Социальные институты. Социальный институт: признаки. Примеры социальных институтов Структурные элементы института

Социологи, позаимствовавшие понятие института у правоведов, наделили его новым содержанием. Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социология углубила наше представление о них как о столпах, или базовых элементах, на которых покоится общество. Предназначение социальных институтов – удовлетворение важнейших (фундаментальных) жизненных потребностей общества. Как известно, таких потребностей четыре, поэтому выделяют четыре основных социальных института :

  • 1) для удовлетворения потребности в воспроизводстве людей существует институт семьи и брака;
  • 2) потребности в добывании средств к существованию – экономические институты, производство;
  • 3) потребности в безопасности и социальном порядкеполитические институты, государство;
  • 4) потребности в решении духовных проблем, разработке и передачи новых знаний, социализации подрастающего поколения – духовные институты в широком смысле, включая науку и культуру.

Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Благодаря институтам происходит социализация индивидов (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей), рождаются новые поколения людей (институт семьи), добываются средства существования, наводится порядок в обществе и отправляются духовные ритуалы.

Существует и иное определение социального института как совокупности общественных обычаев, воплощения определенных привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и выступающих орудием приспособления к ним. Собственно говоря, так юристы понимают термины "институция" (установление, обычай, порядок, принятый в обществе) и "институт " (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения). Отсюда и понятие "институционализация ", обозначающее закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т.д.

По существу, институционализация означает превращение размытого множества правил и норм, обычаев и практик, идей и замыслов, людей и зданий в упорядоченную систему, которую с полным основанием можно именовать социальной организацией .

Все социальные институты, существующие в обществе, удобно подразделять на главные (их именуют фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых как более мелкие образования. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность.

Например, среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т.д. К ним можно отнести также институт отстранения от власти (должности), исторические формы которого претерпели длительную эволюцию.

Помимо деления институтов на главные и неглавные их можно классифицировать по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствие бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Неосновные институты также называют социальными практиками. Под социальной практикой понимается существующая исторически длительное время последовательность действий, осуществляемая большой социальной группой (одной или несколькими) в качестве группового (национального, этнического) обычая ради удовлетворения какой-то важной для этой группы или общности потребности.

Простейший пример социальной практики – очередь в магазине. За дефицитным, т.е. ограниченным в количестве, товаром выстраивается цепочка случайных прохожих, которые моментально подчиняются определенным правилам поведения. Не конкретная очередь, а очередь как традиция времени или народа суть социальная практика.

У каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов и процедур. Экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка работников и оценка их труда, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система родства, ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения и т.д. Обычай назначать свидание – элемент социальной практики ухаживания. Исповедь является социальной практикой, а не учреждением, совокупностью учреждений или организацией. Это многовековая практика, имеющая свои технологию исполнения, правила и нормы поведения, круг исполнителей (исповедники и исповедуемые), систему предписанных статусов и ролей. Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещения и исповеди в православии, инквизиции, монашества, епископата.

Иногда социальные практики совпадают с неосновными институтами, а иногда нет. К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в СССР – яркие образцы частных институтов. Они учреждены сверху, государством, а не возникли из низов народа как естественное продолжение его традиций и обычаев.

А вот ритуал знакомства, который у разных народов принимает подчас невероятно экзотические формы, относится к социальным практикам. В большинстве обществ для знакомства не нужны посредники, по во многих странах, прежде всего в высшем свете, мужчина не может подойти к даме или к другому мужчине и представиться ему. Необходимо, чтобы их представил друг другу кто-то третий.

Английский политический философ Майкл Оакшотт полагал, что демократия как социальная и политическая практика представляет собой совокупность традиций и обычаев данного народа и включает множество весьма специфичных и очень незаметных постороннему глазу процедур, установлений, привычек, при помощи которых она только поддерживается и успешно функционирует.

К главным функциям социального института относят функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, а также регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции. Наряду с универсальными существуют и специфические функции. К ним причисляют такие функции, которые присущи одним и не свойственны другим институтам. Это, например, воспроизводство людей, рождение новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление духовных ритуалов (религия). Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов общественного порядка. К ним относятся политико-правовые институты типа государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие институты поддерживают и развивают культуру. Это относится к институтам церкви и религии. Внутри каждого социального института можно выделить целый ряд подфункций , которые он выполняет и которых может не быть у других институтов.

Например, в институте семьи ученые обнаружили функции сексуального регулирования; репродуктивную; социализации; эмоционального удовлетворения; статусную; защитную и экономическую .

Общество устроено так, что ряд институтов выполняет несколько функций одновременно, и в то же время на выполнении одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет такие функции, как воспроизводство людей, воспитание и социализация, удовлетворение в интимной близости и др. Функции, выполнявшиеся некогда одним институтом, со временем могут передаваться другим институтам или распределяться частично либо полностью между ними.

Скажем, в далеком прошлом институт семьи выполнял более пяти – семи функций, однако сегодня некоторые из них переданы другим институтам. Так, воспитанием наряду с семьей занимается школа, организацией отдыха – специальные институты рекреации. Даже функцию удовлетворения сексуальных потребностей разделяете семьей институт проституции. А функцию добывания средств к существованию, чем во времена охотников и собирателей занималась исключительно семья, сегодня целиком и полностью взяла на себя индустрия.

Если институт работает как надо, то плюсов у него намного больше, чем минусов, и наоборот. Плюсы, или функции, укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т.е. дисфункции, его расшатывают. Крупные общественные потрясения, например войны, революции, экономический и политический кризис, могут привести к нарушению деятельности одного или нескольких институтов. Это относится к правительству, парламенту, производству, собственности, школе, религии и т.д. В результате в их функционировании возникают сбои и дисфункции. Подобное произошло после Октябрьской революции в России в 1917 г.

Оценку деятельности институтов, тому, как они справляются со своими функциями и задачами, дает общественное мнение. Социологи периодически замеряют уровень доверия к социальным институтам.

На протяжении последних 20 лет неизменно высоким доверием у россиян пользовался только институт церкви, с 2000 г. – президент страны. Отношение к другим институтам, таким как СМИ, профсоюзы, правительство, суд, парламент, армия, милиция, местные органы власти, прокуратура, менялось с 2000 но 2013 гг. от крайне низких до умеренно низких или средних величин (от 4 до 32%).

Социологи считают, что низкий уровень доверия к социальным институтам свидетельствует о переживаемом ими кризисе, когда они не справляются со своими функциями.

Данные опроса, проведенного Институтом Гэллапа в странах ЕС, Восточной Европы и Скандинавии, в Израиле, Канаде, США, в Южной Америке, Азии и Африке, показали, что уровень доверия к общественным институтам здесь, как правило, выше, чем в России (от 34 до 92%).

Итак, у социальных институтов (основных и неосновных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред). Функции и дисфункции бывают явные , если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные , если они скрыты от глаз, не заявляются. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступают непредумышленным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их. Демократическое государство, установившееся в России в начале 1990-х гг., через парламент, правительство и президента стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во всеуслышание цели и задачи. На самом же деле в стране выросла преступность, а уровень жизни упал. Таковы побочные результаты усилий институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что из этого получилось. Концепцию явных и латентных функций разработал в середине XX в. Роберт Мертон .

К явным функциям школы как института среднего образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Явными, т.е. достаточно самоочевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства, имеющего место при получении высшего образования. Таким образом, латентные функции выступают в качестве побочного эффекта деятельности социального института. Они могут быть как позитивными, так и негативными, т.е. дисфункциями.

Как мы убедились, функции и дисфункции относительны, а не абсолютны. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией. К примеру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим завязать знакомства. В таком случае пересечение функций, дисфункций, явных и латентных функций можно изобразить в виде логического квадрата (рис. 3.4).

Институт образования или институт налогообложения имеет все пары функциональных отношений. К примеру, латентная функция образования – дать выпускникам высшей школы более высокие стартовые позиции и обеспечить более высокий служебный рост, чем у людей, не имеющих высшего образования. Эта функция является позитивной, поскольку приносит выпускникам пользу, а не вред. В то же время она является латентной, явно не манифестируемой ни одним официальным законом об образовании. То же самое можно сказать об установлении дружеских отношений, формировании солидарности и взаимопомощи выпускников одного вуза и факультета после завершения учебы и становления служебной карьеры.

Другой пример – налогообложение. Полезные траты налогов, установленные законом, – явная и позитивная функция экономического института. Нецелевые расходы налогов – пример дисфункции, которая принимает явную и латентную формы. Расходы налогов, произведенные государством на полезные для общества дела, но не заложенные в их целевое предназначение, дадут явную дисфункцию, а разворовывание налогов – латентную дисфункцию.

Рис. 3.4.

Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регулирования важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры в современной России).

  • См.: Фролов С. С. Социология. М., 1994. С. 141–143.
  • См.: Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль; под ред. В. И. Добренькова. М., 1994. С. 379 447.

Признаки социального института

  1. социальный институт вступает важнейшей формой социальной связи в связи с тем, что он действует от имени общества как целого;
  2. социальный институт создает для членов общества все возможности для удовлетворения их потребностей теми способами, которые предписаны обществом;
  3. социальный институт своим функционированием гарантирует выполнение всех необходимых функций и подавление нежелательных, отрицательно влияющих на развитие общественных отношений;
  4. социальный институт гарантируют непрерывное продолжение социальной жизни через постоянство социальных функций;
  5. осуществляет взаимозависимость стремлений и отношений между индивидами;
  6. обеспечивает внутреннюю сплочённость общества в целом.

Основные виды социальных институтов

Помимо признаков социальных институтов в социальной науке выделяю также основные их виды:

  1. экономические, которые занимаются производством и распределением социальных благ между гражданами, а также процессом организации труда и денежным оборотов внутри общества;
  2. политические, которые связаны с процессом исполнения предписаний власти;
  3. социальные, которые организуют добровольные объединения, регулируют повседневное социальное поведение людей по отношению друг к другу;
  4. культурные и воспитательные, которые обеспечивают преемственность культуры общества и передачу опыта последующим поколениям;
  5. религиозные, которые организуют отношения людей к религии.

В процессе своего функционирования все социальные институты взаимосвязаны и объединяются интегрированную систему. Обязательным условием для осуществления эффективной деятельности социальным институтом является неукоснительное выполнение членами общества своих социальных ролей, которые предполагают осуществление ожидаемых действий и соблюдение норм и правил, установленных в данном обществе.

Нормы и правила выполняют функции упорядочивания, регуляции, формализации деятельности и взаимодействия индивидов в рамках социального института. Каждый отдельно взятый социальный институт характеризуется свойственным только ему определенным набором норм и правил, которые проявляются в основе своей в знаковых формах.

Структурные элементы социального института

Выделяются следующие основные структурные элементы социального института:

  • цель существования и тот круг вопросов, которые социальный институт охватывает своей деятельностью;
  • конкретные функции, которые обеспечивают достижение поставленной социальным институтом цели;
  • нормативно-обусловленные, типичные для данного института социальные роли индивидов и социальные статусы, которые представлены в структуре данного института;
  • средства и учреждения, которые необходимы для достижения поставленных целей и реализации материальных, символических и идеальных функций;
  • установленные санкции в отношении лиц, которые выполняют институциональные функции, и в отношении тех лиц, которые являются объектом этих действий.

Одной из важнейших характеристик деятельности различных социальных институтов является их постоянное и непрерывное взаимодействие с окружающей социальной средой, в качестве которой выступает общество и существующие в нем отношения.

чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Ядро института - различные формы регулируемой совместной деятельности индивидов.

Выделяют следующие структурные элементы социального института:

Цель и круг вопросов, которые институт охватывает своей деятельностью;

Круг конкретных функций, обеспечивающих достижение этой цели;

Нормативно-обусловленные, типичные для данного института социальные роли и статусы, представленные в структуре института;

Учреждения и средства, необходимые для достижения цели и реализации функций (материальные, символические и идеальные).

Санкции в отношении лиц, выполняющих институциональные функции, и в отношении лиц, являющихся объектом этих действий.

Некоторые исследователи полагают, что среди элементовсоциального института стоит особо выделять лишь: а) социальный статус, в котором фиксируются устойчивые признаки объектов регуляции, определяемые объективным положением индивида в системе общественных отношений; б) социальную роль как динамическую форму социального статуса; в) нормы, с помощью которых формализована взаимообусловленность людей в рамках социального института: нормы определяют стандарт поведения, а также оценку деятельности и санкции за отклоняющееся поведение, являются условиями выбора ролевого поведения.

Необходимым условием деятельности института является выполнение индивидами своих социальных ролей, основанное на осуществлении ожидаемых действий и соблюдении образцов (норм) поведения. Нормы упорядочивают, регулируют, формализуют деятельность и взаимодействие индивидов в рамках института. Каждый институт характеризуется определенным набором норм, которые объективируются чаще всего в знаковых формах (регламентирующих документах).

Социальный институт выступает как форма господства и подчинения членов данной общности определенным нормам и стандартам. Исследователи выделяют две формы существования институтов - простую и сложную. В простых формах социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института, обусловливая социальные роли индивидов, выполнение которых позволяет реализовать социальные функции института и удовлетворить соответствующие общественные потребности (напр., семья). В сложных формах социальных институтов властные функции все более локализуются и управленческие отношения выделяются в отдельную подсистему, которая упорядочивает, организует институциональные отношения.

По характеру организации , институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях (государство, армия, суд и т.д.). В неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулятивные функции.


Под функциями социальных институтов обычно понимают различные аспекты их деятельности, а точнее, последствия этой деятельности.

Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей.

При рассмотрении функций, выполняемых социальными институтами, не следует забывать, что один институт, как правило, выполняет одновременно несколько функций; различные институты могут выполнять общие функции; у института на разных ступенях развития общества могут отпадать одни и возникать новые функции, или значение одной и той же функции может со временем или возрастать, или уменьшаться; один и тот же институт в разных общественно-экономических формациях может выполнять разные функции.

Научный анализ социальных институтов включает попытки обнаружения самых общих и универсальных наборов ценностно-нормативных образцов поведения, которые во всех обществах фокусируются вокруг главных функций и направлены на реализацию основополагающих социальных потребностей. В связи с этим выделяют следующие

виды институтов по их функционально-целевому назначению, по содержанию, методам и предмету регуляции:

1) экономические институты складываются на материальном базисе общества и занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда и пр. (собственность, формы и способы обмена, деньги, тип производства);

2) политические институты связаны с установлением, исполнением и поддержанием власти, обеспечивают воспроизводство и сохранение идеологических ценностей, стабилизируют существующую в обществе социально-стратификационную систему (государство, правительство, полиция, политические партии, идеология, профсоюзы и пр. общественные организации, преследующие политические цели);

3) религиозные - организующие отношение человека к трансцендентным силам и священным предметам (церковь);

4) социокультурные и воспитательные институты (семья, образование, наука), созданы для создания, укрепления и развития культуры, для защиты определенных ценностей и норм, организации процесса их усвоения и воспроизводства, для социализации молодежи, для передачи ей культурных ценностей общества как целого, включения нового поколения в определенную субкультуру;

5) ситуационно-конвенциональные и церемониально-символические - институты, устанавливающие способы взаимного поведения членов общности, регулирующие повседневные межчеловеческие отношения, облегчающие взаимопонимание, а также ритуализированные нормы (способы приветствия, поздравления, празднование именин, организация брачных торжеств и пр.);

6) нормативно-ориентирующие - институты, осуществляющие морально-этическую ориентацию и регуляцию поведения, придающие человеческому поведению этическую, нравственную основу (мораль, кодекс);

7) нормативно-санкционирующие - институты, осуществляющие регуляцию поведения на основе юридических и административных норм, обязательность которых обеспечена силой государства и системой санкций (институт права).

Следует отметить, что по мере развития общества, оформления и актуализации новых общественных потребностей появляются новые институты, происходит их обоснование и признание.

Согласно теории Дж. Хоманса, в социологии существует четыре типа объяснения и обоснования социальных институтов. Первый - психологический тип, исходящий из того, что любой социальный институт есть психологическое по генезису образование, устойчивый продукт обмена деятельностью. Второй тип - исторический, рассматривающий институты как конечный продукт исторического развития определенной сферы деятельности. Третий тип - структурный, доказывающий, что «каждый институт существует как следствие своих отношений с другими институтами в социальной системе». Четвертый - функциональный, опирающийся на положение о том, что институты существуют, поскольку выполняют определенные функции в обществе, способствуя его интеграции и достижению гомеостазиса .

Рассматривая возможную логику обоснования институционального подхода к какому-либо социальному феномену, Д.П. Гавра считает функциональный тип объяснения первым этапом этого пути. Функциональный признак входит в число важнейших признаков социального института, и именно социальные институты образуют главный элемент структурного механизма, посредством которого общество регулирует социальный гомеостазис и в случае необходимости осуществляет социальные изменения. Поэтому «если будет доказано, что функции какого-либо изучаемого феномена являются общественно значимыми, что их структура и номенклатура близки к структуре и нокенклатуре функций, которые выполняют в обществе социальные институты, это будет важным шагом в обосновании его институциональной природы» .

Следующий критерий обоснования институциональной трактовки того или иного явления – структурный. Институциональный подход к анализу социальных явлений основывается на представлении о том, что социальный институт является продуктом развития всей социальной системы, но вместе с тем специфика основных механизмов его функционирования зависит от внутренних закономерностей развития соответствующего вида деятельности. Поэтому важно осуществить анализ способов включения данного явления в различные сферы социальной жизни, взаимодействия с другими социальными институтами, доказательство того, что он является неотъемлемым элементом какой-либо одной сферы общества (экономической, политической, культурной и т. п.), либо их комбинации, и обеспечивает ее (их) функционирование.

Третий этап, следующий за функциональным и структурным обоснованием, по Гавра, наиболее важен. На этом этапе определяется сущность изучаемого института, формулируется соответствующая дефиниция, на базе анализа основных институциональных признаков определяется правомерность его институционального представления. Затем выделяется его специфика, тип и место в системе институтов общества, анализируются условия возникновения институционализации.

На четвертом, заключительном этапе выявляется структура института, даются характеристики основных его элементов, обозначаются закономерности его функционирования.

К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:

1. Создание возможностей (через организацию совместной деятельности людей) для удовлетворения социальных потребностей.

2. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений - через систему правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым.

Институты включают в себя ценности и нормы, которым следует большинство. Все институционализированные способы поведения охраняются и поддерживаются довольно жесткими санкциями. В социальном институте есть своя система ценностей и нормативной регуляции, которая определяет, для чего он существует, что там считается достойным и недостойным, как действовать в этой конкретной системе отношений.

3. Регулятивная функция - через выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (таким образом, социальный институт выступает элементом системы социального контроля).

Институты - это взаимосвязанные системы упорядоченных социальных связей, которые делают поведение каждого отдельного члена общества достаточно предсказуемым по своим ориентациям и формам проявления. Существующие институциональные правила могут существенно препятствовать развитию тех или иных отклонений и возвращать конкретное поведение в обычное (привычное, должное, общепринятое) русло.

4. Интегративная функция, выражающаяся в процессах сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящих под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

5. Транслирующая функция - через передачу социального опыта приходящим в социальный институт новым людям за счет как расширения социальных границ института, так и смены поколений; для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

6. Коммуникативная функция - через распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.

6. Обеспечение непрерывности и устойчивости общественной жизни, в том числе и при изменениях в составе членов общества, - через поддержание и продолжение безличных общественных функций (производство, распределение, защита и пр.).

Таким образом, как писал Т. Парсонс, институциональная система общества - своего рода каркас, хребет общественной жизни, поскольку она обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию.

При анализе социальных институтов полезно учитывать разделение функций на явные и срытые (латентные). Данное различие было предложено Р. Мертоном для объяснения определенных общественных явлений, когда необходимо учитывать не только ожидаемые и наблюдаемые следствия, но неопределенные, побочные, вторичные. Явными считаются функции, последствия реализации которых носят намеренный характер и признаются людьми. Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца.

Необходимо заметить, что термин «функция» трактуется обычно в позитивном смысле, то есть подразумеваются благоприятные последствия деятельности социального института. Деятельность института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.

Важнейшей характеристикой деятельности социальных институтов выступает их постоянное взаимодействие с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Нарушение данного процесса порождает дисфункцию социальных институтов. Как уже отмечалось ранее, главной функцией социального института является удовлетворение той или иной общественной потребности. Но с течением времени протекающие в обществе процессы изменяют потребности, как отдельных индивидов, так и целых социальных общностей, что в свою очередь меняет характер отношений социальных институтов с социальной средой. Некоторые потребности становятся менее значительными, а некоторые вообще исчезают, в результате этого институты, осуществлявшие данные потребности, перестают отвечать требованиям времени и их дальнейшее существование становится бессмысленным, а порой даже тормозящим общественную жизнь. В силу инерции социальных связей такие институты могут продолжать функционировать еще некоторый период времени как дань традиции, но чаще всего они довольно быстро прекращают свою деятельность.

Деятельность социального института, которая мешает реализации социальных потребностей общества, направлена не на сохранение, а на разрушение социальной системы, расценивается как дисфункциональная.

В период интенсивных социальных перемен в обществе часто возникают ситуации, когда изменившиеся общественные потребности не могут найти адекватного отражения в структуре и функциях уже существующих социальных институтов, что может привести к дисфункции. Дисфункция может найти свое выражение как во внешней, формальной («материальной») структуре (недостатке материальных средств, подготовленных кадров и т.д.), так и во внутренней, содержательной деятельности (неясности целей деятельности института, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета института и т.д.).

PAGE 15

Филиал Санкт-Петербургского государственн о го

инженерно-экономического университета в г. Чер е повце

С.В. Бойко

Социология

Лекция

Череповец, 2005


Тема 2.6. Социальные институты

Понятие социального института и его характерные основные черты. Институциальные признаки. Процесс и характерные этапы институциализации. Явные функции социальных институтов: закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивная, интегративная, транслирующая, коммуникативная. Латентные функции. Дисфункции.

Типология социальных институтов. Основания для классификации – характер удовлетворяемой потребности. Институты семьи, образования и воспитания, материального и духовного производства, охраны здоровья, досуга и отдыха, управления и обеспечения безопасности членов общества. Институт государства и права в России. Российские проблемы гражданского общества и правового государства.

Вопросы лекции.

2. Виды и функции социальных институтов.

* * *

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организ а ции совместной деятельности людей.

Среди социологов широко распространена точка зрения, что «институт» – одна из б а зисных дефиниций, выражающих самую сущность упорядоченной социальной жизни. Тр а диция такого подхода идет еще от Г. Спенсера, считавшего, что изучение институтов есть изучение строения и развития общества, анализ возникновения, роста, изменений, сл о мов, а следовательно, оно и составляет сущность социологии как науки. Институциалисты (в час т ности, Т. Веблен) выдвинули исследование институтов в качестве главной задачи всех общ е ственных наук. Разрабатывая понятие института, представители этого н а правления трактовали его в содержательном плане как группу людей, объед и ненных какими-либо идеями для выполнения каких-либо функций, а в форм а лизованном, категориальном виде – как систему социальных ролей, орган и зующую систему поведения и социальных отношений.

Как и многие другие базовые научные понятия, «институт» трактуется в литературе широко и неопределенно. Тем не менее, в качестве определяющей черты институционального взаимодействия можно отметить организованность, а важнейшими эл е ментами институциональной структуры считать социальные нормы, роли, ожидания. Термин «социальный институт» употребляется в с а мых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образ о вания, здравоохранения, институте государства и т.д. Чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характер и стикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется и н ституциализацией.

Задачи лекции

  • Дать понятие социального института и определить его содержание.
  • Определить элементы социального института и этапы его возникновения.
  • Выявить функции и виды социальных институтов.
  • Показать причины дисфункции социальных институтов и пути ее преодоления.

I. Понятие «социальный, институт». Институциализация общественной жизни

1.1. Понятий «социальный институт».

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Иными словами социальные институты суть крупномасштабные объединения социальных статусов и ролей. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья религия, образование, экономика, управление.

Социолог Н. Смелзер дает более короткое определение: социальный институт – это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной потребности. Из этой дефиниции следует:

1. Социальный институт подразумевает не какую-то конкретную социальную организацию, а обозначает крупные группировки социальных ролей.

2. В отличие от социальной группы, в которой взаимодействие людей служит удовлетворению разнообразных потребностей, социальный институт нацелен на реализацию конкретной и особенно важной как для личности, так и для общества потребности.

3. Изменение структуры потребности приводит к изменению типологии социальных институтов: появляются новые институты, умирают старые, ненужные.

Но какие потребности существуют в обществе, удовлетворению которых служат социальные институты? Хотя у каждого индивида имеется своя, особенная совокупность потребностей, можно выделить фундаментальные, непреходящие потребности. К ним относятся потребности:

в воспроизводстве рода человеческого;

в любви и участии;

в безопасности и социальном порядке;

в добывании средств существования;

в передаче культуры;

в боге и т.д.

Удовлетворению этих, жизненно важных потребностей, служат такие институты, как институт семьи и брака; экономический институт (управляющий хозяйственной деятельностью, производством и распределением материальных благ); политический институт (связанный с завоеванием и распределением власти в лице государства, политических партий, общественных организаций); институт культуры и социализации (занятый созданием и распространением культуры, воспитанием молодого человека); институт религии, помогающий человеку обрести смысл жизни 1 .

С развитием общества умножается, дифференцируется система социальных институтов. Если суммировать все множество подходов к определению понятия «социальный институт», то можно выделить следующее значение этого термина. Социальный институт представляет собой:

Совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

Формальную и неформальную организацию;

Ролевую систему, в которую включены также норму и статусы;

Совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

Обособленный комплекс социальных действий – социальные процедуры.

Таким образом, институт (от лат. institutum – установление) – понятие, используемое в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

В настоящее время чаще всего пользуемся понятием «социальный институт» в том случае, если рассматриваем крупные группировки формальных ролей. Так, понятие «институт материального производства» подразумевает не конкретную социальную организацию одного из предприятий, а комплекс норм, реализующихся во множестве социальных организаций, предприятий, выпускающих материальную продукцию.

1.2. Основные элементы и признаки социального института.

Можно выделить основные элементы социального инстит у та .

1. Система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса (социал ь ных процедур). Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласов ы вает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и ст а бильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает фун к ционирование социального института. Их необходимо привести в движение, персонифиц и ровать, внедрить в сознание и поведение людей.

2. Системы потребностей, ожиданий. Для того, чтобы институт работал, необход и мо, чтобы ценности, нормы, идеалы, образцы деятельности и п о ведения людей и других элементов социокультурного процесса стали досто я нием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе с о циализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов, социокультурных элементов. Формирования на их основе системы взаимных ож и даний является вторым важнейшим элементом институциализ а ции.

3. Организационное оформление социального института посредством конститу а лизации правовых норм, прав, обязанностей и санкций. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материал ь ными средствами и выполняющими определенную социал ь ную функцию.

Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: пр е подавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство и т.д., которые для своей деятельности располагают о п ределенными материальными ценн о стями (знаниями, финансами и т.д.).

По мнению отечественного социолога С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

1) установки и образцы поведения (например, привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

2) символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

3) утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

4) устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

5) идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

1.3. Институциализация общественной жи з ни.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действии;

Формирование общих целей;

Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

Появление процедур, связанных с нормами и правилами;

Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

Конституциализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Основными этапами возникновения института можно назвать сл е дующие:

  1. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т.д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечить свое существование и т.д.

Социальная потребность может быть названа определяющим условием появления института. В самом широком смысле потребность можно характеризовать как нужду субъекта в чем-либо, для удовлетворения которой необходимы та или иная форма активности, тот или иной предмет. Эта нужда отражает связи субъекта со средой его существования. Можно сказать, что потребность есть нужда в поддержании равновесного состояния системы «субъект - среда». Критериями выделения потребностей (необходимое поддержание равновесного отношения между субъектом и средой его существования) являются основные цели деятельности субъекта, выполнение им функций в системах более высокого ранга, в которые субъект включен как элемент или подсистема.

Сущностные потребности социальных групп (общностей) могут быть объяснены лишь в связи с их позициями в социально-экономической структуре общества и тенденциями развития последней. Для выполнения функций в этих позициях люди должны определенным образом воспроизводить себя, потребляя продукты питания, одежду, знания и т.д. Разные трудовые функции требуют разных объемов затрат на подготовку работников, на их воспроизводство, т. е. разной продолжительности обучения, разных объемов и состава благ и услуг. А отсюда следует, что социально-экономическая неоднородность труда приводит и к неоднородности потребностей.

Размер этих потребностей ограничен масштабами общественного производства, характером производственных отношений, уровнем культуры страны, историческими традициями. Потребности людей, социальной группы (общности) есть объективная необходимость воспроизводства данной общности людей в ее специфически конкретной общественной позиции. Потребности социальных групп характеризуются: массовостью проявления, устойчивостью во времени и пространстве, инвариантностью в специфических условиях жизнедеятельности представителей социальной группы. Важное свойство потребностей – их взаимосопряженность. Сопряженность потребностей состоит в том, что возникновение и удовлетворение одной потребности влечет за собой целый комплекс других потребностей. Сопряженные потребности образуют длиннейшие цепи, переходящие одна в другую.

Целесообразно учитывать следующие важнейшие виды потребностей, удовлетворение которых обеспечивает нормальные условия воспроизводства социальных групп (общностей):

1) в производстве и распределении товаров, услуг и информации, требуемых для выживания членов общества;

2) в нормальном (соответствующем существующим социальным нормам) психофизиологическом жизнеобеспечении;

3) в познании и саморазвитии;

4) в коммуникации между членами общества;

5) в простом (или расширенном) демографическом воспроизводстве;

6) в воспитании и обучении детей;

7) в контроле за поведением членов общества;

8) в обеспечении их безопасности во всех аспектах.

Социальные потребности удовлетворяются не автоматически, а только организованными усилиями членов общества, представляющие собой социальные институты.

Институты служат не только организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей, но и также для регулирования использования ресурсов, которыми располагает общество. Рассмотрим, например, экономические институты , связанные с производственной деятельностью коммерческих фирм, производственных предприятий, семейных ферм и других организаций. Экономисты считают, что для производства товаров и услуг все они должны иметь в своем распоряжении четыре вида ресурсов:

1) землю, или всю совокупность природных ресурсов и технических знаний;

2) труд, или мотивацию и навыки людей;

3) капитал, или богатство, вкладываемое в средства производства;

4) организацию, или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов.

Для деятельности других институтов также необходимы ресурсы. Семья, к примеру, не может существовать при отсутствии некоторых необходимых условий: зарплаты, обеспечивающей удовлетворение материальных потребностей, любви и чувства долга между родителями и детьми, а также разумного использования власти (одного или обоих родителей) для преодоления внутрисемейных конфликтов. Учебным институтам требуются оборудование для занятий физкультурой, преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний и эрудицией, и хотя бы минимальное желание учащихся получать знания и социализироваться.

Следовательно, институты представляют собой социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в формах интеракции ради удовлетворения той или иной социальной потребности. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей путем сведения ее к более или менее предсказуемым образцам социальных ролей.

Таким образом, возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

  1. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организационные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Существенное значение в понимании института и его функционирования имеет категория «социальный обмен». Институциализацию можно рассматривать как обмен между различными индивидами, группами, организациями и сферами внутри общества. Здесь возникают три вопроса: 1) кто обменивается с кем, 2) что на что обменивается и 3) каковы образцы, механизмы и условия этого обмена (обменов). Институциональное взаимодействие и обмен происходят между людьми, находящимися в различных структурных позициях (культурных, политических, экономических, семейных), т.е. обладающими системой статусов и ролей, которые сами по себе могут быть последствиями прежних процессов институционального обмена.

Истинные стремления и цели этих людей в значительной степени зависят от их структурных позиций и соответствующих приоритетных установок. Подобным же образом ресурсы, которыми они располагают (власть, деньги, знания, престиж и т. д.) зависят от их институциональных позиций и варьируют в соответствии со спецификой различных институциональных сфер. Эти ресурсы служат средством осуществления различных индивидуальных целей и сами по себе могут быть целями или объектами для индивидов.

Институциализированный обмен имеет особый характер. Он отличен от индивидуального обмена между людьми, поскольку «очищен» от личностного момента. Анализ механизма социального обмена показывает, что индивид выступает в социальном институте в специфической и ограниченной роли функционера. Например, у учителя или врача институциализированным «товаром» является их профессиональное мастерство, а их личное отношение к тому или иному контрагенту («покупателю») здесь не имеет значения. Необходимым условием деятельности института и является выполнение индивидами своих социальных ролей, основанное на осуществлении ожидаемых действий и соблюдении образцов (норм) поведения. Нормы – это одновременно и условия выбора ролевого поведения, и средство его «измерения». Они упорядочивают, регулируют, формализуют деятельность и взаимодействие индивидов в рамках института. Каждый институт характеризуется определенным набором норм, которые объективируются чаще всего в знаковых формах (регламентирующих документах).

3. Третьим важнейшим этапом институционализации является организационное оформление социального института в различных нормативных актах.

По мере развития (и усложнения) общества умножается, дифференцируется система социальных институтов. Мы живем ныне в высоко институциализированном обществе. Институты семьи, образования, охраны здоровья, материального и духовного производства, досуга и отдыха, обеспечения безопасности членов общества и многие другие образуют систему, обусловливающую функционирование социального организма.

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельн о сти, конкретными функциями обеспечивающими достижение такой цели, набором социал ь ных позиций и ролей, типичных для данного инст и тута. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты это формы организованного объединения людей, выполняющие определенные социально зн а чимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняем о го членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценн о стями, нормами и образцами повед е ния.

2. Динамика социальных институтов

2.1. Виды и функции социальных институтов.

о ь ных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многоо б разны. Социологи разных направл е ний стремились как-то классифицировать их. представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классифик а цию представила так называемая «институциональная школа». Представители институци о нальной школы в социологии (С Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных инстит у тов:

  1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполня ю щим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты.
  2. Социализация – передача индивидами установленных в данном обществе обра з цов поведения и способов деятельности – институты с е мьи, образования, религии и др.
  3. Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными и н ститутами управления и контроля – органы власти.
  4. Функции управления и контроля осуществляются через систему соц и альных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения моральные и пр а вовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и сан к ций.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами и целями деятельности:

1) Экономические институты – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа обеспечивают всю совокупность производства и распредел е ния общественного богатства, соединяя, вместе с тем экономическую жизнь с другими сф е рами социальной жизни

2) Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другого рода о б щественные организации, преследующие политические цели, направленные на установл е ние и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет п о литическую систему данного общ е ства.

3) Социокультурные институты – освоение и последующее воспроизводство кул ь турных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а та к же социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов пов е дения и. наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие институты – создание и реализация механизмов морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать пов е дению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утве р ждают в сообществе императивные общ е человеческие ценности, специальные кодексы и этику пов е дения.

5) Нормативно-санкционирующие институты – общественно-социальная регул я ция поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и адм и нистративных актах, что обеспечивается прин у дительной санкцией.

6) Церемониальные институты – институты основанные на более или менее дл и тельном принятии норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регул и руют повседневные контакты разнообразные акты группового и межгруппов о го поведения.

В социальном институте весьма сложным образом переплетаются экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Благодаря социальному институту обеспечивается преемственность в использовании культурных ценностей, передаче навыков и норм социального поведения, осуществляется социализация индивидов.

Зрелый, «ставший» институт организационно оформлен; он упорядочивается, организуется системой управленческих отношений. Внешний аспект его предстает в соответствующих системах учреждений. Становящиеся же социальные институты не обязательно организационно оформлены.

В периоды «нормального» развития общества институты остаются достаточно стабильными и устойчивыми. Неэффективность их, рассогласованность действий, неспособность организовать общественные интересы, наладить функционирование социальных связей, минимизировать конфликты и упредить катастрофы – признак кризиса институциональной системы, т.е. базовой системы любого общества.

Развитие социальной системы, можно сказать, сводимо к эволюции институтов. Источники такой эволюции – люди как деятели и воздействие со стороны культуры. Последнее связано с накоплением людьми новых знаний, а также с изменениями в ценностных ориентациях.

Динамика социальных институтов выражается также в трех взаимосвязанных процессах:

1) в жизненном цикле института (от момента появления до исчезновения);

2) в функционировании зрелого института (включающем явные и латентные функции, преодоление дисфункций);

3) в эволюции института (изменение формы и содержания, отмирание старых функций и возникновение новых).

В жизненном цикле института выделяют несколько стадий, или фаз.

Первая фаза – это зарождение института, когда появляется устав, определяются задачи, символика, распределяются функции и роли, выделяются лидеры и назначаются руководители.

Вторая фаза – фаза зрелости.

Третья фаза – период формализации, или обюрокрачивания, института. Правила и нормы перестают быть средством социального контроля и превращаются в самоцель. Засилье инструкций, бумаготворчество приводят в конечном итоге к его гибели. Эта последняя фаза означает потерю жизнеспособности социального института, накопление дисфункции. Подобная ситуация предвещает ликвидацию института или его реорганизацию.

2.2. Дисфункция социальных институтов

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения их темпов может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности возникает дисфункция, которая выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функции, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в символическую, «ритуальную», деятельность , то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонал и зация его деятельности. Персонализация социального института о з начает, что он перестал действовать в соответствии с объективными потребн о стями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависим о сти от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института за счет нарушения существующих норм и правил выражающихся в своих крайних формах в противоправной (делинквентной) деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. 2

Правонарушения и преступность. Преступность, возникающая в связи с дисфункцией социальных институтов, имеет по преимуществу инструментальный, т.е. направленный к достижению определенной цели, и структурированный, т.е. внутренне взаимосвязанный, характер. Ее признаками являются планируемость преступной деятельности, систематичность, элементы организованности, т.е. распределение преступных ролей и т.д. Подобные черты структурированной преступности связаны с ее функцией – удовлетворить незаконным путем объективную потребность, не обеспечиваемую в должной мере нормальными социальными институтами. Такая узкая ее функциональность, т.е. удовлетворение отдельной социальной потребности, ведет вместе с тем к дисфункции более широких социальных систем.

Особую остроту проблема преступности приобретает в ситуации, когда общество н а вязывает индивидам общие символы достижения успеха (богатство, приобретения матер и ального х а рактера), однако социальная структура того же общества затрудняет (или делает невозможным) для определенных социальных групп завладение этими си м волами законным путем. Возникающее в результате социальное напряжение выливае т ся в корыстно-насильственную, агрессивную преступность.

Предупреждение подобного рода правонарушений может быть обеспечено в случае, если:

а) соответствующая социальная потребность найдет адекватное отражение в функционировании наличных или вновь создаваемых социальных институтов;

б) произойдет изменение, трансформация самой этой социальной потребности;

в) в общественном сознании произойдет изменение в оценке данной потребности.

Дезорганизация социальных общностей и личность. Динамика социальных процессов (демографических, миграционных, процессов урбанизации, индустриализации) в качестве нежелательного результата может оказать деструктивное воздействие на социальные группы и общности, привести к их частичной дезорганизации.

Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре социальных общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике. Дезорганизация функций таких общностей выражается в расшатывании ценностей, противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры группы, что, в свою очередь, ведет к росту отклонений в поведении членов соответствующих общностей и социальных групп.

В числе социальных причин дезорганизации личности следует отметить следующие:

1) участие индивида в нескольких социальных группах, которые навязывают ему противоречащие друг другу системы социальных ценностей и образцов поведения;

2) участие индивида в дезорганизованных группах, для которых характерна неопределенность социальных ролей, т.е. социальных требований, предъявляемых к индивиду;

3) отсутствие общественного контроля, неясность критериев оценок поведения.

В этих условиях нормальные социальные общности не всегда оказываются в состоянии выполнить ряд присущих им функций, т.е. снабдить индивида последовательной, внутренне непротиворечивой системой нормативов поведения, чувством солидарности и принадлежности к общности, предоставить упорядоченную систему ступеней социального престижа и признания и т.д.

Степень единства людей в социальных группах, их сплоченности (коллективности), единство их позиций представляет собой величину, обратно пропорциональную количеству правонарушений. Если степень единства (интегрированности) социальной группы (класса, общества) растет, то падает количество отклонений в поведении членов этой группы и, наоборот, рост числа отклонений в поведении – показатель ослабления интегрированности социальных групп.

В некоторых случаях неэффективность влияния на индивидуума со стороны ближа й шей социальной группы, слабость процесса его социализации (включение человека в сист е му ценностей и норм поведения, характерных для общества в целом) могут привести к ус и лению воздействия на него стихийно складывающихся групп, в которых бытуют против о правные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы п о ведения. К таким группам относятся некоторые группы подростков, следующих антисоциальным нормам п о ведения, группировки воров-рецидивистов, алкоголиков, нарком а нов и т.д. Их влияние часто бывает прямо пропорционально уменьшению влияния нормальных социальных групп общ е ства (семьи, групп сверстников, пр о фессиональных групп, общностей по месту жительства и т.д.).

Институциональные функции социальных групп. Социальные группы (общности) могут быть, как и социальные институты, определены и с позиций анализа их институциииальных функций. С функциональной точки зрения такие образования характеризуются направленностью действий их членов на достижение групповых целей. Тем самым обеспечивается координация соответствующих действий, что ведет к повышению внутригрупповой сплоченности. Последняя обеспечивается благодаря наличию образцов поведения, норм, определяющих отношения внутри группы, а также иных институциальных механизмов, направляющих поведение членов группы в указанных рамках.

Различные социальные общности (конкретная семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, село, поселок, небольшой город, микрорайоны крупных городов и т.д.) имеют особое значение, с точки зрения их влияния на поведение,

Семья обеспечивает социализацию молодежи в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни, сообщает членам семьи чувство безопасности, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, в обмене чувствами и настроениями, предотвращает психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д. Одним из результатов успешного функционирования семьи как социальной группы является эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни.

Состояние территориальной общности также сказывается на характере поведения членов данной общности, в сфере неформальных контактов, совместного проведения досуга. Профессиональные группы в случае успешного функционирования кроме возможности решения чисто профессиональных задач «снабжают» ее членов чувством трудовой солидарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение членов таких групп с позиций профессиональной морали и этики.

Исправление дисфункции может быть достигнуто

а) изменением самого социального института;

б) созданием нового социального института, удовлетворяющего данную обществе н ную потре б ность;

в) формированием и реализацией общественного мнения в процессе становления и н

2.3. Общественное мнение как институт гражданского общества

Гражданское общество – это такой тип политического устройства, где приоритетное значение придается не поддержанию внутреннего порядка и внешней безопасности, а правам и свободам человека и повышению качества его жизни. Основными направлениями реализации и развития прав и свобод в гражданском обществе являются:

Признание и утверждение естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;

Признание равенства граждан в рамках единых для всех законов;

Утверждение правового государства, подчиняющее свою деятельность идеалу социальной справедливости;

Гибкое соотношение политики и экономики по формуле «больше рынка, меньше государства»

Преодоление разрыва с характерной для традиционных и тоталитарных режимов сакрализацией власти с ее претензиями на обладание истиной в последней инстанции;

Утверждение демократических механизмов общественного управления, ориентированных на обеспечение равенства возможностей субъектов;

Утверждение институтов самоуправления, сдерживающих и уравновешивающих различные части общества и, в случае необходимости, использующих государство в качестве правового арбитра.

Важнейшим направлением становления гражданского общества является развитие общественного мнения (ОМ) 3 .

В общественном мнении проявляются конкретные состояния общественного сознания в тот или иной отрезок времени. При этом ОМ может быть признано самостоятельной формой общественного сознания, отличающейся от других именно своей всеохватностью и неспециализированностью.

Специалисты выделяют следующие необходимые и достаточные условия возникновения и функционирования ОМ.

1. Общественная значимость, жизненная актуальность проблемы (вопроса, темы, события). ОМ неизбежно формируется только в отношении тех общественных явлений, которые затрагивают социальные интересы людей и как бы сами собой находятся в центре их житейских размышлений и обсуждений.

2. Дискуссионность мнений и оценок. О «правильности» или полезности таблицы умножения не спорят. А вот о том, стоит ли «идти к капитализму» или «возвращаться в социализм», «что делать с Чечней», как реформировать аграрный сектор, «что делать с коррупцией» и т.п. в нашем обществе происходит постоянное столкновение мнений. Таким образом, чтобы тема или событие стали предметом рассмотрения общественности и относительно их сформировалось общественное мнение, они должны быть дискуссионными, естественно предполагающими различия во мнениях и оценках со стороны различных групп общества.

3. Третье обязательное условие – компетентность. «Компетентность» ОМ определяется не столько его реальной компетентностью, сколько жизненной значимостью явлений, вследствие чего никто не может остаться в стороне от их обсуждений и не ощутить себя достаточно сведущим в них. А чем больше осведомленных по тем или иным проблемам, тем более реальным в отношении к ним становится общественное мнение.

Большинство исследователей согласны со следующими тремя характеристиками содержания ОМ.

Массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что ОМ формируется как на основе достоверной информации, так и на основе односторонних сведений или ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т. п.

ОМ выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей. Оно не только отражает определенный уровень осведомленности людей, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Существуя в сознании людей и выражаясь публично, ОМ выступает как мощное средство общественного воздействия.

ОМ представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода синтез множества высказываний, образующих новое качество, несводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

Немецкая исследовательница ОМ Э. Ноэль-Нойман говорит о наличии двух основных источников, порождающих общественное мнение. Первый – это непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание тех или иных действий, решений или высказываний (стихийно складывающийся и практически неподдающийся целенаправленной регуляции). Второй – средства массовой информации, которые порождают так называемый «дух времени».

При решении проблемы источника общественного мнения необходимо различать понятия «субъект» и «выразитель» ОМ. Субъектом ОМ выступают социальные общности и общественные группы, общественные организации и партии, международная общественность, средства массовой информации. В качестве выразителя могут выступать отдельные лица, группы людей.

Центральным вопросом функционирования ОМ является проблема его действенности, определение условий и факторов, позволяющих обществу эффективно использовать общественное мнение в качестве инструмента решения социальных задач и формирования гражданской культуры. Выделяют три основные функции ОМ: экспрессивная, консультативная и директивная 1 .

1. Экспрессивная функция самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к значимым фактам и событиям. Оно особенно пристрастно по отношению к тем, кому приписывают приоритетную роль в решении важнейших жизненных проблем – государственным институтам и их лидерам, фактически присваивая себе роль контролера за их деятельностью.

2. Консультативная функция ОМ не только выражает отношение к значимым событиям, но и ищет лучшее решение тех или иных проблем. Являясь ареной столкновений разных позиций и мнений, ОМ обладает способностью обнаружения слабых и сильных сторон предлагаемых решений, коренящихся в них скрытых угроз и опасностей. Внимание политического руководства к дебатам общественности позволяет принимать более взвешенные решения.

3. Директивная функция ОМ проявляется тогда, когда волеизъявление народа приобретает императивный характер. Такая ситуация имеет место на выборах, референдумах и плебисцитах. Выражая доверие тем или иным политическим силам или лидерам, ОМ фактически вручает им мандат на осуществление политического руководства.

В авторитарных общественных системах ОМ или игнорируется, или используется правящей элитой для укрепления своего всевластия. По мере демократизации политического режима интерес к выявлению подлинного мнения людей и учету его в решении актуальных проблем общественной жизни возрастает.

Эту закономерность наглядно демонстрирует социально-политическое развитие России в последние десятилетия. Первый официальный орган для изучения общественного мнения (Всесоюзный центр изучения общественного мнения – ВЦИОМ) был создан в 1987 году. В 1992 году в связи с распадом СССР он был преобразован во Всероссийский центр изучения общественного мнения. В настоящее время в России действует более двух десятков центров изучения ОМ. Наиболее известными среди них, наряду с ВЦИОМ, являются: Фонд «Общественное мнение», Vox populi Б. Грушина, Российский независимый институт социальных и национальных проблем (РНИС и НП), Агентство региональных политических исследований (АРПИ), Российское общественное мнение и исследование рынка (РОМИР), Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург) и др.

Нельзя абсолютизировать значимость ОМ в любых типах политической системы.

Во-первых, в XX веке выяснилось, что абсолютизация этой установки не оправдана: самые жестокие тоталитарные режимы пользовались достаточно широкой народной поддержкой. Эта же противоречивость общественного мнения обнаруживается и в современной России. Можно сослаться в этой связи на двусмысленность позиции большинства населения в отношении реформ и реформаторов, на отсутствие общепризнанных политических и нравственных лидеров общества, на готовность значительной части населения увлекаться популистскими лозунгами, поддерживать авторитарные приемы и политический авантюризм.

Во-вторых, обнаружилась и вторая опасность абсолютизации общественного мнения в качестве инструмента политики, связанная с возможностью манипулирования общественным сознанием. Еще античными авторами было замечено, что из нескольких вариантов решения какого-то вопроса большинство, наделенное правом решать, как правило, выбирает не самый выгодный для него вариант, а наилучшим образом представленный. В современных условиях возможности манипулирования массовым сознанием многократно расширяются. Для России эта проблема особенно актуальна. Мы не унаследовали от прошлого прочной системы демократических гарантий ни в виде структур, ни в виде традиций. В этих условиях элита, контролирующая доступ к средствам массовой информации, может сделать общественное мнение полностью управляемым. Как это делается, наглядно продемонстрировали парламентские выборы 1999 года.

* * *

Социальные институты это формы организованного объединения людей, выполняющие определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Одним из главных условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей.

Основными элементами социального института являются ценности, нормы, идеалы, а также образцы деятельности и поведения людей, разделяемых большинством членов соо б щества, ставших достоянием внутреннего мира личности и конституированных в систему правовых норм, прав, об я занностей и санкций.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов: возникновение потребности требующей совместных организованных действии; формирование общих целей; появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия; разработка процедур, связанных с нормами и правилами; установление системы санкций для поддержания норм и правил; конституциализация норм, правил и процедур.

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. С о вокупность этих социальных функции складывается в общие социальные функции социал ь ных институтов как определенных видов социальной системы.

По мере развития и усложнения общества умножается, дифференцируется система социальных институтов. Мы живем ныне в высоко институциализированном обществе. Институты государства и права, семьи, образования, охраны здоровья, материального и духовного производства, досуга и отдыха, обеспечения безопасности членов общества и многие другие образуют систему, обусловливающую функционирование социального организма.

В периоды «нормального» развития общества институты остаются достаточно стабильными и устойчивыми. Неэффективность их, рассогласованность действий, неспособность организовать общественные интересы, наладить функционирование социальных связей, минимизировать конфликты и упредить катастрофы – признак кризиса институциональной системы, т.е. ее дисфункции.

Исправление дисфункции может быть достигнуто путем либо изменения самого с о циального института, либо создания нового социального института, удовлетворяющего да н ную общественную потребность, либо формирования и реализации общественного мн е ния в процессе становления и н ститута гражданского общества.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое социальный институт?
  2. Как называется система социального института, которая гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в единое русло их действия?
  3. Как называется система социального института, которая формирует взаимные ожидания людей?
  4. Что выражает система статусов и ролей социального института?
  5. Каковы основные этапы процесса становления института?
  6. Выделите главные этапы процесса становления института
  7. Дайте определение экономическим, политическим, социокультурным, нормативно-ориентирующим, нормативно-санкционирующим и церемониальным институтам.
  8. Что такое функции и дисфункции социальных институтов?
  9. В чем проявляются дисфункции социальных институтов?
  10. Каковы основные функции социальных институтов?
  11. Что исправляет дисфункцию социального института?
  12. Что характеризует реализацию и развитие прав и свобод в гражданском обществе?
  13. Дайте определение и раскройте содержание общественного мнения.
  14. Что является необходимым условием возникновения и функционирования общественного мнения?
  15. Раскройте содержание консультативной, директивной и экспрессивной функций общественного мнения

1 Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.И. Социология. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С.127.

2 См. подробно: Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С.240-248.

3 См. подробно: Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.И. Социология. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С.132-153.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    контрольная работа , добавлен 01.06.2015

    Место и значение социальной стратификации и социальной мобильности в характеристике общества на макроуровне. Понятие и описание основных социальных институтов, процесс и этапы их формирования. Функции и дисфункции современных социальных институтов.

    реферат , добавлен 20.09.2010

    Социальные институты как постоянно повторяющиеся отношения людей. Основные функции социальных институтов: воспроизводство членов общества, социализация, производство, распределение, управление и контроль. Простая форма существования социальных институтов.

    презентация , добавлен 07.12.2011

    Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Социальные институты как форма социальных связей, и вместе с тем – инструмент их формирования. Понятие институционализации, функции социальных институтов. Проблемы власти и государства. Семья как социальный институт. Проблемы образования и религии.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2009

    Основные теории о социальных институтах. Теория социальных институтов в исследованиях Р. Мертона: функции и дисфункции. Проблема формальных и неформальных функций социальных институтов в концепции Д. Норта. Роль институциональных факторов в экономике.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2016

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Понятие социальных институтов, их возникновение, классификация по сферам жизнедеятельности общества. Методология институционализации - упорядоченного процесса с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.