Сфера правового регулирования закона рф о рекламе. Правовое регулирование рекламной деятельности

Вконтакте

Одноклассники


Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. "О рекламе" . Он регулирует отношения, возникающие как на товарном, так и на финансовом рынке.

  • а) распространяемая в любой форме (устной, письменной, с помощью рисунков, графиков и т.н.);
  • б) распространяемая с помощью любых средств (средств массовой информации, транспортных средств и др.);
  • в) о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;
  • г) которая предназначена для неопределенного круга лиц;
  • д) целью которой является формирование или поддержание интереса к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям;
  • е) которая в результате повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям способствует их реализации

По осуществляемым функциям выделяют следующих субъектов рекламных отношений :

  • рекламодатель - лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.
  • рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.
  • рекламораспространитель - лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вешания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами
  • потребители рекламы, то есть юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них

3. Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей.

9. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Кроме того, в соответствии с нормами Закона о рекламе не допускается ненадлежащая реклама, то есть реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама

Недобросовестная реклама - это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т.п.

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств, качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийного ремонта и т.п.

Неэтичная реклама - это реклама, содержащая любого вида информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичная реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы, национальную валюту.

Скрытая реклама - реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами

Нормативное регулирование осуществляется через установление в актах компетентных государственных органов правил осуществления рекламной деятельности и ответственности за нарушение этих правил.

Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами, среди которых в первую очередь следует назвать Министерстю по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства..

Государственный контроль в области рекламы осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Она может выносить предписания о прекращении нарушений, об аннулировании лицензий, о признании недействительными сделок, распространении контррекламы, т.е. опровержения рекламной информации.

План главы

1. Система нормативного правового регулирования рекламы.

Система нормативного правового регулирования рекламы

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» . Действие Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу, на некоторую иную информацию, перечень которой приведен в ст. 2 Закона о рекламе (вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; объявления физических и юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и др.).

Отношения в сфере рекламы регулируются также иными законодательным (ГК РФ, НК РФ) и подзаконными нормативными правовыми актами (постановление Правительства РФ от 20 декабря 2012 г. № 1346 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы» и др.).

Статья 4 Закона о рекламе закрепляет федеральный уровень регулирования рассматриваемых отношений. Конституционный Суд РФ в постановлении от 4 марта 1997 г. № 4-П указал, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т. е. не являются предметом ведения РФ, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ, в том числе ее ст. 72, 73, 76 (ч. 2, 4-6). В силу положений ст. 130, 132 и 133 Конституции РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

В настоящее время нормативными правовыми актами субъектов РФ в основном регулируются вопросы наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах. В качестве примера приведем постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. № 908-ПП «О порядке установки и эксплуатации информационных конструкций в городе Москве и городской конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов (аукционов) на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» ; постановление Правительства Москвы от 21 мая 2002 г. № 378-ПП «О проведении конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене» .

Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты является средством самодисциплины, однако он также предназначен для использования судами в качестве справочного документа в рамках соответствующего законодательства.


Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Закона о рекламе).

Согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 58 (далее - Постановление ВАС РФ № 58) не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

В литературе представлено и иное, отличное от законодательного, понимание рекламы : как деятельности по подготовке и распространению сведений о рекламируемом объекте , деятельности по созданию рекламного макета, предпринимательской деятельности по доведению рекламного макета до потенциального потребителя , средства индивидуализации и др. Рекламную деятельность большинство авторов квалифицируют как предпринимательскую .

Объектом рекламирования могут быть товар, его изготовитель или продавец, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

1) в зависимости от целей реклама: политическая - информация, распространяемая участниками избирательного процесса о кандидатах на должность Президента РФ, в депутаты и т. п. с целью формирования общественного мнения и достижения желаемого результата голосования; социальная - направленная на достижение благотворительных и иных общественно-полезных целей, а также обеспечение интересов государства; коммерческая , цели распространения которой указаны в понятии рекламы, приведенном в Законе о рекламе;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и виды рекламы. Классификация рекламы по предъявляемым к ней требованиям. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Основные проблемы правового регулирования рекламной деятельности в РФ. Проблемы правового регулирования рекламы в сети Интернет.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2017

    Понятие правового регулирования рекламной деятельности, ее законодательная база, классификация и виды. Задачи Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты. Нормы для рекламы, адресованной детям. Суть ненадлежащей рекламы.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Понятие и сущность рекламы, ее роль в коммерческих товарно-рыночных отношениях. Правовое регулирование рекламной деятельности; общие и специальные требования к рекламе. Ненадлежащая реклама; ответственность рекламодателя за нарушение законодательства.

    контрольная работа , добавлен 24.05.2013

    Гражданско-правовое регулирование в сфере производства и размещения рекламы в средствах массовой информации. Требования к рекламе, способы ее распространения. Государственный контроль в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства России.

    дипломная работа , добавлен 24.02.2012

    Определение рекламы лекарственных средств в российском законодательстве. Специальные ограничения, накладываемые на рекламу лекарственных средств, медицинских изделий. Правовое регулирование рекламы лекарственных препаратов в Интернете на территории РФ.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2016

    Понятие рекламы с точки зрения комплексного правового явления. Виды субъектов рекламных отношений. Специальные нормы, направленные на защиту несовершеннолетних. Сущность недобросовестной рекламы. Государственное регулирование рекламной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2015

    Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие субъектов рекламных отношений. Требования, предъявляемые к рекламе. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Государственное регулирование рекламной деятельности. Ответственность за ненадлежащую рекламу.

    реферат , добавлен 17.01.2008

    Правовая характеристика рекламной деятельности по законодательству Российской Федерации, ее историческое развитие. Правовая природа и виды рекламы. Система источников правового регулирования рекламной деятельности. Договорные отношения в сфере рекламы.

    дипломная работа , добавлен 30.07.2012

Ряд ограничений недобросовестной конкуренции устанавливает Федеральный закон «О рекламе». Реклама представляет собой комплекс мер, побуждающих потребителей приобретать товары определенных производителей и продавцов. Идеальная реклама - это поиск разумного баланса интересов продавца и покупателя. Рекламные коммуникации состоят из трех равнозначных частей: 1) информации о товаре, 2) маркетинга и 3) творческой части, выраженной ярко, самобытно и запоминаемо. В современном мире рекламная деятельность достигла огромных масштабов, на нее тратится в среднем 3- 6% от стоимости сбываемых товаров, а по некоторым видам продукции - до 20-30%. Российский рекламный рынок входит в десятку крупнейших европейских рынков. Состояние этого рынка является одним из показателей того, каковы покупательная способность населения и инвестиционный климат.

Каждое предприятие, приступая к организации рекламной кампании, определяет конкретные цели. Реклама товара призвана решать задачи стимулирования сбыта товара, ускорения товарооборота, формирования потребности в этом товаре, побуждения к приобретению именно данного товара, оказывать помощь потребителю в выборе товаров, стремиться сделать определенного потребителя постоянным клиентом.

Закон определяет соответствующие требования к рекламе, которые подразделяются на общие и специальные.

Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.

Специальные требования в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» относятся к рекламе, которая распространяется:

с помощью специальных средств - в телепрограммах и телепередачах, в радиопрограммах и радиопередачах (ст. 14 и 15);

в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, где реклама не должна превышать 40% объема одного номера периодического печатного издания (ст. 16);

при кино- и видеообслуживании, по сетям электросвязи и размещается на почтовых направлениях (ст. 17 и 18);

в городских, сельских поселениях и на других территориях, т. е. наружной рекламе. Она не может иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать или снижать их видимость (ст. 19); на транспортных средствах и с их использованием (ст. 20).

В гл. 3 Федерального закона «О рекламе» выделяются особенности рекламы отдельных видов товаров: алкогольной продукции (ст. 21); пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 22); табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 23); лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения (ст. 24); биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания (ст. 25); продукции военного назначения и оружия (ст. 26); основанных на риске игр, пари (ст. 27); финансовых услуг (ст. 28); ценных бумаг (ст. 29); услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 30).

Реклама не должна распространяться в детских, учебных, спортивных, культурных учреждениях, а также ближе 100 м от них. Она не должна создавать впечатление, что употребление алкоголя, пива или курение имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или эмоционального состояния. Причем в радио- и телепрограммах предупреждению о возможном вреде их употребления должно быть отведено не менее 10% эфирного времени трансляции каждой рекламы, при распространении такой рекламы другими способами - не менее 10% рекламной площади (пространства).

Специальные требования относятся к рекламе, представляющей общественные и государственные интересы и направленной на достижение благотворительных целей (социальная реклама) (ст. 10 Федерального закона «О рекламе»). Например, борьба с наркотиками, все, что касается детей-беспризорников, пенсионеров, работы музеев, других культурных учреждений, спортивных мероприятий города или населенного пункта. В общем объеме рекламы на социальную рекламу в соответствии с указанным Федеральным законом должно отводиться в пределах 5% эфирного времени (основной печатной площади) в год. По данным Комитета по делам рекламы, информации и наружному оформлению г. Москвы, на социальную рекламу, которая осуществляется на безвозмездной основе, приходится 12%".

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О рекламе» решение органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций или об отказе в его выдаче принимается в письменной форме. Оно должно быть направлено заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления решения в письменной форме, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.

Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления исключительно по следующим основаниям:

нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;

нарушение требований законодательства РФ об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.

В случае отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе в выдаче разрешения вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным.

Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа сроком на пять лет.

Осуществляя рекламную кампанию, хозяйственные предприятия должны определить формы рекламы, т. е. способы и средства ее распространения. Наиболее часто используемыми на сегодняшний день являются следующие средства и способы распространения рекламы: печатная реклама - листовки, проспекты, каталоги, буклеты, плакаты, календари, блокноты, папки и т. п.;

реклама на транспорте - рисунки и надписи на бортах транспортных средств, реклама с помощью авиационных средств (подъем рекламных материалов в воздух воздушными шарами, дирижаблями, вертолетами) и т. п.

В последние годы бурно развивается сегмент интернет-рекламы. Так, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), если рассматривать российский рынок, то в 2000 г. доля рекламы в печатной прессе была 48%, а интернет-сегмент отсутствовал как класс. В 2005 г. доля Интернета в рекламе была уже 2%, в 2010 г. - 11%, тогда как доля печатной прессы составляла 29%, а стала 18%. Доля наружной рекламы повысилась с 17 до 23%. Темпы роста объемов виртуальной рекламы в Интернете в разы больше, чем у ближайших конкурентов 1 .

В Российской Федерации прирост объемов ежегодного рекламного бюджета в Интернете впечатляет - от 50 до 70%. Только с января по март 2011 г. интернет-компании заработали на рекламе около

7 млрд руб. Если такая динамика сохранится в течение пяти - семи лет, то структура рекламного рынка изменится в ущерб печатным средствам массовой информации и радио. По расчетам аналитиков, в глобальном масштабе Интернет опередил прессу по рекламным доходам уже к 2013 г. Таковы тенденции развития средств и способов распространения рекламы.

Таким образом, если реклама соответствует общим и специальным требованиям по содержанию и форме, она является надлежащей. Реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Федеральном законе «О рекламе» приведено пять видов ненадлежащей рекламы.

Недобросовестная реклама - это реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других лиц; содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т. п. (ст. 5 названного Федерального закона).

Недостоверная реклама - это реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств, качеств и стоимости товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийных обязательств и т. п. (ст. 5 Федерального закона «О рекламе»).

побуждать к совершению противоправных действий;

призывать к насилию и жестокости;

иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

формировать негативное отношение клипам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

Указанная статья Федерального закона определяет, что в рекламе не допускаются:

использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и др.

Неэтичная реклама - это реклама, содержащая информацию, которая нарушает общепринятые нормы гуманности и морали путем использования бранных, оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичная реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные символы (флаг, герб, гимн); национальную валюту Российской Федерации или иностранного государства; религиозные символы (ст. 5 Федерального закона «О рекламе»).

Не допускается реклама, когда отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы (ст. 5 Федерального закона «О рекламе»).

Скрытая реклама - реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Широкое распространение получила несанкционированная реклама, которая «красуется» на стенах домов, столбах, автобусных, троллейбусных и трамвайных остановках и заборах. Этот рекламный хлам не только портит вид городов, но и зачастую вводит в заблуждение население. Местные власти пытаются бороться с этим злом путем установки специальных рекламных тумб, уничтожения рекламного мусора, лишения лицензии юридических лиц на оказание услуг или производство продукции за несанкционированное расклеивание рекламы.

Статья 38 Федерального закона «О рекламе» предусматривает раздельную ответственность субъектов рекламной деятельности (рекламодателя, рекламораспространителя и рекламопроизводителя) за нарушение законодательства РФ о рекламе. Ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе несут:

Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства РФ о рекламе не предусмотрена.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физического лица, его имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, а также о публичном опровержении недостоверной рекламы (ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Сумма штрафов за нарушение законодательства РФ о рекламе и за неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляется в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: в федеральный бюджет - 40%; в бюджет субъекта РФ, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства РФ о рекламе, - 60%.

Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о нарушении законодательства РФ о рекламе.

За неисполнение в срок предписаний и решений о контррекламе федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган вправе налагать штраф до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Несмотря на то что в Федеральном законе «О рекламе» прописаны все важные требования к ней, нарушения рекламного законодательства продолжаются. По данным Федеральной антимонопольной службы, ежегодно выявляется от 10 тыс. до 12 тыс. фактов таких нарушений. Это объясняется не только несоблюдением субъектами рекламного рынка правовых норм, но и имеющимися недостатками в законодательстве. К ним следует отнести следующие правовые проблемы.

Во-первых, нормы, регулировавшие отношения, связанные с производством, размещением и распространением рекламы, были рассредоточены по отраслевым законам, что приводило к серьезным проблемам в процессе правоприменения. Так, норма, касающаяся рекламы лекарственных средств, содержится в Федеральном законе от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах». Отсутствие в указанном Федеральном законе механизма контроля за ее соблюдением сделало данную норму невостребованной, неприменимой. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Федеральный закон «О рекламе» содержат требования к рекламе алкогольной продукции. Установление требований к рекламе одного товара в рамках двух федеральных законов ведет к их различному толкованию как субъектами рекламной деятельности, так и правоохранительными органами, вызывая негативные последствия на рекламном рынке. Не случайно, по данным Федеральной антимонопольной службы, больше всего нарушений приходится на рекламу крепких алкогольных напитков и табака. Поэтому, по мнению работников Службы, следует консолидировать нормы, регулирующие отношения в сфере рекламной деятельности, в рамках Федерального закона «О рекламе», исключив соответствующие положения из отдельных отраслевых законов.

Во-вторых, как в старом Федеральном законе «О рекламе» не проводилось четкого разграничения понятий «наружная реклама» и «средство стабильного территориального размещения», на котором размещается реклама, так и в новом Федеральном законе нет определения понятий «наружная реклама» и «рекламная конструкция» (ст. 19 Федерального закона «О рекламе»). На практике это приводит к тому, что органы местного самоуправления при определении порядка выдачи разрешений на размещение наружной рекламы вторгаются в сферу вопросов содержания рекламной информации, размещаемой посредством наружной рекламы. Это позволяет им при выдаче разрешений на размещение наружной рекламы иметь возможность необоснованного отказа в размещении рекламы отдельных товаров и хозяйствующих субъектов. Такие действия зачастую нарушают конституционный принцип единства экономического пространства Российской Федерации и выходят за пределы компетенции органов местного самоуправления. Неполнота правового регулирования, неточности и противоречия в законодательных актах нередко позволяют небескорыстно вмешиваться в конкурентную борьбу хозяйствующих субъектов по продаже одного и того же товара.

До последнего времени серьезной проблемой было широкое распространение продажи товаров по образцам (дистанционные продажи), сопровождаемой рекламой (телемагазины, рассылка рекламных буклетов по почте и т. д.). Реклама позволяла продавцу-рекламодате- лю в наиболее выгодном свете продемонстрировать с телеэкрана товар, описать его характеристики и способы использования. Однако часто она не содержала информации о том, у кого потребитель приобретает товар, кто является его производителем, сообщался только контактный телефон, позвонив по которому можно было заказать рекламируемый товар. Такая схема продаж позволяла недобросовестному продавцу обманывать потребителя и уходить от ответственности.

Теперь в ст. 8 Федерального закона «О рекламе» записано, что в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер, запись о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Все это подтверждает стремление государства обеспечить баланс интересов участников товарного рынка, потребителей и общества в целом.

Назрела необходимость внесения изменений практически во все федеральные законы, составляющие антимонопольное законодательство, в том числе в Федеральный закон «О рекламе», Закон РФ «О защите прав потребителей», в части недобросовестной конкуренции. Это позволит создать единую правовую базу, которая обеспечит баланс интересов участников рынка и при этом не исчерпает возможности для его развития, не создаст препятствий для проявления творческой инициативы и одновременно не нанесет ущерба гражданам.

Таким образом, система законодательства в области рекламы, устанавливающая общие параметры рекламного рынка, выступает базой для формирования системы правил и стандартов рекламы саморегу- лируемыми организациями (ст. 32 Федерального закона «О рекламе»). Вместе с тем нельзя забывать о том, что, устанавливая требования к рекламе (распознаваемость, добросовестность, достоверность, ограничение рекламирования отдельных видов товаров, особенности отдельных способов рекламирования ит.п.), государство должно обеспечить их соблюдение посредством государственного принуждения в отношении нарушителей установленных правил.

Общепризнанно, что дети иначе воспринимают рекламу, чем взрослые, в силу особенностей психики своего возраста, отсутствия жизненного опыта и других причин. Поэтому на законодательном уровне поставлена задача защиты несовершеннолетних от отрицательного влияния рекламы. Эта задача решается с помощью установления специальных требований к рекламе в целях защиты несовершеннолетних.

1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками;

5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;

7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Практика деятельности контролирующих органов в сфере рекламы показывает значительное количество нарушений установленных правил.

Другой пример – из практики Высшего арбитражного суда.

Нарушением закона признано также создание рекламных роликов, показывающих несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях: в одном рекламном ролике подросток скатывался с холма внутри автомобильной шины, в другом – катался на роликовых коньках, зацепившихся веревкой за кузов спортивного автомобиля .

Самым распространенным нарушением требований ранее действовавшего Закона «О рекламе» 1995 г. было текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для этой возрастной группы. Воздействие на родителей через использование образов детей в рекламе является известными и эффективным рекламным приемом. Достаточно часто можно увидеть рекламу стиральных порошков, моющих средств, недвижимости и других товаров с использованием образов детей. Применение этой статьи было затруднено в связи с отсутствием нормативно утвержденного перечня товаров для несовершеннолетних, однако антимонопольным органам часто удавалось доказывать свою правоту и привлекать нарушителей к ответственности. В ныне действующем законе запрет на использование образов несовершенолетних в рекламе, не относящейся к товарам непосредственно для несовершеннолетних, отсутствует, за исключением рекламы отдельных, общественно вредных товаров (алкогольной продукции – статья 21, табака – статья 23).

Из книги Правовое регулирование рекламы автора Мамонова Е

Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

Из книги Коммерческое право автора Горбухов В А

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Из книги Правовое регулирование рекламной деятельности автора Богацкая Софья Германовна

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2011 год автора Коллектив авторов

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна