оказывается намного шире ее предмета.



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА № 29

(ГБОУ СПО ТСиТ № 29)

Рабочая программа

учебной дисциплины
ОП.10 «Этика и психология делового общения»

специальность 100701«Коммерция (по отраслям)»

Москва

2014

ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией
по специальности «Коммерция»

Протокол №1

от __ августа 2014 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100701 «Коммерция (по отраслям)»

Председатель цикловой
комиссии

_____________ Ю.П.Гурина

Заместитель директора по научно-методической работе

___________ С.Л. Денисова

Составитель: Гурина Ю.П. – преподаватель ГБОУ СПО ТСиТ №29

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Этика и психология делового общения

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100701 Коммерция (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей 100000 Сфера обслуживания.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании для программ повышения квалификации и переподготовки коммерсантов.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

ПК 1.6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.

ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

ПК 3.8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Уметь :

планировать, прогнозировать и анализировать деловое общение: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; устанавливать деловые контакты с учетом особенностей партнеров по общению и соблюдением делового этикета; использовать эффективные приемы управления конфликтами;

Знать :

цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; специфику делового общения, структуру коммуникативного акта и условия установления контакта; нормы и правила профессионального поведения и этикета; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; влияние индивидуальных особенностей партнеров на процесс общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; закономерности формирования и развития команды

максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 часов;

в том числе:

практические занятия 22 часов;

самостоятельной работы обучающегося 25 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),

в том числе:

практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего),

в том числе:

Работа над учебным материалом

Подготовка докладов, сообщений

Сбор информации

Решение ситуационных задач

Составление диалога

Итоговая аттестация в форме зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные принципы и методы этики и психологии делового общения

8

Тема 1.1.

Предмет, задачи и методы этики и психологии делового общения

Этика и психология делового общения коммерсанта: понятие, цели, задачи. Различные области наук, с которыми связана дисциплина этика и психология делового общения: общая психология, социальная, возрастная, педагогическая психология, психология труда экономическая психология, социология, менеджмент.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Предмет, задачи и методы этики и психологии делового общения. История развития науки».

Тема 1.2.

Психологические аспекты нравственности

Содержание учебного материала

Понятие морали, нравственности. Структура морали. Представления различных философов о нравственности. Значение норм морали в современном обществе. История появления и развития этикета. Нормы современного этикета.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Психологические аспекты нравственности».

Раздел 2. Психологические закономерности делового общения

4

Тема 2.1.

Общение как вид деятельности

Содержание учебного материала

Общение и коммуникация, общение как деятельность и как взаимодействие, роль восприятия в процессе общения, понимание в процессе общения, виды общения, вербальное и невербальное общение.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме «Общение как вид деятельности».

Раздел 3. Этикет и культура делового человека

22

Тема 3.1.

Имидж делового человека

Содержание учебного материала

Этическая и эстетическая культура, правила формирования имиджа коммерсанта. Культура одежды коммерсанта, визитные карточки в деловой жизни, поведение за столом, интерьер рабочего помещения, сувениры и подарки в деловой сфере.

Практическое занятие№1

Создать образ коммерсанта в командах. Обсудить полученные образы.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Имидж коммерсанта».

Прийти на следующее занятие в образе коммерсанта (одежда, аксессуары). Быть готовым защитить созданный образ.

Тема 3.2.

Устное деловое общение, языковые и письменные правила общения

Содержание учебного материала

Культура устной речи, невербальные знаки общения, невербальный этикет, понятие о ведущей модальности. Правила ведения деловых переговоров. Правила ведения делового телефонного разговора. Правила ведения деловой переписки.

Практическое занятие №2

Пообщаться между собой в парах используя правила делового этикета.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Устное деловое общение, языковые и письменные правила общения».

Раздел 4. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении

17

Тема 4.1.

Индивидуальные особенности личности

Содержание учебного материала

Понятия характер и воля, темперамент и его виды, эмоции и чувства, способности как важное условие успешной профессиональной деятельности. Характеристика лидерских качеств, типажи лидеров.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Индивидуальные особенности личности коммерсанта».

Тема 4.2.

Коммуникативный потенциал личности

Содержание учебного материала

Сущность и значение коммуникативного потенциала личности, значение самооценки для его развитии основы трансактного анализа, методы преодоления затруднений в общении.

Практическое занятие №3

Выяснить значение правил поведения в общественных местах.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Коммуникативный потенциал личности коммерсанта».

Написать и рассказать доклад.

Тема 4.3.

Конфликты в деловом общении

Содержание учебного материала

Конфликт и его структура, стратегия и правила поведения в конфликтных ситуациях, эмоциональное реагирование в конфликтных ситуациях.

Практические занятия №4

Тренировка адекватного реагирования на конфликтные ситуации.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Конфликты в деловом общении».

Раздел 5. Психологические приемы влияния на партнера

24

Тема 5.1.

Психологические приемы влияния на партнера

Содержание учебного материала

Приемы вляния на партнера, основные методы аргументации, основные техники, основные положения тактики аргументирования в коммрции. Способы убеждения, приемы аргументации, техника приувеличения, техника рассказа анекдота, случая к месту, техника изменения направления разговора.

Практическое занятие №5

Тренировка техник аргументации, способов убеждения.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать опорный конспект и подготовиться к опросу

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и навыков вербального и невербального взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Рабочая программа

учебной дисциплины

«Профессиональная этика и психология делового общения»

для специальности СПО 034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение»

2013

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Профессиональная этика и психология делового общения».

1.1. Область применения рабочей программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведения»

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы :

Учебная дисциплина ОП.06 « Профессиональная этика и психология делового общения » входит в группу общепрофессиональных дисциплин гуманитарного и социально- экономического цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и навыков вербального и невербального взаимодействия.

Задачи дисциплины:

  • овладение студентами категориальным аппаратом психологии общения;
  • ознакомление студентов с развитием проблем психологии общения в отечественной и зарубежной науке;
  • овладение студентами современными технологиями делового и личного общения;
  • формирования практических навыков эффективного общения.

уметь:

Применять в профессиональной деятельности приёмы делового общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать :

Основные правила профессиональной этики и приёмы делового общения в коллективе;

Особенности профессиональной этики и психологии делового общения служащих государственных и иных организационно-правовых форм учреждений и организаций.

общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Специалист по документационному обеспечению управления должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.

ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.

ПК 1.4. Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.

ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.

ПК 1.6. Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.

ПК 1.7. Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.

ПК 1.8. Осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсы.

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося - 114 часов, в том числе:
  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –76 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося –38 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе практических заданий

Самостоятельная работа студента

выполнение рефератов

Поиск информации в дополнительных литературных источниках

Поиск информации в интернет-ресурсах

Консультаций

Итоговая аттестация

зачёт

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения».

Наименование разделов и тем

Объём часов

Уровень усвоения

Раздел 1.

Этика и эстетика.

Методологическая основа наук, сущность этического и эстетического воспитания, значение.

Тема 1.1.

Введение.

Общие сведения о предмете

Задачи предмета «Этика», его значение для овладения

Самостоятельная работа.

Подготовка рефератов по темам раздела. Приложение №1.

Тема 1.2.

Эстетическая

культура.

Общие сведения об эстетике как науке.

Основные области эстетической деятельности человека. Общие понятия об эстетической культуре. Роль эстетической культуры в профессиональной деятельности.

Тема 1.3.

Эстетическое воспитание.

Сущность эстетического воспитания, его значение.

Понятие об эстетическом чувстве, идеале. Эстетическая

оценка. Эстетическая потребность.

Понятие об эстетическом

вкусе, его проявление и значение.

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 1. Составление словаря терминов:

эстетическая культура, идеал,

эстетический вкус,

эстетика деловых отношений,

этическая культура.

Раздел №2.

Психологические основы делового общения.

Общие понятия о науке. Психические свойства и состояния человека. Профессионально-значимые качества работающих в сфере услуг.

Тема 2.1.

Психология

общения.

Общие понятия о науке психологии. Задачи психологии, значение для овладения

профессиональными навыками, работающих в сфере услуг.

Практическая работа

Психические свойства: темперамент, характер; их виды и особенности. Определение темперамента и характера человека по внешнему виду. Прохождение теста.

Тема 2.2.

Психические состояния человека, их влияние на процесс общения

Психические состояния человека: бодрость, усталость, удовлетворенность, активность. Их влияние на процесс общения.

Практическая работа.

Способности - важное условие успеха в профессиональной деятельности.

Выявить необходимые профессиональные качества.

Тема 2.4.

Профессионально-значимые качества работающих в сфере услуг.

Зависимость профессиональных качеств от психологических свойств личности. Их соотношение с

психическими свойствами личности.

Тема 2.5. Психологические основы делового общения.

Общение основа человеческого бытия.

Понятие делового общения. Универсальные и этические правила делового общения. Психологические аспекты делового общения

Этические нормы взаимоотношений.

Практическая работа

Классификация видов общения. Непосредственное, прямое, межличностное, массовое, императивное, диалоговое общение.

Практикум.

Тема 2.6. Перцептивная сторона общения.

Восприятие. Факторы восприятия, привлекательности.

Тема 2.7.

Интерактивная сторона общения. Трансактная модель общения.

Теория трансактного анализа Э. Берна. Три позиции человека: родитель, взрослый, ребёнок. Построение схем общения с точки зрения этих позиции. Взаимосвязь жизненного сценария и общения. Построение и анализ личных ролей и жизненного сценария.

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних

заданий по разделу 2.3. Г.М Шеламова «Деловая культура и психология общения.

Раздел 3

Деловой этикет.

Правила повседневного и служебного этикета. Этикет и имидж делового человека.

Практическая работа.

Повседневный этикет.

Правила поведения на улице.

Поведение в транспорте.

Поведение в театре и музее.

Составить правила повседневного этикета.

Практическая работа.

Подарки.

Эстетика и этика подбора и оформления подарков. Отказ от подарка.

Как дарят подарки. Подбор подарок служащим и руководителям фирмы.

Тема 3.1.

Этикет курение.

Общие правила этикета для курящих.

Практическая работа.

Сервировка стола, правила поведения за столом.

Практикум.

Тема 3.2.

Этикет и имидж делового человека.

Понятие о служебном этикете: поведенческом, речевом. Общие правила поведенческого этикета и речевого этикета. Этикет приветствия и представления.

Практическая работа.

Умение хорошо одеваться.

Одежда и аксессуары мужчин.

Практикум. Способы завязывания галстука.

Умение хорошо одеваться.

Одежда и аксессуары женщин.

Тема 3.3.

Этика в деловых отношениях.

Приём на работу и собеседование. Процесс собеседования. Представление нового сотрудника коллективу.

Тема 3.4.

Документы при поступлении на работу.

Практическая работа.

Деловая корреспонденция.

Фирменные бланки и визитные карточки. Оформление визиток.

Самостоятельная работа.

Подготовка рефератов по темам раздела, прохождение тестов, выполнение домашней работы.

Раздел 4.

Культура

общения в

профессиональной

среде.

Сущность коммуникации, средства общения. Техники слушания и публичного выступления.

Тема 4.1.

Профессиональная

Коммуникация.

Коммуникация и ее особенности. Содержание и сущность речевого общения. Невербальные средства общения. Жесты, назначение жестов, логика жестов.

Тема 4.2.

Техники общения.

Техника активного диалога и слушания.

Практикум.

Тема 4.3.

Публичное выступление.

Основные аспекты публичного выступления.

Практикум.

Тема 4.4.

Общие требования к деловому телефонному диалогу.

Требования к содержанию

телефонных разговоров; основные элементы диалога. Требования к частным

разговорам по телефону в деловой обстановке.

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 4.

Подготовка сообщений по темам:

«Секреты общения в поисках работы»,

«Аргументы и их влияние на эффективность общения»,

«Язык телодвижений»,

«Речевой этикет»,

«Культура общения в коллективе»

Раздел 5.

Деловые переговоры.

Виды, цели, условия, этапы организации, особенности переговоров.

Тема 5.1.

Искусство ведения переговоров.

Виды переговоров. Цель переговоров. Решение, принимаемое на переговорах. Анализ принимаемых решений. Участники переговоров.

Тема 5.2.

Этические приёмы ведения деловых переговоров.

Морально-этические условия заключения договора. Этическая основа ведения деловых переговоров.

Тема 5.3.

Приёмы убеждения и аргументации.

Барьеры и ошибки общения. Этическая позиция председательствующего.

Тема 5.4.

Подготовка к переговорам.

Этапы, организация, приёмы и тактика ведения, принятие решения. Технология ведения переговоров.

Тема 5.5.

Особенности деловых переговоров.

Работа переводчика на деловых переговорах. Запись деловых переговоров. Внешний облик участников.

Тема 5.6.

Деловые переговоры с иностранцами.

Этикет делового общения с иностранными партнёрами.

Тема 5.7.

Приёмы и их обслуживание.

Виды приёмов. Организация деловых приёмов.

Практическая работа.

Общие правила составления меню для приёмов.

Составление меню, сервировка стола.

Самостоятельная работа.

Подготовка сообщений на тему «Деловые переговоры с иностранцами

Раздел 6. Конфликты в деловом общении.

Понятие конфликта. Стратегии поведения в конфликте. Решение конфликта.

Тема 6.1.

Конфликты и его структура.

Понятие конфликта. Виды, структура.

Тема 6.2.

Психологический и этический аспект конфликта.

Решение конфликта конструктивным способом.

Тема 6.3.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

Стратегия черепашки, акулы, совы и медвежонка.

Практическая работа.

Правила поведения в конфликтах.

Практикум по конструктивному решению конфликта.

Зачёт по дисциплине

Защита реферата

Самостоятельная работа.

Повторение основных положений раздела, конспектирование, практическое применение.

Всего по учебной дисциплине:

в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка

Для характеристики уровня общения используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (усвоение ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета :

Посадочные места по количеству обучающихся;

Рабочее место преподавателя;

Комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине

Технические средства обучения :

Компьютер с выходом в сеть Интернет;

Видеопроектор;

Презентации;

Видеофильмы;

Электронные пособия.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. - М. Издательский центр «Академия», 2009 – 320 с.

Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. - М. Издательский центр «Академия», 2010 – 64 с.

Шеламова Г.М., Этикет делового общения. - М. Издательский центр «Академия», 2010 – 192 с.

Дополнительные источники:

Биннерман Л., Искусство общения. – ЮНИТИ, 2008.

Клаус Бишоф, Анета Бишоф, Секреты эффективного делового общения. - ДАШКОВ и Ко, 2011.

Павлова Л.Г., Основы делового общения. – ФЕНИКС, 2009.

Панкратов В.Н., Культура делового общения и успех. - ФЕНИКС 2008

Потёмкина. О. , Тесты для подростков»

Руденко А.И., Самыгин С.И., Деловое общение. – ФЕНИКС, 2010.

Чернышова Л.И., Деловое общение. – ЮНИТИ, 2009.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. www.twirpx.com/files/financial/trading/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

Осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

Пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

Передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

Принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

Поддерживать деловую репутацию;

Создавать и соблюдать имидж делового человека;

Организовывать рабочее место деловое общение подчиненных;

Кейс метод;

Деловые и ролевые игры;

Знания:

знать/понимать:

Правила делового общения;

Этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

Основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования и др.;

Формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

Составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и;

Правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения

Тестирование;

Экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий;

Экспертная оценка выполнения практической работы;

Кейс метод;

Деловые и ролевые игры;

Экспертиза выполнения самостоятельной работы;

Психологические практикумы