Государственное регулирование предпринимательской деятельности на примере казахстана. Правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в республике казахстан дуброва н.б.,сарбасов б.а Виды государственного регулирования пред


Введение

В рыночной экономике роль частного предпринимательства определяется их реальным вкладом в общественное развитие. Малый бизнес сегодня является тем «краеугольным камнем развития» и «локомотивом» всех тех экономических процессов, которые сегодня проистекают в экономике, и основой для устойчивого развития экономики любой страны.
Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что частное предпринимательство обладает огромным потенциалом в решении экономических и социальных проблем Казахстана. Казахстанские малые предприятия уже сейчас вносят свою лепту в создание новых рабочих мест, в доходную часть бюджета, в стимулирование новаторства и инновационной деятельности, а также в формирование среднего класса собственников, который становится важнейшим условием укрепления социальной стабильности в Республике Казахстан.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей экономики имеет первостепенное значение.
Полностью реализовать свой потенциал малому бизнесу не позволяет целый ряд проблем, с которыми сталкиваются его представители при осуществлении хозяйственной деятельности. В числе этих проблем – неустойчивость и незавершенность законодательной базы деятельности малого предпринимательства, жесткий налоговый прессинг, проблема финансирования, связанная с недостаточностью начального капитала и собственных оборотных средств.
В связи с этим, назрела потребность в углубленном теоретическом исследовании развития малого и среднего бизнеса в Казахстане, а также рассмотрении мирового опыта решения проблем малого и среднего бизнеса.
В Республике Казахстан развитие малого предпринимательства приобретает все большее значение. Принят широкий круг нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность предпринимателей, разрабатывается и осуществляется государственная программа для их поддержки в целом. Созданы правовые и процедурные механизмы защиты и обеспечения прав предпринимателей.
Особый интерес и актуальность настоящего исследования обусловлены значимостью малого предпринимательства как движущей силы становления и развития рынка. Малые и средние предприятия значительно и без существенных капитальных вложений расширяют производство потребительских товаров и услуг, помогают выравниванию условий жизни населения, вовлекают в производство трудовые, материальные и финансовые ресурсы, ускоряют демонополизацию производства, способствуют развитию конкуренции, служат базой формирования массового слоя собственников как основы среднего класса общества, гаранта его стабильности, служат источником ощутимых бюджетных поступлений и устойчивого экономического роста.
Кроме того, в своём Послании народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» Н.А. Назарбаев отметил, что развитый предпринимательский сектор – это основа экономики любой страны. В этой связи, в рамках административной реформы он поручил Правительству решительно снизить административную нагрузку на бизнес, провести дальнейшее упрощение разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации. Таким образом Правительство должно продолжить последовательную работу по стимулированию конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть государственное регулирования предпринимательской деятельности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать понятие предпринимательской деятельности;
- рассмотреть виды, методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
- описать программу государственной поддержки частного и малого предпринимательства;
- сделать выводы.

    1.Основы правового регулирования предпринимательской деятельности в Казахстане
1.1 Предпринимательская деятельность (понятие, виды и формы)

Предпринимательская деятельность – это вид хозяйственной деятельности, представляющей собой самостоятельную, инициативную деятельность субъекта предпринимательской деятельности, направленную на получение прибыли (дохода). В свою очередь, хозяйственная деятельность – это один из видов экономической деятельности, осуществляемый в соответствии с правилами, установленными органами государственной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами. Экономическая деятельность – это любая деятельность в сфере экономики, направленная на организацию, развитие производства, торговли, транспорта, услуг, бытового обслуживания и т.д. Экономическая деятельность находит свое выражение в процессе воспроизводства материальных и духовных благ, включающего производство, распределение, обмен и потребление.
В законодательстве РК вместо понятия «предпринимательская деятельность» введен термин «предпринимательство» (соответственно чему выделяются государственное и частное предпринимательство). Так, под «частным предпринимательством» понимается инициативная деятельность субъектов частного предпринимательства, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих субъектов частного предпринимательства и осуществляемая от имени субъектов частного предпринимательства, за их риски и под их имущественную ответственность (п.5 ст.1 Закона РК о частном предпринимательстве). Следовательно, законодатель в качестве признаков частного предпринимательства называет: инициативность; получение дохода; наличие собственности; риск предпринимателя; самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя.
Признаки предпринимательской деятельности следует отнести следующие: инициативность и самостоятельность предпринимательской деятельности; наличие собственности; рисковый характер; направленность на получение прибыли (дохода).
Инициативность и самостоятельность предпринимательской деятельности означают свободу выбора предпринимателем направлений и методов работы, независимое принятие решений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществление прав, обеспечение их соблюдения, их судебную защиту. Предприниматель вправе самостоятельно определять любые, не противоречащие законодательству условия договора, устанавливать круг своих прав и обязанностей. Вместе с тем, инициативность и самостоятельность предпринимателя находят свое выражение в личном риске и личной имущественной ответственности.
Наличие собственности является основой осуществления предпринимателем своей деятельности. Согласно п. 4 ст. 26 Конституции РК каждый имеет право на свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности.
Рисковый характер предпринимательской деятельности обусловлен спецификой рыночных отношений. Риск предпринимательской деятельности включает в себя как риск невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств контрагентом, так и риск гибели или порчи имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, неполучение возможных выгод, дохода от предпринимательской деятельности.
Важным признаком предпринимательской деятельности является извлечение прибыли, доходов, получение взаимовыгодных результатов. Прибыль может быть выражена как в виде денежных средств, так и в виде других материальных и нематериальных ценностей.
Систематичность предпринимательской деятельности означает, что данная деятельность не носит разовый характер и осуществляется в течение длительного или даже не определенного времени.
Наконец, признаком предпринимательской деятельности можно назвать ее легализованный характер, т.е. наличие у субъекта предпринимательской деятельности официального статуса предпринимателя, который приобретается в результате регистрации в соответствующих государственных органах в качестве предпринимателя: юридического лица или гражданина-предпринимателя без образования юридического лица, в качестве индивидуального предпринимателя.
Основными видами предпринимательства в РК являются частное и государственное предпринимательство. Гражданским кодексом РК проводится разграничение между частным и государственным предпринимательством в зависимости от формы собственности – частное предпринимательство основано на частной собственности, а государственное – на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (п. 1 ст. 10 ГК РК). Под государственным предпринимательством следует понимать не предпринимательскую деятельность самого государства, а предпринимательство, осуществляемое государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения.
В зависимости от вида государственной собственности можно выделить следующие виды государственных предприятий: республиканские государственные предприятия (т.е. предприятия, находящиеся в республиканской собственности); коммунальные государственные предприятия (предприятия, находящиеся в коммунальной собственности) (п. 2 ст. 1 Закона о госпредприятии).
Частное предпринимательство можно подразделить на два основных вида – частное предпринимательство юридических лиц (предпринимательство негосударственных юридических лиц) и предпринимательство физических лиц без образования юридического лица (индивидуальное предпринимательство).
Формами совместного предпринимательства являются:
- предпринимательство супругов, осуществляемое на основе общей совместной собственности супругов;
- семейное предпринимательство, осуществляемое на основе общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище;
- простое товарищество, при котором частное предпринимательство осуществляется на базе общей долевой собственности.

1.2 Законодательство Республики Казахстан о предпринимательской деятельности

Становление законодательства Казахстана о предпринимательской деятельности начинается еще в советский период в 80-е годы ХХ в., когда начавшаяся повсеместно «перестройка» привела к появлению кооперативного движения и активизации внешнеэкономической деятельности. Постановление Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций» от 2 декабря 1988 г. № 1405 определило в качестве важнейшей задачи – создание необходимых условий для активного включения предприятий, объединений, производственных кооперативов и иных организаций в различные формы внешнеэкономической деятельности на принципах валютной самоокупаемости, развития социалистической предприимчивости. Постановлением Совета Министров СССР «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» от 7 марта 1989 г. № 203 была установлена система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, включавшая регистрацию участников внешнеэкономических связей; декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР; порядок экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного назначения; меры оперативного регулирования внешнеэкономических связей.
Первый этап в развитии предпринимательского законодательства характеризуется тем, что в этот период создавалась правовая основа деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Об этом свидетельствуют принятые тогда законодательные акты, такие как Закон РК «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Республике Казахстан» от 11 июня 1991 г.; Закон РК «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах» от 21 июня 1991 г.; Закон РК «О концессиях в Республике Казахстан» от 23 декабря 1991 г.; Закон РК «О налоговой системе в Республике Казахстан» от 25 декабря 1991 г. и др.
Особое значение для развития предпринимательской деятельности в этот период оказал Закон РК «О защите и поддержке частного предпринимательства» от 4 июля 1992 г. № 1543-ХII, который определил основные формы и способы защиты частного предпринимательства и его поддержки, закрепил политику отказа от прямого вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность, максимальную свободу частных предпринимателей, охрану коммерческой тайны и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей.
Началом второго этапа в развитии предпринимательского законодательства послужило введение в действие Законов Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997 г. № 131-I и «Об индивидуальном предпринимательстве» от 19 июня 1997 г. № 135-I. Закон о государственной поддержке малого предпринимательства закрепил следующие принципы государственной поддержки малого предпринимательства: принцип приоритета развития малого предпринимательства в РК; принцип комплексности государственной поддержки малого предпринимательства; принцип доступности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и осуществляемых мер для всех субъектов малого предпринимательства; принцип международного сотрудничества в области поддержки и развития малого предпринимательства. Закон об индивидуальном предпринимательстве был направлен на реализацию установленного Конституцией РК права граждан на свободу предпринимательской деятельности, формирование системы государственных гарантий для индивидуального предпринимательства.
Третий этап берет свое начало с введения в действие Закона РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г., который систематизировал нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, и объединил их в едином законодательном акте. На смену многочисленных актов, регулировавших предпринимательские правоотношения, был принят один законодательный акт, установивший общие начала осуществления предпринимательской деятельности в РК.

1.3 Система предпринимательского законодательства Республики Казахстан

Систему законодательства РК о предпринимательстве составляют Конституция РК, ГК РК и другие нормативные правовые акты, которые можно объединить в следующие группы.
В первую группу входят специальные нормативные правовые акты, устанавливающие основные начала осуществления предпринимательской деятельности – это Закон РК «О хозяйственных товариществах» от 2 мая 1995 г. № 2255; Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 22 апреля 1998 г. № 220-I; Закон РК «О недобросовестной конкуренции» от 9 июня 1998 г. № 232-I; Закон РК «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге) от 24 июня 2002 г. № 330-II; Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. № 124-III; Указ Президента РК «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» от 27 апреля 1998 г. № 3928; распоряжение Президента РК «О дополнительных мерах по защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» от 28 мая 1999 г. № 49; постановление Правительства РК «Об образовании Совета предпринимателей» от 23 апреля 2005 г. № 1560; постановление Правительства РК «Об утверждении Типового положения об экспертных советах по вопросам предпринимательства» от 2 июня 2006 г. № 496; постановление Правительства РК «Об утверждении Правил проведения аккредитации объединений субъектов частного предпринимательства» от 31 мая 2006 г. № 477; и др.
Во вторую группу входят нормативные правовые акты о малом предпринимательстве и его государственной поддержке – постановление Правительства РК «Об утверждении Правил проведения государственными органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства» от 17 июня 2003 г. № 572; постановление Правительства РК «Об утверждении Правил предоставления субъектам малого предпринимательства в имущественный наем (аренду) или доверительное управление с правом последующей безвозмездной передачи в собственность неиспользуемых объектов республиканской государственной собственности» от 4 апреля 2003 г. № 327; постановление Правительства РК «Об утверждении Программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы» от 12 мая 2005 г. № 450 и др.
Третью группу составляют акты о государственной поддержке инновационной деятельности – Закон РК «О науке» от 9 июля 2001 г. № 225-II; Закон РК «О государственной поддержке инновационной деятельности» от 23 марта 2006 г. № 135-III; Указ Президента РК «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности национальной экономики в рамках индустриально-инновационной политики Республики Казахстан» от 16 марта 2006 г. № 65; распоряжение Премьер-министра РК «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности» от 17 июля 2006 г. № 206-р; и др.
Также в систему законодательства РК о предпринимательской деятельности входят акты о защите прав потребителей, акты о поддержке отечественных товаропроизводителей, акты, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, международные договоры РК.

    2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

2.1 Понятие и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государство, регулируя предпринимательские отношения, использует различные формы и способы воздействия на поведение субъектов предпринимательской деятельности. Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений основывается на ограниченности возможностей рыночной экономики в производстве общественных товаров, что и является основным побудительным мотивом деятельности государства в сфере экономики.
В системе общественных отношений по регулированию предпринимательской деятельности с одной стороны выступают юридические лица и физические лица, обладающие в соответствии с действующим законодательством статусом предпринимателя; а с другой – соответствующие органы государственного управления (министерства, ведомства, комитеты и т.д.). При этом, общественные отношения, складывающиеся между указанными субъектами, могут быть как вертикальными управленческими правоотношениями, целиком и полностью построенными на власти и подчинении (например, отношения в области лицензирования, сертификации и т.п.), так и горизонтальными общественными отношениями, в которых нет какого-либо подчинения (например, договорные правоотношения). В первом случае речь будет идти о публично-правовых отношениях, а во втором случае – о частноправовых.
В действующем законодательстве о частном предпринимательстве в качестве основных целей государственного регулирования частного предпринимательства названы: 1) создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства; 2) защита интересов государства и прав потребителей путем введения администрирования частного предпринимательства (ст. 4 Закона о частном предпринимательстве) . Что касается целей государственного администрирования частного предпринимательства, то к ним отнесены: обеспечение безопасности производимой и реализуемой субъектом частного предпринимательства продукции для жизни и здоровья людей, защиты их имущества, безопасности
для окружающей среды, национальной безопасности РК; предупреждение обманной практики; экономия природных и энергетических ресурсов; повышение конкурентоспособности национальной продукции.
Видами государственного администрирования являются:
- установление законами РК требований к продукции, процессам частного предпринимательства (государство устанавливает законами РК требования к продукции, процессам, обязательные для исполнения всеми субъектами частного предпринимательства);
- аккредитация органов по подтверждению соответствия, поверочных, калибровочных и испытательных лабораторий (центров) (аккредитация органов по подтверждению соответствия, поверочных, калибровочных и испытательных лабораторий (центров) производится в соответствии с законами РК);
- обязательное подтверждение соответствия отдельных видов продукции требованиям законодательства РК (обязательное подтверждение соответствия отдельных видов продукции, процессов устанавливается, если это необходимо для достижения целей, установленных законодательством РК о техническом регулировании);
- государственный контроль за частным предпринимательством (государственный контроль за частным предпринимательством устанавливается в случаях, если выполнение требований, установленных законами РК к продукции, процессам, и требований по подтверждению соответствия отдельных видов продукции, процессов недостаточно для достижения целей государственного администрирования);
- лицензирование отдельных видов частного предпринимательства (государственные органы, осуществляющие лицензирование отдельных видов частного предпринимательства, обязаны выдать субъекту частного предпринимательства лицензию на осуществление заявленного им вида деятельности, если субъект частного предпринимательства представил в уполномоченный орган документы, необходимые для ее получения, либо обоснованно отказать в выдаче лицензии в сроки, установленные законодательством РК о лицензировании);
- обязательное страхование гражданско-правовой ответственности субъектов частного предпринимательства в соответствии с законами РК (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности субъектов частного предпринимательства устанавливается законами РК в случаях, если применение видов государственного администрирования не обеспечивает достижения целей государственного администрирования);
- установление законами РК ответственности субъектов частного предпринимательства, государственных органов и их должностных лиц (ответственность субъектов частного предпринимательства, государственных органов и их должностных лиц устанавливается законами РК).
Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях экономики. В частности, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.
Виды государственного регулирования можно классифицировать по территориальному признаку, т.е. в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с этим можно выделить государственное регулирование на республиканском уровне, на региональном уровне, на местном (локальном) уровне.
Также в зависимости от характера применяемых способов воздействия можно выделить прямое и непрямое (косвенное) государственное регулирование. Прямое государственное регулирование основано на использовании административных (властных) методов регулирования, тогда как косвенное регулирование осуществляется с помощью экономических методов воздействия (как правило, стимулирующего характера).
Возможны и иные классификации видов государственного регулирования в сфере экономики.

2.2 Система органов, методы и направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

К органам общей компетенции, в первую очередь, относится Правительство РК, которое в соответствии со ст.14 Закона о частном предпринимательстве:
- разрабатывает основные направления государственной политики в области поддержки и развития частного предпринимательства;
- формирует государственную систему поддержки частного предпринимательства;
- образует и упраздняет консультативно-совещательные органы при Правительстве по вопросам частного предпринимательства;
- организует рассмотрение экспертными советами разрабатываемых центральными государственными и местными исполнительными органами проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства;
- стимулирует развитие малого предпринимательства, создает специальный фонд для оказания финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства со стороны государства;
- определяет и реализует государственную политику, стимулирующую создание и совершенствование конкурентоспособных отраслей, развитие субъектов частного предпринимательства и повышение качества производимой ими продукции;
- разрабатывает нормативные правовые акты, способствующие развитию конкуренции и стимулированию инвестиций в инновации, материальные активы, а также долгосрочных инвестиций;
- стимулирует субъектов частного предпринимательства на проведение согласованной совместной экспортной политики;
- создает условия для повышения конкурентоспособности национальной продукции путем стимулирования внедрения систем менеджмента качества;
- создает научно-исследовательские организации, финансирует фундаментальные и прикладные научные исследования для решения проблем отрасли или кластеров;
- разрабатывает государственные программы по подготовке квалифицированных кадров для экономики республики;
- разрабатывает меры по вовлечению социально незащищенных слоев населения в частное предпринимательство.
К числу органов общей компетенции также относятся местные представительные и исполнительные органы РК. Местные представительные органы:
- утверждают региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства;
- рассматривают отчеты руководителей местных исполнительных органов по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства в РК.
Министерство индустрии и торговли – это центральный исполнительный орган, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере индустриального, в т.ч. оборонно-промышленного, научно-технического и инновационного развития страны, а также в области развития торговой деятельности, предпринимательства и защиты конкуренции, строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, технического регулирования и обеспечения единства измерений, создания благоприятных условий для стимулирования частных инвестиций в несырьевом секторе экономики (п. 1 Положения о Министерстве индустрии и торговли РК, утвержденном постановлением Правительства РК от 26 ноября 2004 г. № 1237).
Министерство индустрии и торговли:
- разрабатывает и реализует программы развития частного предпринимательства;
- организует и координирует выполнение государственных мер поддержки и развития малого предпринимательства;
- разрабатывает предложения о совершенствовании мер по финансированию и кредитованию субъектов частного предпринимательства;
- организует проведение исследований в сферах деятельности частного предпринимательства;
- способствует формированию и развитию инфраструктуры малого предпринимательства в регионах республики;
- разрабатывает предложения по формированию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области малого предпринимательства;
- осуществляет контроль за соблюдением законодательства РК, направленного на защиту прав субъектов частного предпринимательства;
- координирует деятельность экспертных советов при центральных государственных и местных исполнительных органах;
- создает условия для участия малого предпринимательства в реализации государственных программ инновационного, инвестиционного и индустриального развития;
- создает условия для инвесторов, международных организаций – грантодателей в вопросах поддержки и развития частного предпринимательства;
- организует методологическую помощь субъектам частного предпринимательства;
Методы государственного регулирования экономических отношений подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые методы государственного регулирования, как уже отмечалось, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на субъектов предпринимательской деятельности. К таким методам государственного регулирования могут быть отнесены – государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.п.
В отличие от прямых методов, косвенные методы государственного регулирования основаны на экономических средствах воздействия, сущность которых заключается в опосредованном воздействии на поведение субъектов предпринимательской деятельности через экономические интересы, а не путем прямого властного воздействия. В частности, при помощи создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения субъектов предпринимательской деятельности посредством материального стимулирования и поощрения (например, путем предоставления льгот и преференций отдельным субъектам предпринимательской деятельности).
Одним из важнейших направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности является контроль за качеством продукции, работ и услуг.
В условиях рыночных отношений важное и существенное значение приобретают вопросы обеспечения защиты прав потребителей. В нормативно-правовых актах сейчас четко сформулированы основополагающие принципы:
- право потребителей на безопасность товаров;
- на достоверную информацию о товарах, работах и услугах;
- на возмещение ущерба, причиненного недоброкачественными товарами и услугами.
Потребитель имеет право на:
- надлежащее качество приобретаемого товара, работы или оказываемой услуги за исключением случаев, когда он заранее проинформирован продавцом или производителем о недостатках и согласен с ними (установление каких-либо прямых или косвенных ограничений прав потребителей не допускается);
- проверку качества, комплектности, меры, веса и цены приобретенных товаров, демонстрацию их удобства, а также обучение безопасному и правильному их использованию;
- свободный выбор товаров и услуг (производителю, продавцу запрещается использовать преимущества своего положения в производственной либо коммерческой деятельности с целью заставить потребителя согласиться с ненадлежащим качеством товаров и услуг, ненужным ему ассортиментом продукции или отказаться от применения своих прав потребителя);
- гарантированное обслуживание после продажи отечественных и импортных товаров;
- обмен товаров надлежащего качества (если они по каким-либо причинам не удовлетворяют его потребностям или не обладают необходимыми свойствами);
- получение информации о продукции;
- обеспечение безопасности его жизни и здоровья.
Наряду с этим, потребитель имеет право обращаться по собственной инициативе с претензией к производителю или продавцу продукции (работ и услуг) ненадлежащего качества, либо реализуемой по завышенным ценам. В случае отказа устранить нарушения и возместить причиненный ущерб в добровольном порядке потребитель имеет право обратиться с иском в суд (при этом цена иска значения не имеет).
Следующим направлением государственного регулирования предпринимательской деятельности является государственное регулирование цен и тарифов. В странах с развитой рыночной экономикой цена является важным инструментом управления и объектом государственного регулирования.
Под ценой понимается денежное выражение стоимости товаров, работ и услуг. Применительно к работам и услугам используется также термин «тариф», который является понятием, тождественным категории «цена».
Система ценообразования в Республике Казахстан основана на применении свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, и предусматривает следующие виды цен: свободные цены; оптовые (отпускные) цены; розничные цены; регулируемые цены.
Свободные цены устанавливаются соглашением сторон и распространяются на все товары и услуги, кроме установленного Правительством РК перечня.
Свободные цены бывают двух видов: оптовые и розничные.
Оптовые (отпускные) цены формируются по соглашению изготовителя с потребителем, они включают в себя суммы налога на добавленную стоимость и акцизов и применяются при расчетах со всеми потребителями, кроме населения. Розничные цены определяются коммерческими организациями, осуществляющими продажу товаров населению, они формируются на основе отпускной цены с включением налога на добавленную стоимость и торговой надбавки.
Регулируемые цены определяются уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления на товары и услуги по установленному Правительством РК перечню.
К нарушениям государственной дисциплины цен относятся:
- завышение регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги (фиксированных и предельных цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и др.);
- завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;
- завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую предприятиями по межправительственным соглашениям со странами СНГ и другими государствами;
- завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начисление непредусмотренных надбавок (наценок), не предоставление или предоставление покупателю в уменьшенном размере установленных скидок;
- применение регулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении этих цен и тарифов;
К субъектам, допустившим вышеназванные нарушения, применяются экономические санкции. В частности, к предприятиям, допустившим при реализации продукции, товаров, услуг нарушения государственной дисциплины цен и получившим в результате этого излишние суммы применяются санкции в виде изъятия в бесспорном порядке излишне полученных сумм из прибыли и перечислении их в доход государства. Кроме того, с предприятия дополнительно взыскивается штраф в таком же размере.
Государственный контроль при применении трансфертных цен в международных деловых операциях осуществляется с целью установления факта отклонения применяемых цен от рыночных по сделкам, указанным ниже, и корректировки объектов налогообложения (п.1 ст.3 Закона РК «О государственном контроле при применении трансфертных цен» от 5 января 2001 г. № 136-II).
Особый порядок формирования тарифов на регулируемые услуги (товары, работы) установлен для субъектов естественных монополий. Согласно ст. 15-1 Закона РК «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 г. № 272-I тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, утверждаемые уполномоченным органом, должны быть не ниже стоимости затрат, необходимых для предоставления регулируемых услуг (производства товаров, работ), и учитывать возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективное функционирование субъекта естественной монополии.
Уполномоченный орган при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня применяет особый порядок формирования затрат, предусматривающий следующие положения:
- регулирование затрат, включаемых в тариф (цену, ставку сбора) или его предельный уровень;
- ограничение статей расходов субъекта естественной монополии в пределах технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, а также нормативных технических потерь;
- установление перечня расходов, не учитываемых при формировании тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня;
- ограничение прибыли, включаемой в тариф (цену, ставку сбора) или его предельный уровень;
- согласование применяемых методов начисления износа основных средств;
- согласование переоценки основных средств и направлений использования средств амортизационных отчислений, предусматриваемых тарифной сметой субъекта естественной монополии.
В настоящее время наряду с преобразованием форм и отношений собственности как основополагающих начал формирования рынка осуществляются меры по демонополизации экономики и развитию конкуренции, среди которых важное место занимает антимонопольное регулирование. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности направлено на установление правил ведения хозяйственной деятельности предприятиями-монополистами, а также контроль за их осуществлением.
К сферам естественных монополий в Республике Казахстан относятся услуги (товары, работы):
- по транспортировке нефти и (или нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- по хранению, транспортировке газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам, эксплуатации газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов;
- по передаче и (или) распределению электрической энергии;
- по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией;
- по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии;
- магистральных железнодорожных сетей;
- подъездных путей;
- аэронавигации;
- портов, аэропортов;
- телекоммуникаций при условии отсутствия конкурентного оператора связи по причине технологической невозможности либо экономической нецелесообразности предоставления данных видов услуг, за исключением универсальных услуг телекоммуникаций;
- по предоставлению в имущественный наем (аренду) или пользование кабельной канализации и иных основных средств, технологически связанных с присоединением сетей телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования;
- водохозяйственной и (или) канализационной систем;
- общедоступные услуги почтовой связи (п. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях).
В соответствии с действующим законодательством субъекту естественной монополии запрещается:
- оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к сферам естественных монополий, за исключением деятельности: технологически связанной с регулируемыми услугами (товарами, работами); установленной законодательством РК о почте; в случае, когда доходы от оказания регулируемых услуг (товаров, работ), относящихся к сфере естественной монополии, не превышают одного процента доходов от всей деятельности субъекта рынка за один календарный год; в случае, когда доходы от иной деятельности не превышают пяти процентов от всей деятельности субъекта естественной монополии за один календарный год;
- иметь на праве собственности и (или) хозяйственного ведения имущество, не связанное с производством и предоставлением регулируемых услуг (товаров, работ) субъектом естественной монополии, а также с осуществлением деятельности, разрешенной для субъекта естественной монополии в соответствии с законодательством;
- владеть акциями (долями) или иным образом участвовать в деятельности коммерческих организаций, кроме негосударственных накопительных пенсионных фондов, специальных финансовых компаний, а также иных организаций, осуществляющих деятельность, разрешенную для субъекта естественной монополии законодательством;
- навязывать условия доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) субъектов естественных монополий или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей;
- отказывать в предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ) добросовестным потребителям в связи с неоплатой недобросовестными потребителями использованного объема регулируемых услуг (товаров, работ);
- включать в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) затраты, не связанные с их предоставлением;
- признавать коммерческой тайной информацию: содержащуюся в тарифной смете; о затратах на приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг и механизме взимания платы, приобретении и установке приборов учета регулируемых коммунальных услуг; о предоставляемых регулируемых коммунальных услугах
(товарах, работах).
Конституция РК, гражданское законодательство и специальные нормативные акты запрещают экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В частности, в ст. 11 ГК РК прямо установлено, что монополистическая и иная деятельность, направленная на ограничение или устранение законной конкуренции, получение необоснованных преимуществ, ущемление прав и законных интересов потребителей, не допускается.
Антимонопольное законодательство должно правовыми средствами способствовать развитию конкуренции, то есть состязательности предпринимателей на товарных рынках, которая ограничивает возможности каждого отдельного предпринимателя негативно воздействовать на общие условия обращения товаров (услуг) и стимулирует производство тех товаров и услуг, которые необходимы потребителю.
Антимонопольное регулирование, таким образом, представляет собой целенаправленную деятельность государства и его органов по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции.
Любому государству для осуществления его функций необходимы финансовые средства, основным источником получения которых являются налоги и другие обязательные платежи, вносимые в бюджет. В этой связи огромное значение имеет добросовестное и своевременное исполнение налоговых обязательств субъектами предпринимательской деятельности, и, соответственно, налоговое регулирование.
В Республике Казахстан действуют налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговым кодексом) от 12 июня 2001 г. № 209-II ЗРК.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно с дохода или имущества и взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ.
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным относятся налоги на отдельные виды дохода или объекты имущества, например на землю, недвижимое имущество. К личным налогам относятся, например, налог на прибыль, единый налог на вмененный доход, подоходный налог с физических лиц.
Косвенные налоги – это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к ценам, и взимаемые в процессе расходования материальных благ. К косвенным налогам относятся, например, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины.
Налоговое регулирование предпринимательских отношений проявляется одновременно как деятельность государства по обеспечению полноты поступлений в бюджет налогов и других обязательных платежей, так и деятельность государства по предоставлению различных льгот и преференций в целях обеспечения устойчивого экономического роста. К числу налоговых инструментов, стимулирующих предпринимательскую деятельность, можно отнести, например, дифференциацию налоговых ставок, предоставление возможности проведения ускоренной амортизации основных средств, различного рода налоговые льготы, некоторые специальные налоговые режимы.
Специальный налоговый режим введен для субъектов малого бизнеса и устанавливает упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты (при этом, на субъектов малого бизнеса не распространяется общий порядок исчисления, уплаты и представления налоговой отчетности вышеперечисленных налогов). Объектом налогообложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории РК и за ее пределами, за исключением доходов, ранее обложенных налогом, при наличии документов, подтверждающих удержание налога у источника выплаты, и (или) разового талона. Налоговым периодом для индивидуального предпринимателя, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе патента, является двенадцать месяцев; для субъекта малого бизнеса, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе упрощенной декларации, - квартал. В случае осуществления субъектами малого бизнеса, применяющими специальный налоговый режим, нескольких видов предпринимательской деятельности доход определяется суммарно от осуществления всех видов деятельности. Для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим и являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, в доход за налоговый период сумма налога на добавленную стоимость не включается.
Субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним: общеустановленный порядок; специальный налоговый режим на основе разового талона; специальный налоговый режим на основе патента; специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации (ст. 371 Налогового кодекса РК). При переходе на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов последующий переход на специальный налоговый режим возможен только по истечении двух лет применения общеустановленного порядка.
Специальный налоговый режим на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям: не использующие труд наемных работников; осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства; доход которых за каждый двенадцатимесячный период применения специального налогового режима на основе патента не превышает 2-х млн. тенге. В случаях возникновения условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим на основе патента, налогоплательщик на основании заявления переходит на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации либо на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов.
Для применения специального налогового режима на основе патента индивидуальный предприниматель до начала его применения представляет в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности заявление по форме, установленной уполномоченным государственным органом. Патент выдается индивидуальному предпринимателю на срок не менее одного месяца и не более чем на двенадцать месяцев.
Исчисление стоимости патента производится индивидуальным предпринимателем путем применения ставки в размере 2% к заявленному доходу. Стоимость патента подлежит уплате в бюджет в виде: индивидуального подоходного налога – в размере? части стоимости патента; социального налога – в размере? части стоимости патента за минусом суммы социальных отчислений в
Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом РК об обязательном социальном страховании.
При прекращении предпринимательской деятельности до истечения срока действия патента внесенная сумма налогов возврату и перерасчету не подлежит, за исключением случая признания индивидуального предпринимателя недееспособным.
Для перехода на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации до начала налогового периода субъекты малого бизнеса представляют в налоговый орган по месту осуществления деятельности заявление по форме, установленной уполномоченным государственным органом. Вновь образованные юридические лица представляют заявление на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации в налоговый орган не позднее десяти рабочих дней после государственной регистрации юридического лица. Вновь образованные индивидуальные предприниматели представляют заявление на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации в день постановки на регистрационный учет по месту осуществления деятельности. При осуществлении деятельности на нескольких объектах, находящихся на территории разных территориально- административных единиц в пределах одного населенного пункта, налогоплательщик самостоятельно определяет налоговый орган для подачи заявления на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации.
Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют субъекты малого бизнеса, соответствующие следующим условиям: для индивидуальных предпринимателей: предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет двадцать пять человек, включая самого индивидуального предпринимателя; предельный доход за налоговый период составляет 10 тыс. тенге; для юридических лиц: предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет пятьдесят человек; предельный доход за налоговый период составляет 25 тыс. тенге.
Уплата социального, корпоративного или индивидуального подоходного налогов и представление отчетности по ним при переходе с общеустановленного порядка исчисления и уплаты налогов на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации производится в общеустановленном порядке. Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится субъектом малого бизнеса самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3%.
Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции. Право применения специального налогового режима предоставляется крестьянским (фермерским) хозяйствам при наличии земельных участков на праве частной собственности и (или) на праве землепользования (включая право вторичного землепользования). Крестьянские (фермерские) хозяйства вправе самостоятельно выбрать данный специальный налоговый режим или общеустановленный порядок налогообложения.
и т.д.................

Длительность и сложность процесса развития предпринимательства приводят к необходимости программно-целевого управления этим процессом, поэтому во многом успех развития предпринимательства зависят от центральных органов государственной власти.

Перспективное развитие предпринимательства ориентируется на два важных направления:

1. Создание крупных организационно-хозяйственных структур (должно придать экономике стабильность и управляемость, открыть путь к широкомасштабной реализации научно-технических новаций.

2. Развитие малого бизнеса (должно создать конкурентную среду, обеспечить производству гибкость и индивидуализацию).

В рамках первого направления возникают достаточно мощные организационно-хозяйственные структуры нового типа - государственные, смешанные и частные корпорации, концерны, а также торгово-промышленные группы, способные успешно действовать на внутреннем и внешнем рынках. Органическое переплетение крупных и мелких производственных компаний с мощными финансовыми учреждениями (коммерческими банками, страховыми и инвестиционными институтами), а также транспортными, торговыми и информационными структурами образуют финансово-промышленные группы, располагающие поистине громадными производственными и финансовыми возможностями. Функционирование подобных групп является прогрессом современного общественного производства и одновременно условием его дальнейшего развития. Финансово-промышленные группы возникают и укрепляются под влиянием необходимости разворачивать широкомасштабные научные исследования и разработки, использовать сложнейшие технические и технологические комплексы, производственную кооперацию, чтобы эффективно противостоять резким колебаниям деловой конъюнктуры. Кроме того, опыт развитых стран Запада показывает, что национальный капитал способен выдерживать конкуренцию с транснациональными корпорациями, иностранными финансово-промышленными группами, если структурируется в мощные финансово-промышленные образования тесно взаимодействую с государственными органами, работают в правовом режиме, адекватно учитывающем особенности национальной и мировой экономики .

Правовое регулирование предпринимательства

Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм государственности Казахстана в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм. Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности .

Согласно пункту 1 статьи 4 закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года основными целями государственного регулирования частного предпринимательства являются: создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства и защита интересов государства и прав потребителей путем введения администрирования частного предпринимательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года основными принципами государственного регулирования частного предпринимательства являются:

Гарантия свободы частного предпринимательства и обеспечение его защиты и поддержки;

Равенство всех субъектов частного предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности;

Гарантия неприкосновенности и защиты частной собственности (собственности субъектов частного предпринимательства);

Приоритет развития малого предпринимательства в Республике Казахстан;

Участие субъектов частного предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства .

Право каждого на свободу предпринимательской деятельности конкретизируется в рамках гражданского законодательства и, прежде всего, в его основных началах. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Республики Казахстан граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора .

Реализация права на свободу предпринимательской деятельности гарантируется нормами действующего законодательства в виде определения пределов правового регулирования частной предпринимательской деятельности и установления адресованных органам государственной власти и управления запретов на ограничение свободы предпринимательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает её защиту и поддержку.

Государственные гарантии свободы предпринимательской деятельности устанавливаются в законе Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства».

Положениями статьи 14 закона частному предпринимателю гарантируется возможность беспрепятственно осуществления следующих прав:

· создавать любые виды предприятий, организация которых не противоречит законодательным актам Республики Казахстан;

· приобретать полностью или частично имущество государственных предприятий и предприятий, основанных на других формах собственности, иное имущество и связанные с ним имущественные права;

· при переходе права собственности на строения и сооружения (включая не завершённые строительством) вместе с этими объектами переходят право собственности или постоянного землепользования на земельный участок в порядке и на условиях, установленных земельным законодательством Республики Казахстан;

· участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

· использовать по соглашению сторон имущество юридических лиц и граждан;

· нанимать и увольнять любое количество работников на условиях контракта или на условиях, не противоречащих законодательству Республики Казахстан;

· устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;

· формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей производимой продукции (работ, услуг), выполнять на договорной основе работы и поставки для государственных нужд;

· самостоятельно устанавливать цены, расценки и тарифы на реализуемые товары (работы, услуги), за исключением случаев, определяемых нормами действующего законодательства Республики Казахстан;

· открывать банковские счета, в том числе для хранения денег и осуществления всех видов расчётных, кредитных и кассовых операций;

· свободно распоряжаться доходом от предпринимательской деятельности, остающимся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;

· получать неограниченный по размерам доход;

· пользоваться по своему выбору различными системами социального обеспечения и социального страхования;

· обжаловать в установленном порядке действия государственных и других органов, ущемляющих его права или законные интересы;

· выступать участником внешнеэкономических отношении и осуществлять валютные операции;

· осуществлять иные действия, связанные с предпринимательской деятельностью, если они не противоречат законодательству Республики Казахстан .

Вышеперечисленные и иные права частных предпринимателей на свободное осуществление предпринимательской деятельности охраняются законом. Пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан определяются способы защиты прав и законных интересов предпринимателей, предусматривающие:

Возможность осуществления предпринимательской деятельности без получения чьих-либо разрешений, кроме лицензируемых видов деятельности, перечень которых устанавливается в статье 9 указа президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 17 апреля 1995 года № 2200 «О лицензировании»;

Максимально простой явочный порядок регистрации всех видов предпринимательства во всех сферах экономики в одном регистрирующем органе;

Ограничение законодательными актами проверок предпринимательской деятельности, осуществляемых государственными органами, что регламентируется законом Республики Казахстан «о налогах и других обязательных платежах в бюджет», законом Республики Казахстан от 19 июня 1997 года «Об индивидуальном предпринимательстве»; указом президента Республики Казахстан от 27 апреля 1998 года «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности»;

Возможность принудительного прекращения предпринимательской деятельности только по решению суда, вынесенному по основаниям и в порядке, определяемым законодательными актами;

Установление законодательными актами перечня работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта;

Возможность привлечения государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организаций к установлению законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за неправомерное воспрепятствование их деятельности;

Запрещение исполнительным контрольным и надзирающим органам вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями этих органов;

Иные средства, предусмотренные законодательством, в том числе: законом Республики Казахстан от 4 июля 1992 г. «О защите и поддержке частного предпринимательства» (с изменениями), законом Республики Казахстан от 19 июня 1997 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства», указом президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации малого предпринимательства» .

В Казахстане впервые принят предпринимательский кодекс, в котором. глава 7 посвящена вопросам правового регулирования предпринимательства государством. Закрепляя свободу предпринимательства, нельзя не обметить возрастающую роль государственного регулирования для содействия развитию предпринимательства. Модифицируются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Дефиниция государственное регулирование звучит как: «комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы». Согласно статье 80 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее РК) государственное регулирование предпринимательства должно осуществляться для обеспечения безопасности производимых и реализуемых субъектами предпринимательства товаров, работ, услуг для жизни и здоровья людей, защиты законных интересов предпринимателей и государства. Безопасность окружающей среды и национальная безопасность РК также приоритетные цели государственного регулирования предпринимательства. Интересна история формирования в Казахстане системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в новых рыночных условиях. Первые годы независимости развивалась правовая база, регулирующая отношения частной собственности, гражданского общества и свободы предпринимательства. Проблемы регулирования государственными органами решались по мере их возникновения, путем ввода новых регуляторных инструментов. В этой связи, предпочтение отдавалось разрешительным инструментам. Разрешения являются самым простым с точки зрения администрирования инструментом, но подвержены наиболее высоким коррупционным рискам. При этом для предпринимателей как субъектов регулирования введение разрешений становилось существенным барьером на входе в рынок. А в условиях наличия сложных и порой неисполнимых требований такой барьер непреодолим для малого бизнеса. Понимая необходимость ограничения произвольного введения регулирования предпринимательской деятельности, государством проведены реформы, направленные на повышение эффективности государственного регулирования. В 2006 году был принят Закон РК «О частном предпринимательстве», которым было предусмотрено создание экспертных советов при государственных органах. В результате бизнес получил возможность участвовать в разработке нормативных правовых актов через экспертные советы, созданные при центральных государственных, местных представительных и исполнительных органах. Закреплены принципы государственной защиты и поддержки частного предпринимательства, критерии определения размерности и многое другое. В 2007 году нормативная база пополнилась Законом РК «О лицензировании», которым был утвержден исчерпывающий перечень видов лицензируемой деятельности и новые принципы лицензирования. Последовательно введены принципы «одного окна» на согласование со всеми государственными органами при получении лицензий, «молчание - знак согласия» распространены на все разрешения, установлен единый срок выдачи лицензий - 15 рабочих дней, проверки представленного пакета документов на полноту в двухдневный срок, исключено обязательное нотариальное заверение документов. Выдача всех лицензий переведена в электронный формат для разрешений, не связанных с прямым риском для жизни и здоровья граждан, носящих информационный характер, не влияющих на обеспечение безопасности от высоких угроз, введен уведомительный порядок. Определенную роль в реформирования вопросов государственного контроля и надзора в отношении субъектов предпринимательства сыграл принятый в 2011 году Закон РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». В процессе реализации данного закона повысился уровень ведомственных актов государственных органов, устанавливающих обязательные требования для бизнеса. В, частности, более 250 нормативно-правовых актов подняты до уровня постановлений Правительства РК. Большим стимулом для развития бизнеса стал трехлетний запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, введенный в 2012 году. И, как уже отмечалось, 29 октября 2015 года Президентом РК был подписан Предпринимательский кодекс РК, который вступил в силу 1 января 2016 года. Была кодифицирована ранее существующая законодательная база, регулирующая правовые вопросы предпринимательства, утранены пробелы и противоречия, систематизированы социально-экономические и правовые условия и гарантиии обеспечения свободы предпринимательства . Итогом проведенных реформ должно было стать значительное снижение давления контролирующих органов на бизнес. Изменениям подверглись такие сферы как открытие предприятия, налогообложение, защита инвесторов. Предпринимательский кодекс помимо систематизации положений соответствующих законов по принципу однородности, закрепил единые принципы, меры государственной поддержки частного предпринимательства, агропромышленного комплекса, индустриально-инновационной, инвестиционной деятельности, специальных экономических зон. Проведенная ранее реформа разрешительной системы и государственного контроля и надзора обеспечила инвентаризацию соответствующих регуляторных инструментов и утверждение их лишь на уровне законов с признанием нелегитимными всех иных разрешений и контрольных функций, не вошедших в соответствующие перечни законов. Такой подход гарантировал защиту предпринимателей от произвольного введения новых обременительных регуляторных инструментов. Государственный контроль и надзор направлен, помимо прочего, на выявление нарушений и их предупреждение. Принципиальным является положение о приоритете предупреждения правонарушения перед наказанием. На практике в качестве санкций наиболее распространены штрафы, в меньшей степени предупреждения. Высокий процент наложения штрафных санкций указывает на то, что штрафы применяются даже к несущественным нарушениям, несмотря на то, что международная практика идет по пути использования уведомлений о необходимости улучшений. Предпринимательский кодекс закрепил базовые принципы государственного регулирования отношений с участием субъектов предпринимательства, отмеченных Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 . Такие как: гарантия свободы частного предпринимательства (разрешено осуществление любых видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Казахстан), обеспечение его защиты и поддержки (принцип свободы частного предпринимательства); равенство всех субъектов предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности (принцип равенства субъектов предпринимательства); гарантия неприкосновенности и защиты собственности субъектов предпринимательства (принцип неприкосновенности собственности); действие субъектов предпринимательства в пределах Конституции Республики Казахстан и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов (принцип законности); стимулирование предпринимательской деятельности, включая поддержку и приоритет развития малого предпринимательства (принцип стимулирования предпринимательской деятельности); участие субъектов предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, текстов международных договоров и иных обязательств Республики Казахстан, затрагивающих интересы предпринимательства (принцип участия в нормотворчестве). 18 апреля 2014 года Правительством РК утверждена Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, которая была принята во исполнение поручений Главы государства. Реализация Концепции предусматривает достижение целей и решение задач по созданию сбалансированной системы дешевого для бизнеса и свободного от коррупции государственного регулирования . Действенность мер государственного регулирования предпринимательской деятельности также зависит от стабильности институциональной структуры предпринимательской деятельности. Совершенствование законодательства приводит к созданию и непрерывному изменению разнообразных законов, которые фактом своего неоднократного и бессистемного изменения могут косвенно оказывать влияние на бизнес. Предприниматели отмечают, что им приходится больше тратить времени, чтобы вникнуть в постоянно меняющиеся нормативные акты, что ведет к увеличению как явных, так и неявных трансакционных издержек. Государственное регулирование предпринимательской деятельности должно учитывать влияние коллективных действий, а также неформальных институциональных ограничений на процесс развития предпринимательских структур. Подводя итоги, следует отметить, что государственное регулирование предпринимательской деятельности является важнейшим рычагом рыночной экономики, где основным инструментом выступает право, способное оказать большое регулирующее воздействие на основные сферы жизни общества, в том числе и на предпринимательскую деятельность. Государственное регулирование предпринимательской деятельности необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства, при тесном взаимодействии предпринимательства и государства.

Цель занятия – рассмотреть направления государственной политики в сфере регулирования предпринимательства в Республике Казахстан.

Вопросы к теме:

1. Понятие и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности;

2. Система органов государственного регулирования предпринимательской деятельности;

3. Методы и направления государственного регулирования предпринимательской деятельности;

4. Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности.

Краткое содержание темы (тезисы)

Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений обусловлена необходимостью защиты публичных интересов, поскольку именно государство в лице своих органов может и должно стоять на страже общественных отношений

В системе общественных отношений по регулированию ПД с одной стороны выступают юридические лица и физические лица, обладающие в соответствии с действующим законодательством статусом предпринимателя; а с другой стороны – уполномоченные государственные органы. Общественные отношения, складывающиеся между указанными субъектами, могут быть как вертикальными отношениями целиком и полностью построенными на власти и подчинении (отношения в области лицензирования, сертификации и …) – публично правовые отношения, так и горизонтальными отношениями, в которых нет какого-либо подчинения (договорные отношения) – частно-правовые отношения.

Цели государственного ного регулирования ПД: создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства; защита интересов государства и прав потребителей путем введения администрирования частного предпринимательства.

Цели государственного администрирования:

1. обеспечение безопасности производимой и реализуемой субъектом частного предпринимательства продукции для жизни и здоровья людей

2. защита их имущества

3. безопасность для окружающей среды

4. национальная безопасность

5. предупреждение обманной практики

6. экономия природных и энергетических ресурсов

7. повышение конкурентоспособности национальной продукции.

Виды государственного администрирования являются:

1. установление законами РК требований к продукции, процессам частного предпринимательства

2. аккредитация органов по подтверждению соответствия, поверочных, калибровочных и испытательных лабораторий

3. обязательное подтверждение соответствия отдельных видов продукции требованиям законодательства РК

4. государственный контроль за частным предпринимательством

5. лицензирование отдельных видов частного предпринимательства

6. обязательное страхование гражданско-правовой ответственности субъектов частного предпринимательства в соответствии с законами РК

7. установление законами РК ответственности субъектов частного предпринимательства, государственных органов и их должностных лиц.

Классификация видов государственного регулирования:

· По степени воздействия государства:

Максимальный уровень – использование всех или большинства средств (инструментов) гос регулирования (естественных монополий)

Минимальный уровень существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

· По территориальному признаку

На республиканском уровне

На региональном уровне

На местном (локальном) уровне.

· В зависимости от характера применяемых способов воздействия

Прямое гос регулирование основано на использовании административных (властных) методов регулирования

Косвенное гос регулирование осуществляется с помощью экономических методов воздействия (стимулирующего характера).

Система органов государственного регулирования предпринимательской деятельности

Органы общей компетенции - Правительство - Местные представительные органы и местные исполнительные органы

Органы специальной компетенции - Министерство индустрии и торговли (комитет промышленности и научно-тех развития, по делам строительства и жилищно-технического развития, комитет по защите конкуренции, по техническому регулированию и метрологии).

Министерство индустрии и торговли РК – это центральный исполнительный орган, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере индустриального, в т.ч. оборонно-промышленного, научно-технического и инновационного развития страны, а также в области развития торговой деятельности, предпринимательства и защиты конкуренции, строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, технического регулирования и обеспечения единства измерений, создания благоприятных условий для стимулирования частных инвестиций в не сырьевом секторе экономики.

Методы государственного регулирования экономических отношений подразделяется на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования связаны с использованием административных средств воздействия на поведение субъектов ПД (гос регистрация субъектов ПД, лицензирование)

Косвенные методы гос регулирования основаны на экономических средствах воздействия, сущность которых заключается в опосредованном воздействии на поведение субъектов ПД через экономические интересы, а не путем прямого властного воздействия (предоставление льгот и преференций).

Одним из важнейших направлений государственного регулирования ПД является контроль за качеством продукции, работ и услуг.

Принципы:

Право потребителей на безопасность товаров;

На достоверную информацию о товарах, работах и услугах;

На возмещение ущерба, причиненного недоброкачественными товарами и услугами.

Государственное регулирование цен и тарифов

Под ценой понимается денежное выражение стоимости товаров, работ, услуг.

Система ценообразования основана на применении свободных цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, и предусматривает следующие виды цен:

Свободные цены – устанавливаются соглашением сторон и распространяются на все товары и услуги, кроме установленного перечня Правительством.

· Оптовые (отпускные) цены формируются по соглашению изготовителя с потребителем, они включают в себя суммы НДС+акцизов и применяются при расчетах со всеми потребителями, кроме населения.

· Розничные цены определяются коммерческими организациями, осуществляющими продажу товаров населению, они формируются на основе отпускной цены с включением НДС и торговой надбавки.

Регулируемые цены – определяются уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления на товары и услуги по установленному Правительством перечню.

Нарушение гос-ной дисциплины цен относятся:

· Завышение регулируемых цен на продукцию, товары и услуги;

· Завышение оптовых цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;

· Завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую предприятиями по межправительственным соглашениям со странами СНГ и др. гос;

· Завышение установленных надбавок к ценам, начисление непредусмотренных надбавок, не предоставление или предоставление покупателю в уменьшенном размере установленных скидок;

· Применение регулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении этих цен и тарифов;

· Завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации);

· Нарушение предприятиями – монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;

· Применение свободных цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке.

К субъектам, допустившим вышеназванные нарушения, применяются экономические санкции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Методы государственного регулирования и их роль в повышении эффективности предпринимательской деятельности.

2. Становление и развитие предпринимательства в Казахстане.

3. Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления.

4. Барьеры перед казахстанским предпринимательством и пути их преодоления.

См. Список учебно-методической литературы

Деятельность предпринимателя направлена на получение прибыли, на получение имущественных благ. В этом случае можно говорить о возможном коммерческом риске, возможных неблагоприятных имущественных последствиях деятельности предпринимателя (обусловленных как упущениями в работе, так и связанных с ненадлежащим исполнением своих обязательств).


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

20307. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Казахстан 86.95 KB
Историко-правовой аспект возникновения аудита и аудиторской деятельности. Ответственность за правонарушения в сфере аудиторской деятельности по законодательству Республики Казахстан Актуальные проблемы аудита и аудиторской деятельности в Республике Казахстан. Проблемы применения международных стандартов аудита. На этом фоне существует настоятельная необходимость в разработке внутренней и внешней независимая альтернатива аудита государственного контроля как одного из неотъемлемых...
18231. Валютное регулирование в Республике Казахстан 321.02 KB
Правовые основы совершения валютных операций коммерческими банками на валютном рынке Казахстана. Понятие и классификация валютных операций коммерческого банка. Анализ валютных операций коммерческого банка на примере районного отделения Сбербанка Казахстана. Технологические основы деятельности банка в области организации и методологии совершения валютных операций.
18148. Правовое регулирование лизинга по законодательству Республики Казахстан 73.39 KB
Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг, под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг.
18421. Правовое регулирование земель сельскохозяйственного назначения по законодательству Республики Казахстан 106.41 KB
Юридическая характеристика земель сельскохозяйственного назначения. Правовое регулирование земель сельскохозяйственного назначения по законодательству Республики Казахстан. Правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения. нового Земельного кодекса Республики Казахстан.
4130. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности 55.7 KB
Реформы, проводимые в России, показали, что отказ от рычагов государственного воздействия на экономику оказался необоснованным. Состояние российской государственности характеризуется тем, что экономика от административно-командной системы освободилась, а формы и методы воздействия государства на субъекты рынка еще только создаются.
6043. Правовое регулирование сервисной деятельности 48.92 KB
Лицензирующие органы имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям осуществляемой лицензиатом деятельности; запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам возникающим при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты протоколы с указанием конкретных нарушений; выносить решения обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения устанавливать сроки устранения таких нарушений;выносить предупреждение лицензиату;...
3210. Международно-правовое регулирование туристской деятельности 34.58 KB
Хартия туризма. Глобальный кодекс этики туризма. Двусторонние договоры и соглашения государств в области туризма. Соглашение о сотрудничестве в области туризма заключенное в рамках СНГ.
14042. Правовое регулирование, задачи и формы деятельности российской адвокатуры 15.64 KB
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: рассмотреть правовое регулирование и принципы деятельности адвокатуры в Российской Федерации; проанализировать задачи адвокатуры в Российской Федерации; охарактеризовать современные формы адвокатских образований. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому...
7899. Правовое регулирование деятельности по оказанию услуг, выполнению работ 23.49 KB
Понятия товара работы и услуги содержатся и в гражданском законодательстве и в налоговом законодательстве. Услуги полезные действия предпринимателя услугодателя исполнителя удовлетворяющие потребности кредиторов заказчиков клиентов как таковые не создающие овеществленного результата который оставался бы в распоряжении клиента и обладал бы качествами самостоятельного объекта гражданских прав...
10648. Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг 19.48 KB
Тема: Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг Тема: Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг 1. Услуги как вид деятельности.