Технологии социального партнерства в сфере образования. Социальное партнерство в сфере образования. Основные задачи социального партнёрства


Социальное партнерство как фактор опережающего развития региональной системы образования

В широком смысле социализация - это процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.

Н.Савкин, определяя социализацию, ограничивает функциональное поле историческими границами: «Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, ролей, в результате которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке» .

По отношению к образованию социализацию следует рассматривать как процесс обучения и/или воспитания, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т. е. потенциального носителя ее ценностей, норм, установок, ориентации предполагает выработку у него необходимых для этого свойств и способностей (как готовности следовать этим нормам, установкам, ориентирам и т.д.).

В такой трактовке социализация рассматривается как регулятив, значимый, как для системы образования, так и для общества в целом. Процесс социализации реализуется с помощью социальных механизмов, связанных с социальными институтами общества (школы, семьи, разнообразных организаций и т. п.), и обеспечивающих достижение значимых государственных, общественных и личных целей.

Социальное партнерство в широком смысле - это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и ситуативно, через специально планируемые в рамках социального партнерства акции. Социальное партнерство – это путь построения гражданского общества. В образовании, следовательно, это путь его демократизации и парадигмального обновления.

Для характеристики социального партнерства в образовании, уточним понятие социальной группы. Социальная группа - это относительно устойчивая совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.

Различают большие социальные группы: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры); малые группы, специфический признак которых - непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.

Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как:


  • партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;

  • партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;

  • партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.
Последнее понимание партнерства является наиболее значимым, позволяющим изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования. При этом в каждой ситуации социального взаимодействия различные понимания социального партнерства могут быть представлены одновременно.

Новый экономический уклад, появление рынков труда, капитала, интеллектуальных и образовательных ресурсов в корне меняют всю систему подготовки кадров. В этих условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между ОУ и предприятиями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости, управлением образованием, студентами и их родителями, т. е. с теми, кто становится не просто потребителем «продукции» образовательного учреждения, но и должен быть источником его финансового благополучия.

Сегодня одной их главных задач системы образования, в связи с ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов, является полный учет требований работодателей. Быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда возможно только при создании системы социального партнерства, которая сможет объединить всех выше перечисленных субъектов с учетом интереса к взаимодействию с образовательными учреждениями на основе партнерских отношений.

Для того чтобы заинтересовать своих партнеров,система образования должна готовить выпускников, обладающих наряду с профессиональными характеристиками (занимающими первое место в ряду требований работодателей) развитыми личностными качествами, такими как коммуникативность, креативность, ответственность.

Эффективное взаимодействие с работодателем (и потребителем в целом) возможно в том случае, когда наряду с требованиями к уровню подготовки специалистов работодатель предоставляет адекватную финансовую поддержку. Причем речь идет не о разовой акции. Социальное партнерство предполагает разработку пакета нормативно-правовых документов, отвечающих потребностям заказчика и современным технологиям обучения, которые направлены на стимулирование этого партнерства.

Разработка региональными органами власти нормативно-правового поля должна предусматривать налоговые льготы и стимулы, побуждающие работодателей участвовать в финансировании образовательных учреждений и социальной поддержке обучаемых; другие льготы предприятиям, обеспечивающим производственную практику для студентов.

Социальное партнерство для СНПО должно стать естественной формой существования. В условиях рыночной экономики только в тесном контакте с работодателями, другими образовательными учреждениями, общественными организациями, органами управления и самоуправления образовательное учреждение сможет выполнять свое главное предназначение - давать качественную профессиональную подготовку по специальностям, востребованным на рынке труда. Социальное партнерство, восстановление и укрепление связей с предприятиями открывают для образовательных систем дополнительные возможности опережающего развития:


  • упрощается доступ к информации о рынке труда (кого и сколько надо готовить);

  • обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов;

  • упрощается процедура корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей;

  • открываются более широкие возможности для организации практики студентов;

  • расширяются возможности трудоустройства выпускников.
Государство - это партнер особого рода, оно может выступать катализатором перемен в социально-экономической жизни, финансово и институционально поддерживать общественные инициативы, на которых основано партнерство. Государство создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности. Оно формирует целевые программы развития социальной сферы и объединяет для их реализации различные ресурсы. Используя различные организационные и финансовые механизмы, в том числе социальный заказ, для осуществления целевых программ государство привлекает местное самоуправление, некоммерческие организации и бизнес.

Местное самоуправление - явление общественной жизни, а не государственной власти. Оно действует наравне с другими формами общественной и частной самоорганизации, общественным самоуправлением, общественными объединениями, корпорациями и др. Представляя интересы местного сообщества, местное самоуправление в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов. Оно действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества.

Некоммерческие организации, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры предлагают новые идеи и решения, социальные технологии, обеспечивают гражданский контроль за действиями власти, привлекают к работе волонтеров. Общественные объединения выражают интересы определенных групп населения (молодежь, инвалиды и др.) и выдвигают новые ценностные ориентиры (экологическое движение, движение за восстановительное правосудие, правозащитное движение и др.).

Бизнес и ассоциации предпринимателей предоставляют благотворительные пожертвования, а также возможность использовать опыт и профессионализм компетентных менеджеров в решении общественно значимых проблем. Даже если проблема выявлена и всеми осознается, это еще не означает, что возможно возникновение социального партнерства.

Безусловно, возможности, а, следовательно, и роль сторон в рамках социального партнерства неодинаковы. Если роль коммерческих организаций заключается главным образом в возможностях финансирования , а роль государственных структур - еще и в использовании властных рычагов , то общественные объединения формируют и организуют уникальный ресурс: социальные инициативы граждан . И дело не только в том, что организации третьего сектора «ближе» к населению и при оказании услуг могут действовать более гибко, эффективно и «человечно», чем государственные учреждения. В своей деятельности они воплощают новые (альтернативные) ценности и приоритеты. Прежде всего, это ценности и приоритеты групп с неравными возможностями, которые лишены доступа к власти и информации. Общественные организации «озвучивают» потребности этих людей, обычно первыми формулируя социальную проблему:


  • Какие факторы способствуют становлению и укреплению системы социального партнерства?

  • Действительно, все участники этого процесса имеют свои интересы.
Однако есть общее, что может их объединить – это потребность экономики в высоко квалифицированных кадрах.

Необходимо подчеркнуть, что заинтересованность всех участников системы социального партнерства в скорейшем ее становлении была бы реализована, если:


  1. Будет выработана на уровне региональных властей законодательная база, способствующая формированию такого партнерства.

  2. Будет принят пакет нормативно-правовых документов о налоговых льготах и стимулах предприятиям, обеспечивающим не только производственную практику для студентов, но и на основе договорных отношений участвующих в заказе необходимых им специалистов за счет финансовых перечислений.
Социальное партнерство строится на четко определенных правилах. Прежде всего, это действительно партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов (или любая пара из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом. Социальное партнерство зиждется:

  • на заинтересованности каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем;

  • на объединении усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации;

  • на конструктивном сотрудничестве между сторонами в разрешении спорных вопросов;

  • на стремлении к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска;

  • на децентрализации решений, отсутствии государственного патернализма;

  • на взаимоприемлемом контроле и учете интересов каждого из партнеров;

  • на правовой обоснованности «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.
Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, - это социальная проблема. Такая проблема, как правило, возникает при наличии неантагонистического конфликта интересов разных групп населения относительно некоего общего ресурса. Ситуация осложняется, если это группы с неравными возможностями. Проблемой также может быть конфликт интересов населения и властей, когда «спрос» каких-нибудь групп населения на удовлетворение их потребностей, не противоречащих общественным интересам, не обеспечивается «предложением» со стороны органов власти в силу каких-то причин, и возникает серьезная социальная напряженность.

Успех в деле формирования социального партнерства, а значит повышения качества образования, сегодня во многом зависит от инициативы действий регионального руководства, отвечающих за эту область. Но в еще большей степени это зависит от самих образовательных учреждений, от инициативы и энергии их руководителей, от понимания ими всей важности этого вопроса и способности вовлечь в него всех своих потенциальных партнеров - как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг.

В современной системе образования социальное партнерство представлено как один из аспектов государственно-общественного управления образованием. Он касается преобразования трех средств системы управления:


  • кадры (средство, изменение которого направлено на инициацию активности профессионально-педагогических объединений);

  • финансы (средство, изменение которого направлено на обеспечение открытости и рациональности финансовых потоков);

  • информация (средство, которое направлено на трансляцию общественности позитивных, конструктивных и перспективных представлений об образовании).
Эксперименты по изменению этих средств системы управления являются важными, но не обеспечивающими в полной мере задачи опережающего развития и активного участия образования в становлении социального партнерства общественных групп.

Перспективным направлением проектно-исследовательских разработок в области социального партнерства по отношению к образованию, на наш взгляд, является изучение процессов появления, принятия и реализации образовательных и иных социальных инициатив. Актуальными становятся следующие вопросы:


  • Каков источник появления образовательной (социальной) инициативы?

  • Какие разные интересы, каких социальных групп при этом реализуются?

  • Возможно, сделать открытым процесс реализации интересов?

  • Насколько эффективно скажется реализация инициативы на благополучии ее участников, широкого социального окружения?
Ответы на эти вопросы для системы образования являются своего рода механизмом поиска нового предназначения образования в изменяющихся социально-экономических и культурно-антропоцентрических условиях человеческого существований.

В целях осуществления комплексного подхода к развитию системы социального партнерства в сфере образования представляется целесообразным:


  • систематически изучать и обобщать имеющийся зарубежный опыт организации системы социального партнерства в сфере образования;

  • определить критерии и социальные показатели для анализа состояния и основных тенденций развития социального партнерства;

  • расширять социальное партнерство в сфере образования с учетом стратегических направлений и национальных приоритетов развития человеческих ресурсов в сфере непрерывного образования, содержание учебных программ, профессиональной квалификации, аттестации педагогических и руководящих кадров, их трудоустройства, стандартизации, аккредитации образовательных учреждений и их финансирования;

  • уделять постоянное внимание проблемам:

  • подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров, аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений на федеральном, региональном, местном локальном уровнях;

  • изучения рынка труда, итогов трудоустройства выпускников с включением этих данных в официальную отчетность;

  • анализа потребности в подготовке и переподготовке кадров на местных рынках труда и регулярного информирования об итогах этого анализа учебных заведений, общественность и работодателей;

  • разработки процедуры формирования госзаказа для СПО, подготовки на основе объективных критериев информации о рынке труда и конкурса учебных заведений на право получения госзаказа;

  • формирования попечительских советов с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей, родительской и студенческой общественности.
Например, на территориальном (муниципальном) уровне субъектами социального взаимодействия могут быть органы местного самоуправления, советы директоров учреждений профессионального образования территории, территориальная служба занятости, объединения работодателей, профессиональные союзы, общественные объединения граждан, средства массовой информации.

Организационной формой взаимодействия является территориальный (муниципальный) Совет социальных партнеров в сфере профессионального образования, выполняющий следующие функции:


  • формирование территориального социально-профессионального заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих
    и специалистов в ОУ СНПО, ССПО, СВПО с учетом задач социально-экономического развития территории;

  • практическая отработка моделей многоучредительства профессиональных ОУ;

  • привлечение социальных партнеров к соучредительству;

  • внесение предложений в Региональный перечень профессий
    и специальностей, востребованных на местном рынке труда.
На локальном уровне субъектами социального взаимодействия могут быть учреждения профессионального образования (УПО), работодатели (предприятия различных организационно-правовых форм), профессиональные союзы, родители студентов, выпускники УПО.

Перечислим функции субъектов социального взаимодействия на локальном уровне:

– долевое финансирование профессионально-образовательных программ;

– формирование заказа на качество профессионального образования; квотирование студенческих мест под производственную практику и стажировки преподавателей;

– формирование независимых комиссий для присвоения квалификационных разрядов и категорий выпускникам УО;

– осуществление функций социальной поддержки молодежи;

– трудоустройство выпускников; защита и поддержка прав и интересов УО, реклама его деятельности;

– установление поощрительных стипендий и премий Совета за учебные достижения студентов;

– содействие установлению и развитию межрегионального и международного делового и культурного сотрудничества УПО.

Термин "социальное партнерство в образовании" - как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад. Мало кто сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Я хочу вас познакомить с опытом работы центра детского творчества города Сердобска в решении задач социального партнерства, а это сегодня, пожалуй, один из немногих путей сохранения системы дополнительного образования, да и непосредственно каждого взятого УДОД, в их социальной и исторической миссии, занятой нише на рынке образовательных услуг, социальной значимости во всей структуре сложившихся взаимодействий.
Оценка опыта взаимодействия показало, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы. Оно помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать наиболее эффективно и экономно помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.
Возможности развития образования в России с помощью партнерства строятся на следующих механизмах: открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями; разработанная философия образования и подход к развитию сообщества; возможность для местных жителей, общественно-активных образовательных учреждений всех типов и видов, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе; представление родителям возможности стать «добрым попутчиком» на образовательном маршруте ребенка; сотрудничество с добровольцами, направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе.
МОУДОД ЦДТ – открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая со всеми типами образовательных учреждений города, области, общественными учреждениями, семьями воспитанников. Рынок дополнительных образовательных услуг в г.Сердобске достаточно насыщен и конкуренция между учреждениями высока. В городе успешно работают в данной области учреждения культуры (детские художественная и музыкальные школы, Городской дом искусств, дома культуры), спорта (3 детские спортивные школы), образования (центр дополнительного образования детей, станция юных натуралистов). Все они в той или иной степени осуществляют вариативное разноуровневое образование.
В настоящее время педагогический коллектив центра детского творчества сотрудничает более чем с 40 различными организациями нашего города.
Привлечение общественности к управлению развитием образования – задача, обозначенная президентской программой «Наша новая школа», одна из целей которой – создание качественно нового уровня отношений, взаимодействия по решению проблем развития образования кругом заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики.
Перемены в социально-экономической жизни, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям в системе образования и институте семьи. Расширилась сфера дополнительного образования. Все это обеспечило семье реальные возможности выбора вида образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг.
Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и образовательного учреждения на уровне социального партнерства. Это – образовательные услуги, соответствующие социальному заказу на образование детей. В течение года мы проводим мониторинг среди родителей. Анализируем состав и структуру семей обучающихся детей. Выясняется, что подавляющее число заинтересовано в том, чтобы дети получили качественное дополнительное образование, воспитание и развитие, в дальнейшем продолжили свое обучение в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования.
В связи с этим в центре детского творчества были открыты новые объединения: «Школа юных предпринимателей», где подростки получают знания по юриспруденции, бухучету, экономике; «Правовед», «Юный программист»; объединения журналистов «Пробуем перо» и «Легкое перо».
Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями на основе интеграции общего и дополнительного образования позволяет создать единую образовательную среду в школе, максимально приблизить услуги дополнительного образования школьнику. Оно позволяет оптимизировать использование материальной базы учреждений партнеров, развивать ее направленно, максимально эффективно реализовывать программно-методический и организационно-методический потенциал учреждений, координировать образовательный процесс на всех уровнях взаимодействий, делая его более мобильным и личностно-ориентированным. Значение такого сотрудничества в условиях реализации новой образовательной концепции с современными задачами профильного, развивающего обучения и социализации при переходе на компетентностный подход в организации образовательного процесса трудно переоценить! В школах района это сотрудничество позволяет не только содержательно на более высоком уровне организовать досуг и занятость на селе, но и позволяет организовать предпрофильную подготовку, реализовать профессионально-ориентированные программы. Из 1600 учащихся МОУДОД ЦДТ только на базе 9 школ Сердобска и Сердобского района сейчас занимается 700 учащихся.
С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонически развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением была создана программа «Мир семьи», которая нацелена на создание условий для сотрудничества детей и взрослых.
Педагогический коллектив сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолого-педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка. Воспитывать без соответствующих знаний, руководствуясь лишь слепым инстинктом – значит рисковать будущим растущего человека. Поэтому педагоги учатся сами и несут свои знания родителям. Ведь чем бы ни занимались родители, кем бы они не были по специальности, они всегда – воспитатели своих детей.
Для нас важно добиться активной жизненной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним. И мы используем немало форм и путей, проверенных практикой и временем. Это родительские собрания, но проходят они в форме сборов-разговоров «Подумаем вместе», «ЦДТ, семья, социум»; родительско-педагогических консилиумов; тренингов, дискуссий, «круглых столов». Родители дискутируют на занятиях лектория «Содружество», участвуют вместе с детьми в общественно-значимых делах по благоустройству здания, сбору поискового материала и т.д.
Родители надеются, что в центре ребенка научат не только танцевать, петь и конструировать. Им хочется, чтобы у их детей сформировались устойчивые, творческие интересы, что поможет им в будущем в выборе профессии.
Совместный отдых, семейные праздники восторженно принимаются детьми и их родителями. Партнерский характер отношений сближает взрослых и детей, делает их союзниками в творческой работе.
Главный итог взаимодействия этой цепочки «Ребенок-семья-педагог» заключается в конечном результате. Родители финансируют и отправляются с детьми в поездки на областные и Всероссийские смотры-конкурсы, выставки, соревнования. Приобретают танцевальные костюмы, видеотехнику, оказывают финансовую помощь при ремонте комнат для занятий.
Велика роль учреждения дополнительного образования в упорядочивании информации, которая обрушивается на ребенка из средств массовой информации: радио, телевидения, интернета. Организуя работу по формированию устремлений и интересов детей, взаимодействуя с местными органами печати, местным телевидением, мы эффективно решаем задачи воспитания общей культуры юных граждан, их отношения к миру, к самим себе, результатам своей творческой деятельности.
Наши педагоги и воспитанники активно используют тематические полосы газет «Сердобские новости», «Альянс», «Любимой газеты». Но самыми неутомимыми корреспондентами являются активисты объединений журналистов (на базе МОУ СОШ №10 и МОУ лицея № 2). Их материалы о жизни детских объединений постоянно публикуются на страницах школьных изданий «Десятка» и «Лицеист». Помимо сбора и распространения информации, публикаций материалов о событиях в МОУДОД ЦДТ, юные корреспонденты участвуют в социально значимых проектах. Например, был представлен на областной этап Всероссийской акции «Я – Гражданин России» проект «Жар-птица» по созданию районной детско-юношеской газеты. В качестве положительной тенденции можно отметить то, что сами педагоги начали активно пропагандировать свой опыт работы с детьми, искать новые формы сотрудничества со СМИ. Тем самым в городе формируется эффективная система информирования горожан о проблемах в детской и молодежной среде. Это позволяет не только решать задачи образования и социализации обучающихся, но и активно продвигать свой «продукт» на рынке образовательных услуг, решать имиджевые задачи УДОД.
Наиболее активно и продуктивно развивается сотрудничество с образовательными и общественными учреждениями в период подготовки к массовым мероприятиям: «Возьмемся за руки, семья!», «Успешная семья»; общественно-значимым делам: акциям в поддержку детей с ОВЗ «Доброе сердце» и «Протяни руку другу» (такая акция прошла в течение октября, где педагогический коллектив привлекает к участию социальные службы, администрацию Сердобского района, индивидуальных предпринимателей); научно-практическим конференциям «Экономическое воспитание подростков», проводимым совместно с педагогами Сердобского многопрофильного и сельскохозяйственного техникумов.
Центр детского творчества много лет сотрудничает с Кирсановским колледжем гражданской авиации. Это образовательное партнерство мы понимаем, как сотрудничество абсолютно равноправных учреждений-партнеров и как конструктивное объединение педагогов вокруг одного большого дела – создания условий для получения молодым человеком профессии, делающим при этом осознанный выбор с чувством осознанной ответственности, реально оценивая свой потенциал и перспективы социальной и профессиональной интеграции в современном обществе.. Все стороны взаимодействия оговорены в договорах о совместной деятельности. Это дает право преимущества нашим выпускникам при поступлении по профилирующим специальностям в данное учебное заведение.
Много лет наши педагоги ведут работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Разрабатывают и внедряют новые программы по социальной адаптации детей посредством их занятий творчеством. Сейчас 6 педагогов Центра занимаются с такими детьми на дому, сотрудничая с психологом, социальной службой – Центром социальной защиты, родителями.
Результатом этой большой кропотливой работы является выступление и победа детей с ОВЗ на областных конкурсах, фестивалях «Под парусом Надежды», Всероссийском конкурсе детского творчества «Открытое сердце». И самое главное, у детей появляется стремление к жизни, уверенность в себе, в самореализации, в том, что они не одиноки. Высокие результаты социализации таких детей удается достичь, когда они, занимаясь в одной группе со здоровыми детьми (в ряде случаев обозначая лидерские позиции) добиваются успеха в фестивалях и конкурсах без «скидки» на уровень здоровья.
Безусловно, введение новых государственных образовательных стандартов (ФГОС) в общеобразовательной школе внесет существенные коррективы во всю систему взаимодействий на российском рынке образовательных услуг. И в этой связи мы надеемся, что существующий опыт социального партнерства позволит учреждениям дополнительного образования не только выжить, но и развиваться на современном рынке образовательных услуг в соответствии с ожиданиями общества и государства.

Понятие Социальное партнерство: это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности; – это путь построения гражданского общества.


Участники социального партнерства Социальная группа это относительно устойчивая совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Большие группы: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры). Малые группы, специфический признак которых непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.


Партнерство для образования партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.


Социальное партнерство в образовании нужно для того, чтобы учителя, ученики и родители вместе управляли школой чтобы учителя, педагоги могли объединиться для борьбы с государством и властью за свои права чтобы социально-экономически развивалась территория чтобы эффективно привлекать средства для развития школы чтобы предложить ресурсы школы заинтересованным сторонам вовсе не нужно социальное партнерство образовательным учреждениям Всероссийский интернет-педсовет 2008


1. Государство Государство - это партнер особого рода. выступает катализатором перемен в социально- экономической жизни, финансово и институционально поддерживает общественные инициативы, на которых основано партнерство. создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности; формирует целевые программы развития социальной сферы и объединяет для их реализации различные ресурсы; привлекает местное самоуправление, некоммерческие организации и бизнес для осуществления целевых программ, используя различные организационные и финансовые механизмы, в том числе социальный заказ.


2. Местное самоуправление Местное самоуправление - явление общественной жизни, а не государственной власти. представляет интересы местного сообщества; в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов; действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества.


3. Предприятия и Вузы упрощается доступ к информации о рынке труда и образовательных услугах; обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов; упрощается процедура корректировки старых и разработки новых образовательных программ, отвечающих требованиям Вузов и работодателей; открываются более широкие возможности для профессиональной пробы и самоопределения выпускника; расширяются возможности трудоустройства выпускников.


4. Некоммерческий сектор Некоммерческие организации, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры: предлагают новые идеи и решения, социальные технологии; обеспечивают гражданский контроль за действиями власти; привлекают к работе волонтеров; выражают интересы определенных групп населения (молодежь, инвалиды и др.); выдвигают новые ценностные ориентиры (экологическое движение, движение за восстановительное правосудие, правозащитное движение и др.).




Роли участников партнерства Коммерческие организации - возможности финансирования, Государственные структуры - использование властных рычагов, Общественные объединения - формируют и организуют социальные инициативы граждан. Даже если проблема выявлена и всеми осознается, это еще не означает, что возможно возникновение социального партнерства.


Правила партнерства 1. Это действительно партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. 2. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. Социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов (или любая пара из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.


Основа социального партнерства заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем; объединение усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации; конструктивное сотрудничество между сторонами в разрешении спорных вопросов; стремление к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска; децентрализация решений, отсутствии государственного патернализма; взаимоприемлемый контроль и учет интересов каждого из партнеров; правовая обоснованность «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.


Причина партнерства Социальная проблема возникает при наличии неантагонистического конфликта интересов разных групп населения относительно некоего общего ресурса. Ситуация осложняется, если это группы с неравными возможностями. Проблемой также может быть конфликт интересов населения и властей, когда «спрос» каких-нибудь групп населения на удовлетворение их потребностей, не противоречащих общественным интересам, не обеспечивается «предложением» со стороны органов власти в силу каких-то причин, и возникает серьезная социальная напряженность.


Партнерство в образовании Преобразование трех средств системы управления в аспекте государственно- общественного управления образованием: кадры (средство, изменение которого направлено на инициацию активности профессионально-педагогических объединений); финансы (средство, изменение которого направлено на обеспечение открытости и рациональности финансовых потоков); информация (средство, которое направлено на трансляцию общественности позитивных, конструктивных и перспективных представлений об образовании).


Актуальные вопросы Каков источник появления образовательной (социальной) инициативы? Какие разные интересы, каких социальных групп при этом реализуются? Возможно, сделать открытым процесс реализации интересов? Насколько эффективно скажется реализация инициативы на благополучии ее участников, широкого социального окружения?


Функции субъектов локальный уровень долевое финансирование образовательных программ; формирование заказа на качество образования; квотирование мест для профессиональной пробы; повышения квалификации преподавателей; осуществление функций социальной поддержки обучающихся; трудоустройство выпускников; защита и поддержка прав и интересов ОУ, реклама его деятельности; установление поощрительных стипендий и премий за учебные и педагогические достижения обучающихся педагогов; содействие установлению и развитию внутрирегионального, межрегионального и международного делового и культурного сотрудничества.


Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила: слушательница курса

«Социально- педагогическое партнерство

В решение актуальных задач воспитания»

Месяц Юлия Васильевна

Куратор курса: доцент кафедры

социально-педагогического

Образования АППО

Г. Санкт- Петербурга

Степихова Валентина Анатольевна

Санкт-Петербург

2012

Социальное партнерство как один из инструментов обеспечения социализации учащихся

Месяц Юлия Васильевна, заместитель директора по ВР

ГБОУ школы №600 с углубленным изучением английского языка Приморского

района г. Санкт-Петербурга

Актуальность.

Федеральным законом "Об образовании", Указом Президента РФ, постановлением Правительства и соответствующими указаниями Министерства образования и науки перед школами была поставлена задача выстраивания социального партнёрства государства и местного сообщества в деле поддержки и развития общего среднего образования.
Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Цель социального партнёрства

Формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков.

Основные задачи социального партнёрства:

Совершенствование отношений между субъектами образовательного пространства;
- Создание условий для привлечения инвестиционных средств в образовательное учреждение;
- Формирование активной жизненной позиции школьника;
- Социализация личности.

Принципы социального партнёрства:

Добровольность признания партнёрами друг друга в качестве участников общественных отношений;
- Доверие;
- Обоюдная ответственность партнёров за общее дело;
- Обязательное выполнение своих обязательств в соответствии с достигнутыми договорённостями;
- Взаимная заинтересованность сторон;
- Равноправие участников в выборе путей и средств достижения общей цели;
- Поддержание духа равных возможностей, бескорыстие и солидарность.

Основные направления работы нашей школы в рамках социального партнёрства:

Реализация непрерывности образования.
- Совместная (коллективная) деятельность.
- Сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях.
- Формирование активной жизненной позиции и социального интеллекта.
- Построение механизмов адресной социальной помощи, использование ресурсов благотворительности.

В построении партнёрских отношений нашей школы можно выделить три этапа:

Первый этап - Знакомство.
- Второй этап - Совместная деятельность.
- Третий этап - Партнёрство.

Основными видами совместной деятельности нашей школы и социальных партнёров являются:

Деятельность

Результат

Обсуждение стратегии и тактики социального партнёрства

Составление и подписание договоров

Проектирование совместной деятельности

Составление планов совместной работы

Реализация совместной деятельности

Проведение совместных мероприятий

Взаимоподдержка

Психологический комфорт партнёров

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникаций. Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения потенциальных партнёров о качестве и результатах этой деятельности.
Основным итогом второго этапа должно стать умение потенциальных партнёров участвовать в совместной деятельности, т.е. их определённая компетентность, основанная на доверии друг другу. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретных партнёров.

ГБОУ школа №600 имеет достаточно большой опыт взаимодействия и сотрудничества в местном сообществе по таким направлениям, как

Развитие попечительской деятельности;

Развитие самоуправления через Совет старшеклассников;

Расширение социального партнерства с родителями обучающихся, заинтересованными взрослыми (учреждения дополнительного образования ЦИ «Эдельвейс», детский творческий форум « Китиж плюс», центр социальной помощи семье и детям «Семья», КДН, ВУЗы СПб.)

В данной работе хотелось бы остановиться чуть подробнее на последнем направлении.

Традиционно большое внимание уделяется социальному партнерству с родителями, воспитательному потенциалу семьи. Воспитывать положительное отношение к школе у учащихся и родителей через включение родителей в общественную жизнь школы (в плане воспитательной работы школы - участие родителей в классных, общешкольных мероприятиях, совместные походы, соревнования, профориентационные экскурсии) Реализация программы « Классы, свободные от курения» совместно с ППМС центром Приморского района (тоже нашими социальными партнерами) невозможна без активной помощи родителей. На протяжении ряда лет учащиеся 6-7 классов нашей школы принимают участие в этой программе.

2010-2011 год стал для нас очень результативным. Среди 17 школ района мы заняли 2 место, а творческая работа ученика 6 «б» класса Алексеева А. «Семья – территория здоровья», заняла первое место в городе!!!

Гражданская пассивность, иждивенчество некоторой части родителей, их потребительское отношение к школе можно преодолеть, развивая социальное партнерство сначала с группой родителей, развивая добровольную общественную работу, благотворительность.

Традиционно осуществляется социальное партнерство с внешкольными учреждениями дополнительного образования.

В 2011-2012 году нами был заключен договор с Центром «Семья» о сотрудничестве с целью реализации проекта «Здоровая семья – здоровое будущее». В проекте приняли участие учащиеся 10-11 классов.

Цель проекта: оказание профессиональной помощи подросткам по вопросам формирования здоровых отношений в семье между супругами.

Работали с учащимися профессиональные психологи: с юношами – мужчина, с девушками – женщина. Ребята смогли задать все интересующие их личные вопросы и, по отзывам встреча, была очень продуктивной. Результаты тестирования и анкетирования показали, что 90 % учащихся интересуются поднятой темой и хотят следовать советам специалистов, что бы в будущем создать полноценную семью.

Сотрудничество с центром «Семья» очень давнее, традиционными стали следующие совместно проводимые мероприятия: «Адаптация учащихся начальной школы при переходе в основную школу», консультации психологов для родителей проблемных учащихся, социальное патрулирование семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Развивая систему непрерывного образования (дошкольное учреждение-школа-вуз), ГБОУ школа №600 осуществляет сотрудничество с детскими садами города, ССУЗами и ВУЗами города для создания системы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся. На третьей ступени общего образования, развиваем систему профильного обучения с учетом реальных потребностей рынка труда, запросов родителей, отработки гибкой системы профилей и кооперации с учреждениями высшего образования.

Расширяются возможности социализации учащихся, обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием, появляется возможность более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В рамках довузовского образования осуществляется социальное партнерство с рядом ВУЗов СПб: ИНЖЭКОН, Горный университет, «финэк», ЛЭТИ.

Вовлекая учащихся в социально-активную деятельность, во взаимодействии с общественностью создает условия для адаптации, социализации и развития личности учащегося.Совместное сотрудничество школы с общественностью позволяет ей стать открытой системой.


Профсоюз работников народного образования и науки
Российской Федерации

Серия:

Учебные пособия

СОЦИАЛЬНОЕ

ПАРТНЕРСТВО

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

Москва 2006

Под редакцией заместителя Председателя Профсоюза

и секретаря ЦК Юдина

, Понкратова партнерство в сфере образования. Учебное пособие . Москва, Издательство МГОУ, 2006. 60с.

В пособии раскрываются правовые и организационные основы социального партнерства в сфере образования, в т. ч. в образовательных учреждениях. Показана роль профсоюзной организации, ее выборных профсоюзных органов в ходе подготовки и заключения соглашений и коллективных договоров в образовательном учреждении в соответствии с Уставом Профсоюза и законодательством РФ.

Особое внимание уделяется практике социального партнерства, обобщению опыта работы профсоюзных организаций.

Учебное пособие призвано помочь профсоюзным комитетам образовательных учреждений в работе по развитию социального партнерства.

Предисловие…………………………………………….

1. Роль социального диалога в практике профсоюзной работы…………………………………………………………..

2. Практика договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования.

3. ПРИЛОЖЕНИЯ:

3.1. Примерная структура коллективного договора образовательного учреждения………………

В таких условиях отраслевой Профсоюз, начиная с 1991 года, свои основные уставные цели и задачи деятельности по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования и студентов стал реализовывать, в первую очередь, через механизмы социального партнерства.

Сегодня можно констатировать, что в отрасли сложилась система по заключению соглашений и коллективных договоров на федеральном (Отраслевое тарифное соглашение), региональном, территориальном и локальном уровнях (коллективные договоры в образовательных учреждениях всех типов и видов), которая получает все большее развитие.

Начиная с 1997 года, в ЦК Профсоюза совместно с отраслевым министерством зарегистрировано 211 региональных соглашений, в т. ч. В текущем году действуют 75 зарегистрированных региональных соглашения (96,0 %).

Расширяется практика заключения территориальных соглашений на муниципальном уровне (89%), а в 26 субъектах РФ соглашения такого уровня заключены во всех муниципальных образованиях. В 2005 году, в среднем, в 88% образовательных учреждениях действуют коллективные договоры.

В рамках реализации региональных, территориальных соглашений и коллективных договоров в последние годы удалось в определенной степени повысить заработную плату, в основном за счет формирования надтарифного фонда, в том числе за счет внебюджетных средств , что привело к некоторой стабилизации работы образовательных учреждений; в годах более чем в 50 субъектах РФ удалось добиться повышения уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений путем установления различного вида доплат и надбавок, в том числе и молодым учителям.

За последние годы были рассмотрены вопросы социального партнерства на Пленуме ЦК Профсоюза, Всероссийском совещании председателей территориальных комитетов Профсоюза и руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, Президиуме ЦК Профсоюза.

Пристальное внимание ЦК Профсоюза к проблеме развития социального партнерства в отрасли обусловлено следующим.

Во-первых, в Трудовом кодексе РФ, вступившем в силу 1 февраля 2002 года, законодателем серьезно повышена роль социального партнерства. Впервые появился целый раздел, полностью посвященный социальному партнерству, впервые в кодексе дается определение социального партнерства как системы, включающей в себя все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в том числе и неформальные, не носящие правового характера.

Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т. е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников на федеральном, региональном, территориальном и локальном уровнях.

Более чем в ста статьях Трудового кодекса РФ идет ссылка на коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в учреждении.

Во-вторых, со стороны федеральных органов власти усиливается тенденция передачи полномочий по обеспечению социально-трудовых гарантий и предоставлению льгот с федерального уровня на региональный и даже муниципальный (в установлении уровней ставок и окладов, надбавок работникам образования, в предоставлении коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, в определении порядка проведения аттестации педагогических кадров и др.).

В таких условиях представляется необходимым активизировать работу территориальных организаций Профсоюза по колдоговорному регулированию, чтобы подготовить профсоюзный актив профессионально и грамотно отстаивать социально-трудовые права и профессиональные интересы работников образования на региональном, территориальном и локальном уровнях.

Следует отметить, что современное состояние договорного регулирования трудовых отношений в отрасли характеризуется еще во многом декларативностью и недостаточной содержательностью соглашений и колдоговоров, их необязательностью и отсутствием необходимых санкций за их несоблюдение.

Это происходит по причине того, что зачастую федеральные и региональные органы государственной власти уходят от ответственности за реализацию конституционных гарантий прав граждан в сфере образования, за обеспечение стабильного финансирования школ и принятых на себя обязательств в рамках соглашений и колдоговоров.

В таких условиях Профсоюзу многократно приходилось использовать такие крайние формы борьбы за социально-трудовые права и профессиональные интересы работников образования как всероссийские акции протеста, митинги, пикеты и забастовки.

Кроме того, сдерживающими факторами развития процесса социального партнерства в сфере образования являются также:

Медленное становление представительных органов работодателей в отрасли (так, принятый в 2002 году Федеральный закон «Об объединениях работодателей» не закрепляет специфику статуса работодателя в бюджетной сфере, несмотря на то что ЦК Профсоюза неоднократно давал свои замечания и предложения по закреплению этой специфики в законе);

Нерешенные в полной мере проблемы восстановления ответственности государства в сфере образования, разграничения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в обеспечении стабильного финансирования учреждений отрасли;

Крайне низкая финансовая обеспеченность положений коллективных договоров и соглашений всех уровней;

Отсутствие системного подхода к формированию кадровой политики в отрасли;

Неразвитость рынка педагогического труда, отсутствие взаимосвязи между планированием профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и требованиями рынка труда


Кроме того, в протоколе Минобрнауки России и Профсоюз взяли на себя обязательства создать Отраслевую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, которой поручили подготовить и внести на утверждение Сторон проект плана мероприятий на 2005 год по выполнению Отраслевого соглашения на годы и начать разработку проекта нового отраслевого соглашения на годы.

9 июня 2005 года состоялось заседание Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, созданной приказом Минобрнауки России от 01.01.01 года. На заседании Отраслевой комиссией был одобрен проект плана мероприятий на 2005 год по выполнению Отраслевого соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на годы, приняты решения об организации работы по подготовке проекта отраслевого соглашения на годы с указанием конкретных этапов работы, а также образована рабочая группа по подготовке проекта нового отраслевого соглашения.

2.3. Повышение эффективности социального партнерства в целях усиления защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли, в том числе профессионального роста и повышения оплаты труда работников образования

Повышение эффективности социального партнерства на федеральном уровне во многом связано с ходом реализации Отраслевого соглашения. Как показал анализ, социальный диалог на федеральном уровне в настоящее время характеризуется нестабильностью и противоречивостью прежде всего из-за нерешенности вопроса законодательного закрепления в бюджетной сфере полномочного и ответственного представителя работодателя, а также проводимой административной реформы федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем, несмотря на существующие трудности объективного характера, необходимо отметить, что реализация Отраслевого соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2004 – 2006 годы в 2005 году продолжается. Министерство образования и науки РФ и Общероссийский Профсоюз образования подготовили и утвердили План мероприятий по выполнению Отраслевого соглашения, который предусматривает комплекс мер по следующим основным направлениям:

Продолжение совместной регистрации и анализа региональных соглашений и коллективных договоров вузов, в том числе через автоматизированный анализ Отраслевой лаборатории на базе Рязанской государственной радиотехнической академии;

Подготовка сторонами рекомендаций субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по уточнению методики формирования субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование расходов для реализации основных общеобразовательных программ , в том числе дополнительного образования , в части расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия , технические средства обучения и др.;

Разработка сторонами рекомендаций субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по модели расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей;