Как определить малое и среднее предпринимательство. Какие предприятия являются малыми, средними, крупными. Негативное влияние санкций отметили представители всех компаний, кроме ИТ и грузоперевозок

СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - ), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц
- суммарная Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов),
- доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя за предшествующий не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий;
среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
(средняя численность работников определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений)

3) от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную или балансовая стоимость активов ( основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения:
- для микропредприятий - 60 млн. рублей;
- для малых предприятий - 400 млн. рублей;
- для средних предприятий - 1000 млн. рублей.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА" в других словарях:

    Субъекты малого и среднего предпринимательства - 1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) … Официальная терминология

    1. Субъекты малого и среднего предпринимательства в городе Москве (далее субъекты малого и среднего предпринимательства) хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями,… …

    Закон 60: О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве - Терминология Закон 60: О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве: 6. Городские программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства нормативные правовые акты органов государственной власти города… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы - 5. Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы систематизированная база данных о субъектах малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на внесение сведений о них в Реестр… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    СОЦИОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - специальная социологическая теория, объектом изучения которой является предпринимательство как социально экономический феномен, а предметом закономерности формирования и воспроизводства предпринимательского типа экономического поведения в… … Социология: Энциклопедия

    Торги - (Bidding) Торги это специфическая форма торговли, результат которой достигается посредством проведения конкурса или аукциона Информация об определении торгов, правила проведения аукционов и конкурсов, в том числе электронных торгов с… … Энциклопедия инвестора

    Государственный заказ - (State order) Заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета Размещение заказов на приобретение, органами государственной власти и муниципальных образований, товаров, услуг, работ, у коммерческих… … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Астана (значения). Город, столица Казахстана Астана каз. Астана … Википедия

    Поселок … Википедия

    хозяйствующий субъект - 7.7 хозяйствующий субъект: Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Источник: ГОСТ 30772 2001: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона , Ахмедуев Абас Шапиевич, Рабаданова Аминат Асадовна. Рассматриваются вопросы формирования и эффективного функционирования современного механизма стратегического управления долгосрочным устойчивым социально-экономическим развитием региона.…

Федеральным законом 2015 года и внесёнными в него изменениями установлено, что малое и среднее предпринимательство - это любое зарегистрированное в реестре хозяйственное общество, партнёрство, производственный или потребительский кооператив, индивидуальное или фермерское крестьянское хозяйство. Для того чтобы отнести любой из этих видов к субъекту предпринимательства, должны быть выявлены соответствия некоторым условиям.

Согласно Конституции

Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики - свобода экономической деятельности, где малое и среднее предпринимательство - это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена.

Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое и среднее предпринимательство - это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её.

Количество работников

Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников.

Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство - это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве - не более шестидесяти, в оптовой торговле - пятидесяти, в розничной же - до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства - физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.

Налоги

Если на предприятии трудятся менее пятнадцати человек, на него распространяются многие льготы. Субъекты малого и среднего предпринимательства облагаются налогами по упрощённой системе налогообложения, отчётности и учёта. Для этого не существует критериев по виду осуществляемой деятельности, в любом случае, это предприятие будет считаться малым.

Но сумма дохода очень сильно влияет на возможность причисления данного вида предпринимательства к малому или среднему. Отнесение к данному виду может быть при условии, что выручка от выполненных работ, реализации товаров или услуг в прошедшем отчётном году (четыре квартала) не превышала размера суммы тысячекратного МРОТ.

Поддержка

Развитие малого и среднего предпринимательства стимулируется разнообразными налоговыми льготами, предоставлением оборудования по лизингу, льготным кредитованием. В РФ существуют несколько направлений такой поддержки.

1. Формируется инфраструктура, а также реестр малого и среднего предпринимательства, единый для всех.

2. Создаются льготные условия для использования такими субъектами государственных материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, технологий и научных разработок.

3. Устанавливается упрощённый порядок регистрации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для начинающих бизнесменов.

4. Организуется поддержка внешней экономической деятельности, в том числе развитие их научно-технических, торговых, информационных, производственных отношений с зарубежными государствами.

5. Организуется повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров для предприятий среднего и малого бизнеса.

6. Разрабатываются и применяются государственные и муниципальные программы поддержки для предпринимателей, и эти программы осуществляются ежегодно на бюджетные средства - как местного бюджета, так и бюджетов РФ и её субъектов.

Из истории

Существование в стране малого предпринимательства началось в 1988 году, причём к нему относили и небольшие государственные предприятия, где численность постоянно занятых работников не превышала ста человек.

В 1990-м Совет министров СССР постановил, что малыми предприятиями следует считать те, которые имеют коллектив числом не более: розничная торговля - пятнадцати человек, непроизводственная сфера - двадцати пяти человек, производственная непромышленная сфера - пятидесяти человек, научно-техническое обслуживание - ста человек, промышленность - двухсот человек.

Объём хозяйственного оборота тоже учитывался, хотя его величина так и не успела утвердиться. И сегодня отнесение предприятий к типу бизнеса по численности работников сохранился (ФЗ "О малом и среднем предпринимательстве").

Закон

В 2007 году вышел Федеральный закон №209, где было определено, какие субъекты относятся к данным видам бизнеса. Был создан государственный единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сюда были отнесены все коммерческие организации и потребительские кооперативы, кроме муниципальных и государственных предприятий, юридические и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также фермерские крестьянские хозяйства.

Условия были следующими: юридические лица должны были иметь суммарную долю участия РФ и её субъектов, иностранных граждан и юридических лиц иных государств, общественных организаций, муниципальных образований, фондов благотворительных или иных в складочном уставном капитале или паевом фонде не выше двадцати пяти процентов, то есть четверти общего капитала. Это не касалось активов инвестиционных акционерных фондов, а также паевых закрытых инвестиционных фондов. В этом случае предприятие имело право быть внесённым в единый реестр малого и среднего предпринимательства.

Другие условия

В численности работников предприятий тоже появились изменения. За отчётный период (календарный год) количество сотрудников в среднем не должно было уходить за предельные значения в каждой из категорий: для средних предприятий - от ста до двухсот пятидесяти человек включительно; а для малых - до ста человек, в микропредприятиях - до пятнадцати человек.

По выручке от реализации услуг, работ или товаров, не учитывая налог на добавочную стоимость, то есть - балансовая (остаточная) стоимость материальных активов и основных средств за тот же период не должна превышать пределы, которые установлены Правительством РФ соответственно категориям. Предельные значения устанавливаются единожды в пять лет, учитывая данные постоянных наблюдений за деятельностью предприятий со стороны статистики (ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства"). В этот закон в 2016 году были внесены значительные поправки и изменения (222-ФЗ).

Категории

Все субъекты распределяются по категориям соответственно значениям условий, которые изложены выше. Новые предприятия или организации, только что зарегистрированные индивидуальные предприниматели или фермерские крестьянские хозяйства относятся к малому или среднему бизнесу, если показатели в период с момента регистрации предприятия не превышают предельных значений.

На малом или микропредприятии вычисляется численность работников в среднем за календарный год, учитывая и тех, которые работают по договору или по совместительству, а также трудящихся в филиалах, представительствах или других обособленных подразделениях данного предприятия. Выручка после реализации услуг, работ или товаров определяется за календарный год в том порядке, который соответствует Налоговому кодексу РФ. Балансовую стоимость активов (остаточную - основных средств и нематериальные активы) определяют соответственно законодательству РФ о бухгалтерском учёте. ФНС (Федеральная налоговая служба) ведёт учёт Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса.

Документы

Сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах вносятся в Единый реестр, если они отвечают вышеперечисленным условиям, а также и исключаются из этого реестра, если за контрольный период обстоятельства изменились и по условиям предприятие не соответствует данной категории. Документы для внесения или исключения предприятия из реестра нужны следующие.

1. Сведения, уже находящиеся в Едином государственном реестре.

2. Сведения, представленные соответственно законодательству РФ о налогах и сборах, о численности по среднему списку за предыдущий календарный год, сведения о доходах, полученных после осуществления деятельности за этот же период, сведений о применении отдельных налоговых режимах.

3. Сведения о поставщиках (пункт 2, статья 6 №408-ФЗ от 2015 года).

4. Сведения о внесении в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.

Сроки

Заполнение Единого реестра проводится с целью предоставления соответствующих сведений поставщиками для Федеральной налоговой службы. Эти сведения предоставляются в определённый срок строго до пятого июля ежегодно и отражают состояние за отчётный период до первого июля текущего года. Эти документы должны быть представлены в электронном виде, подписанные квалифицированной усиленной электронной подписью, с обязательным использованием сайта ФНС РФ, официально работающего в сети Интернет. Для передачи сведений поставщиками существует специальный электронный сервис.

Весь список акционерных обществ, сформированный в определённом порядке, который установлен правительством РФ, предоставляется биржами в том случае, если акции имеют обращение на рынке ценных бумаг, а также если они относятся к акциям инновационного высокотехнологичного сектора экономики.

Программы поддержки

Минэкономразвития РФ с 2005 года реализует специальную программу для предоставления субсидий по оказанию государственной поддержки среднему и малому предпринимательству в регионах. Финансы поступают из федерального бюджета. В 2014 году было принято соответствующее постановление правительства РФ относительно этой программы и ежегодно в этой связи издаются приказы Министерства экономразвития РФ. Фермерские хозяйства тоже охвачены этой программой.

Далее в регионах поступившие целевые средства распределяются посредством конкурса для реализации тех мероприятий, которые предусмотрены региональными программами. Условием является то, что регионы обязательно дофинансируют эти проекты. Это подход привлекает финансовые средства и стимулирует к более активной политике поддержки деятельности малых и средних предпринимателей.

Участие

В этой программе участвуют абсолютно все регионы страны. Предусмотрены всевозможные меры, поддерживающие развитие малого и среднего бизнеса. Это особо касается начинающих бизнесменов, молодёжного предпринимательства.

Развивается инфраструктура консультативной и информационной поддержки предприятий, занимающихся производством услуг, работ, товаров, особое внимание уделяется также промышленному производству, разработке и внедрению инноваций. Не остаётся в стороне и область народно-художественного промысла, ремесленничество, экологический и сельский туризм.

Что такое малое предприятие? Для многих главным критерием отнесения фирмы к категории малого бизнеса является численность персонала до 15 человек.

Однако это не всегда так: в такой организации может работать и гораздо больше сотрудников. Давайте подробнее разберемся с этим понятием.

Критерии отнесения к малому бизнесу

Отнесение компании к подобной категории регулируется законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №209ФЗ (далее по тексту – закон №209-ФЗ). В частности, в его ст. 4 указано, что малыми могут быть только зарегистрированные в установленном порядке:

  • хозяйственные общества (например, ООО) и партнерства;
  • кооперативы – производственные, сельскохозяйственные, потребительские;
  • фермерские хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели.

Кроме того, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • среднесписочная численность персонала за прошедший год у указанных выше субъектов не должна превышать 99 человек ;
  • доход от предпринимательской деятельности за истекший год не должен быть более 800 миллионов рублей . При этом сам доход:
    • берется без НДС;
    • определяется по действующему российскому налоговому законодательству;
    • суммируется по всем видам деятельности и системам налогообложения, которые применяются на предприятии.
  • если предприниматель в истекшем календарном году реализовывал деятельность без привлечения работников, его отнесение к категории выполняется только по уровню дохода;
  • если организации в соответствии с налоговым законодательством РФ имеют право не сдавать налоговые декларации, на основе которых можно было бы определить величину дохода за прошедший год, то указанные лица относятся к малым исходя из численности их персонала, которая была зафиксирована по данным истекшего календарного года. Указанное условие применяется с учетом требований, предусмотренных в пункте 3 ст. 4 закона №209-ФЗ;
  • если предприниматель и юридическое лицо независимо от выбранного ими налогового режима были зарегистрированы в период 01.08 текущего года – 31.07 следующего года, то указанные лица признаются микропредприятиями, но с учетом предусмотренных п. 3 статьи 4 закона №209-ФЗ ограничений;
  • к категории микропредприятий относятся предприниматели, находящиеся только на , а также компании с численностью до 15 человек .

Дополнительно к вышеозначенным критериям хозяйственные партнерства и общества должны отвечать еще хотя бы одному из следующих условий, в частности:

  • суммированная доля участия в ООО (если таковая имеется) регионов РФ, муниципальных образований, благотворительных фондов, религиозных и общественных организаций не должна быть свыше 25%, а доля иностранных компаний и (или) организаций, не признаваемых ни малым, ни средним бизнесом — не более 49%;
  • хозяйственные партнерства и общества занимаются внедрением продуктов интеллектуальной деятельности (программного обеспечения, продуктов селекции и т. д.), право на которые принадлежит их учредителям – бюджетным или автономным научным учреждениям;
  • если они имеют статус участника проекта «Сколково».

Иные дополнительные критерии отнесения указанных обществ и партнерств к малым компаниям изложены в п. 1.1 ст. 4 закона №209-ФЗ.

Разница между малым и микропредприятием

Прежде всего, она заключена в численности работников:

  • малой считается компания с численностью до 99 человек (включительно) и не менее 15;
  • микро – с численностью персонала до 15 человек.

Кроме того, существенное различие установлено и в уровне дохода, который определяется суммировано по всем видам деятельности фирмы, ее налоговым системам, но без НДС и на основании только налогового российского законодательства:

  • для малых – в пределах 800 млн. рублей;
  • для микро – до 120 миллионов рублей.

Исходя из этих показателей, соответствие которым должно быть одновременным или с учетом положений закона №209-ФЗ, допускающего возможность использования только одного из условий, устанавливается:

  • порядок сдачи и формы статистической отчетности;
  • порядок сдачи налоговой, бухгалтерской, финансовой и иных форм отчетности;
  • возможность выбора и применения конкретной налоговой системы и т. д.

Плюсы и минусы

Для компаний малого бизнеса предусмотрена государственная поддержка:

  • в виде предоставления в пользование и (или) владение объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • в виде субсидий, гарантий по обязательствам компаний, бюджетных инвестиций;
  • в форме консультаций, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления, либо в виде компенсации затрат по оплате консультаций;
  • в форме содействия для организаций отдельных отраслей в получении патентов и лицензий, в создании условий для подготовки кадров определенной квалификации и т. д.

У таких предприятий есть большие преимущества в сфере налогообложения и ведения бухучета. Им предоставляется государственная поддержка при реализации ими лизинговых программ и т. д.

Также достоинством является и относительно небольшая численность персонала, структура и форма управления, которые:

  • делают фирму более мобильной, то есть компания может переехать без серьезного ущерба по иному адресу или быстро перестроить свою деятельность;
  • позволяют оперативно принимать нужные управленческие решения без ожидания сбора всех акционеров или совета директоров;
  • помогают контролю всех производственных процессов и осуществляемых финансовых потоков;
  • снижают объем документооборота и расходов по его обслуживанию и т. д.

Однако есть и свои недостатки, в частности:

  • как правило, для таких предприятий предусматривается более высокий процент и более строгие условия кредитования;
  • очень часто им даже отказывают в займах;
  • они не всегда получают равный с крупными и даже средними компаниями доступ к участию в тендерах;
  • они не всегда могут обеспечить себя нужным объемом оборотных активов.

Бухгалтерский учет

Представители малого бизнеса имеют множество преимуществ в плане ведения и организации учетного процесса:

  • для таких предприятий предусмотрен упрощенный вариант ведения бухучета, сокращающий объем документации и , а также позволяющий использовать упрощенную систему учетных регистров или вовсе обойтись без них;
  • установлена более простая форма отчетности и сокращен ее объем – достаточно сдать и . При необходимости к этим формам добавляется . Что касается самих форм, то компании могут вносить в них изменения в соответствии с действующими законами;
  • можно не устанавливать , но об этом необходимо издать приказ;
  • руководитель предприятия может принять ведение бухучета на себя, о чем тоже обязательно оформляется приказ.

Что касается предпринимателей, то они могут ограничить свой учет только оформлением и иных показателей. Кроме того, они могут не устанавливать лимит в кассе и не оформлять кассовые документы.

Налогообложение и льготы

В отличие от крупных и даже средних организаций малые компании могут выбирать между и применением спецрежимов, которые имеют свои ограничения по объему выручки, численности, остаточной стоимости активов и видам деятельности .

Самое главное в этом случае – четкий контроль этих ограничений, чтобы предприятие не потеряло право на льготный режим.

Каких-то отдельных льгот в налоговой сфере нет. Если только данные льготы не будут предусмотрены региональным или местным законодательством по налогам, вносимым соответственно в региональный или местный бюджет.

Однако есть налоговые льготы, которые обозначены для результатов или видов деятельности, например:

  • если выручка за 3 календарных месяца не превысила в общей сумме 2 миллиона рублей, то предприятие получает освобождение от , даже находясь на общем режиме;
  • на срок 10 лет участник проекта «Сколково» получает освобождение от и добавленную стоимость и т. д.

Иными словами, наличие льгот необходимо уточнять в положениях налогового законодательства. А что касается выбора системы налогообложения, то наиболее приемлемыми считаются:

  • . Она подходит для всех видов деятельности, предусматривает два варианта расчета сбора – с доходов или с разницы между доходами и расходами, освобождает от уплаты НДС, налога на прибыль.
  • Патентная система. Она доступна только предпринимателям и применяется к закрытому перечню видов деятельности, установленному в Налоговом Кодексе РФ. Удобна тем, что сразу определяет сумму сбора, которую нужно заплатить при получении патента, снимает обязанность по уплате НДС, имущественного налога.
  • . Она подходит только для отдельных видов деятельности, которые определены налоговым законодательством. Заменяет собой уплату налога на имущество, на прибыль и добавленную стоимость.
  • . Эту систему применяют только сельхозпроизводители.

О всех вариантах и нюансах выбора системы обложения налогами вы можете узнать из следующего видео:

Нужно ли подтверждать статус?

Только когда этого напрямую требует закон. Например, для сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности такого подтверждения не нужно, поскольку в налоговой структуре сразу видят объем выручки и численность сотрудников предприятия.

А вот для участия в конкурсе или открытом аукционе потребуется подтверждение статуса малого бизнеса. Для этого компания отражает в заявке на участие свое соответствие необходимым критериям.

Напомним, что к микро-, малым и средним предприятиям относят организации, чья выручка за прошлый год не превышает установленных предельных значений. Новые компании в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к малому бизнесу, если их показатели со дня их госрегистрации не превышают предельных значений. Критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям утверждены , они вступили в силу 25.07.2015. Подробнее смотрите в таблице.

Новые критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям

Признание организации субъектом малого предпринимательства дает ряд преимуществ, нацеленных на развитие данного бизнеса. Так, микро- и малые предприятия могут вести бухучет по упрощенным правилам:

  • использовать сокращенный рабочий план счетов;
  • применять кассовый метод признания доходов и расходов;
  • составлять сокращенную бухгалтерскую отчетность, состоящую из баланса и отчета о финансовых результатах;
  • ведение бухгалтерского учета может возложить на себя руководитель;
  • проценты по любым заемным обязательствам учитывать в составе прочих расходов;
  • перспективно отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики;
  • любые ошибки, включая существенные, исправлять как несущественные;
  • не применять требования: , ;
  • не создавать резервы отпусков и переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения.

У микропредприятий есть дополнительные преимущества. Они имеют законное право не принимать к оплате банковские карты , а также вести бухучет без применения двойной записи.

В налоговом учете льготы для субъектов малого предпринимательства НК РФ не установлены, но органы местного самоуправления могут утвердить пониженные тарифы по налогу на имущество и земельному налогу.

Порядок ведения кассовых операций малые предприятия должны соблюдать, но они вправе не устанавливать лимит остатка наличных в кассе и хранить все деньги в кассе, не сдавая их в учреждение банка.

Кроме того, для субъектов малого предпринимательства и предусмотрены благоприятные условия для участия в госзакупках.